Понятие диссоциации в психическом развитии ребенка

Понятие диссоциации в психическом развитии ребенка thumbnail

Было ли у вас когда-нибудь ощущение, что ваши мысли и чувства не принадлежат вам? Испытывали ли вы настолько сильное потрясение, что представляли, будто это случилось не с вами, пытались абстрагироваться? Если да, то вам знаком феномен диссоциации. Что это простыми словами? Давайте разберемся.

диссоциация

Что такое диссоциация

Диссоциация – это распад чего-либо на составляющие. Образовано от латинского слова dissociatiodissociatio, что означает «разделение».

В психологии

В психологии термин был введен французским психологом П. Жане (конец XIX века). Ему удалось доказать, что отдельные мысли могут существовать вне сознания человека и осознаваться только под гипнозом.

Диссоциация в психологии – это первичный защитный механизм психики. Защищает от потрясений, травм, негативных эмоций. В состоянии диссоциации человеку кажется, что события произошли не с ним. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, абстрагируется.

Специфика феномена в том, что человек может отделить от себя как негативные, так и позитивные эмоции, если те вызывают состояние дистресса. Например, сильные любовные чувства мешают работать, думать, жить. Иногда человек старается абстрагироваться от них.

Диссоциация личности бывает двух типов:

  1. Положительная. Индивид абстрагируется от событий, чтобы трезво оценить ситуацию и защитить себя от разрушительных чувств.
  2. Отрицательная. Из-за чрезмерной чувствительности индивид воспринимает обычную ситуацию как опасную и отдаляется при помощи диссоциации. Это мешает адаптации, портит отношения с окружающими.

Люди, испытавшие диссоциацию, описывают это такими фразами:

  • «Словно происходит не со мной»;
  • «Ощущение, что эти чувства не мои»;
  • «Мои чувство словно живут отдельно от меня».

В тех случаях, когда норма граничит с патологией, человек видит себя со стороны, ощущает диссоциацию как выход из тела.

В психиатрии

В психиатрии под диссоциацией личности понимается бессознательное отделение мыслей и убеждений от осознания. Например, человек придерживается сразу двух противоречивых взглядов на одну и ту же проблему. Без коррекции состояние может спровоцировать развитие диссоциативного расстройства личности или реакцию бегства. Феномен диссоциации и синдром множественной личности развивается у людей, перенесших тяжелую психотравму. Риск развития отклонений возрастает, если речь идет о детской психотравме, например, насилии.

Диссоциация: примеры

Каждый раз, когда мы пытаемся забыть о каких-то чувствах и эмоциях, перестать это ощущать, мы используем диссоциацию. Мы стараемся не думать о том, что нас расстраивает, огорчает, пугает или причиняет боль.

Пример диссоциации:

  1. Человек, переживший нападение, рассказывает, что на тот момент не чувствовал боли. Или говорит, что видел себя словно со стороны.
  2. Клиент на сеансе у психолога рассказывает об изнасиловании так, словно это сюжет книги. На его лице нет никаких эмоций, пульс не учащается, давление не растет.

Один из известнейших примеров патологической диссоциации – Билли Миллиган, убийца и насильник с 24 личностями. Все они имеют разный пол, возраст и характер. В этом случае диссоциация стала основой для развития множественного расстройства личности. При помощи переключения между личностями подсознание Билли защищало его от самоубийства и старой психотравмы. Возможно, толчком к развитию механизма диссоциации, а потом и расстройства, послужило насилие, которому Билли подвергся в детстве.

Причины диссоциации (психология)

Механизм диссоциации развивается у тех людей, которые пережили психологическую травму или видели, как другие люди используют этот механизм. Примеры потрясений: ребенок стал жертвой или свидетелем жестокости, получил физическую или моральную травму. Пример наблюдения: ребенок видел, как родители со словами «Соберись тряпка, будь сильным» переживали потерю, трудности. Ужас, боль, страх – эти чувства заставляют человека абстрагироваться от происходящего.

Диссоциация: норма и патология

Принято выделять нормативную и патологическую диссоциацию. В первом случае речь идет о естественной защитной реакции на стресс, потрясение, неприятные переживания. Диссоциация в норме возникает в трудных ситуациях, где от человека требуется сохранять собранность, сдержанность, рациональность, но он не может сознательно взять себя в руки. Тогда включается бессознательный процесс – защитный механизм психики. В итоге человек получает преимущество над ситуацией, может трезво оценить ее и принять рациональное решение. В этом случае диссоциацию можно рассматривать как средство адаптации, а не как защитный механизм.

При патологической форме человек диссоциируется в любых эмоциональных ситуациях, а не только в трудных жизненных обстоятельствах. Таких людей называют толстокожими, равнодушными, холодными, черствыми, безэмоциональными. Они исключают любой негатив, отказываются решать конфликты, не готовы к продуктивному социальному взаимодействию. Такое поведение может привести к изоляции.

Диссоциация и ассоциация

Ассоциация и диссоциация – два противоположных процесса. При ассоциации человек вовлечен в какую-то ситуацию, при диссоциации – отстранен. Наши воспоминания бывают как ассоциированными, так и диссоциированными. Притом мы сами можем выбирать, какими они будут. Этот прием и используют психотерапевты. Чем больше вовлеченность во что-то (ассоциация), тем острее вы ощущаете какую-то ситуацию, конкретное эмоциональное состояние. Чем меньше вы вовлечены в какие-то воспоминания (диссоциация), тем проще вам объективно проанализировать ситуацию, извлечь из нее урок.

Диссоциация и ассоциация – это две формы восприятия внешней информации. При ассоциации мы активно участвуем в анализе ситуации, осознаем ее, осмысливаем, переживаем. Например, при просмотре фильмов многие люди полностью погружаются в картину, ощущают происходящее на себе. При диссоциации человек анализирует ситуацию со стороны, смотри на нее извне, а не изнутри.

В жизни мы регулярно выбираем один или другой тип восприятия. Если человек зацикливается на одном типе, то это тревожный сигнал. Это говорит о ригидности сознания.

Застревание в состоянии ассоциации приводит к виктимизации мышления. Человек все воспринимает близко к сердцу, играет роль жертвы. Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам. Он не может проявлять эмпатию.

Застревание в одном из состояний определяет человека в группу риска по химическим зависимостям. Алкоголь и наркотики помогают «переключаться». Индивид быстро распознает это и использует такой способ как «лечение».

Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам

Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам.

Диссоциация в психотерапии (техники)

Психотерапия начинается с принятия и осознания клиентом проблемы. Без этого невозможно исцеление. Клиент должен осознать, что за любые ситуации и изменения в его жизни несет ответственность только он. А для этого человеку нужно диссоциироваться, отделить проблему от своего Я. Пока наилучшим способом признан гипноз. Специалист помогает клиенту осознать то, что он давно отделяет от себя.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в кризисе 7 лет

Чтобы научиться переключаться с ассоциаций на диссоциации, нужно определить личные триггеры (внешние факторы, которые включают защитный механизм). Как только вы почувствуете приближение триггера, начинайте анализировать свое состояние и сознательно направлять его в нужное русло.

Рассмотрим несколько техник диссоциации в психологии подробнее. Они помогают отдалиться от травмирующих обстоятельств.

Вижу, слышу, анализирую

Для того чтобы отойти от ситуации и усмирить эмоции, можно использовать один из следующих форматов, но лучше сразу все три.

Взгляд со стороны:

  1. Мысленно остановитесь, выйдите из своего тела и посмотрите на себя, других людей и ситуацию со стороны. Избегайте оценочных суждений, констатируйте факты.
  2. Представьте изображение в черно-белом варианте.
  3. Уменьшите картинку и отдалите ее от себя, словно вы делаете это на дисплее смартфона.
  4. Переместите на задний план тех людей, которые вызывают у вас негативные эмоции.
  5. Представьте, что смотрите фильм. Прокрутите «видео» быстрее или медленнее.
  6. Представьте, как эта ситуация, события, участники будут выглядеть через 20–30–40 лет. Вы думаете, есть смысл переживать так, как вы это делали изначально?

Аудиальный формат:

  1. Представьте, что слушаете других людей и самого себя через телефон или динамик.
  2. Представьте, как громкость каждого голоса или только тех, что раздражают, уменьшается.
  3. Измените раздражающий голос, например, сделайте его писклявым. Поиграйте со скоростью воспроизведения голоса.

Аналитический формат:

  1. Представьте, что вы наблюдаете за происходящим со стороны. В этот раз не только изучайте факты, но и дайте свою оценку происходящему.
  2. «Передайте» свои эмоции тому, на кого вы смотрите.
  3. Проанализируйте ситуацию по плану: кто, что, почему и зачем.
  4. Представьте разные сценарии развития ситуации.
  5. Что вы должны сделать, чтобы обернуть ситуацию в свою пользу?

Мы не умеем одновременно переживать и думать, поэтому пока вы представляете что-либо и анализируете ситуацию, эмоции угасают. Практикуйте техники регулярно и с каждым разом переключаться будет все проще.

Рентген (НЛП)

Цель: достичь расслабленного и спокойного состояния, смирения, умиротворения, легкой грусти. Альтернативные названия техники: Memento mori (помни о смерти), Danse macabre (пляска смерти).

Что делать: представьте себя и тех людей, которые задействованы в травмирующем событии, в виде скелетов (как на рентгене). Специалисты по НЛП считаю, что этого будет достаточно, чтобы осознать, что все трудности, неудачи, мирская суета это мелочи. Сначала вы ощутите легкую грусть, потом прощение, смирение, умиротворение.

Визуально-кинестетическая диссоциация

При помощи этого метода можно проработать психотравму. Это сложная техника, которую лучше проводит под контролем психолога.

Что делать:

  1. Представьте, что вы отошли от ситуации и взглянули на нее со стороны. Вы видите себя в начальной точке развития травмирующих обстоятельств. При этом вы понимаете, что находитесь в настоящем моменте, а себя в той точке видите как на слайде.
  2. Теперь еще раз отделите свое сознание от тела и представьте, что вы наблюдаете за собой молодым (в начале травмы) и за собой в настоящем времени. Тройное отделение нужно для того, чтобы вы перестали ощущать и видеть себя как непосредственного участника событий.
  3. Проиграйте травму, сохраняйте кинестетическую отстраненность. Вы наблюдаете за собой в молодости, реакциями и чувствами того человека.
  4. Посмотрев и послушав со стороны, войдите сначала в тот образ себя, который мы получили в первом пункте (вы из того, кто наблюдал за всеми, входите в тело того, кто наблюдал за собой в начале травмы).
  5. В мыслях подойдите к себе в травмирующей ситуации. Скажите, что вы пришли из будущего и готовы помочь. Дайте молодому себе то, что ему нужно в этот момент.
  6. Как только вы поймете, что молодой вы успокоился, удовлетворил свои желания, получил нужную долю поддержки, войдите в этот образ, а потом перенесите его в образ нынешнего себя. Это поможет принять прошлое, изменить отношение к нему, обрести целостность.

В некоторых случаях один пункт приходится выполнять по 2–3 раза. Важно, чтобы человек сохранял состояние диссоциации. Чтобы избавиться от травмы, нужно сохранять позицию стороннего наблюдателя.

Источник

В системе негативных изменений психики, входящих в структуру шизофренического дефекта и создающих его своеобразие, одно из центральных мест занимает аутизм, суть которого, по определению Э. Блейлера [172], впервые использовавшего этот термин, заключается в отрыве больного от реальности и погружении в мир внутренних переживаний. На уровне психологического анализа аутизм рассматривается нами как. патология личности со стороны одного из ее наиболее значимых качеств — социальной направленности, что проявляется в первую очередь в нарушении общения. Направленность является центральным интегративным качеством личности, ее ядром и включает в себя целостную систему установок, ценностных ориентации, интересов, жизненных позиций по отношению к труду, другим людям, обществу в целом. Личностная направленность формируется на основе системы потребностей, которые существенно определяют постижение человеком действительности. В этой системе одно из главных мест занимает потребность в общении, порождающая специфическую активность человека в установлении контактов с другими людьми, в ориентации на других людей, формирующая социальную направленность личности. Нарушения общения и социальной направленности личности рассматриваются нами как существенные составляющие психологического синдрома шизофренического дефекта.

С первых дней рождения общение становится для человека основной формой его жизнедеятельности. Посредством общения, первоначально организуемого взрослыми, ребенок научается воспринимать и осваивать окружающую его действительность. Он учится правильно действовать в предметном и социальном мире в соответствии с выработанными в обществе формами и способами предметных операций, в соответствии с нормами и эталонами поведения, принятыми в данной конкретной социальной среде, к которой он принадлежит. Общение становится основным условием, без которого невозможно познание человеком действительности, формирование у него эмоционального отклика на эту действительность и адекватного поведения, основанного- на таком познании и эмоциональном отношении.

Решающее значение для развития ребенка имеет переход от индивидуальных форм взаимодействия со взрослыми и ближайшим социальным окружением к широким общественно-коллективным формам взаимоотношений. Освоение ребенком правил коллективного поведения вырабатывает у него сознание необходимости действовать сообразно этим правилам, оценивать собственное поведение с точки зрения принятых нормативов поведения. Ребенок включается в общественные отношения и взаимосвязи, порождающие определенные отношения к коллективу, труду, обществу и к самому себе. Возникшие из системы действительных взаимоотношений людей, собственные внутренние отношения личности превращаются в те или иные волевые качества, привязанности, вкусы, привычки, стиль внутренней жизни человека. Этот стиль связан с развитием рефлексивных свойств личности, ее самосознания, которое формируется из опыта взаимоотношений с другими людьми. Коммуникативные черты характера важны не только для развития мотивов и способов общения, но и для того, чтобы познать самого себя. Из опыта взаимоотношений с другими людьми создается объективная основа оценочных отношений ребенка к самому себе [5].

Читайте также:  Последствия задержки внутриутробного развития плода последствия для ребенка

При анализе психологической сущности аутизма исходным явилось предположение о ведущей роли в его детерминации снижения потребности в общении. Потребностно-мотивационные и — эмоциональные характеристики личности, в отличие, например, от характеристик познавательных процессов, представляют ту область, которая с трудом поддается экспериментальному изучению. Об этих личностных особенностях скорее можно составить представление из анализа жизненного пути человека и из непосредственных наблюдений за его поведением, что, в частности, составляет важную часть клинического метода исследования. В литературе имеются прекрасные образцы такого клинического описания аутистических личностей. X. Аспергер [168] особо подчеркивает недостаточность чувства душевности у аутистов. Содержанием этой психической характеристики являются установление отношений с другими людьми, способность принимать участие в других, сочувствовать им. Л. Каннер [197] отмечал своеобразную неспособность этих лиц к аффективным контактам. Г. Е. Сухарева [144] и Т. П. Симеон [131] более определенно связывали проявления аутизма со снижением потребности в общении.

В пользу предположения о ведущей роли потребностно-побудительного компонента в патологии общения у лиц шизофренического круга говорят также данные исследований дизонтогенеза младенческого возраста у детей с генетически обусловленным повышенным риском заболевания шизофренией. Среди отклонений развития, свойственных этим детям, отмечается целый ряд психофизиологических особенностей, свидетельствующих о нарушениях в сфере формирования потребностей. У детей отмечаются плохой сон, двигательная пассивность либо чрезмерная возбудимость, плохое развитие моторики. Выступает диссоциация развития в виде парадоксальности реакций: их отсутствие на грубый дискомфорт — мокрые пеленки, одиночество, громкий шум — и наличие чрезмерных реакций неудовольствия на прикосновение, ласку, купание, на тихие звуки и т. д. Комплекс дисфункций психофизического развития развертывается на фоне дефицитарности психической деятельности: у них наблюдаются нивелированность эмоционально-волевых реакций, слабость коммуникативных связей. Отмечаются особое гипомимическое выражение лица ребенка с отсутствием «ищущего» взгляда, задержки предречевого развития при нормальном слухе, отсутствие коммуникативного характера голосовых реакций, бедность и невыразительность звукопроизношения, рудиментарность «комплекса оживления» на появление близких [184; 37; 10].

Сходные отклонения психического развития в младенческом возрасте отмечали родители наблюдаемых нами детей (70 человек), находившихся в дневном полустационаре ИК. П ВНЦПЗ АМН СССР, у всех был диагностирован ранний детский аутизм шизофренического генеза [28].

Еще с младенческого возраста у исследованных нами детей отсутствовало инициативное поведение, выражающееся в стремлении привлечь к себе внимание близких улыбкой, голосом, движением, позднее — привлечь внимание взрослого к игрушкам, вступить с ним в деловой контакт. Все эти проявления активности обычно выступают как выражение определенной потребности и зарождающегося произвольного поведения, поскольку потребность порождает соответствующую активность, направленную на ее удовлетворение.

Отсутствие инициативы в общении прежде всего свидетельствует о дефиците соответствующей потребности. Среди фактов недостаточности эмоциональных реакций на появление матери и близких, слабой выраженности «комплекса оживления» и гуления обращают на себя внимание отдельные случаи симбиотической связи ребенка с матерью, когда потребность в присутствии матери приобретала характер гипертрофированной витальной потребности. Это сочеталось с отсутствием желания установить контакт с другими людьми. В последующем развитии детей-аутистов это проявляется в отношениях со сверстниками: они не стремятся вступить в контакт с другими детьми, организовать с ними игру, избегают их, предпочитают играть в одиночестве. В лучшем случае вступают в контакт и включаются в игру по инициативе других. По свидетельству родителей и нашим наблюдениям, дети-аутисты не склонны задавать вопросы, чтобы получить на них ответы: их вопросы стереотипны, и они, как правило, знают на них ответы. Они не склонны рассказывать, что происходит в полустационаре, где они провели целый день, отвечают лишь на отдельные вопросы родителей, не стремятся получить оценку своей деятельности или поведения. При этом большинство детей этой группы более отзывчивы на похвалу, чем на порицание. Можно предположить, что порицание всегда требует изменения поведения ребенка, а поощрение подкрепляет и одобряет предыдущие действия, не требуя от него проявления активности.

Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают пассивно-оборонительную позицию. Обращения за помощью к старшему, воспитателю чрезмерно редки. Еще более редки жалобы-заявления о нарушении правил внутреннего распорядка или игры другими детьми. Специально проведенные психологические исследования [36] показали, что жалобы дошкольников лишь в редких случаях следует рассматривать как проявление ябедничества. Мотивы таких заявлений большей частью продиктованы не желанием сделать товарищу неприятное, а стремлением как-то закрепить, уточнить только что усвоенное правило. Освоив его в какой-то мере, ребенок уже не может спокойно относиться к его нарушению. Ограниченность или отсутствие таких жалоб-заявлений у дошкольников может свидетельствовать о недостаточной потребности (и соответственно активности) в освоении правил поведения в широком смысле. Дефицит активности особенно проявляется у детей-аутистов в отношении правил взаимоотношений, освоение которых представляет гораздо более трудную задачу, чем бытовых правил, прежде всего потому, что оно требует умений встать на точку зрения другого.

Выполнение даже самых элементарных правил взаимоотношений требует большой волевой выдержки и, следовательно, внутренней активности ребенка для преодоления импульсивных реакций, порождаемых конфликтом. Признание права за другими является самым сложным для детей при освоении правил взаимоотношений. С особыми трудностями постижения и выполнения детьми-аутистами этих правил часто связаны непреодолимые препятствия, возникающие при попытке ввести их в детский коллектив.

Исследованные нами дети с ранним детским аутизмом различались по своим возможностям включения в деятельность, специально организованную взрослым. В зависимости от возможности такого включения они были отнесены к разным группам, различающимся по уровню общения.

Читайте также:  Прямохождение и его значение для развития ребенка

Одну из них составили дети, характеризующиеся достаточно высоким уровнем реактивного общения при дефиците общения инициативного. У них был диагностирован ранний детский аутизм конституционального и постпроцессуального генеза при благоприятном течении шизофрении. Для них была характерна особая форма психического развития — дизонтогенез искаженного типа [144; 166], который проявляется в ускоренном формировании одних сторон психики при отставании других ее сторон.

Учитывая определяющую роль общения в психическом развитии ребенка [80], мы полагаем, что патология общения, ее глубина могут во многом определить характер дизонтогенеза.

Рассмотрение общения как одного из ведущих факторов в психическом развитии ребенка позволяет предположить, что снижение его потребностного компонента и связанного с этим дефицита в первую очередь активного, инициативного общения значительно тормозит развитие психики в ряде важных его аспектов. Вместе с тем относительная сохранность реактивных форм общения, возможность ребенка включаться в специально организованные виды деятельности способствуют относительно благоприятному развитию прежде всего тех сторон психики, формирование которых существенно не опосредовано активным общением.

Характерными с этой точки зрения оказываются особенности речевого развития таких детей. Все они хорошо понимали обращенную к ним речь, выполняли все словесные инструкции. По данным экспериментально-психологического и логопедического исследований, их словарный запас был достаточным, не наблюдалось грубых нарушений грамматического строя речи. Вместе с тем у детей этой группы при хорошем словарном запасе отмечались бедность спонтанной речи, часто грубые нарушения звукопроизношения, которые с возрастом могли быть «справлены логопедом. Явно страдала выразительность речи: отсутствовали интонации, эмоциональная окраска, иногда ребенок говорил слишком тихо, как бы бормотал про себя, либо слишком быстро и непонятно, не сопровождая свою речь выразительной мимикой и не глядя на собеседника. Таким образом, у исследованных детей в первую очередь страдали формы активной речи: спонтанность, артикуляция, выразительность, они не старались донести свою речь до собеседника, сделать ее понятной, не стремились по собственной инициативе что-либо рассказать. Страдала в первую очередь коммуникативная функция речи, обращенная речь.

Усвоение языка (пассивная речь) развивалось нормально, а иногда с опережением. Мы полагаем, что такая диссоциация речевого развития с недостаточностью активных форм речевого воздействия при хорошем пассивном словаре существенно связана с дефицитом активного общения, обусловленного снижением его потребностно-мотивационного компонента.

Следует отметить, что существует и другая точка зрения на природу аутизма. В частности, в качестве причины аутизма полагается недостаточность развития средств общения. Так, например, В. Е. Каган [56] определяет аутизм как психопатологический синдром, проявляющийся в недостаточности общения. Синдром создается на основе нарушения первичных структур, к которым относятся «предпосылки общения», что формирует, по мнению автора, способность к адекватному восприятию и переработке информации, развитие выразительных средств общения, взаимопонимания и возможности адекватного планирования и гибкого варьирования поведения.

К предпосылкам общения в первую очередь следует отнести потребность в установлении эмоциональных контактов с другими людьми, которая на ранних этапах развития ребенка проявляется в комплексе оживления при появлении близких. Отсутствие этого комплекса свидетельствует о существовании дефицита соответствующей потребности. Это затрудняет развитие других сторон психики, необходимых для общения: социально-перцептивных способностей (восприятие мимики, жестов, поз других людей), развитие выразительных движений и т. д., т. е. средств общения.

Развитие средств общения вторично по отношению к потребностно-мотивационным характеристикам. В дальнейшем, действительно, недостаточность средств общения не может не оказывать обратного влияния на формирование мотивации общения, снижая ее, что в свою очередь тормозит развитие средств общения, т. е. они взаимообусловливают друг друга. В данном случае речь идет об исходной детерминации патологии общения, в которой ведущая роль, как мы полагаем, принадлежит снижению потребности в общении. Так, например, факты нарушения эмоционального общения ребенка со взрослым в доречевом периоде онтогенеза не позволяют рассматривать речевую патологию (как средство общения) в качестве первичной причины дефицита общения.

Признание в качестве ведущих в синдроме раннего детского аутизма нарушений средств общения часто связано с синдромальным, вненозологическим подходом к его изучению [228]. Однако для многих отечественных психиатров характерен нозологический подход к проблемам раннего детского аутизма [145; 28]. Как отмечает М. Ш. Вроно, аутизм — понятие неоднозначное, он может быть обусловлен различными заболеваниями: шизофренией, органическими поражениями ЦНС, патологической конституцией (психопатией) и другими врожденными аномалиями и т. д. «По нашим наблюдениям,— пишет автор,— чаще всего он связан все же с шизофренией или, по крайней мере, с наследственным предрасположением к шизофрении» [27. С. 8].

Подчеркивая ведущую роль дефицита потребности в общении в картине аутизма, мы имеем в виду лишь определенный его вариант, обусловленный шизофренической патологией. Такой недостаточностью определяются, на наш взгляд, специфичность именно этого вида аутизма и отличие от других его разновидностей, например от аутизма органического генеза, определяемого прежде всего нарушением средств общения. Ведь если бы нарушение речевого общения было обусловлено слабым развитием языковых способностей, способностей к речевым обобщениям, это в первую очередь сказалось бы на усвоении языка, его грамматических форм, словарном запасе. У наблюдаемых нами детей все эти стороны речи развивались нормально, а у некоторых из них — даже с опережением. Страдали лишь активная речь и ее выразительные средства.

Обнаружение черт диссоциации психического развития имело принципиальное значение в определении специфического для шизофренической патологии своеобразного «искаженного типа дизонтогенеза» [144; 131; 166]. В настоящее время все исследователи, имеющие дело с шизофренической патологией, постоянно подчеркивают эту ее особенность. Вместе с тем, как это было уже указано выше, имеется большое многообразие точек зрения на природу и сущность нарушений психики при шизофрении. Противоречивость этих воззрений во многом можно объяснить недостаточным вниманием к изучению генеза этой патологии. Как ни парадоксально, среди достаточно многочисленных экспериментально-психологических исследований, направленных на анализ дизонтогенеза при шизофрении, нет ни одного систематического исследования, проведенного в возрастном аспекте, не делалось попыток проследить становление этой патологии на разных возрастных этапах. Необходимостью такого изучения и было продиктовано исследование особенностей познавательной деятельности у детей, больных шизофренией, проведенное в онтогенетическом плане.

Источник