Развитие творческих способностей ребенка в процессе занятий хореографией

Развитие творческих способностей ребенка в процессе занятий хореографией thumbnail

Алдошина Марина
Развитие творческих способностей детей посредством занятий хореографией

Методическая разработка по теме: «Развитие творческих способностей детей посредством занятий хореографией»

«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души»

. (Платон)

• Через занятия хореографией дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движений;

• Именно занятие хореографией формируют у ребенка свободу в творческом мышлении; Именно занятие хореографией формируют у ребенка свободу в творческом мышлении;

• Дают возможность импровизировать;

• Через танцевальные движения у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение;

• Но и формируется внутренний духовный мир ребенка;

• Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Процесс развития творческих способностей воспитанников, будет более эффективным, если:

• Созданы условия, способствующие развитию творческих способностей;

• Развивающая работа с детьми строиться с учетом индивидуальных и психофизических особенностей детей.

Для эффективной работы своего хореографического коллектива «Болеро»

Познакомилась и изучила:

• Теоретические и практические разработки инновационных методов в образовании;

• Теорию развития творческих способностей детей, раскрытую в трудах таких ученых и педагогов, как Б. М. Теплов, Я. А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн;

• Проблемы синтеза музыки и движений, разработанные в исследованиях и трудах многих выдающихся композиторов, хореографов.

Разработала:

• Дополнительную общеразвивающую программу «Вступление в балет» для хореографического коллектива на 3 года обучения (возраст детей 9-14 лет);

• Мониторинг диагностики развития творческих способностей воспитанников.

Определила:

• Формы, методы и содержание работы по развитию творческих способностей воспитанников.

Для решения поставленных в настоящем исследовании задач использовались следующие методы:

• Теоретический анализ психолого — педагогический, искусствоведческой, а также методической литературы по избранной теме исследования;

• Педагогическое наблюдение, сравнение, анализ работ передовых педагогов;

• Обобщение результатов изучения уровня развития творческих способностей, умений и навыков воспитанников;

В процессе исследования отслеживались творческие способности такие как:

• Выразительность движений;

• Творческое воображение;

• Фантазия.

В программу обучения хореографического коллектив «Болеро» введены три основные дисциплины:

• Классический танец;

• Народно-сценический танец;

• Современный танец.

А также, такие дисциплины, как вспомогательные:

• Балетная гимнастика;

• Русский танец;

• История хореографии.

«Классический танец».

Предмет «классический танец» по праву считается главным в процессе обучения детей искусству танца. Поскольку классический танец и его школа являются единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела. В классическом танце решаются задачи развития устойчивости, шага, силы ног и корпуса, подготовки к вращениям, расширение прыжковых движений и т. д.

«Народно-сценический танец».

С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей и зрителей. Предмет «народно-сценический танец» поможет учащимся ориентироваться в разнообразии жанров и форм народного искусства.

«Современный танец».

В нынешнем понимании, современный танец является синонимом выражения – «популярный танец». Современный танец – это танец молодежи. Модные и современные танцы были и есть в каждой стране, и в каждой свои. На своих занятиях современного танца я преподаю модерн танец. В нынешнем понимании, современный танец является синонимом выражения – «популярный танец». Современный танец – это танец молодежи. Модные и современные танцы были и есть в каждой стране, и в каждой свои. На своих занятиях современного танца я использую такую направленность, как: танцевальная разминка, ритмопластика, акробатика.

В процессе реализации программы применяю на практике традиционные и инновационные формы и методы активного обучения:

• Современные технические средства (ноутбук, музыкальный центр, интернет — ресурсы) для ознакомления воспитанников с произведениями хореографического искусства;

• Метод проблемного обучения способствует приобретению воспитанниками умений и навыков логического решения проблемы творческой деятельности, применению поискового подхода к выполнению задания, формирует навыки самостоятельного творчества в условиях повтора, вариации и импровизации;

• Создание ситуации успеха на занятии, обеспечивает психологический комфорт, творческую удовлетворенность детей, атмосферу доброжелательности;

• Разные формы рефлексии учат детей свободно излагать свои мысли, анализировать свою деятельность и развивают культуру речи. Разные формы рефлексии учат детей свободно излагать свои мысли, анализировать свою деятельность и развивают культуру речи.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

• Творческие занятия;

• Постановочные занятия;

• Открытие занятия.

Для развития творческих способностей воспитанников применяю следующие формы обучения:

• Импровизация (на заданную или свободную тему);

• Игровая ситуация;

• Перевоплощение.

Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность.

• Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию;

• Должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию;

• Направить её;

• Побудить к творческому использованию выразительных движений.

Задания по перевоплощению в образ начинаются от изображения животных и переходят к имитации людей, их характеров.

Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию.

Развитие творческих способностей воспитанников находится под постоянным контролем. Применяется система мониторинга, которая строится на диагностике следующих показателей:

• Выразительность движений;

• Творческое воображение;

• Фантазия.

Основными методами диагностики являются: наблюдение, собеседование, контрольное задание.

Таким образом, мы можем утверждать, что занятия хореографией играют значительную роль в становлении художественно – творческих способностей обучающихся, что выражается как общими закономерностями человека, так и закономерностями художественного творчества, способствующего реализации индивидуальных способностей.

Источник

государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения Самарской области средняя общеобразовательная

школа №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза М. Р. Попова ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Тема: «Развитие творческих способностей ребенка

в процессе занятий хореографией»

Галимова Регина Наилевна

педагог – организатор

Развитие творческих способностей ребенка

в процессе занятий хореографией.

Одним из приоритетных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федерального проекта закона «Об образовании в РФ» является работа с одарёнными детьми. Акцент в работе с ними делается на развитие способностей и создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации.

Талант – большая общечеловеческая ценность, надежда цивилизации, проблема прогресса общества, реализация его творческого потенциала. Поэтому сегодня так важна целенаправленная работа с одаренными детьми. Выявление одаренности продиктовано гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни его жизни. Человеку всегда было свойственно стремление к красоте (встреча с природой, произведениями искусства, процессом творчества). Именно художественно-эстетическое освоение природы и искусства развивает у ребёнка чувственно-образное мышление, способность жить и преобразовывать мир по законам красоты. В педагогическом плане главное в творчестве — создание ребёнком своего «я, себя», как нового открытия, как активного начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность.

Все формы художественно- эстетического воспитания достигают цели, лишь при создании условий особого творческого пространства для самореализации личности, развития его творческих возможностей с учётом предыдущего личного опыта и новых достижений, обеспечивая свободу творчеству, раскрывая фантазию и воображение.

В настоящее время не существует четкого определения одаренности. Трудности в определении связаны с общепринятым бытовым пониманием этого психологического термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, противопоставляется способностям.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Один из способов развития творческих способностей являются занятия художественно — пластическим движением и танцем — «хореографией». Она оказывает комплексное влияние на физическую и эмоционально — чувственную сферы ребёнка, развивает ассоциативное мышление, побуждает к творческой деятельности и развитию фантазии.

У ребенка гармонично развиваются творческие способности. Танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».

Хореография создает условия, обеспечивающие развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, воспитывает человека, умеющего ценить материальные и духовные богатства, накопленные человечеством, способного чувствовать изменяющийся мир и творчески обогащать его. Культура танца дает возможность передачи общественных и национальных норм и традиций. Развивает творческие способности и художественный вкус.

Работая с детьми различного школьного возраста, столкнулась с тем, что творческий потенциал детей требует более широкого развития, углубленной работы над особенностью мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающейся потребности в движении и общении.

Поэтому проблема развития творчества, посредством танца, актуальна.

Знакомство детей с различными танцами позволяет расширить кругозор, дает возможность экспериментировать и создавать самому, творить. Музыкально-ритмическая деятельность, способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность и ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений, рисунки танца.

В своей деятельности опираюсь на труды таких авторов, как Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика», А.В.Буренина «Ритмическая мозаика», О.А.Апраскина «Музыка в воспитании творческой личности». Климов А. Основы русского танца. М., 1994 г. Никитин В. Модерн-джаз танец. М. «ГИТИС», 2000 г. Г. Я. Власенко «Танцы народов Поволжья».

Детей необходимо побуждать к творчеству, развивать творческие способности в процессе обучения. Отличительной чертой этих программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству.

Знакомство с этими программами привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для более успешного решения основной задачи моей работы – развития творческих способностей детей школьного возраста.

Хореографическое искусство способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместной танцевально – творческой деятельности. Это способность к самостоятельности, инициативе, творчеству, умение сотрудничать и взаимодействовать.

Основной целью моей работы является системное развитие творческих способностей детей школьного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности.

Для достижения цели я определила следующие задачи:

  • Развивать творческое воображение, мышление посредством музыкальных образов.

  • Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности.

  • Приобщать родителей к совместной деятельности, через занятия, праздники, развлечения.

В своей работе использую и реализую современные педагогические методы и технологии такие как:

  • словесный метод;

  • наглядный метод;

  • практический метод;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • личностно-ориентированный подход.

По результатам проведённой работы ожидается повышение уровня развития творческих способностей детей.

В условиях осуществления педагогического процесса в ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала танцевального ансамбля «Вдохновение» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми.

Прежде всего, необходимо помнить, что танец — это вид искусства, в котором художественный образ создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это способствует гармоничному развитию творческих способностей детей, совершенствуя детское творчество. Сценическим искусством, развивающим музыкальный вкус, виртуозность движений, требующим многолетней подготовки, является танец. Танец играет важную роль в эстетическом воспитании и физическом развитии детей. Это связано с многогранностью данного жанра искусства, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, этического, художественного и физического развития. Занятия танцем вырабатывают правильную осанку, способствуют устранению физических недостатков, влияют на формирование внутренней культуры и усвоение норм этики.

В ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала разработана дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей с хореографической одаренностью.

Цель программы: воспитание гармонично развитой личности ребенка с помощью искусства хореографии, формирование художественного вкуса.

Помимо образовательных задач, которые определяются для каждого года обучения, программа решает ряд воспитательных задач, не теряющих своей актуальности для любого года обучения:

  • формировать навыки здорового образа жизни, коммуникативные навыки и культуру поведения;

  • стимулировать интерес к творческим видам деятельности;

  • воспитывать самостоятельность, инициативность, стремление к саморазвитию;

  • учить свободно, красиво и органично выражать себя в танце;

  • учить элементам танцев различных жанров, направлений.

В своей работе придаю большое значение танцевальной и пантомимической импровизации.

Танцевальная импровизация – это, прежде всего, спонтанность творческого самовыражения. Импровизация движений – это прорыв к свободе движений, это выход за рамки надуманных заранее движений. Импровизации помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребёнка. Развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму. Развивает ассоциативное мышление к музыкальному произведению и помогает воплощать ассоциацию в движение и в постановку сюжетной линии танцевальной композиции и образа героя танцевальной сюжетной композиции. Импровизации, это творческая лаборатория для учащихся, где они раскрывают свои творческие способности. Это урок самостоятельности и свободы действия, на котором они могут воплотить свои творческие, хореографические фантазии в реальность. А моя задача, раскрыть и развить творческую личность, способом импровизационного урока, помочь ребёнку научиться логически, думать и свободно фантазировать.

Постановочная, репетиционная деятельность, это шаг к творческой самореализации ребёнка в концертной деятельности. На занятиях постановочной, репетиционной деятельности, учащиеся работают над танцевальным репертуаром или над танцевальными композициями, над которыми ведётся отработка танцевальных движений, хореографического рисунка, актёрского образа и характера. Эти занятия проводятся, как и с малыми группами, так и с ансамблем переменного состава. Возможны и индивидуальные занятия с солистами. Все выполненные вышеуказанные этапы постановочной работы, дают старт на концертную деятельность и сценическую площадку, где учащиеся проявляют себя как актёры, солисты и танцоры ансамбля танца, тем самым реализуют свои творческие способности и свой творческий потенциал, как творческая личность.

Вся социокультурная деятельность рассматривается как поле для творческого самовыражения субъектов образовательного процесса, где в роли субъектов выступают учащиеся, педагог и родитель. Этот процесс взаимодействия инициируется педагогом и поддерживается родителями, которые в данном случае выступает в роли агентов передачи норм социума и ценностей культуры. Это учебно – творческие занятия, участие в мероприятиях различного уровня и характера (конкурсы, концерты, мастер – классы). Посещение культурных заведений, походы на природу, внекружковая жизнь.

Показатели степени выраженности тех или иных знаний, навыков и умений в соответствии с программой и годом обучения ребенка определяется по итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики.

За период обучения в танцевальном ансамбле «Вдохновение» дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется регулярно.

Проверка усвоенного материала и новой темы проводится через:

  • педагогическое наблюдение на учебном занятии;

  • педагогическое наблюдение вне учебного занятия: на улице, в помещении (общение с другими людьми);

  • при организации индивидуальных занятий;

  • через просмотр видеоматериала с концертов коллектива;

Педагогический мониторинг в объединении проводится по изучаемым дисциплинам и направлен на исследование и фиксацию хореографических способностей каждого ребенка, динамику его личностного развития.

Мониторинг содержит следующий план:

— наблюдение за развитием хореографических способностей воспитанников и фиксирование достигаемых результатов;

— обобщение результатов;

— анализ и оценка достигаемых результатов.

Используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.

Первичный контроль проводится с целью выявления уровня творческих способностей детей в начале цикла обучения детей.

Промежуточный контроль проводится в течении всего года с подведением итогов в конце месяца. Его целью является подведение промежуточных итогов, оценка успешности продвижения воспитанников. В ходе проведения диагностики определяется какова оценка успешности выбора технологии и методики, анализируются результаты обучения на данном этапе.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года. Целью является определение уровня подготовки и уровня развития хореографических способностей детей.

По итогам мониторинга на основе сравнительного анализа и диагностики вносятся коррективы в программу, формы и методы обучения воспитанников.

Данная диагностика позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей.

Проводится индивидуальная работа, постановка танцев на конкретных детей, учитывая их уровень танцевального мастерства, пластику, эмоциональное раскрепощение и особенности собственной подачи танцевального, сценического образа.

За время существования танцевальный ансамбль «Вдохновение» добился значительных творческих результатов.

Таблица 1

Результативность участия детей в конкурсах, мероприятиях

Районный фестиваль – конкурс детского творчества

«Созвездие талантов»

Лауреаты 1 степени

2014г и 2015 г.

Окружной конкурс

«От Рождества до Пасхи»

Лауреаты 1 степени

2015г.

Областной конкурс детского и юношеского творчества

«Символы великой России»

Лауреаты 1 степени

2015 г. и 2016 г.

Областной хореографический конкурс

«Зимняя сказка»

Лауреаты 3 степени

2015г.

Областной конкурс

«От Рождества до Пасхи»

Лауреат 1 степени

2016г.

Областной конкурс детского и юношеского творчества «Виват, Победа!»

Лауреат 3 степени

Лауреат 1 степени

2015г.

2016г.

Областной конкур современного танца

«Танцующий город»

Дипломанты 3 степени

2016г.

Всероссийский конкурс

«Твое направление»

Лауреаты 3 тепени

2014г.

Международный конкурс детского и

юношеского творчества

«Радуга талантов»

Лауреат 2 степени

и

Лауреаты 3 степени

2015г. и 2016г.

Участники всех школьных и районных концертов и мероприятий (1 сентября, Последний звонок, День матери, 8 марта, 23 февраля, День Учителя, День Победы и т. д.)

В ходе наблюдения за занятиями коллектива обращаю свое внимание на то, как выполняют задание дети, как проявляется их активность, мобилизуется внимание, и особенно, как дети превозмогают трудности, осваивая материал. На занятия в младшей группе использую игровые формы работы, вместе с детьми выполняет все упражнения и танцевальные движения. На занятиях старшей группы делаю акцент на самостоятельности обучающихся. Дети сами выбирают репертуар, изучают танцевальные движения для постановки танца.

Поддерживает интересы детей, поощряю их промежуточные успехи, подводя их к достижению конечной цели.

Источник