Развитие у ребенка аналитического мышления детей

Развитие у ребенка аналитического мышления детей thumbnail

Способность аналитической оценки информации присуща каждому человеку, но эффективность такого мышления индивидуальна и зависит от многих факторов. Первый и важнейший из них – это развитие аналитических навыков, второй – фактический запас информации для анализа. И первое, и второе требует усиленного внимания – в детском возрасте со стороны родителей, воспитателей и учителей, а в будущем – индивидуальных усилий со стороны личности.

Что такое аналитическое мышление?

Аналитическое мышление в общем смысле – это логический анализ поступающей информации с целью принятия того или иного решения. В таком контексте термин означает следующее:

  • Разделение информации на составные части
  • Всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом
  • Получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации
  • Если решается задача, то продумываются варианты решения
  • Далее выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько).

Именно так действует аналитическое мышление, независимо от возраста. Как видим важность навыков анализа, а также фактически накопленной информации не поддаётся сомнению. Понятно, что аналитическое мышление не может развиваться самостоятельно без остальных разновидностей мышления.

image011

Задача дошкольных и школьных учебных заведений развивать детей гармонично, учитывая все особенности творческого, критического, практического, теоретического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Без развития этих форм мышления учёба в начальной и средней школе, а также полноценная успешная жизнь просто не возможны.

Формы и методы развития аналитического мышления

Развитие аналитики у детей требует тренировки достаточно простого алгоритма – осознание проблемы (пояснение проблемы со стороны родителей, воспитателей, учителей), поиск решения полученных проблем, внедрение полученных результатов в действительность. Тут не обойтись без причинно-следственных связей, требующих разъяснения особенно в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст

Понятно, что в детском возрасте все задачи и вопросы должны носить исключительно игровой характер. Только так можно мотивировать ребёнка развиваться.

  • 3,4 года. Активно используется сенсорное восприятие. Познаются цвета, формы, объёмы через тактильные и наглядные предметы
  • 5-7 лет. В этом возрасте ребёнок начинает пользоваться аналитическим мышлением. Допустимы несложные загадки, предлагаются задания по пересказу увлекательных картинок, возможны ребусы

Дошкольный возраст

Школа «Возможность» активно практикует такие методики в рамках своего дошкольного учебного заведения.

Средняя и старшая школы

В рамках средней и старшей школы также проводится масса мероприятий, направленных на развитие логического, критического и аналитического мышления учеников. Учебный курс и фрагменты модульной программы справляются со своей задачей, но огромная роль отводится внеурочной деятельности:

Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО «Дети познают мир» (появился в частной школе «Возможность» в 2005 году) способствует расширению кругозора учащихся. Этот проект включает в себя набор тем для исследовательской деятельности в рамках любимого предмета в течение года.

Средняя и старшая школы

  • Практикуются индивидуальные и коллективные исследования.
  • Экскурсии по столице и области также полны полезной информации для аналитического, логического и критического мышления.
  • Юмористические конкурсы помогают развивать остроумие.
  • Неделя естественных наук и конкурс грамотеев помогают накопить фактическую информацию об окружающей мире, развивают память, сообразительность, а также логическое мышление, без которых аналитические умозаключения были бы затруднительны.

Школа «Возможность» готовит эрудированных учеников нового поколения, которые не лишены чувства юмора, способны делать ответственный выбор, решать жизненные проблемы и задачи, а также добиваться успехов в своих начинаниях.

Источник

Библиографическое описание:


Анищенко Е. А., Белокопытова С. А., Ковалева И. В. Развитие аналитического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №45. — С. 321-323. — URL https://moluch.ru/archive/283/63714/ (дата обращения: 20.02.2020).



Способность мыслить аналитически присуща каждому человеку, но развить эту способность в полной мере удаётся не всем. Первый и важнейший фактор, способствующий эффективности развития такого рода мышления — это формирование аналитических навыков, второй — владение информацией для анализа. И первое, и второе требует определённых усилий: в детском возрасте со стороны родителей, воспитателей и учителей, а в будущем — со стороны самой личности.

«Что такое аналитическое мышление? Аналитическое мышление в общем смысле — это логический анализ поступающей информации с целью принятия того или иного решения. В таком контексте термин означает следующее:

– разделение информации на составные части;

– всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом;

– получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации;

Читайте также:  Задания на развитие речи для ребенка 5 лет презентация

– если решается задача, то продумываются варианты решения;

– далее выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько)». [3]

Таков алгоритм действия аналитического мышления, независимо от возраста. Очевидно, что развитие навыков анализа имеет первостепенное значение в жизни любого человека, и помогает ему принимать важные жизненные решения. Но развитие аналитического мышления тесно связано с полноценным развитием остальных видов мышления.

Задача педагогов дошкольного заведения развивать детей гармонично и всесторонне, учитывая особенности творческого, критического, практического, теоретического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Без развития этих форм мышления учёба в начальной и средней школе, а также полноценная успешная жизнь просто невозможны.

Развитие аналитики у детей требует тренировки достаточно простого алгоритма — осознание проблемы (пояснение проблемы со стороны родителей, воспитателей, учителей), поиск решения полученных проблем, внедрение полученных результатов в действительность. Тут не обойтись без причинно-следственных связей, требующих разъяснения особенно в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте все задачи и вопросы должны носить исключительно игровой характер. Только так можно привлечь внимание ребёнка и помочь ему развиваться.

– 3–4 года — активно используется сенсорное восприятие. Познаются цвета, формы, объёмы через тактильные и наглядные предметы;

– 5–7 лет — в этом возрасте ребёнок начинает пользоваться аналитическим мышлением. Допустимы загадки разной степени сложности, предлагаются задания по пересказу увлекательных картинок, анализ поступков героев литературных произведений, ребусы и головоломки, и не только.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических процессов. На начальном этапе формирования аналитического мышления у ребёнка прежде необходимо сформировать произвольное внимание, умение сконцентрироваться. Для этого есть простое и действенное упражнение — обследование объекта. Ребёнку дают предмет, хорошо ему знакомый, без особых вычурных и замысловатых деталей, просят рассмотреть его внимательно и постараться запомнить все его особенности, отложить предмет и перечислить всё, что запомнил, затем попробовать нарисовать его. Рассматривать предмет можно сначала вместе с ребёнком, затем предложить ему это сделать самостоятельно. Схема, которой можно следовать, приведена ниже:

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Материал.
  5. Назначение.
  6. Отличительные особенности (от других подобных предметов).
  7. Детали декора.

Как только ребёнок научится проделывать это самостоятельно и после обследования воспроизводить объект на бумаге, можно задание немного усложнить — предложить подумать, какое ещё применение можно найти этой вещи. Мышление ребёнка будет расширяться — подключается аналитическое мышление. Но, чтобы произошёл этот процесс, необходимо как раз сначала развить именно произвольное внимание, его длительную концентрацию на одном объекте.

Следующим, не менее эффективным, упражнением на развитие внимания и наблюдательности является беглое осматривание, например, коробки с игрушками или любыми предметами, либо это может быть картинка с нарисованными объектами, не важно. Суть в том, что ребёнок бросает беглый взгляд и старается запомнить как можно больше предметов. Это упражнение хорошо проводить в форме игры, когда осмотр производят несколько детей, и выигрывает тот, кто перечислил больше.

Внимание как будто собирает в фокус все познания относительно данного предмета, и соединяет их вместе, позволяя ребёнку комбинировать и классифицировать их. Внимание увеличивает и усиливает способности восприятия, там, где невнимательный ребёнок получит одно впечатление, внимательный три-четыре и более. Хорошо развитые внимание и восприятие помогают развиться памяти, степень развития памяти человека напрямую зависит от степени внимания и восприятия человека. Крепкая и долговременная память — это залог хорошо развитого аналитического мышления.

Упражнения, описанные выше, подготавливают благоприятную почву для развития аналитического мышления у детей дошкольников. На следующем этапе хорошо поможет художественная литература. После прочтения детского художественного произведения обязательно производить с ребёнком анализ поступков героя литературного произведения, ситуаций, непосредственно связанных с поведением героя. Если группа детей, то мнений может быть несколько, дать право каждому ребёнку обосновать свою точку зрения. Предложите ребёнку поставить себя на место главного героя, как бы он поступил в данной ситуации и почему? Со временем ребёнок начнёт понимать взаимосвязь поступка и ситуации, связанной с ним, то есть видеть причину и следствие.

Далее можно начать анализировать ситуации из повседневной жизни. Обсудить поступок одного из детей (необязательно плохой, но и таковые не исключать), показать к чему может привести подобное поведение, какова реакция окружающих: почему похвалили, улыбнулись, поделились игрушкой, или наоборот: не захотели играть, обидно обозвали и т. п. Эта взаимосвязь станет ребёнку ясна и позволит ему избежать многих жизненных проблем, выйти на уровень правильных поступков.

Читайте также:  Ребенок ускоренного развития 9 букв

Помочь ребёнку найти выход из сложного положения хорошо помогает моделирование жизненных ситуаций: постановка проблемы, а затем поиск верного решения — устранение проблемы. Разрабатывая с ребёнком алгоритм действий, не останавливаться на одном решении — вариантов может быть несколько, необходимо рассмотреть их все и определить наиболее правильный. Таким образом, ребенок постепенно научится анализировать все происходящее. Первое время не забывайте озвучивать все умозаключения вместе.

Выше было отмечено, что отлично развивают логическое и аналитическое мышление различные ребусы, головоломки, кроссворды и, конечно, загадки. Они как нельзя лучше развивают самостоятельное мышление, учат доказывать правильность суждений, владеть своими умственными операциями. Научите также ребёнка играть в шахматы — эта древняя игра развивала умы немалого количества учёных мужей, прославленных полководцев и великих правителей — поможет она и современному ребёнку в полной мере развить свои умственные способности, а кроме этого научиться проигрывать достойно и выигрывать с честью.

Литература:

  1. Афонькина, Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова; Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С. 44–46.
  2. Выгодский, Л. С. Избранные психологические исследования. М.: 1956.- С.257.
  3. Чернова, А. Развитие аналитического мышления у дошкольников — Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/27/.

Основные термины (генерируются автоматически): аналитическое мышление, предмет, решение, ситуация, ребенок, сторона родителей, произвольное внимание, полная мера, дошкольный возраст.

Источник

Мышление отражает способность человека познавать окружающий мир, мыслить, накапливать знания, открывать новые законы, решать возникающие проблемы и задачи, создавать и преобразовывать.

Фундамент мышления закладывается в раннем детстве, когда ребёнок осваивает вначале наглядно-действенное (оно является основным примерно до 5 лет), затем наглядно-образное (оно превалирует примерно до 6-6,5 лет) и словесно-логическое мышление (оно формируется примерно в 6 лет, преобладает с 7-8 лет и у большинства взрослых остаётся ведущим). Наглядно-действенное мышление позволяет ребёнку познавать мир через взаимодействие с предметами.

Наглядно-образное мышление дает возможность представлять предметы, даже если их нет в наличии, и оперирует этими образами и представлениями (помните, как Мальвина просила Буратино представить, что у него в кармане яблоко?). Больше о развитии наглядного мышления можно прочитать нашем блоге, в статье «Развитие наглядного мышления» .

Словесно-логическое мышление позволяет ребёнку обращаться со словами, которые обозначают явления или предметы. Оно вырастает из образного и помогает анализировать и синтезировать, рассуждать, делать выводы, классифицировать, умозаключать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.

Логическое мышление у малышей дошкольного возраста проходит некоторые этапы становления:

1. Овладение умением сравнивать, обобщать, разбивать на группы, классифицировать.

2. Моделирование.

3. Умение работать по алгоритму и составлять алгоритмы.

4. Комбинаторика.

5. Решение задач на сообразительность и зачатки использования научной информации.

6. Уточнение смысла, заложенного в сказках, пословицах, загадках.

7. Решение ребусов, кресс-кроccов.

Как развить мышление? Требования к игре

Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:

— у неё должен быть продуманный сюжет;

— правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;

— во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;

— необходима наглядность: в ней – половина успеха. Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес.

Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.

Как развить логическое мышление у ребёнка?

Для этой цели с успехом можно использовать упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребёнок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.

Читайте также:  Мониторинг качества развития ребенка дошкольного возраста

Для того, чтобы выяснить, в какой степени у ребёнка-дошкольника (младшего школьника) развито абстрактно-логическое мышление, можно провести несложный тест, в последующем превращая его в игру.

1. Возьмите брусок пластилина, разделите его пополам и скатайте два одинаковых шарика. Пусть ребёнок убедится, что шарики одинаковы. Попросите ребёнка представить, что это – тесто, из которого вы с ним сейчас будете выпекать булочки. Спросите малыша: «Если сейчас каждый съест свою булочку, то каждый съест поровну или кто-то — больше? Я или ты?»

2. Возьмите один из шариков-«булочек» и распластайте, придав ему плоскую форму «печенья» (овальную, круглую или прямоугольную). Спросите ребёнка, одинаковое ли количество «теста» у «булочки» и у получившегося «печенья»? Или в «булочке» «теста» больше? Или в «печенье»? Скажите примерно так: «„Печенье“ такое тонкое. Не кажется ли тебе, что кто съест булочку, тот съест больше теста?» Спросите у ребёнка: «А если опять сделать «булочку» из «печенья», то есть шарик из плоского «печенья», то «теста» будет так же много, как и в шарике?» После этого скатайте шарик – станет видно, что количество «теста» одинаково.

3. Один из шариков пластилина разделите на мелкие кусочки. Пусть это будут «крошки». Их должно получиться около восьми штук, и пусть ребёнок сравнит их с шариком.

Ну, а теперь – выводы:

1. Если ребёнок рассуждал, что «булочка» – шарик пластилина – больше и толще, чем плоское «печенье» или что «печенье» больше, потому что оно длиннее и шире – значит, у него пока плохо развито абстрактно-логическое мышление. Это говорит о том, что он пока ещё не умеет отойти от измерения, на котором сосредоточился, и перейти к другому, связав их между собой.

2. Если ребёнок колеблется в своих рассуждениях, поддаётся на Ваши «запутывания» – это означает, что абстрактно-логическое мышление у него развито пока ещё недостаточно хорошо.

3. Если ребёнок, рассуждая, говорит о том, что оба кусочка одинаковы, ведь если сделать шарики, они будут одинаковы (или о том, что ведь ничего не убирали и не добавляли, значит, кусочки одинаковые, как и были) – значит, абстрактно-логическое мышление у него очень хорошо развито.

Игры с палочками (спичками), в которых нужно, используя определённое количество палочек, выложить определённую фигуру и (или), выбрав одну-две палочки, получить другую фигуру, развивают не только наглядно-действенное, но и логическое, и пространственное мышление. Например, из пяти палочек попросите сложить два одинаковых треугольника, из семи – три одинаковых треугольника или два квадрата.

Креативное мышление можно потренировать, предлагая малышу подумать, каким необычным способом можно применить тот или иной предмет, выбранный ведущим. Приветствуйте фантазию и оригинальность мышления ребёнка.

Как развить мышление у ребенка? Общие рекомендации:

Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:

1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.

2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.

3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.

4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.

5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.

Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих тренажёрах для мозга онлайн  в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Фото: Lauro Maia

Источник