Развитие слепого ребенка до года
7 декабря 2009, 23:01
Продолжение
В прошлом номере мы рассказывали о методах диагностики нарушений зрения у маленьких детей. Но вот обследование позади, и, увы подтвердились самые худшие подозрения: малыш не видит или видит очень и очень плохо. Услышав роковой диагноз, родители испытывают настоящий шок: боятся лишний раз подойти к крохе, потревожить его покой. Как общаться с ребенком, который тебя не видит? Как учить. воспитывать его? Оказывается, учить слепых детей на первом году жизни не только можно, но и обязательно нужно.
Как это делать, мы попросили рассказать сотрудника Института Коррекционной педагогики Марину Эдуардовну Бернадскую:
– Когда родители узнают о том, что ребенок имеет какое-то серьезное нарушение зрения они пытаются спасти зрение и много времени уходит на решение медицинских вопросов: поиск, врачей, операции т.д. На это уходит очень много времени и сил, и в итоге лишь к концу первого года, а то и на втором у родителей, наконец появляется возможность и силы заняться развитием малыша. очень много времени тратится зря, и наверстать упущенное бывает непросто.
– Когда можно начинать заниматься со слабовидящим или слепым ребенком,?
– Все дети рождаются с незрелой зрительной системой, и лишь к трем месяцам острота зрения у здорового малыша становится достаточно высокой. И до трех месяцев незрячий ребенок поведенчески ничем не отличается от зрячего. И именно в этот период, в первые недели и месяцы жизни занятия принесут наибольший эффект.
—Чем нужно начинать заниматься в первую очередь?
– Главное –развивать остатки зрения, если они сохранились.
– Зачем, если ребенок все равно не будет видеть?
– Даже если у ребенка сохранилось только светоощущение, это может впоследствии очень помочь ему для ориентировки в пространстве: он сможет увидеть проем окна на фоне стены, препятствие на фоне солнечного света. При этом важно не только сохранить остатки зрения, но и научить малыша ими пользоваться. Очень часто дети с одинаковым уровнем интеллекта и примерно одинаковой остротой зрения очень сильно отличаются друг от друга, потому что одного научили пользоваться остатками зрения, а другого – нет.
– Как же это сделать?
– Нужно вызвать интерес ребенка к зрительным ощущениям, добиться того, чтобы световой символ стал для него значимым. Поэтому важно, чтобы такие игры сопровождались положительными эмоциями, тактильным контактом. Например, мама светит малышу в глаза фонариком и одновременно гладит его, щекочет, говорит что-то ласковое. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте: светящиеся трубочки, мигающие елочные гирлянды. После полугода, когда малыш уже умеет сидеть, можно научить его включать и выключать лампу при помощи шнурка. Если у малыша есть остатки предметного зрения, ему обязательно нужны зрительные стимулы. Такой стимул должен быть достаточно ярким и легко различимым: крупные игрушки насыщенного цвета или нескольких контрастных цветов. Сначала их размещают в центре (например, подвешивают над кроваткой малыша), потом, когда ребенок начинает на них реагировать, их постепенно смещают вправо или влево, расширяя поле зрения. Кроме игрушек можно использовать крупные картинки, на которых сочетаются черно-белые графические элементы: линии, волны, шахматные поля. Постепенно размер элементов изменяется, увеличивается количество цветов.
– А движения? Слепые дети осваивают их самостоятельно или им нужна помощь?
– У здорового ребенка развитие общих движений напрямую связано с двигательными стимулами: ему хочется дотянуться, добраться до интересного предмета, получше рассмотреть его. Так дети начинают и держать голову, и захватывать предметы, и ползать. Для слепого малыша зрительных стимулов не существует. Кроме того, при изменении положения тела в пространстве слепые дети испытывают сильный страх, поэтому двигаются неохотно. Но если начать занятия до трех месяцев, страха не возникает. Чтобы малыш привык не пугаться к перемещениям в пространстве, нужно самых первых дней жизни поднимать его, переворачивать, раскачивать из стороны в сторону. Лучше всего, если мама будет выполнять все движения вместе с малышом, положив его к себе на грудь: чувствуя мамин запах, ее прикосновения, слыша ее дыхания, кроха будет чувствовать себя в безопасности. Очень важно, чтобы ребенок лежал на животе (хотя слепые дети очень этого не любят): только так малыш будет учиться держать голову, развивать мускулатуру шеи и спины. Но у слепого ребенка нет мотивации поднять голову: ведь он ничего при этом не увидит. Поэтому нужно, чтобы мама поощряла его, гладила, звенела перед ним разными игрушками. В двигательном развитии зрячего ребенка происходит колоссальный скачок, когда он обнаруживает, что у него есть ручки и ножки, которые случайно попадают в поле его зрения (это случается примерно около трех месяцев). Чтобы такое же открытие смог сделать слепой ребенок, нужно, чтобы его ручки, а затем и ножки зазвучали. Для этого на них надевают звенящие браслеты. очень удобно делать их из мягких резинок для волос, на которые можно нашить шуршащие шарики, бубенчики и т.д. При каждом движении они издают звук, и постепенно малыш обнаружит, что звук связан с его движениями. Чтобы малыш учился захватывать предметы, их нужно вкладывать ему в ручку, причем уже с самых первых дней жизни. Лучше, конечно, чтобы это были звучащие игрушки с интересной разнообразной текстурой. Очень важно научить ребенка не только брать предмет, но и вы пускать его, это тяжело
– Почему?
– Слепой ребенок не видит, куда исчезает предмет, который он выпускает из рук. Игрушка исчезает в никуда и навсегда. Поэтому, ухватившись за интересный предмет, он расстается с ним с крайней неохотой. А отвлечь слепого малыша, переключить его внимание на какое-то новое впечатление очень трудно.
– Сейчас рекомендуют как можно раньше, буквально с первых недель жизни, выпускать детей на пол. Полезно ли это для слепых детей?
– Пока ребенок не достиг той стадии, на которой он способен ползать, лучше его на пол не выпускать. Если для зрячего ребенка на полу гораздо больше зрительных стимулов, и это способствует его интеллектуальному и двигательному развитию, то у слепого ребенка резкие изменение обстановки и расширение пространства может иметь отрицательные последствия: он может испугаться. Поэтому лучше раздвигать границы пространства постепенно. Сначала какую-то часть время ребенок проводит в кроватке. Какую-то – с мамой на диване. Но лучше, чтобы часть дивана, на которой играет ребенок, была огорожена, подушками, крупными мягкими игрушками, чтобы он был защищен. Когда ребенок начал ползать, то мы рекомендуем обязательно перемещать малыша на пол и отгораживать для него часть комнаты, причем поначалу не очень большую, чтобы он не испугался. Пространство, предназначенное для малыша, нужно наполнить интересными предметами. Очень полезно создавать небольшие препятствия: положить на пол подушки, валики, сделать тоннели. Сначала мама должна играть в этом уголке вместе с малышом, приучать его переползать через свой живот, подползать под коленом и т.д. Так ребенок поймет, что это безопасно, интересно и весело.
– Какие еще занятия можно порекомендовать для двигательного развития слепого ребенка?
– Очень полезно плавание. Причем лучше всего, чтобы это было совместное с мамой плавание в ванной. Занятия плаванием хорошо развивают мышечный аппарат помогают малышу познавать свое тело.
– Как научить слепого ребенка получать информацию о внешнем мире?
– Для общего психического развития слепого ребенка очень важен слух. Ведь если ребенок не видит предмет, он для него как бы не существует. Поэтому мы учим слепого ребенка воспринимать наличие предмета по звуку, отыскивать его и захватывать поисковым движением. Сначала малышу обязательно дают игрушку в руки. А затем, когда он с ней познакомится, привыкнет к ее звучанию, мама издает уже привычный звук поблизости от малыша, так, чтобы он мог дотянуться до предмета. Но у слепого ребенка нет стимула поворачиваться на звук: качество звука от этого не меняется, а увидеть предмет он не может. Поэтому при обучении необходимо давать тактильную опору: позвенели справа – коснулись правой щечки или правой ручки. Важно, чтобы у ребенка были игрушки с различным звучанием: погремушки, бубенчики, шарманки.
– Наверное, для развития слуха слепому ребенку полезно слушать музыку?
– Да, но не бесконечно. Конечно же, ребенку полезно слушать и музыку, и сказки, но это не должно быть единственным источником звука. Ребенок должен учиться прислушиваться к обычным бытовым шумам и реагировать на них: звонок телефона, шаги мамы, свисток чайника. Это поможет ему ориентироваться в мире.
– А тактильные ощущения, как развивать их?
– Важно, чтобы тактильные ощущения были разнообразные, чтобы игрушки были сделаны из разного материала, чтобы они имели интересную текстуру: деревянные. пластмассовые, с резьбой, из ткани с разной фактурой. Очень полезны мягкие бархатистые игрушки, наполненные шариками. А вот мягкие лохматые игрушки не вызывают у слепых детей интереса и могут даже испугать их.
– Легко ли маме наладить контакт с малышом, если он не видит?
– Это серьезная проблема. Дело в том, что слепые дети совсем по-другому реагируют на взаимодействие, и поначалу это очень смущает их близких. Если зрячий ребенок, когда к нему наклоняются и говорят ему какие-то ласковые слова, в два месяца расплывается в улыбке а в три – еще и радостно машет ручками и ножками, гулит, то у слепого ребенка совершенно противоположная реакция: он замирает, когда к нему обращаются, он замирает. Слепые дети вообще несколько позже начинают улыбаться. И нередко мама неправильно интерпретирует реакцию своего малыша: ей кажется, что он испугался или не хочет с ней общаться. А для нормального развития слепому ребенку общение необходимо даже больше, чем зрячему. Ведь мама для него – единственный источник иноформации об окружающем мире.
– Как добиться того, чтобы ребенок нормально адаптировался в обществе?
– Здесь – самая тяжелая проблема. У нас есть сеть детских садов для слабовидящих детей: для тех, у кого есть снижение зрения, но оно не катастрофическое. Слепых детей туда берут очень неохотно или не берут вообще. Поэтому до школы такой ребенок находится, в основном, с мамой.
– Стоит ли искать для общения родителей, у которых тоже есть слепой ребенок?
– Лучше, если у малыша будет опыт общения со зрячим ребенком более старшего возраста, который уже может себя контролировать, который станет его опекать. То есть, его нужно учить общаться.
– Ребенку полезно бывать в компании или он может общаться только один на один?
– Даже контакт один на один возможен только если мама помогает малышу играть, направляет его. Да и второму ребенку тоже нужно постоянно помогать. И с одного раза тут ничего не произойдет, такие встречи, чтобы от них была польза, нужны постоянно.
– Что еще может быть полезно для развития слепого ребенка?
– Очень хорошо, если в доме есть домашние животные. И не только в плане эмоционального развития. Ведь для слепого малыша предметы возникают из ниоткуда и исчезают в никуда. А когда в доме животное, он слышит, как то приближаются или удаляются его шаги, как мяукает в соседней комнате кошка, лакает воду из миски собака… То есть, у него формируется представление о том. что, если предмет исчез из его непосредственного окружения, он не перестал существовать.
– И все-таки, можно ли добиться нормального физического и интеллектуального развития?
– Безусловно, если нет других нарушений, все зависит только от упорства и целеустремленности родителей.
Источник
Выдержки из ещё одной статьи о НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ (блайндизме).
Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих зрительную патологию от рождения до школы (2012 г.)
Еще одной характерной особенностью детей с глубокими нарушениями зрения, особенно тотально слепых детей, являются стереотипные повторяющиеся движения. Природа их возникновения до конца не изучена. Большинство ученых сходится к тому, что это своего рода попытка организма восстановить двигательный баланс. Ребенок, в силу объективных обстоятельств, менее подвижен, чем его нормально видящие сверстники. Он не бегает и не прыгает, как они, общее моторное развитие запаздывает. Однако движения — это естественная потребность детей. Поэтому организм компенсирует недостаток двигательной активности тем, что доступно незрячему ребенку и не требует от него особых усилий.
К самым распространенным навязчивым движениям относятся: раскачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону, надавливание подушечками пальцев на глазные яблоки, потряхивание кистями рук, круговые движения головой, повороты вокруг своей оси, подпрыгивания на месте и другие. Чаще всего родители не придают этому особого значения, считая, что таким образом ребенок развлекает сам себя, или приписывают это к особенностям развития незрячих детей в целом… Если оказаться в таком месте, где одновременно собирается большое количество незрячих людей, можно наблюдать, как некоторые из них, будучи довольно успешными в профессиональной сфере, имеющие свои собственные семьи, так и продолжают раскачиваться, как на качелях, особенно, если считают, что их никто не видит.
От привычек, появившихся в детстве, избавляться сложнее всего, потому что они уже не осознаются. Человек не считает их чем-то из ряда вон выходящим, он всю жизнь так делал и не может понять, почему в какой-то момент должен перестать. Если в обществе он старается себя сдерживать, то, оставшись один, непременно и с удовольствием предается любимому занятию.
Хочется особо подчеркнуть: дорогие родители, как только вы заметили у своего ребенка нетипичные движения, немедленно приступайте к тому, чтобы его от них избавить. В случае с совсем маленькими детьми эффективнее всего механическое изменение позы ребенка. Возьмите его на руки, переверните на живот, предложите другую игрушку. Не нужно затягивать процесс и считать, что вы сможете отучить его качаться или давить на глаза, когда он станет старше. Чем раньше вы заметили и начали с этим работать, тем лучше для ребенка.
С детьми постарше механическая перемена позы уже не сработает, потому что они более мобильны и для них это не является сигналом к прерыванию. Говорить все время «не качайся», «не крутись», «не дави на глаза» малоэффективно. Единственный способ, который является во многих случаях весьма действенным, — отвлечение ребенка, переход к другому типу деятельности… Когда человек, сознательно или несознательно, отказывается от какой-то привычки, необходимо заменить ее чем- то, что принесет ему удовлетворение…
Не стоит стыдить ребенка и говорить, что это некрасиво. Такой довод для него ничего не значит уже потому, что он не видит и понятие красоты для него весьма схематично. Конечно, поговорить нужно, но лишь когда ребенок достигнет того возраста, когда начнет понимать, что именно вы от него хотите. Контролировать себя он еще не сможет, но будет знать, что вы стараетесь отучить его от привычки, которая делает его менее привлекательным для окружающих…
Может быть, все это звучит довольно жестко, но очень важно, чтобы вы поняли свою основную задачу: всеми силами препятствовать возникновению и укоренению навязчивых движений у вашего ребенка, бороться с ними, если они уже появились, просить делать то же самое воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Слепота не повод для формирования подобных привычек, она лишь является причиной малоподвижности ребенка, которая, в свою очередь, способствует возникновению дополнительных движений, не являю
Источник
Психическое развитие слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего своеобразно как по темпам, так и по качественной характеристике.
Стадии развития системы компенсации слепоты непосредственно связаны с возрастом детей и уровнем их психического развития. По мере роста ребенка стадии компенсации слепоты все более связываются с общим психическим и социальным развитием, а не только с физическим, как это имеет место в первые недели жизни.
Период от рождения слепого ребенка до появления у него возможности выделять отдельные раздражения, вызванные окружающей средой, свойственные тому или иному виду восприятия, является подготовительным в развитии системы компенсации слепоты. В психологическом плане это связано с формированием умения слепого ребенка выделять единичные слуховые, тактильные, вкусовые и другие раздражения из совокупности действующих на него впечатлений и реагировать в соответствии с ними.
Овладение этим умением предопределяет переход к новой стадии развития компенсации слепоты и означает, что ребенок прошел большой путь психического развития в познании окружающего мира.
Роль направленного воспитания в этом возрасте огромна и заключается в том, чтобы создать наиболее полный комплекс разнообразных раздражителей, как дистантных, так и контактных, позволяющих слепому младенцу ориентироваться во внешнем мире. Увеличение всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние и приуроченных к определенным видам деятельности (сну, кормлению, купанию, прогулке и т.д.) является необходимым условием для формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для формирования компенсации слепоты.
Развитие зрячего ребенка при сформировавшемся зрительном восприятии происходит под влиянием зрения. В рамках сложившегося зрительного поля начинают развиваться предметность и сигнальность слухового восприятия, понимаются значения слов. Зрение позволяет ребенку знакомиться с предметным миром не только через реальные предметы, но и через их изображения.
При формировании координации движений зрение позволяет точно, целенаправленно и экономно осуществлять предметные действия на основе зрительного подражания, а также способствует развитию тонких манипуляций.
При обучении ходьбе зрительная ориентировка помогает развить восприятие пространства. Для зрячего ребенка зрительное восприятие становится основным компонентом в формировании предметной деятельности.
Отсутствие зрительного восприятия у ребенка вносит в его развитие особенности, которые не компенсируются без специальных занятий с раннего возраста. В период примерно от 6 месяцев до 3 лет слепой ребенок серьезно отстает в психическом развитии. Это выражается в меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в значительном формализме речи, ограниченном понимании слов, в менее развитых и скоординированных движениях и слабой ориентировке в пространстве. В психическом развитии ребенка необходимо обратить особое внимание на интенсивное развитие речевого общения, овладение функциональными действиями с предметами, самостоятельной ходьбой в знакомом пространстве и на элементарное самообслуживание.
Трудности развития компенсации слепоты в этот период связаны с тем, что способы, которыми возможно компенсировать недостатки развития, возникающие в результате слепоты, не могут быть использованы ребенком предшкольного возраста, т.к. его компенсаторные возможности на этой стадии развития очень ограничены.
В компенсации слепоты и преодолении вторичных отношений, вызванных слепотой, на каждом возрастном этапе необходимо опираться на развитие таких психических образований, которые в данный отрезок времени меньше страдают от слепоты и находятся в сенситивном периоде своего развития. Осуществление компенсации происходит в ведущей для каждого возраста деятельности, что требует достаточно высокого уровня ее сформированности. В этом возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, в процессе которой развиваются основные движения тела и рук, речевое и неречевое общение, создается система дифференцированных восприятий, накапливается чувственный опыт.
Развитие моторики
После 6 месяцев жизни слепые дети начинают значительно отставать от зрячих сверстников в развитии движений, хотя развитие моторики в период от 1 года до 2 лет у слепых детей наиболее результативно.
Слепые дети овладевают ходьбой в возрасте от 1 до 2 лет, причем первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие, — к концу первого года жизни. Если у ребенка нет других дефектов, кроме слепоты, он должен начать самостоятельно ходить в знакомом помещении в возрасте от 1 до 2 лет.
Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязнь неизвестного пространства. Первые ушибы и падения тормозят его стремление ходить самостоятельно (поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должно стать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это достигается обеспечением безопасных условий для передвижения, а также помощью взрослого, к которому ребенок испытывает доверие).
Чувствуя неуверенность при самостоятельном движении, такие дети больше сидят, становятся малоподвижными и, когда у них появляется желание получить какой-либо предмет, не пытаются сами его взять, подползая или подходя к нему, а используют для этого взрослого, заставляя звуками, словом, всем поведением приблизить предмет к себе. Как правило, родители, вместо того чтобы поднести или подвести слепого ребенка к предмету, подносят предмет кребенку. В связи с этим развитие движений слепого задерживается. Если ребенок не ползает, то он с трудом учится держать равновесие во время ходьбы при столкновении с предметами.
Однако с 8—9 месяцев развитие моторики становится более осознанным. Постепенно трудности преодолеваются и слепой ребенок начинает ходить, но его необходимо учить не только ходить, но и падать, перераспределяя тяжесть тела движениями спины, таза и т.д.
Еще одна особенность в развитии движения слепого ребенка — это отсутствие свободы движений рук при ходьбе. Она связана с общей напряженностью при ходьбе, возникающей в результате неуверенности. Для снятия напряженности, нужно создать стабильные условия жизни ребенка, разложить и расставить в определенном порядке предметы и игрушки, помочь ему приобрести реальные практические знания об окружающем пространстве. Огромное значение в преодолении неуверенности имеют первые шаги ребенка со взрослым, держащим его за руку. Однако следует менять руку ребенка, а самое главное — разрешать ему самостоятельно передвигаться в пространстве. Это снижает напряженность в движении.
Вставание. Около 7 месяцев ребенок начинает вставать на ножки. Детей с нарушением зрения необходимо стимулировать к тому, чтобы они начали самостоятельно вставать.
Если разложить игрушки по всей длине дивана, то малыша можно поставить на пол, чтобы взрослый мог придерживать его.
Детей с глубоким нарушением зрения необходимо учить вставать на ножки. Вначале необходимо показать, как найти опору ручками, затем — как, опираясь руками о край стула (стола), вставать. Если малыш научился вставать на колени, то родители должны помочь ему приподняться на коленях. После нескольких тренировок ребенок быстро научится вставать самостоятельно. Необходимо также научить малыша опускаться, садиться. Для этого нужно подсказать ему, как сгибать ноги в коленях и медленно опускаться сначала на одно колено, а затем на другое.
Ползание. Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, координация движений развита лучше, чем у детей, миновавших эту стадию.
Когда малыш лежит на животе на гладком полу и мать поднимает его стопы, слегка подталкивая, то он, напрягаясь, вынужден автоматически двигаться вперед на руках и коленях и скользить по полу. Затем можно показать ребенку, как упираться ногами поочередно и ползти на звук голоса матери. Можно касаться рук ребенка его любимой игрушкой, а потом отводить ее на несколько сантиметров, подбадривая малыша в его стремлении схватить игрушку, говоря: «иди к маме», «иди к папе».
Показывая ребенку, как карабкаться вверх по лестнице и спускаться с нее, родители учат ребенка владеть своим телом.
Ходьба. Прежде чем зрячий ребенок начнет ходить, он должен быть к этому физически подготовлен. Это остается действенным и для слепых детей. Но в данном случае ситуация значительно сложнее, так как ребенок должен научиться многим вещам, которым не учат зрячего. Слепого ребенка необходимо как можно раньше учить вставать, чтобы к моменту, когда он физически будет готов ходить, ребенок уже умел бы хорошо балансировать. До тех пор, пока малыш не будет свободно стоять без поддержки, — он не готов к самостоятельной ходьбе.
Ребенка надо также учить попеременно двигать ногами, например, ставить ножки ребенка на стопы взрослого, и он двигается по комнате, или один из родителей переставляет ножки ребенка, в то время как другой держит его за ручки. Слепой ребенок обычно идет на голос родителей. Это значит, что они должны находиться перед ребенком, когда учат его ходить.
Ориентировка. С первыми шагами ребенка окружающий его мир начинает значительно расширяться. Родители должны помочь ребенку ориентироваться в пространстве: мебель и все предметы в доме должны находиться на определенных местах, на пути малыша не должно быть острых углов.
Когда ребенок начнет ходить, не спешите к нему каждый раз, как только он покачнется или упадет. Малыш должен сам научиться преодолевать первые трудности. Конечно, если он сильно ушибся, испугался или не может самостоятельно выйти из затруднительного положения, следует ему помочь. Необходимо хвалить ребенка за успешно выполненное самостоятельное действие.
Когда ребенок научится ходить за руку со взрослыми, можно отойти на несколько шагов и позвать его, чтобы он пошел на звук голоса. Постепенно упражнение усложняют: малыша зовут, стоя сбоку от него, сзади. Малышу следует называть предметы, встречающиеся ему на пути. Определенное расположение мебели помогает ребенку освоить пространство и без страха ходить по комнате.
Ребенка необходимо приучить ходить в ванную, спальню, гостиную, кухню вместо того, чтобы носить его. Сначала взрослый ведет его за руку, затем идет сзади, касаясь его плеча, и по мере надобности направляет его. Выучив путь из комнаты в кухню, ванную и т.д., ребенок начнет ходить, не натыкаясь на предметы. С этого момента малыш может самостоятельно передвигаться по квартире.
Большинство таких детей начинают ходить самостоятельно к полутора годам.
Не следует пользоваться ходунками при обучении слепых детей. Привыкая к ним, ребенок не может самостоятельно держать равновесие.
Развитие действий с предметами
Для слепого ребенка характерна пассивность не только в познании окружающего мира, но и при общении с предметами и игрушками.
К концу третьего года жизни большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по назначению. В первую очередь это предметы, которые постоянно находятся в обиходе детей.
Одновременно с формированием предметных действий у слепого ребенка развиваются функции контроля за их выполнением, осуществляемые за счет развития мышечного чувства. Однако главным «учителем» в этот период являются сами объекты, требующие от ребенка определенного способа действия, хотя бы в элементарной форме. Это ставит перед родителями и воспитателями задачу предоставить ребенку наибольшее количество предметов и обучить ими пользоваться, не бояться давать ему ощупывать и узнавать их качества всеми доступными средствами.
В этот период развития необходимо приучать ребенка действовать и обследовать предметы двумя руками, развивая их моторику, обучать приемам и способам обследования предметов. Ребенка необходимо обучать всем специфическим и функциональным действиям с предметами, показывать ему способы овладения предметом.
Развитие предметной деятельности у слепых детей протекает по тем же закономерностям, что и у зрячих, и идет от неспецифических манипуляций к овладению функциональными действиями. Но слепые дети долго неточны в движениях, долго не выпускают предмет из рук. Это задерживает развитие мелких движений пальцев и тем самым развитие активного осязания. Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых после двухлетнего возраста, однако к концу третьего года жизни не у всех детей сформировывается и становится ведущей собственно предметная деятельность. Тем не менее предпосылки для предметной деятельности есть.
Чтобы предметная деятельность могла стать условием для дальнейшего использования ее в компенсации слепоты, ребенок должен быть обучен всем элементам предметной деятельности.
Обучение действиям с предметами и игрушками
Чем раньше начато целенаправленное обучение ребенка действиям с предметами, тем лучше он будет развиваться и вырастет более приспособленным к жизни в обществе. Для выполнения слепыми детьми любой деятельности необходимо с первых шагов самостоятельной жизни приучать их к организованности, порядку, строгой дисциплине. Особое внимание нужно уделять режиму дня. Четкий распорядок дня способствует лучшей ориентации слепого малыша во времени (он склонен путать день и ночь).
Особое значение в развитии активности приобретают игрушки. Слепому малышу нужны «озвученные» игрушки: погремушки, резиновые пищащие зайцы, собаки и т.д. Они должны издавать приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался. Если не установлено точно, что ребенок абсолютно слепой, необходимо, чтобы цвет игрушек был ярким.
С 4 месяцев нужно активно обучать ребенка захватывать и удерживать в руках предметы и выпускать их. Обучая незрячего ребенка хватанию, необходимо давать ему в руки предметы, различные по форме, величине и весу. Необходимо учитывать, что малыш может бояться новых предметов.
Прикосновение к некоторым видам может вызвать у него отрицательные эмоции. Ребенку неприятно дотрагиваться до холодных металлических предметов. Мягкие игрушки из искусственного меха могут напугать малыша так же, как и ощупывание живых животных и птиц.
Малышам 1-2 года жизни лучше давать небольшие игрушки, хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.
Ребенка 2-го года жизни знакомят с домом, предметами, которые его окружают. Очень важно, чтобы процесс знакомства доставлял ребенку удовольствие. Знакомя ребенка с окружающими предметами, нужно стараться, чтобы он понял их назначение.
Для этого ребенка обучают действовать с некоторыми предметами, использовать их по назначению. Так, купая малыша, можно дать ему в руки пластмассовую кружечку и учить его зачерпывать и выливать воду. Во время кормления в руку ребенка можно вложить ложку.
К концу 2-го и на 3-м году жизни ребенок должен познакомиться со всеми предметами, которые окружают его в доме, и с их назначением. При этом необходимо показывать ему основные, наиболее существенные части предметов и называть их основные свойства. Например: «Шкаф большой, у него есть дверца, она открывается и закрывается. На полках лежат вещи».
Для знакомства со шкафом ребенка ставят на стул, чтобы с помощью осязания он убедился, какой шкаф высокий. Затем выдвигают ящики, чтобы показать, что в шкафу хранятся различные вещи.
К началу 3 года жизни слепой ребенок должен узнавать предметы обихода, с которыми он сталкивается, знать предметы, находящиеся в комнате, где он живет.
Дома и на прогулке необходимо обращать внимание ребенка на различные звуки (шум ветра, дождя, звук проезжающей машины, шагов, скрип двери и т.д.) и помогать связывать тот или иной звук с определенным действием (шум шагов — с приходом человека).
К концу второго — началу третьего года жизни ребенка необходимы специальные занятия для умственного развития и развития пальцев рук. Малыша надо учить класть один кубик на другой, снимать кольца с пирамидки.
Развитию движений рук ребенка, его мелкой моторики и ориентировки в малом пространстве способствует следующая игра. Перед ребенком ставят небольшую коробку или корзинку (<20 см в длину) и учат его класть в нее по одному небольшие предметы. Особенно трудно научить ребенка разжимать пальцы, чтобы выпустить из них предмет. Поэтому вместо коробки можно использовать небольшое металлическое ведерко. Предметы, опускаемые в ведерко, будут издавать звук, побуждая ребенка повторить действие.
На 3-м году жизни ребенка учат бросать предметы. Ему дают небольшой мяч (d > 15 см) и учат протягивать его и бросать мяч. Когда ребенок научится играть в эту «игру», его можно посадить на коврик у стены и катить мяч к нему. Ребенка можно научить катить и бросать мяч. Для этого надо встать сзади ребенка и выполнить действие вместе с ним, взяв его руки в свои.
На третьем году жизни ребенка учат показывать основные части знакомых ему игрушек.
Показывая ребенку части тела куклы (руки, ноги, голову, глаза, рот, нос), предварительно попросите малыша показать ту же часть тела у него, у мамы. Когда ребенок научится показывать части своего тела, взрослого, куклы, нужно начинать учить его элементарным действиям с игрушкой.
Прежде всего надо научить ребенка держать куклу головой вверх, затем учат укладывать куклу спать, кормить. Не следует забывать при этом проговаривать каждое движение: «Куколка хочет кушать. Давай ее покормим. Нам нужна тарелочка. Вот она. И ложка. Вот ложка…».
Следует помнить, что обучение кормлению куклы может иметь успех только в случае, если ребенок во время еды знакомился с посудой, держал в руке ложку и пытался ею действовать.
Если ребенок знаком с расческой и его учили причесывать себя, то его можно научить причесывать куклу.
Действия с игрушками, которым учат малыша взрослые, еще не являются настоящей игрой. Ребенок выполняет лишь те конкретные действия, которые ему знакомы из собственного опыта и выполнять которые с определенной игрушкой научил его взрослый. Однако выполнение простейших игровых действий является необходимым этапом развития игровой деятельности, которая должна стать основной, ведущей в дошкольном возрасте.
Источник