Развитие речи у ребенка перед школой

Развитие речи у ребенка перед школой thumbnail

  Консультацию подготовила

 учитель – логопед Тихомирова М.А. 

     Каждую весну оживление и волнение приходится наблюдать не только в природе, но и среди родителей будущих первоклассников. Они приводят детей в школу на занятия по подготовке в первый класс, просят посмотреть ребёнка логопеда, психолога. Набор вопросов от родителей стабилен каждый год: «Ну, как, готовы мы к школе? А по какой программе нам отдавать ребёнка? А мой ребёнок всё знает или подучить что-то?».

     На что должны обратить внимание родители перед поступлением ребенка в школу:

1.Звуковая сторона речи. К моменту поступления в школу ребёнок должен правильно произносить все звуки речи. Ребенок  должен звуки дифференцировать (различать) на слух. Придумывать слова на любой заданный звук.  Сливать звуки в слово (с-л-о-н — слон).  

2.Слоговая структура слов. Ребёнок должен уметь воспроизводить слова различной слоговой структуры  (скакалка, квартира, аквариум, лекарство, парикмахерская и т.д.). А также предложения состоящие из этих слов (Регулировщик  стоит на перекрёстке. Троллейбус остановился около светофора.)

3. Фонематические представления. Ребенок должен уметь определять, есть ли в слове заданный звук? (есть звук «Р» в словах бобы, горох, капуста…) Называть первый и последний звуки, называть все звуки в слове МАК и т.д.

4. Словарь и грамматический строй речи.  Предлагаем родителям провести игры со своими детьми.

Игра «Назови части».

Ребёнок должен перечислить части предмета (птица — клюв, крыло, перья, когти, лапы, хвост; рубашка — петли, манжеты, воротничок; чайник — крышка, носик, донышко, ручка; ботинок- язык, каблук, подошва, шнурок).

Игра «Назови во множественном числе»

Ребенок должен уметь образовывать слова во множественном числе, правильно при этом изменять слово.  ( лампа – лампы – много ламп, пень – пни – много пней, ухо – уши – много ушей)

 Игра «Согласование с числительными»

Ребенок  должен правильно выполнять счет предметов. (согласовывать существительное и числительное). (одна змея, две змеи, три змеи, четыре змеи, пять змей, шесть змей, … десять змей)

Игра «Назови предлог правильно»

Ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве (вверху — внизу, далеко – близко,…), в своем теле (право – лево), ориентироваться на листе бумаги. Также необходимо, чтобы ребенок  использовал  в речи простые и сложные предлоги.  Чтобы проверить насколько точно в речи ребёнок использует предлоги, из бумаги сделайте птичку. Перемещая птичку по комнате, ребёнок сообщает вам, где она находится: птичка на дереве, над домом, под кустом, между домами, под крышей, в небе и т. д.

Игра «Какой,  какая,  какие,  какое?»

Ребенок должен иметь хороший запас слов – признаков (количество прилагательных обозначающих цвет, форму, величину предмета). Например: ребёнок разукрашивая огурец комментирует: «Огурец зелёный, длинный, овальный, сочный, хрустящий; цыплёнок — маленький, жёлтые, пушистый».

Ребёнок должен подобрать 3-4 признака к предмету.  Обратите внимание ребёнка из чего сделаны предметы: «Дом из дерева, он — деревянный, окна из стекла, они — стеклянные, трактор из железа, он — железный».

Игра «Сварим компот»

Играя в эту игру, вы проверите, как ваш ребёнок образует прилагательные от существительных, верно ли согласует существительные с прилагательными.

 «Все овощи и фрукты поспели, мы будем с тобой собирать урожай и делать заготовки. Если сварим варенье из малины, оно будет малиновое, а если сварить из вишни -, из сливы -, из яблок -? А теперь закрывать будем компот: из вишни — вишнёвый, из яблок — яблочный и т.д.».

Игра «Назови действие»

Проверьте словарь действий (глаголов). Как передвигается конь? Как голос подаёт? (Конь скачет, ржёт). Что делает тракторист? (Тракторист пашет, сажает, убирает урожай.)

5. Связная речь.

Попросите ребёнка рассказать о его любимом сказочном герое. Предложения должны быть распространённые и состояли из 5-6 слов. В этом возрасте в речи ребёнка должны быть предложения сложносочинённые и сложноподчинённые. Речь — эмоционально окрашена.

  Грамотная устная речь является фундаментом образования, общения, важным звеном для успешности ребенка в школе. Каждый из родителей должен это осознавать и помочь своему ребёнку в обогащении и расширении словаря, а именно игра поможет это сделать ненавязчиво и интересно.

Желаю успехов!

Источник

Подготовка к школеЛюба подобрала своему сыну гимназию, недалеко от дома, да еще с бассейном. Саша благополучно прошел собеседование. Он умел читать, считать и немного писать. Но логопед на отрез отказалась вынести свой положительный вердикт, ссылаясь на то, что ребенок плохо ориентируется во временных понятиях, его речь скудна и немногословна. У ребенка плохо развито словообразование, и он с трудом может описать предмет, составить рассказ по картинке. И маме и логопеду было понятно, что проблема не в умственном развитии ребенка, а в отсутствии навыков, которыми необходимо обладать перед школой. Например, вы научились вышивать и знаете, как это делается, но пока ваша работа идет медленно и выглядит неаккуратно. То же самое было и с речью Саши. Он знал или имел общее представление, скажем, как от слова образовать уменьшительно-ласкательную форму, но не применял этого в речи.

Он знал прилагательные, наречия, но никогда ими не пользовался. Если он описывал какое-нибудь действие, то только глаголами: «Он увидел, побежал, догнал, взял».

Люба убедила логопеда назначить ей еще одну встречу в августе. Она обещала подтянуть Сашу за лето, и обратилась к районному логопеду. Та рассказала, каким проблемам в речи ребенка надо уделить особое внимание, какую литературу стоит прочесть и по каким методикам заниматься.

Саша вместе с мамой одолел за лето необходимый объем знаний. И все то, что он знал до этого, теперь систематизировалось. Он отслеживал свою речь и старательно вставлял в нее непривычные для него слова. Вместо обычного высказывания: «Зима – это когда идет снег, а лето — это, когда тепло». Он говорил: «Зима и лето — это времена года. Зимой холодно. Вот почему замерзает вода, и осадки выпадают в виде снега».

Речь Саши сильно изменилась. Вместо коротких обрывочных фраз пошли сложноподчиненные предложения.

В августе Саша благополучно прошел собеседование с логопедом и был принят в гимназию. Задача была решена и цель достигнута. Но сколько усилий потребовалось Саше и его маме!

Все лето ежедневно, час-полтора они занимались речью. Согласитесь, это большая нагрузка для ребенка шести лет. Они находились в жестких временных рамках. Это нагнетало атмосферу и привносило в занятия нервозность.

Всего этого можно было избежать, если бы нужный объем знаний Саша усвоил не в течение трех летних месяцев, а в течение года.

Так что же должен знать и уметь ребенок перед школой?

Давайте поговорим сначала об общей психологической зрелости, которой должен обладать ребенок перед школой, а затем о том объеме знаний и умений, которым он должен располагать, и о роли родителей в этом процессе.

Психологическая зрелость подразделяется на три аспекта: социальная, эмоциональная, интеллектуальная.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение адаптироваться в детских группах, понимание требований учителя и выполнение функций ученика.

Эмоциональная зрелость проявляется в реакции малыша на те или иные события. В умении длительно выполнять не очень привлекательную работу. Должны быть выработаны навыки поведения в стрессовых ситуациях.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка улыбка

Интеллектуальная зрелость — это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений и координации.

За основу готовности к школе принимается некий необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться.

Сюда входит и положительное отношение к школе, чтение, мышление, речь, счет, внимание, память, запас знаний.

Перечислим, что должен знать и уметь ребенок перед школой:

  • Ребенок должен уметь заниматься самостоятельно, каким-нибудь делом в течение тридцати минут.
  • Уметь составлять рассказы по картинкам более чем из пяти предложений, используя наречия, прилагательные и сложноподчиненные предложения.
  • Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть.
  • Изменять существительные по числам.
  • Считать до десяти и обратно.
  • Решать простые задачи на сложение и вычитание.
  • Читать по слогам.
  • Иметь хорошую координацию. Уметь рисовать и раскрашивать картинки.
  • Уметь обобщать, называть группу предметов одним словом.

Ваш ребенок ходит в садик или в подготовительную группу. Вы помогаете ему выполнять домашние задания. Но, тем не менее, старайтесь помимо заданного материала помочь систематизировать те знания, которые ему даются на занятиях и которые он получает в повседневной жизни, при общении с окружающими, из книг, телевидения. Помогайте ему устанавливать логическую связь между предметами, чтобы он знал как можно больше названий предметов, вещей, явлений и умел их обобщать.

Ребенок четко должен знать основополагающие понятия: мир растений, мир животных, мир человека, времена года.

В мир растений входят темы: овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, лес. Малыш должен знать названия растений, ягод, овощей.
В мир животных включены темы: дикие животные, домашние животные, дикие животные юга и севера, домашние и дикие птицы, насекомые, земноводные.
Мир человека — это темы: человек, семья, улица, город, дом, транспорт. Одежда, обувь, посуда, мебель. Продукты питания. Профессии.
В тему времена года входят описание природы в каждый сезон, явления, которые можно отследить.

Развитие речи ребенкаОбратите внимание на:
Образование множественного числа от существительных единственного числа. Ухо – уши, яйцо — яйца.
Образование родительного падежа множественного числа существительных. Есть уши – нет ушей. Есть стулья – нет стульев.
Образование творительного падежа существительных. Ткань режут чем? Ножницами. Бревно пилят чем? Пилой.
Согласование прилагательных с существительными. Мяч зеленого цвета. Какой? — Зеленый.
Сочетание существительных с числительными. Одна кукла, две куклы… пять кукол. Один помидор… пять помидоров.
Использование предлогов. Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике… Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла.
Образование приставочных глаголов. Девочка вышла из дома. Она переходит улицу. Девочка к дому подходит.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маленький заяц – зайчик, маленький огурец — огурчик.
Образование относительных прилагательных. Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая.
Образование сложных слов. Машину водит кто? Водитель. Трубы чистит кто? Трубочист.

Особое внимание уделите словообразованию, формированию грамматических средств языка. Этим не нужно заниматься специально, отводя определенное время на занятия. При общении с ребенком акцентируйте внимание на тонкостях русского языка, исправляйте ошибки. Просите повторить до тех пор, пока это не войдет, не вольется органично в речь ребенка.

Занятия на грамматику русского языка можно проводить и на прогулке, и в магазине, в гостях, в транспорте, да где угодно. Что-то малыша заинтересовало. «Мама, смотри, какая машина!» «Какая?» — переспрашиваете вы. «Красная», — отвечает вам ребенок. «А если она перевозит груз, то, как она называется?» «Грузовая». «Грузовую машину мы как можем назвать, одним словом?» «Грузовик». «Грузовик сделан из железа. Значит, он какой?» «Железный», — следует ответ ребенка. «А кто ведет машину?» «А машина по чему едет? А куда она свернула? А дом для машины как называется? Вот большой грузовик. А как мы назовем маленький грузовик? Правильно, грузовичок». На первый взгляд вы обсуждаете с малышом им увиденное: проехал грузовик. А смотрите, сколько вы проделали грамматических упражнений: здесь и словообразование, знание профессий, отработка предлогов. «Едет по дороге. Повернул за угол». Образование уменьшительно-ласкательных слов.

Все эти упражнения не сложные. Они не требуют дополнительного времени. Не кивать головой: «Да машина проехала». А вывести ребенка на разговор, на обсуждение.

Но если ребенок почувствует, что вы с ним не просто разговариваете, а ведете очередное занятие по развитию речи, он закроется и не захочет ничего обсуждать. Поэтому старайтесь больше говорить с малышом, расспрашивая его заинтересованно, подсказывая время от времени. Введите в обиход игру на словообразование. И сами со временем поймете, насколько интересен и сложен русский язык. Иногда и сами мы, взрослые, не знаем, как правильно употребить то или иное слово. Например, как называется детеныш у жирафа?

Не откладывайте на потом, что, дескать, перед школой научите, натаскаете своего ребенка, а начинайте заниматься с малышом. Приучайте его говорить правильно.

У кого-то из детей от природы развит фонетический слух, у других нужно формировать речь, отрабатывать словообразование. Требуется терпение и время, поэтому начинайте сейчас.

Вы с малышом на кухне? Моете посуду? Прекрасное место для беседы. Спросите его: «У меня в руках тарелка из глины, какая она?» «Правильно, глиняная. Я ее намочила водой, какая она?» «Мокрая». «Сейчас мы будем пить чай. Что понадобится для чаепития?» «Чайные чашки, блюдца, чайные ложки, заварной чайник». «А куда нужно положить масло? Правильно, в масленку. А куда кладется селедка? Насыпается сахар? А как ты думаешь, почему мясорубка называется мясорубкой?»

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, предлагайте ему повторять русские и иностранные, знакомые и незнакомые слова. «Скрупулезность, межконтинентальный, высококвалифицированный».

Очень полезно запоминать предметы, их количество, взаиморасположение. Обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Учите его сравнивать различные предметы и явления – что в них общего, чем отличаются. Особенно хорошо сопоставлять два почти одинаковых рисунка, с целью найти отличия.
При этом развивается речь ребенка, обогащается его словарный запас. Он начинает задумываться, как сказать правильно. Он сознательно формирует свою речь. И вы старайтесь говорить с малышом развернутыми предложениями, обогащенными наречиями и прилагательными, называя как можно больше признаков предмета. Вспомните, как грустно выглядят взрослые и дети, говорящие немногословно и косноязычно. А ведь все в наших руках!

Источник

Логопед, коррекционный педагог Мария Коток расскажет, как родители самостоятельно могут проверить уровень развития речи ребенка перед школой.

Одним из основных и ведущих показателей готовности ребенка к школе является уровень его речевого развития. Для того чтобы определить насколько этот уровень соответствует возрастной норме, родители ведут ребенка к логопеду.  В большинстве случаев, заботливые мамы и бабушки вполне способны сами в домашних условиях, в игровой форме, используя подручные материалы, определить насколько правильна и богата речь их малыша. Естественно, это абсолютно не заменяет посещение специалиста. Но предварительно самообследовав речь ребенка родитель легко сможет определить, что соответствует общепринятым нормам, а чему следует уделить больше внимания, таким образом, сделав визит к логопеду менее волнительным.

Читайте также:  Пройти тест на развитие ребенка 5 лет

Читай также: Речевые партнёры ребёнка: взрослый и сверстник

Ниже приведено несколько вариантов игровых тестов, которые помогут определить уровень речевого развития вашего будущего первоклассника.

1. Положите перед ребенком 8-10 картинок с разными предметами. Описывайте свойства предметов 2-3 словами. Задача ребенка указать на картинку с загаданным предметом, а после, придумать подобные описания для других картинок. Например: родитель описывает картинку, где изображено мороженое: сладкое, холодное, белое.

Развитие речи: как самостоятельно проверить ребенка перед школой - изображение №1

2.  Положите перед ребенком сюжетный рисунок и предложите ему придумать рассказ. Дайте для опоры 5-6 слов, которые ребенок должен использовать, придумывая его. Рассказ должен состоять из 5-6 предложений. Можно также предложить ребенку придумать рассказ по серии сюжетных картинок, расставив их в правильной последовательности.

Развитие речи: как самостоятельно проверить ребенка перед школой - изображение №2

3. Поиграйте в игру «Наоборот». Например: подбирайте слова с противоположным значением: слон большой, а мышка — …, подушка мягкая, а стол …, огонь горячий, а лед …, Баба-Яга злая, а Дед Мороз …, река широкая, а ручеек … и  т.д.

4. Поиграйте в скороговорки. Например:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • У сестры Оксаны, сами едут сани.
  • Біг додому лісом лис, шелестів за лисом ліс.
  • Зупинивсь на зрубі зубр, задивився зубр на зруб.

5. Предложите ребенку определить, с какого звука начинаются слова.  Например: летчик – ль, мама – м, зима – зь, рыба – р и т.д.

6.  Игра «Один-много»: дом – дома, книга -…, дерево — …, игрушка — …, яблоко — …, цветок — … и т.д.

Развитие речи: как самостоятельно проверить ребенка перед школой - изображение №3

7. Описывайте предметы (лимон, машина, зеркало, ваза, диван, морковка, молоко, огурец) по такой схеме: Яблоко: это фрукт, оно круглое, красное, сладкое, его едят. Чашка: это посуда, она белая, маленькая, из нее пьют чай.

Развитие речи: как самостоятельно проверить ребенка перед школой - изображение №4

8. Попросите ребенка рассказать, чем он занимается по вечерам, в выходные дни, летом, во что любит играть, с кем дружит и т.д. Главное — это должно выглядеть небольшим рассказом,  а не ответом на вопросы.

Эти задания можно выполнять как на русском, так и на украинском языке. Если выполнение данных заданий не составит для ребенка труда – вам не о чем переживать. Если же что-то не получается, потренируйтесь, уделите этому больше внимания, приобретите тетради по речевому развитию для дошкольников.

Очень важно обратить внимание на звукопроизношение. К 6-ти годам у ребенка практически полностью должна сформироваться звукопроизносительная сторона речи.

Обратите внимание на то, как ребенок произносит звуки изолированно и в словах. Самые проблемные звуки, как правило, [л-л’], [ж-ш], [ч], [р], [с-з]. Если какие-то из этих звуков ребенок произносит искаженно (звук [р] – горловой (французский)), заменяет другим (лампа-вампа, лимон-йимон) или отсутствует совсем (перо-пео), необходимо обратиться к логопеду за помощью.

В конце концов, перед школой еще целое лето, за которое можно многое успеть!

Читай также: Нужны или не нужны ребенку курсы подготовки к школе?

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Источник

Итак, перед нами новоиспеченные первоклассники. Робкие, непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят… Присмотритесь повнимательнее: вдруг им действительно трудно овладеть речью? Нет ли здесь нарушений, которые впоследствии обернутся серьезной проблемой и для ученика, и для учителя?

О том, как распознать серьезные логопедические нарушения у детей, чем помочь и что сказать родителям, рассказывает учитель-логопед с 15-летним стажем Марина Владимировна Хорева.

Массовая школа или «логопедическая»?

Сейчас больше половины российских первоклассников имеют логопедические нарушения разной степени тяжести. Однако не всякое нарушение является препятствием для обучения в массовой школе.

Как правило, серьезные нарушения речи не возникают сами по себе, а развиваются на фоне нарушенного интеллекта, родовой травмы, перенесенного тяжелого заболевания или серьезной педагогической запущенности. Обычно дети с такими расстройствами к семи годам уже находятся под пристальным наблюдением врача-невропатолога и поликлинического логопеда.

Решение о том, что ребенку нужно идти в специальную школу, принимается по итогам психолого-медико-педагогической экспертизы. Обратите внимание, что школьный логопед не уполномочен принимать подобные решения: он может всего лишь обратить внимание родителей на то, что их ребенку, возможно, будет тяжело успевать по программе массовой школы из-за логопедических нарушений.

Нарушения речи, с которыми дети не могут учиться в массовой школе

Алалия. У ребенка полностью или почти полностью отсутствует речь при хорошем физическом слухе. Как правило, причина алалии – поражение речевых областей головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не может произносить звуки, слова, соединять их в предложения, не чувствует грамматики языка. При сенсорной алалии не различает или очень плохо различает чужую речь, словно с ним говорят на иностранном языке.

Дизартрия. Это нарушение именно произношения: все звуки ребенок произносит нечетко, смазанно, у него либо слабый, либо резкий голос, которым он не вполне владеет. Темп речи либо замедлен, либо слишком ускорен, речь недостаточно плавная. Такие нарушения бывают у детей с ДЦП, серьезными поражениями нервной системы.

Общее недоразвитие речи (ОНР). В это понятие входят самые разные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Страдает и лексика, и грамматика, и фонетика, при этом слух и интеллект остаются сохранными. Признаки ОНР – аграмматичная, малопонятная речь, крайне скудный словарный запас, явные затруднения при выражении своих мыслей.

Нарушения речи, при которых ребенок, скорее всего, будет учиться в массовой школе

Задержка психического развития (ЗПР). Ранее этим детям ставили диагноз «задержка речевого развития». В первом классе этих детей отличает инфантильность, общая незрелость поведения, они говорят так, как другие дети говорили в четыре-пять лет. Как правило, к 4-му классу происходит компенсация и дети «выравниваются».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ситуация, когда у ребенка нарушены и звуковой анализ, и звукопроизношение. Он не может составить целое слово из последовательности звуков, не может последовательно назвать все звуки слова. Бывает, что в собственной речи ребенок все звуки произносит верно, но на письме совершает характерные ошибки, например путает глухие согласные с парными звонкими: «зуб» и «суп», «дуб» и «туп» для него одно и то же.

Неисправленные элементы общего недоразвития речи (ОНР). Как правило, ребенок хорошо произносит и различает звуки, но у него нарушены звуковой анализ и синтез. Встречаются такие элементы ОНР:

  • Аграмматизмы в речи: несогласования слов по роду, числу и падежу.
  • Нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает гласные в сложных словах и произносит слово как бы в укороченной форме.
  • Недостаточно связная речь: возникают трудности с составлением рассказа по картинке или с составлением развернутого ответа на вопрос.
  • Скудный словарный запас, односложные ответы на вопросы.

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Это очень распространенная проблема: из-за легкомыслия родителей или недостаточно добросовестной работы педагогов ДОУ дети к семи годам продолжают неправильно выговаривать те или иные звуки. «Чемпионами» среди сложных звуков оказываются «л» и «ль», «ч», «ш», «с», «з», «р». Как правило, поставить ребенку звуки – наименее серьезная логопедическая проблема, если за ней не стоит более серьезное нарушение.

Читайте также:  Развитие психомоторное ребенка недоношенного ребенка

Ринолалия – нарушение устной речи, связанное с излишним или недостаточным резонированием в носовой полости. Как правило, причина тому – механическое нарушение речевого аппарата, например расщелина на нёбе. Такие нарушения обнаруживаются еще в раннем детстве. На бытовом уровне это звучит как излишняя гнусавость и часто не вызывает тревоги у родителей. Однако, если в течение долгого времени ребенок слышит собственную искаженную речь, со временем это оказывает влияние на его звуковосприятие. Дети с ринолалией часто учатся слабее других, но это не повод ставить вопрос о переводе в особую школу.

Заикание. Частое повторение или пролонгация звуков, слогов, нарушение ритма речи, частые остановки. Часто заикание имеет невротическую природу, поэтому ребенка с этим нарушением речи наблюдает не только логопед, но и невролог. Заикание – из тех нарушений, которые заметны сразу, поэтому часто родители готовы активно помогать ребенку, заниматься с ним, водить к специалистам и т. д.

Всегда ли сразу ясно, что у ребенка нарушение речи?

Нет и нет! Часто учитель, взяв первый класс, в течение примерно полугода не может распознать, что у кого-то из его учеников есть логопедическое нарушение. Конечно, о нарушенном звукопроизношении, заикании и других проблемах, которые лежат на поверхности, вы узнаете сразу, однако более глубокие нарушения не проявят себя до тех пор, пока вы не начнете писать с детьми диктанты и просить их читать вслух.

Что может насторожить учителя?

Все перечисленные ниже сигналы могут оказаться и ложной тревогой: часто ребенок просто не понимает принципа, стесняется или слабо подготовлен к школе. Но, к сожалению, зачастую дело оказывается именно в логопедическом нарушении, которое гораздо легче исправить на начальных этапах. Присмотритесь к ученику повнимательнее, если он:

  • не может выделить гласные в словах, «прохлопать», «простучать» слово;
  • не может дифференцировать твердость и мягкость согласных: звук «л» и «ль» для него одно и то же, причем он может произносить все звуки правильно и делать ошибки только на этапе анализа;
  • не может распознать букву по образу (оптическая дисграфия): естественно, на этот сигнал стоит обратить внимание, если вы точно знаете, что ребенку уже неоднократно показывали буквы;
  • систематически пишет приставки отдельно от слов, а предлоги – слитно;
  • пишет слитно все слова в предложении, без пробелов – одним длинным словом;
  • не чувствует границ предложения: не ставит заглавную букву в начале и игнорирует точку в конце предложения.

Обычно первый же короткий диктант может принести вам много подобных «сюрпризов». Потребуются вся ваша чуткость и внимание, чтобы понять, что это: недостаточное овладение материалом или первый знак упущенной логопедической проблемы. Для самого ребенка лучше, если эта проблема будет выявлена как можно раньше. Во втором классе, когда ребенок начнет гораздо больше читать и писать, ему будет значительно сложнее усваивать программу, а к четвертому безобидная на первый взгляд проблема будет грозить дисграфией.

Что делать, если вы замечаете у одного из своих учеников нарушение речи?

Итак, вы практически уверены, что у вашего ученика есть логопедические нарушения. Не стоит удивляться, что до вас этого никто не замечал. Как мы уже говорили, не все нарушения речи сразу заметны: возможно, пока ребенок не пытался читать и писать, проблемы были неочевидны.

К тому же логопедические нарушения имеют свойство прогрессировать со временем. Часто родители обнаруживают у ребенка-дошкольника задержку речевого развития, начинают водить его к специалисту и прекращают занятия, как только ребенок достигает видимых результатов. Проходит год, и все неприятности возвращаются.

Чтобы принять решение о том, насколько тяжелые нарушения речи наблюдаются у ребенка, вы можете инициировать созыв школьной комиссии, состоящей из завуча, школьного логопеда и психолога. Комиссия посещает ваши уроки, наблюдает за ребенком и затем принимает решение о переводе ребенка в специальную школу, о формировании для него индивидуального плана и т. д.

Однако начать стоит с более мягкой меры: поговорите с родителями ребенка, укажите на тревожные сигналы, которые вы заметили, и убедите родителей показать ребенка логопеду.


5 аргументов, которые вы смело можете использовать, когда советуете родителям найти для ребенка логопеда:

  1. Речь – это ключ к успешной жизни. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он изъясняет свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно. Не всегда, чтобы правильно говорить, достаточно уметь произносить «р» и «ш».

  2. Логопедические нарушения – серьезное препятствие для успешной учебы. Иногда нам кажется: ребенок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. А на самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь. Неграмотные сочинения и изложения, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.

  3. Неисправленные речевые нарушения снижают качество жизни человека. Наиболее частые осложнения речевых отклонений – дислексия и дисграфия. Ребенок может до старости читать по складам, испытывать огромные сложности при написании любой простой записки. Со временем к этим осложнениям добавляются психологические трудности – избегание текста, публичных выступлений и т. д.

  4. На раннем этапе все можно исправить. А если не исправить до конца, то научиться поддерживать в таком состоянии, чтобы ребенок мог продолжать учиться, не испытывать постоянного дискомфорта.


А вот чего учителю делать не стоит:

  • Игнорировать проблему. Поверьте, ребенок упорно делает по десять ошибок в диктантах, пропускает буквы, не слышит гласные не потому, что плохо подготовился. Скорее всего, он действительно нуждается в профессиональной помощи.

  • Делать выводы об интеллекте ребенка. Логопедические нарушения часто развиваются на фоне сохранного и даже очень яркого интеллекта. Не позволяйте себе мысль, что ребенок, который плохо говорит, читает и пишет, глуп: скорее всего, это просто неправда.

  • Винить себя. Даже блестящему педагогу бывает крайне сложно научить чему-то ребенка, у которого выявлены логопедические нарушения. В том, что ребенок не успевает, нет вашей вины, а помочь ему должен специалист – учитель-логопед.

  • Пытаться самостоятельно решить проблему. Стихи, скороговорки и другие речевые упражнения, показанные здоровым детям, могут только помешать ребенку с логопедическим нарушением. Не пытайтесь ставить ребенку звуки, которые он неправильно произносит. Если ребенок переставляет слоги в словах и не может запомнить буквы, не давайте ему как можно больше читать на уроках – так вы только закрепите ошибки.

  • Жалеть ребенка и игнорировать его ошибки. Бывает, педагог, жалея ребенка, говорит ему «молодец» даже тогда, когда он явно сильно ошибся. Такой метод не полезен: обычно ребенок и сам отлично понимает, что у него не все получилось. Обязательно сообщайте об ошибках, хвалите в случае успехов – ваша объективность пригодится нам тогда, когда ребенок справится со своими логопедическими проблемами и станет учиться наравне со всеми.

Источник