Развитие творческих способностей ребенка его индивидуальности

Развитие творческих способностей ребенка его индивидуальности thumbnail

МБОУ ДОД ДДТ

Условия развития творческой

индивидуальности ребенка

в процессе обучения

Подготовила:

педагог-психолог

Воронова И.А.

Новочеркасск,

2011г.

Мир изменчив. За последние 10 лет многие профессии ушли в прошлое, много профессий появилось.

В рамках одной профессии изменились условия труда. Именно поэтому важно чтобы у ребенка формировались не только ЗУН, но и способности, в т.ч. и творческие.

Существует 2 вида способностей – репродуктивные и творческие. Репродуктивные предполагают усвоение известных способов деятельности, способов усвоения информации, приобретения навыков. Творческие – являются инструментом создания нового качества, позволяют переосмыслить имеющиеся знания, расширить и углубить их. Человеку нужны и те и другие способности. Но первым учат везде, а вторым – редко где.

Голова хорошо устроенная стоит дороже, чем голова хорошо наполненная. Бытует мнение, что способности – преимущество одаренных людей. На самом деле способности, вернее задатки есть у всех людей. Но сочетание этих задатков и способностей уникально у каждого человека. И нам необходимо научиться уважать уникальность каждой личности, ее неповторимость. Лишь понимание личностной непохожести человека дает реальную возможность понять и развить его креативные способности. Способность к творчеству, творческому мышлению – это одно из качеств адаптированной личности. Именно благодаря творческому мышлению создаются произведения искусства, оно ведет науку вперед, ведет по пути развития человеческую цивилизацию.

Человек, наделенный развитыми способностями – другой, и по характеру и по восприятию мира. Он по другому строит отношения с окружающими, по другому трудиться.

Большую роль в формировании творческой индивидуальности ребенка играет и д/сад и семья , и школа и т.д. Но, несомненно, личность педагога является ведущим фактором развития творческих способностей. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.

Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия педагога с детьми. В опыте педагогов-новаторов и творчески работающих учителей наблюдается, в первую очередь, перестройка в стиле взаимодействия преподавателей с учащимися. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

В связи с этим психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с детьми:

  • чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других;

  • способность к индивидуализации обучения;

  • позитивная Я-концепция;

  • интеллект выше среднего уровня;

  • настойчивость и целеустремленность;

  • творческое начало; профессиональная и эмоциональная зрелость;

  • эмоциональная стабильность;

  • широкий круг интересов и умений;

  • чувство юмора;

Владение учителем, воспитателем эффективными методами преподавания также может способствовать развитию детских творческих способностей. Так, среди наиболее упоминаемых «творческих методов в преподавании» П.Торренс приводит:

  • — уважение желания ребенка работать самостоятельно;

  • — индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;

  • создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

  • поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;

  • исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;

  • подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;

  • уважение потенциальных возможностей отстающих; оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;

  • терпимое отношение к возможному беспорядку;

  • поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.

Если перейти к конкретным приемам, то педагоги часто используют иллюстративно-объяснительный метод преподавания. Педагог показывает, как выполнять действия – ребенок повторяет. На один вопрос при таком методе всегда предполагается только один верный ответ. Именно этот метод формирует ограниченное мышление, безынициативность, пассивность у человека.

Существует и другой способ – проблемный (И.Я.Лернер), при котором ребенку не дают знания в готовом виде, а втягивают его в процессе активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. В таком случае ребенок становится в какой-то мере творцом и своего знания и своего умственного развития. Этим методом пользовался Сократ. Он не излагал ученикам готовые знания, а приводил их к постижению этих знаний при помощи эвристической беседы, т.е. системы наводящих вопросов, отвечая на которые ученики постигали новые знания.

Практическое задание:

  1. Поставить неваляшку на голову так, чтобы она не переворачивалась и не падала без какой либо поддержки.

  2. Сложить четыре треугольника из шести спичек.

  3. Даны четыре точки (вершины квадрата). Проведите три прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.

  4. Можно ли трижды наполнить ведро, не опорожняя его?

Сложность при решении этих задач создают внутренние баьеры – инертность мышления.

Негибкое инертное мышление не может правильно отражать внешний мир: в мире нет застывших, неподвижных явлений, все существующее меняется, развивается, несет в себе противоречия, переходит в свою противоположность.

Неумение отказаться от стереотипов – результат дефицита поисковой активности и страха перед поиском.

Инертность мышления в искусстве приводят к однообразию, в крайних проявлениях – к созданию штампов. Художник находит один прием или образ – и повторяет его без необходимости. В чем бы ни была причина инертности мышления – с ней можно бороться. Используйте разнообразные задания, разные способы (несколько способов) работы, развивайте умение анализировать условия, находить различия в сходном учебном материале. Хорошо использовать задания с подвохами – с такими условиями, при которых бездумное решение невозможно. Хорошо применять задания с избыточной или недостаточной информацией.

Обучая детей, используйте не только объяснительно-иллюстративный метод обучения, но и проблемный.

Читайте также:  Развитие способности ребенка к самоопределению самореализации

При решении проблемных задач можно использовать методы активизации творческого мышления.

Например такие, как морфологический ящик, метод фокальных объектов, идеальный конечный результат.

Перед коллективом педагогов стоит проблема – игры детей во время летнего лагеря (нет игровых материалов, игрушек).

Дети сами могут придумывать игры. Их надо научить этому. Используйте метод морфологического ящика. Исходные материалы: каштаны, камешки, бумажный шарик, мяч, воздушный шарик, пустые пластиковые бутылки, палки, веревка. Именно предметы, в которых нет четко заложенного способа действий развивают творчество детей.

Практическое задание: придумать игры для детей, используя исходные материалы. Еще одна проблема: во многих объединениях дети делают фигурки животных. Как разнообразить их, сделать процесс творческим? Применение метода фокальных объектов может сделать этот процесс творческим.

Практическое задание: усовершенствовать игрушку «Котик», используя метод фокальных объектов.

Эти два метода взяты из ТРИЗ.

В работе с детьми важно развивать их фантазию. Фундаментом творческих способностей человека являются развитое, хорошо управляемое воображение.

Приемы развития воображения подготовлены для педагогов в методическом кабинете ДДТ.

Используемая литература.

  1. Падаяко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся, Москва. Педагогика, 1984г.

  2. Симановская А.Э. Развитие творческого мышления детей, Ярославль, «Гринго», 1996г.

  3. Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Москва, Педагогика-Пресс, 1993г.

Источник

Наталья Мишукова
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС

Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.

Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», — писал П. П. Блонский.

Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Стандарт для ДОУ — это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определение, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.

1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле («я сам», впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя — увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.

3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.

5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.

7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности — изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детейвключают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.

Читайте также:  Возрастное развития ребенка дошкольного возраста по следующей схеме

Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.

1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению необходимости в открытиях. активности, фантазии.

2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике своих знания.

3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.

4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.

5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности.

6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку — это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.

Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.

Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада — создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.

Источник

Шурлакова Елена Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Антошка».

В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.

В нашем телевизионно-компьютеризированном рациональном мире потребность людей в творческом выражении огромная, но условий и возможностей для этого практически нет.

Дети, которые каждый день нажимают на кнопку компьютера, нуждаются также и в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действия.

Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития творческой и разносторонней личности выступает старший дошкольный возраст. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм; ослабло стремление к творческому проявлению.

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, общественно – исторической уникальностью; форма психологической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Следовательно, критериями творчества будут являться:

оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни.

быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации,

гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта,

вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Задача педагога состоит в том, чтобы вовлечь ребёнка в процесс творческого поиска. Важно создать

условия для развития творческих проявлений:

— Предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.

— Творческое развитие природной музыкальности ребенка.

— Высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений.

— Создание ситуаций, в которых ребенок будет способен спонтанно выражать себя, проявлять свои собственные импульсы, в которых он будет импровизировать.

Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая способности каждого ребенка.

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества.

Читайте также:  Развитие интереса ребенка в процессе обучения

Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой личности дошкольника через музыкальные игры необходимо:

Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке,проявления творческой активности);

Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

Развивать природную музыкальность детей, способность к спонтанному творческому поведению.

Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально-ритмические движения, ритмопластика, игра на детских музыкальных инструментах.

Создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Систематизировать музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.

музыкальное творчество детей старшего дошкольного возраста проявляется:

— Песенном творчестве – формирующем музыкальность детей. Его значение, однако, намного шире и глубже. В наивном детском творчестве кроются возможности развития не только специально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка. Это сочинение песен, музыкальных пьес, произведений для инструментов детского оркестра, танцевальной музыки.

Само по себе песенное творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, будит творческое воображение.

— Музыкально – ритмической деятельности — в составление вариантов музыкально-ритмических упражнений и игр, инсценирование песен, комбинирование танцевальных элементов, и наконец, участие в сочинениях ритмических рисунков и танцев.

В подготовительной группе возможно создание коллективных танцев, наиболее сложный этап. Таким образом, детей очень обогащает творческая деятельность. Они целенаправленнее, внимательнее слушают музыку, разбираются в средствах выразительности. И самое главное – у них необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.

Известно, что коллективный танец сложен в композиционном отношении, требуется участникам определить место, найти форму танца, добиваться одновременно симметричных, “зеркальных” движений всех ее участников.

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, тематические занятия можно проводить по типу путешествий, пребывания в гостях у сказки, героя, гостя, что помогает увлечь детей участием в теме, достичь цели – раскрыть сложные понятия о музыке.

Чтобы поддержать интерес к музыкально-двигательной активности детей, применяются пластические этюды, как эмоционально-образное средство, что позволяет ребенку перевоплотиться в какой-либо образ с эмоционально-окрашенными движениями. Это вызывает у детей радость и удовлетворение.

Предлагаемые детям этюды – это фактически очень маленькие и легкие музыкальные спектакли, великолепно развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение ребят.

Этюду предшествует предварительная работа по всем направлениям: от ориентировки в пространстве до обучения танцевальным движениям.

— Музыкально — игровой деятельности, какдуховно-практического действия, направленного на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного “Я” на языке художественных образов.

Основной вид деятельности дошкольника — это игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Музыкально-игровая деятельность – это феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка.

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие творческой инициативы, связанной, прежде всего с игровой, и в частности музыкально-игровой, деятельностью, так как:

1. Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одной из форм игровой деятельности, которая радует, интересует детей, наконец, одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей.

2. Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность детей, направленную на выражение характера музыки посредством движения.

3. Музыкальные игры разнообразны по своему содержанию, видам, формам.

В основе игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а затем и действовать с ними, они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае игра становится своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Особое значение в развитии творчества имеют сюжетные и несюжетные игры. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно на нее реагирует. Музыка определяет развитие игры, раскрывает образы, создает интерес к игре, а эмоциональный рассказ перед игрой, выразительное исполнение музыки позволяют детям видеть свои индивидуальные оттенки при исполнении ролей. Совпадение образного слова, музыки и движения развивают детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность – показатель правильности системы в работе с дошкольниками.

Применение музыкальных игр на занятии дает мне возможность провести его наиболее содержательно и интересно, даёт возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

Какие же виды импровизаций можно рекомендовать для использования на занятиях музыки в ДОУ? Практика показывает, что их несколько. Это импровизации речевые, инструментальные (чаще всего ритмические) и вокальные. Все они помогают развитию музыкально-творческих способностей.

Рекомендации по развитию музыкально-художественного творчества дошкольников

Для того чтобы в ДОУ проводилась систематическая работа по развитию музыкально-художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста, определяются следующие этапы:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.

3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании.

4. Сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Источник