Развитие у ребенка нестандартного мышления

Для начала давайте разберемся что же значит мыслить нестандартно? Человек обладающий таким мышлением с легкостью может разобраться в любой незнакомой ему теме, обладает высокой оригинальностью и творческим интеллектом, всегда находит выход из сложившейся ситуации и т.д. Как вы понимаете, людей с нестандартным мышлением не так-то то много и большинство крупных работодателей платят солидные зарплаты, чтобы привлечь к себе таких сотрудников (программирование, дизайн, строительство, экономический сектор и т.п.).

Естественно, фундамент для нестандартного мышления закладывается еще в детстве. Рассмотрим 3 основных совета, с помощью которых вы сможете значительно развить интеллект ребенка.

1. Гаджеты

Понятно, что в современном мире без компьютеров, телефонов, планшетов уже не обойтись, но все таки неприятно смотреть как родители дают своим детям поиграть в телефон просто так, чтобы ребенок не мешал им заниматься своими делами.

Если вы хотите развивать свое чадо, то перестаньте давать маленькому ребенку играть в глупые игры на гаджетах. Лучше придумайте ему загадку, купите книжку с головоломками, ребусами, даже обычная игра в города или рисование будет лучше монотонного биения пальцем по экрану. Вы же не хотите вырастить очередного клерка, который умеет только быстро кликать мышкой и печатать?

Когда без гаджетов совсем никак, то потратьте время и скачайте развивающие приложения (если не жалко 100р на ребенка), но лучше сами уделяйте ребенку время, ведь с развиваться вместе еще веселее.

2. Логика

Логика является важнейшей составляющей нестандартного мышления. Проще говоря, обладая логикой, ваш ребенок никогда не побежит за толпой, а примет свое решение, основываясь на собственных знаниях и опыте.

Развивать логику можно различными способами. Опять же сейчас в интернете масса материалов на эту тему. Но этого недостаточно, прежде всего вы должны общаться с ребенком, обсуждать различные ситуации, просить ребенка выразить свое мнение (пусть даже это займет много времени). Не подавайте никакой информации «на блюдечке с голубой каемочкой», научите ребенка думать, рассуждать, вы же умеете это делать, значит и ребенок сможет. Мотивируйте ребенка хитростью к прочтению книг, изучению стран, и т.п. все это в ваших силах!

3. Критическое мышление

Как вы понимаете, без критики невозможно создать что-то совершенное. Так и нестандартное мышление невозможно без критического ума. Критическое мышление вырабатывает независимость, заставляет человека постоянно саморазвиваться, обдумывать все свои действия и поступки.

Помимо различной литературы, критическое мышление ребенку вы можете развить сами. Например, расскажите как умнейшие мыслители древности думали, что земля плоская или круглая и полая, или то, что вокруг нее крутятся планеты. Все могут ошибаться, главное не стоять на месте и развиваться, не считая чье-то мнение за единственно верное. В таком ключе можно общаться с ребенком, как правило, детям это очень нравится.

Выводы:

Кем бы вы не являлись по профессии, каким бы багажом знаний не обладали, именно вы закладывается ребенку возможность нестандартно мыслить (природой это дано очень редко, если это вообще так), поэтому развивайте его и развивайтесь вместе с ним, находите ему увлечения и не ругайтесь, если ваш малыш вдруг что-то не понял или чего не хочет. Как говорится в пословице: без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Источник

Людмила Николаевна Каций
Консультация «Как развить нестандартное мышление старших дошкольников»

Для того, чтобы воспитать творческих, компетентных, успешных детей, которые в дальнейшем будут отвечать за судьбы своей страны, мы должны научить детей решать проблемы с разных сторон, согласно ФГОС в современной науке,-это называется нестандартное мышление.

Развивать его нужно как можно раньше и продолжать на протяжении всего дошкольного периода.

Нужно создавать как можно больше проблемных ситуаций, одобрять и поощрять творческую активность каждого ребенка при сверстниках, показать детям, что каждый из них в чем-то лучший, индивидуально нужно подходить ко всем детям, подбирать для каждого задание и игры в зависимости от особенностей и способностей детей.

На первых занятиях по развитию нестандартного мышления нужно давать детям не сложные задания, но очень интересные и увлекательные.

Мы должны создавать положительное настроение у детей, объяснять детям, что они должны постараться, что бы их ответы были необычными, не такими, как у всех.

Каждое занятие мы начинаем с загадок, со временем загадки усложняем. Первые простые загадки:

Вся мохнатенька,

Сама усатенька,

Лапки мягоньки,

Коготки востреньки (Кошка)

Дальше загадка посложнее, загадываем предмет, а детям надо отгадатьчто мы загадаем, при этом они задают любые вопросы, чем больше вопросов, тем быстрее можно догадаться, что это за предмет. Спрашивать можно обо всем, нельзя только интересоваться, как этот предмет называется.

Игру «Угадай, что я загадала» можно повторять на каждом занятии, она очень нравится детям. Еще они любят игру «Конструирование предмета». Перечисляем несколько признаков (например: большой, мягкий, круглый, легкий) и предлагаем назвать предмет, у которого все эти признаки есть. Один ребенок называет предмет, и мы при помощи вопросов интересуемся какие из перечисленных признаков есть у данного предмета. Первые задания простые и дети их выполняют с большим воодушевлением.

Читайте также:  История развития ребенка медицинская форма 112 у скачать бесплатно

На каждом занятии мы используем проблемные вопросы. К примеру вопрос: «Как можно в решете принести воду Нужно постараться, что бы дети сами дали правильный ответ, подвести их к этому. Дети предлагают положить в решето лист бумаги, но потом бумага может намокнуть, кто-то предлагает заклеить клеем дырочки, кто-то налить воду в пакет и положить в решето. Налить воду в пакет очень интересное решение, это и есть проявление нестандартного мышления.

Дальше можно детям предложить небольшую помощь, самую маленькую подсказку. Какая бывает вода? Один ребенок догадывается, что воду можно заморозить, а кусочек льда положить в решето и принести воду, но вариант с пакетом понравился всем больше всего.

Для развития творческого нестандартного мышления нужно предлагать детям побольше творческих игр и упражнений. Задание «Придумай сказку». Детям раздаем предметные картинки и просим сочинить сказку про героев из картинок.

Можно предложить детям придумать начало или конец сказки, если картинка сюжетная.

Главное создать интерес к таким заданиям. Творческие задания и игры нужно сочетать с играми «На что похоже?», и «Во что с этим можно играть?», «Чудесные превращения», «Перевертыши».

В игре «На что это похоже?» детям показывают кубик и они отвечают, что он похож на телевизор, домик, тумбочку, компьютер, стиральную машину, ответы становятся разнообразными.

Чем больше занятий проводим, тем больше дети начинают мыслить творчески и неординарно, находить выход из создавшейся ситуации. Загадки берем потруднее, где не просто дается описание предмета, а говорится о нем в переносном значении.

Например:

«Желтая курица под тыном дуется» (тыква).

«Рук много, а нога одна» (дерево).

«Стоит Алена-платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

Можно подобрать такие загадки, у которых может быть два и более варианта ответов.

Например:

«Без рук, без ног, а рисовать умеет» (Мороз, карандаш).

«Без рук, без ног, а ворота открывает» (ключ, ветер, собака)

«Висит на стене и пищит» (будильник, телефон, телевизор)

«Без рук без ног, без лестницы, без веревки в небо подымается» (дым, вертолет, фейерверк, воздушный шар)

Часто дети сами предлагают загадки, а иногда даже придумывают их, но их загадки очень простые.

Игры типа «Отгадай, что я загадал» используются практически на каждом занятии. Необычные вопросы стимулируют нестандартное мышление.

Дети разбиваются на пары. Один задумывает предмет, а напарник задавая вопросыотгадывает его. Чтобы эффект был больше можно использовать игру «Необычные вопросы».

Например: называем или показываем какой-либо предмет, к примеру игрушечный слон, они спрашивают: «Почему слоны не летают?», «Может ли слон хоботом достать луну?». Можно привести еще один пример, называем или показываем детям какой либо предмет, например лестницу. Детям нужно составить как можно больше вопросов о ней, чем необычнее вопросы тем лучше. Например: «Правда ли, что лестницы могут быть бесконечными?», «Почему лестница не может, подобно птице, взлететь?»Вопросы были немного наивными, нелепыми. Но наиболее оригинальные вопросы находили оригинальные ответы. После каждой игры по итогам обсуждения выбираем победителя. Проблемные вопросы и задания теперь содержат несколько вариантов решений.

Например:

«Что можно приготовить, но нельзя съесть?» (уроки, пересоленную кашу).

«Курица живет 3 года, сколько живет пол курицы?» (пол курицы жить не может).

«Что никуда не запрешь?» (луч солнца, ложь).

«Что с земли не поднимешь?» (тень, город).

«Что с пола за хвостик не поднимешь?» (слона, клубок ниток).

«У чего зубы есть, а рта нет?» (у пилы, у расчески).

Дети еще ответили, что из земли нельзя поднять дождь, тень, пыль. Это и есть проявление нестандартного мышления.

Аналогичная игра «Во что с этим можно играть» Эта игра дает возможность в одном предмете видеть признаки других предметов.

На первых занятиях можно использовать игру «Сочиним рассказ про букву». Для начала детям дают задание пофантазировать, на что похожа та или иная буква. Затем предлагаем придумать про нее рассказ. Необходимо придумать как можно больше вариантов ответа. Зачитываем первые две-три фразы рассказа, например: «Вернувшись домой, буква Ы решила первым делом помыть руки и вдруг…». Детям необходимо придумать, как можно больше разных вариантов окончания рассказа.

Можно еще использовать игру «Про что сочинили».Предлагаем детям сочинить сказку. Выбираем персонажа-зайчика. Зайчик может быть в роли трусишки или храбреца, может жить в лесу или быть игрушечным. Через несколько минут каждый рассказывает свою сказку. Из всех выбираем самую оригинальную историю.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в россии

Игра «Превращение» побуждает детей придумать тот или иной образ и изобразить его на бумаге. Ребенку предлагаем «взять» воображаемый предмет и «превратить» его во -что то другое. Например: стакан-в вазу, в которую ставят цветы, носовой платок-в скатерть, ручку-в нож и так далее. Ребенок должен это изобразить при помощи мимики, имитации действий. Когда окружающим становится понятно во что превратился используемый предмет его берет другой участник и превращает во что -то другое. Игра продолжается до тех пор, пока все не поучаствуют в превращении.

В преддверии нового года детям можно предложить игру «Елочка с подарками». Рисуем большую елку и вырезаем из цветной бумаги несколько мешочков и кладем их на елку, детям предлагаем угадать какие игрушки находятся в мешочках. Ребенку нужно описать игрушку, из чего сделана, какого цвета, какой величины, как с ней можно играть. Получались целые рассказы про игрушки. В конце назначали победителя за самую оригинальную историю.

На основном этапе можно ввести новую игру «Поиск сравнений». Описывая предмет или явление, нужно подобрать как можно больше сравнений, чем необычнее тем лучше. Например, при описании радуги были сравнения с мостом, зеброй, светофором. Другой вариант, «Лежащая на столе меховая шапка». Нужно придумать, за что моно принять эту шапку в полумраке, тумане. Дети решили что это может быть кошка или на половину спущенный волейбольный мяч и т. д.

Игра «Почему это произошло?». Описываем ситуацию, например: в детском саду пропали все игрушки. Детям нужно назвать как можно больше причин этого события. Другое событие: «Дома вечером перегорели все лампочки». Дети предлагают пойти купить новые, зажечь свечи, пойти гулять на улицу, лечь спать. Побеждает тот, кто назовет наибольшее число разнообразных последствий.

Очень интересная и всем известная игра «Что придумать этому фанту» дети ее очень любят, в этой игре они проявляют такую фантазию и воображение. Задают друг другу необычные задания и получают от этого большое удовольствие.

На последних занятиях подводим итог, закрепляем достигнутые умения, группа становится более сплоченной, дети с вниманием выслушивают чужие мнения, решения, ответы. Все игры проигранные на предыдущих занятиях проводим в более усложненном варианте.

Например игру: «Придумай сказку», можно усложнить в игру «Шкатулка со сказками». Вырезаем 8-10 кружочков разного цвета и складываем их в шкатулочку. Дети садятся в круг, один ребенок вынимает из шкатулки цветной кружочек и придумывает кем он будет в сказке, если кружочек зеленый, то огурцом или лягушкой, или кузнечиком, и начинает про них сочинять сказку. Следующий вытягивает следующий кружочек и продолжает сказку. Когда первая сказка будет закончена, можно собрать все кружочки и рассказывать следующую сказку. У нас получилась групповая работа, дети придумали про один и тот же кружочек разные вещи. На последних занятиях можно предложить игру «Поиск промежуточных событий». Берутся два не связанных друг с другом события и нужно найти между ними связь. Побеждает тот, кто предложит наибольшее количество цепочек.

Игра «Необычные вопросы». Называем два предмета, например: «газета и верблюд». Нужно составить как можно больше разнообразных вопросов в которых присутствуют эти слова, вопросы должны быть необычными, смешными. Например: «Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?», «Почему ты читая газету, сидишь как верблюд?», «Почему ты верблюд, грустишь с газетой в руках?».

Особенность личности, которая проявляется в готовности искать разные варианты решение проблемных ситуаций и задач, в позитивном отношении к трудностям, умении находить оригинальные решения-есть нестандартное мышление в старшем дошкольном возрасте.

Спасибо за внимание.

Источник

Все мы понимаем, сколь важно уметь отойти от стереотипного, шаблонного мышления, но как, отбросив общепризнанные пути разрешения определенной задачи, научить ребенка мыслить нестандартно?

Отойти от шаблонного мышления сразу очень сложно, тем более что существует множество операций, которые выполняются механически, «по инерции».
Вспомните такую банальную ситуацию: при ремонте квартиры настенные часы и выключатель перенесли на новые места. Но еще долгое время мы будем искать глазами часы на старом месте или пытаться нащупать выключатель там, где его уже нет. Действительно, не задумываемся же мы, когда надо завязать шнурок на ботинке или нарезать хлеб к ужину.

Сам процесс обучения в школе — это и есть выработка определенных стереотипов мышления.
Но одно дело математика или русский язык, где дважды два — всегда четыре, а «цыпленок» — всегда пишется через «ы». Совсем иная ситуация в творчестве. Здесь шаблонное мышление (другими словами — психологическая инерция) не только вредно, а даже пагубно, так как отвергает любые интересные решения. не отвечающие обще признанным стандартам.

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка сесиль лупан

Давно замечено: чем больше у человека знаний, опыта, регалий, тем труднее ему оторваться от укоренившихся стереотипов.
Лишь немногие взрослые обладают детским, раскрепощенным мышлением, умением нестандартно подойти к решению каких-либо задач и ситуаций.

Попробуйте решить простенькую задачу: «Как бросить мяч так, чтобы он вернулся к Вам по одной и той же линии (траектории), никого и ничего не коснувшись?» А теперь предложите решить эту задачку детям четырех-шести лет, и не удивляйтесь, если они это сделают быстрее Вас.

Дело в том, что психологическая инерция у дошкольника практически отсутствует. Школа, безусловно, этот «пробел» восполнит, отучив ребенка абстрагировать, фантазировать при решении какой-либо задачи. Но сейчас ребенок видит все просто, как на ладони.

В теории решения изобретательских задач большое если не основное, внимание уделяют тому, как научить детей мыслить творчески, используя необычные приемы и ресурсы. Воображение, фантазия — это основные инструменты для развития творческих способностей и мышления ребенка.

Известен следующий эксперимент.
Трехлетних близнецов развели в разные группы и предложили увлекательное занятие — складывать из кубиков различные фигуры. Задания были одинаковы, но в одной группе ребятам для ориентировки дали рисунок-схему, а в другой они должны были полагаться исключительно на свое воображение. Когда, спустя месяц, дети получили контрольное задание — сложить незнакомую фигуру без помощи рисунка-схемы, малыши из первой группы не смогли с ним справиться, их творческие способности развивались менее активно. А ребятам из второй группы это оказалось по плечу.

Предложите своим детям игру под названием «Робинзон Крузо». Она развивает нестандартное мышление, приучает находить и использовать различные ресурсы для решения задач.

Все вы, конечно, помните замечательного Робинзона, который волей случая попал на необитаемый остров. По даже гениальный Даниель Дефо не смог оставить своего героя в экстремальных условиях, не дав ему хоть что-нибудь для того, чтобы выжить. Автор «подбросил» Робинзону с разбитого корабля все необходимое для существования: ружье, порох, инструменты — орудия труда.

Детям предлагается аналогичная ситуация: «Плыли на корабле… Кораблекрушение… Ребенок (он же Робинзон) попадает на необитаемый остров». На берег выбрасывается содержимое трюмов (какое, подскажет Ваша фантазия). В пашем случае это были коробки с жевательной резинкой. Масса коробок. Не ограничивайте ребенка в ресурсах. Предоставьте детям возможность самим определить, что необходимо в первую очередь для выживания на острове. Интуитивно они выберут самое главное: дом, еда, вода, огонь, одежда… Теперь предложите построить (сделать, добыть) все это, используя (в данном случае) лишь коробки с жевательной резинкой. (Маленькая подсказка: для начала выберите разнородные предметы, постепенно сужая их крут. Мы в первый раз предложили детям удочки и зонтики как содержимое трюмов).

Итак, прежде всего решили построить дом.
Основанием послужили коробки, скрепленные для большей надежности и защиты от ветра «раствором» из жевательной резинки. Для защиты от дождя крышу накрыли непромокаемыми вкладышами и фольгой от оберток. Мебель была также изготовлена из коробок. Для удобства коробки-кровати предварительно наполнялись измятыми фантиками. Кто-то предложил «застеклить» окна пленкой, растянутой из надутых жевательных резинок. Из итого же материала малыши «сплели» сеть для ловли рыбы.
Дети постарше (5-6 лет) изобрели что-то наподобие удочки-закидушки. Роль лески выполняла все та же растянутая жевательная резинка, поплавка — надутый пузырек из жевательной резинки поярче: даже червячок был сделан из нее. Из скрепок, найденных в коробках, смастерили крючки. Задача усложнилась, когда стали выяснять, что же делать с сырой рыбой. Поступило множество предложений: высушить ее, запечь в горячем песке, сварить уху.
Но как разжечь костер? Самым интересным решением было добыть огонь с помощью увеличительного стекла, сделанного, естественно, из жевательной резинки (пузырь, наполненный водой). Проблему отсутствия пресной воды тоже решили быстро: было предложено но всему острову выкопать ямки и обмазать их изнутри жевательной резинкой. Оставалось лишь дождаться дождя.

Масса оригинальных решений касалась изобретения одежды. От самых простых: проделать в коробках отверстия для головы и рук — до более оригинальных — скрепить фантики жевательной резинкой или скрепками: получились прекрасные штанишки и платьица.

Эта игра хороша еще и тем, что попутно дети могут изучать свойства предметов и явлений, моделировать, проводить эксперименты. А ведь взрослые зачастую боятся предложить малышам сложные задачи, считая, что они не под силу детскому уму. Конечно, ребенок может не понимать некоторых тонкостей, известных взрослым, но часто он высказывает идею, которая приводит к искомому результату.

В заключение необходимо заметить, что не следует чересчур придирчиво оценивать предложения детей. Главное, чтобы они мыслили, фантазировали, применяли необычные приемы для решения поставленных задач, используя различные, невидимые на первый взгляд, ресурсы.

Владимир БОГАТ, преподаватель ТРИЗ, Молдова
Журнал «Психолог»

Источник