Развитие рефлексов у ребенка первого года жизни

Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы. Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние. При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.
Основные рефлексы и их виды
Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.
Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.
Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.
Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:
- Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
- Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
- Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).
Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.
Таблица основных врожденных рефлексов
Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.
Причины аномальной реакции на вызов рефлекса
Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:
- Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
- ДЦП.
- Внутричерепной родовой травме.
- Гипотонии мышц.
- Травмах спинного мозга.
- Угнетении нервной системы медикаментами.
- Парезах.
Как выработать рефлексы?
Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.
Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.
Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?
У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.
Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.
После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.
В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2017;
проверки требуют 13 правок.
Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).
Спинальные двигательные автоматизмы[править | править код]
Защитный рефлекс новорождённого[править | править код]
Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъём головы и даже запрокидывание её назад.
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых[править | править код]
У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.
Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1—1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.
Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание[править | править код]
Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3—4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6—12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.
Хватательный рефлекс[править | править код]
Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинсона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4—5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.
Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).
Рефлекс Галанта[править | править код]
При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5—6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.
Рефлекс Переса[править | править код]
Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.
Рефлекс Моро[править | править код]
Вызывается различными приёмами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.
При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4—5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.
Оральные сегментарные автоматизмы[править | править код]
Сосательный рефлекс[править | править код]
При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.
Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь.
Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет[1].
Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)[править | править код]
При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова.
Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс
наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.
Хоботковый рефлекс[править | править код]
Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)[править | править код]
Видео, показывающее рефлекс Бабкина.
При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.
См. также[править | править код]
- Двигательный стереотип
- ↑ A Natural Age of Weaning (недоступная ссылка) (30 марта 2012). Дата обращения 5 марта 2018. Архивировано 30 марта 2012 года.
Источник
Учреждение-разработчик: ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы»
Составители: доктор медицинских наук, профессор, директор ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы Т.Т. Батышева, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе ГБУЗ «На- учно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы О.В. Быкова; кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник научного отдела ГБУЗ «Научнопрактический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы Е.В. Амчеславская; кандидат медицинских наук, врач-невролог организационно-методического отдела ГБУЗ «На- учно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы А.Н. Платонова; кандидат медицинских наук, врач-педиатр отделения психоневрологии младенческого возраста ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы И.Н. Пасхина; и.о. заведующей отделением психоневрологии младенческого возраста ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы Н.В. Полухина; кандидат медицинских наук, врач-генетик ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы О.Б. Кондакова.
Рецензент: Заведующая отделом психоэмоциональной разгрузки, когнитивной поддержки и коррекционно-восстановительной помощи ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», профессор, доктор медицинских наук О. И. Маслова.
Назначение: для родителей детей младенческого возраста, для младшего и среднего медицинского персонала поликлиник, окружных клинико-диагностических центров, стационаров, реабилитационных центров, осуществляющих раннюю диагностику, лечение и реабилитацию детей с патологией центральной нервной системы.
Данный документ является собственностью Департамента Здравоохранения города Москвы, не полежит тиражированию и распространению без соответствующего разрешения.
ЧАСТЬ II
Психомоторное развитие детей первого года жизни
При появлении на свет ваш малыш ничего не умеет, у него присутствуют только рефлексы. Но вот постепенно, месяц за месяцем, рефлексы заменяются более сложными навыками. И все это происходит в течение всего одного, первого года жизни! Эволюция психических и двигательных навыков протекает в тесной связи с физическим развитием ребенка. А как интересно день ото дня наблюдать, как растет и развивается малыш! И, конечно, каждому родителю важно и полезно знать все этапы психомоторного развития ребёнка, на что и как он должен реагировать.
С момента рождения доношенный младенец имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, мигание, глотание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и другие. Таким образом организм малыша приспосабливается к окружающей среде. К первому году жизни все эти рефлексы достигают значительной эволюции.
Впоследующем основными в жизнедеятельности ребенка становятся рефлексы условные, обеспечивающие нужный уровень взаимодействия организма с внешней средой.
Витоге первого и в начале второго месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов, к третьему месяцу жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторов, функции которых локализованы в коре головного мозга.
ЭТО ВАЖНО! Рефлексы у здорового доношенного ребенка должны быть симметричны, т.е. наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда рефлексы нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют с другой.
Например, при исследовании хватательного рефлекса (методика проведения этого рефлекса см. таблица № 4) ребенок хорошо захватывает ваши пальцы одной рукой и не делает этого другой. Такое положение вещей требует обязательной консультации педиатра. Оценивая результаты исследования рефлексов, нужно учесть, что они имеют диагностическое значение лишь в совокупности с другими симптомами. Изменение какого-либо рефлекса при отсутствии других неврологических нарушений не является патологией.
Врезультате ребенок образует условные связи с окружающей средой, и они становятся устойчивыми. Также с большой скоростью дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в после-
3
дующем остаются на всю жизнь.
Если малыш здоров, то вызывание некоторых рефлексов очень полезно для него, это послужит ему своеобразной гимнастикой. Например, к таким рефлексам относятся рефлекс ползания, рефлекс опоры и другие. Использование физиологичес ких рефлекторных процессов стимулирует сначала развитие спонтанных, а затем и целенаправленных движений.
Одним словом, вызывание врожденных рефлексов может служить не только контактом для всей семьи с малышом, но и полезной развивающей зарядкой для него.
В таблице № 4 приведен перечень основных врожденных безусловных рефлексов здорового доношенного ребенка с условиями их вызывания.
Таблица № 4 Врожденные безусловные рефлексы здорового доношенного ребенка на первом году жизни
Название рефлекса | Срок | Способ вызы- | Ответная |
угасания | вания рефлек- | реакция ре- | |
рефлекса | са | бенка | |
Положение ребенка | на спине | ||
Поисковый рефлекс | 3-4 месяца | Поглаживание | Поворот голо- |
(рефлекс является | щечки или | вы в сторону | |
необходимой частью | уголка рта ре- | нанесения | |
инстинкта поиска | бенка | раздражения и | |
пищи и питания) | открывание рта | ||
Хоботковый рефлекс | 2-3 месяца | Легкий бы- | Сокращение |
(рефлекс является | стрый удар по | круговой | |
необходимой частью | губам ребенка | мышцы рта, | |
инстинкта поиска | губы вы- | ||
пищи и питания) | тягиваются | ||
«хоботком» | |||
Сосательный реф- | 12 месяцев | Вложить соску | Активное со- |
лекс (рефлекс явля- | в рот ребенка | сание вложен- | |
ется необходимой | ной соски | ||
частью инстинкта | |||
поиска пищи и пи- | |||
тания) | |||
Защитная реакция | Болевое раздра- | Поворот голо- | |
жение щечки | вы в сторону, | ||
ребенка | противопо- | ||
ложную раз- | |||
дражению |
4
Название реф- | Срок | Способ вызы- | Ответная реак- |
лекса | угасания | вания рефлекса | ция ребенка |
рефлекса | |||
Хватательный | 3-4 меся- | Вкладывание | Рефлекторно ма- |
рефлекс | цев | пальца или | лыш схватывает и |
предмета в ла- | удерживает все, что | ||
донь | касается его ладони | ||
Защитный реф- | Укол подошвы | Тройное сгибание | |
лекс | ноги | ||
Ладонно-ротовой | 3-4 меся- | Вызывается на- | В ответ возни- |
рефлекс Бабкина | цев | давливанием на | кает открывание |
области тенаров | рта и небольшое | ||
кистей больши- | сгибание головы. | ||
ми пальцами | Рефлекс сильнее | ||
выражен перед | |||
кормлением | |||
Рефлекс Бабин- | 12 меся- | Штриховое раз- | Веерообразное |
ского | цев | дражение подо- | расхождение и раз- |
швы стопы | гибание пальцев | ||
Рефлекс Моро по- | 5-6 меся- | Громкий звук, | Разведение рук с |
воротом вокруг | цев | встряхивание | возможным |
оси туловища | ребенка |
Положение ребенка вертикально.
В норме при вертикальном подвешивании ребенка за подмышки происходит сгибание во всех суставах ног
Рефлекс опоры | 1-1,5 ме- | Взять ребенка за | Выпрямление |
сяцев | подмышки и кос- | туловища и опора | |
нутся ножками | на полную стопу | ||
ребенка горизон- | |||
тальной твердой | |||
поверхности | |||
Автоматическая | 1-1,5 ме- | Взять ребенка | шагает |
ходьба | сяцев | за подмышки, | |
коснуться нож- | |||
ками ребенка | |||
горизонтальной | |||
твердой поверх- | |||
ности и слегка | |||
наклонить | |||
вперед |
5
Название реф- | Срок | Способ вызы- | Ответная реак- |
лекса | угасания | вания рефлекса | ция ребенка |
рефлекса | |||
Положение ребенка | на животе | ||
Защитный реф- | 1,5 месяца | Положить ре- | Поворот головы в |
лекс | бенка на живот | сторону | |
Рефлекс полза- | 4 месяца | Легкое подтал- | Вызывает от- |
нья Бауэра | кивание руки к | талкивание то | |
стопам ребенка | руки и движения, | ||
напоминающие | |||
ползание |
Возможность поднимать голову, сидеть, стоять и ходить взаимосвязана с совершенствованием регуляции мышечного тонуса и адекватным перераспределением его при перемене положения тела и головы в пространстве. Эти рефлексы в значительной мере определяют эволюцию двигательной функции младенца и его моторных навыков. Самыми важными из них, имеющими диагностическое значение, являются симметричный шейно-тонический, асимметричный шейно-тонический и лабиринтный тонический рефлексы.
Симметричный шейно-тонический рефлекс. В положении ребенка на спине сгибание головы сопровождается повышением мышечного тонуса в сгибателях рук и разгибателях ног. Разгибание головы приводит к противоположной реакции. Физиологичен с рождения до 1,5-2,5 месяцев жизни.
Асимметричный шейно-тонический рефлекс состоит в том, что положение головы малыша рефлекторно влияет на мышечный тонус его конечностей. При повороте головы в сторону в положении на спине выпрямляется рука и нога на стороне поворота, в противоположных конечностях усиливается сгибательная установка («поза фехтовальщика»). Этот рефлекс более выражен у маловесных детей. Сохраняется в течение первых 3,5 месяцев. У доношенных новорожденных он нередко выражен слабо. А в случаях церебрального повреждения рефлекс выражен четко и сохраняется до 6 месяцев жизни, препятствуя дальнейшему развитию моторики. Это является одним из ранних признаков начального формирования детского церебрального паралича.
Лабиринтный тонический рефлекс. В положении ребенка на животе мышечный тонус повышается в сгибателях рук, ног и туловища, в положении на спине повышается тонус разгибателей. Однако у новорожденных руки и ноги в положении па спине остаются согну-
6
тыми. В этой связи оценивается сравнительная степень разгибания. Физиологичен с рождения до 1,5 месяцев жизни, затем постепенно сменяется лабиринтным установочным рефлексом – более новый этап развития двигательной сферы.
Признаки патологии нервной системы при исследовании безусловных рефлексов у детей до 1 года
Защитный рефлекс. При поражении центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать. У детей с церебральным параличом при усилении тонуса разгибательных мышц наблюдается длительный подъем головы с запрокидыванием ее назад (повышение тонуса в ногах).
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных.
При проверке этого рефлекса новорожденные иногда перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп, что схоже с походкой при детском церебральном параличе. Проверка скрещивания ног в нижней трети голеней у новорожденного при оценке реакции опоры неспецифична, т.к. у них повышен тонус аддукторов бедер, что является физиологичным для этого возрастного периода, но она специфична для ребенка 4-6 месяцев, т.к. может быть проявлением спастической диплегии.
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных часто угнетены или отсутствуют у новорожденных с родовой черепномозговой травмой, родившихся в асфиксии, при наследственных нервно-мышечных заболеваниях (из-за резкой мышечной гипотонии), у крупных и глубоконедоношенных детей.
Хватательный рефлекс. Отсутствие этого рефлекса у новорожденных детей практически всегда указывает на органическое поражение нервной системы: наличие церебральных повреждений, поражение периферических нервов или соответствующих шейных сегментов спинного мозга. Рефлекс может отсутствовать у глубоко недоношенных детей. Наличие стойкого хватательного рефлекса после 5-6 месяцев, особенно с конца первого года жизни, как правило, сочетается с повышением мышечного тонуса и позволяет заподозрить патологию центральной нервной системы.
Рефлекс ползанья Бауэра. У детей, родившихся в асфиксии, при внутричерепных кровоизлияниях, спинальных травмах этот рефлекс угнетен или отсутствует. При церебральной патологии рефлекс ползания сохраняется до 6 -12 месяцев.
Рефлекс Моро является одним из основных показателей общефункционального состояния новорожденного. Это один из много-
7
численных рефлексов двигательного автоматизма, который выявляется только у новорожденных детей. Он заключается в симметричном отведении верхних конечностей с разгибанием пальцев, с последующим приведением конечностей и сгибанием пальцев. Часто совпадает с громким плачем. Рефлекс Моро в норме наблюдается в первые 3-6 мес жизни. Его отсутствие указывает на генерализованное угнетение центральной или периферической нервной системы. Асимметричный рефлекс Моро заставляет заподозрить очаговые повреждения центральной или периферической нервной системы (что наблюдается при различных формах детского церебрального паралича).
Наконец, наличие этого рефлекса у детей старше 6 мес указывает на поражение коры головного мозга. Рефлекс вызывается громким звуком, но чаще пассивными движениями головы ребенка. Для этого туловище ребенка поддерживают правой рукой, а голову — левой. Затем голову отпускают, позволяя ей отклониться на 10-15°. При резком повышении тонуса мышц имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 — 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты. Если рефлекс отсутствует с одной стороны, то необходимо исключить перелом ключицы или плеча, врожденный или травматический периферический паралич. При поражении полушарий большого мозга он долго не редуцирует и может сохраняться у детей старше 5-6 месяцев, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.
Физиологический рефлекс Бабинского требует наблюдения в динамике и в комплексе с оценкой тонуса и других симптомов. Он отсутствует при периферическом параличе (парезе) ноги и важен также для общефункциональной оценки новорожденного: его нет при выраженном угнетении ЦНС. Длительное тоническое выпрямление большого пальца ноги в сочетании со спастичностью в ноге у детей конца первого года жизни может служить признаком поражения пирамидных путей.
Хоботковый рефлекс. Вызывается легким постукиванием пальцем по верхней губе ребенка — в ответ происходит складывание губ в виде хоботка. В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и у всех он постепенно угасает к трехме-
8
сячному возрасту. Так же, как и сосательный рефлекс, хоботковый связан с важнейшим для полноценного развития процессом — питанием. Рефлекс обусловлен автоматическим сокращением круговой мышцы рта ребенка — одного из важнейших «сосательных» мускулов. По аналогии с поисковым рефлексом, сохранение его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга, а отсутствие этого рефлекса у новорожденного нередко указывает на дисфункцию ствола головного мозга.
Поисковый рефлекс — если дотронуться чем-нибудь до щечки малыша, он повернет голову в эту сторону. При прикосновении к середине губы кроха откроет ротик и попытается найти соску. Гримасы, которые строит при этом ребенок, должны быть одинаковыми с обеих сторон. Если есть различия, возможно наличие родовой травмы или воспаления лицевого нерва. После 4 месяцев малыш открывает рот при виде соски, а не вследствие прикосновения. Часто поисковый рефлекс отсутствует у недоношенных детей вследствие угнетения или незрелости ЦНС. Отсутствие рефлекса у доношенных новорожденных и детей первых 2 месяцев перед кормлением указывает на возможное поражение головного мозга. Наличие повышенного или экзальтированного рефлекса у младенцев в конце первого года жизни свидетельствует о поражении полушарий большого мозга (гипоксически-травматическая энцефалопатия новорожденных, энцефалит и т.д.)
Сосательный рефлекс отсутствует у новорожденных и детей первых месяцев жизни перед кормлением при поражении мозгового ствола (родовая черепно-мозговая травма, тяжелая степень асфиксии и т.д.) и указывает на общую тяжесть состояния. Повышение
иэкзальтация рефлекса у детей в конце первого года может быть следствием органического поражения полушарий большого мозга.
Шейно-тонические и лабиринтный тонический рефлексы. Несвоевременная редукция у детей с поражениями нервной системы приводит к формированию патологической тонической активности, возрастает зависимость мышечного тонуса от положения тела и головы в пространстве. Это препятствует дальнейшему овладению ребенком двигательных функций.
ЭТО ВАЖНО! У новорожденных на поражение нервной системы указывает отсутствие нескольких безусловных рефлексов: защитного, опоры и автоматической походки (после 7-10 дня жизни), верхнего хватательного, ладонно-ротового рефлекса Бабкина
исосательного.
Моторика грудных детей нормально развивается при своевре-
9
менной редукции шейных тони?