Развитие речи ребенка в средней группе детского сада
Показаны публикации 1-10 из 3924.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Айболит в гостях у детей»
Программное содержание: Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание; Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу; Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Предварительная работа:…
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Гость из далекой Африки»
Конспект по развитию речи в средней группе «Гость из далекой Африки» Цель: выявить уровень знаний детей средней группы. Задачи: Закреплять грамматический строй речи: закреплять умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом); закреплять умение…
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект НОД по развитию речи в средней группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [А], [У] посредством нейроигр»
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе для детей с ТНР…»
Тема: «Дифференциация звуков [А], [У] посредством нейроигр» Цель: Закрепление умения детей различать звуки [А], [У] на слух, соотносить их с соответствующим символом посредством нейроигр. Задачи образовательные: -Продолжать учить правильно произносит звуки [А], [У]. -Упражнять…
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи «В срану математики с Колобком» в средней группе
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи «В срану математики с Колобком» в средней группе. (Слайды) Воспитатель: Лыкова О. А. 22 января 2020 года Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности….
Непосредственно образовательная деятельность с ведущей ОО «Речевое развитие» детьми средней группы «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду»
Непосредственно образовательная деятельность с ведущей образовательной областью «Речевое развитие» с детьми средней группы. Тема: «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» Задачи: Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [р] и [р’]. Учить слышать их в словах. Подводить детей к…
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Кто где живет? Что делать, чтобы не потеряться?»
Занятие по развитию речи в средней группе на тему «Кто где живет? Что делать,чтобы не потеряться?». Цель: закрепить знание детей о жилище, его назначении, Воспитывать желание и умение находить выход из трудного положения, вместе обсуждать проблему, вести диалог, вместе…
Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Весна. Признаки весны»
Статья «Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Весна….»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. (с использованием мнемотехн ики) На тему: «Весна .Признаки весны ЦЕЛЬ обобщать, систематизировать представления детей о признаках весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе, уточнить и расширить знания детей…
Конспект занятия развитие речи в средней группе «В поисках сказок»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д.с. Светлячок Конспект занятия развитие речи в средней группе: «В поисках сказок» Гагарова Лариса Владимировна Первомайск 2020 Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «В поисках сказок» Программное…
Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах
У многих авторов, работающих в области речевого развития детей, описаны методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Средствами развития связности высказывания служат художественная литература (составление пересказа, театрализованная…
Конспект НОД по развитию речи «Урок вежливости» в средней группе
Конспект НОД развитие речи в средней группе (4-5 лет. МАДОУ МО г. Краснодар. Детский сад №178 «Солнечный круг». Урок вежливости. Цель: развитие способности, быть доброжелательным и вежливым. Программное содержание: 1.Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к…
Источник
Виктория Максимча
Речевое развитие детей в средней группе
Нормы Развития речи ребенка
возраст 5 лет (средняя группа)
Что может и должен уметь ребенок в средней группе? Прежде всего, активно применять накопленный пассивный словарь, использовать навыки словообразования и словоизменения, ну и конечно постигать новые знания — развивать свою речь.
1. Импрессивная речь
1.1. Пассивный словарь
— Понимание существительных (показать на картинках по просьбе взрослого отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
— Умение обобщать (показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
Пр: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы
— Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
Пр: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет
— Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
Пр: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье
1.2. Понимание различных форм словоизменения
-Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
Пр: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна
-Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
Пр: в, на, у, под, за, по
— Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
Пр: носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко
— Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
Пр: птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут
— Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
Пр: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку
1.3. Понимание отдельных предложений и связной речи
— Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
Пр: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.
— Понимание текста:
Пр: сказка «Колобок»
1.4. Состояние фонематического восприятия
— Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
Пр:
мышка — мишка___
почка — бочка ___
катушка — кадушка ___
корка — горка___
— Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
Пр:
речка — редька___
цвет — свет___
челка — щелка___
рейка — лейка___
2. Экспрессивная речь
2.1. Активный словарь
— Имена существительные
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным взрослым темам:
Пр:
Мебель ___
___
Овощи ___
___
Фрукты___
Птицы___
— Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
Пр:
Нос ___рукав___
рот___воротник___
шея ___пуговица___
живот ___кабина машины ___
грудь___ руль___
— Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты,изображенные на картинке:
Пр:
Стул, стол, шкаф ___
Огурец, помидор, морковь___
Яблоко, банан,апельсин___
Воробей, голубь,сова___
— Глаголы
Пр: ответить на вопросы по картинкам
Как передвигаются птицы? (Летают)___
Как передвигаются рыбы? (Плавают)___
Как передвигается змея? (Ползает) ___
Как передвигается лягушка? (Прыгает)___
Как передвигается человек? (Ходит) ___
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)___
А как подает голос корова? (Мычит) ___
А как подает голос петух? (Кукарекает). ,
— Имена прилагательные
Пр:назвать предъявленные цвета:
Красный ___
Оранжевый___
Желтый___Зеленый___
Голубой ___
Синий___
Белый ___
Черный___
— Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
Пр:
Солнце какое? (Круглое)___
Печенье какое? (Квадратное)___
Косынка какая? (Треугольная)___
Огурец какой? (Овальный) ___
2.2. Состояние грамматического строя речи
— Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):
Пр:
Рот — рты___
Лев___
Река___
Ухо___
Кольцо___
— Употребление имен существительных в косвенных падежах (по картинкам):
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):
Пр:
Шаров___
Ключей ___
Берез ___
Ложек ___
Окон___
— Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):
Пр:
Оранжевый апельсин___
Голубая бабочка___
Белое блюдце___
— Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
Пр:
Где сидит снегирь? (На дереве)___
Где стоит машина? (В гараже)___
У кого кукла? (У девочки)___
Где стоит коза? (За забором)___
Где едет машина? (По дороге)___
— Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
Пр:
Два мяча___
Пять мячей___
Две розы ___
Пять роз___
Два окна ___
Пять окон___
— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):
Пр:
Забор — заборчик___
Носок — носочек ___
Лента — ленточка ___
Окно — окошечко___
— Образование названий детенышей животных:
Пр:
У зайчихи___
У волчицы___
У белки___
У козы___
2.3. Состояние связной речи
Пересказ текста из нескольких предложений:
Пр:
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Источник
Елена Валентиновна Лозбенева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Наш детский сад»
онспект НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «Наш детский сад»
Лозбенева Е. В.
Образовательная область: развитие речи.
Интеграция: Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1.Образовательная: учить детей знать имена и отчества всех сотрудников д/с; закреплять у детей названия профессий.
2. Развивающая: продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; развивать у детей речевую активность на занятии.
3.Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к сотрудникам д/с; воспитывать бережное отношение к детскому саду.
Программное содержание:
Расширять у детей представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности.
Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками,
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада;
Формировать уважения к труду сотрудников детского сада
(воспитатель,мл., воспитатель, музыкальный руководитель, повар, медсестра, заведующая).
Обогащать словарный запас глаголами: учить, заниматься, варить, лечить, готовить, играть, составлять, считать, петь, заботиться.
Развивать слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, логическое мышление — узнавать действия по характерным движениям через занятия;
Пополнять словарь детей на основе улучшения знаний за счет имени существительных (спальня, раздевалка.)
Воспитывать уважение к труду взрослых и желание им помочь.
Прививать детям любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам.
Предварительная работа:
Беседы о профессиях с использованием фотографий;
Экскурсии по детскому саду (кухня, кабинет заведующей, кабинет медсестры);
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Больница»;
Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детскийсад».
Работа с родителями:
Просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши»;
Рассказ родителей о своем месте работы.
Демонстрационныйматериал: картинки с профессиями людей.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель:Посмотрите-ка, ребята,
В гости к нам пришли зверята
Ребята вы узнали их, кто это?
Дети:Зайчик и мишка.
Воспитатель:Да, только что-то они невеселые, расспрошу я – что случилось.
Зайка:Мы на полке лишь сидим,
На игры детские глядим
Хотим мы в игры поиграть
И про детский саду знать!
Воспитатель:Ребята, а давайте зверюшкам расскажем, что представляет собой детский сад.
Воспитатель: послушайте стихотворение про д/с
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Детский сад — второй наш дом.
Как тепло уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете! (Г. Шалаева.)
Расскажите,ребята, как называется наш детский сад?
Дети: «Светлячок»
Воспитатель:Из чего построен детский сад?
Дети: – Из кирпичей
Воспитатель:В. – Значит здание какое?
Дети: Кирпичное.
Воспитатель:Сколько этажей в нашем детском саду?
Дети: Три
Воспитатель: Как называется наша группа?
Дети: «цветик — семицветик» средняя группа
Воспитатель: – На каком этаже наша группа?
Д. – На втором
В: Какие помещения есть в группе? Покажите.
Что делают в раздевалке, в спальне, в группе, в умывальной комнате?
В саду надо жить дружно не ссориться, называть друг друга по имени.
Воспитатель: Кто гуляет с детками, занимается, играет, читает сказки?
Дети: как зовут воспитателей?
В: Кто помогает воспитателю? (няня, помощник воспитателя)
Кто еще работает в нашем д/с?
(повар, медсестра, врач, плотник, муз руководитель, физ., работник.) чем они занимаются?
Воспитатель: Дети, как зовут музыкального руководителя, физ., работника, плотника…
Воспитатель: Детский сад веселый, славный!
Ну, а кто здесь самый главный,
В кабинете кто сидит?
Всеми кто руководит (заведующая)
Воспитатель:Как зовут нашу заведующую?
Дети: Светлана Викторовна
Воспитатель:Что вы знаете о работе заведующей детским садом?
Дети:Заведующая заботится о том, чтобы в детском саду была красивая мебель, игрушки, чтобы нам здесь было хорошо.
Воспитатель: Зайка и Мишка очень много узнали о нашем детском садике и о тех, кто в нем работает.
Воспитатель: Ребята нам пора прощаться с Зайкой и Мишкой.
Дети:До свидания
Рефликсия: Вот сколько людей разных профессий работают в нашем д/с. Все вместе они заботятся о вас. А мамы и папы были за вас спокойны. Вас здесь очень любят. Ребята, понравилась ли вам наши гости? А что вы им рассказали о нашем детском садике? Пригласим еще к нам Машу и Зайку? (ответы детей!
Источник
Работа по речевому развитию детей в средней группе
Из опыта работы воспитателя средней группы «А» МБДОУ №40 детский сад «Золотой ключик» г. Ключи-1 Усть-Камчатского района Камчатского края Маметьевой Л.С.
Подготовила: воспитатель
д/с №40 «Золотой ключик»
п. Ключи Камчатского края
Маметьева Л.С.
Ключи-1 2015 г.
В средней группе дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу (будем учиться правильно произносить звук «З»). Предъявляются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, говорить фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучиванию стихов).
Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.
Речевая деятельность в детском саду в режимных моментах:
- Чтение;
- Обсуждение;
- Рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок);
- Беседа;
- Игры с речевым сопровождением, театрализованные, сюжетно – ролевые и другие;
- Викторина;
- Инсценирование, драматизация;
- Ситуации общения;
- Наблюдения на прогулке;
- Труд;
- Игры на прогулке;
- Чтение на прогулке;
- Беседа после чтения;
- Экскурсии;
- Разговоры с детьми (о событиях из личного опыта – в процессе режимных моментов);
- Разучивание стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, небылиц;
- Сочинение и отгадывание загадок;
- Исследовательская деятельность;
- Конструирование;
- Создание коллекций;
- Проектная деятельность.
Ведущими формами работы по развитию речи детей в нашей группе являются образовательные ситуации, НОД и ситуации общения.
1.Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи — это специально проектируемая форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения.
Образовательные ситуации я провожу в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах:
1. Кратковременны и протекают от — 5-6 до 10-15 минут.
2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.
3. Необходима повторяемость одной образовательной ситуации с разными группами детей.
4. Организация нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картинкой, игрушкой, книгой, природным материалом) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.
5. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. Реально-практические: рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. п.
Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.
В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Например: в утренний отрезок времени Каркуша приходит к детям в группу. Она спрашивает у детей о их настроении, о том как дети провели выходные дни. Где были, что видели, что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуации: «Предметы, которые сделаны людьми», «Мои любимые игрушки», «Для чего нам нужна мебель? «и т. п.
В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.
Перед мытьем рук герой загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов; герой проводит обследовательские действия, из которых дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «скользкое», «душистое» и пр. герой подбирает синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выскочило и пр., дети придумывают сравнения (выскользнуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).
Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру «Жили-были в детском саду дети», которые очень любили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде, перечисляем детали одежды, придумываем на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.).
После сна проводим артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику с проговариванием текста, организовываем игры на развитие речевого дыхания: «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и пр., на развитие фонематического слуха – «Кто позвал?», «Что звучит? ». В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей: придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.
2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме, так и форма обогащения представлений детей по теме.
Традиционные формы занятий по развитию речи:
- В зависимости от ведущей задачи:
- занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
- занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных множественного числа родительного падежа);
- занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
- занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);
- занятия по ознакомлению с художественной литературой.
- В зависимости от применения наглядности:
- занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.);
- занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам),
- картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
- занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
- В зависимости от этапа обучения:
- речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа);
- речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).
- В зависимости от количества участников:
фронтальные (со всей группой);
подгрупповые;
индивидуальные.
- В зависимости от дидактических целей:
- занятия по сообщению нового материала;
- по закреплению знаний, умений, навыков;
- по обобщению и систематизации знаний;
- итоговые или проверочные;
- комбинированные (смешанные)
В процессе итоговой образовательной ситуации на содержание одной темы решается несколько речевых задач. Например, итоговое обсуждение по теме «Семья» предполагает решение нескольких задач.
1. Обобщить знания детей о членах семьи.
2. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих членов семьи, отношений между ними, способов общения в семье, помощи по дому.
3. Развивать умение составлять описательный рассказ о семье.
4. Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже.
Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач предполагает органическое сочетание различных задач развития речи и мышления на одном занятии.
Принцип единого содержания является ведущим. Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.
Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи.
Объединение задач на комплексном занятии могут осуществляться по-разному:
- связная речь, словарная работа, звуковая культура речи;
- связная речь, словарная работа, грамматический строй речи;
- связная речь, звуковая культура речи; грамматически правильная речь.
Например, связная речь – придумывание сказки «Приключение зайца» по плану предложенному воспитателем; словарная работа и грамматика – подбор
определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных вроде; звуковая культура речи –
отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов сходных по звучанию и
ритму.
Образовательная ситуация по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке включает разные виды деятельности: (обыгрывание игрушек, имитация действий, обследовательскую деятельность по выявлению особенностей игрушек, рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобразительную, трудовую деятельность, отгадывание и придумывание загадок об игрушках. Организуем игровые образовательные ситуации, стимулирующие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов «Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали», а затем к описанию по схеме и по представлению «Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок» и другие). Например: предлагаем описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, предлагаем не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Игровой персонаж позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи медвежонку, объясни ему, научи медвежонка, докажи ему, что твоя отгадка правильная»). Игровые персонажами настольного и пальчикового театра, помогают детям придумывать повествовательные рассказы о животных, например: «Как зайчонок нашел маму», «Кто спал в корзине», «Как курочка спасла мышонка», сказочные истории о литературных героях и игрушках «Как кукла подружилась с медвежонком», «Кто помог грязнуле стать чистым» и другие), театрализация изученных знакомых народных сказок («Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок» и другие).
Требования к организации и проведению занятий:
- Использование новейших достижений науки и практики;
- Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических
- принципов;
- Обеспечение условий предметно – пространственной среды для
- развития познавательной деятельности;
- Соблюдение санитарных норм;
- Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных
- видов деятельности, содержания);
- Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый детьми уровень;
- Мотивация и активация познавательной деятельности детей (методы и
- приемы);
- Логика построения занятия, единая линия содержания;
- Эмоциональный компонент (начало и окончание занятия всегда
- проводятся на высоком эмоциональном подъеме);
- Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка;
- Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять
- их объем;
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование,
- Планирование каждого занятия педагогом.
3. Ситуация общения специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. Использование ситуаций общения как одной из форм по развитию речи детей обеспечивает постепенный переход ребенка от диалогической формы речи к монологической. При их организации мы чаще всего «шли от детей», то есть находили ситуации в детской деятельности и использовали их для развития речи детей. Например: способы знакомства и приветствия, составление рассказов об игрушках, о своей группе. Ситуации общения мы планировали на прогулках, во время игровой деятельности детей, в режимных моментах. На прогулке, во время наблюдений, задаю детям наводящие вопросы, загадываю загадки. Например: «Ты опиши, а я отгадаю», «Назови мне дерево, а я его найду»; использую подвижные игры с текстом. Например: «У медведя во бору. «, «Зайцы и волк», «Кот и мыши», «Лохматый пёс» и другие.
Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.
Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы пытаемся убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью. Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, мы их познакомили с программой развития речи дошкольников в средней группе.
Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия воспитателей детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, но и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, мы развиваем и используем традиционные формы: родительские собрания («Развитие речи детей среднего возраста»), педагогические консультации («Какие книги читать детям»), совместные праздники, педагогические беседы ( «Обратитесь к логопеду»), родительские уголки, анкетирование («О развитии речи ребенка»), папки-передвижки. Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни группы.
Источник