Развитие спортивного творчества в ребенке

Развитие спортивного творчества в ребенке thumbnail

Наиля Кашафутдинова
Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей является одной из актуальных педагогических проблем. Развивая двигательное воображение на занятиях по физкультуре, мы одновременно решаем и другие психолого-педагогические задачи. Если раньше мы обучали основным видам движений, формировали двигательные навыки, то сейчас рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс. Наша задача сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье ребенка.

Преимущества интегрированных занятий:

• позволяет избежать перегрузок детей;

• обеспечивает комплексность и системность процесса коррекционно-развивающего обучения;

• дает возможность в интегрированной форме творчески использовать полученные навыки;

• способствует развитию восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления;

• позволяет вовлечь каждого ребенка в активную деятельность.

Василий Александрович Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».

Для развития творческих способностей необходимо создавать определенные условия:

• физическое развитие детей;

• создание обстановки, стимулирующей развитие творчества;

• предоставление ребенку самостоятельности;

• доброжелательная помощь ребенку;

• комфортная обстановка.

Со старшей группы детям предлагаю самим придумывать упражнения. К этому возрасту у них уже накапливается богатый двигательный опыт, дети предлагают интересные упражнения, задания, которые все вместе осваиваем. При выполнении ОРУ или утренней гимнастики даю возможность выбора атрибутов по желанию. Детям это очень нравится. Заметила, что дети больше выбирают ленты на палочках, султанчики, обручи и, конечно, мячи. Может не у всех получается, но возможность проявить самостоятельность дает ощущение своей значимости, уверенности в себе.

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны придумывать свои правила на знакомую игру, а в дальнейшем придумывать новые игры. Это дается не всем детям. Причинами являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

В развитии творческих способностей помогают нам включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным ребенок двигается мягко, плавно. Им присуща природная красота движений, которая у взрослых теряется. Упражнения, основанные на подражании животным, служат сохранению и развитию изначально заложенной простоты и гармоничности детских движений. Они дают хорошую физическую нагрузку, комплексно развивая все мышцы и системы организма. А главное дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа.

Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания.

В своей практике стараюсь разнообразить сюжетные подвижные игры, включаю и народные, беру из журналов, из опыта других педагогов, а также придумываю сама.

Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастаРазвитие спортивного творчества в ребенке

Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.

Развитие спортивного творчества в ребенке

Ритмопластика и ритмические танцы также развивают творческую двигательную активность, умение чувствовать характер, ритм, темп музыки. Музыкально-ритмические движения способствуют развитию пластики движений, умение красиво двигаться, формированию осанки. На каждый спортивный праздник стараюсь подготовить с детьми ритмические танцы с разными спортивными атрибутами.

Развитие спортивного творчества в ребенке

Еще в своей работе использую игры с пиктограммами «Эмоции». Детям они безумно нравятся. Упражнения с пиктограммами:

• Какое настроение на рисунке?

• Попробуйте изобразить!

• Один ребенок изображает, другие угадывают.

• Догадайтесь, почему у него такое настроение? Как можно помочь?

Развитие спортивного творчества в ребенкеРазвитие спортивного творчества в ребенкеРазвитие спортивного творчества в ребенке

Двигательные импровизации, творческие задания.

Развитие спортивного творчества в ребенке

Предлагаю рассмотреть различные ситуации, к которым нужно подобрать соответствующее настроение. Например, ситуация «мальчик упал, больно ушибся, а другой посмеялся над ним», «разбил мамину любимую вазу», «потерял маму» и т. п.

Развитие спортивного творчества в ребенке

Какое чувство возникает? Изобрази! Или «покажи как старый человек ходит!».

Почему так? Воспитывается у детей чувство сострадания к пожилым людям. Можно предложить передать друг другу какой-нибудь предмет, например книгу как «кирпич», «цветок», «хрупкую вазу» и т. п.

Развитие спортивного творчества в ребенке

Не приходится объяснять ребенку, как напрячь те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит по памяти тяжесть кирпича, или бережное обращение с хрупкой вазой. Также выполняются упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого – совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.

Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастет менее социально активным, заорганизованным.

Развитие двигательного творчества формирует ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.

Развитие спортивного творчества в ребенке

Источник

Работая с детьми дошкольного возраста, мы, как правило, формируем творческие способности на занятиях образовательных областей «Искусство» или «Развитие речи и культура речевого общения». И редко задумываемся о необходимости развития творчества воспитанников в двигательной деятельности.

Реализовывая образовательную область «Физическая культура» педагоги, как правило, обучают воспитанников основным движениям и различным способам их выполнения, способствуют развитию физических качеств. Воспитанники стремятся правильно выполнять упражнения, проявляют интерес к определенному виду движений, спортивных игр, имеют представление о здоровом образе жизни; но при этом они с трудом переносят накопленные знания в самостоятельную игровую деятельность, нередко испытывают затруднения и не стремятся к импровизации.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка туапсе

Развитие спортивного творчества в ребенке

Привыкая к тому, что педагог предлагает готовый двигательный материал, дети не всегда могут самостоятельно создавать варианты движений. Отсюда вытекает проблема воспитания творческой личности. Поэтому сегодня следует рассматривать приобщение к физической культуре и как творческий процесс.

Давая в самом общем виде определение понятию «творческие способности» под ними можно понимать индивидуальные особенности человека, определяющие удачность выполнения им творческой деятельности разного рода.

Формировать творческие способности можно через различные формы двигательной активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультурные досуги и праздники и т. д.

Так, для развития творчества мы используем нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики: с элементами ритмической гимнастики и танцевальных движений, сюжетную, игровую и т.д.

Танцевально-ритмическая разминка – одна из самых любимых нашими воспитанниками форма проведения утренней гимнастики. Она включает танцевальные шаги в различных направлениях по одному и в парах, бег под музыку, хлопки в ладоши, ритмичные движения руками, гимнастические упражнения, музыкальные игры.

Сюжетная зарядка проводится в форме двигательных рассказа или сказки, где дети не просто приседают, а прячутся от медведя, не выполняют наклоны, а тянут репку («В лесу», «Репка»).

Игровая утренняя гимнастика состоит из нескольких подвижных игр разной степени интенсивности, в процессе которых непрерывно меняются действия играющих в зависимости от сюжета и правил. Игровые ситуации и образы, безусловно, способствует развитию инициативы, мышления, помогают формировать двигательное воображение и творческие способностей детей.

Одной из организованных форм двигательной деятельности являются физкультурные занятия. Среди всего многообразия их видов в большей степени развитию творчества способствуют занятия сюжетного характера.

Занятия по физкультуре в сюжетной форме начинаются с рассказа педагога, который может быть построен по литературному произведению, авторской или народной сказке, сюжету, придуманному самим руководителем физвоспитания. Воображаемая ситуация активизирует воспитанников, стимулирует их к выполнению физических упражнений. Дети самостоятельно находят способы выполнения основных движений, входя в образ героя, выполняют имитационные движения, подражают его характеру, поведению.

Планируя занятие в сюжетной форме, педагог дает возможность каждому ребенку побывать в сказке, очутиться на таинственном острове или в космосе, приземлиться на в Африке или на Северном полюсе. С увлечением читая письмо и рассматривая карту, дети ищут клад на необитаемом острове или преодолевают препятствия, спеша на помощь заболевшему зайчику. Попадая в такую игровую ситуацию, воспитанники расширяют свой кругозор, развивают воображение. Их внимание сосредоточено на целенаправленном выполнении заданных движений.

Создавая проблемную ситуацию на занятии, педагог просит у детей найти пути ее решения. Например, «пошел дождь (снег), как можно пройти через лужи (сугробы)?» Воспитанники предлагают знакомые им способы передвижения (перепрыгнуть, перешагнуть, обойти «змейкой»). Такие задания требуют от них их необходимости выбора, что является началом еще не вполне осознаваемых ребенком творческих поисков.

Двигательные навыки, которыми дети овладели на занятиях, закрепляются и совершенствуются в игровой деятельности.

Основой формирования творческих способностей в подвижных играх у воспитанников младшего дошкольного возраста является подражание. У малышей прекрасно развито воображение. Они «летают» как птички или «ползают» как жучки, «прыгают» как зайчики или «порхают» как бабочки. Играя в одну и ту же игру несколько раз, воспитанники привлекаются педагогом к творческим поискам. Например, при повторном проведении игры «Воробышки и автомобиль» детям предлагается подумать, от кого, кроме автомобиля ещё могут улететь воробушки (от собаки, кошки, мальчика и т.д.). Не случайно руководство игрой предполагает ведущую роль педагога, который формирует, активизирует и совершенствует творческую деятельность воспитанников.

  • В среднем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно организовывают знакомые им подвижные игры, изображают отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов, проявляя при этом фантазию и творческую инициативу.
  • В старшей группе воспитанники составляют варианты игр, усложняя уже знакомые правила, сами могут придумывать подвижные игры, что отмечают воспитатели, наблюдая за самостоятельной двигательной деятельностью детей в группе и на прогулке. Это является наивысшим уровнем творчества.

В силу индивидуальных особенностей, различного двигательного и социального опыта, а иногда и из-за неправильно организованного педагогического процесса, придумывание игр получается не у всех воспитанников. Но и здесь важна роль педагога, который, должен заметить проблему и помочь ребенку. Умело руководя игрой можно значительно повысить его творческий потенциал, подтолкнуть к созданию нового, нестандартного.

Работая с воспитателями и руководителем физвоспитания в этом направлении мы нашли множество приемов, которые стимулируют творчество воспитанников в двигательной деятельности.

Наши педагоги регулярно планируют для детей творческие задания с целью обучения их осознанно манипулировать движениями: видоизменять их, придумывать новые, входить в воображаемую ситуацию.

Развитию творчества у детей-дошкольников способствует и физкультурное оборудование.

Мы используем традиционные пособия в необычных условиях (кольцеброс – руль, пирамидка – елочка, мяч – колобок) или нетрадиционное оборудование («паутинки» из обруча и резинок, пенечки из ведерок, эспандер из латексной ленты). Для того чтобы ребенок захотел играть в ту или иную игру педагоги стремятся создать обстановку, вызывающую радостные переживания уже в ожидании предстоящих действий.

Так, каждому ребенку захочется перейти не через нарисованный «ручеек», а видимый и осязаемый (например, бумажную или целлофановую синюю извилистую полоску) по оранжевому, голубому или полосатому «мостику». Если под один конец доски подложить брусок, то она превращается в горку, подкладывая несколько брусков под оба конца доски можно менять высоту переправы. А может быть кто-то захочет перейти на другой берег не по «мостику», а по «камешкам» (пуговицы, желуди, каштаны)? Меняя условия, мы изменяем двигательные действия детей, развиваем их творческие способности. «На том берегу» в игрушечном городе могут жить кукла, матрешка или сказочный герой. К кому из них пойдем в гости? А к кому нет? Почему? Вот где простор для фантазии и творчества.

Читайте также:  Развитие воображения ребенка средствами изобразительной деятельности

Еще одним приемом развивающим творчество в игре является создание проблемных игровых ситуаций, способствующих самостоятельному поиску решений («Передвижение по залу в связке парами или тройками», «Передвижение по ограниченной поверхности», «Ходьба по болоту, не замочив ног»).

Таким образом, развивая способность к творчеству в игре, произвольность поведения, инициативность в реализации игровых замыслов, а также воспитывая организаторские умения в двигательной деятельности, педагоги формируют не только умного и разносторонне развитого, но и творческого человека.

После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий обычно проводится досуг или физкультурный праздник. Например, комплекс «Заячья зарядка» в средней группе завершается физкультурным досугом «В гостях у Зайчика», комплекс «Солдаты» в старшей группе – праздником «Хочется мальчишкам в армии служить», в процессе которых используются освоенные на физкультурных занятиях упражнения, игры, эстафеты.

Развитие спортивного творчества в ребенке

Физкультурные праздники и досуги также решают задачу формирования творческих способностей детей.

Уже на этапе подготовки к досугу или празднику педагоги вместе с воспитанниками готовят атрибуты для украшения зала, придумывают эмблемы команд, приветствия. Совместная со сверстниками деятельность, игры, оформление зала и отдельных видов соревнований, музыкальное сопровождение, торжественное открытие и закрытие праздника – все это развивает у детей эстетический вкус, чувство красоты, воображение, стимулирует их творчество. Эмоциональное воздействие праздника позволяет создать атмосферу радости, желание заниматься физической культурой.

Результатом работы по формированию творческих способностей у наших воспитанников в процессе физвоспитания является умение создавать ими новые движения, основанное на использовании двигательного опыта и наличие мотива, побуждающего к самостоятельной двигательной деятельности, а в последующем – готовность к решению задач, поставленных перед ними уже взрослой жизнью.

Источник

Библиографическое описание:

Казанцева Н. С. К вопросу развития креативности детей в детско-юношеских спортивных школах [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 170-172. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3114/ (дата обращения: 19.02.2020).

Одной из задач современной системы образования
провозглашается установка на развитие креативной личности, способной
ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для
перехода от транслирующей, унитарной, идеологизированной,
тоталитарной системы образования к системе вариативной,
гуманистической, творчески развивающей [4].
В настоящее время не существует единого всеми
признанного определения понятия «креативность», поэтому
из множества определений мы предлагаем опираться на толкование
термина «креативность» А.В. Петровского и М.Г.
Ярошевского, которые считали, что креативность – это уровень
творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий
относительно устойчивую характеристику личности. Считаем это
определение наиболее подходящим в рамках проблемы исследования.

По мнению ряда авторов, одним из приоритетных
условий развития креативности является нерегламентированность
образовательной среды (В.С. Кузин, Б.М. Теплов и др.), что в полной
мере присуще микроклимату учреждений дополнительного образования
детей, где исторически сложилась особая воспитательная развивающая
среда, позволяющая эффективно решать задачи комплексного развития
личности. Но, к сожалению, не все учреждения дополнительного
образования направлены на формирование и развитие креативности
ребенка.

В Алтайском крае по итогам 2011 года система
дополнительного образования развивается на базе 180 учреждений
дополнительного образования [5]. Среди них: центры дополнительного
образования детей, дворцы детского (юношеского) творчества, дома
детского творчества, станции юных натуралистов, детские школы
искусств, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ),
специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского
резерва (СДЮСШОР),
детско-юношеские спортивно-адаптивные школы. Относительно темы данной
статьи, видится необходимым рассмотреть деятельность детско-юношеских
спортивных школ (ДЮСШ) в контексте развития креативности.

Одним из наиболее популярных видов деятельности у
детей является спорт (25% от общего числа обучающихся системы
дополнительного образования). В настоящее время в системе образования
функционирует 63 учреждения, в том числе 50 детско-юношеских
спортивных школ и 13 детско-юношеских клубов физической подготовки.
Занятиями физической культурой и спортом охвачено более 43 тысяч
учащихся по 32 видам спорта [5].

ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) — учреждение
дополнительного образования детей физкультурно-спортивной
направленности; призвана осуществлять учебно-тренировочную и
воспитательную работу с юными спортсменами, обеспечивая начальную и
базовую их подготовку для специализации в определенном виде спорта
[2].

Рассмотрев определение термина ДЮСШ, необходимо
отметить, что обучение в спортивных школах направлено на воспитание
профессионального спортсмена, достигающего высоких результатов.
Поэтому обучение строится на физических нагрузках – реализации
спортивной стороны учащегося, не уделяя внимания другим сторонам
личности. Но уровень результатов в современном спорте требует для его
достижения владения не только комплексом физических, но и психических
качеств, которые находятся на предельно высоком уровне их проявления.
По мере повышения уровня спортивных достижений все более отчетливо
возрастают требования к умственной деятельности спортсмена,
неотъемлемым компонентом которой является креативные способности. Тем
самым можно утверждать, что в ДЮСШ кроме основной спортивной
подготовки необходимо развивать креативность учащихся.

Дети, занимающиеся в ДЮСШ, целенаправленно
ориентированы на долгий и трудный путь к высоким спортивным
достижениям. Поэтому такой сложный физический и психологический
процесс занимает большую часть свободного времени учащегося от
общеобразовательной школы, не оставляя ребенку времени на посещение
других учреждений дополнительного образования, с целью развития
разносторонних качеств личности; что является одним из аспектов
креативности. Это вторая причина необходимости развития креативности
учащихся ДЮСШ.

Кроме того, обращаем внимание на принадлежность ДЮСШ к учреждениям
дополнительного образования, основная цель которого —
развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация
дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,
общества,
государства
[3]. Тем самым определяем третью причину, по которой необходимо
развитие креативности для учащихся спортивных школ – ДЮСШ как
составная часть учреждений дополнительного образования обязана
развивать креативную личность учащегося.

Читайте также:  Роль труда в интеллектуальном развитии ребенка

Развитию креативности (творчества) в спорте посвящены работы А. В.
Родионова, 1976; А. А. Деркач, 1982; А. А. Исаева, 1982. Но полностью
этот вопрос не изучен [1].

На настоящий момент в городе Барнауле насчитывается 10 ДЮСШ с
различными видами спорта, такими как: бокс, шахматы, настольный
теннис, хоккей, баскетбол, спортивная аэробика, волейбол, лыжные
гонки, художественная гимнастика, спортивное ориентирование, гребля,
дзюдо, греко-римская борьба, фехтование, каратэ, кикбоксинг,
плавание, фигурное катание, спортивные танцы.

Рассмотрим одну из 10 существующих спортивных школ
города Барнаула – ДЮСШ «Студия — спорт», открытая в
октябре 2001 года; является структурным подразделением КГБУ «Краевой
спортивный клуб», учредитель — управление Алтайского края по
физической культуре и спорту. Отделения ДЮСШ: аэробика спортивная,
гимнастика художественная, танцевальный спорт. Проанализировав цели и
задачи деятельности ДЮСШ «Студия — спорт», можно
выделить: создание благоприятных условий для гармоничного развития
подрастающего поколения, повышения качества воспитания и дарований
детей, подростков, молодежи, а также повышение эффективности их
творческого потенциала [7]. Данная задача указывает на наличие
фактора креативности в обучении учащихся ДЮСШ.

Рассмотрев учебный план-график нескольких возрастных
тренировочных групп отделения танцевального спорта, мы не обнаружили
наименования предмета, который бы указывал на развитие креативности
учащихся. Таким образом, выявили противоречие в несоответствии задач
деятельности ДЮСШ с планами-графиками конкретных групп отделения
танцевального спорта. Но данное противоречие может быть спорным, так
как, говоря об отделении танцевального спорта, мы подразумеваем
спортивные бальные танцы. В самодеятельных хореографических
коллективах непосредственное занятие танцами, в том числе и бальными
танцами, является средством развития креативности детей. Тем самым,
можно предположить, что и в условиях ДЮСШ креативность развивают
средствами самой хореографии. Но необходимо различать самодеятельные
коллективы бальных танцев от танцевальных спортивных клубов и
отделений танцевального спорта. В обеих организациях изучается один и
тот же материал по бальным танцам, но в первом случае акцент идет на
развитие разносторонней и креативной личности ребенка при помощи
хореографической лексики, приобретая досуговый характер занятий; а во
втором – воспитание спортсмена по бальным танцам, основной
задачей которого является участие и достижение высоких результатов на
соревнованиях; что подразумевает за собой наибольшее количество
физических тренировок. Так как в танцевальном спорте большее внимание
уделяется физическим тренировкам для повышения уровня мастерства
учащегося, в плане-графике тренировочных групп отделения
танцевального спорта не выделены часы, направленные на процесс
развития креативности учащихся, которая в современных условиях им так
необходима.

Таким образом выявили 3 основных причины необходимости развития
креативности учащихся в ДЮСШ:

  1. Реализация спортивной стороны учащегося, не
    уделяя внимания другим сторонам личности.

  2. Занятие спортом – большая часть свободного времени ребенка,
    что не дает возможность посещения других УДО с целью развития
    личности.

  3. ДЮСШ — учреждение дополнительного образования,
    развивающее мотивации личности к познанию и творчеству.

На данный момент на отделении танцевального спорта
ДЮСШ «Студия — спорт» не существует ни одной методики на
развитие креативности учащихся. Следовательно, в организации
тренировочного процесса вопросам развития креативности спортсменов
внимания практически не уделяется. Этому отрицательному фактору
способствует не только профилирующая сторона деятельности ДЮСШ, но и
руководящие лица учреждения, которые, с одной стороны, не выступают
против процесса развития креативности учащихся, с другой – не
способствуют этому. Это объясняется выше прозвучавшей главной задачей
деятельности ДЮСШ и ее ограниченности по учебным часам. Чтобы
воспитать креативную личность в рамках ДЮСШ, необходимо грамотно
ввести занятия по развитию креативности учащихся в учебный график, не
нарушая учебно-тренировочного процесса.

Проанализировав предметы, стоящие в годовом плане-графике
учебно-тренировочной группы отделения танцевального спорта,
предлагаем выбрать предмет «Игры» для реализации
воспитания креативной личности учащегося. Для этого были изучены,
отобраны и адаптированы различные методики на выявление уровня
креативности учащихся на данный момент. Эти методики и тесты были
проведены с учащимися на предлагаемом предмете «Игры»:
диагностическая батарея Торренса, тест «Несуществующее
животное». В дальнейшем планируется провести упражнения на
развитие креативности учащихся группы по учебно-методическому пособию
«Лучшие упражнения для развития креативности» А.Г.
Гребцова [6], а также многие другие игры и методики на развитие
креативности. После чего будет сделан повторный тест на выявление
уровня креативности для сравнения показателей. Результаты и выводы
всех проводимых тестов и методик будут в дальнейшем опубликованы.

Таким образом, введение в один из предметов учебно-тренировочного
плана различных методик по развитию креативности детей будет
способствовать развитию важного качества – креативности, что
приведет к более высоким результатам в спортивной деятельности
ребенка.

Литература:

  1. Деркач,
    А.А., Исаев,
    А.А. Творчество
    тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. — М.:
    Физкультура и спорт, 1982.

  2. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш.
    учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд.
    центр ВЛАДОС, 2003. – С.142

  3. Дополнительное образование детей [Электронный ресурс] / Электр.
    данн. – Режим доступа:
    https://www.dopedu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey

  4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N
    3266-1[Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа:
    https://ozpp.ru/zknd/obra

  5. Итоги развития системы образования Алтайского края за 2011г.
    [Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа:
    www.educaltai.ru/files/docs/public_report_2011.doc

  6. Лучшие упражнения для развития креативности:
    учебно-методическое пособие/ А. Г. Грецов. – СПб., СПбНИИ
    физической культуры, 2006., — 44с.

  7. Положение о ДЮСШ «Студия-спорт» КГУ «Краевой
    спортивный клуб». – Барнаул, 2001.

Источник