Развитие у ребенка левое полушарие головного мозга

Развитие у ребенка левое полушарие головного мозга thumbnail

Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

За что отвечает правое полушарие:

 — обработка невербальной информации, эмоциональность;

— музыкальные и художественные способности;

— ориентация в пространстве;

— способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

— обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

— воображение;

— отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

— логика, память;

— абстрактное, аналитическое мышление;

— обработка вербальной информации;

— анализ информации, делает вывод;

— отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:

происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

— болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

— родовые травмы;

— болезни ребёнка в первый год;

— длительный стресс;

— общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются «гимнастикой для мозга». И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

Зеркальное рисование. 

Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные — зеркальные рисунки.

Специальные прописи.

Упражнение «Лезгинка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.

Колечко.

Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно

Ухо – нос. 

Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.

Змейка. 

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).

Перекрестные движения. 

Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.

 Горизонтальная восьмерка. 

В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе. Важно следить глазами за движениями рук.

«Лягушка»

Игра «Опиши, что вокруг».

На улице, попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.

«Ребро, кулак, ладонь»

Логоримика

— это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова.

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Также на пользу для развития межполушарного взаимодействия пойдут занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.

Важно!

Упражнения должны выполняться непринуждённо, в спокойной обстановке.

Если вы видите, что проблема есть и упражнения не помогают, обязательно обратитесь к нейропсихологу.

Источник

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Это интересно

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Это интересно

Помимо правшей и левшей в мире определяется менее 1 % амбидекстеров. Так называют людей, которые одинаково хорошо владеют обеими руками. Такой феномен отмечался у известного художника, ученого и изобретателя Леонардо да Винчи.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга


Сознательное и бессознательное вместе напоминают айсберг. Причем его верхушка – это сознание.
К. Юнг

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Это интересно

О развитии у ребенка правого полушария можно подробнее почитать на сайте Brainapps.

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

Источник

Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. У гармонично развитого человека оба полушария работают слаженно и уравновешивают друг друга. Тренируемся и достигаем совершенства.

Чем мы обязаны левому полушарию?

Чем мы обязаны левому полушарию?

Головной мозг человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых имеет свои функции. Правое отвечает за эмоции, интуицию, творческие способности. Левое же — за логическое мышление, анализ, классификацию, систематизацию, структуризацию поступающей информации.

В мыслительном процессе участвуют они оба, но каждое по-своему. Если правое фиксирует информацию в целом, то левое ее последовательно обрабатывает, выстраивая из фактов логическую цепочку и давая им оценку.

Именно левому полушарию люди обязаны аналитическим мышлением — способностью устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.

Благодаря левому полушарию мы можем говорить, понимать чужую речь, читать, писать, считать и запоминать. Люди с развитым левым полушарием быстрее овладевают иностранными языками. Оно же управляет и позитивными эмоциями, в то время как правое отвечает за негативные.

Кроме того, левое полушарие контролирует работу правой половины человеческого тела, а правое — левой. Например, правая рука совершает действия под влиянием сигнала из левого полушария головного мозга.

Итак, благодаря левому полушарию мы организованны и обучаемы, целеустремленны и практичны, а наши действия логичны.

Если функции левого полушария нарушены

Однако нередки случаи, когда по разным причинам функции левого полушария нарушены. При его повреждении у человека

  • отсутствует способность к логическому мышлению, к обобщению полученных данных;
  • поражается речевой аппарат — человек может не понимать речь и утратить способность говорить;
  • нарушается работа письменного анализатора — он воспринимает устную речь, но не понимает написанное, либо нормально говорит, но не может писать;
  • у него нарушается ориентация во времени;
  • он не способен последовательно выстроить задачи, необходимые для достижения цели;
  • не может на основе фактов сделать выводы.

Такие расстройства характерны, в частности, для дислексии, когда человек не способен быстро и правильно распознавать слова. Или для дислалии — нарушении произношения звуков. У людей с синдромом Аспергера — одной из форм аутизма, когда возникают трудности с восприятием и обработкой информации, также наблюдается дисфункция левого полушария.

Гармония прежде всего

В раннем детском возрасте оба полушария обычно развиты одинаково, но впоследствии почти у всех, кроме левшей, доминирует левое. Поэтому развитие левого полушария не столь актуально, как правого. Тем более что и в детских садах, и в школах обращают внимание на развитие у детей аналитических способностей.

Задача родителей — приложить усилия по гармоничному развитию у ребенка обоих полушарий, развивая их параллельно, чтобы он мог в будущем в соответствии с той или иной ситуацией активировать нужное.

Чрезмерное же развитие левого приводит к отсутствию у человека креативных и творческих способностей, а правого — к трудностям с концентрацией внимания, последовательностью действий, целеустремленностью и реализацией идей.

Однако при нарушениях функции левого полушария особое внимание нужно уделить именно ему.

Развиваем левое полушарие

Поскольку известно, что левое полушарие контролирует правую часть тела, активировать его можно двумя путями: загрузив работой, на которую оно ориентировано, и максимально задействовав ту сторону тела, которую оно контролирует.

1. Решаем математические задачи с логической составляющей

Решать логические загадки, задачи, головоломки и интересно, и полезно. Наверняка многие помнят их еще по детским журналам: например, Оле и Свете подарили по коробке конфет, в каждой из которых 14 конфет. Оля съела несколько конфет, а Света съела их столько, сколько осталось в коробке у Оли. Сколько у них всего осталось конфет на двоих? (14)

Конечно же, это простенькая задача для детей, но желающие могут найти в сети немало сложных задач и головоломок на любой вкус.

2. Разгадываем кроссворды

При решении кроссвордов также активизируется левое полушарие: здесь интуиция не работает и нужно проявить аналитические способности. В интернете есть много кроссвордов и для детей, и для взрослых. Взрослые могут обратить внимание на судоку, которые можно решать онлайн.

3. Нагружаем правую сторону тела

Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.

4. Делаем массаж

На нашем теле есть точки, соответствующие разным органам. За мозжечок отвечают точки, расположенные на стопах у оснований больших пальцев ног. Чуть ниже — точки обоих полушарий. Массируя такую точку на правой стопе, мы активизируем левое полушарие.

5. Развиваем мелкую моторику рук

Кончиком мизинца левой руки коснемся кончика большого пальца правой, а кончиком мизинца правой — большого пальца левой. Большой палец левой руки при этом будет внизу, а правой — вверху. Затем быстро меняем пальцы местами: большой палец левой руки окажется вверху, а правой — внизу. То же самое проделываем с указательными и безымянными пальцами.

Упражнения

Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.

  1. Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.
  2. Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой — треугольник (или другие геометрические фигуры, главное — чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.
  3. Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.
  4. Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой — за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой — кончика носа.
  5. Улучшают координацию движений и развивают оба полушария занятия танцами, в частности танго.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Источник

Çíàåòå ëè âû, êàê ðàáîòàåò ìîçã âàøåãî ðåáåíêà: îí «ëåâîïîëóøàðíûé» èëè «ïðàâîïîëóøàðíûé»? Ñòàðîå óòâåðæäåíèå ãëàñèò, ÷òî äåòè ñ ïðåîáëàäàíèåì ëåâîãî ïîëóøàðèÿ, êàê ïðàâèëî, èìåþò áîëåå àíàëèòè÷åñêèé ñêëàä óìà è äðóæàò ñ ëîãèêîé, äåòè ñ ïðåîáëàäàíèåì ïðàâîãî — áîëåå òâîð÷åñêèå è ýìîöèîíàëüíûå. Îäíàêî ñîâðåìåííûå ïñèõîëîãè îáíàðóæèëè, ÷òî äîìèíèðîâàíèå îäíîãî èç ïîëóøàðèé ìîçãà ìîæåò èìåòü íå î÷åíü õîðîøèå ïîñëåäñòâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñåé÷àñ îíè àêòèâíî âûñòóïàþò çà òàê íàçûâàåìûé «áàëàíñ ìîçãà».

Òåîðèÿ ñïåöèàëèçàöèè ïîëóøàðèé ìîçãà

 60-å ãîäû ïðîøëîãî ñòîëåòèÿ Ðîäæåð Óîëêîòò Ñïåððè, íåéðîïñèõîëîã è ëàóðåàò Íîáåëåâñêîé ïðåìèè «çà îòêðûòèÿ, êàñàþùèåñÿ ôóíêöèîíàëüíîé ñïåöèàëèçàöèè ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà», âìåñòå ñ ñîòðóäíèêàìè ðàçðàáîòàë íîâûé ñïîñîá òåñòèðîâàíèÿ, ïîçâîëÿâøèé îöåíèòü ïîçíàâàòåëüíûå ôóíêöèè îáîèõ ïîëóøàðèé íåçàâèñèìî äðóã îò äðóãà.

Åãî èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî ïîçíàâàòåëüíûå ôóíêöèè ëåâîãî è ïðàâîãî ïîëóøàðèé âî ìíîãîì ðàçëè÷àþòñÿ. Ëåâîå (äîìèíèðóþùåå) ïîëóøàðèå îáðàáàòûâàåò èíôîðìàöèþ ïîñëåäîâàòåëüíî è àíàëèòè÷åñêè. Îíî ïðåêðàñíî ñïðàâëÿåòñÿ ñ îáðàáîòêîé âðåìåííûõ âçàèìîîòíîøåíèé, âåðáàëüíûìè îïåðàöèÿìè, ìàòåìàòè÷åñêèìè ðàñ÷åòàìè, àáñòðàêòíûì ìûøëåíèåì è èíòåðïðåòàöèåé ñèìâîëè÷åñêèõ ïîíÿòèé. Êðîìå òîãî, îíî îáëàäàåò âûñîêîðàçâèòîé ñïîñîáíîñòüþ ê ôîðìèðîâàíèþ ðå÷åâûõ ôóíêöèé.

Ïðàâîå (íåäîìèíèðóþùåå) ïîëóøàðèå îáðàáàòûâàåò èíôîðìàöèþ èíòóèòèâíî è îäíîâðåìåííî. Îíî ëó÷øå, ÷åì ëåâîå, ñïðàâëÿåòñÿ ñ çàäà÷àìè èíòåðïðåòàöèè çðèòåëüíûõ îáðàçîâ è ïðîñòðàíñòâåííûõ âçàèìîîòíîøåíèé – íàïðèìåð, ðàñïîçíàâàíèåì ëèö. Êðîìå òîãî, ïðàâîå ïîëóøàðèå áîëåå ýôôåêòèâíî ðàñïîçíàåò ñëîæíûå âçàèìîñâÿçè, çâóêîâûå îáðàçû, íàïðèìåð, ãîëîñ è èíòîíàöèþ è «ïîíèìàåò» ìóçûêó.

Ðàíåå òåîðèÿ Ñïåððè àêòèâíî èñïîëüçîâàëàñü øêîëüíûìè ïñèõîëîãàìè è ïåäàãîãàìè, ñòðåìèâøèìèñÿ íàéòè äåéñòâåííûå ñïîñîáû ïðèöåëüíîãî ðàçâèòèÿ ïðàâîãî èëè ëåâîãî ïîëóøàðèé. Íî â ïîñëåäíåå âðåìÿ ïñèõîëîãè âìåñòî òîãî, ÷òîáû âîâëåêàòü ó÷åíèêîâ â îïðåäåëåííóþ äåÿòåëüíîñòü ïî àêòèâàöèè ëîãèêè èëè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé, ïðåäëàãàþò áîëåå öåëîñòíûé ïîäõîä.

«Ìîçã íóæäàåòñÿ â ñîâìåñòíîé ðàáîòå äâóõ ïîëóøàðèé, — ãîâîðèò äîêòîð Ðîáåðò Ìåëèëëî, èçâåñòíûé àâòîð è ýêñïåðò â îáëàñòè íåéðîïñèõîëîãèè è íåéðîïîâåäåí÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ ó äåòåé. – Ñáàëàíñèðîâàííàÿ ðàáîòà ãîëîâíîãî ìîçãà ðåáåíêà îáåñïå÷èâàåò õîðîøåå ôóíêöèîíèðîâàíèå ïèùåâàðèòåëüíîé è èììóííîé ñèñòåìû, à òàêæå ïîâûøàåò èíòåëëåêòóàëüíûå ñïîñîáíîñòè. Åñëè ðàáîòà ìîçãà íå ñáàëàíñèðîâàíà, ó ðåáåíêà ìîãóò âîçíèêàòü ïðîáëåìû ñ ìîòîðíûìè (äâèãàòåëüíûìè) íàâûêàìè, ñïîñîáíîñòüþ îáðàáàòûâàòü èíôîðìàöèþ, à òàêæå ïðîáëåìû ñ ïèùåâàðèòåëüíîé, ãîðìîíàëüíîé è èììóííîé ñèñòåìàìè».

À çíà÷èò, ðîäèòåëÿì íåîáõîäèìî ïîïûòàòüñÿ îòûñêàòü, â ÷åì êðîåòñÿ äèñáàëàíñ ó èõ ðåáåíêà. Äåòè, èìåþùèå ëåâîïîëóøàðíûå çàäåðæêè, ìîãóò èñïûòûâàòü òðóäíîñòè ñ ïèñüìîì (ñ íàïèñàíèåì) è ñìûñëîâûì âîñïðèÿòèåì ÿçûêà. Çàäåðæêà â ðàçâèòèè ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â âèäå íåóêëþæåñòè, íåïðàâèëüíîé îñàíêè è ñëàáûõ íàâûêîâ ìîòîðèêè. Åñëè âû íå çíàåòå ñ ÷åãî íà÷àòü, âðà÷ èëè ïñèõîëîã ìîãóò ïîìî÷ü âàì ïîíÿòü èñòî÷íèê ëþáîãî äèñáàëàíñà.

Êàê äîñòè÷ü áàëàíñà ïîëóøàðèé ìîçãà

Äîêòîð Ìåëèëëî è Øåðèàííà Áîéë, øêîëüíûå ïñèõîëîãè, ïîä÷åðêèâàþò, ÷òî ñóùåñòâóþò êîíêðåòíûå ñïîñîáû, êîòîðûìè âû ìîæåòå ïîìî÷ü âàøåìó ðåáåíêó ñáàëàíñèðîâàòü ðàáîòó ìîçãà. Ê òîìó æå, âûïîëíÿÿ íåñêîëüêî ïðîñòûõ óïðàæíåíèé, âû è âàø ðåáåíîê ìîæåòå âåñåëî è èíòåðåñíî ïðîâåñòè âðåìÿ.

Óïðàæíåíèÿ ñëåäóþùèå:

Ïåðåñå÷åíèå ñðåäíåé ëèíèè òåëà. Èãðàéòå â èãðû, êîòîðûå áóêâàëüíî âûíóæäàþò ðåáåíêà ïåðåñåêàòü ñðåäíþþ ëèíèþ åãî òåëà. Íàïðèìåð, ïóñòü ðåáåíîê ïîìàðøèðóåò íà ìåñòå, âûñîêî ïîäíèìàÿ êîëåíè, è ïðè ýòîì ëåâîé ðóêîé õëîïàåò ïî ïðàâîìó êîëåíó, à çàòåì ïðàâîé ðóêîé õëîïàåò ïî ëåâîìó êîëåíó. Âû ìîæåòå íåìíîãî óñîâåðøåíñòâîâàòü èãðó è ïðèäàòü åé áîëåå çàáàâíûé õàðàêòåð, äîáàâèâ â êà÷åñòâå ôîíà ëþáèìóþ ìóçûêó. Ïîä äèíàìè÷íûå ïåñíè äâèæåíèÿ äîëæíû óñêîðÿòüñÿ, à ïîä áîëåå ñïîêîéíûå, ñîîòâåòñòâåííî, çàìåäëÿòüñÿ. ×åðåäóéòå èõ äëÿ ðàçíîîáðàçèÿ.

Âêëþ÷åíèå âîîáðàæåíèÿ. Ïîçâîëüòå âàøåìó ðåáåíêó ïåðåíåñòè âàñ â ìèð ãðåç. Ïîîùðÿéòå åãî ïðèäóìûâàòü ñåáå âñåâîçìîæíûå èãðû èëè èìïðîâèçèðîâàòü â ðàçûãðûâàíèè ñöåíîê ñ ó÷àñòèåì åãî ìÿãêèõ èãðóøåê. Òàêîå ïðîÿâëåíèå òâîð÷åñòâà ìîæåò äåéñòâèòåëüíî ïîìî÷ü âàøåìó ðåáåíêó â ðàçâèòèè åãî ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà.

«Îòæèìàíèÿ» ñ êàðàíäàøîì. Óïðàæíåíèå ñëåäóþùåå: äåðæèòå êàðàíäàø ïåðåä íîñîì ðåáåíêà. Ðàññòîÿíèå äîëæíî áûòü äîñòàòî÷íî äàëåêèì, ÷òîáû íå âèäåòü äâîåíèÿ è ïðè ýòîì äîñòàòî÷íî áëèçêèì, ÷òîáû ïî-íàñòîÿùåìó ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà ïðåäìåòå. Ìåäëåííî ïåðåìåùàéòå êàðàíäàø âïåðåä ïî íàïðàâëåíèþ ê ðåáåíêó è ïîïðîñèòå åãî óêàçàòü âàì òîò ìîìåíò, êîãäà îí óâèäèò âìåñòî îäíîãî êàðàíäàøà äâà. Ïîïðîñèòå ðåáåíêà ïîñòàðàòüñÿ ñôîêóñèðîâàòü ñâîé âçãëÿä òàê, ÷òîáû ñíîâà óâèäåòü îäèí êàðàíäàø. Êàê òîëüêî ó íåãî ïîëó÷èòñÿ äîñòè÷ü æåëàåìîé ðåçêîñòè, ïåðåìåñòèòå êàðàíäàø åùå íåìíîæêî áëèæå, ïîêà îí ñíîâà íå óâèäèò äâà êàðàíäàøà. È çàòåì ìåäëåííî äâèãàéòå êàðàíäàøîì îáðàòíî. Ïîâòîðèòå òàê òðè ðàçà. Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîãàåò óêðåïèòü ìûøöû ãëàç è ïîòðåíèðîâàòü ìîçã.

Æîíãëèðîâàíèå. Æîíãëèðîâàíèå — ýòî îòëè÷íàÿ øèðîêîìàñøòàáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ìîçãà ïî áàëàíñó, âåäü îíà òðåáóåò õîðîøî ñêîîðäèíèðîâàííûõ ìîòîðíûõ íàâûêîâ è ñîñðåäîòî÷åíèÿ âíèìàíèÿ íà îáúåêòàõ, êîòîðûå ïåðåìåùàþòñÿ îò îäíîé ñòîðîíû òåëà ê äðóãîé. È õîðîøî òî, ÷òî òàêîé âèä àêòèâíîñòè ñïîñîáåí óâëå÷ü ðåáåíêà íà íåñêîëüêî ÷àñîâ.

Ñâîáîäíîå âëàäåíèå ñëîâîì. Ïðåäëîæèòå ðåáåíêó ñëåäóþùóþ èãðó: ïóñòü îí çà 60 ñåêóíä ïîñòàðàåòñÿ íàçâàòü êàê ìîæíî áîëüøå ñëîâ (ëþáîé òåìàòèêè), íà÷èíàþùèåñÿ íà îïðåäåëåííóþ áóêâó. Ïîñ÷èòàéòå ñêîëüêî ñëîâ îí ñìîã ïåðå÷èñëèòü è ïîíàáëþäàéòå çà èõ êîëè÷åñòâîì â äèíàìèêå. Âû óâèäèòå, êàê åìó áóäåò óäàâàòüñÿ ýòî âñå ëó÷øå è ëó÷øå. Åñëè ó âàøåãî ðåáåíêà ïðèñóòñòâóåò ñîðåâíîâàòåëüíàÿ æèëêà, ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò åìó óëó÷øèòü áàëàíñ ìîçãà è íàó÷èò ñîðåâíîâàíèþ ñ ñàìèì ñîáîé, ÷òî òîæå î÷åíü âàæíî.

Èãðà «÷òî åñëè». Ñóòü èãðû â òîì, ÷òîáû çàäàâàòü ñàìûå ðàçíûå âîïðîñû, êîòîðûå íåïðåìåííî äîëæíû íà÷èíàòüñÿ ñî ñëîâ «÷òî åñëè». ×òî åñëè ìû âñå ïåðåñåëèìñÿ íà Ëóíó? ×òî åñëè áû òû íàó÷èëñÿ ëåòàòü? ×òî åñëè áû Áýòìåí áûë ðåàëüíûì? Çàäàéòå âàøåìó ðåáåíêó íåñêîëüêî âîïðîñîâ â ñòèëå «÷òî åñëè» è ïðîâåäèòå ñîâìåñòíîå îáñóæäåíèå îòâåòîâ íà íåêîòîðûå èç íèõ. Òàêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïîäòàëêèâàåò äåòåé ìûñëèòü íåñòàíäàðòíî è ðàçâèâàåò èõ òâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë, èñïîëüçóÿ ÿçûêîâûå íàâûêè ëåâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà. Âû òàêæå ìîæåòå çàäàòü áîëåå ïðàêòè÷íûå âîïðîñû. ×òî åñëè ìíå ñäåëàþò áîëüíî? ×òî åñëè êòî-òî áóäåò ìåíÿ äðàçíèòü? Îáñóäèòå âîçìîæíûå ðåøåíèÿ òàêèõ ñèòóàöèé.

Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü. Âûéäèòå èç äîìà è ïîèãðàéòå ñ «ëåòàþùåé òàðåëêîé». Ïðîñòî ïðîãóëÿéòåñü íà ñâåæåì âîçäóõå. Ïîèãðàéòå â ôóòáîë íà ìåñòíîì ñòàäèîíå. Óïðàæíåíèÿ ÿâëÿþòñÿ îòëè÷íûì ñòèìóëîì äëÿ ìîçãà â öåëîì, à ñïîðòèâíûå ñîñòÿçàíèÿ áåç êàêîé-ëèáî ñòðîãîé ñòðóêòóðû ïîìîãàþò ñáàëàíñèðîâàòü ìîçã. Ïîåçäêà â ïàðê – ýòî òàêæå îòëè÷íàÿ âîçìîæíîñòüþ çàâåñòè íîâûõ äðóçåé è óëó÷øèòü ñâîè ñîöèàëüíûå íàâûêè.

Èñêóññòâî. Ïîìîãàéòå ðåáåíêó ðàñêðûòü â ñåáå òâîð÷åñêóþ ñòîðîíó. Ìîæíî ïðîñòî â ìàãàçèíå êàíöòîâàðîâ êóïèòü êàðàíäàøè, êðàñêè è àëüáîìû äëÿ ðèñîâàíèÿ. À ìîæíî ïîéòè íàìíîãî äàëüøå è çàïèñàòü ðåáåíêà â êðóæîê ãîí÷àðíîãî èñêóññòâà, æèâîïèñè èëè äîãîâîðèòüñÿ îá óðîêàõ ìóçûêè.

Ó÷èòåñü ðàññëàáëÿòüñÿ. Ñòðåññ ìîæåò ñåðüåçíî çàòðóäíèòü ðàáîòó ìîçãà. Äåòè è âçðîñëûå ñïîñîáíû íàñòîëüêî ñèëüíî ïîãðóæàòüñÿ â ïðîáëåìó, ÷òî îò âîçíèêøåãî íàïðÿæåíèÿ, ñâÿçàííîãî ñî ñòðåññîâûì ñîñòîÿíèåì îðãàíèçìà, ó íèõ âîçíèêàþò êîãíèòèâíûå ïðîáëåìû ñ êîíöåíòðàöèåé âíèìàíèÿ è îáðàáîòêîé ïîñòóïàþùåé èíôîðìàöèè.

Ó êàæäîãî ðåáåíêà ïðèñóòñòâóåò îïðåäåëåííàÿ ñòåïåíü äèñáàëàíñà ìîçãà. Ó êîãî-òî ïðåâàëèðóåò ëåâîå ïîëóøàðèå, à ó êîãî-òî – ïðàâîå. Ýòè óïðàæíåíèÿ, êàê è äðóãèå ñïîñîáû òâîð÷åñêîãî ñàìîâûðàæåíèÿ, ïîìîãóò ñîäåéñòâîâàòü åãî ñáàëàíñèðîâàííîé ðàáîòå. Êàê òîëüêî âàø ðåáåíîê íà÷íåò äåëàòü óñïåõè â áàëàíñå ìîçãà, âû çàìåòèòå è áóäåòå íåâåðîÿòíî ðàäû åãî ëó÷øåé êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, áîëåå óðàâíîâåøåííîìó íàñòðîåíèþ, ëó÷øåé ìîòîðèêå è óêðåïëåíèþ ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ.

Äàëåå îïèñàíû øåñòü ðàçëè÷íûõ çàíÿòèé, êîòîðûå âû ìîæåòå äåëàòü âìåñòå ñ ðåáåíêîì äëÿ òîãî, ÷òîáû ñïîñîáñòâîâàòü çäîðîâîìó ðàçâèòèþ åãî ìîçãà, è â èòîãå óëó÷øèòü ðÿä êëþ÷åâûõ èñïîëíèòåëüíûõ ôóíêöèé. Êñòàòè, ýòè óïðàæíåíèÿ íå òîëüêî ïîìîãàþò äåòÿì, îíè ýôôåêòèâíû è äëÿ âçðîñëûõ!

1. «Ëèôò-äûõàíèå». Ïðàêòèêà ãëóáîêîãî äûõàíèÿ («ëèôò-äûõàíèå» èëè ïåðåìåùåíèå äûõàíèÿ êî âñåì ÷àñòÿì òåëà) ïîìîãàåò óëó÷øèòü ïàìÿòü, à òàêæå ýìîöèîíàëüíûé êîíòðîëü. Äåòè ëþáÿò åãî âûïîëíÿòü, à çíà÷èò, âû ìîæåòå äåëàòü åãî ÷àùå. Ïðèñòóïèòü ê íåìó ìîæíî â ïîëîæåíèè ñèäÿ, ñêðåñòèâ íîãè, èëè â ïîëîæåíèè ëåæà. Ñíà÷àëà ïóñòü ðåáåíîê ïðîñòî ñïîêîéíî è ðîâíî ïîäûøèò.

Äàëåå ñêàæèòå åìó ñëåäóþùåå: «Ïðåäñòàâü, ÷òî òâîå äûõàíèå, êàê íà ëèôòå äâèãàåòñÿ ÷åðåç âñå òâîå òåëî. Äëÿ çàïóñêà ëèôòà òåáå íóæíî äûøàòü ÷åðåç íîñ. Âûäîõíè âåñü âîçäóõ, êîòîðûé ó òåáÿ åñòü. Ïîòîì íà÷èíàé âäûõàòü è ïóñòü ëèôò (ñ äûõàíèåì) ìåäëåííî ïîäíèìåòñÿ äî óðîâíÿ ãðóäè. Çàäåðæè åãî òàì. Òåïåðü ñíîâà âûäîõíè âåñü âîçäóõ. Îïÿòü âäûõàé òàê, ÷òîáû òâîé ëèôò ïîäíÿëñÿ óæå íà ñàìûé âåðõíèé ýòàæ, ÷åðåç ãîðëî â ëèöî è ëîá. Çàäåðæè åãî. Òåïåðü âûäîõíè è ïî÷óâñòâóé, êàê âìåñòå ñ âûäîõîì ýòîò ëèôò óíîñèò âíèç âñå òâîè ïðîáëåìû è çàáîòû — âíèç ÷åðåç ãðóäü, æèâîò, íîãè, à äàëüøå ÷åðåç äâåðè ëèôòà è âîâñå èç òâîåãî òåëà».

2. Òðåíèðîâêà êîîðäèíàöèè ìîçãà/òåëà. Íàø ìîçã è íàøå òåëî ÿâëÿþòñÿ ÷àñòüþ îáùåãî öåëîãî – íàñ. À çíà÷èò, ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè íåîáõîäèìû èì â ðàâíîé ñòåïåíè. Êîãäà ìû òðåíèðóåì èõ îäíîâðåìåííî, ìû ôàêòè÷åñêè ïîìîãàåì ðàçëè÷íûì ôóíêöèÿì ìîçãà áîëåå àêòèâíî âçàèìîäåéñòâîâàòü è ïîääåðæèâàòü ñîñòîÿíèå ñèíõðîíèçàöèè. Ò.å. âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé — ýòî ôóíêöèÿ êàê íàøåãî ìîçãà, òàê è íàøåãî òåëà.

Óïðàæíåíèÿ, ïðåäñòàâëåííûå íèæå, ñîäåéñòâóþò èíòåãðàöèè âàæíåéøèõ ôóíêöèé ìîçãà, äåëàÿ åãî ðàáîòó áîëåå ýôôåêòèâíîé.

Øåâåëåíèå ïàëüöàìè íîã. Ýòî óïðàæíåíèå î÷åíü ïîìîãàåò êîîðäèíàöèè. Äåòè âñåõ âîçðàñòîâ ìîãóò ëåãêî íàó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü åãî. Êàæäîå óòðî, ïðåæäå ÷åì âñòàòü ñ ïîñòåëè, ïîïðîñèòå ðåáåíêà ìåäëåííî íà÷àòü äâèãàòü âñåìè ñâîèìè ïàëüöàìè íà îáåèõ íîãàõ ââåðõ è âíèç, à çàòåì òîëüêî äâóìÿ áîëüøèìè ïàëüöàìè.

Äâèæåíèÿ íå âåäóùåé ðóêîé. Ïîïðîñèòå ðåáåíêà ïîïðîáîâàòü ÷òî-íèáóäü ïîäåëàòü åãî íåîñíîâíîé ðóêîé. Åñëè îí ïðàâøà, ïóñòü èñïîëüçóåò ëåâóþ, à åñëè ëåâøà, òî — ïðàâóþ ðóêó, íàïðèìåð, ÷òî-òî íàïèøåò, îäåíåòñÿ èëè áóäåò ïîëüçîâàòüñÿ ëîæêîé èëè âèëêîé âî âðåìÿ ïðèåìà ïèùè.

Ïåðåìåùåíèå íàèñêîñü. Âû ìîæåòå ñäåëàòü ýòî ïðîñòîå óïðàæíåíèÿ âìåñòå ñ ðåáåíêîì. Íåîáõîäèìî â ïîëîæåíèè ñèäÿ êîñíóòüñÿ ïðàâûì ëîêòåì ëåâîãî êîëåíà. Ñäåëàéòå ýòî óïðàæíåíèå ïÿòü ðàç, à çàòåì âûïîëíèòå ëåâûì ëîêòåì ê ïðàâîìó êîëåíó. Ïîâòîðèòå íåñêîëüêî ðàç. Äðóãîé âàðèàíò: âû ìîæåòå ñäåëàòü «ìåëüíèöó».  ïîëîæåíèè ñòîÿ, íîãè íà øèðèíå ïëå÷, ïîî÷åðåäíî êîñíèòåñü ïðàâîé ðóêîé ëåâîé íîãè è íàîáîðîò. Ïîâòîðèòå íåñêîëüêî ðàç.

Îñâîåíèå êëàâèø. Îáó÷åíèå èãðå íà ôîðòåïèàíî èëè ýëåêòðîííûõ êëàâèøíûõ èíñòðóìåíòàõ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ëó÷øèõ ñïîñîáîâ óëó÷øèòü èíòåãðàòèâíûå ïðîöåññû ãîëîâíîãî ìîçãà. Âîñïîëüçîâàâøèñü îáó÷àþùèì âèäåî, øèðîêî ïðåäñòàâëåííûì â Èíòåðíåòå, âû ìîæåòå îñâîèòü èãðó äàæå äîìà.

3. Èãðà íà êîíöåíòðàöèþ. Óïðàæíåíèÿ, ïîçâîëÿþùèå óëó÷øèòü ïàìÿòü è êîíöåíòðàöèþ âíèìàíèÿ, âàæíû äëÿ âñåõ íàñ!

Äëÿ äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà âû ìîæåòå ïðåäëîæèòü ñëåäóþùóþ èãðó: âîçüìèòå íåñêîëüêî èãðóøåê è âûñòðîéòå èõ â ðÿä. Ïóñòü ðåáåíîê ïîñìîòðèò íà íèõ è çàïîìíèò. Çàòåì íàêðîéòå èõ ÷åì-íèáóäü è óáåðèòå îäíó èç èãðóøåê (òàê, ÷òîá ðåáåíîê íå âèäåë). Ðàñêðîéòå. Çàäà÷à ðåáåíêà ïîñòàðàòüñÿ íàçâàòü îòñóòñòâóþùóþ èãðóøêó. Âû ìîæåòå òàêæå ïðåäëîæèòü åìó çàïîìíèòü êîðîòêèé ñïèñîê çíàêîìûõ ïðåäìåòîâ âàøåãî äîìà. Ïóñòü îí ïîñòàðàåòñÿ âñïîìíèòü èõ â ïðÿìîì è â îáðàòíîì ïîðÿäêå.

Äëÿ äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà è ïîäðîñòêîâ ìîæíî ïðåäëîæèòü òàêóþ èãðó: ðàçëîæèòå ïåðåä íèìè ëþáûå ïðåäìåòû, êàêèå òîëüêî íàéäåòå, äàéòå 15 ñåêóíä, ÷òîáû ðàññìîòðåòü, à çàòåì çàáåðèòå èõ èç ïîëÿ çðåíèÿ. Ïóñòü âàø ðåáåíîê ïîñòàðàåòñÿ âñïîìíèòü ýòè ïðåäìåòû, à âû ïîäñ÷èòàéòå, ñêîëüêî åìó óäàëîñü íàçâàòü â ïðîöåíòíîì îòíîøåíèè. Íà÷íèòå ñ ïÿòè è ïî ìåðå òîãî, êàê ðåáåíîê îñâîèò âûïîëíåíèå çàäà÷è, íàðàùèâàéòå èõ êîëè÷åñòâî äàëüøå. Âû ìîæåòå òàêæå ïîòðåíèðîâàòü ñëóõîâóþ ïàìÿòü, ïðåäëîæèâ ïîâòîðèòü çà âàìè âñëóõ ðÿä ñëó÷àéíûõ ÷èñåë èëè ñëîâ. Íà÷íèòå âñåãî ëèøü ñ 2-õ èëè 3-õ è òàêæå ðàáîòàéòå íàä óâåëè÷åíèåì èõ êîëè÷åñòâà.

6. Åæåäíåâíîå âðåìÿ îáùåíèÿ/«òðèóìôû è êðóøåíèÿ».  ñîâðåìåííîì ìèðå ñ åãî íåïðåðûâíûìè ñìñêàìè, èíòåðíåò ïåðåïèñêîé è òåëåôîííûìè ðàçãîâîðàìè, ïîëíîöåííîå îáùåíèå ñòàíîâèòñÿ, ïî èñòèíå, óòðà÷åííûì âèäîì èñêóññòâà. Åñëè âû ñìîæåòå åæåäíåâíî âûäåëÿòü âðåìÿ íà êàæäîãî ñâîåãî ðåáåíêà, ÷òîáû óçíàòü î åãî ïîáåäàõ è ïðîáëåìàõ è â îòâåò ïîäåëèòüñÿ ñâîèìè, ýòî ïîçâîëèò çíà÷èòåëüíî óëó÷øèòü åãî êîììóíèêàòèâíûå è ðàçãîâîðíûå íàâûêè. Îáñóæäåíèå óñïåõîâ è òðóäíîñòåé ìîãóò òàêæå ïîìî÷ü â èçó÷åíèè íàâûêîâ ðåøåíèÿ ðàçëè÷íîãî ðîäà ïðîáëåì.

Ðåàëèçàöèÿ âñåõ ýòèõ óïðàæíåíèé è çàíÿòèé ïîçâîëèò íå òîëüêî óëó÷øèòü èñïîëíèòåëüíûå ôóíêöèè ìîçãà, íî è ïîñòðîèòü õîðîøèå îòíîøåíèÿ è ñíèçèòü óðîâåíü ñòðåññà ó âñåõ ó÷àñòíèêîâ, êàê ó äåòåé, òàê è ó âçðîñëûõ. Äëÿ ðåáåíêà èãðà ìîæåò áûòü ðàáîòîé, î÷åíü íåîáõîäèìîé äëÿ åãî âñåñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ. Âçðîñëîìó æå î÷åíü ïîëåçíî âðåìÿ îò âðåìåíè «âñòðå÷àòüñÿ» ñî ñâîèì âíóòðåííèì ðåáåíêîì. Òàê ÷òî âàøè ñîâìåñòíûå âåñåëûå «òðåíèðîâêè» ìîçãà áóäóò ñïîñîáñòâîâàòü îáîþäíîìó ðàçâèòèþ.

Äîêòîð Ðîáåðò Ìàéåðñ, äåòñêèé ïñèõîëîã

Источник