Коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребенка

Коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребенка thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)

Педагогический факультет

Кафедра методики начального образования

Педагогическая коррекция типических отклонений в поведении детей

Реферат

по дисциплине «Коррекционная педагогика в начальном образовании »

Выполнила  студентка

Н–ZМНО5081 группы

Левякова Наталья Петровна

Преподаватель

Чичканова Ирина Николаена

Оценка __________________________

«______»_____________20____г.

__________________________________

подпись

Бийск  — 2013

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Правила работы с детьми с отклонениями в поведении…………………4
  3. Заключение…………………………………………………….……….…11
  4. Список использованной литературы……………………………….……12

Введение

Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.

Различные недостатки в поведении детей школьного возраста сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.

Проблема детской трудности помолодела и о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, ребёнок  действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами,  может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.

Правила работы с детьми с

типическими отклонениями в поведении

Предупреждение и преодоление типических отклонений в поведении –

целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к «трудным» детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей. Самая сложная задача учителя и родителей найти ключик к пониманию трудного ребёнка, который позволит выбрать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей возможно при соблюдении 3 основных факторов:

1 – профилактическая работа, которая предполагает как можно более ранее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;

2 – не поверхностное объяснение поступков, а глубокий педагогический анализ (выявление подлинных причин, дифференцированный подход к устранению);

3 – не использование отдельной изолированной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребёнка (т.е. изменение всей системы взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением). НО! Эффективное построение такой системы возможно только в результате совместных усилий как самого ребёнка, так и родителей, воспитателей, учителей.

В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребёнка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.

                     Общие правила, которые необходимо соблюдать

      в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении.

1.  Акцентируйте внимание на поведении, а не на личности ребёнка.

Т.е. реакция взрослого на неприемлемое поведение ребёнка должна демонст-рировать, что «Ты хороший и можешь быть ещё лучше, а вот твоё поведение сейчас ужасно».

2. Объясняя ребёнку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегайте слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т.п. Т.К. субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребёнка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения  проблемы.

3. Разбирая поведение ребёнка, ограничьтесь обсуждением того, что произошло сейчас.  Т.к. обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему наводит и ребёнка и взрослого на мысль, что сегодняшнее происшествие – что-то неизбежное и неисправимое.

4. Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. Т.е. надо избегать следующих типических ошибок: повышать голос; оставлять последнее слово за собой; оценивать характер ребёнка; использовать физическую силу втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему; делать обобщения типа: «Ты всегда так поступаешь»; сравнивать одного ребёнка с другим.

5.  Демонстрировать детям модели желательного поведения.

6.  На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями.

Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребёнка в школе, его достижениях, успехах и трудностях.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
  2.  Санкция должна соответствовать поступку. 
  3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
  4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
  5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
  6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
  7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
  8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
  9. Требуя чего-либо, учитываёте возможности ребёнка.
  10.  Попытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
  11.  Дайте понять ребёнку, что он любим.

КАК  ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и на делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
  2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
  3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
  4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
  5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
  6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей вашего ребёнка.
  5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
  6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком  к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
Читайте также:  Упражнения для развития мышц рук у ребенка

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
  2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
  3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
  4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
  7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
  8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте у него уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим недостатки.
  9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими ребёнку.
  10.  Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребёнок мог стать объектом насмешек.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
  2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
  3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
  4. Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить чувство его собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
  5. Если не реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕРВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
  2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
  3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
  4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
  5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
  6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию,  требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
  7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат так далёк от желаемого, а в лучшем случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.

  1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дизфункции.
  2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
  3. Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
  4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
  5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
  6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
  7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
  8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, где необходима вынужденная неподвижность.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ?

        Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.

  1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он это заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ИНЕРТНЫМ РЕБЁНКОМ?

        Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:

  1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
  2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
  3. Их нельзя спрашивать в начале урока.
  4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и  отвлекать от работы.
  5. Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.

Заключение

К школьному возрасту в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определённый  поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение какое поведение он будет культивировать».

Младший школьник, сохраняя прежние формы общения со взрослыми, учится деловому сотрудничеству и управлению своим поведением уже в учебной деятельности. Таким образом, управление своим поведением – это важнейшее новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Если ребёнка часто критикуют – он учится ненавидеть.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.

Если ребёнка часто высмеивают – он становится замкнутым.

Если ребёнка часто позорят – он учится жить с чувством вины.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят – он  учится быть благодарным.

Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить в людей.

Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо относиться к себе.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!

Список использованной литературы

  1. Коррекционная педагогика в начальном образовании Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др. – М. «Академия», 2001
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: учебное пособие для пед. Вузов [текст] / С.Ю. Бородулина. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 352с.
Читайте также:  Ускоренное развитие ребенка как называется

Источник

С целью профилактики и своевременной коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении предъявляются определенные требования к уровню педагогической наблюдательности педагогов дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим воспитатель должен:

  • обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые помогут ему увидеть «нестандартность» развития ребенка, определить степень отставания, представить своеобразную структуру психики ребенка;
  • владеть всеми формами установления контакта с ребенком (в соответствии с существующими формами общения ребенка со взрослыми на протяжении первых семи лет жизни);
  • всесторонне использовать потенциал, заложенный в возможностях ведущей деятельности каждого возрастного периода;
  • служить для ребенка образцом эмпатийности;
  • способствовать формированию навыков сотрудничества с окружающими людьми и ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций;
  • систематически заниматься своим личностно-профессиональным ростом для поддержания внутреннего эмоционального баланса и оптимальной сензитивности к проблемам детей;
  • знать и использовать в коррекционной работе психотерапевтический потенциал, заложенный в различных видах детской активности;
  • обеспечивать сотрудничество и взаимопонимание внутри триады: педагог—ребенок с трудностями в обучении—семья;
  • стимулировать у ребенка развитие произвольности и ответственности за свои поступки с использованием ситуации выбора и самостоятельного принятия решения;
  • стимулировать развитие позитивного самовосприятия у детей через создание ситуаций успеха в деятельности и общении и использование поощрения;
  • обучать детей навыкам эффективного общения и учить их применению в повседневном общении;
  • опираться на уровневый подход в коррекции: от простых, базовых, условий нормализации психической деятельности к более сложным.

Основным признаком личностно-ориентированного подхода в педагогике может служить наличие у педагогов установки на активное заинтересованное вслушивание в каждого ребенка, желание увидеть и учесть его индивидуальность и построить взаимодействие с детьми на основе базовых составляющих эффективной коммуникации.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком может быть представлена следующим образом (Б.С. Волков, Н.В. Волкова).

Цель общения:

  • обеспечить психическую защищенность, доверие к миру, радости бытия (психическое здоровье);
  • формировать начала личности (базис личностной культуры);
  • развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
  • формировать знания, умения и навыки не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Способы общения:

  • понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умения встать на позицию другого, учитывать его точку зрения и не игнорировать чувства и эмоции).

Тактика общения:

  • сотрудничество;
  • создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
  • динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога:

  • исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка:

  • полноценный партнер в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Поведение ребенка:

  • выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит и просит;
  • высказывание собственного мнения;
  • желание достичь результата;
  • обращение за помощью.

Результат:

  • свобода мышления, воображения;
  • исчезновение страха;
  • возникновение чувства комфорта в незнакомой обстановке;
  • единство физического и психического здоровья.

Следовательно, общение в деятельности педагога-воспитателя выступает:

  • как средство решения учебно-воспитательных задач;
  • как способ развития коммуникативности детей — умения общаться со взрослыми и сверстниками;
  • как средство, позволяющее подопечным вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом;
  • как процесс воспитания индивидуальности ребенка, его социально-личностного развития.

Таким образом, приемы и условия, которые необходимо использовать для профилактики и коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении дошкольников, можно разделить на две группы:

  1. Непосредственное воздействие на детей.
  2. Опосредованное воздействие, ориентированное на работу с семьей и педагогами.

При определении задач психокоррекционной работы необходимо ориентироваться на 3 уровня формирования личности: эмоциональный, когнитивный и поведенческий (О.В. Хухлаева). В связи с этим можно выделить следующие задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной децентрации.
  2. Формирование самосознания личности.
  3. Обеспечение адекватного ролевого развития детей.

Для решения поставленных задач были разработаны блоки, состоящие из специально подобранных игр и игровых упражнений.

Предложенный ниже практический материал может быть успешно использован родителями при организации занятий с детьми в домашних условиях, а также педагогами при обучении детей в условиях ДОУ.

Эмоциональный блок. Центральной задачей данного блока является формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (Г.М. Бреслав). Нарушения в ее формировании могут привести к трудностям эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми, а также являться предпосылками возникновения психосоматических нарушений.

В соответствии с этим можно использовать следующие игры и игровые упражнений.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и неудовольствия; отработка моделей выражения основных эмоций (радость, гнев, удивление и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.); знакомство с элементами выразительных движений (мимикой, жестом, позой, походкой); осознание детьми пространства собственного тела для выработки умения управлять им.

  • «Пиктограммы».
  • «Мимическая гимнастика».
  • «Азбука настроения».
  • «Этюды на выражение различных эмоций».
  • «Как улучшить настроение»
  • «Волшебный мешочек».
  • «Рисуем эмоции пальцами».

Когнитивный блок. Центральной задачей этого блока является формирование у детей самосознания личности. Под самосознанием понимается психологическая структура, представляющая собой единство, которое находит выражение в каждом из звеньев: имя человека и его физическая сущность, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности (ее права и обязанности). По мнению В.С. Мухиной, наиболее существенным искажением в развитии самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания, поскольку это может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении со сверстниками, негативно сказываться на общем самоотношении.

В рамках данного блока можно использовать комплекс игр и игровых упражнений.

Цель, нормализация самовосприятия и самооценки детей.

  • Рисование на тему «Какой я есть и каким бы я хотел быть» (можно предложить ребенку рисование на темы: «Я и мое имя», «Моя семья», «Автопортрет», «Мое настроение», «Мои секреты», «Мое лицо», «Мои сны», « Кляксография »).
  • «Ласковое имя».
  • «Имя шепчут волны».
  • «Заяц Хваста».
  • «Как поступить? »
  • «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений).
  • «Подумай и ответь».
  • «Подумай и изобрази».
  • «Комплименты».
  • «Царевна Несмеяна».
  • «Волшебные очки».
  • «Зеркало».

Поведенческий блок. Центральной задачей этого блока является обеспечение адекватного ролевого развития детей, под которым понимается умение принимать роли, адекватные новым ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, т.е. обладание ролевой гибкостью и креативностью. Согласно Я. Морено, адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека.

Читайте также:  Ребенок левша особенности развития речи

Нарушения в ролевом развитии могут негативно сказаться на формировании личности ребенка, затруднить процесс формирования ведущей деятельности дошкольника — ролевую игру, осложнить общение со сверстниками и близкими взрослыми, привести к возникновению психосоматической патологии.

В связи с этим в коррекционной работе можно использовать следующие приемы.

Цель: развитие навыков кооперативной совместной деятельности детей; тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции (контроль над импульсивностью) и двигательную активность (преодоление гиперактивности); закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

  1. Приемы формирования положительных отношений со сверстниками.

Педагог обеспечивает:

— снятие стрессового состояния у ребенка, установление с ним эмоционального контакта (применяется тактика спокойного выжидания для того, чтобы дать ребенку воз-

можность осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, проникнуться доверием к взрослому);

  • создание в группе положительно окрашенной, доверительной атмосферы;
  • формирование ощущения безопасности среди сверстников;
  • объединение детей в мини-группы для межличностного контакта (работа в паре на занятиях, взаимопомощь при решении трудных вопросов, соприкосновения ладонями при выполнении задания «Домик»); наблюдение за тем, чтобы состав пар постоянно менялся, т.к. более активный ребенок быстрее выполняет задание и тормозит активность второго члена пары. Ребенок, поработавший в паре с активным сверстником, в новой паре будет стремиться проявить себя при выполнении задания, стимулируя своего партнера;
  • побуждение детей к эмоциональной поддержке участников группы;
  • использование (с помощью педагога) системы позитивных оценок (поощрений) детей, имеющих трудности в общении, в присутствии сверстников для поднятия авторитета, активизации поведенческих реакций;
  • разыгрывание «отрицательных» образцов поведения детей с помощью кукол — от лица игровых персонажей (Незнайки, Карлсона, Хрюши и т.д.); исключение использования в качестве отрицательного героя реального ребенка, который продемонстрировал ненормативное поведение;
  • привлечение детей к участию в публичных выступлениях (праздниках, концертах), к выполнению самостоятельных общественно значимых заданий для привлечения внимания сверстников к их успеху;
  • подключение проблемных детей к совместным играм с товарищами;
  • рисование на темы: «Портрет друга», «Я и мои друзья», «Я в детском саду», «Чего я боюсь?», «Чему я радуюсь? »
  1. Знакомство детей с правилами активного слушания.

Педагог знакомит детей со следующими правилами:

  • нельзя говорить во время выступления товарища и перебивать его;
  • необходимо показать товарищу, что вы готовы его слушать;
  • учитесь сопереживать партнеру по общению;
  • наберитесь терпения;
  • сдерживайте свои эмоции;
  • не позволяйте себе спорить с выступающим и критиковать его;
  • задавайте вопросы и высказывайте свое мнение после выступления товарища;
  • старайтесь не обращать внимания на отвлекающие моменты (сигнализация в машине под окном, стук молотка ИТ.Д.).
  1. Контроль над импульсивностью.

Педагог использует следующие приемы:

  • социализирует проявления агрессивных форм поведения (внушение, моделирование реальных конфликтных ситуаций в рамках игры);
  • ограничивает агрессивные проявления ребенка путем неприятия совершенных поступков и их перевода в другую активность: «Пробеги, побоксируй (модули, песок, подушку), попрыгай, расскажи»;
  • использует эффективное наказание: «Посиди на стуле именно за этот поступок, а мы поиграем», «Ты можешь присоединиться к нам в любое время, если больше не будешь так поступать».
  1. Формирование конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций (положительные модификации поведения)

Педагог обеспечивает условия для:

  • выслушивания обеих сторон конфликта;
  • создания эмоциональной децентрации («В чем предмет ссоры?»);
  • поиска взаимоприемлемых вариантов решения («Что надо сделать?»);
  • проговаривания причин возникновения данной ситуации (метод «групповой дискуссии»);
  • эмоционального подкрепления тех детей, которые нашли выход из сложившейся конфликтной ситуации;
  • закрепления усвоенных адаптивных форм поведения на занятиях и в свободной деятельности детей с помощью знакомых игр и упражнений.

Для эффективного проведения психокоррекционной работы необходимо учитывать следующие методические рекомендации (по О.В. Хухлаевой):

  • Состав группы и продолжительность занятий определяются возрастом детей. Для детей 5—6 лет оптимальный состав группы — 6—7 человек и продолжительность занятия 25—30 минут.
  • При формировании группы акцентируется внимание на личностные особенности детей, их эмоциональную совместимость.
  • Не рекомендуется включать в группу более одного агрессивного или гиперактивного ребенка.
  • В особо трудных случаях включению таких детей в группу должна предшествовать индивидуальная групповая терапия.
  • Оптимальная частота занятий — 2 раза в неделю.
  • Работу можно организовать последовательно по блокам.
  • Отдельное занятия включает в себя разминку, основную часть и заключительную часть:
  • разминка позволяет подготовить детей к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, вводится запрет на выкрикивания: «Можно я?». На первых встречах можно ввести особые значки, которые даются детям, выполняющим все правила (система поощрений);
  • основная часть определяется содержанием того или иного блока;
  • заключительная часть ориентирована на снятие у детей эмоционального возбуждения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  1. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода новорожденности. Обоснуйте его значение для дальнейшего психического развития ребенка.

  2. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца и обоснуйте роль взрослого как посредника.

  3. Охарактеризуйте особенности появления и проявления «Кризиса 3-х лет».

  4. Разработайте практические рекомендации для родителей по преодолению кризисных явлений у ребенка.

  5. Представьте в виде схемы модель социальной ситуации развития дошкольника.

  6. Раскройте социальную природу игры детей.

  7. Раскройте основные виды взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.

  8. Какие предъявляются требования к уровню педагогической аблюдательности педагогов дошкольных образовательных учреж- эний для выявления отклонений в эмоционально-личностной сфере поведении детей?

  9. Раскройте структуру личностно-ориентированного взаимодей- гвия взрослого с ребенком. Составьте таблицу.

  10. Представьте схематически модель коррекции расстройств эмо- ионально-личностной сферы и социального поведения в условиях (ОУ.

  11. Дайте характеристику социальной среде, в которой воспитыва- этся современные дети.

  12. Раскройте термин «расстройства эмоционально-личностной феры и социального поведения». Назовите причины, обусловлива- ощие данные состояния.

  13. Как реализуется уровневый подход к оценке нарушений эмоциональной сферы у детей?

  14. Составьте таблицу «Изучение уровней эмоциональной регуляции».

  15. Раскройте проявления отклонений в развитии предпосылок юциально-личностного развития детей.

  16. Объясните, почему поступление ребенка в детский сад является зтрессовой ситуацией.

  17. Как можно использовать «Лист адаптации» для изучения эмоционально-личностного развития детей и их социального поведения?

  18. Проведите наблюдения, используя «Лист адаптации». Сформулируйте психолого-педагогический прогноз дальнейшего развития ребенка.

  19. Составьте план беседы с родителями для сбора дополнительной информации о ребенке.

  20. Какие условия и приемы психолого-педагогической коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении у детей разных возрастов можно использовать?

  21. Каковы особенности взаимодействия педагога-воспитателя с детьми разных возрастов?

  22. Нарисуйте схему «Взаимосвязь работы педагога-воспитателя с другими специалистами».

Источник