Определение развития ребенка по рисунку

Рисование — одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы — страхи, тревожность, агрессивность.

Надо только научиться «читать» работы своего художника, и тогда Вы сможете лучше понять, чем живет ваш малыш.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме. Если преобладает черный, это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

2. Важно понимать, что рисунок — это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5—6 образцами, сделанными в разное время. А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать человека, дом, дерево, свою семью.

3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме — например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка.

4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши — они позволяют увидеть силу нажима.

5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок — это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью

И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.

• Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

• Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

• Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

Человек

Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола. Если фигура расположена в центре — это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка. О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая — о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши — признак того, что слух — важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

Читайте также:  Значение наследственных факторов для развития ребенка

Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук — о желании действовать.

Ноги — это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики — это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

Дом

Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.

Дерево


Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) — перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Подробнее:

Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал.

• расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы.

• Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается. Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне.

• Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам.

• Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности. Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде.

• Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.

• Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

Линии контура, наполнение ствола, свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

• Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок.

• Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша.

• Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития.

• Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития.

• Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.

• Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность.

• Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться.

• Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника.

• Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности.

• Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным.

• Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики.

• Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность.

• Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.

Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

• Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля.

• Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника.

• Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм.

• Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками.

• Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию.

• Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

Читайте также:  Развитие ребенка в девять лет

Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны. 

Моя семья

Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения — маленькая схематичная фигура.

Если все члены семьи держатся за руки — семья дружная.

Каждый занимает своим делом — семья разобщенная.

Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

Люди, занятые игрой, — отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

Источник

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.
Читайте также:  У кого какие пороки развития у ребенка

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи. Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним. Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник