Развитие речи у ребенка начального школьного возраста

Развитие речи у ребенка начального школьного возраста thumbnail

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Речь – это канал развития интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

(Н.И.Жинкин)

Развитие речи ребёнка – один из показателей общего развития его личности. Хорошо развитая речь для каждого школьника – важнейшее средство коммуникации, познания, развития, самовоспитания.

Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно общаться, усваивать различные школьные предметы. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.

Развивать речь детей – значит, регулярно работать над её содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд.

Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.

Большое внимание в начальной школе уделяется произношению всех звуков речи. Особенно важно правильное, чистое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте. Образцом должна служить правильная, отчетливая и

неторопливая речь взрослых.

Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Время появления звуков (годы)

1-2

2-3

3-5

5-6

звуки

А О Э П Б М

И Ы У Ф В Т Д Н КГ Х Й

С З Ц Ш Ж Ч Щ

Л Р

Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков

речи. Однако не все дети, поступившие в 1 класс, владеют правильным звукопроизношением.

Например, в этом году среди первоклассников 40 % детей имеют различные виды нарушений звукопроизношения. Диагностируя детей при поступлении в первый класс, было выявлено, что большинство детей не владеют произносительными средствами речи:

правильным произношением звуков речи;

мелодикой речи (повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе;

логическим ударением, темпом и тембром (изменение высоты тона, силы голоса);

у детей не сформировано речевое дыхание (длительность и интенсивность)

скудный словарный запас.

Анализируя полученные результаты диагностики, возникла необходимость включать в каждый урок упражнения на артикуляцию звуков речи, использование чистоговорок и скороговорок, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков (Л. Г. Парамонова « Упражнения для развития речи», И.С. Лопухина «Логопедия»).

( Приложение №1)

Работу по развитию речи нужно начинать с упражнений на развитие фонематического слуха. Это помогает ребёнку овладеть звуковым анализом слова, автоматизировать навык соотнесения буквы с нужным звуком и их слияния в слоги, а затем в слова.

В учебнике «Азбука» Н.М. Бетеньковой уделяется огромное значение развитию у детей фонематического слуха. Так, с первых уроков учащиеся знакомятся со звуковыми моделями гласных и согласных звуков, учатся составлять звуковые схемы слов.

При знакомстве с буквами и их звуками на уроке вводится сразу пара букв, сходных по артикуляции, даётся текстовый материал на автоматизацию и дифференциацию изучаемых звуков речи. Также, при знакомстве с каждой парой букв провожу слуховые диктанты (дифференциация твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков)

Параллельно с работой над правильным звукопроизношением с первых уроков ведётся следующая работа: лексическая работа, обогащение словарного запаса, работа над связной речью).

Работа о развитию речи включает:

работу над словом и текстом (где за речевую единицу взяты слово и предложение),

работу над связной речью (совершенствуются навыки работы с текстом: написание изложений, сочинений, работа по картинам художников),

работу над искусством речи (риторикой).

Рассмотрим данные виды работ.

Обогащение, уточнение и активизация словаря детей.

В системе работы по развитию речи большое внимание должно быть уделено упражнениям со словом, так как словарь составляет одну из основ языка. Без достаточного запаса слов невозможно овладение языком как средством общения.

Бедность словаря школьника порождает однообразие его речи и делает её нередко непонятной для слушателей.

По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и их значением.

Накопление словарного запаса должно сочетаться с обучением детей выбору необходимых слов для краткого и точного обозначения понятий, выражения мыслей. В активном словаре младших школьников таких слов явно

недостаточно. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Важнейшими задачами развития речи в школе являются упорядочение словарной работы, выделение основных её направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря школьников.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре линии:

обогащение, т.е. усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе детей. Для того, чтобы успешно овладеть словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8- 10 новых словарных единиц и значений;

уточнение словаря:

наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно,

усвоение лексической сочетаемости слов,

усвоение многозначных слов,

усвоение синонимики;

активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количество слов из пассивного словаря (пассивный словарь человека содержит слова, которые он не употребляет в собственной речевой деятельности) в активный. Слова включаются в предложение и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, беседу, рассказ;

устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.

Пути активизации словаря младшего школьника.

В учебниках по чтению есть большое количество слов, которые находятся в пассивном запасе младших школьников. Следовательно, одна из задач уроков – активизировать книжную лексику, научить ребенка употреблять в своей речи

слова разных стилей литературного языка. Прежде чем составлять предложение с новыми словами, необходимо вначале определить значение, в котором употреблено каждое из них, а потом подобрать знакомые детям слова, с которыми могут сочетаться новые.

Так, к прилагательным целесообразно сначала подобрать существительное, которое они могут определять. Например, прилагательное «рослый»

употребляется с существительными, которые обозначают то или иное лицо. Прилагательное «гигантский» сочетается со словами, обозначающими здания, сооружения. Для наречий надо в первую очередь подобрать глаголы, с которыми они сочетаются( сгоряча сказать, отчетливо произнести).

Материал учебников для чтения дает возможность воспользоваться свойствами системности лексики для оживления урока и развития творческой деятельности школьников. Например, в рассказеН.Носова «Живая шляпа»

встречается слово «фыркать». Данное слово можно использовать для

Читайте также:  Программа развития ребенка 4 лет

приведения в систему и другие звукоподражательные слова. Тогда может выстроиться приблизительно следующий ряд: лошадь ржёт, овца блеет, кошка мурлычет, тигр рычит.

Эта работа имеет занимательный характер, кроме того, она активизирует

потенциальный словарь учащихся, развивает умение точного словоупотребления.

При чтении сказки «Два Мороза» следует обратить внимание детей на такие глаголы, как «подпрыгивает», «пощелкивает», «похлопывает». Сначала стоит сообщить, что объединяет эти слова ( обозначают действия, начинаются с по— и оканчиваются на –ивает, —ывает). Затем вместе с учащимися выясняется, что они обозначают такое действие, которое совершается несколько раз и постепенно; встречаются в сказках и разговорной речи. Далее можно образовать пары слов: кашляет – покашливает, кричит – покрикивает, смотрит – посматривает. Данный вид работы способствует расширению словаря детей, а составление предложений с вышеназванными словами позволяет перевести их из пассивного запаса в активный.

Посильна для детей и работа над другой группой слов, объединенных

общим словообразовательным значением. В неё входят глаголы типа «побелеть», «покраснеть». После работы над текстом детям можно предложить образовать слова по образцу: тёплый – потеплеть, красный – покраснеть. Далее с этими словами составляются предложения. Обращается внимание детей на фразеологичность таких словосочетаний (покраснеть от стыда, почернеть от горя, побелеть от страха, посинеть от холода). Такие упражнения развивают любознательность и повышают культуру его речи.

Очень важна словарная работа, связанная с привлечением внимания ребёнка к внутренней форме слова. Внутреннюю форму могут иметь только производные слова, например: чайник – посуда, в которой готовят чай; подснежник – цветок, который появляется из-под снега. Необходимо научить ребёнка вдумываться в значение слова, в природу названия, а следовательно, научить точному

словоупотреблению.

Таким образом, словарную работу в процессе анализа текста художественного произведения можно представить в виде графической схемы.

Место словарной работы на уроке

— до чтения (первичная словарная работа)

— во время чтения

— после чтения(вторичная словарная работа)

Цели словарной работы

— облегчить понимание текста

— расширить словарь ребёнка

— повысить культуру речи

Порядок работы над словом

— прочитать слово про себя

— прочитать слово вслух (в 1 классе – хором)

— объяснить значение слова (вместе с детьми)

— обратить внимание на написание слова (орфографическая зоркость)

Приёмы объяснения слов

— наглядная демонстрация предмета

— рассматривание предмета на рисунке или картине

— подбор синонимов

— деление слова на части (выделение корня)

— определение предмета по отличительным признакам

— описание предмета

— использование фактов из жизни

— объяснение слова в контексте

Виды работы с текстом

Чтение всего текста по заданию учителя.

Чтение, деление на части. Составление плана.

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказ.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Чтение с сокращением текста.(Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение цепочкой по абзацу.

Чтение в полголоса.

Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

Чтение, ответы на вопросы.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком)

Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее чтение, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов выше)

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки)

Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни)

Подборка звукового оформления отрывка.

Беседа с сопровождением выборочного текста.

Нахождение в тексте 3 (5,7,…)выводов.

Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

Установление путем чтения причинно-следственных связей.

Обращение к названию рассказа. Как еще можно назвать, почему?

Чтение по ролям.

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием и т.д.

Конкурсное чтение стихотворений.

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

Чтение стихотворения, составление партитуры текста.

Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

Нахождение в рассказе самого длинного слова.

Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: сущ. + прилаг., глагол + наречие.

Чтение, пометка непонятных слов.

Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

Нахождение и чтение в тексте синонимов, антонимов к словам, записанным на доске.

Чтение слов, к которым даны сноски.

Нахождение и чтение слов, выражений, которые можно использовать при написании сочинений.

Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме «Осень», «Зима» и т.д.

Чтение с попутным комментарием и беседой.

Составление плана из рисунков.

Выбор отрывков для составления диафильма.

53.Чтение и работа со словарем настроений.

С небольшими текстами на начальном этапе проводится следующая работа:

1. Распространение предложения с помощью прилагательных, наречий.

2. Замена слов в тексте синонимами.

3. Работа с деформированными предложениями.

4. Вставка в предложение слова, которое бы служило окончанием первого и началом второго.

5. Составление предложений на определенную тему.

6.Редактирование текста (замена повторяющихся слов, устранение архаизмов, нелитературных слов).

7. Нахождение предложения, в котором заключена основная мысль текста.

8. Выбор наиболее подходящего заголовка к тексту, в котором заключена основная мысль текста или тема.

9. Восстановление предложения с утраченными предлогами, окончаниями.

10. Придумывание окончания рассказа.

11. Нахождение границ предложений в тексте и т.д.

(Приложение №3)

Работа над словосочетанием и предложением.

В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании.

Работа над словосочетанием проводится следующим образом:

1)выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов;

2) составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.

В работе над словосочетанием необходимо учитывать:

а) его структуру, т.е. слова, входящие в его состав, вопрос от главного слова к зависимому, необходимые формы согласования – падеж, число, употребление предлога;

Читайте также:  Что входит в духовное развитие ребенка

б) семантику словосочетания, выражающее единое, но расчлененное значение.

Иными словами, управления могут быть аналитические (на выделение словосочетания из предложения) и синтетические (на включение словосочетания в предложение).

Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем свободно ориентироваться в структуре простого и сложного предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.

Упражнения со словосочетаниями:

Постановка вопросов к подчиненным словам от главных.

Схематическое изображение связей между словами в предложении:Объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний.

Составление словосочетаний с новыми словами.

Объяснение фразеологизмов, образных выражений (устойчивые словосочетания ).

Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи:

— существительное + прилагательное;

— существительное + глагол;

— местоимение + глагол (можно наоборот).

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Нужно ценить и поддерживать естественное развитие синтаксиса их речи и не ориентировать их на однообразные предложения из 3-4 слов.

Упражнения с предложениями условно можно разделить на три группы:

1)упражнения на основе образца,

2)конструктивные,

3)творческие.

При работе над предложением используются следующие приемы:

1) составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);

2) составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

3) распространение предложений, перестройка их структуры;

4) выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах;

5) свободное составление предложений, фраз;

6) интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;

7)редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Работа над связной речью.

Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

— развернутые ответы на вопросы;

— анализ прочитанного;

— устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

— записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

— рассказывание художественных текстов, заученных на память;

— импровизация сказок;

Источник

В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Развитие всех сторон речи находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно общаться с другим человеком по различным вопросам. Готовый к школе ребенок обладает развитым фонематическим слухом, способен различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук, понимает смысл слова. Речь младшего школьника является не только средством общения, но и объектом познания, выполняет коммуникативную, регулятивную и планирующие функции. У младших школьников сильно выражена потребность в общении, которая определяет развитие речи. Этому способствуют слушание, беседы, споры, рассуждения и др.

Эгоцентрическая речь, т. е. речь ребенка, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность, переходит во внутренний план, интериоризуясь и превращаясь во внутреннюю речь. Это не значит, что эгоцентрическая речь перестает использоваться. Младшие школьники часто проговаривают вслух то, что делают. В младшем школьном возрасте речь может использоваться как речь внутренняя по функции и внешняя по строению. По мере развития ребенка эгоцентрическая речь все чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая отличается отрывочностью, фрагментарностью, ситуативностью, свернутостью, осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнером, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. С помощью внутренней речи осуществляется логическая перестройка чувственных данных, их осознание ребенком. Во внутренней речи мысль и язык образуют неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. С помощью внутренней речи младший школьник словесно выражает процессы восприятия окружающей действительности, свои действия и переживания. Благодаря внутренней речи у детей формируются определенные установки и отношение к окружающему миру, развивается способность к саморегуляции поведения.

В младшем школьном возрасте постепенно развиваются три основных типа внутренней речи:

  • внутреннее проговаривание – «речь про себя», сходная по структуре с внешней речью, но не имеющая фонации (произнесения звуков); типична для решения сложных мыслительных задач;
  • собственно внутренняя речь, являющаяся средством мышления, использующая специфические единицы (коды образов, предметов и схем, предметные значения) и имеющая специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;
  • внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных элементов.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается сокращением структуры внешней речи. Переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) предполагает развертывание структуры внутренней речи и построение ее в соответствии с логическими и грамматическими правилами.

Внешняя речь – письменная и устная – также интенсивно развивается у младших школьников. В младшем школьном возрасте сохраняется наличие ситуативной и контекстной речи, что является нормой развития. Совершенствуется связность речи как важный компонент внешней речи, повышается адекватность речевого оформления говорящего или пишущего школьника. Активное развитие внешней речи осуществляется благодаря восприятию правильных образцов речи, разнообразного и языкового материала, а также собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать различные средства языка. Стихийно усвоенная речь часто бывает примитивной и неправильной. Поэтому главное значение для развития речи младшего школьника имеют процесс обучения и его целенаправленная учебная деятельность.

В процессе обучения происходит усвоение литературной языковой нормы. Дети учатся отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, усваивают литературный язык в его художественном, научном и разговорном вариантах. Младшие школьники узнают много новых слов, новых значений уже известных слов и словосочетаний, множество новых грамматических форм и конструкций, узнают уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; познают основные нормы употребления слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

У младших школьников в процессе планомерной учебной работы формируются навыки чтения и письма, представления об особенностях письменной речи, совершенствуется культура речи.

В развитии речи выделяются следующие основные направления:

  • работа над словом (лексический уровень);
  • работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
  • работа над связной речью (уровень текста);
  • произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недостатков.

Данные направления развиваются параллельно, хотя находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для составления словосочетаний и предложений; первое и второе подготавливают связную речь младшего школьника. В свою очередь, связные рассказы и сочинения выступают средством обогащения словаря и т. д.

Развитие речи происходит с помощью специального арсенала методических средств, различных видов упражнений, наиболее важными из которых являются упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.), поскольку они развивают все виды речевых умений на лексическом, синтаксическом уровнях, логические, композиционные умения и др.

Практический пример: Разнообразие видов пересказа вносит оживление в уроки, вызывает интерес и эмоциональную включенность младших школьников в учебный процесс: пересказ, близкий к тексту образца; сжатый пересказ; пересказ с изменением лица рассказчика; пересказ от лица одного из персонажей; драматизированный пересказ; пересказ с творческими дополнениями и изменениями; пересказ по опорным словам, картинкам-иллюстрациям и др.

В начальной школе развитие речи учащихся является главной задачей обучения родному языку. Элементы развития речи включены в содержание каждого урока (по русскому языку, природоведению, математике, изобразительному искусству и др.) и во внеклассные мероприятия. При развитии речи младших школьников процесс обучения направлен на формирование определенных характеристик речи, являющихся критериями оценки устных и письменных высказываний детей:

  • содержательность речи, которая определяется количеством выраженных в ней мыслей, переживаний и стремлений, их значительностью и соответствием реальной действительности;
  • логика речи, которая определяется последовательностью, обоснованностью изложения, отсутствием пропусков и повторений, лишней информации, не относящейся к теме, наличием обоснованных, содержательных выводов;
  • точность речи, характеризующаяся умением говорящего или пишущего ребенка не просто передать определенные факты, но и выбрать для этой цели наиболее соответствующие языковые средства – слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения;
  • разнообразие языковых средств, различных синонимов, различных структур предложения;
  • ясность речи – ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом, предполагающая учет возможностей, интересов и других качеств адресата речи;
  • выразительность речи – живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, благодаря чему становится возможным, используя выразительные средства (интонации, отбор фактов, слов, их эмоциональная окраска, построение фразы и др.), повлиять не только на логическую, но также на эмоциональную, эстетическую область сознания;
  • правильность речи – ее соответствие литературной норме, которая включает грамматическую правильность (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную правильность для письменной речи, произносительную, орфоэпическую правильность для устной речи.
Читайте также:  Понятие среда как фактор развития ребенка

Характеристики речи младшего школьника:

  • содержательность речи;
  • логика речи;
  • речи;
  • языковых средств;
  • ясность речи;
  • выразительность речи;
  • правильность речи.

Перечисленные характеристики тесно взаимосвязаны и в системе работы начальной школы выступают в комплексе. Стремление к их соблюдению развивает у младших школьников умение совершенствовать культуру речи, выявлять и исправлять ошибки в своих устных и письменных высказываниях.

Ю. В. Абашкина, Ю.В. Ганьшина отмечают, что для формирования культуры речи эффективными являются:

  1. теоретические методы (беседа, рассказ учителя, самостоятельное изучение материала по учебнику);
  2. теоретико-практические методы (фонетический, морфологический, этимологический разборы, грамматическое конструирование, лексический разбор);
  3. практические методы (объяснение непонятных слов, обучение работе со справочной литературой, ведение словариков, составление словосочетаний и предложений, исправление ошибок).

Совершенствованию культуры речи младших школьников способствуют упражнения, направленные на совершенствование акцентологических и произносительных норм, лексической и грамматической структуры речи. Дидактический материал, используемый в данных упражнениях, должен быть:

  1. литературным; 
  2. доступным и соответствующим младшему школьному возрасту;
  3. разнообразным (от народных до авторских произведений русских и зарубежных авторов);
  4. познавательным;
  5. насыщенным изучаемыми явлениями.

Благодаря разнообразным упражнениям у младших школьников развиваются специальные умения и навыки, свидетельствующие о культуре речи: произносить слова в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами; определять лексическое значение слова, различать однозначные и многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; употреблять слова в правильной грамматической форме, не использовать в речи нелитературные слова; уметь оценивать речь окружающих с точки зрения качеств речи; уметь передавать мысли и чувства с помощью средств интонационной выразительности.

Факторами речевого развития младших школьников является не только учебная деятельность, но речевая среда в целом, окружающая ребенка. Немаловажную роль в этом выполняют средства массовой информации (СМИ). Д.А. Серегина считает, что СМИ на современном этапе можно оценивать с двух сторон. С одной стороны, СМИ – это расширение общего кругозора, знакомство с литературными произведениями в экранном переложении и, несомненно, один из источников для решения задачи повышения культуры речи ребенка. С другой стороны, форма и содержание многих современных радио– и телепередач очень часто свидетельствуют о наличии антикультурного компонента в речи ведущих и героев программ. По результатам проведенного исследования, автор сделала выводы о том, что младших школьников очень привлекают СМИ, значительную часть своего досуга дети посвящают просмотру телепередач, видео, занятиям с компьютером, что обусловлено легкостью и доступностью общения с ними, возможностью оставаться пассивным потребителем. Аудиовизуальный опыт ребенка богаче, чем «речевой», хотя и носит часто случайный, стихийно сложившийся характер. «Речевой» и зрительский опыт ребенка взаимосвязаны: дети обращают внимание на новые слова, встречающиеся в передачах, интересуются их значением. Тем не менее средства массовой информации обладают большими потенциальными возможностями применения их на уроках русского языка и литературного чтения в качестве учебного материала. Д.А. Серегиной была доказана возможность, целесообразность систематической работы в ключевых направлениях формирования речевой культуры в условиях воздействия СМИ. Основными направлениями такой работы являются следующие: работа с отдельно взятым словом с использованием различных лингвистических словарей (создание «Энциклопедии одного слова»); формирование умения ориентироваться в программе телевещания и самостоятельно отбирать полезные телепрограммы для просмотра; формирование умения ориентироваться в детских журналах. Можно сделать вывод о том, что средства массовой информации могут оказывать положительное влияние на формирование речевой культуры младших школьников при условии повышения уровня информационной культуры детей, формирования у них качеств активного, грамотного зрителя.

Практический пример: Проект по созданию «Энциклопедии одного слова», направленный на формирование речевой культуры младших школьников, заключается в том, что каждый ребенок работает с выбранным им словом, использует словари, «ищет» это слово в заглавиях художественных произведений, русском фольклоре, афоризмах, детских журналах, радио– и телепередачах.

Основные направления развития речи младших школьников

I. Овладение нормами литературного языка  

  1. расширяется словарный запас;
  2. обогащается активный запас грамматических конструкций;
  3. вырабатывается гибкость в обращении с языковыми единицами;
  4. развивается чувство языка

II. Овладение функциональными стилями языка и формирование качества хорошей речи  

  1. формируются знание и умение выделять стилевые черты разговорной речи и книжных стилей, знание стилевых разновидностей языка и речи;
  2. развивается языковое чутье; 
  3. умение выделять стилевые черты разговорной речи и книжных стилей;
  4. формируется умение ориентироваться в ситуации общения: анализировать мотивы речевой деятельности, условия и задачи общения

III. Развитие навыков связной речи  

Формируются умения:

  1. определять (осмысливать) объем и границы темы сочинения; 
  2. подчинять свое изложение и сочинение основной мысли;
  3. собирать материал для сочинения;
  4. систематизировать собранный к высказыванию материал, т. е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении; 
  5. строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения);
  6. выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста совершенствуются все виды речи детей (табл. 2.6). Дети овладевают нормами литературного языка, функциональными стилями языка, у них формируются качества хорошей речи, развиваются навыки связной речи, совершенствуются регулятивная и планирующая функции речи.

Источник: 

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

Источник