Взаимодействие с семьей как один из стимулов развития личности ребенка

Взаимодействие с семьей как один из стимулов развития личности ребенка thumbnail

Взаимодействие с семьёй

для полноценного развития личности ребёнка

Всё начинается с семьи. Все дети приходят в мир беспомощными и беззащитными. Их жизнь, здоровье и будущее до периода взросления целиком зависят от родителей. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами.

Образовательное учреждение не может заменить и полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Семья и образовательное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их адаптивное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в МКДОУ «Детский сад «Светлячок» решается несколькими способами:

Установка партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника. Работу в этом направлении мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Углубленно над этим работают педагоги-психологи Яковлева И.О., Гиренко З.С., они же совмещают функции социальных педагогов. Проведение анкетирования, личных бесед помогает нам правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги нашего детского сада с особым вниманием посещают семьи с низким социальным статусом и, исходя из полученных сведений, совместно со специалистами учреждения формируют пути сотрудничества с семьёй воспитанника, определяют пути развития ребёнка.

Важную роль в углублении семейного воспитания играет

  1. создание системы педагогического всеобуча родителей. Каждый родитель должен знать и понимать, что он может сделать для того, чтобы его ребёнок гармонично развивался, рос и становился личностью. Традиционно в нашем дошкольном учреждении родительские собрания делятся на две части. Первая часть – тематическая, посвященная той или иной проблеме, куда по необходимости приглашаются представители администрации учреждения, специалисты. Вторая часть – практическая, в ходе которой происходит анализ тематических ситуаций, тренинги, дискуссии, используются презентации, видеофильмы. Это помогает сделать собрание интересным, ярким, запоминающимся.

Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев мы предполагаем в дальнейшем, использовать сайт нашей организации. И размещаем на нём виртуальный всеобуч для родителей, это удобно и современно.

С 2016 года наше учреждение начало предоставлять услуги по дополнительному образованию детей. Это ещё одно из направлений работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников. Знаковым событием в минувшем учебном году стало проведение Дней открытых дверей для родителей, где можно было индивидуально встретиться с руководителями кружков, которые посещает их ребёнок, обсудить проблемы и разработать совместный план по их решению. На 2017-2018 учебный год мы планируем продолжить работу в данном направлении, и в будущем ввести Дни открытых дверей как одну из традиций детского сада.

  1. Организация консультаций для родителей воспитанников — одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества образовательного учреждения и семьи с целью полноценного развития личности ребёнка. В нашем детском саду реализуется программа «Жизнь без насилия». К сожалению, большая часть родителей, не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются за разовыми консультациями, и как правило, в экстренных случаях: так называемое «плохое поведение», конфликты с детьми. Свою задачу на этом этапе мы видим в оказании семье не только информационно-педагогической поддержки, но и эмоциональной. Многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, ведь у нас с вами, уважаемые коллеги, существует ещё одна функция в нашей деятельности — психотерапевтическая. Поэтому педагоги-психологи детского сада «Светлячок», организуют как коллективные, так и индивидуальные практики по оказанию педагогами психотерапевтической помощи семьям воспитанников.

4. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместная деятельность, которая всегда интересна и разнообразна. Традиционно в нашем детском саду проходят выставки работ совместного творчества детей и родителей. Это осенние выставки «Бусы на все вкусы», «Осенний букет», «Чудеса с грядки», новогодняя выставка «Фабрика Деда Мороза», активное участие семьи наших воспитанников принимают в районном фестивале дошкольного творчества «Маленькая страна». Но такая деятельность была бы невозможна без педагогов учреждения. Именно они направляют, координируют, помогают в процессе работы над той или иной поделкой, творческим номером.

  1. Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники и развлечения, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик. Традиционны и любимы в нашем детском саду такие праздники  как: 

«8 марта»,

«День защитника Отечества»,

«День семьи»,

«День защиты детей»,

«День матери»,

«День рождение Детского сада»,

«Масленица»

  1. Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей — группе, детскому саду. Изготовление атрибутов, сборка мебели, помощь в создании предметно — развивающей среды группы и участка. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями родителями и детьми.

  2. Воспитание бережного отношения к природе родного края — важная часть в нравственном становлении личности ребенка, Одна из традиций нашего детского сада семейные экологические акции,  где родители и дети принимают активное участие. Подобные мероприятия способствуют сплочению семей, прививают интерес к своему краю; дают возможность уделять друг другу больше внимания.

  3. Решая задачи полноценного физического развития и оздоровления дошкольников, а так же формирование социальнокоммуникативной компетентности дошкольников, педагоги нашего учреждения совместно с семьями воспитанников организуют совместные дни здоровья, экскурсии. Целью данных мероприятий является укрепление физического здоровья, привития привычки к здоровому образу жизни; развитие интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей.

  4. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Читайте также:  Значение совместного отдыха детей и родителей в развитии личности ребенка

Семья и образовательное учреждение — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это станет возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Взаимодействие родителей и педагога редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Подготовила воспитатель высшей категории Черкашина Е.В.

3

Источник

Взаимодействие ДОО с семьей в условиях введения ФГОС

Введение

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которые зависят от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при условии рассмотрении проблем семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие всеми участниками образовательных отношений (педагогов, родителей и дошкольников).

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольными организациями, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В настоящее время идет модернизация системы дошкольного образования и основным аспектом является  гуманизация    педагогического процесса. Целью данного процесса является   свободное развитие личности, взаимодействие с родителями.  

 Мы разделяем мнение  директора Института социологии образования РАО Владимира Собкина, о том,  что ФГОС может решить проблему доступа к качественному дошкольному образованию всех детей из разных социальных групп.   Одной из главных задач нового стандарта является повышение культуры педагогической грамотности семьи.

   Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.                                                                                  (ФГОС П.1.7).

 Влияние семейного воспитания на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Мы  понимаем, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В связи с этим актуальным является  один из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

  Анализ психолого-педагогической литературы    свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями.     В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.  

Наш детский сад является Муниципальной базовой методической  площадкой по взаимодействию с родителями по введению ФГОС  (приказ Начальника УО г. Юрга №962 от 11.12.2013г.).

    В отечественной педагогике работа с семьей определена как один из сложных видов профессиональной деятельности.     Это обусловлено рядом причин: проблемы современной семьи с социумом, использование традиционных методов в работе.

 Таким образом, данный анализ  послужил основой для создания Модели организации взаимодействия с семьей, учитывая вариативные формы дошкольного образования ДОУ   

 Цель работы—  взаимодействие с семьей для успешного развития и реализации личности ребенка в условиях ведения ФГОС

     Задачи:  

v  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника через работу Клуба выходного дня;

v  создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через совместную деятельность;

v  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях («Папина школа»).

v  систематизировать опыт семейного воспитания (Портфолио семейного успеха)  

Основная часть

 Работа   осуществлялась в  2 этапа:

1.      Поиск новых, инновационных форм  взаимодействия    с родителями

 При реализации данного этапа изучались новые формы взаимодействия с родителями, психолого-педагогическая литература современных педагогов, отбирали соответствующий материал для  родительских уголков, поместили информацию на сайте ДОУ и личном сайте, выпустили информационные листки в Газете ДОУ.

Для того, чтобы выяснить, как представляют себе родители взаимодействие с детским садом,  принимала участие в работе  Консультационного  пункта ДОУ для родителей , чьи  дети еще не посещают  дошкольные учреждения.

 Было проведено  анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи».  Среди разнообразных  форм  большинство   родителей заинтересовала  совместная деятельность. Провела диагностику- опрос «Какие мероприятия с участием родителей наиболее популярны для вас в детском саду?»

По результатам этой диагностики  с  учетом   запросов родителей, Программы ДОУ и календарного планирования .была  разработана Дополнительная общеразвивающая программа для детей и родителей     «Шаг навстречу»

  Были проведены совместные мероприятия, цель которых  

   взаимодействие   с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей   среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6). 

Читайте также:  Упражнения на развитие слуховой памяти ребенка

Интересно и содержательно прошли мастер-классы «Семейное древо», «Открытка-приглашение», »Скрапбукинг». Традиционными стали День Семьи, День Солнца, акции «Посади дерево». «Покормим птиц».Находят отклик у родителей и благотворительные акции.  Интересно прошел  День семейных коллекций  Активное участие приняли родители в конкурсах и выставках: «Солнышко лучистое», «70 елочек Кузбассу», «Огород на окне», «Чудеса на грядке», «Мы играем» и др.

На определенном этапе я пришла к выводу, что для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества.  И для более продуктивного взаимодействия с родителями , предложила   родителям принять участие в  работе    вариативных форм ДО- в  клубе «Выходного дня» , и Папиной школы . В рамках данных форм организовали и провели Выставку «Папа может все, что угодно», провели массовый спортивный праздник, мастеры-классы «Скрапбукинг», «Родословное древо».

Во время коллективной деятельности с родителями в непринужденной обстановке незаметно решались вопросы, проблемы по воспитанию детей, Все это в соответствии с планом, с привлечением специалистов, увлеченных мастеров.  Родители учились  понимать своего ребенка, отмечать его сильные и слабые стороны , получали  конкретные советы и рекомендации. 

На каждой встрече с родителями   выражаю благодарность тем, кто уделяет   внимание своим детям и помогает, участвует  в совместной работе. Имеются отзывы родителей в групповой Книге записей.

Родители   принимают  участие и в проектной деятельности. Например, при реализации проекта к 70- летию Победы «Дедушкина медаль»,   прошла  встреча с ветеранами в мини музее «Мгновения войны», готовили совместный семейный альбом «Они сражались за Родину».

 Общение с родителями проходит и на  сайте.

Заключение

 В заключение     важно  отметить,  что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.  

Они  показали следующую результативность  в нашей совместной работе  

Ø  Рост посещаемости родителями мероприятий, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.;

Ø  Повышение сформированности  представлений родителей о сфере педагогической деятельности;

Ø   Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

Ø  Повышение рейтинга нашего Учреждения;

Ø  Оформление опыта работы группы   по взаимодействию с родителями

   Наши планы

Ø  Продолжить работу по созданию и  оформлению  Портфолио семейного опыта;

Ø  Расширить работу  личного сайта  по  интерактивному общению с родителями;

Ø   Организовать совместную театральную и концертную деятельность;

Ø  Создать совместный фильм «Детский сад и семья – два берега одной реки» 

   Сейчас у меня- малыши . Первая встреча в этом году с родителями была посвящена введению ФГОС ДО, был предложен материал «Что должны знать родители о ФГОС?».

И впереди – новая работа, новые трудности. Но одно можно отметить, что есть  уже положительный опыт, определенные наработки,  И это может гарантировать успех и в работе с новым коллективом родителей.
 Сейчас у меня- малыши . И впереди – новая работа, новые трудности. Но одно можно отметить, что есть  уже положительный опыт, определенные наработки,  И это может гарантировать успех и в работе с новым коллективом родителей.
 

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы.  Необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Источник

Нина Столярова
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Большинство взрослых людей — родители. Роль родителя – особая и очень ответственная роль. Эта роль (которую в основном определяет семья и общество в целом) накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека – его ребенка.

С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность, и именно родители оказывают самое большое внимание на его развитие.

Однако опыт работы свидетельствует о том, что познавательное развитие в условиях семьи осуществляется недостаточно. Это усугубляется отсутствием у родителей умения общаться с собственными детьми, недостатком знаний о процессах познавательного развития ребенка. Поэтому полноценное познавательное развитие ребенка рассматривается нами как объединение усилий педагогов и родителей, их взаимодействие и сотрудничество, координация действий по единой программе, выполнение общих задач, взаимопомощь.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова » взаимодействие «объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

На начальном этапе установления доверительных отношений, я старалась узнать как можно больше о семьях наших воспитанников: традициях, укладе, увлечениях, получить информацию о ребенке.

Читайте также:  Методика развития задержки развития у ребенка

Знакомство с жизнью каждой семьи начиналось с анкеты, которую заполняют родители.

В анкету были включены следующие вопросы:

1. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?

2. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?

3. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?

4. Чем любит заниматься Ваш ребенок?

5. Какие игрушки привлекают Вашего ребенка? Любимая игрушка ребенка

6. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?

7. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?

8. Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?

Проанализировав данные анкеты, я узнала о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении дома, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Работа с родителями моих воспитанников ведется систематически и планово, используются коллективные и индивидуальные формы.

Для координированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Изучать семьи своих воспитанников.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

С этой целью я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с родителями:

1. Посещение семей воспитанников на дому. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Я заранее согласовываю с родителями удобное для них время посещения, а также определяю цель своего визита. Прийти к ребенку домой — это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогают понять психологический климат семьи.

2. Групповые родительские собрания. Родительские собрания поводятся 3 раза в год. На этих собраниях родителей знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Наши дети в детском саду» я провела в форме круглого стола. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности, за то, что привели ребенка в наш детский сад. Игра «Свеча Доверия», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

3. Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

4. Дни добрых дел. Родители оказывают помощь в создании предметно – развивающей среды.

5. Беседы с родителями. Беседа — это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. В моей практике она используется как самостоятельно,так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

6. Библиотека игр для родителей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.

7.Наглядную информацию:

— папки передвижки

— фотовыставки

— копилка Добрых дел.

Чтобы родительские уголки привлекали внимание, я использую в своей работе,рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Также в родительском уголке содержится информация о работе группы, режимных моментах, план работы с родителями, доска объявлений, меню. Для информаций имеется папка – передвижка «Здоровей-ка». Материал в уголке обновляем раз в две недели.Живой интерес у родителей вызвали фотовыставки: «Мы играем», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Прощай лето!». Активность родителей в создании фотовыставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Очень хорошо, когда под рукой видеокамера и фотоаппарат, ведь родителям очень интересно, чем занимается их ребенок в детском саду. Я стараюсь запечатлеть весь процесс нашей деятельности на снимках.

Хочу отметить, что родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Я, не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Источник