Развитие творческих способностей ребенка в начальной школе

Развитие творческих способностей ребенка в начальной школе thumbnail

«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. Но при всем их внешнем разнообразии, все дела можно разделить на две группы, — привычная это задача или новая. Привычные задачи. Обучаясь профессии, человек развивает свои исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону — подчас даже машинально.

Новые задачи. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И, хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к творческим задачам.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

• стремление к открытиям;

• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

• свободное воображение;

• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Кому нужны творческие способности?

Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Развивать творческие способности? Что это значит?

— Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

— Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

Наконец, третья группа – это зависимость развития от характера и структуры деятельности.

На мой взгляд, способности человека можно представить в виде дерева, где

• корни — природные задатки человека,

• ствол — общие способности,

• ветви — специальные способности, в том числе и творческие.

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других — поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат — уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

При развитии потребностей и интересов в творчестве я используют различные формы учебной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:

– всегда работать творчески;

– помогать детям действовать самостоятельно, независимо от проблемы;

– избегать прямых инструкций;

– не сдерживать инициативу детей;

– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;

– помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем;

– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;

– верить в своего ученика.

Главная цель моей работы с детьми — научить их мыслить, творить. Мои ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с классом, так и с учителем. Дети любят работать самостоятельно, не боятся допустить ошибку в ответе, так как они уверены, что всегда можно рассчитывать на помощь товарища, учителя.

На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации.

Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах. В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.

2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,

Читайте также:  Особенности развития ребенка в младенческом возрасте

одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.

3. Постановка “живых картин” к произведению.

4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций,

костюмов, мизансцен.

5.Драматические импровизации .

6.Развернутые драматические представления.опыт + сочинения…

Работая над этой проблемой ,считаю важным отслеживать результат моего труда. В связи с этим выделила основные уровни ,по котором отслеживаю изменения в развитии детей.

Характеристика уровней творческих способностей младших школьников

1.Высокий уровень.

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

2.Средний уровень.

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

3.Низкий уровень.

Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

Когнитивный

9 чел.37,5%

13 чел. 54 %

2 чел.8 %

Мотивационно -потребностный

6 чел.25 %

9 чел 37,5%

9 чел.37,5%

Деятельностный

8 чел.33,3 %

10 чел 42 %

6 чел 25 %

Таким образом ,используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые,дети учатся:

  • рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить;

  • самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

  • Развивают интеллектуальные и практические умения;

  • Большинство учащихся умеют анализировать, излагать мысли ясно, последовательно; обосновывать свои суждения, троить правильные умозаключения;

  • Повышается качество знаний;

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Ульям Артур Уорд

Осень.

Пришла золотая осень. В осеннем небе видны улетающие птицы. Они улетают на юг. Деревья сбросили разноцветную листву. Лесная дорога кажется золотой. Я иду по дороге и вижу перелетных птиц.

Мне хорошо и грустно.

Источник

Статья учителя начальных классов

Уткиной Вероники Артёмовны

Развитие творческих способностей детей в начальной школе

«Если ученик в школе
не научится ничего творить,
то в жизни он всегда
будет только подражать…»
Л.Н. Толстой.

Начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть творческий потенциал учащихся. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер. Она заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идёт интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приёмов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, проектная деятельность, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Проектная деятельность – замечательный инструментарий для любого педагога, который стремится развивать творческие способности детей.

     Ученики самостоятельно ставят и реализуют творческие задачи, относящиеся к разным областям человеческих знаний, а учитель, в данном случае, выступает консультантом и помощником, внимательным наблюдателем, всегда готовый прийти на помощь что-то подсказать.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Можно сказать, что творчество — это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем как  ситуацию,  возникшую в процессе любой деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приёмов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Какие же методы и приёмы можно использовать для развития творческой личности? Ниже перечислены некоторые их них.

1. Развитие воображения

 Воображение чрезвычайно важно для формирования интеллекта, творчества, всего психического развития.  На протяжении младшего школьного возраста  воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять словесное (выдумывание сказок, стишков, истории) и художественное (рисование, лепка, аппликация, конструирование) творчество.

   Творческое воображение — это процесс создания новых образов, т.е. образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

2. Метод образного сравнения (аналогии)

Образное сравнение — это сопоставление двух предметов, имеющих какой-либо общий для них обоих признак, в целях более яркой и наглядной характеристики одного из них. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц, детского литературного творчества.

3. Проблемные методы обучения

Проблемные методы обучения стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приёмам решения задач различного типа. Именно эвристическое образование, направленное на открытие, способствует рождению творческой индивидуальности учащихся.

Проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития. Проблемное обучение направлено на развитие учебной и научно-поисковой активности учащихся.

 4. Метод «мозгового штурма»

Это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.

5. Создание ситуации успеха

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи, т.е. создать ситуацию успеха. При организации таких условий дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, нужна система специальных заданий творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Задания творческого характера предполагают вариативность решения и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся.

Формирование познавательного интереса, развитие творческих способностей всех детей – приоритетная цель работы любого учителя.

Читайте также:  Составление плана индивидуального развития ребенка

Современный методический инструментарий сегодня, которым вооружен думающий, творческий учитель, позволяет решать многие сложные педагогические и творческие задачи.

Использованные источники: Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994; Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997; Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспитание. — 1967 №12.

Источник

Библиографическое описание:

Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А., Герус В. Л., Вахнина И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 21.02.2020).



Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь становится разнообразнее и сложнее. Она требует от человека подвижности мышления, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. Главная цель видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой участвовать в их решении. Иначе говоря, необходимы люди, способные находить выход из проблемной ситуации, мыслящие не шаблонно, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьного возраста, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности. Поэтому одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников.

С 2010–2011 учебного года начальные школы начали работать по новому образовательному стандарту. Важнейшим разделом нового стандарта является раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования». Сегодня действующие программы и УМК уже во многом подготовлены к реализации требований стандарта.

В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности младшего школьного школьника, раскрыть его индивидуальные способности. Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и совершенствовании. С этой точки зрения большой интерес представляют наметившиеся подходы к использованию познавательных задач как наиболее эффективного средства развития творческих способностей. Задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса.

Младший школьный возраст — период накопления знаний. Именно в начальной школе закладываются приемы умственной деятельности, формируются мыслительные действия, поэтому очень важно развивать творческое мышление в младшем школьном возрасте. Обновление учебного процесса в начальной школе опирается на те поиски, которые ведутся в теории и практике развивающего обучения. Эффективность развивающего обучения достигается, прежде всего, посредством активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а добывать и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путем знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей. Развитие творческих способностей неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети.

Творчество — это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество характеризует не только социально значимые открытия, но и те, которые человек делает для себя. Элементы творчества проявляются у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством). Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

  1. Изменение роли ученика. Изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал.
  2. Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
  3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
  4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя думать за ребенка, когда он сам может додуматься.
  5. Сочетание разнообразных форм работы. Сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.
  6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
  7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность.
  8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
  9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию, так и по степени сложности. Сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
  10. Последовательность исистемность вразвитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.
Читайте также:  Развитие ребенка при пороке сердца

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности будет подготовлен к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, формирование личности ученика будет отличаться от того, как формируется личность школьника, обучаемого в рамках повторения сказанного учителем.

Необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения через использование творческих заданий на всех уроках и во внеклассной работе — эти задачи, должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов. Учитель должен создать систему педагогических действий и средств, применяемую в определенном порядке для достижения результата. Педагогу необходимо помочь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, показать ему результат его творчества, перспективы роста. Это позволяет развивать навыки межличностного общения, дает импульс к творческому началу учения, формирует у учащихся уверенность в себе, самоуважение, самооценку.

Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время, используя различные приемы. В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения. Например, на уроках математики предлагаются различные типы заданий и задач: составление тестов, кроссворды, стихотворения математического характера, синквейны. А также предлагается решить задачи с несформулированным вопросом, задачи на сообразительность.

Детям нравятся задания на развитие логики. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. Ребёнок, у которого развито логическое мышление, всегда будет успешнее заниматься математикой.

Немаловажно также и то, что творческие задания на уроках способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяют их кругозор. Они несут в себе огромный эмоциональный заряд, решают не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Например, на уроках литературного чтения учитель может использовать следующие приемы: придумывание загадок в стихах, сочинение фантазий, чтение текстов по ролям с заданной интонацией (прочитать грустно, весело, равнодушно, строго и т. д.); постановка отрывков пьес, инсценировка небольших рассказов и стихотворений. Прием драматизации формулирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным.

Для творческого развития на уроках русского языка при написании сочинений первостепенная роль отводится свободным высказываниям детей. Некоторые сочинения предполагаются писать на основе собственных наблюдений и впечатлений.

Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности. Можно выделить следующие отличия творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:

а. творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;

б. содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;

в. тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы.

Так, например, в 4 классе, изучая тему «Мир глазами астронома», детям предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. Изучая тему «Мир глазами географа», предлагается рассказать о мире с точки зрения географа.

В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Накопление знаний, опыта — это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека — одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.

Литература:

  1. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся / Начальная школа — № 9. — 2001 г. — с. 34–37.
  2. Клевцова Л. Е. Развитие творческих способностей школьников / Начальная школа. — № 10. — Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб. пособие. / С. Лободина. – Питер, 1997. – 256 с. 2009 г. — с. 80–82.
  3. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  4. Лук А. Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, задача, способность, ребенок, развитие, развивающее обучение, начальная школа, творческая деятельность, творческий рассказ, творческое мышление.

Источник