Ускоренное развитие ребенка как называется

Ускоренное развитие ребенка как называется thumbnail

Рост и развитие организма происходит на основе объективных законов, которые можно свести к неравномерности темпов роста и развития:

  • неравномерность развития различных органов и систем;
  • зависимость роста и развития от пола;
  • биологическая надежность различных органов и систем организма;
  • зависимость процесса роста и развития от генетических факторов и факторов окружающей среды:
  • акселерация.

Знание названных закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к режиму дня, к организации учебно воспитательного процесса, рационального питания и т.п.

Неравномерность темпов роста и развития. Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер. Однако их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период между 7-10 годами их темп замедляется, а к 12-14 годам ускоряется.

Рассмотрим это на примере изменения длины тела. Наибольшие темпы прироста длины тела отмечаются в раннем детском возрасте.

К концу первого года жизни этот показатель увеличивается на 47% по отношению к первоначальному росту. На втором году жизни прирост длины тела составляет на 13% больше относительно роста первого года жизни, на третьем — на 9% больше по отношению к предыдущим показателям роста второго года жизни.

В возрасте 5-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%. В период полового созревания отмечается снова рывок в росте — годовой темп прибавки возрастает. В дальнейшем происходит замедление темпов прироста длины тела, а в 17-19 лет рост практически прекращается.

Описанному выше закону неравномерности подчиняется и масса тела и окружность грудной клетки. Таким образом, процесс роста и развития детей и подростков идет непрерывно, он имеет поступательный, но не равномерный характер.

Эта закономерность является основой для правильного объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях создания научных основ возрастной периодизации. Кроме того, с учетом этой закономерности развития выявлена возрастная граница поступления детей в ясли, детский садик, школу, установлена возрастная граница начала трудовой деятельности и т.п.

Международная схема возрастной периодизации, которая еще называется биологической, выделяет на этапе созревания следующие периоды:

  1. Новорожденный период (1-28 дней).
  2. Грудной возраст (до 1 года).
  3. Раннее или первое детство (1-8 лет).
  4. Второе детство (мальчики 8-12 лет; девочки 8-11 лет).
  5. Подростковый возраст (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет).
  6. Юношеский возраст (юноши 17-21 лет; девушки 16-20 лет).

Как видно из приведенной схемы смена возрастных периодов чаще совершается в первые годы жизни детей. Кроме названной схемы у нас широко распространена схема возрастной социальной периодизации:

  • раннее детство (до 3-х лет);
  • дошкольный возраст (3-6 лет);
  • школьный возраст (младший 6-10 лет; средний 11-14 лет; старший подростковый — 15-18 лет).

Календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет.

Причинами отставания, ретардации (лат. retardatio — замедление) индивидуального развития, могут быть: недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.).

В 1935 г. Е. Кох предложил термин акселерация (лат. acseleratio — ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX века.

Какими же критериями биологического созревания можно пользоваться при установлении биологического возраста детей? Наиболее объективно биологический возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Однако этот тест связан с рентгенологическими исследованиями, что делается только по медицинским показаниям.

При установлении биологического возраста широко используют такие данные, как время прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструации у девочек, и их изменение основных морфологических показателей физического развития (ежегодные прибавки длины тела).

Для оценки пропорциональности развития ребёнка пользуются индексами Эрисмана.

Дли тела является традиционным показателем развития организма Однако его ценность несколько снижена тем, что он генетически обусловлен. Низкий рост у детей может быть не только результатом замедленного созревания организма, но и результатом генетической программы роста.

Научные исследования показывают, что школьники с замедленным темпом биологического созревания менее активны на занятиях, чаще отвлекаются и значительно быстрее утомляются, чем дети, которые развиваются нормально. Кроме этого на протяжении учебного процесса у них наблюдается значительное напряжение зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой системы, снижено большинство антропометрических показателей, чаще всего отмечаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Дети с замедленным темпом развития нередко нуждаются в госпитализации, в индивидуальном подходе при обучении, проведении комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, которые содействуют их гармоничному росту и развитию.

Дети с ускоренным темпом индивидуального развития опережают свой хронологический возраст, такие дети встречаются реже, чем «замедленные», причем девочки — чаще, чем мальчики. У школьников с ускоренным темпом индивидуального физического развития, несмотря на более высокие антропометрические показатели, более низкая трудоспособность, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному возрасту. Нередко у них наблюдается лишний вес за счет жироотложений, хронический тонзиллит, гипертония. Вообще у таких детей наблюдаются повышенные показатели заболеваемости, у них часты и наиболее ярко выражены функциональные расстройства.

Читайте также:  Санпин для центр развития ребенка

Таким образом, изменение темпа индивидуального роста и развития ребенка (несоответствие его хронологического и биологического возрастов), требуют своевременного выявления. Медицинское наблюдение должно быть направлено на коррекцию отклонений на протяжении всего этапа созревания организма.

Источник: 

М. Н. Мисюк, В. В. Максименко. Основы медицинских знаний: Учебно-методический комплекс для студентов специальности — ПСИХОЛОГИЯ. — Минск.: Изд-во МИУ, 2009

Источник

2.3. Ускоренное психическое развитие

Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.

При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.

Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.

Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.

Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.

Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.

Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.

Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.

При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.

Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка в образовательном процессе

Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.

Вернуться к Содержанию

Источник

Под термином «физическое развитие» понимают динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

Процессы роста подчиняются определенным законам.

  • 1. Закон неуклонного торможения энергии роста. Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период. К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка.
  • 2. Закон неравномерности изменений скорости роста. Периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления». Неравномерность роста проявляется и в частных закономерностях развития:
    • • сезонная и суточная периодика роста — с преобладанием в ночные часы суток и летние месяцы;
    • • асимметрия роста с преобладанием ростовых сдвигов и их некоторого опережения на стороне доминантного полушария;
    • • «канализирование» роста, или феномен гомеорезиса1 — возврат к заданной генетической программе роста и развития, если они были нарушены в связи с болезнью или другими агрессивными влияниями.
  • 3. Закон аллометрического роста. Детям свойственна аллометрия — непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.

Знание этих закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к правильному воспитанию, режиму дня, питания и к организации учебно-воспитательного процесса.

Несмотря на то, что процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер, их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период от семи до десяти лет их теми замедляется, а к 12—14 годам снова ускоряется (рис. 1).

Эти законы роста и развития являются основой для создания возрастных границ, объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях поступления детей в ясли, детский сад, школу.

Международная схема возрастной периодизации, которая еще называется биологической, выделяет на этапе созревания следующие периоды:

  • • новорожденный период (1—28 дней);
  • • грудной возраст (до 1 года);

Изменение пропорций тела человека на протяжении онтогенеза (индивидуального развития) от 5 месяцев внутриутробного развития до достижения взрослого возраста

Рис. 1. Изменение пропорций тела человека на протяжении онтогенеза (индивидуального развития) от 5 месяцев внутриутробного развития до достижения взрослого возраста

  • • раннее, или первое, детство (1—8 лет);
  • • второе детство (мальчики 8—12 лет; девочки 8—11 лет);
  • • подростковый возраст (мальчики 13—16 лет; девочки 12—15 лет);
  • • юношеский возраст (юноши 17—21 лет; девушки 16— 20 лет).

Наиболее объективно биологический возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Однако этот тест связан с рентгенологическими исследованиями, что делается только по медицинским показаниям.

При установлении биологического возраста широко используются такие данные, как время прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков.

Для оценки пропорциональности развития ребенка пользуются индексами Эрисмана. Длина тела является традиционным показателем развития организма. Однако его ценность несколько снижена тем, что он генетически обусловлен. Низкий рост у детей может быть не только результатом замедленного созревания организма, но и результатом генетической программы роста.

При обучении школьников с замедленным темпом биологического развития — ретардацией — необходимо учитывать, что они менее активны на занятиях, чаще отвлекаются и значительно быстрее утомляются, чем дети, которые развиваются нормально. У них значительно снижены функциональные возможности зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой системы, отстают антропометрические показатели, чаще отмечаются нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Дети с ускоренным темпом индивидуального развития — акселераты — опережают свой хронологический возраст, такие дети встречаются реже, чем «замедленные», причем девочки чаще, чем мальчики. У школьников с ускоренным темпом индивидуального физического развития, несмотря на более высокие антропометрические показатели, отмечается снижение трудоспособности по сравнению с детьми, чей биологический возраст соответствует календарному. Нередко они отличаются нарушениями жирового обмена — ожирением, развитием у них иммунно-аллергических заболеваний, нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы, ранней артериальной гипертензией.

В связи с наличием таких особенностей в росте и развитии детей необходимо знать, что изменение темпа индивидуального роста и развития ребенка (несоответствие хронологического и биологического возрастов) требует своевременного выявления. Медицинское сопровождение должно предполагать коррекцию отклонений на протяжении всего зтапа развития ребенка.

Отставание и опережение роста, развития некоторых органов и систем. В первые годы жизни наблюдается интенсивное нарастание массы головного мозга, от 360—390 г в период новорожденное™, до 1100 г, в среднем, к концу третьего года жизни.

Читайте также:  Стадия доречевого развития ребенка следующая за гулением 5 букв

В семь лет мозг ребенка весит уже 1250 г и, постепенно развиваясь, доходит до 1400 г в подростковом возрасте, как у взрослого человека.

Такое интенсивное развитие необходимо именно в первые годы жизни, потому что при участии структур мозга идет формирование условно-рефлекторной деятельности и приспособление организма к факторам окружающей среды. Формирование двигательных навыков и развитие основных двигательных качеств (скорости, силы, выносливости, координационных способностей) также происходит неравномерно. В возрасте восьми-девяти лет у ребенка интенсивно развивается скорость, в 13—14 лет — сила, а в 15—16 лет — выносливость.

В период «избирательного» роста и развития функциональные системы организма особенно чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов. Так, во время интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в питании и г.д. Эти особенности роста и развития ребенка являются основой для правильной постановки учебно-воспитательного процесса.

Впервые отметил наличие скачков роста граф Ф. де Мон- бейяр, который во второй половине XVIII в. наблюдал за развитием своего сына, измеряя его рост и вес каждые полгода. Эти результаты были впоследствии опубликованы в книге Ж.-Л. Бюффона «Естественная история».

Учитывая очередность развития той или иной системы в онтогенезе, необходимо такую же очередность обеспечить и при воспитании ребенка. Поэтому последовательность основных видов деятельности ребенка может быть следующая:

  • • непосредственные эмоциональные взаимоотношения;
  • • предметно-манипуляционная деятельность в раннем возрасте;
  • • ролевая игра дошкольника;
  • • учебная деятельность младшего школьника;
  • • гражданская и общественная деятельность ученика средней школы;
  • • учебно-профессиональная деятельность старшего школьника.

Часто родители стремятся воспитать самого умного, самого быстрого ребенка, форсируют учебный процесс, нарушают очередность развития функциональных систем. Такая поспешность может отрицательно отразиться на физическом и психическом развитии ребенка, на его здоровье в целом. В последнее время есть тревожные сигналы нервно-психических расстройств у детей в возрасте двух-трех лет, «замученных» системой воспитания вундеркиндов.

Обусловленность роста и развития половым диморфизмом. Половые различия в пропорциях тела частично связаны с различиями в длине тела мужчины и женщины, но являются вместе с тем и специфическими проявлениями половой идентификации (табл. 1).

Как видно из табл. 1, женщины отличаются от мужчин большей шириной таза и меньшей шириной плеч (в процентах длины тела). Отношение длины руки и длины ноги к длине тела примерно одинаково для представителей разного пола. Половые различия, в соотносительном развитии компонентов тела, отчетливы.

Развитие мускульного компонента устойчиво выше у мальчиков и мужчин; жироотложение во всех возрастах больше в женских группах, хорошо выражены и половые различия в топографии подкожного жироотложения: у женТаблица 1

Половые различия в строении тела человека

Признаки

Мужчины

Женщины

Длина тела

165,9

153,26

Длина ноги

88,54

82,02

Длина руки

75,22

69,12

Плечевой диаметр

38,17

34,00

Тазовый диаметр

28,62

27,39

Длина руки х 100 / длина тела

45,34

45,10

Длина ноги х 100 / длина тела

53,37

53,52

Плечевой диаметр х 100/ длина тела

23,01

22,18

Тазовый диаметр х 100 / длина тела

74,98

80,56

щин оно максимально в нижней части живота, над гребнем таза и на передней стороне бедра, начиная уже с заключительной фазы нейтрального детства.

К числу половых различий относят, прежде всего, вторичные половые признаки, а также пропорции: форму позвоночника (у женщин лучше выражен поясничный лордоз), живота, таза (более широкий и наклоненный у женщин), грудной клетки (короче и уже у женщин), ног, состав тела и др. С возрастом скорость роста детей в целом замедляется. Но в те периоды развития, когда во множестве тканей одновременно происходят ростовые процессы, наблюдаются так называемые «скачки роста». Больше всего это заметно по резкому увеличению продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей (Мисюк М. Н., 2008).

У мальчиков высокие функциональные показатели сохраняются до периода полового созревания. Затем в 12—14 лет соотношения у мальчиков и девочек меняются в пользу девочек.

В этом возрасте у девочек все основные показатели физического развития выше, чем у сверстников-мальчиков, а в 15—16 лет интенсивность физического развития у мальчиков снова возрастает, и но морфофункциональным показателям они снова опережают девочек в развитии.

Поэтому возникает необходимость дифференциального подхода к воспитанию детей, учитывая их различия:

  • • необходим дифференцированный подход в обучении и воспитании мальчиков и девочек;
  • • учет особенностей темпов развития и полового воспитания в старших классах (Мисюк М. Н. и др., 2009).

Источник