Развитие слухового внимания у ребенка с ффн

Тимошенко Екатерина
Развитие фонематического слуха у детей с ФФН

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ФФН

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Поскольку письменная речь формируется на основе устной, то дети страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени.

Путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и нарушений со стороны фонематического слуха достигается преодоление фонетико – фонематического недоразвития (нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем).

Необходимая предпосылка для овладения чтением, а в последствии и письмом, это практическое ознакомление со звуковой стороной слова, т. е. звуковой анализ слова (общепризнанное положение в современной методике обучения грамоте). А на овладение звуковым анализом влияет уровень развития фонематического слуха детей.

То есть если мы хотим, что бы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) легко и избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны основываться на на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на интонацию. Это период дофонемного развития речи. И только примерно к году ребенок начинает реагировать на предметное значение слова (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит очень активно, опережая артикуляционные возможности. Это служит основой совершенствования произношения (А. Н. Гвоздев).

Формирование правильного произношения зависит от уровня развития фонематического слуха. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и анализируются (Д. Б. Эльконин назвал действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием). Звуковой анализ в отличии от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения.

Фонематическое восприятие – первая ступень в движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая.Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ — в более позднем возрасте.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.

В фонетико-фонематическом недоразвитии выделяются несколько состояний

o Трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

o При сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

o Невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Также наблюдается: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Это достигается поэтапно.

В работе по формированию фонематическоговосприятия можно выделить следующие этапы:

1. Узнавание неречевых звуков;

2. Различение высоты, силы, тембра голоса;

3. Различение слов, близких по своему звуковому составу;

4. Дифференциация слогов;

5. Дифференциация фонем;

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

В логопедии разработаны и успешно применяются специальные упражнения для формирования фонематического слуха (для всех этапов). Важно отнестись к этим упражнениям серьезно. Занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

1. Чудо-звуки. Прослушать с ребенком на прогулке окружающие вас звуки – шум дождя, чириканье воробъев, шум листьев на деревьях и тд. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их еще можно услышать. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочат кузнечники, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары.В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.

2. Слушай, пробуй, как звучит. Исследовать звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменять громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

Читайте также:  Материал к для диагностики речевого развития ребенка

3. Угадай, что звучало. Проанализировать с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами.

4. Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Взять коробочку из своего набора, трясти ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.

5. Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя

6. Подбери картинку или игрушку. Взрослый стучит (шелестит, гремит, трубит, звенит, играет на пианино, а ребенок угадывает, что делал взрослый, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

7. Отрабатываем ритмические структуры. Взрослый задает ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит руки взрослого, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

— ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);

— ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;

— ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка.Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.

8. Громко-тихо. Попросить ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким.Вариант игры: придумать или вспомнить каких-то сказочных персонажей, необходимо договориться, кто из них как говорит, а потом разыгрывать небольшие диалоги, нужно узнавать героев по голосу. Можно меняться ролями.

(каждый слог – один удар, на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

9. “Поймай картинку”

Данное упражнение направлено на обогащение словаря и закрепление отдельных звуков. Для проведения этой игры необходимо нарисовать небольшие картинки и вырезать их по контуру. Еще для упражнения потребуется небольшой магнит, который необходимо привязать к толстой нитке, а нитку — к любой палочке или ручке, карандашу (чтобы получился инструмент, похожий на рыболовную удочку). Затем на вырезанные картинки цепляются скрепки, и все они кладутся в какую-либо емкость (ведро, тазик и т. п.). Дети берут устройство с магнитом и опускают его в емкость с картинками. Достав картинку, дети называют ее и определяют, есть ли в названии картинки тот или иной звук (если необходимый звук присутствует в названии, то ребенок определяет, где он находится — в начале, в середине или в конце слова).

10. “Роза — ромашка”

Упражнение направлено на узнавание детьми звуков, которые должны ими определяться на слух.Для каждого ребенка рисуется карточка с изображением: роза — на одной, ромашка — на другой (карточки можно использовать с любыми изображениями). Взрослый просит ребенка соблюдать тишину и быть внимательным. Затем взрослый называет слово. Если заданный звук присутствует в этом слове, то ребенок поднимают картинку с изображением розы, если нет, то картинку с ромашкой.

11.“Переверни слово”

Упражнение рассчитано на обучение ребенка слоговому анализу, а также оно способствует увеличению словаря. Дети выбирают водящего, который выходит за дверь. Тем временем дети загадывают слово в перевернутом виде,например: ров — вор, сом — нос, кот — ток и т. п. Затем приглашают войти водящего и называют ему слово-перевертыш, а он должен отгадать заданное ему слово.

12.“Найди звук”

С помощью этого упражнения дети учатся находить место расположения звука в предлагаемом слове. Для проведения этого упражнения необходимо приготовить цветные широкие листы и звездочки по количеству детей. Взрослый, который проводит эту игру, заранее должен объяснить ход проведения этого упражнения. Далее всем детям или одному ребенку, если это индивидуальное занятие, раздают по полоске бумаги (предварительно разделенной на три части) и звездочке. Затем взрослый произносит слово и просит детей поставить звездочку на ту часть бумаги, где стоит заданный звук (например: ра-ма, звездочка ставится на первый слог, так как заданный звук “р” стоит в первом слоге). Далее слова задаются с разным местом нахождения звука.

Читайте также:  Понятие диссоциации в психическом развитии ребенка

13. “Будь внимательным”

С помощью этого упражнения дети учатся различать разные звуки, пополняют свой словарный запас. Для этого нужно приготовить рисунки-картинки на какой-то один определенный звук Взрослый показывает разные картинки,например: если картинки на звук “ш”, то шапку, шубу, шифер и т. п. Ребенок произносит название предмета на картинке.После взрослый спрашивает ребенка: “Какой звук у нас повторяется в этих картинках?”Ребенок говорит: “ш”. “Правильно. А теперь повтори мне эти слова и придумай новые слова с этим звуком”. Ребенок повторяет уже услышанные слова и придумывает новые.

14.“Телеграф”

Упражнение направлено на помощь детям в определении слогов в словах. Взрослый предлагает слова вначале не сложные,например: ма-ма, ра-ма, ла-па и т. п. Каждый слог сопровождается хлопками, затем ребенок сам придумывает двухслоговые слова. Далее слова усложняются.

Источник

Светлана Насибуллина
Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР

Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет).

Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям усвоения письма, и чтения. Эта же проблема относится к детям с ОНР.

Поэтому очень важно, прежде чем заниматься постановкой звуков, развивать и тренировать фонематический слух. На подготовительном этапе требуется развить у ребенка достаточный уровень слухового внимания, памяти, восприятия, представлений. Летний период – лучшее время для развития фонематического слуха. Занимайтесь с ребенком, чтобы осенью в логогруппу он пришел подготовленным, тогда работа по постановке и автоматизации звуков будет идти намного быстрее и эффективнее.

Предлагаю вам играть с детьми в следующие игры по развитию фонематический процессов:

«Угадай что звучит»

Цель: развитие слухового восприятия, памяти, представлений.

Начинаем с неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов.Делайте это постоянно: во время готовки, уборки, купания ребенка. Это развивает слуховое внимание, формирует представления ребенка о звучании различных предметов.

В такую игру можно играть и с музыкальными инструментами (то,что может оказаться и у вас дома: бубны, погремушки, ложки, трещотки, колокольчики, свистки, гудки, звучащие/пищащие игрушки).

Также показывайте ребенку, как звучат предметы из различных материалов (стекло, пластик, дерево, металл).

«Жмурки»

Цель: развитие слухового внимания, различения направления звука.

Ребенок с закрытыми глазами пытается поймать участников игры. Участники звенят в колокольчик/хлопают в ладоши. Можно упростить задачу, и не позволять участникам передвигаться, а только стоять на месте и издавать звук.

«Постучим»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, воспроизведение ритма.

Попробуйте сыграть в это с ребенком с ФФН и вы поймете, как ему это сложно. У детей с ФФНР неразвит навык восприятия и воспроизведения, различения ритма. А ведь в словах, в речи тоже есть свой ритмический рисунок. Отсюда «проглатывание» окончаний, неправильное произношение слов, замены слогов.

Задание: простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук, попросить ребенка повторить. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем – повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.

«Правильный банан»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, представлений.

От неречевых звуков переходим к речевым.

Развиваем у ребенка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребенку какой-либо предмет/картинку и спрашиваем, правильно ли вы назвали слово. Слово нужно «исковеркать»и назвать неправильно: «Это баран? Это вабан? Это набан? Это ваван? Это банан!».

Читайте также:  Развитие ребенка первого месяца рождения

Можно произносить слово так, как характерно для ребенка. Обычно ребенок знает, что произносит слово неправильно и может различить верный вариант. Здесь главное знать, что малыш не обидится и не расстроится. Правильного варианта произношения от ребенка, у которого не поставлен звук, не требуем!

«Исправь меня»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку.Например:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

***

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

***

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама. осы.

Аналогично:

«Съедобное — несъедобное»

Даем ребенку ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы.Например:

Картошка. Ложка. Окрошка.

Апельсин. Блин. Мандарин.

Конфета. Котлета. Ракета.

«Саймон говорит»

Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.

Совершаем действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребенок должен за вами повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).

Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»

«Глухой телефон»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.

Помните эту старую игру еще из детства. Для детей с ФФНР она актуальна всегда. Прошепчите на ушко ребенку любое слово/словосочетание и попросите повторить. Такая форма игры заставляет ребенка максимально сосредотачивать слух. Начинать игру лучше вдвоем с ребенком и добиваться максимально точного повторения, а позже играть можно группой, чтобы повеселиться над необычными ответами. Кроме слов можно просить повторить ряды слогов, например СА-са-сы, ра-ру-ра и т. п. Внимание! Не давайте ребенку слоги и слова, со звуками, которые ребенок еще не произносит!

Игры из серии «запомни слова».Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.

«Попугайчики»

Предлагаем ребенку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово к цепочке. Цель игры: запомнить как можно больше слов подряд. Ошибся – игра окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и делать упор на слуховую память.

Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол, зонт, суп, нос, стул. И т. п.

Слова могут быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки).

Не забываем об игровом сюжете. Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте.

Еще лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется. Начинаем заново.

Также можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно будет найти ошибку.

«Пары слов»

Теперь даем пару слов.Например: «собака — кость», «машина-колесо», «стул-сиденье». Затем называем одно слово из пары, ребенок должен вспомнить второе. Усложняем задание, увеличивая количество пар слов. Так же можно давать пары имеющие смысловую связь (суп-тарелка, либо без нее (карандаш-небо).

Игра «Поймай ошибку»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.

Взрослый произносит ряды слогов «та-та-да», «ка-ка-га» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

И еще — Учите стихи! Возьмите в привычку заучивать с ребенком по одному стиху в неделю. Это так же могут быть считалки, песенки. Выбирайте веселые и смешные, так ребенку будет интересно их запомнить.

Только после такой подготовительной работы можно переходить к «продвинутым» заданиям и играм по формирования процессов фонематического анализа, синтеза на материале слов.

Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть можно во время поездки в машине, на прогулке, в очереди в поликлинике и т. п. Главное систематическое повторение, тогда обязательно появятся результаты. И не забывайте что это игры, а не учебные задания, ребенку должно быть интересно и весело. Покажите свою заинтересованность в процессе игры, и тогда вашему ребенку она никогда не надоест.

Источник