Дипломная работа на тему развитие речи дидактическими играми ребенка

Дипломная работа на тему развитие речи дидактическими играми ребенка thumbnail

валентина шапошникова
Опыт работы «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Заметки к презентации «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Слайд 2. Условия

Хорошая речь – важный показатель развития любого человека. Это не случайно. Она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, непринужденности в общении. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. Речь ребёнка не является врождённой функцией Современная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого в основных видах деятельности ребенка с учётом его возрастных особенностей.

Этой моделью для детей младшего возраста может быть организация процесса обучения через дидактическую игру.

Слайд 3. Актуальность

История развития педагогических систем дошкольного воспитания в значительной мере связана с образовательными задачами. В связи с этим получила определенную направленность и педагогика игры.

В каждой такой системе образовательные задачи ставились на первый план, в силу чего развивались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету и т. д. эти игры получили название дидактических.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие

. Многолетний опыт работы с детьми по развитию речи, опыт коллег воспитателей — показывает, что дидактические игры – эффективное средство речевого развития дошкольников, т. к. они закрепляют и уточняют, обогащают словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь (связную).

Слайд 4. В условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка в дошкольном возрасте. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. При правильной организации дидактическая игра создаст условия для развития не только речевых, но и интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

Слайд 5 Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Первым игру как вид образовательной деятельности квалифицировал еще Фребель, игра была дидактизирована и выполняла задачи обучения. С ее помощью у детей формировались представления о форме, величине, цвете, овладении движением (подвижные игры). Игра служила методом при пользовании дидактическим материалом — дарами. В педагогике Декроли. игры также употребляются по преимуществу как образовательное средство. В свое время все это было большим завоеванием в разработке конкретной педагогики детей дошкольного возраста. В российской педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего развития детей заложили исследования таких ученых, как Е. А. Флерина, Е. И. Тихеева, Е. А. Аркин. Позднее игре были посвящены работы Н. М. Аксариной, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой и др.

Одним из основных положений педагогической теории детской игры в исследованиях психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и их последователей заключается в том, что игра имеет историческую природу. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания.

Слайд 7 Речевое развитие в соответствии с ФГОС

Слайд 8. Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору, следовательно, дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Содержание дидактических игр определяется «Программой воспитания в детском саду, оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, полученные на занятиях по разным разделам программы. Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность накопления под руководством взрослого опыта познания, развития, творчества.

Слайд 9 Деятельностный подход.

В соответствии с ФГОС ДО задача дошкольного воспитания состоит, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия и реализации его возможностей для развития речи, чтобы воспитанник развивался в деятельности.

Деятельностный подход-это специально ориентированная на ребенка организация и управление педагогом деятельности этого ребенка для решения им специально организованных задач разной сложности и проблематики, с целью создания у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Именно дидактическую игру можно определить как деятельность, организованную педагогом для выполнения ребенком специально организованных учебных задач разной сложности и тематики, для развития коммуникативной и предметной компетентностей ребенка в процессе общения со сверстниками и педагогом.

Читайте также:  Методика проведения мониторинга развития ребенка в доу

Дидактическая игра открывает перед ребенком возможность делать свободный и ответственный выбор способа речевого развития, самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, сформировать умения анализа и самоанализа достигнутых результатов. Дидактическая игра совместная деятельность детей не только с воспитателем, но и детей друг с другом, для выполнения вместе выбранных целей и задач. Готовые образцы правильно выполненного задания предлагает и требует игровое правило, которое нужно реализовать в процессе игровой деятельности, тем самым реализовывая деятельностный подход в соответствии с ФГОС ДОО

Слайд 10 Современные технологии

Слайд 11Формы дидактической игры

Дидактическая игра как игровой метод.

Действия малышей с дидактическимиигрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право назвать этот вид деятельности детей играми-занятиями.

В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др., воспитывает привычку не просто манипулировать предметами, а выполнять учебную задачу.

Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Немаловажной при проведении работы по развитию речи детей является организация самостоятельной игровой дидактической деятельности детей.

Дидактическая игра как форма обучения

Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста, они овладевают ей спонтанно в процессе общения с окружающими. Но только в процессе дидактической игры можно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Содержанием дидактических игр обычно является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Организация самостоятельной игровой дидактической деятельности детейосуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

— отбор игры в соответствии с лексической темой; задачами воспитания и обучения;

— установление соответствия отобранной игры возрастным особенностям детей данной группы;

— определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

— выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

— определение количества играющих;

— подготовка необходимого дидактического материала для игры;

— подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

— подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Каждая игра — это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии — только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.

Слайд 12 Виды игр.

Для развития речи используются дидактические игры разных видов.

Для развития речи используются дидактические игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.). Это игры: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Что изменилось», «Кто (что лишний)» и другие.

Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года», о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»).

Определенными правилами обусловлены подвижные игры.

Подробное, иногда и несколько раз разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка.

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Лохматый пес», «У медведя во бору» и др.). В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами, а в дальнейшем самостоятельно организовывать подвижные игры.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

Читайте также:  Что такое перинатальное развитие ребенка

Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Для детей младшей группы это игры «Назови одним словом»,«Кому что нужно?», «Назови три предмета», а так же игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса

Слайд 13,14,15 Предметно-развивающая среда

Большую роль в развитии речи детей 2 младшей группы играет предметно-развивающая среда в группе.

Источник

Содержание

Введение 3
Глава 1. Значение дидактической игры в развитии и воспитании детей раннего возраста 7
1.1 Понятие и виды дидактических игр 7
1.2 Использование дидактических игр в дошкольном образовании 18
Глава 2. Развитие связной речи у младших дошкольников 26
2.1 Особенности речи младших дошкольников 26
2.2 Аспекты развития связной речи у младших дошкольников 31
Глава 3. Использование дидактических игр в развитии связной речи младших дошкольников 38
3.1 Методика развития связной речи младших дошкольников 38
3.2 Анализ результатов внедрения методики 50
Заключение 58
Глоссарий 60
Список использованной литературы 62
Приложение 1. Классификация игр (по С.Л. Новоселовой) 65
Приложение 2. Бланк анкеты для воспитателей 66

Введение

Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению дидактической игры как средству развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность данного исследования определяется тем, что некото-рые ученые и практики недооценивают значимость дидактической игры в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста, а для развития связной речи младших дошкольников используются неадекватные специфике рассматриваемого периода средства и формы его достижения. Кроме того, анализ научной литературы показывает, что развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста является одной из малоизученных проблем, несмотря на то, что оно рассматривается в качестве важнейшей задачи на данном возрастном этапе.
В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, развития всех сторон его речи – грамматической, лексической, фонетической. Полноценное владение языком в этот период – это необходимое условие решения задач эстетического, умственного и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше начать обучение языку, тем в дальнейшем ребенок свободнее будет им пользоваться.
Основными задачами развития речи являются обогащение и активизация словаря ребенка, воспитание звуковой культуры речи, грамматического строя, обучение связной речи. Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста, но в определенные возрастные этапы постепенно усложняется содержание речевой работы, методы обучения. Одной из главных задач речевого воспитания младшего дошкольника является формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание.
Поиск оптимальных путей и средств развития связной речи детей младшего дошкольного возраста привел к исследованиям, посвященным игре и игрoвой деятельности. Одним из эффективных средств развития связной речи детей младшего дошкольного возраста является использование дидактических игр. Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игрoвой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игрoвой ситуацией.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях ди-дактические игры и дидактический материал на занятиях по речевому развитию детей раннего возраста используются неэффективно, в частности, можно отметить однообразие дидактических игр на занятиях, уменьшение интереса со стороны детей к подобным играм, несоответствие дидактических задач возрасту детей, наконец, отсутствие методических рекомендаций по применению дидактических игр на занятиях по речевому развитию младших дошкольников. Несмотря на то, что уникальные возможности дидактических игр являются общепризнанными, в дошкольных образовательных учреждениях они используются не так часто.
Степень изученности темы исследования. Изучением игры детей раннего дошкольного возраста занимались такие ученые, как Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Е.И. Тихеева и мн. др. Роль игры в становлении личности ребенка, в развитии его познавательной сферы, двигательных умений и навыков отмечалась многими исследователями: Г.М. Бреславом, З.М. Богуславской, Л.И. Божович, Д.Б. Элькониным, Н.Я. Михайленко, М.В. Ермолаевой, Е.О. Смирновой и мн. др. Среди современных исследователей можно выделить Л.А. Венгер, Ю.С. Григорьеву, Т.И. Гризик, Т.Г. Рысьеву, А.Ю. Хилиль, Ю.М. Хохрякову и др. Изучению особенностей дидактических игр посвящены работы В.Н. Аванесовой, Т.С. Комаровой, Н.Я. Михайленко, Е.Г. Огородника, Л.Ю. Павловой, Т.Г. Рысьевой, А.И. Сорокиной, Б.И. Хачапуридзе и др.
Однако в работах указанных исследователей проблема влияния дидактических игр на речевое развитие детей раннего возраста или разработана недостаточно, или же затрагивается лишь поверхностно, что и обуславливает актуальность данной работы. Несмотря на большое количество работ по указанной теме и важность дидактической игры для развития и воспитания детей раннего возраста, данная тема в методической и научной литературе остается недостаточно изученной.
Объект исследования – речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство развития связной речи младших дошкольников.
Гипотеза исследования – использование дидактических игр на заня-тиях по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста будет способствовать повышению уровня их речевого развития.
Цель исследования – анализ эффективности использования дидакти-ческой игры как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. анализ содержания понятия и видов дидактических игр;
2. анализ эффективности использования дидактических игр в дошкольном образовании;
3. выделение особенностей речи младших дошкольников;
4. выделение аспектов развития связной речи у младших дошкольни-ков;
5. разработка и апробация методики развития связной речи младших дошкольников;
6. анализ результатов внедрения методики развития связной речи младших дошкольников.
Базой для проведения экспериментального исследования явилась первая младшая группа «Ладушки» МБДОУ «Детский сад № 16» города Александровск Пермского края. В исследовании участвовало 18 детей в возрасте 2-3 лет.
Методы исследования – теоретические (анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение) и эмпирические (наблюдение, диагностика, бе-седы, изучение научной литературы по теме исследования).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка использованной литературы и глоссария.

Читайте также:  Елена михайловна мастюкова ребенок с отклонениями в развитии

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2009. – С. 176-212.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: уч. пособие для студ. высш. и сред. пед. уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2009. – 160 с.
3. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. – М., 2014.
4. Букин А.П. Игра как социокультурное явление и метод образования // Игры и экологическое образование детей / Вспомогательные материалы к учебному семинару. – Пущино: Биопресс, 2010. – С. 14-20.
5. Воспитание детей дошкольного возраста в игрoвой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. – Ульяновск: УГПИ им. И.Н. Ульянова, 2011.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 2012.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 2009.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл; Эксмо, 2014. – 512 с.
9. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 2011.
10. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 151 с.
11. Давидчук А.Н. Формы организации обучения / А.Н. Давидчук, А.Г. Арушанова // Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / Под ред. А.С. Алексеевой. – М.: Просвещение, 2010. – С. 4-16.
12. Занько Т.С. Игра и учение / Т.С. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюникова. – М.: Логос, 2012. – Ч. 1. – 125 с.
13. Зубкова Т.И. В гостях у старого дерева: цикл интегративных занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей от 5 лет / Т.И. Зубкова, М. Аромштам. – М.: Чистые пруды, 2009.
14. Игровые методы обучения: Методические рекомендации / Сост. Душкова Т.А., Ковалева Н.Б., Лим Е.С., Миушкина А.В. – М., 2009. – 62 с.
15. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на ос-нове исследования, игры и дискуссии. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 2013. – 176 с.
16. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 2009. – 192 с.
17. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.
18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2011. – 584 с.
19. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – 523 с.
20. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте: руководство практического психолога / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009.
21. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 152 с.
22. Павлова Л.Ю. Дидактические игры как средство эколого-эстетического воспитания детей 5-7 лет: Дис. … канд. педаг. наук. – М., 2002. – 203 с.
23. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.
24. Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. – М., 2011.
25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М., 2009. – 256 с.
26. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 2012.
27. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2010. – 175 с.
28. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2011.
29. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 2010.
30. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. A.B. Запорожца. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
31. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011.
32. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Сфера, 2009.
33. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4 (11). – С. 326-329.
34. Шмаков С.А. Игры учащихся: феномен культуры. – М.: Новая школа, 2014. – 144 с.
35. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в ран-нем детстве // Детская психология / Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – С. 306-317.
36. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 2009.

Общий объем: 65 стр.

Год: 2014

Цена: 3500 руб.

Источник