Виды музыкальных игр и их роль в развитии ребенка

Виды музыкальных игр и их роль в развитии ребенка thumbnail

Наталья Колосовская
Характеристика и классификация музыкальных игр для дошкольников

Характеристика и классификация музыкальных игр

Одним из важных теоретических вопросов в педагогике и психологии была и остается — детская игра. Ведь игра – это отражение жизни. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. Понять природу детской игры – значит понять природу самого человека.

Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх — потешках, прибаутках.

Для взрослых не секрет, что их ребенок любит петь и танцевать, что счастливые мгновения его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и построить, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности. Взаимодействие ребенка с музыкой связано с активностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности, вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими детьми.

Музыкально — игровая деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру,с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Каждый вид музыкально — игровой деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Очень хорошо в музыкальной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). И наконец, музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Музыкальная игра — это самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности. Классификация музыкальных игр:

• игры, развивающие музыкальный слух;

• игры, развивающие чувство ритма;

• игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

• игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности; музыкально-игровые композиции.

Музыкальные игры занимают важное место в жизни дошкольников как средство развития творчества и помогают решению различных задач, поставленных педагогом. Музыкально-игровая деятельность является одним из ведущих средств, при развитии у детей творческих способностей (как наиболее близкая ребенку). Музыкально — дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры. Музыкально-дидактическим материалом игр являются: — песни, инструментальные произведения; — набор музыкальных инструментов; — наборы музыкальных игрушек. Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями.

По форме проведения игры подразделяются на:

• статистические (стоя или сидя) — развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

Музыкальная игра «Теремок»

Цель: развитие координации движений, общее оздоровление организма ребенка, тренировка памяти и навыков устной речи.

Ход игры: Ребенок становится на полу и, напевая песенку, выполняет определенную последовательность действий.

«Вот стоит высокий дом», — ребенок поднимает ручки над головой.

«Крыша – треугольник в нем», — ребенок складывает ручки над головой, формируя треугольник.

«Окна открываются», — малыш опускает ручки на уровень груди и разводит их в стороны.

«Двери закрываются», — ручки малыша перекрещиваются впереди.

«Из трубы идет дымок», — ручкой в воздухе описывается спираль.

«Вот чудесный теремок!», — ручки малыша снова поднимаются вверх.

• игры с движением — развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Народная музыкально-подвижная игра «Ручеек»

Цель игры: приобщение к народным традициям, обучение ритмики, тренировка координации движений, развитие коммуникативных способностей.

Ход игры: Дети разбиваются на пары, берутся за руки и становятся друг за другом. Сцепленный руки поднимают вверх, формируя коридор.

Под народную плясовую мелодию первая пара пробегает по коридору до самого его конца и становится последней. Следом за ней бежит вторая пара. Игра продолжается, пока последняя пара не пробежит по коридору. После этого дети берутся за руки и водят хоровод. Потом вновь разбиваются на пары, ручеек бежит снова.

• Игры с речью развивают вокально — слуховую и двигательно — слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Пальчиковая игра под музыку «Мышь полезла в первый раз»

Цель: тренировать мелкую и крупную моторику, развивать речь, память, внимание и музыкальный слух ребенка.

Ход игры:

Слова песенки сопровождаются движениями.

«Мышь полезла в первый раз посмотреть, который час», — собранные в щепотку пальчики «бегут» по противоположной ручке от кисти до плечика.

Читайте также:  Как понять когда ребенок отстает в развитии

«Вдруг часы сказали «Бом!», — ребенок делает хлопок над головой.

«Мышь скатилась кувырком», — ручки ребенка делают круговые движения и как будто скатываются вниз.

Далее, мышка карабкается на часы второй и третий раз, соответственно, петь слово «Бом!» и хлопать над головой необходимо дважды и трижды.

• Игры — шутки активируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух и все стороны музыкально — слуховых представлений.

• Игры — песни развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

• Артикуляционные игры — укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

• Игры — забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.

• Игры — загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.

«Угадай мелодию!»

Цель игры: развитие музыкального слуха и памяти ребенка дошкольного возраста, тренировка устной речи.

Ход игры:

Дети сидят на ковре или стульчиках. Им выдают флажки. Звучит мелодия из песенки или включают ее фрагмент. Дети должны отгадать ее название или суметь продолжить. Тот малыш, который угадал мелодию и первым поднял флажок, напевает ее под музыку, остальные ему помогают.

• Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно.

Сперва создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание. Далее идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На заключительном этапе осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводиться без музыки, а затем с музыкальном сопровождением. Цель этих упражнений — подготовить тело ребёнка к воспроизведению действия, разогреть мышцы, участвующие в возникновении движения. В музыкальной деятельности можно выделить три группы музыкальных игр:

• Первая группа- игры на развитие внимания.

• Вторая группа- игры на развитие памяти.

• Третья группа- игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность.

Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух. Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти. Игры третей группы содействуют развитию умственных действий — сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза. Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

Игры на развитие внимания.

Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание — одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.

Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т. к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

«Небо, воздух, земля»

Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Ход игры. Дети двигаются под марш по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо»— поднимают руки вверх, «Воздух»— руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле чёткого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередования с лёгким бегом.

Игры на развитие памяти.

Память развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.

Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.

«Фотоаппарат»

Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания.

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у стены на стульях, другая — получает задание запомнить порядок сидящих.

Под музыку спокойного характера дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончанию музыки каждый ребёнок второй подгруппы называет на ушко педагогу тех детей, которые пересели. При повторении игры состав подгрупп меняется.

Игры на развитие мышления

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи — слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни — сенсорный, смысловой, понятийный. Ребёнок живёт в мире самых разных звуков — природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания: помогает ребёнку вслушиваться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Читайте также:  Что купить ребенку для развития

«Кто как кричит?»

Цель. Развивать логическое мышление, ладовый слух, диалогическую реч.

Оборудование. Картинки с изображением телёнка, козлёнка, ослёнка, утёнка, гусёнка, котёнка.

Ход игры. Инсценируется песня «Кто как кричит?». Показывая картинки, педагог задаёт детям вопрос по устойчивым звукам мажорного лада, останавливаясь на 5- ступени- доминанте. Дети пропевают ответ по звукам нисходящего звукоряда.

Му-Му! Кто кричит? Маленький телёнок.

Ме- Ме! Кто кричит? Маленький козлёнок.

И- а! Кто кричит? Маленький ослёнок.

Кря- Кря! Кто кричит? Маленький утёнок.

Га- га! Кто кричит? Маленький гусёнок.

Мяу- мяу! Кто кричит? Маленький котёнок.

В дальнейшей работе над песней дети распределяются по ролям: первый ребёнок — пропевает звукоподражания, второй – задаёт вопросы, третий — отвечает.

Игры – забавы

«Солнышко и дождик»

Ход игры: Дети идут по кругу и поют (далее выполняют движения по тексту):

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Дождь идет, скорей домой!

Под быструю музыку дети бегут к воспитателю под зонтик.

Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 стр. — (Логопед в ДОУ).

Музыкальная игра способна доставить ребенку немалое удовольствие потому, что он:

• наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);

• имеет возможность выражать свои эмоции;

• имеет возможность двигаться;

• общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса.

Одновременно с этим музыкальная игра положительно влияет на развитие и личностное становление дошкольника, так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни, ребенок тренирует речь и память.

Музыкальные игры в большинстве своем подразумевают наличие правил, которые дисциплинируют дошкольника.

В процессе игры развивается образное мышление ребенка, так как приходится «вживаться» в ту или иную роль: быть паучком, зайчиком, ветками пальмы, морской волной, прочее.

Малыш учится слушать и слышать музыку, становится более внимательными и сконцентрированным.

У двигающегося в такт музыке ребенка развиваются ладовое и музыкально — ритмическое чувства, а также взаимосвязь между ними.

Дети часто воспринимают веселые музыкальные игры как некое вознаграждение, поэтому педагоги могут использовать их в качестве дисциплинирующего фактора.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Значение музыкальных игр в жизни ребенка » Старший воспитатель Воротникова Т.Г

Описание слайда:

«Значение музыкальных игр в жизни ребенка » Старший воспитатель Воротникова Т.Г

2 слайд

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухом

Описание слайда:

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.         Виды самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организовывают театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкальные игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.         Основное значение музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

3 слайд

Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них иници

Описание слайда:

Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.                Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.         В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

4 слайд

Музыкальные игры на занятиях. Музыкальные занятия строятся нами с учетом общи

Описание слайда:

Музыкальные игры на занятиях. Музыкальные занятия строятся нами с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение. Применение музыкально игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.

5 слайд

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и му

Описание слайда:

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально — ритмических движений, слушания музыки. Игры на музыкальных занятиях мы начинаем проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игр

6 слайд

Использование музыкальных игр в процессе пения.   Развитие певческих навыков

Описание слайда:

Использование музыкальных игр в процессе пения.   Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Песня звучит на утренниках и развлечениях и музыкальных спектаклях, сопровождает игры, танцы, она – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию. Музыкальные игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.  

Читайте также:  Кубик для развития ребенка своими руками

7 слайд

Использование музыкальных игр в процессе слушания музыки. В процессе слушания

Описание слайда:

Использование музыкальных игр в процессе слушания музыки. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению, запоминанию.

8 слайд

Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разгово

Описание слайда:

Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой. Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части. Музыкальные игры так же хорошо использовать для закрепления пройденного материала . Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию, подбирать иллюстрации по ее содержанию. И если кто-нибудь затрудняется в выборе картинки, то многие готовы прийти на помощь.  

9 слайд

Использование музыкальных игр в процессе ритмических движений. На занятии отв

Описание слайда:

Использование музыкальных игр в процессе ритмических движений. На занятии отводится время разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, двигаться в соответствии музыки с музыкальным образом, динамикой музыки. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.

10 слайд

Для малышей желательно использовать в музыкальных играх игрушки, с помощью ко

Описание слайда:

Для малышей желательно использовать в музыкальных играх игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности. Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком.

11 слайд

Использование музыкальных игр в процессе ритмических движений.   Деятельность

Описание слайда:

Использование музыкальных игр в процессе ритмических движений.   Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма. Что позволяет им выразительно исполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения. Придумывать свой танец, используя знакомые плясовые движения

12 слайд

Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритм

Описание слайда:

Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми, с выполнением творческих заданий.  

13 слайд

Вариативные формы музыкальной деятельности детей среднего возраста (3-5 лет)

Описание слайда:

Вариативные формы музыкальной деятельности детей среднего возраста (3-5 лет) Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра) Музыкальные игры-фантазирования Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия Музыкально-дидактические игры Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием Концерты-загадки, беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке

14 слайд

Вариативные формы музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраст

Описание слайда:

Вариативные формы музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возрасте (5-8 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игровая (сюжетно-ролевая игра) Формы музыкальной деятельности Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность Музыкально-дидактические и компьютерные игры Музыкальные игры-импровизации Интегративная деятельность (художественная полидеятельность) Исследовательская (опытная) деятельность Театрализованная деятельность Хороводная игра Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты Клуб музыкальных интересов. Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений). Проектная деятельность

15 слайд

Виды музыкальных игр и их роль в развитии ребенка

16 слайд

Именно с этой целью применяю такие пособия, как музыкальные игры, которые, во

Описание слайда:

Именно с этой целью применяю такие пособия, как музыкальные игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

17 слайд

Виды музыкальных игр и их роль в развитии ребенка

18 слайд

ЛИТЕРАТУРА 1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просв

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА 1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. 3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, — М.: Просвещение, 1983. 4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6. 5. Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. 6. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. 7. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. — М.: Просвещение,1974. 8. Караманенко Т. Н. Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 1973. 9. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М.: Просвещение, 1992. 11. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/ Изд. Мозайка-Синтез, М. 2008. 12. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982  

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1507334

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник