Развитие у ребенка аналитического мышления детей
Способность аналитической оценки информации присуща каждому человеку, но эффективность такого мышления индивидуальна и зависит от многих факторов. Первый и важнейший из них – это развитие аналитических навыков, второй – фактический запас информации для анализа. И первое, и второе требует усиленного внимания – в детском возрасте со стороны родителей, воспитателей и учителей, а в будущем – индивидуальных усилий со стороны личности.
Что такое аналитическое мышление?
Аналитическое мышление в общем смысле – это логический анализ поступающей информации с целью принятия того или иного решения. В таком контексте термин означает следующее:
- Разделение информации на составные части
- Всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом
- Получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации
- Если решается задача, то продумываются варианты решения
- Далее выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько).
Именно так действует аналитическое мышление, независимо от возраста. Как видим важность навыков анализа, а также фактически накопленной информации не поддаётся сомнению. Понятно, что аналитическое мышление не может развиваться самостоятельно без остальных разновидностей мышления.
Задача дошкольных и школьных учебных заведений развивать детей гармонично, учитывая все особенности творческого, критического, практического, теоретического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Без развития этих форм мышления учёба в начальной и средней школе, а также полноценная успешная жизнь просто не возможны.
Формы и методы развития аналитического мышления
Развитие аналитики у детей требует тренировки достаточно простого алгоритма – осознание проблемы (пояснение проблемы со стороны родителей, воспитателей, учителей), поиск решения полученных проблем, внедрение полученных результатов в действительность. Тут не обойтись без причинно-следственных связей, требующих разъяснения особенно в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст
Понятно, что в детском возрасте все задачи и вопросы должны носить исключительно игровой характер. Только так можно мотивировать ребёнка развиваться.
- 3,4 года. Активно используется сенсорное восприятие. Познаются цвета, формы, объёмы через тактильные и наглядные предметы
- 5-7 лет. В этом возрасте ребёнок начинает пользоваться аналитическим мышлением. Допустимы несложные загадки, предлагаются задания по пересказу увлекательных картинок, возможны ребусы
Школа «Возможность» активно практикует такие методики в рамках своего дошкольного учебного заведения.
Средняя и старшая школы
В рамках средней и старшей школы также проводится масса мероприятий, направленных на развитие логического, критического и аналитического мышления учеников. Учебный курс и фрагменты модульной программы справляются со своей задачей, но огромная роль отводится внеурочной деятельности:
Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО «Дети познают мир» (появился в частной школе «Возможность» в 2005 году) способствует расширению кругозора учащихся. Этот проект включает в себя набор тем для исследовательской деятельности в рамках любимого предмета в течение года.
- Практикуются индивидуальные и коллективные исследования.
- Экскурсии по столице и области также полны полезной информации для аналитического, логического и критического мышления.
- Юмористические конкурсы помогают развивать остроумие.
- Неделя естественных наук и конкурс грамотеев помогают накопить фактическую информацию об окружающей мире, развивают память, сообразительность, а также логическое мышление, без которых аналитические умозаключения были бы затруднительны.
Школа «Возможность» готовит эрудированных учеников нового поколения, которые не лишены чувства юмора, способны делать ответственный выбор, решать жизненные проблемы и задачи, а также добиваться успехов в своих начинаниях.
Библиографическое описание:
Анищенко Е. А., Белокопытова С. А., Ковалева И. В. Развитие аналитического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2019. №45. С. 321-323. URL https://moluch.ru/archive/283/63714/ (дата обращения: 20.02.2020).
Способность мыслить аналитически присуща каждому человеку, но развить эту способность в полной мере удаётся не всем. Первый и важнейший фактор, способствующий эффективности развития такого рода мышления — это формирование аналитических навыков, второй — владение информацией для анализа. И первое, и второе требует определённых усилий: в детском возрасте со стороны родителей, воспитателей и учителей, а в будущем — со стороны самой личности.
«Что такое аналитическое мышление? Аналитическое мышление в общем смысле — это логический анализ поступающей информации с целью принятия того или иного решения. В таком контексте термин означает следующее:
– разделение информации на составные части;
– всестороннее логическое осмысление этих частей и информации в целом;
– получение недостающей информации путём логических умозаключений и возобновления из памяти накопленной информации;
– если решается задача, то продумываются варианты решения;
– далее выбор оптимального варианта умозаключения или решения (если выводов и решений несколько)». [3]
Таков алгоритм действия аналитического мышления, независимо от возраста. Очевидно, что развитие навыков анализа имеет первостепенное значение в жизни любого человека, и помогает ему принимать важные жизненные решения. Но развитие аналитического мышления тесно связано с полноценным развитием остальных видов мышления.
Задача педагогов дошкольного заведения развивать детей гармонично и всесторонне, учитывая особенности творческого, критического, практического, теоретического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Без развития этих форм мышления учёба в начальной и средней школе, а также полноценная успешная жизнь просто невозможны.
Развитие аналитики у детей требует тренировки достаточно простого алгоритма — осознание проблемы (пояснение проблемы со стороны родителей, воспитателей, учителей), поиск решения полученных проблем, внедрение полученных результатов в действительность. Тут не обойтись без причинно-следственных связей, требующих разъяснения особенно в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте все задачи и вопросы должны носить исключительно игровой характер. Только так можно привлечь внимание ребёнка и помочь ему развиваться.
– 3–4 года — активно используется сенсорное восприятие. Познаются цвета, формы, объёмы через тактильные и наглядные предметы;
– 5–7 лет — в этом возрасте ребёнок начинает пользоваться аналитическим мышлением. Допустимы загадки разной степени сложности, предлагаются задания по пересказу увлекательных картинок, анализ поступков героев литературных произведений, ребусы и головоломки, и не только.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических процессов. На начальном этапе формирования аналитического мышления у ребёнка прежде необходимо сформировать произвольное внимание, умение сконцентрироваться. Для этого есть простое и действенное упражнение — обследование объекта. Ребёнку дают предмет, хорошо ему знакомый, без особых вычурных и замысловатых деталей, просят рассмотреть его внимательно и постараться запомнить все его особенности, отложить предмет и перечислить всё, что запомнил, затем попробовать нарисовать его. Рассматривать предмет можно сначала вместе с ребёнком, затем предложить ему это сделать самостоятельно. Схема, которой можно следовать, приведена ниже:
- Цвет.
- Форма.
- Величина.
- Материал.
- Назначение.
- Отличительные особенности (от других подобных предметов).
- Детали декора.
Как только ребёнок научится проделывать это самостоятельно и после обследования воспроизводить объект на бумаге, можно задание немного усложнить — предложить подумать, какое ещё применение можно найти этой вещи. Мышление ребёнка будет расширяться — подключается аналитическое мышление. Но, чтобы произошёл этот процесс, необходимо как раз сначала развить именно произвольное внимание, его длительную концентрацию на одном объекте.
Следующим, не менее эффективным, упражнением на развитие внимания и наблюдательности является беглое осматривание, например, коробки с игрушками или любыми предметами, либо это может быть картинка с нарисованными объектами, не важно. Суть в том, что ребёнок бросает беглый взгляд и старается запомнить как можно больше предметов. Это упражнение хорошо проводить в форме игры, когда осмотр производят несколько детей, и выигрывает тот, кто перечислил больше.
Внимание как будто собирает в фокус все познания относительно данного предмета, и соединяет их вместе, позволяя ребёнку комбинировать и классифицировать их. Внимание увеличивает и усиливает способности восприятия, там, где невнимательный ребёнок получит одно впечатление, внимательный три-четыре и более. Хорошо развитые внимание и восприятие помогают развиться памяти, степень развития памяти человека напрямую зависит от степени внимания и восприятия человека. Крепкая и долговременная память — это залог хорошо развитого аналитического мышления.
Упражнения, описанные выше, подготавливают благоприятную почву для развития аналитического мышления у детей дошкольников. На следующем этапе хорошо поможет художественная литература. После прочтения детского художественного произведения обязательно производить с ребёнком анализ поступков героя литературного произведения, ситуаций, непосредственно связанных с поведением героя. Если группа детей, то мнений может быть несколько, дать право каждому ребёнку обосновать свою точку зрения. Предложите ребёнку поставить себя на место главного героя, как бы он поступил в данной ситуации и почему? Со временем ребёнок начнёт понимать взаимосвязь поступка и ситуации, связанной с ним, то есть видеть причину и следствие.
Далее можно начать анализировать ситуации из повседневной жизни. Обсудить поступок одного из детей (необязательно плохой, но и таковые не исключать), показать к чему может привести подобное поведение, какова реакция окружающих: почему похвалили, улыбнулись, поделились игрушкой, или наоборот: не захотели играть, обидно обозвали и т. п. Эта взаимосвязь станет ребёнку ясна и позволит ему избежать многих жизненных проблем, выйти на уровень правильных поступков.
Помочь ребёнку найти выход из сложного положения хорошо помогает моделирование жизненных ситуаций: постановка проблемы, а затем поиск верного решения — устранение проблемы. Разрабатывая с ребёнком алгоритм действий, не останавливаться на одном решении — вариантов может быть несколько, необходимо рассмотреть их все и определить наиболее правильный. Таким образом, ребенок постепенно научится анализировать все происходящее. Первое время не забывайте озвучивать все умозаключения вместе.
Выше было отмечено, что отлично развивают логическое и аналитическое мышление различные ребусы, головоломки, кроссворды и, конечно, загадки. Они как нельзя лучше развивают самостоятельное мышление, учат доказывать правильность суждений, владеть своими умственными операциями. Научите также ребёнка играть в шахматы — эта древняя игра развивала умы немалого количества учёных мужей, прославленных полководцев и великих правителей — поможет она и современному ребёнку в полной мере развить свои умственные способности, а кроме этого научиться проигрывать достойно и выигрывать с честью.
Литература:
- Афонькина, Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова; Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С. 44–46.
- Выгодский, Л. С. Избранные психологические исследования. М.: 1956.- С.257.
- Чернова, А. Развитие аналитического мышления у дошкольников — Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/27/.
Основные термины (генерируются автоматически): аналитическое мышление, предмет, решение, ситуация, ребенок, сторона родителей, произвольное внимание, полная мера, дошкольный возраст.
Мышление отражает способность человека познавать окружающий мир, мыслить, накапливать знания, открывать новые законы, решать возникающие проблемы и задачи, создавать и преобразовывать.
Фундамент мышления закладывается в раннем детстве, когда ребёнок осваивает вначале наглядно-действенное (оно является основным примерно до 5 лет), затем наглядно-образное (оно превалирует примерно до 6-6,5 лет) и словесно-логическое мышление (оно формируется примерно в 6 лет, преобладает с 7-8 лет и у большинства взрослых остаётся ведущим). Наглядно-действенное мышление позволяет ребёнку познавать мир через взаимодействие с предметами.
Наглядно-образное мышление дает возможность представлять предметы, даже если их нет в наличии, и оперирует этими образами и представлениями (помните, как Мальвина просила Буратино представить, что у него в кармане яблоко?). Больше о развитии наглядного мышления можно прочитать нашем блоге, в статье «Развитие наглядного мышления» .
Словесно-логическое мышление позволяет ребёнку обращаться со словами, которые обозначают явления или предметы. Оно вырастает из образного и помогает анализировать и синтезировать, рассуждать, делать выводы, классифицировать, умозаключать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.
Логическое мышление у малышей дошкольного возраста проходит некоторые этапы становления:
1. Овладение умением сравнивать, обобщать, разбивать на группы, классифицировать.
2. Моделирование.
3. Умение работать по алгоритму и составлять алгоритмы.
4. Комбинаторика.
5. Решение задач на сообразительность и зачатки использования научной информации.
6. Уточнение смысла, заложенного в сказках, пословицах, загадках.
7. Решение ребусов, кресс-кроccов.
Как развить мышление? Требования к игре
Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:
— у неё должен быть продуманный сюжет;
— правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;
— во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;
— необходима наглядность: в ней – половина успеха. Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес.
Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.
Как развить логическое мышление у ребёнка?
Для этой цели с успехом можно использовать упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребёнок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.
Для того, чтобы выяснить, в какой степени у ребёнка-дошкольника (младшего школьника) развито абстрактно-логическое мышление, можно провести несложный тест, в последующем превращая его в игру.
1. Возьмите брусок пластилина, разделите его пополам и скатайте два одинаковых шарика. Пусть ребёнок убедится, что шарики одинаковы. Попросите ребёнка представить, что это – тесто, из которого вы с ним сейчас будете выпекать булочки. Спросите малыша: «Если сейчас каждый съест свою булочку, то каждый съест поровну или кто-то — больше? Я или ты?»
2. Возьмите один из шариков-«булочек» и распластайте, придав ему плоскую форму «печенья» (овальную, круглую или прямоугольную). Спросите ребёнка, одинаковое ли количество «теста» у «булочки» и у получившегося «печенья»? Или в «булочке» «теста» больше? Или в «печенье»? Скажите примерно так: «„Печенье“ такое тонкое. Не кажется ли тебе, что кто съест булочку, тот съест больше теста?» Спросите у ребёнка: «А если опять сделать «булочку» из «печенья», то есть шарик из плоского «печенья», то «теста» будет так же много, как и в шарике?» После этого скатайте шарик – станет видно, что количество «теста» одинаково.
3. Один из шариков пластилина разделите на мелкие кусочки. Пусть это будут «крошки». Их должно получиться около восьми штук, и пусть ребёнок сравнит их с шариком.
Ну, а теперь – выводы:
1. Если ребёнок рассуждал, что «булочка» – шарик пластилина – больше и толще, чем плоское «печенье» или что «печенье» больше, потому что оно длиннее и шире – значит, у него пока плохо развито абстрактно-логическое мышление. Это говорит о том, что он пока ещё не умеет отойти от измерения, на котором сосредоточился, и перейти к другому, связав их между собой.
2. Если ребёнок колеблется в своих рассуждениях, поддаётся на Ваши «запутывания» – это означает, что абстрактно-логическое мышление у него развито пока ещё недостаточно хорошо.
3. Если ребёнок, рассуждая, говорит о том, что оба кусочка одинаковы, ведь если сделать шарики, они будут одинаковы (или о том, что ведь ничего не убирали и не добавляли, значит, кусочки одинаковые, как и были) – значит, абстрактно-логическое мышление у него очень хорошо развито.
Игры с палочками (спичками), в которых нужно, используя определённое количество палочек, выложить определённую фигуру и (или), выбрав одну-две палочки, получить другую фигуру, развивают не только наглядно-действенное, но и логическое, и пространственное мышление. Например, из пяти палочек попросите сложить два одинаковых треугольника, из семи – три одинаковых треугольника или два квадрата.
Креативное мышление можно потренировать, предлагая малышу подумать, каким необычным способом можно применить тот или иной предмет, выбранный ведущим. Приветствуйте фантазию и оригинальность мышления ребёнка.
Как развить мышление у ребенка? Общие рекомендации:
Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:
1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.
2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.
3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.
5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.
Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих тренажёрах для мозга онлайн в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками.
Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Фото: Lauro Maia