Развитие творческих способностей ребенка в совместной деятельности со взрослым

Развитие творческих способностей ребенка в совместной деятельности со взрослым thumbnail

Панькова Анастасия Константиновна, воспитатель МКДОУ Мошковский детский сад №2 «Рябинка».

«Развитие творческих способностей ребенка и взрослого в совместной деятельности».

МКДОУ «Мошковский детский сад №2 «Рябинка» Мошковского района, в котором я работаю, находится на территории рабочего посёлка Мошково. Это один из больших по значимости и численности детских садов. В последнее время численность детей дошкольного возраста возрастает, растут и запросы родителей по всестороннему воспитанию и развитию детей.

Я являюсь молодым специалистом в подготовительной группе, в своей работе приоритетными направлениями считаю реализацию следующих образовательных задач:

  1. Социально-коммуникативное развитие.

  2. Познавательное развитие.

  3. Речевое развитие.

  4. Художественно-эстетическое развитие.

  5. Музыка.

  6. Физическое развитие.

В связи с этим я поставила перед собой задачу, которая является моей темой по самообразованию «Развитие творческих способностей ребёнка в совместной деятельности»

Цель деятельности:

Построение образовательной деятельности на основе развития индивидуальных особенностей каждого ребенка через совместную деятельность. Подход осуществляется исходя из личностных качеств и наклонностей детей.

Задачи:

Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.

В своей работе я стараюсь вести наблюдение за развитием каждого воспитанника, не менее значимый аспект – это сотрудничество детей и взрослых, провожу не только развивающие, но и досуговые мероприятия с детьми различной направленности (спортивные, интеллектуальные, развлекательные).

Важным моментом моей работы является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. К любой инициативе, проявленной ребенком в моей группе, я отношусь очень внимательно, поддерживаю их интерес к любой области, отвечаю на вопросы воспитанников, поощряю к любому начинанию.

Для достижения моих целей и задач в образовательном учреждении созданы все условия, работает творческая группа педагогов, музыкальный руководитель, методист, психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре.

Все дети рождаются талантливыми и совершенными! Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врожденных задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Каждый родитель хочет, что бы его ребёнок был лучше, чем он. Природа дарит нам эту возможность! Творческие способности — далеко не новый предмет исследования, как правило, способности любого ребёнка скрыты, вот здесь мне и приходится решать свою задачу.

В наше время требуется от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Чтобы решить эту серьезную, на мой взгляд, проблему современного общества, надо создать ребенку соответствующие условия, а главное — создание для него пространства безопасности и доверия.

Этим пространством для ребенка, на время, становится чистый лист бумаги, грамотно подобранное, с учетом интересов детей, занятие и игра.

Работая воспитателем в детском саду, я поняла, что если у детей хорошее настроение, я смогу научить их чему угодно. Обучение является очень важной частью моей работы, но внешне оно выглядит веселой занимательной игрой. Большое внимание при развитии творческих способностей моих воспитанников это постановка спектаклей, концертов. Перевоплощаясь в разных персонажей, ребенок имеет возможность познакомиться с очень разными сторонами жизни и подготовиться к новым ситуациям и обязанностям, которые могут встретиться на его жизненном пути. Также в ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственных силах. Для этого заканчиваю любой занятие с детьми теми упражнениями, теми элементами, которые им хорошо удаются.

Приобщаю детей и родителей к совместным действиям. Ведь с рождения ребенок с родителями связан невидимой «нитью» и от степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между ними, характера общения во многом будет зависеть развитие ребенка, его будущее!

Сократ говорил: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить!», я говорю детям: «Ты можешь, ты знаешь, у тебя уже всё получилось, посмотри, какой ты молодец…».

Развитие творческих способностей ребёнка в совместной деятельности это и радость, которую приносят совместные переживания, и исполнительская деятельность, и дух доброго соперничества!

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам рост вес мальчиков

Мои воспитанники принимают участие в различных мероприятиях, их таланты и результаты деятельности безграничны. Показателем успешности развития творческих способностей детей являются конкурсы, фестивали, выступление в ДОУ, участие в художественной самодеятельности.

В своей дальнейшей работе я ставлю перед собой следующие цели и задачи:

1.Развивать у ребёнка положительное самоощущение.

2.Стимулировать активность, любознательность, стремление к творческому самовыражению.

3.Продолжить работу над выявлением и развитием способностей детей.

Источник

Ирина Петровская
«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками

Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности. Детское изобразительное творчество- это мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает нас, взрослых, своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада.

Актуальность выбранной темы продиктована требованиями ФГОС ДО, в частности,обозначенными стандартом приоритетов образования:

эмоционально-личностное становление ребёнка, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Согласно целевым ориентирам, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен обладать развитым воображением, творческой активностью, любознательностью, достаточно развитой мелкой моторикой рук, что является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению.

Также, изобразительная деятельность является не только средством художественно-творческого развития дошкольников, но и способом получения детьми опыта сотрудничества и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Мы себя чувствуем комфортно там, где установились хорошие, дружеские отношения. Чем раньше человек научится взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме. И уже далеко не секрет, что опыт сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе.

Развивать творческие способности нужно начинать с раннего возраста, т. к. задатки этих способностей даны человеку с рождения, и если их не развивать,то интерес к художественной деятельности постепенно исчезнет.

Для выполнения этих задач и успешного развития изобразительной деятельности у детей я постоянно создаю и обновляю в своей группе развивающую предметно-пространственную среду, включая в этот процесс ребят. Стараюсь,чтобы развивающая среда была целесообразна и информативна, настраивала на эмоциональный лад, обеспечивала гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. Использую детские работы в оформлении группы и приемной. Дети должны чувствовать, что их работы вызывают интерес взрослых, нужны взрослым, могут украсить группу, в которую они ходят.

Большое внимание детей в группе привлекает творческая мастерская «Радуга», которая насыщена многообразием современного и художественного материала. Целью создания мастерской является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом месте дети обычно проводят много времени, рисуя. Здесь свободно находится материал и оборудование для продуктивной деятельности.

Доступность и свобода выбора здесь дают возможность каждому ребенку экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизвестное.

А как приятно наблюдать какое удовольствие и неизгладимые впечатления оставляют в сердце детей знакомства с нетрадиционными техниками рисования. Мною подобрана и изучена литература, содержащая нетрадиционные виды деятельности.

Все это многообразие изобразительных техник использую с целью развития воображения, самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности у своих воспитанников. Изобразительная деятельность детей с нетрадиционными материалами и в нетрадиционной технике выполняет еще и терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние, способствуя активизации творческого воображения дошкольников.

Рядом с мастерской в группе располагается «Полочка красоты», где выставляются изделия декоративно-прикладного искусства или просто красивые вещи, принесенные в группу мною, детьми или родителями. Беседы о работе народных умельцев помогают понять детям, как приятно создавать красоту для людей. Предметы на полочке стараюсь менять часто, и кто первым из детей заметит новое, тот и получает право первым рассмотреть этот предмет, взять его в руки и, если это возможно, поиграть с ним.

Читайте также:  Консультация для воспитателей на тему речевое развитие ребенка

Не меньшее внимание уделяю оформлению приемной, т. к. приемная в детском саду – это место особое. У нас имеется магнитный стенд «Наш вернисаж», на который вывешиваются как и индивидуальные работы, так и коллективные панно ребят, выполненные в разных техниках и разными материалами. Каждую работу ребенка стараюсь красиво оформить. Именно в таких мелочах проявляется уважение к труду юных художников и отношение к родителям детей. Ведь первые рисунки детей предмет особой гордости для их родителей. Создавая коллективные творческие работы с детьми, я выступаю в роли организатора, источника информации, партнера и помощника. Дети при этом учатся самостоятельно искать пути реализации совместных творческих задач, у них формируется активность, самостоятельность, коммуникабельность и ответственность за общее дело. Такая работа способствует возникновению потребности в творческой самореализации. Таким образом, объединение детей и взрослых при создании творческих индивидуальных и коллективных работ дает новый толчок в развитии их творческих способностей и возможности в освоении новых способов деятельности в социокультурной среде.

Художественные работы детей меняются согласно осваиваемой лексической теме. Этот стенд создает уют в приемной своей яркостью, неповторимостью, радует глаз и детей, и взрослых. Благодаря такому наглядному методу, я пытаюсь повысить самооценку у детей, развивать у них художественный вкус, вырабатывать ответственность.

В нашем детском саду создан этнокультурный центр «Русская изба», который мы с детьми в течении учебного года посещаем не раз. Ребята проявляют большой интерес к русской старине. Центр создан, чтобы воспитывать у детей интерес к истории и народному творчеству; знакомить их с народным традициям, обычаями, обрядами; расширять представления о культуре русского народа; развивать эстетическое и нравственное восприятия мира; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне. Вниманию детей представлены различные предметы старины, изделия народных мастеров, предметы рукоделия, одежды, мебели, старинные аксессуары, специальная литература по различным видам росписи. В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы, в которых поселились бабка, дедка и внучка, сшитые руками родителей. В игровой форме дети узнают о народных играх, праздниках, традициях, обрядах; знакомятся с бытом русского народ; с разными видами народного творчества. Посещение «Русской избы» позволяет разнообразить проведение образовательной деятельности, делает ее более яркой и запоминающей.

Приведу пример: При посещении «Русской избы» ребята узнали, что в марте месяце 22 числа русский народ отмечает праздник «Сорок сороков», и что на Руси в этот день пекли фигурки птиц-жаворонков. Дети загорелись идеей испечь своих птичек из соленого теста. Задумали-сделали! Получивших жаворонков, мы с ребятами раскрасили и передали в дар центру.

(слайд № 11)В связи с большим интересом детей к народно-прикладному искусству и различным видам декоративной росписи было принято решение создать мини-музей хохломской росписи.Цель создания: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное, декоративно – прикладное искусство. Большую помощь в нахождении материалов для музея мне оказали наши сотрудники и родители. Мною были проведены экскурсии на всех группах старшего возраста. Дети рассматривали экспонаты музея, знакомились с узорами хохломской росписи, расписывали узоры на бумажной основе, пользовались книжками – раскрасками по хохломской росписи.

После посещения мини-музея «Золотая хохлома», мы с детьми решили сделать своим родителям подарки в виде раскрашенных силуэтов посуды мотивами хохломской росписи с использованием и нетрадиционных техник рисования.

Вниманию детей было представлено много художественного материала. По шаблону дети обводили, а затем вырезали фигурки посуды из тонированной бумагисоответствующих хохломе цветов. А вот и наши изделия! Детям понравилась доступная и понятная для них тема. Это было видно по тому как они активно работали, отвечали на вопросыправильно. Думаю, все это необходимо, чтобы дети как можно больше пропустили через себя информации и выразили на бумаге свои знания и эмоции.

Читайте также:  Игра головоломка для развития ребенка

Я всегда стараюсь поддержать и настроить детей на активное участие в различных творческих конкурсах на уровне детского сада, районного и областного уровней.

Для того чтобы пополнять созданное образовательное пространство — в детском саду систематически проходят различные конкурсы рисунков, участниками, которых являются и мои воспитанники.

Все участники отмечены грамотами, дипломами, сертификатами. Я очень горжусь успехами своих воспитанников!

Посетили мы с ребятами и школу искусств в нашем поселке. Учитель Едемская Светлана Александровна провела ребят по кабинетам, где проходят занятия по художественному творчеству. Дети были восхищены рисунками учащихся, выполненные в различных техниках и жанрах, их работами из скульптурного пластилина. И что особенно приятно,что среди этих работ были работы и моих выпускников. В заключении для дошкольников был проведен мастер-класс по изготовлению цыплят из пластилина и бумаги. От нашей культурной программы дети получили массу положительных эмоций. Особенно понравилось тем, кто побывал в школе искусств впервые. Ребята остались под приятным впечатлением, у некоторых возникло еще большее желание вновь и вновь участвовать в различных выставках и конкурсах.

Успех в работе по развитию изобразительных способностей дошкольников может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Возросшее внимание общества к художественной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Художественная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательнымииграми, фломастерами,карандашами. Тольконекоторые родители создают дома все условия для развития художественно – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится. Поэтому стараюсь проводить с такими родителями индивидуальные беседы. Мною были проведены консультации, оформлены папки-передвижки.

В прошлом году мною совместно со старшим воспитателем было проведено родительское собрание «Через красивое к человечному». Родителям была дана информация о таком методе приобщения детей к прекрасному, как арттерапия. Они познакомились с системой работы по изо- и хроммотерапии. Собравшиеся смогли принять участие в «рисуночных играх». Мною были даны рекомендации как научить понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. По окончании встречи усилиями детей была показана сценка «Как мир стал разноцветным?»

Продолжая говорить о работе с родителями, хочется отметить то, что многие из них принимают активное участие в различных конкурсах рисунков, проводимых как в группе, так и в детском саду.

Участвуя в этих конкурсах, родители проявили свое творчество и фантазию, за что были отмечены подарками и благодарностями.

Совместно с родителями был проведен мастер – класс по изготовлению народной игрушки. Его провела руководитель кружка «Лоскуток». В ходе мастер-класса дети с родителями узнали об особенностях народной игрушки, отрабатывали навыки работы с материалом, но, главное, получили огромное удовольствие, унося с собой игрушку, созданную своими руками.Довольными остались все: и педагоги, и родители и, конечно же, дети! Наш педагогический коллектив будет растить созидателей и дальше!

Проводя систематическую работу по развитию художественно-изобразительных способностей своих воспитанников и анализируя детские работы, я каждый раз наблюдаю значительную динамику в освоении программы «Детство» по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» и отмечаю, что у детей обогащается арсенал выразительных средств,а именно : соблюдение пропорций; разнообразие цветовой гаммы, композиционных решений; использование различного изобразительного материала, нетрадиционных техник рисования. Также расширилась тематика детских работ; появилась потребность в активной творческой самореализации.

Умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному не только в детском саду, но и дома, по – моему мнению, помогут детишкам развивать художественно- эстетические чувства и способности, а также развивать интеллект и творчество, т. е. ЛИЧНОСТЬ!

Источник