Роль семьи в психосоциальном развитии ребенка

Галина Короткова
Роль семьи в психосоциальном развитии ребенка

Роль семьи в психосоциальном развитии ребенка

Актуальность

• Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие старшего дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

• Подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.

• Именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка.

Методы

• Метод беседы, который заключался в установлении контакта с семьей, для получения основных данных о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст). Данный метод необходим для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-либо гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания.

• Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) — Тест предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

• Тест «Несуществующее животное» — одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводилась она с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психосоциальных проблем ребенка старшего дошкольного возраста, уточнения результатов наблюдения.

• Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столин. Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков.

Выводы о составе семьи

• 80% — полная семья, 20% — одинокие матери

• Количество детей : 30% — многодетная семья, 35% — в семье 2 ребенка, 35% — в семье 1 ребенок.

• Жилищные условия – 40% — отдельное жильё, 50% — проживают на площади родственников. 10% — аренда жилья

• Образование высшее – 51%, среднее 49%

Психосоциальное развитие детей старшего дошкольного возраста в семье выглядит следующим образом:

Анализируя полученные результаты, проведенных нами тестов можно сделать следующий вывод, что психосоциальное развитие детей старшего дошкольного возраста, семьи которых мы исследовали, выглядит следующим образом:

• I группа — уровень психосоциального развития старших дошкольников близок к очень высокому уровню, что составляет – 45 % от количества всех исследуемых нами детей; взаимоотношения стабильные позитивные, семейная ситуация благоприятная, но в семье, ребенок чувствует тревожность.

• II группа — уровень психосоциального развития 35 % детей близок к высокому уровню развития; в целом семейная ситуация благоприятная, но дети чувствуют некоторую тревожность.

• III группа — уровень психосоциального развития детей близок к среднему уровню развития, что составляет 15 %; взаимоотношения носят неустойчивый характер, и наблюдается враждебность в семейной ситуации.

• IV группа — уровень психосоциального развития старших дошкольников близок к низкому уровню развития – 5 %. взаимоотношения носят неустойчивый характер, и наблюдается враждебность в семейной ситуации.

Источник

Роль семьи 
в психосоциальном развитии ребенка

Содержание

                                                                                                                     
Стр.

Введение                                                                                                          3

Глава 1. Семья как социальный институт развития
личности ребёнка     6

    1. Внутрисемейные отношения как фактор влияющий на

развитие детей                                                                                        
6

1.2. Стили поведения родителей                                                           
10

Глава 2.  Психология развития
ребёнка  в семье                                       
14

Заключение                                                                                                     
21

Список литературы                                                                                        
24

Введение

     По мнению многих авторов семья — один
из инструментов, обеспечивающих взаимодействие
личности и общества, интеграцию и определение
приоритетности их интересов и потребностей.
Семья дает человеку представления о жизненных
целях и ценностях, о том, что нужно знать
и как следует себя вести. В семье юный
гражданин получает первые практические
навыки применения этих представлений
во взаимоотношении с другими людьми,
соотносит свое «я» с «я» других
людей, усваивает нормы, которые регулируют
поведение в различных ситуациях повседневного
общения. Объяснения и наставления родителей,
их пример, весь уклад в доме, семейная
атмосфера вырабатывают у детей привычки
поведения и критерии оценки добра и зла,
достойного и недостойного, справедливого
и несправедливого. Но воспитание детей
— не только личное дело родителей, в нем
заинтересовано все общество. Семейное
воспитание — часть общественного воспитания,
но часть весьма существенная и уникальная.
Уникальность cемейного воспитания, во-первых,
состоит в том, что оно дает «первые
уроки жизни», которые закладывают основу
для руководства к действиям и поведению
в будущем, во-вторых, в том, что оно очень
результативно, так как осуществляется
непрерывно и одновременно охватывает
все стороны формирующейся личности. Оно
строится на основе устойчивых контактов
и эмоциональных отношений детей и родителей
между собой. И речь идет не только об естественных
чувствах любви и доверия, но и об ощущении
детьми своей безопасности, защищенности,
возможности делиться переживаниями,
получать помощь от взрослых. Семья — основная
среда обитания и жизнедеятельности детей
в ранний период их жизни, которая во многом
сохраняет это качество и в подростковый
период. В процессе семейного общения
передается жизненный опыт старших поколений,
уровень культуры, образцы поведения.1

Читайте также:  Влияние гаджетов на развитие ребенка

     
В наше время в зависимости от структуры
родственных связей Николаенко В.М. и другие выделяются
различные типы семей. Наиболее распространенной
из них является простая семья, представляющая
собой супружескую пару с детьми, не состоящими
в браке. Если некоторые из детей состоят
в браке, то образуется другой тип — расширенная,
или сложная, семья. Она включает в себя
три и более поколения, живущих вместе
и связанных общим хозяйством. Важным
основанием для выделения типа семьи является
также наличие обоих супругов, образующих
ядро семьи. В зависимости от этого выделяют
полную семью, в состав которой входят
оба супруга, и неполную семью, в которой
один из супругов отсутствует.  Какая
из названных типов семей лучше подходит
для решения задач воспитания, однозначно
ответить невозможно. В каждой из них имеются
свои достоинства и недостатки. Так, в
простой семье молодое поколение привыкает
к большей самостоятельности и ответственности,
в ней меньше конфликтов между «отцами»
и «детьми». Однако в подобной семье
быстрее теряются связи, нарушаются семейные
традиции, объединяющие взрослых и детей,
у старшего поколения исчезает возможность
общения со своими внуками, снижается
участие в заботе об их воспитании. В сложной
семье также имеются позитивные и негативные
стороны. С одной стороны, большая дружная
семья, включающая несколько поколений,
создает возможность для разностороннего
общения и взаимовлияния, облегчает быт:
старшее поколение помогает в воспитании
детей, в уходе за ними, с другой стороны,
в вопросах воспитания разные поколения
могут расходиться во взглядах, что вызывает
бурные столкновения в семье, создает
драматические ситуации, от которых страдают
дети. Особую группу представляют неполные
семьи. Причины этого социального явления
неоднозначны, но чаще всего — это разводы,
которые не могут оставить детей равнодушными
и от которых они глубоко страдают. 2Однако к неполным семьям нельзя относиться
предвзято, а к детям, которые в них воспитываются,
как к потенциально неблагополучным. Имеется
мнение , что в ряде случаев семья, с воспитательной
точки зрения, наоборот, перестает быть
неблагополучной именно в результате
развода, потому что из нее удаляются источники
постоянного негативного влияния на детей
(влияние алкоголика, наркомана или психически
неуравновешенного отца). Конечно, в неполной
семье условия воспитания усложняются
за счет снижения материального уровня,
перегрузки родителя, с которым остались
дети, большей психологической напряженности.
Однако появляются и некоторые компенсирующие
факторы внутрисемейного порядка: дети
проникаются уважением и сочувствием
к родителю, видя, как нелегко ему прокормить
семью, наладить нормальный быт, стремятся
помочь в домашних делах, приучаются сдерживать
сиюминутные запросы, становятся более
близкими эмоционально. Это создает в
семье благоприятную нравственную атмосферу,
что и помогает преодолевать трудности.3

На современном 
этапе важной задачей продолжают оставаться
индивидуальный дифференцированный подход
к семьям разного типа, забота о том, чтобы
не упустить из поля зрения детей, которые
переживают трудности в связи с теми или
иными семейными проблемами. Здесь может
помочь опыт семей, в которых родители
сумели справиться с аналогичными трудностями.
Имеется много и других сложных проблем
в вопросах семьи и семейного воспитания.
Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом
родителей, наркоманией. Пока не уменьшается
количество детей, от которых при их рождении
отказались матери, возрастает количество
матерей и отцов, лишенных родительских
прав. Становится острейшей проблемой
получившее распространение в некоторых
семьях стремление к накопительству нечестным
путем, пренебрежение к производительному
труду, безмерные заботы о материальных
благах для своей семьи в ущерб воспитанию
детей. В условиях реформирования всех
сфер российской жизни, в том числе и системы
образования, эти и подобные им проблемы
все более обостряются. В подобной ситуации
важно не только улучшить законодательную
базу, регулирующую все стороны общественных
отношений, но и обратить внимание на ответственность
и повышение педагогической культуры
родителей, которую на сегодняшний день
педагоги и социологи оценивают как недостаточную. 4 Учитывая все вышеизложенное полагаю
изучение роли семьи в психосоциальном
развитии ребенка является актуальным.

Читайте также:  Оценить физическое развитие ребенка по плану 1 фамилия имя отчество

 Целью данной работы
является  ознакомление  с тем, какую
роль в наше время играет семья в психосоциальном
развитии ребенка.

Основываясь
на цели  в данной работе были поставлены
следующие задачи: изучение
литературы, публикаций и других материалов
по интересующей нас теме; анализ  социального 
и психологического воспитания детей
в семье.

Глава 1. Семья как социальный институт
развития личности ребёнка

1.1. Внутрисемейные отношения 
как фактор влияющий на развитие
детей

       По 
мнению Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д.  внутрисемейные отношения играют особую
роль в формировании личности. Значение
внутрисемейных отношений в становлении
и развитии индивида обусловлено как тем,
что они являются первым специфическим
образцом общественных отношений, с которыми
сталкивается человек с момента рождения,
так и тем, что в них как бы фокусируется
и находит своеобразное выражение все
богатство общественных отношений, а стало
быть, создается возможность раннего включения
ребенка в их систему. Внутрисемейные
отношения обладают такими, только им
присущими относительно самостоятельными
характеристиками, которые делают семейное
воспитание наиболее адекватной формой
воспитания, особенно в раннем возрасте.
Это достигается тем, что внутрисемейные
отношения предполагают непосредственный
контакт индивидов, в отличие от других
общественных отношений, субъекты которых
могут быть разъединены пространственными
и временными интервалами. Взаимоотношения
родителей и детей прежде всего зависят
от взаимоотношений самих супругов, согласия
между ними, распределения обязанностей
между мужем и женой, атмосферы теплоты,
дружбы, эмоциональной поддержки друг
друга, взаимной симпатии. Факторами влияния
на взаимоотношения в семье и, следовательно,
на формирование и становление личности
ребенка, по многочисленным наблюдениям,
сегодня являются: состав семьи и ее структура, характер
взаимоотношений в ней, особенно между
отцом и матерью; скоординированность
семейных ролей и поддержка членами семьи
господствующего в доме порядка и сложившихся
норм; образовательный уровень родителей,
совместимость и общая психологическая
атмосфера в семье; отношение к детям
со стороны матери и отца, их влияние.5

      Основной путь влияния
взрослых на развитие личности детей ,
донесение до детей моральных норм, регулирующих
поведение людей в обществе. Эти нормы
усваиваются ребенком под влиянием образцов
и правил поведения. Образцами поведения
служат прежде всего сами взрослые — их
поступки, взаимоотношения. Конечно, наиболее
существенное воздействие на ребенка
оказывает поведение людей, непосредственно
его окружающих. Дети, как известно, отличаются
своей способностью к подражанию. Они
перенимают манеры взрослого, заимствуют
у них оценку к другим кого любить, кого
избегать, с кем более или менее считаться,
кому выражать свою симпатию или антипатию. После возникновения эмоционального
отношения к самому себе и первичной идентификации
со своим полом у ребенка возникает новое,
социально необходимое образование — стремление
соответствовать требованиям взрослых,
стремление быть признанным. Позитивной
стороной этого стремления является нравственное
чувство или совесть. Нравственное формирование
личности организуют знания, которые получает
ребенок, нравственные привычки поведения
с другими людьми, эмоциональные переживания
своего успеха или неуспеха во взаимоотношениях
с окружающими. Особенно в этот период
для ребенка важно быть признанным. Для
формирования прочных духовных контактов
между родителями и детьми необходимы
высокий уровень взаимной информированности
между ними, доверие и уважение друг к
другу, взаимопонимание, дружеский стиль
общения и адекватно-позитивная оценка
ребенка родителями. Отсутствие этих условий
приводит ко многим отклонениям в развитии
личности: низкой социальной активности,
негативным формам поведения, раздражительности,
подавленному настроению, деформируют
самооценку и полоролевое поведение. Патология
семейных отношений продуцирует широкий
спектр аномалий в психическом и нравственном
развитии ребенка. Разумеется, эти аномалии,
возникающие в условиях неблагополучных
семейных отношений, не есть следствие
только этих отношений. Они могут возникать
под влиянием целого ряда побочных явлений,
которые либо становятся причиной самой
конфликтности, либо действуют на нее
в качестве катализатора, например, низкая
духовная культура родителей, их эгоизм,
пьянство и т.п. Если взрослые негативно оценивают поступки
или результаты деятельности детей, то
у последних может развиться комплекс
неполноценности. В этой ситуации ребенок
становится безынициативным, боится что-либо
сделать неправильно, испытывает неуверенность
в собственных силах. Напротив, если родители
одобряют действия своего ребенка, если
действуют согласованно, ребенок чувствует
уверенность в своих силах и в близких
ему взрослых, не боится проявлять инициативу,
в то же время он учится управлять своими
действиями и поступками согласно нравственным
нормам. Родительская любовь- является
величайшим и незаменимым источником
духовного развития ребенка, формирования
эмоций, как уже было сказано, уверенности
в себе и т.д. Чем меньше тепла и ласки получает
ребенок, тем медленнее он формируется
как личность. Даже недостаточное внимание,
низкая частота общения родителей и детей
(гипоопека) нередко вызывают у детей сенсорный
голод, недоразвитость высших чувств,
инфантильность личности. Это может привести
к отставанию в развитии интеллекта, плохой
успеваемости в школе, нарушению психического
здоровья.6 Детское сознание склонно к односторонним
выводам и обобщениям в силу ограниченного
жизненного опыта, у ребенка возникает
искаженное суждение о людях. Грубость,
недружелюбие, равнодушие к нему родителей
— самых близких людей дают основание считать,
что чужой человек способен причинить
ему еще больше неприятностей и огорчений.
Это оборачивается недоверием, чувством
неприязни и подозрительности, страхом
перед другими людьми. Пытаясь как-то приспособиться
к трудной ситуации, избежать жестокости
старших, дети вынуждены прибегать к порочным
средствам самозащиты: лжи, хитрости, лицемерию.
Этим же часто объясняются и случаи немотивированной
жестокости, и агрессивное поведение некоторых
детей. В связи со значительными изменениями,
происходящими в системе образования,
появлением новых, альтернативных традиционной
школе форм семья сегодня приобретает
новый статус, получая в свои руки бразды
правления воспитательным процессом.
Развитие этих новых образовательных
форм, включая альтернативные и коммерческие,
дает семье большую возможность выбора.
А выбор есть одновременно и отказ от чего-то,
и поэтому требования к статусу семьи-культурному,
образовательному, экономическому заметно
возрастают. К тому же изменения, которые
происходят в системе образования, ощутимо
влияют на брак и семью, сглаживая или,
наоборот, усиливая «перекосы» воспитания.7

Читайте также:  Карта развития ребенка доу образец

           Исследования
учеными картины реально существующих
типов семьи позволили выделить: патриархально-модернизированный,
детоцентрический, супружеский, материнский
и неполный типы семей. Патриархально-модернизированный
тип семьи: характеризуется относительным
сохранением формы главенства и внутрисемейных
отношений, свойственных патриархальному
типу семьи с жесткой регламентацией ролевых
стратегий при мужской власти; этот тип
семьи ориентирован на средне- и многодетность.
Детоцентрический тип семьи: обладает
сильно развитой системой моральной, материальной
психологической опеки старшим поколением
младшего; родители испытывают гипертрофированное
чувство долга по отношению к своим детям,
что приводит к серьезным негативным последствиям
(замедление становления личности ребенка,
межличностная отчужденность между родителями
и детьми и т.д.); семья ориентирована на
малодетность. Супружеский тип семьи:
отношения определяются в основном

не родством, не родительством, а брачностью
с обязательным выделением личностных
аспектов; взаимная поддержка и заинтересованность
всех членов семьиэтого типа в судьбе
каждого создают оптимальные условия
для гармоничной деятельности внутри
семьи; отношения родители — дети опираются
на принципы взаимного уважения, дружбы.
Материнский тип семьи: как безбрачная
форма семьи, характеризуется детоцентрической
направленностью, так как создается женщиной
во имя ребенка. Неполный тип семьи: как
сколок традиционной, детоцентрической,
супружеской семьи.

        Семья, благодаря
всему комплексу межличностных отношений
и взаимодействия супругов, родителей
и детей, создает конкретные условия для
физического, психического, социального
развития ребенка, передает ему систему
духовных ценностей, моральных норм, образцов
поведения, традиций и т.д.8

1.2. Стили поведения родителей

      У Николаенко В.М. и др. авторов говорится
о том, что для современной семьи актуальна
проблема стиля отношений между ее членами.
В качестве основных семейная педагогика
выделяет два противоположных типа семейного
воспитания — авторитарный и демократический.9

Авторитарный 
стиль характеризуется властностью родителей
(чаще отца). При этом существует убеждение,
что подобным воспитанием можно выработать
у ребенка привычку беспрекословного
подчинения. Однако в семьях такого типа
нет душевного единения, дружного коллектива.
Взрослые мало считаются с индивидуальностью
ребенка, его возрастными особенностями,
интересами и желаниями. Хотя дети и растут
послушными, дисциплинированными, но эти
качества складываются у них без эмоционально-позитивного
и осознанного отношения к требованиям
взрослого. В большей мере это слепое послушание
нередко основано на опасении быть наказанным
(наказания, даже физические, в таких семьях
не редкость). В результате такой «методики»
у детей слабо развиваются самостоятельность,
инициатива, творчество. Факты также говорят
о том, что к подростковому возрасту именно
в семьях с авторитарным стилем дети чаще
вступают в конфликты с родителями, отдаляются
от семьи.10

Источник