Развитие творческой личности ребенка раннего возраста

ЕЛЕНА ДЕМЕНТЬЕВА
Развитие творческой личности ребенка раннего возраста способами нетрадиционных форм художественной деятельности

Развитие творческой личности ребенка раннего возраста способами нетрадиционных форм художественной деятельности.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе изо- деятельности ребенокиспытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображения, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются представления об окружающем. В процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает, изобразительными навыками и умениями.

Еще Аристотель отмечал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка.

Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого — Л. А. Каменский, И. Г., Песталоцци, Ф. Фребель — и многие отечественные исследователи.

Исследования советских педагогов- психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатьева и других дают основания сделать вывод о том, что изо-деятельность возникает у детей на втором году жизни.

Работая уже более 20 лет с детьми раннего возраста, пришла к выводу, что занятия изобразительной деятельностью создают основу для полноценного общения детей между собой и взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

И поэтому когда дети только приходят в группу раннего возраста необходимо провести очень большую работу,которая состоит в следующем:

• Выявить, на каком уровне, этапе сформированы у детей художественные навыки;

• Определить цели и задачи для дальнейшего обучения — для каждого ребенка с позиции личностно-ориентированного подхода;

• Систематическое консультирование родителей индивидуально и на общих собраниях, составление рекомендаций;

• Ежегодное подведение итогов совместной деятельности и определение задач на будущее.

При диагностировании детей в начале учебного года (по методике Т. Г. Казаковой,при тщательном анализе полученных данных прослеживается:

— в 1,5-1,8м. ребенок держит карандаш, оставляет следы на бумаге, совершает «открытие», что карандаш рисует, черкает спонтанно и увлеченно. След от карандаша, краски служит стимулом, поддерживая желание увлеченно действовать;

— в1г. 10мес. черкает в пределах листа, это первый шаг в овладение техникой доизобразительной деятельности. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако действует под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет ему проводить линии в пределах листа;

— в 2 года — подражая, проводит вертикальные, горизонтальные линии. Ребенок выходит из периода хаотических каракулей и начинает проводить отдельные линии по подражанию;

— в 2,5 года проводит кривую замкнутую линию. Этот показатель- высшая ступень доизобразительной деятельности. Кривую замкнутую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения;

-в 3 года рисует круг, яблоко, мячик и т. д. Основной смысл показателя умений, способность понять, что проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы.

Проявление у ребенка желания рисовать часто способствует графическая деятельность взрослых. Рисуют почти все малыши, кто-то больше, кто-то меньше. Однако профессиональными художниками становятся единицы.Некоторые скажут: «А может не стоит и время попусту тратить, да еще и краску, карандаши покупать? Зачем?» Если у кого-то мелькнет такая мысль, позвольте сразу с этим не согласиться.

Изобразительная деятельность оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности, на творческое и эстетическое развитие. В процессе деятельности совершенствуются все психические функции — зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Для развития личности ребёнка способами художественной деятельностибыли поставлены следующие задачи:

формировать способы зрительного и тактильного обследования предметов, игрушек, посуды;

— знакомить детей с народной игрушкой — дымковской, богородской;

— проводить развлечения;

— учить находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира в детских книжках;

— организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении, для обогащения представления детей о внешнем виде, хорошо знакомых объектов («Листочки летят и падают на землю», «Облака плывут по небу», «Дождик капает кап-кап», «Воробышек прыгает по лужам прыг-прыг»);

— в игровой форме показывать художественную деятельность воспитателя;

— по подражанию побуждать создавать образы предметов;

— вызывать интерес к сотворчествувоспитателя и другими детьми: «Дождик капает из туч», «Солнышко ярко светит», «Снеговики играют в снежки»;

— создавать условия для систематического постепенно усложняющего освоения детьми элементарных приемов изображения;

— интегрировать виды изобразительной деятельности с музыкой, физкультурой, речевым развитием;

-создавать условия для самостоятельной художественной деятельности (раскраски, альбомы);

-консультировать и давать рекомендации родителям по вопросам развития у детей способностей к изо-деятельности.

Рисовать начинаем пальчиками, ладошками. Первые занятия с красками проводятся индивидуально, затем подгруппами — несколько пар детей, обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.

На первых занятиях детям в сказочно-игровой форме представляем 1-2 краски (желтая, оранжевая или зеленая, описывая еёфункции и возможности: краску можно достать из баночки, потрогать пальчиками — сегодня мы с вами поиграем с красками. Они у нас превратились в волшебные, а наши пальчики стали мягкими, пушистыми кисточками.

Обязательно показываем цвет краски, после чего предлагаем лист бумаги и просим малышей, «оставить след на ней». После окончания занятия малыша надо похвалить (оценочная деятельность). Необходимо вымыть руки себе и детям, убрать бумагу и краски. Рисуя пальцами, ладошками — ребенок может работать как правой, так и левой рукой.

После полутора лет предлагаем детям кисти №22, №24. Кисточка может испугать малыша, поэтому, сначала следует с ней поиграть, погладить ею руку ребенка, предложить погладить ею бумагу. Все действия обязательно обговариваются, можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой, а затем мокрой кисточкой. Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить малышу краску. Красная краска может испугать малыша. Краска используется основных цветов и белая. Ребенок сам выбирает цвет краски. Постепенно детей привлекает не только процесс закрашивания, но и цветовые пятна разных очертаний. Дети ритмично наносят мазки по всему листу или закрашивают его полосками. Если остаются свободные участки, они туту же их закрашивают. Характер первых цветовых «композиций» различен. У одних чаще можно наблюдать в рисунках цветовые пятна, другим же нравятся небольшие пятнышки, которые покрывают весь лист.

Ассоциации возникают у детей по цвету и очертаниям пятна. Так большое пятно красного цвета ребенок называет цветком, флажком, желтого солнышком слоном. Это объясняется тем, что карандаш оставляет слабые следы на бумаге, пятно краски воспринимается ребенком с радостью и восхищением.

Темы для рисования могут быть следующие:

Рисуем пальчиками и ладошками — «Дождик кап-кап», «Листопад, листопад листья желтые летят», «Горох для петушка», «Каша в горшочке», «Шарики на елочке», «На деревья, на лужок, тихо падает снежок», «Хвост для петушка», «Вот какие у нас птички».

Рисование на песке.

Дети создают изображения на сухом песке палочкой. Делают отпечатки ладошек на влажном песке.

Рисование на подносе.

Высыпаем на поднос манную крупу и проводим пальцами вертикальную линию сверху вниз. Затем берем ладонь ребенка в свою руку и проводим его пальцем по «рисунку» — повторяем. Немного потренировавшись т. о. предложить ребенку провести вертикальные линии самостоятельно.

Рисуем пробкой, крышкой.

С помощью пробки или крышки получаются забавные рисунки.

Рисуем веревочкой.

Покажите ребенку, как можно рисовать с помощью самой обыкновенной веревочки.Начните с простых рисунков: рыбка, мышка, (кстати, любая пуговица подойдет для того, чтобы изобразить глаза этих животных, сердечко, дорожку, домик.

Читайте также:  Почему ребенок опережает свое развитие в утробе

Говорящий шарик.

Возьмите обычный воздушный шарик, надуйте его. Посмотрите на него внимательно. Как вы думаете, может ли этот шарик говорить? «Нет!»— скажете вы, но будете правы лишь отчасти. Этот шарик сможет заговорить, если вы вместе с малышом возьмете краски или фломастер и нарисуете на нем рот, глазки, носик. Теперь возьмите шарик в руку и предложите ребенку задавать ему вопросы. Вместо шарика, разумеется, отвечать будете вы.

Роспись на ткани.

Представьте на некоторое время, что ваши дети- не просто маленькие непоседы, а самые настоящие дизайнеры по созданию красивых тканей.Для этого необходимо: обычные акварельные краски, белое полотно 30Х30 см, баночка с водой и клеенка. Теперь предоставьте свободу юному дизайнеру. Когда образец ткани будет готов, просушите и сделайте из него красивый платочек.

Удивительные кляксы.

Возьмите обычные чернила и несколько листов бумаги, капните на середину листа небольшую кляксу и сложите лист пополам. Теперь раскройте лист и дайте кляксе высохнуть. После этого вместе с маленьким фантазером придумайте, на что похожа клякса. А что если дорисовать ей глазки, ротик, хвостик, ножки? Возможно, у вас получится какое нибудь загадочное существо. Можно придумать ему смешное имя и сочинить про него сказку, рассказ, стихотворение, спеть песенку. Игра развивает воображение и творческие способности ребенка.

Рисование способом «принт».

Дети наносят краску на осенний листик, крепко держа его за черешок, окунают его в ванночку с краской, а затем прикладывают его к фону окрашенной стороной.

В организованной деятельности по лепке происходит активное развитие личности ребёнка раннего возраста.Здесь ставятся следующие задачи:

— знакомим с разными пластическими материалами — глина, пластилин, сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша. Знакомим с их свойствами (пластичные, вязкие, разные на вес);

— в совместном творчестве с воспитателем дети учатся экспериментировать с этими материалами — месят, похлопывают, раскатывают, отрывают, отщипывают, делают углубления пальчиками, сплющивают между ладонями, протыкают дырочки острым концом карандаша;

— создаем простейшие формы — раскатываем цилиндр- «колбаску»— прямыми движениями, «колобок»— круговыми движениями и учим детей преобразовывать видоизменять в иные формы (шар-в диск);

— учимся пользоваться стекой;

— используем для дополнения, украшения поделок – семенами деревьев, подсолнечника; горох, иголки, ели, каштаны, зубочистки, трубочки, пуговицы, спички.

Дети учатся рисовать, лепить не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в находящемся в группе изобразительном уголке. В этом уголке находится свободно раскручивающийся рулон бумаги (обоев, двусторонний мольберт для рисования мелками, фломастерами, карандашами, восковыми карандашами, баночки непроливайки, краска.

Ранний возраст, а затем и весь дошкольный и весь дошкольный, наиболее благоприятный для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для не условия.

В течение года большая работа ведется с родителями, проводятся консультации, беседы о развитии у детей художественных способностей. Родители дома должны постоянно пробуждать интерес к изобразительной деятельности, предлагая детям разнообразный материал. Появление образа зависит от опыта, чем больше ребенок будет видеть, знать, тем ярче будут эти представления, тем больше будет возможностей для проявления ассоциативного образа. Лепить и рисовать необходимо на глазах у ребенка, чтобы он общался, видел, предназначения предметов, которыми пользуются родители.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только по изобразительной деятельности, но и в других видах деятельности. Работая в данном направлении, я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности, имея опыт рисования различными способами, формируется эстетический вкус и навыки работы нетрадиционными способами изобразительной деятельности, что в своей совокупности не может не влиять на развитие личности ребёнка раннего возраста. Эффективность данной работы не проходит незамеченным и для родителей, они активно сотрудничают в вопросах художественного развития ребёнка. Нетрадиционные техники открывают возможности развития у детей творческих способностей, воображения. В результате совместной творческой деятельности воспитатель – дети — родители ощущаешь теплую атмосферу общения, взаимно испытываешь хорошие, добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе — радость и теплота!

Литература.

1. Т. Г. Казакова «Изобразительная деятельность младших дошкольников». г. Москва, «Просвещение» 1980

2. Лыкова «Цветные ладошки»

3. Журнал «Обруч»4/2002 статья «Художники в памперсах» М. Гмошинская, И. Воробьёва.

4. Журнал «Обруч» 1/1999 статья «Развивающие возможности детского рисования» О. Боровик.

5. Журнал «Обруч» 5/1997 статья «О природе детского рисования» О. Некрасова-Коротеева.

6. Журнал «Школа раннего развития»— «Я рисую (для детей от года до трех лет)» г. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Нева 2001г.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» 2/2005 статья «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать»Т. С. Комарова.

8. Журналы из серии «Для самых, самых маленьких»«Точка, точка, запятая…», «Где мои карандаши?», «Каляки-маляки». Издательский дом «Карапуз». 2002г.

Источник

Консультация

«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста»

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

(Пабло Пика)

        Сегодня во всём мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. От того, в каких условиях оно будет протекать, зависит будущее ребёнка.

        Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно- творческую деятельность. В ней ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные формы и способы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника — творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно  участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь со взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной.

       Овладевая активными поисковыми действиями в процессе познания окружающего мира, экспериментируя, ребёнок приобретает новый социальный опыт. По определению С. Л. Рубинштейна, ребёнок «вычерпывает» всё новые и новые признаки и свойства объектов, учится анализировать. В результате формируется познание того, что признаки и свойства предметов раскрываются не тогда, когда они выступают как застывшая реальность, а лишь в процессе их движения, изменения и преобразования. По отношению к объектам ребёнок выступает не как созерцатель, а как активный преобразователь. У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается потом в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением. Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми в рисунке, поделке. Этим ребёнок «подключает» близкого человека к сопереживанию.

        Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном  языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

       В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается внимание, усидчивость, тренируются рука и глаз. По — мнению учёных, развитие руки определяет развитие мышления ребёнка.

Читайте также:  Диагностическое обследование психического развития ребенка

   Движения рук управляются несколькими механизмами:

           -чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;

  • механизм регуляции тонуса и силы  сокращения мышц позволяет выполнить движения точно в срок;
  • кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
  • зрение и мышление позволяют ребёнку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные действия; планировать и исправлять ошибки.

   Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает                          влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

          В.А. Сухомлинский писал:   «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают источник творческой мысли…

       Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Первые годы жизни ребёнка — самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. К трём годам развитие клеток головного мозга завершено на 70-80%, формируется фундаментальная способность мозга — принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его. Это та основа, на которой держится всё дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка. У ребёнка превалирует интерес. Чем меньше ребёнок, тем меньше усилий ему нужно затратить, чтобы научиться что — то делать. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации.

   Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.

Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.

   Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

   Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

С чего начать развитие творческих способностей детей?

Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

  1. В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. 
  2. Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
  3. Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
  4. Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
  5. Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.

Немаловажно, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся  от ранее усвоенного.

Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.

Если мы хотим вырасти творческую личность, значит надо нам подходить ко всему с творчеством. Ребенка можно удивлять и радовать и сами родители и педагоги будут рады, что ребенок стал творить чудеса.

Как развивать творческие способности ребенка.

      Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет (берет кубик и говорит, что это — стол, а может — это чашка).

          2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create — создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

            Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей.

           Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

          1. Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

          2. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

           Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами,  вешаем буквы на предметы,  чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.

Читайте также:  Влияние сенситивных периодов на развитие ребенка

            3. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

             4. Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

             5 Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь — в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

              6. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Дорогие родители!  Чаще творите вместе с детьми, ведь совместное творчество делает вас ближе к детям, работая совместно не только ребенок, но и вы получите массу положительных эмоций! В качестве поощрения себе и детям чаще участвуйте в различных конкурсах и выставках. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка — не следует говорить, как можно улучшить его произведение, в  этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты — как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Хотелось бы, чтобы развитие творчества пошло ребенку на пользу. Не пытайтесь насильно вырастить из ребенка великого художника, музыканта, или писателя-фантаста. Ваша задача в помощи развить то, что уже заложено именно в вашем малыше, и тогда он сам определиться в любимом занятии.

Если Вы думаете, что великие дарования заявили о своих талантах в первые месяцы жизни, то вы ошибаетесь. Даже самому одаренному малышу для осознания своих способностей нужна помощь родителей. Именно от Вас зависит то, как скоро ребенок поймет, какое занятие привлекает его больше всего. Правда, стоит иметь в виду, что творческое развитие ребёнка не должно опираться на предпочтения родителей, а должно быть свободным выбором малыша. Если не учитывать это обстоятельство, можно не только загубить талант на корню, но и вызвать отвращение ребенка к творчеству.

           Самым первым вкладом родителей является развитие музыкального слуха у детей. То, что ребенок слышит звуки, еще находясь в утробе матери – общеизвестная истина, поэтому стоит окружить его прекрасной музыкой еще до рождения. В дальнейшем, прослеживая реакцию ребенка на разнообразные мелодии, вы сможете составить свой собственный репертуар, который поможет в общем развитии и воспитании малыша. К тому же, вас никогда не будет мучить проблема «как научить ребенка самостоятельно засыпать».

            Воспитанию чувства прекрасного помогут любые предметы, окружающие малыша. Важно, чтобы у родителей был эстетический вкус. Но не стоит с рождения брать ребенка на выставки, вернисажи и театральные представления. Ребенок не сможет воспринимать произведения искусства, выделяя их из всего увиденного. Намного полезнее для малыша совместная деятельность с взрослыми. Неважно, что мы делаем: лепим из пластилина с ребенком, рисуем, создаем удивительные панно, музицируем или собираем природный материал для поделок — мы развиваем его творчески. Проследив за тем, что малыш делает с большим удовольствием, концентрируемся на этой деятельности, всячески поощряя достижения малыша. Например, ребенку нравится рисовать – стоит купить ему как можно больше качественных карандашей, фломастеров, красок, кистей и не пожалеть денег на рамы для оформления его рисунков и вывешивания на самых видных местах в доме. Если получается лепить из пластилина – осваиваем соленое тесто, глину и другие материалы.

          Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте.

        Хвалите ребёнка, гордитесь им, не стесняйтесь говорить об его успехах вслух и, возможно, окрыленный вашей верой в него, малыш добьется признания своего таланта.

В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, — это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях детского сада и семьи.

Литература.

1.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб: издательство Буковского, 1994.

2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. — Дошкольное воспитание. -1982 №11.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980

4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 

5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспитание. — 1967 №12.

6. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.

7. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978

8. Полуянов Д. Воображение и способности. — М.:3нание, 1985.

9. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 1996 №5

Источник