Развитие талантов ребенка с года

Развитие талантов ребенка с года thumbnail
  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • таланты ребенка

Как развить таланты ребенка

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.

Как развить способности у ребенка: 8 рекомендаций папам и мамам

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:

  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.

Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью

  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Какой талант у вашего ребенка?

Источник

На чтение 7 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано 25.06.2019

Как утверждает официальная статистика, врожденный талант есть у 20% детей, то есть у каждого пятого ребенка. Показатель это довольно неплохой, но развить способности удается лишь единицам.

В наших ли силах изменить тенденцию? Ведь по мнению современных ученых, более одаренные чада радуют именно молодых мам, которые вступили в союз со зрелыми представителями противоположного пола. Разберемся, как правильно развить гения.

Читайте также:  Развитие ребенка игры с ребенком от 1 месяца до года

Найти и не запрятать: факторы определения таланта

Раскрытие способностей чада является одной из самых сложных родительских задач. Чем раньше она будет решена, тем лучше. Оптимальное время для достижения успеха – дошкольный возраст.

как распознать талант ребенка

В этот период необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  1. Рекомендации астрологов – несмотря на некую оторванность от жизненных реалий, гороскопы могут составить полезную основу, от которой можно оттолкнуться. Например, выявить характерные черты индивидуальности, чтобы использовать их в дальнейшем по максимуму;
  2. Родословная – сила генетики бесспорна, поэтому ее необходимо учитывать, тщательно изучив способности и профессии представителей рода.
  3. Предпочтения самого ребенка: обращайте внимание на такие мелочи, как любимые занятия чада, отношение к музыке или книгам. Фильтруйте информационный поток и ищите правильные развивающие игры, принимая непосредственное участие в них.

Любому ребенку важна опора и, главное, похвала за успехи.

Так маленькая личность чувствует себя нужной, обретает уверенность в себе и смелость перед всем новым и неизведанным.

Домашняя методика поиска от психолога с мировым именем

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса – это своеобразный тест способностей и образного мышления. Предложите чаду лист А4-формата, содержащий два ряда одинаковых кругов по три в каждом (приблизительный диаметр – 4,5 см).

Карапуз должен дорисовать и раскрасить фигуры так, чтобы получились новые предметы или даже полноценные сюжеты.

Готовое творение необходимо оценить по следующим параметрам:

  1. Продуктивность. Этот показатель определяется по количеству кругов, перевоплощенных маленьким мастером в образы.
  2. Разработанность. Степень полноты и разнообразия деталей, которые прослеживаются в изображенном.
  3. Оригинальность. Акценты на необычности образов.
  4. Качество выполнения рисунка. Оценка аккуратности работы, применения цвета и оттенков в дорисовывании и раскрашивании.

Вывод прост: чем выше перечисленные показатели, тем очевиднее детские таланты.

Талантливый во всем: ищем нужную сферу

Способность ребенка заметна с раннего возраста. Да, все дети танцуют, рисуют, бегают и лепят из пластилина.

Но одни делают это ради развлечения, а другие относятся к любимому занятию серьезно и даже ненасытно – им всегда его не хватает.

Талант художника

Любимое времяпровождение будущего творца — лепить, рисовать, делать аппликации. Самовыражаясь через свои «произведения», дитя демонстрирует чувства миру. При этом кроха не только отражает существующие предметы, которые его окружают, но и абстрактные явления.

Маленького художника можно узнать по способности различать больше цветов по сравнению с ровесниками, желанию описывать предметы оттенками и цветами, обращать внимание на детали, в том числе предметы, расположенные на заднем плане.

Это малыш-эстет, который предпочитает смотреть на красивые вещи и жить среди красоты.

Актерство и писательство

Склонный к управлению словом ребенок обожает все, что связано с книгами. Он с удовольствием листает все, что имеет страницы с буквами, а начинает читать с самого раннего возраста.

Наверняка такое чадо с ходу запоминает длинные стихотворения, легко пересказывает прочитанное или услышанное с любого места и любит декламировать тексты даже на публику.

Это человечек с богатым воображением, который может сочинить и собственные увлекательные истории, которым присущ логичный конец. Он поражает окружающих обширным словарным запасом, ярким выражением эмоций через слова и искренним желанием быть услышанным.

Немаловажный довод в пользу артистической способности ребенка – инициатива подражать своим любимым героям, активно используя для этой цели мимику и жесты.

Он обожает похвалу, поощрение и искренний восторг, потому что сам очень эмоционален.

Музыкальность

Потенциальный музыкант с легкостью воспроизведет многократно (в исключительных случаях и однократно) услышанную мелодию. У него врожденное чувство ритма и умение двигаться в такт.

музыкальные способности

Такой малыш не просто любит звуки во всех их проявлениях – он охотно воспроизводит услышанное без фальши, иногда в точности подражая тому, что слышит.

Также ребенок может интересоваться специальными инструментами и создавать мелодии собственного сочинения.

Спорт

Будущего чемпиона наверняка можно узнать по отменной физической форме и непоседливости, которую родители часто путают с гиперактивностью. Несмотря на несолидный возраст, кроху отличает ловкость, хорошая координация и выносливость.

будущий спортсмен

Это настоящий энерджайзер, для которого лучшим отдыхом является беготня, пешие прогулки, езда на велосипеде и других средствах передвижения.

Более того, он умеет контролировать свое тело, зная о нем все, что нужно, поэтому почти не устает от нагрузок.

Даже если это случается, будущий спортсмен просто «кайфует», получая моральное удовлетворение от того, что выдохся.

Это прирожденный лидер, готовый к состязанием и соревнованиям.

Наука и техника

С пеленок малыш проявляет неподдельный интерес к миру чисел. Проявляться это может через особое внимание к табличкам, деньгам, всему, что связано с исчислением.

Крохе легко сконцентрироваться на мелочах, поэтому он с удовольствием играет во все виды настольных игр, в большинстве случаев обыгрывая ровесников.

Такому ребенку интересно внутреннее устройство всех игрушек, а также четкий механизм их действия. Он отлично ориентируется во времени и рано начинает пользоваться часами, интересуется функционированием домашней бытовой техники.

Превращаем талант в гений: распространенные ошибки и секрет правильного развития

Итак, у вашего отпрыска обнаружились определенные способности. Безусловно, это повод для поздравлений, но на самом деле – лишь первый шаг длинного и тернистого пути. Что же делать дальше? Как раскрыть свой потенциал тому, кто только начинает жить?

Главная родительская ошибка – слишком раннее развитие. Талантливый ребенок – не робот, которого можно запрограммировать.

талантливый ребенок

Не нужно ставить двухгодовалого сорванца на коньки только потому что он хорошо держит равновесие, или сажать за музыкальный инструмент годовалую кроху, безупречно имитирующую звуки.

Читайте также:  Методика железнова раннее развитие ребенка

Подобный подход допустим, если в приоритете стоят не родительские амбиции и собственная самореализация посредством чада, а видимая потребность и, главное, желание ребенка принимать участие в занятиях.

Важно быть начеку: одномоментно ребенок может «включить бунтаря» и элементарно устать от занятия «всей своей жизни». Необходимо проявить мудрость, чтобы различить обычный детский каприз от реального «финиша».

Но не превращайте наблюдение за чадом в тотальный контроль – растите самостоятельную личность, приучайте ребенка к планированию.

Хвалите талант, но делайте это, в первую очередь, за усилия и достижения, активную деятельность и старания.

Развитие способностей у детей должно быть профильным:

  1. Художнику можно показать разные приемы и техники, применяемые даже в повседневных вещах. Это может быть скульптура из газет или ваза из бутылки. Лучше сохранять удачные произведения для создания детской персональной выставки в домашних условиях.
  2. Малыша-литератора или артиста, конечно, нужно водить в библиотеку, предоставляя полную свободу выбора книг. Чтение, придумывание рифм, игры в слова, рассказы, беседы и разговоры в постоянном режиме – все, что нужно для совершенствования навыков. Можно организовывать домашние литературные чтения и даже полноценный театр с разыгрыванием сценок на основе лично придуманных костюмов.
  3. Семейное караоке и посещение концертов – лучшие инвестиции в развитие музыкальности. Идеальными играми в семейном кругу могут стать угадывание мелодий, создание музыкальных инструментов из подручных материалов, сочинение аккомпанемента к понравившимся стихотворениям.
  4. Спорт – это активность. Посещайте бассейны, делайте семейные заезды на велосипедах, организовывайте матчи и принимайте участие в соревнованиях.
  5. Будущего деятеля науки нужно всегда вовлекать в работу с цифрами – от расчета ингредиентов для пирога до ревизии продуктов в холодильнике. Головоломки, логические упражнения, настольные игры и математические забавы должны стать вашими обязательными спутниками.

Заключение

Развитие самого яркого и эксклюзивного таланта не должно превращаться в «ставки». Ребенок – не породистый скакун и не бизнес-проект, требующий больших финансовых вложений, которые обязательно принесут желаемые дивиденды в будущем.

Это, в первую очередь, обычный малыш, которому хочется чувствовать себя таким же как все – родом из бесшабашного детства.

Источник

Как обнаружить способности в ребенке? Смотрите в оба!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст — пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка — малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке .

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери — внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей — не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше — делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна. 

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря — ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка — навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики раннего развития вместе взятые… Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но — при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования ( в зависимости от наличия тех или иных способностей).
Читайте также:  Возрастная психология развитие ребенка в дошкольный период

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей — дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее — шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка — это лишь полдела. Самое главное — правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник — тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка — мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, — дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить — каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке — прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса — диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность — количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа — полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность — необычность образов;
  • качество выполнения рисунка — аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

  Тип талантаЧто делают дети
Вербально-лингвистическийХорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
ЦифровойЛегко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
ПространственныйМыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
ФизическийУчебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
ЛичностныйВоспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны . Сфера деятельности: актерство.
МежличностныйЛюбят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей средыУмеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала — весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она — правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще — за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок — это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Источник