Развитие речи ребенка в средней группе детского сада

Развитие речи ребенка в средней группе детского сада thumbnail

Показаны публикации 1-10 из 3924.
Все разделы
| Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Айболит в гостях у детей»
Программное содержание: Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание; Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу; Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Предварительная работа:…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Гость из далекой Африки»
Конспект по развитию речи в средней группе «Гость из далекой Африки» Цель: выявить уровень знаний детей средней группы. Задачи: Закреплять грамматический строй речи: закреплять умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом); закреплять умение…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект НОД по развитию речи в средней группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [А], [У] посредством нейроигр»

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе для детей с ТНР…»
Тема: «Дифференциация звуков [А], [У] посредством нейроигр» Цель: Закрепление умения детей различать звуки [А], [У] на слух, соотносить их с соответствующим символом посредством нейроигр. Задачи образовательные: -Продолжать учить правильно произносит звуки [А], [У]. -Упражнять…

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи «В срану математики с Колобком» в средней группе
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи «В срану математики с Колобком» в средней группе. (Слайды) Воспитатель: Лыкова О. А. 22 января 2020 года Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности….

Непосредственно образовательная деятельность с ведущей ОО «Речевое развитие» детьми средней группы «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду»
Непосредственно образовательная деятельность с ведущей образовательной областью «Речевое развитие» с детьми средней группы. Тема: «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду» Задачи: Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [р] и [р’]. Учить слышать их в словах. Подводить детей к…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Кто где живет? Что делать, чтобы не потеряться?»
Занятие по развитию речи в средней группе на тему «Кто где живет? Что делать,чтобы не потеряться?». Цель: закрепить знание детей о жилище, его назначении, Воспитывать желание и умение находить выход из трудного положения, вместе обсуждать проблему, вести диалог, вместе…

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД — Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Весна. Признаки весны»

Статья «Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Весна….» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Весна. Признаки весны»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. (с использованием мнемотехн ики) На тему: «Весна .Признаки весны ЦЕЛЬ обобщать, систематизировать представления детей о признаках весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе, уточнить и расширить знания детей…

Конспект занятия развитие речи в средней группе «В поисках сказок»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д.с. Светлячок Конспект занятия развитие речи в средней группе: «В поисках сказок» Гагарова Лариса Владимировна Первомайск 2020 Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «В поисках сказок» Программное…

Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах Развитие связной речи детей 3–4 лет через составление рассказов о предметах
У многих авторов, работающих в области речевого развития детей, описаны методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Средствами развития связности высказывания служат художественная литература (составление пересказа, театрализованная…

Конспект НОД по развитию речи «Урок вежливости» в средней группе
Конспект НОД развитие речи в средней группе (4-5 лет. МАДОУ МО г. Краснодар. Детский сад №178 «Солнечный круг». Урок вежливости. Цель: развитие способности, быть доброжелательным и вежливым. Программное содержание:  1.Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к…

Источник

Виктория Максимча
Речевое развитие детей в средней группе

Нормы Развития речи ребенка

возраст 5 лет (средняя группа)

Что может и должен уметь ребенок в средней группе? Прежде всего, активно применять накопленный пассивный словарь, использовать навыки словообразования и словоизменения, ну и конечно постигать новые знания — развивать свою речь.

1. Импрессивная речь

1.1. Пассивный словарь

— Понимание существительных (показать на картинках по просьбе взрослого отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):

— Умение обобщать (показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):

Пр: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы

— Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

Пр: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет

— Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):

Пр: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое ле­карство, сладкое варенье

1.2. Понимание различных форм словоизменения

-Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):

Пр: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна

-Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:

Пр: в, на, у, под, за, по

— Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

Пр: носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко

— Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (по­казать по предложенным картинкам):

Пр: птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут

— Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предло­женным картинкам):

Пр: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку

1.3. Понимание отдельных предложений и связной речи

— Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):

Пр: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.

— Понимание текста:

Пр: сказка «Колобок»

1.4. Состояние фонематического восприятия

— Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

Пр:

мышка — мишка___

почка — бочка ___

катушка — кадушка ___

корка — горка___

— Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

Пр:

речка — редька___

цвет — свет___

челка — щелка___

рейка — лейка___

2. Экспрессивная речь

2.1. Активный словарь

— Имена существительные

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным взрослым темам:

Пр:

Мебель ___

___

Овощи ___

___

Фрукты___

Птицы___

— Назвать части тела и части предметов (по картинкам):

Пр:

Нос ___рукав___

рот___воротник___

шея ___пуговица___

живот ___кабина машины ___

грудь___ руль___

— Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты,изображенные на картинке:

Пр:

Стул, стол, шкаф ___

Огурец, помидор, морковь___

Яблоко, банан,апельсин___

Воробей, голубь,сова___

— Глаголы

Пр: ответить на вопросы по картинкам

Как передвигаются птицы? (Летают)___

Как передвигаются рыбы? (Плавают)___

Как передвигается змея? (Ползает) ___

Как передвигается лягушка? (Прыгает)___

Как передвигается человек? (Ходит) ___

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)___

А как подает голос корова? (Мычит) ___

А как подает голос петух? (Кукарекает). ,

— Имена прилагательные

Пр:назвать предъявленные цвета:

Красный ___

Оранжевый___

Желтый___Зеленый___

Голубой ___

Синий___

Белый ___

Черный___

— Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):

Пр:

Солнце какое? (Круглое)___

Печенье какое? (Квадратное)___

Косынка какая? (Треугольная)___

Огурец какой? (Овальный) ___

2.2. Состояние грамматического строя речи

— Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):

Пр:

Рот — рты___

Лев___

Река___

Ухо___

Кольцо___

— Употребление имен существительных в косвенных падежах (по картинкам):

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):

Пр:

Шаров___

Ключей ___

Берез ___

Ложек ___

Окон___

— Согласование прилагательных с существительными единственного числа (на­звать по картинкам):

Пр:

Оранжевый апельсин___

Голубая бабочка___

Белое блюдце___

— Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

Пр:

Где сидит снегирь? (На дереве)___

Где стоит машина? (В гараже)___

У кого кукла? (У девочки)___

Где стоит коза? (За забором)___

Где едет машина? (По дороге)___

— Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

Пр:

Два мяча___

Пять мячей___

Две розы ___

Пять роз___

Два окна ___

Пять окон___

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):

Пр:

Забор — заборчик___

Носок — носочек ___

Лента — ленточка ___

Окно — окошечко___

— Образование названий детенышей животных:

Пр:

У зайчихи___

У волчицы___

У белки___

У козы___

2.3. Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

Пр:

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Источник

Елена Валентиновна Лозбенева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Наш детский сад»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Наш детский сад»

онспект НОД по развитию речи в средней группе

Тема: «Наш детский сад»

Лозбенева Е. В.

Образовательная область: развитие речи.

Интеграция: Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

1.Образовательная: учить детей знать имена и отчества всех сотрудников д/с; закреплять у детей названия профессий.

2. Развивающая: продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; развивать у детей речевую активность на занятии.

3.Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к сотрудникам д/с; воспитывать бережное отношение к детскому саду.

Программное содержание:

Расширять у детей представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности.

Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками,

Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада;

Формировать уважения к труду сотрудников детского сада

(воспитатель,мл., воспитатель, музыкальный руководитель, повар, медсестра, заведующая).

Обогащать словарный запас глаголами: учить, заниматься, варить, лечить, готовить, играть, составлять, считать, петь, заботиться.

Развивать слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, логическое мышление — узнавать действия по характерным движениям через занятия;

Пополнять словарь детей на основе улучшения знаний за счет имени существительных (спальня, раздевалка.)

Воспитывать уважение к труду взрослых и желание им помочь.

Прививать детям любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам.

Предварительная работа:

Беседы о профессиях с использованием фотографий;

Экскурсии по детскому саду (кухня, кабинет заведующей, кабинет медсестры);

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Больница»;

Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детскийсад».

Работа с родителями:

Просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши»;

Рассказ родителей о своем месте работы.

Демонстрационныйматериал: картинки с профессиями людей.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель:Посмотрите-ка, ребята,

В гости к нам пришли зверята

Ребята вы узнали их, кто это?

Дети:Зайчик и мишка.

Воспитатель:Да, только что-то они невеселые, расспрошу я – что случилось.

Зайка:Мы на полке лишь сидим,

На игры детские глядим

Хотим мы в игры поиграть

И про детский саду знать!

Воспитатель:Ребята, а давайте зверюшкам расскажем, что представляет собой детский сад.

Воспитатель: послушайте стихотворение про д/с

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Детский сад — второй наш дом.

Как тепло уютно в нем!

Вы его любите, дети,

Самый добрый дом на свете! (Г. Шалаева.)

Расскажите,ребята, как называется наш детский сад?

Дети: «Светлячок»

Воспитатель:Из чего построен детский сад?

Дети: – Из кирпичей

Воспитатель:В. – Значит здание какое?

Дети: Кирпичное.

Воспитатель:Сколько этажей в нашем детском саду?

Дети: Три

Воспитатель: Как называется наша группа?

Дети: «цветик — семицветик» средняя группа

Воспитатель: – На каком этаже наша группа?

Д. – На втором

В: Какие помещения есть в группе? Покажите.

Что делают в раздевалке, в спальне, в группе, в умывальной комнате?

В саду надо жить дружно не ссориться, называть друг друга по имени.

Воспитатель: Кто гуляет с детками, занимается, играет, читает сказки?

Дети: как зовут воспитателей?

В: Кто помогает воспитателю? (няня, помощник воспитателя)

Кто еще работает в нашем д/с?

(повар, медсестра, врач, плотник, муз руководитель, физ., работник.) чем они занимаются?

Воспитатель: Дети, как зовут музыкального руководителя, физ., работника, плотника…

Воспитатель: Детский сад веселый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный,

В кабинете кто сидит?

Всеми кто руководит (заведующая)

Воспитатель:Как зовут нашу заведующую?

Дети: Светлана Викторовна

Воспитатель:Что вы знаете о работе заведующей детским садом?

Дети:Заведующая заботится о том, чтобы в детском саду была красивая мебель, игрушки, чтобы нам здесь было хорошо.

Воспитатель: Зайка и Мишка очень много узнали о нашем детском садике и о тех, кто в нем работает.

Воспитатель: Ребята нам пора прощаться с Зайкой и Мишкой.

Дети:До свидания

Рефликсия: Вот сколько людей разных профессий работают в нашем д/с. Все вместе они заботятся о вас. А мамы и папы были за вас спокойны. Вас здесь очень любят. Ребята, понравилась ли вам наши гости? А что вы им рассказали о нашем детском садике? Пригласим еще к нам Машу и Зайку? (ответы детей!

Развитие речи ребенка в средней группе детского сада

Источник

Работа по речевому развитию детей в средней группе

Из опыта работы воспитателя средней группы «А»  МБДОУ №40 детский сад «Золотой ключик» г. Ключи-1 Усть-Камчатского района Камчатского края Маметьевой Л.С.

                          Подготовила: воспитатель

                            д/с №40 «Золотой ключик»

                              п. Ключи Камчатского края

         Маметьева Л.С.

Ключи-1 2015 г.

В средней группе дети начинают осознавать особенности своей речи, например, особенности звукопроизношения. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу (будем учиться правильно произносить звук «З»). Предъявляются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, говорить фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучиванию стихов).

Главное новообразование данного возраста – развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов.

Речевая деятельность в детском саду в режимных моментах:

  • Чтение;
  • Обсуждение;
  • Рассказывание (составление рассказов, сочинение сказок);
  • Беседа;
  • Игры с речевым сопровождением, театрализованные, сюжетно – ролевые и другие;
  • Викторина;
  • Инсценирование, драматизация;
  • Ситуации общения;
  • Наблюдения на прогулке;
  • Труд;
  • Игры на прогулке;
  • Чтение на прогулке;
  • Беседа после чтения;
  • Экскурсии;
  • Разговоры с детьми (о событиях из личного опыта – в процессе режимных моментов);
  • Разучивание стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, небылиц;
  • Сочинение и отгадывание загадок;
  • Исследовательская деятельность;
  • Конструирование;
  • Создание коллекций;
  • Проектная деятельность.

Ведущими формами работы по развитию речи детей в нашей группе являются образовательные ситуации, НОД и ситуации общения.

1.Образовательная ситуация как форма работы по развитию речи — это специально проектируемая форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения.

Образовательные ситуации я провожу в режимных моментах в любое время дня. Следует отметить, что образовательные ситуации в режимных моментах:

1. Кратковременны и протекают от — 5-6 до 10-15 минут.

2. Предполагают объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек) участие в ней зависит прежде всего от их желания.

3. Необходима повторяемость одной образовательной ситуации с разными группами детей.

4. Организация нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картинкой, игрушкой, книгой, природным материалом) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

5. Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. Реально-практические: рассматривание картины, предметов, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. п.

Игровые ситуации проводятся с дидактической куклой.

В образовательных ситуациях используем героев любимых мультфильмов детей. Например: в утренний отрезок времени Каркуша приходит к детям в группу. Она спрашивает у детей о их настроении, о том как дети провели выходные дни. Где были, что видели, что интересного узнали? и т. п. С этим же героем организуем такие образовательные ситуации: «Предметы, которые сделаны людьми», «Мои любимые игрушки», «Для чего нам нужна мебель? «и т. п.

В данных образовательных ситуациях мы пользуемся такими приемами, как рассматривание, сравнение предметов, определение свойств и качеств предметов, объектов и материалов, организуем экспериментирование для выявления их особенностей.

Перед мытьем рук герой загадывает детям загадки о гигиенических принадлежностях, отражая в них свойства и качества предметов; герой проводит обследовательские действия, из которых дети узнают значение слов «мылится», «пенится», «скользкое», «душистое» и пр. герой подбирает синонимы к словам (выскользнуло, убежало, ускакало, выскочило и пр., дети придумывают сравнения (выскользнуло как рыбка, выпрыгнуло как мячик, выскочило как мышка, ускакало как лягушка).

Одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее, играем с детьми в игру «Жили-были в детском саду дети», которые очень любили гулять. Говорим с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде, перечисляем детали одежды, придумываем на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.).

После сна проводим артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику с проговариванием текста, организовываем игры на развитие речевого дыхания: «Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и пр., на развитие фонематического слуха – «Кто позвал?», «Что звучит? ». В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу по развитию речи детей: придумываем вместе с ними загадки, разучиваем небольшие стихи, разыгрываем театрализованные постановки и пр.

2. НОД осуществляется в форме образовательной ситуации. Это могут быть как итоговая форма работы по теме, так и форма обогащения представлений детей по теме.

Традиционные формы занятий по развитию речи:

  1.  В зависимости от ведущей задачи:
  • занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
  • занятия по формированию грамматического строя речи (образование существительных множественного числа родительного падежа);
  • занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
  • занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);
  • занятия по ознакомлению с художественной литературой.
  1. В зависимости от применения наглядности:
  • занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.);
  • занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам),
  • картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);
  • занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
  1. В зависимости от этапа обучения:
  • речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа);
  • речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).
  1. В зависимости от количества участников:

фронтальные (со всей группой);

подгрупповые;

индивидуальные.

  1. В зависимости от дидактических целей:
  • занятия по сообщению нового материала;
  • по закреплению знаний, умений, навыков;
  • по обобщению и систематизации знаний;
  • итоговые или проверочные;
  • комбинированные (смешанные)

В процессе итоговой образовательной ситуации на содержание одной темы решается несколько речевых задач. Например, итоговое обсуждение по теме «Семья» предполагает решение нескольких задач.

1. Обобщить знания детей о членах семьи.

2. Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих членов семьи, отношений между ними, способов общения в семье, помощи по дому.

3. Развивать умение составлять описательный рассказ о семье.

4. Развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и падеже.

Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению речевых задач предполагает органическое сочетание различных задач развития речи и мышления на одном занятии.

Принцип единого содержания является ведущим. Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.

Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи.

Объединение задач на комплексном занятии могут осуществляться по-разному:

  • связная речь, словарная работа, звуковая культура речи;
  • связная речь, словарная работа, грамматический строй речи;
  • связная речь, звуковая культура речи; грамматически правильная речь.

Например, связная речь – придумывание сказки «Приключение зайца» по плану предложенному воспитателем; словарная работа и грамматика – подбор

определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных вроде; звуковая культура речи –

отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов сходных по звучанию и

ритму.

Образовательная ситуация по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке включает разные виды деятельности: (обыгрывание игрушек, имитация действий, обследовательскую деятельность по выявлению особенностей игрушек, рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобразительную, трудовую деятельность, отгадывание и придумывание загадок об игрушках. Организуем игровые образовательные ситуации, стимулирующие интерес детей к описанию наглядно представленных предметов «Что у тебя, а что у меня», «Отгадай любимую игрушку», «Отгадай, что задумали», а затем к описанию по схеме и по представлению «Моя любимая игрушка дома», «Путешествие в страну загадок» и другие). Например: предлагаем описательные загадки и загадки со сравнением. Загадывая их детям, предлагаем не только назвать отгадку, но обязательно объяснить, почему она подходит к загадке, доказать, что она правильная. Игровой персонаж позволяет поставить ребенка в позицию обучающего, стимулирует проявление субъектности («Расскажи медвежонку, объясни ему, научи медвежонка, докажи ему, что твоя отгадка правильная»). Игровые персонажами настольного и пальчикового театра, помогают детям придумывать повествовательные рассказы о животных, например: «Как зайчонок нашел маму», «Кто спал в корзине», «Как курочка спасла мышонка», сказочные истории о литературных героях и игрушках «Как кукла подружилась с медвежонком», «Кто помог грязнуле стать чистым» и другие), театрализация изученных знакомых народных сказок («Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок» и другие).

Требования к организации и проведению занятий:

  • Использование новейших достижений науки и практики;
  • Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических
  • принципов;
  • Обеспечение условий предметно – пространственной среды для
  • развития познавательной деятельности;
  • Соблюдение санитарных норм;
  • Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных
  • видов деятельности, содержания);
  • Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый детьми уровень;
  • Мотивация и активация познавательной деятельности детей (методы и
  • приемы);
  • Логика построения занятия, единая линия содержания;
  • Эмоциональный компонент (начало и окончание занятия всегда
  • проводятся на высоком эмоциональном подъеме);
  • Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка;
  • Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять
  • их объем;
  • Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование,
  • Планирование каждого занятия педагогом.

3. Ситуация общения специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. Использование ситуаций общения как одной из форм по развитию речи детей обеспечивает постепенный переход ребенка от диалогической формы речи к монологической. При их организации мы чаще всего «шли от детей», то есть находили ситуации в детской деятельности и использовали их для развития речи детей. Например: способы знакомства и приветствия, составление рассказов об игрушках, о своей группе. Ситуации общения мы планировали на прогулках, во время игровой деятельности детей, в режимных моментах. На прогулке, во время наблюдений, задаю детям наводящие вопросы, загадываю загадки. Например: «Ты опиши, а я отгадаю», «Назови мне дерево, а я его найду»; использую подвижные игры с текстом. Например: «У медведя во бору. «, «Зайцы и волк», «Кот и мыши», «Лохматый пёс» и другие.

Как показывает практика, для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей.

Для достижения единой цели взаимодействие предполагает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Участвовать в речевом развитии семьи начинают с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе мы пытаемся убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что наши усилия без их помощи будут недостаточны. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью. Чтобы родители могли активно влиять на речевое развитие ребенка в детском саду, мы их познакомили с программой развития речи дошкольников в средней группе.

Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия воспитателей детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, но и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально- политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, мы развиваем и используем традиционные формы: родительские собрания («Развитие речи детей среднего возраста»), педагогические консультации («Какие книги читать детям»), совместные праздники, педагогические беседы ( «Обратитесь к логопеду»), родительские уголки, анкетирование («О развитии речи ребенка»), папки-передвижки. Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляются следующие требования: востребованность, оригинальность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни группы.

Источник