Развитие речи ребенка через театрализованную игру
Cветлана Шмакова
Театрализованные игры как средство развития речи детей.
Театрализованные игры как средство развития речи детей.
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Основная идея развития речи детей в театрализованных играх заключается в том, что этот вид деятельности является средством и условием развития ребенка. Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Чтобы целенаправленно содействовать усвоению детьми форм речи, важно вовлечь их в деятельность, полноценную в речевом и социально-нравственном отношении, в деятельность, которая поставит ребенка в позицию активного субъекта речевого общения. Такой деятельностью для дошкольников является театрализованная игра, деятельность, которая стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Организация театрализованных игр детей — это активный способ управления процессом речевого развития детей. Дети как в процессе подготовки к театрализованным играм, так и в их процессе вовлекаются в реальное и ролевое общение. В этих играх происходит накопление речевого и коммуникативного опыта.
Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры,нужно назвать следующие:
— уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
— детей раннего возраста нужно учить вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? — Был. — Шил сапожки? — Шил»).
— знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ».Волк: «топ – топ – топ».Лисичка: «топ — топ — топ».
— воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений.
— обогащать данный вид игр содержанием, значимым для развития и усвоения различных форм речи;
— включать приемы театрализации в содержание непосредственно-образовательной деятельности;
— создавать материальные и педагогические условия для развития театрализованных игр детей, обеспечивая игровое пространство и время для их совместной с воспитателем и самостоятельной театрализованной деятельности.
В работе с детьми по формированию речиможно использовать следующие формы: театрализованные игры (игры-инсценировки, как импровизация по мотивам литературного произведения) и режиссерские игры, как разновидность театрализованных игр. Для театрализаций дошкольников можно начинать с использования фольклорных произведений, стихотворений и короткие рассказов, с близкими детям темами, например, «Этот пальчик — дедушка», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др. Постепенно переходить на произведения близкие по возрасту.
Создание предметно-развивающей игровой среды предполагает оформление театрализованного уголка в группе, уголка ряженья, наличие различных видов настольного театра, масок, элементов костюмов и т. д.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.
Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка предполагает: совместные театрализованные игры воспитателя с детьми; этюды и имитационные игры; самостоятельные театрализованные игры детей. В процессе приобщения детей к театрализованной деятельности используется показ настольного театра и беседы после показа; просмотры спектаклей в детском саду с приглашением актеров городских театров; совместные ролевые диалоги; разыгрывание литературных текстов, упражнения в интонационной выразительности и т. д.
Этапы развития речи средствами театрализованных игр определяются в соответствии с логикой развития речи (от восприятия — к заимствованию речевых форм — и затем к самостоятельному их использованию).Они предусматривают постепенный переход: от просмотра театрализованной постановки к самостоятельным театрализациям; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 детей; от имитации действий персонажей к передаче их речевых реплик.
На первом этапе формируется интерес к театрализованным играм, к детским литературным произведениям через организацию систематического чтения и просмотра небольших кукольных и игровых спектаклей, которые показывают воспитатели младших групп, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. Это способствует обогащению впечатлений и игрового опыта детей.
Целенаправленное формирование впечатлений (жизненного и игрового опыта) детей осуществляется не только через показ театрализованных представлений, но и с использованием ролевых диалогов игрушек (этюды). Для этого используются любые куклы или образные игрушки. Специфика игр-диалогов состоит в том, что в них закладывается определенное содержание, соответствующее тематическому плану. Для показа театрализованныхпредставлений лучше использовать уже знакомые детям произведения: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и т. д.
Следующий этап предусматривает совместный показ настольного театра воспитателя с ребенком, игры-инсценировки, чтение стихов и потешек по ролям, совместные игровые диалоги с использованием игрушки. Для этого использовали знакомые сказки, стихи, потешки и этюды. Совместные показы проводились в индивидуальной деятельности с детьми, а также небольшими группками. К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.
Развитие речи детей средствами театрализованных игр показывает достижение детьми более высоких уровней развития их речи и игровой деятельности, а также повышение качества педагогического процесса, направленного на развитие речи детей и развитие игровой деятельности.
Источник
«Использование театрализованных игр для развития речи дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель Пинчук А.В.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать, а не развить способность чувствовать, думать, творить.
В связи с этим у детей отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки, отсутствие фантазии и воображения. Отсюда также равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольного поведения, самостоятельности. У детей недостаточно развиты память, внимание, связная речь. Они недостаточно владеют четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительностью, эмоциональностью в чтении стихов, пересказов.
Самый короткий путь в решении этих проблем – это театральная деятельность, театральные игры и упражнения. Они позволяют решить многие задачи программы детского сада от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Речь ребенка развивается постоянно: в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие детей: дети знакомятся с чувствами героев, их настроением, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки.)
Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события. Во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатление об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике интонацией речи , т.д.) Ребенок осознает себя, учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражениях впечатлений, знаний, эмоций.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесными творчеством, драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понято изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Ребенок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей. Вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и предавать свои впечатления в монологической форме.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что если учить ребёнка «…каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития, по словам О.В. Акуловой, «…рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей».
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. В ходе организации театрализованной игры происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.
Речь – особая деятельность, существующая в двух формах: диалогическая и монологическая и являющаяся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций:
— коммуникативную;
— познавательную;
— экспрессивную;
— исследовательскую;
— планирующую.
Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим перед собой следующие задачи:
— развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
— воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;
— формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;
— развитие связной речи ;
— ознакомление с художественной литературой;
— подготовка детей к обучению грамоте.
Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.
Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи ребенка:
— словаря;
— грамматического строя;
— диалогической и монологической речи;
— совершенствованию звуковой стороны речи.
Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность:
— выбор темы;
— передача знакомого содержания;
— сочинение;
-исполнение от лица персонажа.
Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:
— вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;
— невербальные средства – мимика, жесты, поза.
В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используем знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).
Работу по организации театрализованной игры мы проводим в три этапа:
-Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
-Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций ( «сценарист», «оформитель», «костюмер»).
-Самостоятельная, творческая деятельность детей.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
— игры – драматизации;
— режиссерские игры.
В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
— игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
— ролевые диалоги на основе текста;
— инсценировки произведений;
— постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
— игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер», управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров. Мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.
Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимики.
Например,
— съешьте кислый лимон (дети морщатся);
— рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);
— встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);
— покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;
— покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;
— полетим как птицы;
— волк крадется за зайцем.
Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность.
Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» — каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.
Например,
На поляне дом стоит,
На двери замок висит,
За дверями стоит стол,
Вокруг дома — частокол
Тук-тук — дверь открой
Заходите, я не злой
Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов.
Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – вот летит оса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).
При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.
Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.
При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.
При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:
«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка, водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения, сопровождая жестами и мимикой.
Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «Теремок», «гуси – гуси», «Два мороза», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
Заканчивая, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной игры можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников.
Источник