Лебединский в бардышевская м ред психология аномального развития ребенка

Лебединский в бардышевская м ред психология аномального развития ребенка thumbnail

Лебединский В., Бардышевская М. (ред.)

Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. — 818 с.Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоциональные расстройства в детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).
Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.
В отечественной психологической литературе не существует аналогичного издания как по широте и разнообразию представленных в хрестоматии теоретических концепций, так и по охвату клинических проявлений аномального развития детей.
Хрестоматия рассчитана как на студентов, начинающих изучать психологию, так и на уже работающих врачей, психологов, учителей и воспитателей.Содержание:Часть III. Младенческий возраст
Г. И. Никитина
Основные теоретические подходы к изучению функциональной организации развивающегося мозга человека
И. М, Воронцов, И. А. Кельмансон, А. В. Цинзерлияг
Обобщенный взгляд на возможные причины и механизмы развития синдрома внезапной смертности у детей.
Р. Ж. Мухамедрахимов
Мать и младенец: психологическое взаимодействие.
Г. Харлоу, М, Харлоу, С. Суоми
Заменители матерей.
М. Кляйн
Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка.
М. Кляйн
Роль фрустрации в развитии.
М. Кляйн
Тревога и защитные механизмы.
Д. Винникотт
Идеи и определения.
Д. Винникотт
Переходные объекты и переходные феномены.
Л. Фрейд
Детская патология как предусловие развития патологии взрослых.
О. Крейслер
Психосоматика в психопатологии младенчества.
Г. Полмайер
Дальнейшее развитие психоаналитической теории депрессии до сегодняшнего дня.
О. Кернберг
Аффекты и ранний субъективный опыт.
Р. А. Шпиц
Поведение депривированных детей.
Р. А. Шпиц, В. Г. Коблинер
Психотоксические расстройства.
Дж. Боулби
Как оценивать нанесенный ущерб?
Т. П. Симеон
Галопирующая форма шизофрении раннего детского возраста.Часть IV. Дошкольный и младший школьный возраст
В. В. Лебединский
Классификация психического дизонтогенеза.
Г. Е. Сухарева
Группировка психопатий.
Л. В. Занков
Очерки психологии умственно отсталого ребенка.
Р. Е. Левина
Автономная речь в нормальном и патологическом развитии ребенка.
Р. Заззо
Групповое исследование умственной отсталости.
В. А. Новодворская
Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей.
Д. Н. Исаев
Дифференциальный диагноз психического недоразвития у детей.
И. Ф. Марковская
Прогностическое значение комплексного клинико-нейропсихологического исследования.
Т. П. Симеон, М. М. Модель, Л. И. Гальперин
Шизофрения.
Т. П. Симеон
Начальные симптомы шизофрении раннего возраста.
A. И. Чехова
Начальная стадия и ранняя диагностика шизофренического процесса у детей.
С. С. Мнухин, А. Е, Зеленецкая, Д. Н. Исаев
О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера, у детей.
Д. И. Исаев, В. Е. Каган
Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения.
К. С. Лебединская
Терапия раннего детского аутизма.
B. В. Лебединский
Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза.
Е. С. Иванов
Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма.
Л. Гезелл
Аутистическое, психотическое и другие формы нарушенного поведения.
Т. Питерс
Умственная отсталость при аутизме. проблема понимания значений.
С. Миллер
Влияние на игру индивидуальных и социальных различий.
Т. П. Симеон, М. М. Модель, Л. И. Гальперин
Экзогенно обусловленные пограничные формы.
Г. Е. Сухарева
Преимущественные для детского возраста психогенные реакции.
М. И. Лапидес
Клинико-психопатологические особенности депрессивных состояний у детей и подростков.
А. И. Гольбин
Нарушения сна и бодрствования у детей при различных заболеваниях и аномалиях.
Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко
Клинико-патогенетическая концепция патологических привычных действий.
А. И. Захаров
Патогенез неврозов у детей.
О. В. Протопопова
Моторика и психоортопедия.
А. Фрейд
Примеры избегания объективного неудовольствия и объективной опасности (предварительные стадии защиты).
А. Фрейд
Инфантильные предварительные ступени более поздних заболеваний.
Развитие половой идентификации.

Language:
russian

File:
DOC, 4.47 MB

Источник

Психология
аномального развития ребенка:
Хрестоматия
в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского
и Ы.
К.
Бардышевской. Т. I.
— М: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. — 744 с.

Впервые
издаваемая в пашей стране хрестоматия
обеспечивает необхо­димым теоретическим
материалом курс «Психология аномального
ребенка», читаемый в течение многих лет
на факультете психологии МГУ, и
сопутствую­щие курсы («Эмоциональные
расстройства с детском возрасте» и
практикум по «Психологии аномального
ребенка»).

Особенностью
данной хрестоматии является то, что она
составлена психо­логами-практиками,
непосредственно работающими с детьми
в клинике или консультации. Многочисленные
случаи, описываемые в статьях разных
авторов, делают теоретические построения
или выводы
ясными
и понятными, помогая распознать отклонения
в развитии ребенка и наметить пути их
коррекции.

В отечественной
психологической литературе не существует
аналогич­ного издания как по широте
и разнообразию представленных в
хрестома­тии теоретических концепций,
так и по охвату клинических проявлений
ано­мального развития детей.

Хрестоматия
рассчитана как на студентов, начинающих
изучать психоло­гию, гак и на уже
работающих врачей, психологов, учителей
и воспитателей.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………….

Л. С. Выготский

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПСИХИКИ ………………………..

И. В. Давыдовский

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ
ФАКТОРЫ

В
ЭТИОЛОГИИ
…………………………………………………………….

И. В. Давыдовский

ЭТИОЛОГИЯ И ФАКТОР
СИЛЫ ………………………………..

И. В. Давыдовский

ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ И НОЗОЛОГИИ
ЧЕЛОВЕКА……………………………………….

Г. Е.
Сухарева

НЕСКОЛЬКО
ПОЛОЖЕНИЙ
О
ПРИНЦИПАХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ

Г. Е.
Сухарева

ЗНАЧЕНИЕ
ВОЗРАСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ

ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ
В
КЛИНИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ……….

Д. И.
Оудсхоорн

ДЕТСКАЯ
И ПОДРОСТКОВАЯ
ПСИХИАТРИЯ…………

С. Чёсе и А. Томас

ЗНАЧЕНИЕ
ТЕМПЕРАМЕНТА
ДЛЯ
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
……………………….

И. В. Равич-Щербо

ИССЛЕДОВАНИЕ
ГЕНОТИП-СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В
ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ
ЖИЗНИ……………………………………………………..

A, Гезелл

ПРОБЛЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДИАГНОЗА……

B. В. Лебединский

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НОРМАЛЬНОГО И АНОМАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ………..

К. Лоренц

ВОЗНИКНОВЕНИЕ
НОВЫХ СИСТЕМНЫХ СВОЙСТВ ..

К.
Лоренц

КОЛЕБАНИЕ КАК
КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ…………….

Л.
Гезелл

ЦИКЛ УМСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ………………………………..

JC.
Левин

РЕГРЕССИЯ.
РЕТРОГРЕССИЯ И РАЗВИТИЕ…………………

К.
Левин

ПОВЕДЕНИЕ
В ДАННОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ

А. Фрейд

НОРМА И ПАТОЛОГИЯ
ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. ВИДЫ РЕГРЕССИЙ И
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ

Р. А, Шпиц

ТРИ ОРГАНИЗАТОРА
ПСИХИКИ…………………………………..

Р. Хайнц

О
РЕГРЕССИИ……………………………………………………………………

Часть II. Формирование патологических явлений в развитии отдельных психических функций и процессов

Н. А. Бернштейн

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ
В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ……

М. Гуревич

КОМПОНЕНТЫ
ПСИХОМОТОРИКИ……………………………………

Р. М. Боскис

АНОМАЛЬНЫЕ
ДЕТИ
(развитие
ребенка с сенсорными
дефектами)………………….

Р. М. Боскис, Р.
Е. Левина

ОСНОВЫ
КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТОВ
У
АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

А. Гезелл

РИСОВАНИЕ КАК
ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ……………………..

Э. Леннеберг

ЕСТЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ ЯЗЫКА………………………………………

A, Р. Лурия

ИЗМЕНЕНИЕ
РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ РЕЧИ
ПРИ
ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ МОЗГА

К. Лоренц

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ
КУЛЬТУРЫ (случай Хелен
Келлер)………………….

Ж. Пиаже

УРОВНИ
ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА……………………………..

B. В.
Лебединский, М. К. Бардышевская

АФФЕКТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
В
НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Читайте также:  Потенциальными возможностями развития личности ребенка являются

А.
Рестуан,
X.
Монтанье
ХРОНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
И ЕГО ПРОФИЛИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА……………

Ж. Нюттен

ФРУСТРАЦИЯ И
РЕГРЕССИЯ………

П. Фресс

ПРИРОДА
ЭМОЦИЙ…………………….

Р. Мейли

ГЕНЕЗИС ЛИЧНОСТИ
………………….

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хрестоматия
содержит фрагменты отечественных и
зарубеж­ных работ, в которых исследуются
проблемы аномального развития детей.

Первый
раздел посвящен общим закономерностям
аномального раз­вития. Рассматриваются
механизмы формирования патологических
сим­птомов с позиции патофизиологии
(Давыдовский), клиники (Сухарева),
патопсихологии (Выготский), гештальтпсихологии
(Левин), психоанали­за (А. Фрейд),
этологии (Лоренц) и других биологически
ориентирован­ных теорий (Гезелл —
эмбриология поведения)! Подробно
обсуждается проблема этиологии нарушений
развития, в том числе роль возрастных
особенностей, конституциональных и
половых различий (Сухарева, Оудсхоорн.
Представлены несколько ключевых работ,
в которых анализи­руется соотношение
развития, нормальной и патологической
регрессии, а также ускоренного развития
(Гезелл, А. Фрейд, Левин, Лебединский).

Второй
раздел содержит исследования формирования
патологичес­ких явлений в развитии
сенсорных процессов (Боскис, Левина),
мото­рики (Бернштейн, Гуревич), речи
(Лурия, Lenneberg),
интеллекта (Пиа­же), эмоций (Нюттен,
Фресс, Мейли; Лебединский, Бардышевская)
и ком­муникации (Montagner
и др.).

В работе Лебединского
и Бардышевской «Аффективное развитие
ребенка в норме и патологии» делается
попытка дать схему, позволяю­щую
оценивать тяжесть дизонтогенеза в
эмоциональной сфере и про­гнозировать
ход дальнейшего эмоционального развития
на основе ана­лиза целого ряда факторов.

Конкретные
исследования отдельных вариантов
нарушений представ­лены в третьем и
четвертом разделах. Третий раздел
посвящен иссле­дованиям аномалий
развития у детей раннего возраста (0—3
года). Ядром этого раздела являются
работы, выполненные в психоаналитичес­кой
традиции (M.Klein,
С. Winnicott,
А.Фрейд, L.
Kreisler,
Г. Полмайер и др.), в которых подробно
исследуются механизмы эмоционального
раз­вития в критический для этого
развития период и источники его
нару­шений. Особое внимание уделяется
депрессивным расстройствам. Ряд текстов
(Харлоу и соавторы) являются классическими
примерами этологического исследования
нормальных и патологических феноменов
ран­него развития.

В четвертом разделе
рассматриваются нарушения развития,
харак­терные для детей дошкольного
и младшего школьного возраста.

В хрестоматии
использованы работы широко известных
в 30—60-е годы детских психиатров,
специализировавшихся на иссле­довании
тяжелых психических нарушений у детей
раннего возраста

(Симеон, Чехова),
изучении пограничных состояний (Модель,
Симеон, Гальперин, Сухарева) и отдельных
синдромов эмоциональных наруше­ний
(Лапидес), не переиздававшиеся у нас в
стране в течение несколь­ких десятилетий.
Эти работы представляют большой интерес
для психологов, поскольку в центр
внимания ставятся вопросы динамики и
прогноза нарушенного развития, симптомы
которого часто по своей тя­жести
перекрывают симптомы психической
болезни.

В данном разделе
мы стремились представить различные
точки зре­ния по тем вопросам, которые
являются областями особого интереса в
психологии аномального ребенка на
сегодняшний день. Одним из таких вопросов
является проблема этиологии и механизмов
аутистических рас­стройств как
наиболее базальных и сложных, глубоко
затрагивающих все сферы развития.

Впервые публикуется
работа Протопоповой «Моторика и
психоор­топедия», выполненная в
Экспериментальном дефектологическом
ин­ституте под руководством Л.С.
Выготского в 1935 году. Это оригиналь­ное
характерологическое исследование
моторных типов в детской кли­нике
является образцом научной модели,
имеющей прямой выход в психотерапевтическую
практику. Использованы работы и других
со­трудников Выготского (Занкова,
Левиной, Боскис), в которых особое
внимание уделяется компенсаторным
процессам в развитии аномальных детей.

В
хрестоматию включены впервые выполненные
переводы ключе­вых работ Арнольда
Гезелла («Проблемы дифференциального
диагно­за», перевод Рыжова, «Аутизм
и органические психозы», перевод
Косолаповой), широко цитируемые различными
специалистами по детскому развитию
статьи Винникота «Переходные феномены
и переходные объекты» (перевод Рыжова)
и Леннеберга «Естественная история
язы­ка» (перевод Букиной). «Групповое
исследование слабоумия» Заззо и его
сотрудников, хотя и было переведено у
нас в стране в 1966 году (переводчики —
Глозман, Рихтер, Ключанская, Наурская),
не публико­валось отдельным изданием.
В хрестоматию вошла также этологическая
работа А. Рестуана, Н. Монтанье по развитию
коммуникации у де­тей раннего возраста
(перевод Михайловой).

Хрестоматия
рассчитана на студентов и аспирантов,
специализиру­ющихся в области
клинической психологии, практикующих
психологов, дефектологов, детских врачей
и педагогов. Являясь учебным пособием,
данная хрестоматия включает работы
различных направлений, что по­зволяет
выделить наиболее проблемные точки
современной теории ано­мального
развития.

Хрестоматия
обеспечивает необходимым теоретическим
материалом курс «Психология аномального
ребенка», читаемый в течение многих
лет
на факультете психологии МГУ, и
сопутствующие курсы («Эмоцио­нальные
расстройства в детском возрасте» и
практикум «Психология аномального
ребенка»).

Читаемые курсы
методологически опираются на работы
отечествен­ной школы Выготского —
Бернштейна — Лурии с привлечением
совре­менных исследований различных
теоретических направлений как в об­ласти
психологии, так и в смежных дисциплинах.

Многие из включенных
в хрестоматию работ представлены
полно­стью или достаточно объемными
отрывками. Довольно большой объем многих
фрагментов был продиктован необходимостью
дать, насколько это возможно в рамках
хрестоматии, целостное представление
об отдель­ных взглядах автора, показать
логику его рассуждений, примеры, на
которые он опирался, контекст других
работ, из которых он исходил.

Классические
исследования Выготского, Лурии обсуждаются
во многих других теоретических курсах,
читаемых на психологическом факультете
МГУ, и соответственно представлены в
других пособиях, поэтому из работ этих
авторов были взяты только программные
мо­менты, имеющие непосредственное
отношение к курсу «Психология ано­мального
развития».

Поскольку
библиография составлялась с использованием
множества различных источников, в том
числе давних, к сожалению, нельзя
ис­ключить возможной неточности и
неполноты приведенных ссылок.

Планируется выпуск
следующего тома хрестоматии, специально
по­священного проблемам аномального
развития в подростковом возрасте.

За большую помощь
и поддержку в работе благодарим старшего
преподавателя отделения клинической
психологии факультета психоло­гии
МГУ им. М. В. Ломоносова Печникову Элеонору
Сергеевну и осо­бенно аспирантов
факультета психологии Рыжова Андрея,
Косолапову Дарью, Михайлову Юлию,
студентку Букину Ольгу, чьи переводы
пред­ставлены в данной хрестоматии.

Выражаем
особую признательность за высокий
профессионализм, усердие и чуткость в
работе с авторами редактору Федоровой
М. П., которая внесла ряд ценных предложений,
благодаря которым удалось свести к
минимуму неясности в текстах. Благодарим
Киселеву А. И. за тщательнейшим образом
выполненную корректуру, художника
Карце­ву Е. В., подготовившую рисунки
и диаграммы, и всю редакцию «ЧеРо»,
работники которой отличаются особым
творческим подходом к делу.

Редакторы-составители:
Лебединский В.
В., Бардышевская М. К.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    13.02.201520.01 Mб48Propedevtika_Mukhin.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник


9′ 131

социальным окружением, может получиться, что стимулирующее значение активности установится не в соответствии с уровнем реактивности данного индивидуума. В этом случае могут развить­ся различные нарушения и расстройства поведения» (Strelau, 1985). Чтобы модель «хорошего соответствия» была полезной, в ней не должно быть доказательств «по кругу», погубивыгих так много психологических теорий. Другими словами, очень легко «дока­зать», что нормальная приспособленность индивидуума к окру­жению — это следствие «хорошего» соответствия, а неадекват­ная жизнедеятельность — следствие «плохого», а затем для объяснения типа соответствия использовать характер жизнеде­ятельности. Поэтому необходимы разработка независимых кри­териев, с помощью которых можно было бы определить «хоро­шее» и «плохое» соответствие по многим факторам психическо­го развития, а также выявление условий, при которых эти факторы влияют на тип соответствия и на характер развития — нормальный или патологический. Такой подход просматривает­ся в целом ряде работ (см. ссылки у С. Чесе и А. Томаса — Chess & Thomas, 1984, с. 279), которые дают примеры исследований вза­имодействий в конкретных условиях и могут предоставить дан­ные для модели «хорошего соответствия».

Читайте также:  Низкий уровень развития ребенка мониторинг

ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

Одним из самых значительных результатов исследова­ний темперамента является новый подход к лечению и профилак­тике. Вместо поиска предполагаемых внутрипсихических причин развития болезни у родителей и у самих пациентов и последую­щего длительного лечения, часто сомнительного качества, мы ста­ли использовать так называемое «руководство для родителей».

Руководство для родителей основано на клиническом заклю­чении о том, что ребенок по своему темпераменту не соответ­ствует тем требованиям, которые предъявляют ему или родите­ли, или школа, или же все вместе. В первые годы жизни такое несоответствие более вероятно у ребенка с трудным темпера­ментом. Он обычно отвергает новую пищу, незнакомых людей и непривычные места, громко протестует, трудно и медленно при­выкает к любым изменениям, не имеет четкого режима сна, пи­тания и опорожнения кишечника. Для таких детей уже с самого раннего возраста жизнь становится трудной. Тяжко приходится и родителям, не понимающим, почему самые обычные действия и навыки, которые большинство других детей осваивает легко и быстро, их ребенку даются с большим трудом и напряжением

132

сил. Если родители осознают, что в основе такого поведения ле­жит темперамент, и предъявляют к ребенку соответствующие требования — спокойные, дружелюбные, мягкие, но последова­тельные, — малыш постепенно научится приспосабливаться к раз­ным условиям, выработает привычку проситься на горшок и ус­тановит режим сна.

Когда вместо криков и протестов появляются бурные выра­жения радости и веселья, то интенсивность эмоциональных ре­акций может даже стать достоинством ребенка. В нашем иссле­довании, например, один из отцов даже гордился «буйством» сво­его сына в младенчестве. Мальчик хорошо развивался, и это качество постепенно перешло в энтузиазм. Однако если родите­ли не понимают, что главной причиной такого поведения ребен­ка является его темперамент, они будут чувствовать виноватыми либо себя, либо ребенка, либо всех вместе. Многие родители в конце концов ощущают себя жертвой террора своего крошечно­го сына или дочери, а это верный признак того, что они на лож­ном пути. В таких случаях родители могут оказывать давление на ребенка, задабривать его или же нерешительно переходить от одной тактики к другой, но все это только препятствует малышу справиться с повседневными требованиями, необходимыми для социализации в первые годы жизни. И слишком часто результа­том всего этого становятся отклонения в поведении.

Руководство разъясняет родителям, что трудное поведение ребенка — не их вина и не вызвано его зловредными прихотя­ми. Скорее всего причина в том, что они ожидают и даже тре­буют от ребенка таких реакций, на которые он просто не спо­собен. Большинство родителей готово выслушать врача, принять его советы и попробовать обращаться с малышом иначе. Редко кто не желает своему ребенку счастливого и плодотворного бу­дущего. Руководство имеет огромное преимущество в том, что врач как бы заручается поддеРжкои родителей и делает их не­посредственными помощниками в процессе лечения, а ведь они взаимодействуют с ребенком ежедневно и постоянно. По нашим данным, руководство для родителей эффективно в 50% случаев «плохого соответствия», охватывающих все возможные сочетания свойств темперамента ребенка и не соответствующих ему спо­собов родительского обращения. При успешности такого подхо­да отпадает необходимость в длительном и дорогостоящем лече­нии, а в тех случаях, когда трудности в поведении не исчезают и даже усугубляются и возникают показания для психотерапии, одновременное руководство для родителей может значительно сократить длительность лечения и увеличить его эффективность.

И наконец, наш подход, помимо всего прочего, не нуждается в трудоемкой, дорогостоящей и в общем-то неверной процедуре анализа психических нарушений у самих родителей.

Понимание роли темперамента в поведении ребенка может помочь воспитателям, специалистам в области охраны психичес­кого здоровья, педиатрам и учителям приспособить .свои требо­вания к ребенку таким образом, чтобы он был способен с ними справиться. Это не только избавит от лишних трудностей, но бу­дет способствовать развитию у ребенка хорошего представления о самом себе. Если подросток или взрослый поймут свой темпе­рамент, они смогут решить, когда им для пользы дела необходи­мо сдерживаться. Приведем один пример. При очередном обсле­довании мы беседовали с молодой женщиной немного старше двадцати пяти лет, отличавшейся в детстве крайне трудным тем­пераментом. Родители были сбиты с толку ее частыми и бурны­ми вспышками гнева, не могли найти причин такого поведения и, в свою очередь, сердились, чувствуя себя виноватыми. Это только ухудшало дело, и в итоге у девочки появились отклонения в поведении. Родители обратились к нам за помощью. Из их рас­сказа и наших наблюдений за поведением ребенка в игровой комнате стало ясно, что в этом случае имело место нарастающее несоответствие между ребенком и родителями. Вникнув в наш анализ ситуации, родители изменили свое поведение в соответ­ствии с полученными рекомендациями, и спустя совсем немного времени отклонения в поведении исчезли и отношения девочки с родителями стали более близкими и теплыми.

Теперь, к тридцати годам, эта молодая женщина счастлива в личной жизни и успешно начала профессиональную карь’еру. Когда ее спросили, как часто она сердится (один из наших обыч­ных вопросов), она улыбнулась и сказала: «Почти никогда». Жен­щина объяснила, что она, как и раньше, все еще склонна к вспышкам гнева, однако понимает, что, как правило, такие вспышки бумерангом обращаются на нее саму. Вместе с тем ей не хочется избегать сложностей и столкновений, если они необходимы. В итоге она научилась различными способами но без гнева выходить из трудных ситуаций.

Ни один подход в жизни не может быть панацеей. И не все случаи в нашей практике кончались так благополучно, как этот. Но очень часто мы просто поражались тому, какое брльшое зна­чение для здорового психического развития и жизнедеятельно­сти человека может иметь знакомство со своим темпераментом.
И. В. Равич-Щербо

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНОТИП СРЕДОВЫХ СООТНОШЕНИЙ В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОМПОНЕНТОВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ10

В исследовании М. Риза, проведенном на 45—47 парах МЗ2 близнецов, 38—39 однополых парах и 70—82 парах разно­полых ДЗ3 первых дней жизни (3,7 дня для доношенных и 46,9 дня для недоношенных или имевших медицинские проблемы, ликви­дированные к моменту обследования), у тех и других получены одинаково низкие внутрипарные корреляции по четырем чертам темперамента (возбудимость, способность успокаиваться и др.) и по характеристикам активности во сне и бодрствовании. Корре­ляции у МЗ близнецов колеблются в пределах 0,06—0,31, у од­нополых ДЗ они равны 0,06—0,59, у разнополых — 0,13—0,30. Ав­тор полагает, что главной причиной этого являются пренаталь-ные условия и особенности родов; аргументом в пользу такого объяснения служат корреляции между различиями по поведен­ческим характеристикам, с одной стороны, и весом при рожде­нии и тесту Апгар, говорящему о физиологической зрелости но­ворожденного, — с другой. Как заключает Дж. Лоэлин, в этом воз­расте гены не являются основным источником индивидуальных различий по темпераменту «или, точнее, еще не являются».

Читайте также:  Развитие сенсорика упражнения ребенка 2 3 лет

В ближайшие месяцы ситуация существенно меняется. В четы­рех исследованиях, проведенных с близнецами 10 возрастов — от 3 до 12 месяцев жизни (группы МЗ — от 29 до 117 пар, ДЗ — от 18 до 213 пар), использовавших разные методики оценки по­ведения детей — от лабораторных до наблюдения, только в одном случае сходство в парах ДЗ близнецов оказалось выше, чем МЗ; в остальных 9 возрастных группах корреляции МЗ выше, чем ДЗ. Коэффициент наследуемости, правда, пока невелик — в сред­нем около 30%, но генетические влияния уже вполне отчетливы.

Это подтверждается и методом приемных детей: в Колорад­ском исследовании биологические сиблинги (101 пара в возрас­те 1 года) имели корреляцию по шкале Н. Бейли, оценивающей особенности поведения ребенка, равную 0,20, а у 83 пар прием­ных сиблингов она была практически нулевой (0,09). На следу­ющем, втором, году жизни генотипические влияния еще более

Монозиготные близнецы, з .

Дизиготные близнецы.

отчетливы. В Луизвилльском близнецовом исследовании (близ­нецы 1,5 и 2 лет, 30—83 пары МЗ и 28—50 пар ДЗ) при оценке поведения ребенка двумя разными методами коэффициенты на­следуемости уже достаточно высоки: Л2 = 0,42 —0,56, что сопос­тавимо с величиной генетической детерминации экстраверсии и нейротицизма у взрослых.

По данным того же исследования, в течение первых двух лет МЗ близнецы оказываются более похожими и по возраст­ной динамике оценок, получаемых по шкалам темперамента и личности; усредненные по нескольким шкалам и возрастным эта­пам (в пределах 9—48 месяцев) корреляции таковы: гмэ ш 0,50; Гдз = 0,18. Это может говорить о том, что индивидуальные тра­ектории развития на данном отрезке онтогенеза также испыты­вают влияние наследственности.

Э. ф. Кириакиди (1994) у близнецов 21—25 месяцев жизни (х = 23 месяца) оценивала среди прочего особенности поведения по методике Н. Бейли (одна из наиболее распространенных и хорошо отработанных шкал для диагностики детского развития). Эта часть шкалы объединя­ется в три фактора, два из которых могут быть отнесены к категории темперамента: эмоциональность, экстраверсия и активность. Результа­ты показали, что на абсолютные оценки по этим факторам влияют кон­кретные особенности домашней среды: наличие в семье бабушки, сис­тематические игры родителей с детьми, хорошие жилищные условия. Однако внутрипарное сходство и, следовательно, коэффициент насле­дуемости от этих обстоятельств не зависят. Генетический компонент обнаружился только в дисперсии оценок эмоциональности (0,30 и 0,47 при двух разных способах вычисления). Индивидуальные различия по активности полностью определяются средой, причем в обоих случаях большую роль играет индивидуальная среда. Но при этом эмоциональ­ность и активность оказались связанными генетической корреляцией а = 0,45), что свидетельствует о наличии у них некоторой общей ос­новы, общей системы генов, определяющих вариативность обеих черт.

Несколько иной подход к исследованию динамики поведения детей был реализован в Нью-Йоркском лонгитюдном исследо­вании, в котором было выделено 9 компонентов, описывающих динамику поведения ребенка: активность (главным образом дви­гательная), регулярность (ритмичность появления поведенческих реакций, например проявлений голода, отправления физических функций, смены циклов сна и бодрствования и т. д.); приближе­ние — удаление (иначе обозначается как реакция к/от: направ­ление эмоционального и двигательного ответа на новые стимулы);

136

адаптивность (реакция на новую ситуацию); интенсивность ре­акции любого знака; порог активности; доминирующее настрое­ние; отвлекаемость (легкость изменения поведения в ответ на новые ситуации); внимание/настойчивость (длительность какой-либо деятельности и способность продолжать ее вопреки поме­хам). На основе Нью-Йоркского лонгитюдного исследования А. Торгерсен провела близнецовое исследование, результаты ко­торого отражены в табл. 1.

Таблица 1

Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов в исследовании темперамента А. Торгерсен

Показатели темпераментаВозраст
2 месяца9 месяцев6 лет
Активность1,525,26″»11,34*»»
Регулярность4,98**12,86—4,22*»
Приближение — удаление0,836,77″8,80—
Адаптивность0,572,28*2,23*
Интенсивность2,55*5,32*»9,56″*
Порог реактивности2,82″9,90″*2,91″»
Настроение1,543,31″3,32″
Отвлекаемость1,403,94″*
Внимание — настойчивость4,40*»5,13*»

Примечание. Внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов оценивалось по соотношению дисперсии внутрипарных разностей. Значимое F-отношение говорит о большем сходстве МЗ по сравнению с ДЗ и, следовательно, о наличии генетического компонента в изменчивости признака.

•р
Таким образом, уже начиная примерно с 9 месяцев жизни проявляет­ся генетически заданная индивидуальность в сфере динамических харак­теристик поведения ребенка, т. е. темперамента.

По данным, полученным в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании [оно началось в 1957 г.; первичная выборка— 133 ребенка раннего воз­раста), был выделен синдром трудного темперамента. Его признаками являются: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция, плохая адаптивность и высокая интенсивность реакций.

Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни. В Нью-Йоркском исследовании в парах возрастов получены положительные корреляции:

1 год и 2 года —0,42; 2 и 3 года —0,37; 3 и 4 года — 0,29; в Коло­радском проекте аналогичные корреляции даже выше: 0,54, 0,61, 0,54 со­ответственно. Более того, начиная с трех лет обнаруживаются связи с темпераментом в период ранней взрослости (17—24 года): корреляции с оценками, полученными в 1 и 2 года, приближаются к нулю, но за­тем, в 3 и 4 года, они уже равны 0,31 и 0,37 (подумеем: ведь это интер­вал в 15—20 лет!).

Более того, трудный темперамент детства имеет проекцию в при­способленность взрослого человека к разным сферам деятельности — обучения, социальной, семейной и т.д.; соответствующие корреляции с первым и вторым годами жизни нулевые, но с трудным темпераментом в 3 года трудности взрослого уже имеют корреляцию г — 0,21, а в 4 года г — 0,32 (минус здесь означает, что, чем выше оценки трудного темпе­рамента в детстве, т. е. чем он труднее, тем ниже приспособленность взрослого).

По данным близнецового исследования А, Торгерсен, из пяти ком­понентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три имеют высокую генетическую составляющую (слабая реакция «к», высокая интенсивность реакций, низкая регулярность: h2 = 0,94; 0,82; 0,68 соответственно), один — плохая адаптивность — определяется в основном общесемейной средой (с2 = 0,55) и еще один — негативное настроение — индивидуальной сре­дой (е2 = 0,63). Правда, в двух последних признаках влияния наследствен­ности тоже констатируются: h2 = 0,26 и 0,37 соответственно.

Лебединский в бардышевская м ред психология аномального развития ребенкаперейти в каталог файлов

Источник