Траектория здоровьесберегающего физического развития ребенка

Траектория здоровьесберегающего физического развития ребенка thumbnail

Огулхан Хаджикеева
Особенности построения индивидуальной образовательной траектории у дошкольников по физической культуре

Введение.

Существует ли двое детей, которые могли бы, учиться и развиваться совершенно одинаково? Конечно, нет! Почему? Ответ очевиден.

Во – первых, индивидуальные особенности не равнозначны.

Во – вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития.

Массовое обучение никогда не дает ответ на вопрос: «Что именно послужило развитию ребенка?»

Конечно кто –то может возразить:

— А, что плохого в устоявшейся структуре, она никогда ни кому не мешала.

Трудно с этим не согласиться. Но в настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации.

Гуманизация дошкольного образования предполагает ориентацию воспитателя, педагога на личность ребенка. Чтобы раскрыть его внутренний потенциал, необходимо организовать индивидуально-направленное движение дошкольника в образовательном пространстве.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуальной образовательной траектории. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. Концептуальной основой реализации федеральный государственных образовательных стандартов (ФГОС) является деятельностный подход в образовании,предполагающий наличие системы планируемых результатов: диагностика уровня актуального развития обучающихся и прогнозирование ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет создать образовательную среду, которая стимулирует развитие индивидуальности, становление субъектного опыта, делает возможным выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих зоны ближайшего развития ребёнка

Основная часть.

Исследованиями в направлении индивидуальных форм организации обучения занимались многие отечественные и зарубежные ученые — философы, психологи, педагоги. Пока нет устоявшегося, общепринятого понятия «индивидуализация образования«. Принято считать, что процесс индивидуализации образования — это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей, на получение учебных результатов в продуктивной форме.

Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-правовых документов РФ.

Индивидуализация обучения – это с одной стороны — организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой —

различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Понятие “индивидуальная образовательная траектория”обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

содержательный —

вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут.

деятельностный —

специальные педагогические технологии.

процессуальный —

организационный аспект.

Основная цель создания индивидуальной образовательной траектории:

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: физического, интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Индивидуальная образовательная траектория разрабатывается:

-для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— для одаренных детей.

Особенности работы воспитателя по созданию индивидуальной траектории образовательного маршрута ребенка

1 этап.Выбор:

Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;

2 этап.Наблюдение:

• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;

3 этап.Диагностика:

• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)

Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

• Подбор методик, определение методов и приемов работы

4 этап.Работа:

• Подбор индивидуальных заданий

• Связь с родителями и педагогами

• Домашние задания

• Корректировка задач, методов работы с ребенком

5 этап.Контроль:

• Итоговая диагностика

• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ

Принципы построения образовательного маршрута:

Принцип психологической комфортности

Принцип демократизации

Принцип индивидуализации

Принцип гуманизма

Принцип дифференциации и интеграции

Принцип развивающего обучения

Принцип творчества

Принцип естественной двигательной активности

Компоненты образовательного маршрута:

целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

— содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

— технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

— диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

— результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитания в детском саду выстраивается с момента поступления ребенка в ДОУ и ведется на протяжении всего периода пребывания в детском саду. (изучение условий воспитания в семье, динамика физического развития). В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания или «индивидуальный подход» имеет свою специфику.

Читайте также:  Школа раннего развития чудо ребенок

«Индивидуальный подход»— это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (темперамент, характер, способности,склонности, и др, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуальной образовательной траектории воспитания составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. В теории и методики физического воспитания понятие «индивидуальный подход» характеризуется как широкий комплекс действий направленный на выбор способов,приёмов, средств обучения в соответствии с уровнем физической подготовленности и развития способностей занимающихся. Вместе с тем, в условиях существующей системы воспитания и обучения осуществление данного принципа возможно только на основе систематизации и группировки детей. Поэтому наряду с понятием «индивидуальный подход» существует понятие «дифференцированный подход». Оно представляет собой форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет инструктору осуществлять обучение, различное по сложности, методам и приёмам. В физическом воспитании дошкольниковкритериями создания таких групп выступают разные показатели:

1. Состояние здоровья (уровень функционирования систем организма, отсутствие или наличие заболевания, способность к адаптации, высокая трудоспособность). 2. Уровень физической подготовленности (характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств). 3. Уровень двигательной активности (под которым понимаем объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.) Установление нескольких таких групп(2,3) даёт возможность инструктору осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объёму физической нагрузки, методам и приёмам в зависимости от подгруппы. А это, в свою очередь, позволит более эффективно решать задачи развивающего обучения каждого дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей.

Практическая часть.

В ходе работы над данной темой, совместно с медицинским персоналом и педагогами, нами были определены дети, которые нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Образовательная область Группа Количество детей

Речевое развитие младшая 1

Физическое развитие старшая 1

В перспективе составление индивидуальной образовательной траектории по физическому развитию для воспитанника старшей группы. (Приложение 1)

Заключение

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого дошкольника. Итак, гуманистическая образовательная парадигма формирует новый тип отношений — “субъект – субъектные”, когда педагог и воспитанник находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества. Возможность реализации таких отношений достигается вследствие выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

Источник

Траектория здоровьесберегающего физического развития ребенка

Библиографическое описание:


Чекалина Н. А. Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/archive/123/32611/ (дата обращения: 05.03.2020).



С каждым годом возрастает количество детей с ослабленным здоровьем и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в виду своего заболевания не могут посещать школу и вынуждены обучаться на дому. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует создания условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, одним из таких условий является здоровьесбережение во время образовательного процесса.

Учителями, работающими с такой категорией детей, разрабатываются индивидуальные образовательные траектории. Индивидуальная образовательная траектория – это реализация личностного потенциала ученика на основе медицинских рекомендаций, диагностик по изучению личности ребенка, его интересов, склонностей, физических возможностей, состояния здоровья, степени обученности и пожеланий родителей. При разработке индивидуальной образовательной траектории особое внимание уделяется внедрению и применению здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесбергательными технологиями понимается деятельность, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Здесь важно и ежедневное воспитание уважительного отношения к своему здоровью, и создание благоприятного психологического климата на уроке, и снятие эмоционального напряжения, и активная пропаганда здорового образа жизни.

Часто случается, что дистанционные занятия могут стать единственной формой работы с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, такая форма уроков хоть и позволяет пройти учебную программу, но и имеет свои недостатки — ребенку нельзя долго находиться перед экраном монитора, поэтому при выстраивании индивидуальной образовательной траектории для обучающихся на дому по медицинским показателям я включаю следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Динамические паузы (Это переключение на новый вид деятельности или активный отдых. Динамические паузы проводятся под руководством учителя, рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления).
  2. Релаксация (Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.Для этого подбираю спокойную классическую музыку, звуки природы. Воспитываю правильно слушать и воспринимать музыку.)
  3. Артикуляционные зарядки (Артикуляционная зарядка— это упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.Помогает детям со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолеть свои речевые дефекты, развивает слух)

Например, упражнение «Чистим зубы»:

Открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

  1. Гимнастики пальчиковые (Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени).
Читайте также:  Центр раннего развития ребенка наша умница

Например, «Страшный гость»:

Пальцы в гости приходили,

Тук, тук, тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали там страшный зверь.

Ребенок пальцами имитирует движения, постукивают по парте и каждый раз придумывают изображения нового зверя.

  1. Дыхательные гимнастики (Это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры, во время которых клетки мозга активно насыщаются кислородом. Но перед дыхательной гимнастикой необходимо проветрить помещение)

Например, упражнение «Чудо-нос»:

Носиком дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре-

Снова дышим: глубже, шире.

После слов «задержу дыхание» ученик делает вдох и задерживает дыхание. Учитель читает текст, ребенок выполняет только движения.

  1. Офтальмотренажеры; (Офтальмотренажеры- это различные ориентиры, по которым ученик «путешествует» глазами, они необходимы для снятия зрительного напряжения. Занимаясь на офтальмотренажёрах, ученик прослеживает глазами линии разной конфигурации: сплошные, закругленные, спиральные. В упражнениях «Забей гол в ворота» и «Попади мячом в корзину» необходимо следить за траекторией мяча по прямым, прерывистым линиям. Такие упражнения со схемами укрепляют глазные мышцы, развивают навыки пространственной ориентации, снимают утомляемость.)

C:UsersЕвгенийAppDataLocalMicrosoftWindowsINetCacheContent.Wordии.jpg

  1. Физкультминутки(Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением.

Например, «Затейник»:

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Здоровье детей — наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит цель воспитания здорового поколения. Главная задача образовательного процесса — не навреди!

Литература:

  1. Глазников, Л.А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л.А. Глазников, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, Ф.А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104-110.
  2. Ерохина, О.Б. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // О.Б. Ерохина, А.П. Логвина, Н.Н. Плахов, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 909-912.
  3. Матусевич, М.С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода / М.С. Матусевич, Н.Н. Плахов, Л.И. Сыромятникова, О.В. Шатровой, А.А. Канчурина // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 686-689.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная образовательная траектория, Ребенок, кончик языка, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, упражнение.

Похожие статьи

Проектирование индивидуальной образовательной траектории

Во всех странах и любой общественной группе есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими детьми должен получать…

Индивидуальный образовательный маршрут как средство…

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка.

Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная…

дистанционное обучение, индивидуальный образовательный маршрут, русский язык, особая возможность здоровья, предшествующее обучение, класс, литературное чтение, личностное развитие, образовательная среда…

Конструирование отдельных образовательных траекторий из…

При всём богатстве выбора, для работы с детьми, имеющими различные отклонения здоровья «от нормы», каждому учителю для каждого ученика требуется подобрать свой комплект ЭОР с тем, чтобы выстроить индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ)…

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного…

Это упражнения для неба, языка, губ, направленные на улучшение произношения звуков и развитие речи в целом.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проектирование индивидуальных образовательных

— Диагностика образовательных возможностей. — Построение матрицы ресурсных возможностей.

Индивидуальная образовательная траектория ученика (ИОТ) – это тот путь, по которому каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ…

индивидуализации образовательного процесса: «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория»

Данный этап осуществляет целеполагание, диагностирует риски и возможности образовательного пространства.

Проектирование и реализация индивидуальной

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей

Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании

дистанционное обучение, инклюзивное образование, ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, взаимодействие преподавателя, общее образование, интерактивное обучение.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории

Во всех странах и любой общественной группе есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими детьми должен получать…

Индивидуальный образовательный маршрут как средство…

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка.

Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная…

дистанционное обучение, индивидуальный образовательный маршрут, русский язык, особая возможность здоровья, предшествующее обучение, класс, литературное чтение, личностное развитие, образовательная среда…

Читайте также:  Нормы физического развития ребенка по возрасту

Конструирование отдельных образовательных траекторий из…

При всём богатстве выбора, для работы с детьми, имеющими различные отклонения здоровья «от нормы», каждому учителю для каждого ученика требуется подобрать свой комплект ЭОР с тем, чтобы выстроить индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ)…

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного…

Это упражнения для неба, языка, губ, направленные на улучшение произношения звуков и развитие речи в целом.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проектирование индивидуальных образовательных

— Диагностика образовательных возможностей. — Построение матрицы ресурсных возможностей.

Индивидуальная образовательная траектория ученика (ИОТ) – это тот путь, по которому каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ…

индивидуализации образовательного процесса: «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория»

Данный этап осуществляет целеполагание, диагностирует риски и возможности образовательного пространства.

Проектирование и реализация индивидуальной

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей

Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании

дистанционное обучение, инклюзивное образование, ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, взаимодействие преподавателя, общее образование, интерактивное обучение.

Похожие статьи

Проектирование индивидуальной образовательной траектории

Во всех странах и любой общественной группе есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими детьми должен получать…

Индивидуальный образовательный маршрут как средство…

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка.

Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная…

дистанционное обучение, индивидуальный образовательный маршрут, русский язык, особая возможность здоровья, предшествующее обучение, класс, литературное чтение, личностное развитие, образовательная среда…

Конструирование отдельных образовательных траекторий из…

При всём богатстве выбора, для работы с детьми, имеющими различные отклонения здоровья «от нормы», каждому учителю для каждого ученика требуется подобрать свой комплект ЭОР с тем, чтобы выстроить индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ)…

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного…

Это упражнения для неба, языка, губ, направленные на улучшение произношения звуков и развитие речи в целом.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проектирование индивидуальных образовательных

— Диагностика образовательных возможностей. — Построение матрицы ресурсных возможностей.

Индивидуальная образовательная траектория ученика (ИОТ) – это тот путь, по которому каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ…

индивидуализации образовательного процесса: «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория»

Данный этап осуществляет целеполагание, диагностирует риски и возможности образовательного пространства.

Проектирование и реализация индивидуальной

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей

Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании

дистанционное обучение, инклюзивное образование, ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, взаимодействие преподавателя, общее образование, интерактивное обучение.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории

Во всех странах и любой общественной группе есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими детьми должен получать…

Индивидуальный образовательный маршрут как средство…

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка.

Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная…

дистанционное обучение, индивидуальный образовательный маршрут, русский язык, особая возможность здоровья, предшествующее обучение, класс, литературное чтение, личностное развитие, образовательная среда…

Конструирование отдельных образовательных траекторий из…

При всём богатстве выбора, для работы с детьми, имеющими различные отклонения здоровья «от нормы», каждому учителю для каждого ученика требуется подобрать свой комплект ЭОР с тем, чтобы выстроить индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ)…

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного…

Это упражнения для неба, языка, губ, направленные на улучшение произношения звуков и развитие речи в целом.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Проектирование индивидуальных образовательных

— Диагностика образовательных возможностей. — Построение матрицы ресурсных возможностей.

Индивидуальная образовательная траектория ученика (ИОТ) – это тот путь, по которому каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе.

Индивидуальный образовательный маршрут как способ…

индивидуализации образовательного процесса: «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория»

Данный этап осуществляет целеполагание, диагностирует риски и возможности образовательного пространства.

Проектирование и реализация индивидуальной

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей

Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании

дистанционное обучение, инклюзивное образование, ребенок, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, взаимодействие преподавателя, общее образование, интерактивное обучение.

Источник