Развитие творческих способностей ребенка средствами дпи

Развитие творческих способностей ребенка средствами дпи thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕФЕРАТ

на тему: Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного творчества.

Работу выполнил:

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД городского округа Судак

Беляева Людмила Николаевна

Судак – 2018 г.

Содержание

7

Заключение…………………………………………………………………

8

Введение

«Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». 
В.А. Сухомлинский.

Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром.  И для того, чтобы этот мир заиграл более яркими красками, мы можем предложить ребёнку попытаться проявить себя в декоративно-прикладном творчестве, целью которого является воспитание эстетически — нравственной личности.
Чтобы достигнуть поставленной цели нам необходимо выполнить ряд задач:

-развивать интерес и любовь к декоративно-прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

-прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

-развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;

-стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

-воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;

-развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

-развивать стремление к творческой самореализации;

Дети это фундамент нашего будущего. И то, каким оно будет, напрямую зависит от того, что и как мы заложим в наших детей. Поэтому необходимо не только научить ребёнка читать, считать, писать, научить его адаптироваться в среде, стать частью социума, но так же и развивать его духовный мир, научить его видеть прекрасное и создавать его своими руками, ценить и уметь самому творить красоту.

Развитию духовного мировосприятия ребёнка и способствует декоративно-прикладное творчество.

Понятие декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное творчество является едва ли не самым древним.

Его название происходит от лат. Decoro-украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно – прикладное искусство это народное творчество. А народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.

Декоративно-прикладное творчество это широчайший раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных произведений с утилитарными и художественными функциями.

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Многие виды прикладного творчества уже ушли из жизни и стали достоянием музеев, но тем более значима возможность в наше время продолжать и развивать новые виды и формы декоративно-прикладного творчества, не разрывая, а укрепляя связь с нашим прошлым, черпая из него идеи для нового творчества.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся воспитанники на занятиях, помогают развивать в них эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства.

Общеизвестно, что занятия искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством, способны развить у детей индивидуальность, самобытное видение мира, сформировать творческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что «мозаика» освоенного ребенком культурно-художественного материала и «калейдоскоп» проявлений своего уникального творческого «Я» у детей будут разными, сугубо индивидуальными. Исходя из этого можно сделать вывод, что именно занятие декоративно — прикладным творчеством даёт возможность детям проявить свою уникальность и неповторимость.

 Не зря прикладное народное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного отношения к действительности, что в свою очередь способствует развитию новой, высокодуховной личности ребёнка.

Роль прикладного творчества в формировании и развитии личности ребёнка

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности. В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. 

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, воспитания, а так же духовного развития человека.

Одной из основ развития творческих способностей детей является декоративно-прикладное творчество.

Для развития творческих способностей детей необходимо создавать соответствующие условия: раннее начало, создание специальной обстановки и атмосферы свободного и радостного творчества, разнообразия творческой деятельности и умелое руководство.
Занятия в кружках по декоративно-прикладному искусству развивают не только эстетический вкус, но и прививают любовь к народному творчеству, развивают творческие способности ребят, прививают интерес к красивым вещам и манере красиво одеваться, знакомят детей с произведениями народного искусства, дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду и к выбору профессии.

Во время работы у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Так же проводятся «творческие задания» типа: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д. Ребята могут сами определить дизайнерское решение и последовательность выполнения работы, что способствует развитию у них наблюдательности, воображения, фантазии. Задания, связанные с фантазированием: придумать самому и исполнить образы на основе готовых шаблонов. После обсуждения имеющихся образцов, педагог предлагает дополнительные варианты и иллюстрации, но выбор остаётся за детьми. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности ребят, где педагог является не строгим руководителем занятия, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставляется возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом и окружающими его товарищами. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству мною используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли — конструктора, художника, гримера, которые также способствуют развитию творческих способностей.
Большую роль в развитии детского творчества играют занятия декоративно-прикладного искусства при работе с «бросовым материалом». Здесь детям предоставляется много возможностей для развития их фантазии и воображения. Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит кружковцам большое удовольствие и радость. Радость от того, что, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Например: из пластиковой бутылки – вазу, бокал или букет, из одноразовых вилок и ложек веера и замечательные картины, из яичной скорлупы: матрешку, рыбок, осьминога, петушка, котика, из газет — корзинку или цветок, из носка-куклу и многое другое. Перечислять можно бесконечно.
Постигая народное творчество, ребята приобщаются к труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. 
У кружковцев должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию и воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами.
Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности. На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного пути. Очень важно при этом поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца.
Для того чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по любой, самой прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Для этого в качестве обязательного, непременного условия необходимо чтобы ребёнок испытывал удовольствие от деятельности, ярко выражал положительные эмоции. Необходимо, чтобы он испытывал радость от самого процесса, а не только от его результата. Если этого нет, и ребенок выполняет задание по любым другим мотивам, например из послушания, из желания получить награду, из страха наказания, то знания и умения он таким путем, конечно, получит, но к творческим способностям это не будет иметь ни малейшего отношения. И если мы хотим, чтобы ребенок был способным, проявил свой талант нужно, чтобы он любил труд — от этой неумолимой зависимости никуда не деться.
Творческие способности детей в декоративно-прикладном творчестве развиваются в разных направлениях: в подборе оригинального цветового решения; в продумывании каких то дополнительных элементов поделки; в расположении их в объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в придании нового образа изделию.

Читайте также:  Высказывания о значении природы в развитии ребенка

Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и детей. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему. Именно на занятиях по декоративно-прикладному творчеству у обучающихся пробуждается вера в свои творческие способности, в неповторимость своей индивидуальности, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Заключение

В заключении хочется отметить, что образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы прежде всего на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. 
Потому что, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей, которые раскрываются в декоративно-прикладном творчестве — наиболее эффективный путь полноценного духовного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.

Если ребятам на занятиях интересно, а для этого используются все средства для привлечения внимания учащихся, вовлечения их в творческий поиск, только тогда достигаются хорошие результаты, способные привести к формированию высоконравственной, культурно образованной личности.

9

Источник

Людмила Ишеева
Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства

«Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства»

Ишеева Людмила Вадимовна

Воспитатель высшей категории

МБДОУ Темниковский детский сад

комбинированного вида «Золотой петушок»

г. Темников

Главной идеей темы является, прежде всего, воспитание юного патриота, формирование его любви к Родине, к родному краю, к родной земле и городу, людям, живущим на мордовской земле, к семье, к родителям, воспитание чувства прекрасного,

совершенствование интеллектуальных и творческих способностей ребенка с помощью декоративно-прикладного рисования.

Данный опыт был разработан в дошкольном образовательном учреждении. Сначала работа проводилась в кружке по изобразительной деятельности. Затем работа расширилась, и на занятиях по декоративному рисованию я стала больше включать темы по рисованию национальных орнаментов, мордовской вышивки, лепке и пластилинографии народных игрушек. Дети стали ближе знакомиться с декоративно-прикладным искусством русского и мордовского народа.

Для ознакомления педагогов и родителей с результатами работы по данному вопросу проводились консультации, открытые занятия, семинары-практикумы, выставки детских работ.

Детское рисование заключает в себе большие возможности. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Анализируя этот опыт, использовались результаты исследований, напечатанные в разные годы в журнале «Дошкольное воспитание», различная методическая литература.

Использовались методические разработки, созданные в процессе обучения детей нетрадиционной технике рисования в течение 5 лет, консультации со специалистами районной художественной школы.

Актуальность темы. Практическая значимость темы.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Читайте также:  Система интенсивного развития ребенка сирс

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, включающие в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так мастера хохломской и городецкой росписи умело составляют орнаменты.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детского сада, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Пути развития детского декоративного творчества с помощью народного декоративно-прикладного искусства разнообразны, поэтому, приобщая к нему детей, необходимо учитывать следующее:

1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;

2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;

3) произведения народного искусства способствует народному формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Объектом исследования является процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию.

Предмет исследования: особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно — прикладным искусством.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно – прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно – творческих способностей.

Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, способствует воспитанию и развитию творческой активности детей Опыт работы в качестве воспитателя по изобразительной деятельности и проведенное исследование с детьми 5-6 летнего возраста показывает, что развитие творческих способностей дошкольников наиболее ярко происходит в процессе приобщения их к русскому и мордовскому декоративно – прикладному искусству.

Русский и, конечно, мордовский промысел имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции. Такого уникального множества видов народного искусства, какими располагает наша Россия, нет ни в одной стране мира. И поэтому, чтобы не были потеряны исторические корни наших промыслов, необходимо с дошкольного возраста развивать чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту родной природы, уважение к заветам традиций.

Новизна педагогического опыта заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения декоративному рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Например, при рисовании ягод можно использовать пальчики – палитры, точек – ватные палочки. Работы, выполненные в технике «пластилинография» получаются оригинальными.

Адресность. Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Трудности при применении данного опыта декоративного рисования могут заключаться в следующем:

— планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— подборе оборудования и материалов;

— применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

— разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Сведения о материалах. Опыт накоплен в течение 5 лет и представлен программой «Декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста, методическими рекомендациями по использованию данной программы, программой деятельности кружка декоративно-прикладного искусства по обучению детей изобразительным навыкам декоративного рисования.

Содержательно-целевая направленность. Вся работа направлена на развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Связано это, прежде всего с тем, что, развивая художественно-творческие способности, дети лучше усваивают программный материал, развивается фантазия, наблюдательность, художественное мышление и память, восприятие, мир общения. Через развитие художественно-творческих способностей у детей развивается и мелкая, и общая моторика.

Перспективы применения опыта. Для внедрения данного опыта необходимо, прежде всего, заинтересоваться этой темой, создать накопительный материал, изучить народные орнаменты, народный фольклор, народные промыслы и т. п., изучить прошлое русского и мордовского народа, познакомиться с искусством народных мастеров.

Педагоги нашего детского сада с интересом работают по данной проблеме, изучают новую методическую литературу, знакомятся с искусством мордовского народа через выставочные работы жителей города Темникова.

Стремление показать ребенку, что уникальность русской и мордовской культур можно познать и почувствовать через диалог культур, побудило создать программу «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства».

Приобщение детей к декоративно – прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной предметами народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно – прикладным искусством на занятиях, в процессе дидактических игр, совместной деятельности, в процессе работы изостудии по изобразительной деятельности.

Читайте также:  Нарушение в развитии будущего ребенка

Обучение предполагается вести на основе коммуникативно – деятельностного метода, который предполагает активное развитие детского творчества в повседневной жизни. Реализация данной программы рассчитана на 1 год. Возраст детей 5 – 6 лет.

Занятие, как основной метод обучения, проводится 2 раза в неделю, в течение 25 — 30 минут.

Игра – основной вид детской деятельности, поэтому использование дидактических игр, важная необходимость при обучении декоративно – прикладному искусству. Она используется при проведении занятий, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Цель программы. Описание новых подходов к методике построения занятий. Все занятия объединяются в циклы на основе единой тематики, сходства способов изображения или одного и того же вида народно — прикладного искусства. В циклах достаточное количество занятий для успешного овладения элементами росписи и эти циклы являются одновременно законченными и целостными.

Кроме изобразительных занятий, в циклы входят знакомство детей с народно – изобразительным искусством, дидактические игры и упражнения.

Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение дети знакомятся с предметами народно – прикладного искусства и обучаются способам изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Дети выбирают свой вариант изображения, вносят свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия цикла носят творческий характер.

Преимущество данной методики в том, что дети, изображая разные элементы одной и той же декоративной росписи на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения.

Формирование условий непрерывного образования. Основной формой ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством является занятие. Вначале дети знакомятся с видом искусства – рассматривают предметы, отмечают их особенности.

На следующем занятии дается понятие о конкретных предметах данного промысла, в доступной форме рассказывается об истории возникновения промысла, об особенностях изделий, специфики цвета и формы.

На последующих занятиях и в совместной деятельности дети знакомятся с основными элементами росписи: цветовой гаммой, формой, композицией.

Следующий шаг обучения – освоение элементов узора данного промысла, композиционного их расположения. На этих занятиях особое место занимают дидактические игры, которые способствуют развитию творческого воображения, подбору цветовых сочетаний в рисунке, ощущению связи с миром цвета и соответствующих чувств. Игры: «Цвет глазами художника», «Дружба красок», способствуют установлению хорошего настроения и детей и контакта с ними.

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, это и игровой метод и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, обеспечивающая развитие ребенка. Условно они делятся на три группы, те которые:

• Помогают различать виды декоративно – прикладного искусства по основным стилевым признакам, особенностям материала, цветовой гаммы, элементов росписи: «Что изменилось», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора».

• Сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора: «Узнай элемент узора», «Домино», «Найди пару».

• Знакомят с композиционным построением узоров, использование ритма, симметрии: «Разрезные картинки», «Составь узор».

Применение дидактических игр на занятиях и вне их, дают положительные результаты. Они повышают интерес дошкольников к декоративному рисованию, появляется индивидуальная выразительность рисунка, которые становятся многоцветными, яркими, живыми, появляется видение красоты гармонии красок.

В работе по развитию творческих способностей детей через овладение навыками декоративно – прикладного искусства должно уделяться внимание свободно самостоятельной деятельности, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, отвечающую его способностям и интересам.

Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Она стоится по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

• Закрепление или повторение пройденного материала

• Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми может происходить в кружке по изобразительной деятельности или изостудии. При осуществлении данной работы обучение можно сделать проблемным, т. е. поставить перед ребенком задачу: создать фантастический объект имеющимися в арсенале ребенка средствами. Основной принцип создания образа – сочетание фантастических и реальных элементов.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Программа по декоративному рисованию ставит своей целью достичь следующих результатов.

1) Развить творчество ребенка через ознакомление с декоративно – прикладным

искусством.

2) Приобщать к национальной культуре, воспитать чувство патриотизма.

В программе по декоративному рисованию использованы материалы: программа Швайко Г. С. по изобразительной деятельности, программа и методические рекомендации «Мы в Мордовии живем», а так же опыт работы и исследовательская деятельность с детьми 5 – 6 летнего возраста по развитию творчества в процессе обучению их декоративному рисованию, проводимые в течение 3- лет.

Программа по декоративному рисованию разрабатывалась и апробировалась в течение 3 — х лет.

Она содержит следующие циклы:

• «Промыслы мордовского края»

• «Городецкие цветы»

• «Золотая Хохлома»,

• «Сказочная Гжель»

• «Волшебная Дымка».

• «Жостовские подносы»

• «Филимоновские игрушки»

• «Русская матрешка»

Система НОД по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством, состоит из 3 этапов:

• Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора;

• Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композицией;

• Творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Программа предусматривает тесты по декоративному рисованию, которые показывают результат работы по развитию творческих способностей.

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

2. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. — Санкт-Петербург-«Детство», 2004;

3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.

4. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. — М. : Педагогическое общество России, 2000

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. : Педагогика, 1990 48с.

6. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. — М. : Педагогика, 1988

7. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.

8. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех — семи лет. — М. : ВЛАДОС, 2002

Источник