Развитие психомоторное ребенка недоношенного ребенка

Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных появляются в более поздние сроки, чем у доношенных. Недоношенные позже начинают сосредотачиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности: при II степени — на 1-1,5 мес, при III—IV степени — на 3-4 мес К концу первого года жизни большинство детей с I степенью недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные У длительно болеющих детей при отсутствии необходимого ухода отставание в нервно-психическом развитии более выражено (табл. 3-3 и 3-4)

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ НА УЧАСТКЕ

Первое посещение недоношенного участковым педиатром (совместно с заведующим отделением) проводят в первый день поступления на ребенка участок, а повторный осмотр — на следующий день. На первом месяце педиатр посещает ребенка 1-2 раза в неделю, в возрасте от 1 до 6 мес — 1 раз в 2 нед, а в возрасте 6-12 мес — 1раз в месяц (по показаниям чаще). В первые 3-4 мес жизни, а также в период повышенной заболеваемости ОРВИ, врач осматривает ребенка только на дому.

В связи с более частым поражением ЦНС, опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха, недоношенные должны уже на первом месяце жизни осматриваться специалистами (невропатологом, хирургом, ортопедом, окулистом) в поликлинике и повторно (по их рекомендации) — на дому. При массе тела при рождении менее 1500 г, при патологическом течении беременности и родов повторный осмотр этими специалистами показан во 2-м полугодии и в возрасте 1 года. Дети с выявленной патологией должны наблюдаться у соответствующих специалистов до возможной реабилитации.
Недоношенные, перенесшие тяжелую форму гемолитической болезни, нуждаются на протяжении первых 3 месяцев в регулярном и более частом наблюдении невропатолога и отоларинголога В реабилитации принимают участие врачи-физиотерапевты, специалисты ЛФК.

Таблица 3-3. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в первые 6 мес

Возраст (Мес) недоношенные детиПоказательВозраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г)
до 1S0O1501-17001701-20002001-2500
1Фиксирует взпят2-32-2,51-21-1,5
Первая ушбка2-42-32-2,51-2
Попытка удержать голову, лежа на животе3-42,5-32-2,51-2
2С тежение и прислу шивание4-53,5-45-32-2,5
Быстро отвечает у тыбкой4-63,5-4,53-42-3
3Сосредоточение зрительное и стуховое5-65-5,54-4,53-4
Комплекс «оживление»5,5-65,5-64-4,53-4
С тучайно наталкивается рукой на игрушку висянгую над грудью5-6543-4
Хорошо удерживав голову и сосредоточивай взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном почожении6-6,5543-4
Есть упор ног5-6543-4
Начало гутения4-54^1,53-43 3,5
4Находит невидимый источник звука665-5,54,5
I ромко смеется65-5,5S4,5
Захватывает подвешенную игрушку6664,5
Гуэение665,54,5
5Различает тон, обращенный к нему речи, оттичает чужих от близких6^ 7665,5
Четко берет игрушку из рук взрос того6,5-76,565,5
Переворачивается на живо) устойчиво стоит приподдержке7,57656
Подолгу гутиг7,5765,5
6Свободно берет игрушку из разных положений7,5-875 876-7
Переворачивается с живота на спину, подпотзает8-8,57,5-86,5-76-6,5
Начало тенета87,576-7
Fct с южки, снимает пищу губами7,576,56

Таблица 3-4. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в возрасте 6-12 мес (по методическим рекомендациям МЗ СССР, 1979)

Возраст (мес) недоношенные детиПоказателиВозраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г)
до 15001501   17001701-20002001-2500
7Хорошо потзаег10-111098,5
Подолгу лепечет9,5  108,5-98-8,58
На вопрос «Где9» находит предмет расположенный в одном и том же месте99875
8Долго занимается игрушками1011985
Сам садится и тожится встает держась за барьер перест)пает10-1211   129-109
Громко повторно переносит слоги10-1212109,5-10
Выполняет «тадушки» «дай ручку», «до свидания»10-1111,59-108-9
Сам ее] хлеб, пьет из чашки, которую держит взрослый9,5  109,598
9Действует с предметами по разному катает вынимает11,51110,58-9,5
Ходит, слегка придерживаясь12,5-1311-1210-119-10
Повторяет различные слоги за взрослыми12-12,512И10
Знает свое имя на вопрос «Vie>» находит предмет в разных местах1211,510-119 10
Появзяется навык опрятности9,5-109,599
10Открывает, вкладывает итрушку1251211,511
Взезает на невысокую поверхность и стезает с нее13-1412-1311-1210-11
По просьбе «дай» подает знакомые предметы13-1412-1311,5-1210-11
11Накладывает кубики, снимает котъцо с пирамиды с большим отверстием13,512 512И
Сачосюяте ]ьно стоит12-1311,5-12И   11,511,5
Употребтает первые слова обозначения ав-ав, кис кис14-14,51311-1211-12
12Самостоятетьно хотит14-1513-1412-1312-13
Запас слов окою 1015 1614-1512 1312-13
По просьбе выпотняет действие покачай лялю, где глазки и прочее13 1412-1312-1312-13
Читайте также:  В чем заключается роль игры в развитии ребенка

Источник

Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста.Именно поэтому настоятельно советую: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).

Предлагаем вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.

Ребенок с массой тела при рождении до 1000 г.

·Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

·Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.

·Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

·Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

·Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.

·Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

·Начинает произносить слова в 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.

·Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.

·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.

·Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 9 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.

·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Также хотим обратить ваше внимание на то, что:

1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.

2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.

3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются «жаргонной» речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.

4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.

Источник

Особенности психомоторного развития у недоношенных детей

Современная медицина заметно повысила показатель выживаемости младенцев. Однако участились и случаи преждевременных родов, увеличившись за последние несколько лет с 10 % от общего числа новорожденных до 15–30 % по разным источникам. Если раньше рождение ребенка до срока обуславливалось физиологическими причинами, такими как конституционные особенности матери, возраст, короткий промежуток между родами, болезни, многоплодная беременность и т. п., то теперь все чаще в качестве причины выступают социально-экономические факторы: стрессы и переутомления беременной, тяжелая работа, недостаточное питание, курение и другие вредные привычки. При этом рождение недоношенного ребенка несет за собой серьезные последствия, осознавать которые необходимо с первого дня после родов.

Родителям важно понимать, что ребенок, рожденный до положенного природой срока, нуждается в некоторых особых коррекционных педагогических приемах. Осознав проблему в период новорожденности, необходимо приложить все усилия для поэтапного освоения малышом возрастных навыков, пока это вполне реально.

Зачастую отставание в развитии становится видимым и явно диагностируемым только к двум годам (если не позже), когда для стимулирования способностей уже придется приложить гораздо большие усилия, а при соответствующих мероприятиях, предпринятых с рождения, разница была бы уже сведена к минимуму.

Читайте также:  Приемы для развития у ребенка умения общения

Недоношенными считаются дети, родившиеся при сроке беременности от 28 до 37 полных недель с массой тела от 1 до 2,5 кг, ростом 35–45 см. Также к ним относятся новорожденные гипотрофики – дети, родившиеся после 37 недель беременности, но с массой тела менее 2,5 кг, составляющие, как правило, до трети всех недоношенных. Признаков недоношенности множество, среди которых самыми заметными являются: коротенькие ножки новорожденного и смещенная выше пупка середина тела (в норме пупок и должен быть серединой), мягкие ушные раковины и обильный покров пушковых волос не только на спине и плечах, но даже на щеках, лбу и бедрах. Малыши тихонько пищат и чутко копируют изменения в температурном фоне.

В психомоторном развитии здоровые недоношенные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками значительно раньше, чем в физическом. Тут есть прямая зависимость от первоначальной массы тела:

? ребенок, рожденный весом более 2 кг, практически без дополнительных усилий догоняет доношенных детей к году;

? родителям малыша, рожденного весом от 1,5 до 2 кг, для достижения того же результата придется приложить усилия, как физические – массаж и упражнения, так и интеллектуальные – игры и занятия;

? малыши весом менее 1,5 кг догоняют сверстников при тщательных усилиях к двум годам.

Оценивая развитие ребенка с массой тела при рождении менее 2 кг, принято рассчитывать не хронологический возраст, а уменьшенный гестанционный – рассчитываемый от предполагаемой даты естественных родов.

При отсутствии специальных мер к 2,5 года 60 % всех недоношенных детей в основном изъясняются жестами и выражаются, используя «жаргонную» речь, понятную лишь им самим и близким родственникам, что затрудняет процесс их социализации. Процессы овладения речью на всех этапах происходят с явным запозданием, в редких случаях приводя к различным формам речевых расстройств. Нехватка достаточных навыков коммуникации может повлечь за собой эмоциональные и невротические реакции. Тем не менее к трем годам большинство недоношенных детей наверстывают речевое отставание и выравниваются относительно ровесников.

Это интересно

Недоношенные дети, ставшие великими деятелями:

? французский философ Вольтер (1694–1778);

? английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1643–1727);

? премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1874–1965).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Особенности физического развития
На втором году жизни внешне рост организма протекает не так бурно, как на первом году жизни, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.На втором году жизни вес ребенка увеличивается

Особенности речевого развития детей 2–4 лет
Начиная со второго полугодия третьего года жизни речь ребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевого контекста, а это свидетельствует о том, что после 2 лет 6 месяцев малыш овладевает необходимым

Особенности развития речи детей четвертого года жизни
На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их

Особенности развития речи детей третьего года жизни
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но

Особенности психического развития детей
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Диагностика готовности ребенка к школе

Особенности развития речи детей пятого года жизни
В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их

Особенности развития и воспитания детей от рождения до трех

Особенности развития детей раннего возраста
Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного

Глава 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ

Ранний возраст – закладка основ психики
Прежде всего хотелось бы сказать, что даже у новорожденного, только недавно появившегося на свет и ничего не умеющего толком делать, уже есть свой неповторимый характер и к его

Глава 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Роль игры в развитии ребенка
Время летит, и ваш малыш постоянно расширяет сферу своих интересов и осваивает все новые знания и умения. Ему уже не хватает тех знаний, которые позволяла получить предметная деятельность.

Глава 3
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Эмоциональная и социальная сферы
Для дошкольного периода развития характерны в целом спокойный эмоциональный фон, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует

Особенности иммунитета у детей
У новорожденных и детей первых месяцев жизни защитные функции осуществляются антителами (IgG), полученными от матери через плаценту и грудное молоко.Поэтому дети, находящиеся на естественном вскармливании, до 6 месяцев не восприимчивы к

Читайте также:  Консультация музыкальная среда как средство развития креативности ребенка

Особенности иммунитета у недоношенных детей
Находясь в утробе матери, ребенок получает через плаценту антитела от многих болезней, которые надежно защищают его в первые полгода жизни. Наибольшее количество антител и иммуноглобулинов поступает в организм ребенка при

2.3. Особенности психического развития при задержанном дизонтогенезе
В отечественной дефектологии понятие «задержка психического развития» является в большей степени психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в психическом развитии ребенка.

Источник

https://cdn.pixabay.com/photo/2013/10/25/13/54/baby-200760_960_720.jpg

Развитие недоношенного ребенка полностью отличается от развития новорожденного, родившегося на 40-й неделе беременности, поэтому рекомендуется использовать другие стандарты развития. Одним из них является процентильная сетка для недоношенных детей, которая помогает диагностировать соматическое развитие ребенка, который родился слишком рано. Однако, намного сложнее оценить психомоторное развитие недоношенного ребенка, поскольку его диагностика основана на тщательном наблюдении за поведением ребенка.

1. Соматическое развитие недоношенного ребенка

Соматическое развитие касается роста тела ребенка и, следовательно, увеличения веса, роста, окружности груди или головы. Правильность соматического развития оценивается путем сопоставления результатов ребенка со специально разработанными нормами, называемыми процентильными сетками.

Прежде чем родители недоношенного ребенка начнут сравнивать результаты своего ребенка с общими стандартами, они должны рассчитать так называемые исправленный возраст. Из календарного возраста ребенка следует вычесть столько недель, сколько отсутствовало при рождении, до полных 40 недель беременности. Следовательно, если ребенок родился на 32-й неделе беременности и прошло 16 недель с момента его рождения, то в процентной сетке возраст ребенка должен быть определен как 8 недель, то есть два месяца. Однако, все родители недоношенных детей, использующие процентильные сетки, должны быть предельно осторожны, поскольку развитие недоношенных детей происходит в более сложных условиях и результаты не всегда надежны.

Некоторые педиатры рекомендуют использовать специальные общие стандарты для недоношенных детей. Перцентильные сетки для недоношенных детей учитывают их возраст плода, и родители могут использовать их до 3 лет. Они являются чрезвычайно полезным инструментом, помогающим контролировать развитие ребенка. В случае значительных отклонений от нормы родители должны сообщить врачу, а также сообщать ему о любых выявленных нарушениях.

Перцентильные сетки для недоношенных детей используются так же, как и для детей, рожденных в срок. На соответствующей сетке, разработанной для возраста и пола, возраст ребенка должен быть отмечен на горизонтальной линии, а значение выбранной функции должно быть отмечено на вертикальной линии. Затем нарисуйте перпендикулярные линии из выбранных нами точек. На перекрестке мы получаем характерное значение для нашего ребенка. Сентильные сетки имеют два нормативных значения — узкое и широкое. Узкая норма включает в себя значения между линиями 25-й и 75-й центили и широкая норма между линиями 10-й и 90-й центили. Ценности, которые отклоняются от норм, должны быть сигналом для родителей, что развитие их ребенка идет с отклонением от нормы.

https://lifeimg.pravda.com/images/doc/5/6/56c984a-kids-3.jpg

2. Психомоторное развитие недоношенного ребенка

К сожалению, оценка психомоторного развития не так проста, как в случае соматического развития, поэтому задача родителей — очень внимательно следить за поведением своего ребенка. Симптомы, которые могут вызвать беспокойство:

· нарушение сна;

· частый плач ребенка;

· нет сообщений об аппетите или дискомфорте, которые чувствует ребенок;

· сжатые руки;

· не держит голову прямо;

· нет зрительного контакта с окружающей средой и никаких последующих игрушек;

· усталость во время еды и потеря веса;

· вялое и асимметричное тело.

Правильное развитие ребенка, не только с точки зрения психомоторных навыков, может быть оценено с помощью:

· шкала развития — используется для детей до 3 лет и помогает в оценке психомоторного развития;

· шкала Бейли — шкалы развития младенцев — эти тесты используются для детей младше 3 лет; с их помощью оценивают умственное развитие, физическое развитие и моторное развитие;

· шкала Мюнхенской функциональной диагностики развития — помогает в оценке задержек в развитии, это метод ранней диагностики, используемый для оценки психомоторного развития детей от первого месяца до шести лет;

· нейрокинезиологическая диагностика и метод В. Войты — это касается оценки неврологического развития;

· шкала развития ребенка (для детей до 3 лет);

· шкала интеллекта и развития для детей дошкольного возраста (3-5 лет).

Однако следует помнить, что каждый ребенок, особенно недоношенный ребенок, развивается по-разному, поэтому родители не должны сравнивать своего ребенка с другими детьми и придерживаться общих норм. Поэтому внимательно следите за развитием своего ребенка и в случае отклонений от нормы, консультируйтесь с педиатром или профессионалом в этой области.

https://cdn.pixabay.com/photo/2012/03/01/01/42/baby-20339_960_720.jpg

Надеюсь, эта информация для вас была полезной и интересной.

Источник