Понятие среда как фактор развития ребенка

Понятие среда как фактор развития ребенка thumbnail

Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно. Наследственные и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход во многом зависит от того, в какую среду, в какую систему условий жизни и взаимоотношений будет включена биологическая особь.

В понятие среда включается вся совокупность условий, в которых осуществляется развитие организма.
Среда включает в себя три составляющие:

  • природную,
  • материальную (или предметную),
  • социальную.

Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых. Известно, что игры детей, проживающих на разных континентах, отличаются.

Материальная среда представлена искусственным миром, создаваемым самим человеком — это бытовые предметы, образующие собой непосредственное окружение человека, строения, книги, произведения искусства и т. п. В ходе своего развития ребенок постепенно осваивает способы употребления этих вещей; предметы, находящиеся вокруг него, способствуют формированию представлений.

Но наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Имеющиеся в науке факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим человеком, личностью.

 В начале XX века индийский психолог Рид Сингх обнаружил в волчьей стае двух девочек: восьми и полутора лет. Младшая умерла через год, а старшая дожила до 17 лет. За 9 лет ее почти удалось отучить от волчьих повадок, но речью девочка по существу так и не овладела, с большим трудом она употребляла лишь около 40 слов.

История имеет примеры того, что при соответствующих условиях среды индивид может достичь высокого уровня развития.

Экспедиция французского ученого Ж. Веляра обнаружила в деревушке, затерянной в глубине лесов Центральной Америки, брошенную на произвол судьбы маленькую девочку, которую позже назвали Мари Ивон. Она принадлежала к племени гваякилов — самому отсталому на земном шаре. Девочку привезли в Париж и поместили в школу. В конечном итоге она превратилась в интеллигентную, высокообразованную, культурную женщину.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов.

  • Макросреду составляет общество, определенные социально-экономические и социально-политические условия жизни. Ее воздействие осуществляется в основном через средства массовой информации, книги, установленные в обществе законы, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.
  • Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.
  • Микросреда — это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в различных воспитательно-образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). Взаимодействие с этими элементами среды имеет исключительное значение для развития ребенка. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

По мере взросления ребенок вступает в различные контактные группы.

Первая и очень значимая, особенно в первые годы жизни, микрогруппа, — это семья. Исследователями, в частности Е. В. Субботским1, замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата: дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют немало преимуществ перед детьми, живущими в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что, к сожалению, в семьях нарастают негативные тенденции. Например, американский психолог У. Бронфенбреннер (данные приведены из книги Л. Ф. Обуховой) указывает, что все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско-родительских отношениях. В числе основных причин он выделяет следующие: занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные спальни, телевизоры в каждой комнате и т. п.). Аналогичные тенденции наметились и в нашем обществе. Это приводит к формализации контактов (сделал ли уроки, поел ли) и обеднению содержания общения между родителями и детьми.

Вместе с тем общение со взрослым имеет чрезвычайно важное значение для развития психики ребенка. Исследования Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной и многих других свидетельствуют, что недостаток общения с родителями, ограниченность микросреды — причины такого явления, как госпитализм.

Известно, что важным достижением младенчества считается появление потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты со взрослым. Но эта потребность не возникает или крайне запаздывает при госпитализме. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полудремотном состоянии, пассивно реагируют на внешние сигналы.

С расширением круга взаимоотношений, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его микросреду включается еще один взрослый — воспитатель. Характер взаимоотношений с ним, его оценка в значительной мере сказываются на становлении личности ребенка.

Кроме того, ребенок вступает во взаимодействие с детьми, то есть в микросреде начинает выделяться и система «ребенок—ребенок». Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др. отмечают существенное влияние общения ребенка со сверстниками на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя-мать (значимые взрослые)». Затем подключается система «ребенок-ребенок», которая закономерно изменяется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве — в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка краснодар

Но движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т. д.

Итак, среда, особенно социальная, оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. В разные годы жизни каждый из компонентов среды имеет неодинаковое значение. Однако влияние среды не абсолютно: ребенок не только испытывает воздействие, но и сам преобразует мир. Он взаимодействует со средой в процессе деятельности, как собственной, так и организуемой взрослым. Выражением взаимодействия является активность самого ребенка.

Источник: 

Баранова Э.А., Введение в детскую психологию

Источник

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда» — это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая средагруппы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Средадолжна быть наполнена:

— содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

— тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

— для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Еёосновные черты таковы:взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель — содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагаетрешение следующих задач:

— Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.

— Радости существования (психологическое здоровье).

Развитие индивидуальности ребенка.

— Способы общения — понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

— Тактика общения — сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметномусодержанию игрового пространство группы относятся:

— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);

— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

Читайте также:  Все для развития ребенка от года до трех лет

В предметно-развивающей средеорганизовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Предметная средапроектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:

— обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;

— побуждает детей к деятельности;

— способствует развитию самостоятельности и творчества;

— обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно-развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник

Добрый день! Уважаемые участники конференции, коллеги

Поздравляю Вас с началом нового учебного года! Пусть этот год будет для вас результативным, продуктивным, познавательным и интересным. Желаю всем успеха и удачи во всех начинаниях.  

 Вашему вниманию представляю свой доклад:

Воспитательная среда,  как необходимый фактор формирования, развития и самореализации ребенка.

 Понятие «среда» имеет много значений. 

Макросреда. Это окружающее  нас   космическое пространство.  Географическая среда — это территориальный  ландшафт,  климат, экологические условия.

  Социальная среда — уклад жизни, традиции, уклад жизни.

Домашняя среда – окружение близких, материальные условия.

Микросреда — особенности квартиры, микроволны, магнитные воздействия,    геометические формы квартиры,    высота этажа, дизайн стен, расстановка мебели

 На развитие личности оказывают влияние факторы: наследственность, среда и воспитание. Наследственность влияет на личность бессознательно. Среда влияет на личность подсознательно. Только воспитание направляет развитие личности в сознательное русло.

Что такое воспитательная среда?

Воспитательная среда  — совокупность природных и социально-бытовых условий.

 Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое, ориентированное на достижение цели воспитания.

Воспитывать — значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушать что либо кому-нибудь.

Воспитательная работа  для ДОУ – это комплекс взаимосвязанных компонентов, способных обеспечить взаимодействие всех субъектов,  понятий «детский сад» и «социум».

МАДОУ ДСКВ «Сказка» выполняя требования ФГОС,   преследует цель — индивидуальное, всесторонне  развитие и самореализация  каждого ребенка с учетом психического и физического состояния здоровья, безопасности жизнедеятельности детей, формирование психологической готовности к школе, развитие восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности.

Режим и  система работы  ДОУ направлена  организацию эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОУ:

 -взаимодействие с окружающим внешним миром, социумом;

— активное вовлечение  родителей как участников   воспитательно-образовательного  процесса;

  -удовлетворение  социального заказа родителей, школы;

— учет  социально-культурных условий нашего края;

—  соответствие  заказу государства, округа.  

Но перед педагогами и ДОУ встает проблема, которая усложняет процесс воспитания подрастающего поколения:

—  Недостаточная актуализация моральных, идейных ценностей  « для современного  поколения родителей, материальные блага стоят на 1 месте »;

— Необходимость создания  среды, полноценно обеспечивающей личностно – ориентированное воздействие на воспитанника;

— Созданная воспитательная среда и воспитательный процесс  в ДОУ, не находит преемственности в школе и дома.

 Решение  проблемы, выполнение миссии ДОУ,   предусматривает определенную систему мероприятий:

2.Моделирование ПРС ( предметно- развивающей среды )  В каждой группе ДОУ оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти комфортное место для занятий.

 С этой целью используется различная мебель, которую достаточно легко передвигать и по-разному компоновать.

Созданы физкультурные уголоки с разнообразным спортивным оборудованием. Созданы условия для развития музыкальной и театрализованной деятельности детей. Имеется достаточное количество наглядного, дидактического материала, который помогает обеспечивать усвоение изучаемого материала. Имеется специально оборудованные уголки по ИЗО, экологический и исследовательский уголки.  

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям.

(Спортивный зал, бассейн, сенсорная комната, кабинет логопеда, Спелео- климатическая камера)

Большое значение коллектив ДОУ уделяет развитию среды и на участке в летнее время, где созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей. Дети здесь чувствуют себя владельцами пространства, становятся творцами своего окружения.

(Зимой  игровое оборудование доступно детям, чистится от снега)

1. Использование современных образовательных технологий.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии, метод проектов, проблемного и развивающего обучения, информационно-коммуникационные и др

Рациональное использование образовательных технологий влияет и на итоги мониторинга реализации основной образовательной программы ДОг. Уровень усвоения программного материала составил  98,4%

3.Комплекс психолого-педагогических условий,

—  предусматривает учет индивидуальных, возрастных особенностей ребёнка;

—  обеспечение полного методического сопровождения;

—  обеспечение безопасной жизнедеятельности, строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиНа;

 — ориентирование  на семейное и социальное окружение ребенка;

— обеспечение индивидуальной траектории комплексного, всестороннего развития, формирования  и самореализации  личности  ребенка.

Читайте также:  Как содержание сюжетно ролевой игры влияет на развитие личности ребенка

 —  обеспечивает  следующие направления деятельности:

—  физическое;

—  социально — коммуникативное;

— познавательное;

—  художественно-эстетическое;

— речевое;

— созданы   благоприятные условия для полноценного:

физического,  

умственного,

 нравственного,

трудового,

и эстетического воспитания. 

В наше время формируются  и актуализируются  новые направления воспитательной работы — экологическое гражданское, правовое, экономическое.

Умственное воспитание в детском саду

Умственное воспитание в детском саду подразумевает развитие интеллекта и логического мышления у ребенка. Интеллектуальные навыки малыша развиваются за счет игр и занятий, (рисование, лепка, аппликация, конструирование), подходящих для той или иной возрастной группы.

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду признано укреплять и закалять здоровье ребенка. В дошкольном учреждении проводятся занятия по физкультуре, развивающие в ребенке двигательную активность, мелкую моторику и выносливость. По утрам это зарядки, физминутки во время НОД. Формирование  культурно — гигиенических навыков происходит в течение  всего времени, проводимого воспитанниками в стенах сада. Формирование навыков безопасного поведения  является одним из приоритетных видов деятельности.  

Трудовое воспитание в детском саду

Трудовое воспитание в детском саду призвано воспитать в ребенке трудолюбие, и приобщить его к разным видам деятельности. Безусловно, учитываются возрастные особенности воспитанников, поэтому детям предлагается выполнить только те задания, которые им по силам (дежурство по зоне столовой, дежурство по группе) малыши приобретают те навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.

Эстетическое воспитание в детском саду

Эстетическое воспитание в детском саду, включает в себя обучение ребенка рисованию, лепке и другим навыкам, воспитывающим в ребенке любовь к прекрасному. 

На занятиях по музыкальному воспитанию детям предлагается ознакомиться с произведениями известных композиторов, а также упражнениями, призванными развить  музыкальный слух, а зачастую и открыть способности к пению.

Нравственное воспитание в детском саду

Нравственное воспитание в детском саду призвано развить у ребенка навыки культурного поведения в обществе, уважение к старшим, а также взаимопонимание со сверстниками. Всю необходимую информацию малыши получают в игровой форме на занятиях. Часто  используется и соответствующая литература, подходящая для восприятия маленьким детям.

Политкультурное воспитание в детском саду

Политкультурное воспитание в детском саду получило особое распространение только в последнее время. Это связано с тем, что зачастую группы дошкольного учреждения, укомплектованы детьми разных национальностей. Многонациональным является и педагогический коллектив  ДОУ. На соответствующих занятиях детям предлагается ознакомиться с культурой и обычаями разных народов, а также в доступной для них форме рассказывается о толерантности и терпимости по отношению к другим нациям. Традицией стало проводить в саду праздник «Фестивальные огни Дружбы», где каждая группа представляет свою национальность.

Экономическое воспитание в детском саду

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста является достаточно новым направлением. Его основная задача — начальное развитие у ребенка необходимых деловых навыков, а также знакомство с теми или иными профессиями. Все необходимые

знания дети получают в игре, подходящей для той или иной возрастной категории.

Гендерное воспитание в детском саду

Гендерное воспитание в детском саду формирует у ребенка правильное представление о мужчинах и женщинах. Благодаря занятиям по гендерному воспитанию, у детей формируется четкое знание того, по каким моральным признакам они отличаются друг от друга и как должны или не должны поступать мальчики и девочки в той или иной ситуации.  В групповых помещениях выделены центры для сюжетно – ролевых игр: гаражи с машинами, мастерские для мальчиков, кухонные гарнитуры, гардеробные для девочек и т.д.

Правовое воспитание в детском саду

Цель таких занятий — в доступной форме донести до малышей, в чем заключаются их права и обязанности, формирование правового сознания и правильного представления о существующих нормах общества.

Экологическое воспитание в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду на сегодняшний день является обязательным аспектом образовательной программы дошкольного учреждения. На занятиях по экологии дети учатся бережно относиться к живой природе, а также знакомятся с представителями флоры и фауны нашей страны и развитием жизни на планете. На каждой прогулке, проводятся беседы о бережном отношении к природе, сопровождаются ежедневными наблюдениями  за изменениями в окружающем пространстве.

Патриотическое воспитание в детском саду

Патриотическое воспитание  имеет очень большое значение. В игровой форме дети знакомятся с историей нашей страны,  символикой, формируются чувства любви к Отечеству, гордости за Отчизну.  Проводятся познавательные, тематические праздники.

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. 

 К.Д. Ушинский

«Воспитание — это менее всего слова, то есть слова в последнюю очередь, а прежде поступок, действие, пример». А.Маркуша

Источник