Развитие звуковой чувствительности у ребенка

Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и пр. В конце первого и начале второго месяцев жизни у ребен­ка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путём многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать кого ребенка, условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качест­ву (по тембру, по высоте). По новейшим исследованиям, первичное различение звуков, резко отличающихся друг от друга по характеру (например, шумов и стуков — от музыкальных тонов, а также раз­личение тонов в пределах смежных октав), можно наблюдать даже порожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечается также возможность определения направления звука. В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспри­нимаются им на первых порах недостаточно расчлененно. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже спо­собностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в к с ном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой стороны — умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшествует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отраженно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в произношении взрослого.

Можно считать, что формирование так называемого речевого слуха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, заканчивается к началу третьего года жизни. Однако совершенствование других сторон слуховой функции (музыкальный слух, спо­собность к различению всякого рода шумов, связанных с работой некоторых механизмов, и т. п.) может происходить не только у детей, но и у взрослых в связи со специальными видами деятельности.

Исследование слуха

Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха, т. е. чувствительности уха к звукам разной частоты. Так как чувствительность уха определяется порогом слуха для данной частоты, то практически исследование слуха заключается главным образом в определении порогов восприятия для звуков разной частоты.

1. Исследование слуха речью

Самым простым и доступным методом является исследование слуха речью. Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудования, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения.

При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Конечно, оба эти понятия не включают точной дозировки силы и высоты звука, однако некоторые показатели, определяющие динамическую (силовую) и частотную характеристику шепотной и громкой речи, все же имеются.

2. Исследование слуха камертонами

Более точным методом является исследование слуха при помощи камертонов. Камертоны издают чистые тоны, причем высота тона (частота колебаний) для каждого камертона постоянна. В практике применяются обычно камертоны, настроенные на тон С (до) в разных октавах, включающие камертоны С,, С, с, cv c2, с3, с4, с5. Исследования слуха производятся обычно тремя (С128, С512, С2048 или С4096) или даже двумя (С128 и С2048) камертонами (СНОСКА: Для большей наглядности камертоны обозначаются буквой, соответствующей названию тона, издаваемого данным камертоном, и цифрой, показывающей число колебаний (С256, С1024 и т. л.) в секунду).

3. Исследование слуха при помощи современного аппарата — аудиометра

Аудиометр представляет собой генератор переменных электрических напряжений, которые при помощи телефона превращаются в звуковые колебания. Для исследования слуховой чувствительности при воздушной и костной проводимостях применяют два разных телефона, которые соответственно называют «воздушным» и «костным». Интенсивность звуковых колебаний может изменяться в очень больших пределах: от самой незначительной, лежащей ниже порога слухового восприятия, до 120—125 дБ (для звуков средней частоты). Высота издаваемых аудиометром звуков также может охватывать большой диапазон — от 50 до 12 000—15 000 Гц.

4. Исследование слуха у детей

Исследованию слуха у детей должно быть предпослано собирание кратких анамнестических сведений: течение раннего физического развития ребенка, речевое развитие, время и причины потери слуха, характер потери речи (одновременно с глухотой или через некоторое время, сразу или постепенно), условия воспитания ребенка.

В различные периоды жизни ребенка возникновение тугоухости и глухоты бывает связано с определенными типичными причинами, позволяющими выделить группы риска. Например: причины, влияющие на слуховую функцию плода в период беременности (врожденная тугоухость и глухота), — это токсикоз, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, нефропатия, опухоли матки, заболевания матери во время беременности, прежде всего такие как краснуха, грипп, лечение ототоксическими препаратами. Часто глухота наступает при патологических родах — преждевременных, стремительных, затяжных с наложением щипцов, при кесаревом сечении, частичной отслойке плаценты и т. д. Для глухоты, наступающей в раннем неонатальном периоде, характерны гипербилирубинемия, связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития и т. д.

В грудном и раннем детском возрасте факторами риска являются перенесенный сепсис, лихорадочное состояние после родов, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, грипп), менинго-энцефалит, осложнения после прививок, воспалительные болезни уха, черепно-мозговые травмы, лечение ототоксическими препаратами и т.д. Влияет на врожденную глухоту и наследственность.

Большое значение для первоначального суждения о состоянии слуха у ребенка с подозрением на наследственную тугоухость имеет материнский анамнез:

Читайте также:  Картинки животных для развития ребенка

· при опросе родителей ребенка в возрасте до 4 месяцев выясняется: пробуждают ли спящего неожиданные громкие звуки, вздрагивает ли он или плачет; для этого же возраста характерным является так называемый рефлекс Моро. Он проявляется разведением и сведением рук (рефлекс обхватывания) и вытягиванием ног при сильном звуковом раздражении;

· для ориентировочного выявления нарушений слуха используется врожденный сосательный рефлекс, который происходит в определенном ритме (так же, как и глотание). Изменение этого ритма при звуковом воздействии обычно улавливается матерью и свидетельствует о наличии слуха. Конечно, все эти ориентировочные рефлексы скорее определяются родителями. Однако эти рефлексы характеризуются быстрым угасанием, а это означает, что при частом повторении рефлекс может перестать воспроизводиться. В возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок обычно делает попытки поворачиваться к источнику звука, т. е. уже определяет его локализацию. В 7 месяцев он дифференцирует определенные звуки, реагирует даже, если не видит источника. К 12 месяцам у ребенка начинаются попытки речевых ответов («гуление»).

Для исследования слуха детей в возрасте от 4—5 лет используются те же методы, что и для взрослых.

Патологии слуха

Патология слуха— это ослабление слуха с сохранившимся восприятием речи или полная глухота. К патологиям слуха относятся различные его нарушения, которые проявляются в систематическом нарушении восприятия звуков, и кончая полной утратой аудиальной системой способности реагировать на какие бы то ни было звуки.

Говоря о патологии органов слуха у детей, можно выделить несколько факторов ее развития.

Факторы, которые предшествуют развитию патологии слуха, условно делят на три группы.

К первой группе относят факторы развития наследственных заболеваний, которые нарушают слуховой аппарат человека в строении и способствуют развитию наследственной тугоухости. На долю первой группы факторов относят от 30 до 50% врождённой тугоухости и глухоты.

Вторая группа – это факторы внешнего и внутреннего характера, которые оказывают патологическое воздействие на развитее органа слуха у плода. В данном случае воздействие наследственных факторов исключается. Врожденная тугоухость составляет 27,7%.

Третий тип факторов, вызывающих тугоухость, оказывают воздействие уже после рождения.

Практика показывает, что патология органа слуха формируется при воздействии факторов в критические периоды развития после рождения и, как правило, в совокупности. Для матерей важно знать и помнить, что критическими считаются периоды в жизни ребёнка с 4 недели беременности до 5 лет жизни. В течение этого времени плод или ребёнок особенно чувствительны к воздействию патогенных факторов. На разных этапах развития патогенные факторы поражают различные участки органа слуха

Повреждения ухавстречаются в мирное и военное время, спорте и транспорте, на производстве, во время подвижных игр и т.д. Наиболее частыми повреждающими факторами являются механические, химические и термические. Особое место занимают чрезмерное акустическое воздействие, вибрации и перепады атмосферного давления, при этом возникают нарушения не только в среднем ухе, но и дегенеративные изменения в рецепторном аппарате внутреннего уха.

1). Механические повреждения уха, в частности, ушной раковины (ушиб, удар, укус и т.д.) характеризуются инфицированием органа, что может привести к воспалению надхрящницы (перихондриту) или воспалению хряща (хондриту) с последующим расплавлением хряща и деформацией ушной раковины.

Необходимо обработать рану 76% спиртовым раствором, раствором бриллиантовой зелени или йодом. В результате происходит быстрое заживление раны.

2). Отогематома (ушная кровяная опухоль) возникает при ушибе, длительном сдавлении или скручивании ушной раковины. В результате возникает кровоизлияние между хрящем и надхрящницей. При осмотре ушной раковины обнаруживается флюктуирующая припухлостьокруглой формы красного цвета с синюшным оттенком. Пальпация безболезненна.

Необходимо пострадавшегодоставить к врачу для оказания первой медицинской помощи.

3).Повреждения наружного слухового прохода могут локализоваться в кожно-перепончатой и костной частях, реже поражаются обе части прохода. Повреждения бывают непосредственными и косвенными. Непосредственные повреждения кожно-перепончатой части слухового прохода возникают при неумелых попытках удалить инородное тело, серную пробку или небрежной чистке уха. Косвенные повреждения костных стенок наружного слухового прохода встречаются редко, например, при падении на нижнюю челюсть, ударах в подбородок. Симптомы при данной патологии : незначительное кровотечение из уха, боль при жевании и открывании рта.

Необходимо больного с этой патологией доставить к врачу.

4). Повреждения барабанной перепонки бывают прямые и косвенные. Прямые:возникают при неумелой чистке ушей; попытках удалить инородное тело спичками, шпильками и случайных толчках при этих манипуляциях; бегу по кустарнику и т.д. Косвенные: встречаются при переломах основания черепа, проходящего линией разлома кости через барабанное кольцо; при внезапном сгущении или разрежении воздуха в наружном слуховом проходе (ударе по ушной раковине, падении ухом на водную поверхность при прыжках в воду).

В мирное время подобные повреждения встречаются при нарушении правил компрессии и декомпрессии у водолазов и кессонщиков, в военных условиях – в результате действия воздушной волны при взрывах.

Симптомы: внезапная резкая боль и шум в ухе, незначительное кровотечение из наружного слухового прохода, нарушение слуха.

Необходимо пострадавшему вставить в наружный слуховой проход ватный шарик и доставить в больницу.

5). Повреждения внутреннего уха прямые возникает при проникновении через барабанную перепонку, барабанную полость в преддверие острых предметов (шпилек, булавок, гвоздей), косвенные – при переломах основания черепа с повреждением крупных кровеносных сосудов. Нарушается слуховая и вестибулярная функция со стороны поражения. Кроме этого возможны грозные внутричерепные осложнения (менингит, энцефалит). Состояние крайне опасное для человека и в связи с этим необходима его госпитализация.

6). Переломы пирамиды височной кости возникают в результате ударов по лбу или затылку, падении на подбородок, при этом костные отломки не смещаются и сосуды травмируются в меньшей степени.

Необходимо госпитализировать пострадавшего.

7). Повреждение нервного аппарата улитки и полукружных каналов внутреннего уха возникает под вибрационным воздействием, баротравмой, акустической травмой и др. При сочетанном повреждении отделов внутреннего уха больной жалуется на шум и звон в ухе, снижение слуха, головокружение, нарушение равновесия, тошноту, рвоту.

Необходима госпитализация травмированного больного.

8). Термические и химические травмы уха возникают при воздействии высокой или низкой температуры, кислот, щелочей и т.д.

Ожоги дают 4 степени:

1 – эритема; 2 – отечность и образование пузырей; 3 – поверхностный некроз кожи; 4 – глубокий некроз, обугливание.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка норма и патология

Обморожения выделены в 4 степени:

1 – припухлость и цианоз кожи; 2 – образование пузырей; 3 – некроз кожи и подкожной клетчатки; 4 – некроз кожи.

Необходима медицинская помощь.

9). Акустическая травма возникает при длительном воздействии на орган слуха очень сильных звуков (150-160 дБ). Выделяют острую и хроническую акустическую травму. Острая – возникает при кратковременном действии сверхсильных и высоких звуков, например свист, визг в ухо. При этом происходит кровоизлияние в улитку, смещение и набухание клеток кортиева органа. Как результат – страдает слух, появляется боль в ухе. Эти явления обратимы. Хроническая или шумовая травма (тугоухость ткачей, клепальщиков, пескоструйщиков и др.) – в основе возникновения лежит утомляющее действие звуков на орган слуха (фактор утомления) и приводит к атрофии кортиева органа.

10). Вибрационная травма вследствие вибрационных колебаний (сотрясений), производимых различными механизмами (инструменты, транспорт) приводящая к дегенеративным изменениям в улитке.

11). Баротравма отмечаетсяпри изменении атмосферного давления только в слуховом проходе (например, при форсированном продувании слуховой трубы) и из-за разницы давления в окружающей среде и одновременно в барабанной полости (например, при полете у летчиков, погружение водолазов). При этом страдает среднее и внутреннее ухо. Сочетание баро- и акустической травмы имеются при взрывах или выстрелах на близких расстояниях (детонация). В последнем случае действует механизм мгновенного повышения атмосферного давления и внезапного действия звука высокой частоты.

12). Инородные тела наружного уха. Чаще встречаются у детей, которые, играя, засовывают в ухо пуговицы, камушки, бумагу, фасоль и пр. У взрослых в наружный слуховой проход попадают обломки спичек, вата, бытовой мусор. Иногда, от собак и кошек – блохи. При инородных телах возникают неприятные ощущения в ухе, снижается слух. Наибольший дискомфорт вызывают блохи, которые при прыжках сильно ударяют задними лапками по барабанной перепонке, такой феномен описан как симптом «пушечной канонады» и заставляет мучительно страдать больных людей.

Необходимо при попадании горошины, фасоли, семечек несколько раз в сутки закапывать в ухо 70% раствор спирта, который приводит к дегидратации и значительному уменьшению биологических объектов, что позволяет в дальнейшем их удалить. При наличии насекомых в наружный слуховой проход закапывается жидкое масло, насекомое гибнет и его тело оттекает из уха вместе с маслом.

Дата добавления: 2018-01-21; просмотров: 2381; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10800 — | 8079 — или читать все…

Источник

                                                     1. Пороги слухового ощу­щения.

            Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствитель­ностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки, вызывающие ничтожно малые (не превышающие диаметра мо­лекулы водорода) колебания барабанной перепонки.

            Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000, по мере же пони­жения и повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в обла­сти самых низких и самых высоких звуков.

            С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наиболь­шая острота слуха наблюдается в возрасте 15—20 лет, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится в области 3000 гц, от 40 до 60 лет — в области 2000 гц, а старше 60 лет — в области 1000 гц.

            Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слухового ощу­щения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем выше чувствитель­ность уха к данному звуку. В обла­сти средних частот (от 1000 до 3000 гц) пороги слухового воспри­ятия оказываются наиболее низкими, а в области низких и высо­ких частот пороги повышаются.

            При нормальном слухе величина порога слухового ощущения равна 0 дб. Нуль децибел означает не отсутствие звука (не «нуль звука»), а нулевой уровень, т. е. уро­вень отсчета при измерении интенсивности воспринимаемых зву­ков, и соответствует пороговой интенсивности при нормальном слухе.

            Нулевым уровнем силы звука принято считать величину дав­ления, соответствующего порогу слухового ощущения при нор­мальном слухе для тона в 1000 гц..

            При увеличении силы звука ощущение громкости звука уси­ливается, но при достижении силы звука определенной величины нарастание громкости прекращается и появляется ощущение да­вления или даже боли в ухе. Сила звука, при которой появляется ощущение давления или боли, называется порогом непри­ятного ощущения или порогом дискомфорта.

            Расстояние между порогом слухового ощущения и порогом дискомфорта оказывается наибольшим в области средних частот (1000—3000 гц) и достигает здесь 130 дб.

            Область слухового восприятия у нормально слышащего человека ограничена по частоте и по силе звука. По частоте эта область охватывает диапазон от 16 до 20000 гц (частотный диапазон слуха), а по силе — 130 дб (дина­мический диапазон слуха).

            Принято считать, что область речи, т. е. частотный и динами­ческий диапазон, необходимый для восприятия звуков речи, зани­мает лишь небольшую часть всей области слухового восприятия, а именно по частоте от 500 до 3000 гц и по силе от 50 до 90 дб над порогом слышимости. Такое ограничение области речи по ча­стоте и интенсивности может быть принято лишь весьма условно, так как оно оказывается действительным только в отно­шении наиболее важной для понимания речи области восприни­маемых звуков, но далеко не охватывает всех звуков, входящих в состав речи.

            Целый ряд звуков речи, как например соглас­ные [с], [з], [ц], содержит форманты, лежащие значительно выше 3000 гц, а именно до 8600 гц. Что касается динамического диапа­зона, то нужно учитывать, что уровень интенсивности тихого ше­пота равен 10—15 дб и что даже в громкой речи имеются такие составные элементы, интенсивность которых не превышает уров­ня обычной шепотной речи, т. е. 25 дб; к числу таких элементов относятся, например, некоторые глухие согласные. Следователь­но, для полноценного различения на слух всех звуков речи необ­ходима сохранность всей или почти всей области слухового вос­приятия, как в отношении частоты, так и в отношении интенсив­ности звука.

Читайте также:  Проблемы в развитии личности ребенка

                                                        Рис. 3. Область слухового восприятия. 

                                       Развитие звуковой чувствительности у ребенка                                                          

              На рисунке  3 представлена область звуков, воспринимаемых нормальным ухом человека. Верхняя кривая изображает порог слышимости звуков различной частоты, нижняя кривая — порог неприятного ощущения. Между этими кривыми располагается область слухового восприятия,     т. е. весь диапазон слышимых че­ловеком звуков. Заштрихованные части диаграммы обозначают об­ласть наиболее часто встречающихся звуков музыки и речи.

            На рисунке 4 представлена сравнительная характеристика громкости и высоты окружающих нас звуков.

                                  Рис.4 Сравнение громкости и высоты окружающих нас звуков.

                                            Развитие звуковой чувствительности у ребенка

                            2. Слуховая адаптация и слуховое утомление. Звуковая травма.

                При воздействии звуковых раздражений происходит временное понижение чувствительности органа слуха. Так, например, выйдя на шумную улицу, человек, обладающий нормальным слухом, ощущает шум улицы как очень громкий, соответственно его дей­ствительной интенсивности. Однако через некоторое время улич­ный шум ощущается уже как значительно менее громкий, хотя фактически интенсивность шума не изменяется. Это снижение ощущения громкости является следствием понижения чувстви­тельности слухового анализатора в результате воздействия силь­ного звукового раздражителя. После прекращения воздействия шума, когда, например, человек входит с шумной улицы в тихое помещение, чувствительность слухового органа быстро восста­навливается, и, выйдя вновь на улицу, человек опять будет ощу­щать уличный шум как очень громкий. Такое временное сниже­ние чувствительности получило название адаптации (от лат. adaptare — приспособлять). Адаптация является защитно-при­способительной реакцией организма, предохраняющей нервные элементы слухового анализатора от истощения под воздействием сильного раздражителя. Понижение слуховой чувствительности при адаптации очень кратковременно. После прекращения звуко­вого раздражения чувствительность органа слуха восстанавливается через несколько секунд.

               Изменение чувствительности в процессе адаптации происхо­дит как в периферическом, так и в центральном конце слухового анализатора. При воздействии звука на одно ухо чувствительность изменяется в обоих ушах.

               При интенсивном и длительном (например, в течение несколь­ких часов) раздражении слухового анализатора наступает слу­ховое утомление. Оно характеризуется резким понижением слу­ховой чувствительности, которая восстанавливается лишь после более или менее продолжительного отдыха. Если при адаптации чувствительность восстанавливается в течение нескольких секунд, то для восстановления чувствительности при утомлении слухово­го анализатора требуется время, измеряемое часами, а иногда и сутками. При частом и длительном (в течение нескольких меся­цев или лет) перераздражении слухового анализатора в нем мо­гут возникнуть необратимые патологические изменения, приво­дящие к стойкому нарушению слуха (шумовое поражение слухо­вого органа).

             При очень большой мощности звука, даже при кратковремен­ном его воздействии, может возникнуть звуковая травма, сопро­вождающаяся иногда нарушением анатомической структуры среднего и внутреннего уха.

                                                          3. Маскировка звука.

            Если какой-либо звук воспринимается на фоне действия другого звука, то первый звук ощущается ме­нее громким, чем в тишине; он как бы заглушается другим звуком.

            Так, например, в шумном цехе, в поезде метро отмечается значительное ухудшение восприятия речи, а некоторые слабые звуки в условиях шумового фона совсем не воспринимаются.

             Это явление носит название маскировки звука. Для звуков разной высоты маскировка выражена неодинаково. Высокие зву­ки сильно маскируются низкими и, наоборот, сами оказывают очень небольшое маскирующее действие на низкие звуки. Наибо­лее сильно выражено маскирующее влияние звуков, близких по высоте к маскируемому звуку. На практике приходится часто иметь дело с маскирующим действием различных шумов. Так, например, шум городской улицы оказывает заглушающее (маскирующее) действие, достигающее днем 50—60 дб.

                                                        4. Бинауральный слух.

               Наличие двух ушей обусловливает спо­собность определять направление источника звука. Эта способ­ность получила название бинаурального (двуушного) слу­ха, или ототопики (от греч. otos — ухо и topos — место).

              Глухие на одно ухо после некоторой тре­нировки научаются определять направление звука.

              Слуховой анализатор обладает способностью не только раз­личать направление звука, но и определять местоположение его источника, т. е. оценивать расстояние, на котором находится источник звука.

              Бинауральный слух дает также возможность воспринимать сложные звуковые комплексы, когда звук приходит одновремен­но с разных сторон, и определять при этом положение источников звука в пространстве (стереофония).

Источник