Развитие речи ребенка с тнр

Развитие речи ребенка с тнр thumbnail

Задание для детей с тяжелыми нарушениями речи

Индивидуальное задание для девочки

Проведение коррекционных занятий по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) — важная составляющая образовательного процесса специальных учебных заведений, учебно-реабилитационных центров, интегрированных и инклюзивных классов для детей с ЗПР, которая призвана способствовать целенаправленному совершенствованию языковых, речевых и социально-коммуникативных умений и навыков в указанной категории детей.

Развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

Тяжелые речевые дефекты (детская афазия, моторная и сенсорная алалия), вызванные локальными впечатлениями головного мозга, сопровождаются специфическими особенностями формирования интеллектуальной деятельности ребенка. Это проявляется в диспропорциональном развитии некоторых высших психических функций (вербального и невербального мышления, зрительной и слухоречевой памяти, состоянии импрессивной и экспрессивной речи) и в снижении темпов психического развития в целом.

Формирование речевых навыков в дошкольных заведениях - фото

Формирование речевых навыков в дошкольных заведениях

Для устранения дефектов была разработана специальная образовательная программа для детей с ТНР.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Направления коррекционного обучения на подготовительном этапе:

  • действия по упорядочению ряда анализаторов — слухового, зрительного, смыслового, двигательного, речедвигательного;
  • программы различных видов деятельности (предметная, творительная, изобразительная);
  • развитие слухоречевой памяти, слухового внимания и контроля;
  • развитие умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов (на невербальном, а в дальнейшем и вербальном материале);
  • развитие кинестетического анализа в процессе репродуктивного воспроизведения звуков речи с опорой на зрительное восприятие артикуляции;
  • организация наблюдений ребенка за разными сторонами речи (морфологической, синтаксической, просодической, произносительной, интонационной) и практическое выделение слов, грамматических морфем, фонем в процессе восприятия речи.

Основной этап. На этом этапе проводится формирование экспрессивной речи.

  1. Формирование экспрессивного словаря путем соотнесения имеющихся у ребенка звуковых образов слов с движениями с опорой на зрительное восприятие и кинестетические ощущения. В дальнейшем развитие звукового анализа слова с использованием названых опор и параллельное обучение ребенка грамоте.
  2. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и парадигм склонения.
  3. Сочетание звуков в слоги, слов в слова, слова в структурные предложения.
  4. Развитие качественной связной речи.

 Значение сенсорного развития фото

Значение сенсорного развития

Подготовка детей к школе включает:

  1. Расширение знаний и представлений об окружающей среде.
  2. Развитие активной познавательной деятельности.
  3. Развитие интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации предметов на вербальном материале, который предъявляет педагог.
  4. Увеличение объема импрессивного вещания за счет расширения: смысловой структуры слова и его понятийной соотнесенности, его синтаксического значения, уточнения семантики грамматических морфем и разных типов синтаксических конструкций.
  5. Обучение элементарным математическим знаниям, изобразительной деятельности, конструированию по специальным методикам.
  6. Подготовка к овладению грамотой.

Статья в тему: Список школ и дошкольных заведений для детей с тяжелыми нарушениями речи

Логопедическая работа с ТНР

Основная задача адаптированной программы для логопедической группы с тяжелыми нарушениями речи направлена на проведение коррекционной и развивающей работы с детьми, учитывая их особенности развития. Работа проводится в нескольких направлениях:

  • коррекция;
  • профилактика;
  • развитие детей.

Логопед после проведения психологической диагностики определяет причину и уровень нарушения речи. После чего подбирает ряд специальных заданий, которые позволят построить правильную словообразную деятельность.

Работа проводится в 5 направлениях:

  • «Речевое» – пополнение словарного запаса, тренировка фонематического восприятия, формирование правильного речевого строя и прочее;
  • «Познавательное» – мышление, внимание, память;
  • «Художественно-эстетическое» – привлечение музыкальных, художественных произведений.
  • «Социально-коммуникативное» – навыки общения и работы в коллективе за счет применения игровых форм деятельности;
  • «Физическое» – моторика, мимическая мускулатура, речевое и физиологическое дыхание.

Дети с тяжелыми нарушениями речи фото

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Методики при тяжелых нарушениях речи

Для достижения поставленных задач при тяжелых нарушениях речи используются специальные методики:

  • словесные;
  • практические;
  • наглядные.

Методики работают только при комплексном подходе. Начальный этап коррекции подразумевает проведение практических и наглядных методик, с минимальным привлечением словесной.

Упражнения для детей с ТНР

Дефектологи-логопеды в работе часто используют упражнения для детей с кинетическим песком. Занятия могут проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Организация обучения детей направлена на выполнения следующих задач:

  • развитие разных форм моторики;
  • стимуляция развития речи по слогам;
  • связное речевое развитие;
  • постановка правильного произношения звуков;
  • развитие представлений о фонетике;
  • стимулирование постановки диафрагмального дыхания.

Реабилитационное оборудование фото

Реабилитационное оборудование

Среди самых популярных упражнений:

  • «Необыкновенные следы» – надавливание пальцами, ладошками и кулачками на песок для имитации следов разных животных.
  • «Что под песком» – выбирается яркая тематическая картина, засыпается тонким слоем песка, ребенок должен набрать воздух через нос, и выдохнуть ртом, сдувая песок с поверхности картины.
  • «Спрячь ручки» – ребенок должен спрятать ладошки в песок в период, когда слышит определенное слово, звук, слог.
  • «Клад» – в чаше с песком прячутся разнообразные фигурки, необходимо найти их и классифицировать по характеристикам.

Такие упражнения являются самыми эффективными в период обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задания для детей с ТНР

Все занятия в процессе образования детей с ТНР проводятся в игровой форме, а для того, чтобы сконцентрировать внимание, сохранить их интерес и минимизировать уровень утомляемости проводится частая смена игровой деятельности.

Использование зеркала в занятиях фото

Использование зеркала в занятиях

Продолжительность занятия обычно варьируется от 10 до 25 минут. Для максимального достижения успеха недостаточно работы педагогов и логопедов, необходимо дополнительно дома создавать развивающую среду и выполнять тщательно все «домашние задания».

Задания для детей дефектолог подбирает индивидуально. При ТНР проводятся следующие направления занятий по коррекции:

  • память, наблюдательность, внимание;
  • связная речь;
  • словарный запас;
  • артикуляционный аппарат;
  • логоритмика;
  • мелкая моторика;
  • дыхательная гимнастика.
Читайте также:  Развитие здорового образа жизни у ребенка 2 лет

АООП для школьников с тяжелыми нарушениями речи

АООП – адаптированная основная образовательная программа.

Статья в тему: Адаптированная программа для детей с аутизмом 8.4.

Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи для дошкольников направлена на решение следующих стратегических и тактических задач:

  • совершенствование навыков слушания (понимание) текстов диалогического и монологического характера;
  • формирование навыков ведения диалога;
  • развитие монологической речи путем упражнения в построении произведений-рассказов, произведений-описаний;
  • упражнения в подробном и выборочном пересказе текстов разных стилей и жанров речи;
  • развитие умений целостного восприятия, понимания и интерпретации текстов;
  • присвоение ценностных ориентаций в общении.

АООП для детей с ТНР – отзывы

Основная часть отзывов взята с форума https://www.u-mama.ru/forum/kids/schoolboy/198256/.

ПоложительныеОтрицательные
Сын до 3 лет молчал, пошли в сад и начали работать усиленно с логопедом по индивидуальной программе, было все: и домашние задания, и требования по обеспечению специальной развивающей среды, а мы, как родители, все упорно выполняли. Сейчас сынуля учится в 5 классе, и он спокойно выражает свои мысли словесно, ведет диалог и правильно строит речь. На данный момент, существуют уже мало заметные проблемы, но мы над ними работаем. (Ника) Если работа по адаптированной программе не проводилась в дошкольном возрасте, в школе просто нереально решить речевые дефекты. Речевые основные навыки формируются у детей до 6 лет. Так что большинство родителей должны просто смириться, если ничего не предприняли до этого возраста (Юлия)
У нас и в саду ввели логопедические групповые занятия, а с проблемными детками работают дополнительно индивидуально. И старшая дочь говорит, что у них в школе тоже начали практиковать. Она сейчас в 7 классе, и все они с удовольствием выполняют задания по сурдологии, упражнения с мимикой и дыханием. Подобного рода занятия полезны не только для детей с ЗПР, но и для здоровых, так как современная молодежь часто не может два слова связать, хотя физических проблем с речью они и не имеют. (Софья) Каждая речевая задержка в обязательном порядке сопровождается и психологической, следовательно, просто занятий с логопедом-дефектологом будет очень мало, необходимо дополнительно задействовать занятия с психоневрологом и медикаментозную терапию. (Ольга)
Применение разных методик, проведение интересных занятий и упражнений позволяет ребенка не просто увлечь (что очень сложно при диагнозе ЗПР), но провести эффективную коррекционную работу даже при тяжелой форме речевого дефекта. Единственное, у нас еще не все учебные заведения к данной практике готовы, но на любое новшество необходимо время. (Лидия Степановна) Важно правильно подобрать учебное заведение, которое проводит логопедическую комплексную коррекционную работу, хотя таких учебных заведений сейчас крайне мало. Надеемся, что на детей с ЗПР наконец начнут активнее обращать внимание. (Рита)
У нас в старшей садиковской группе 10 детишек с разными формами речевой задержки. У нас лично тяжелая, но дочурка уже через 4 месяца занятий начала демонстрировать успехи, пока только сопровождая жесты определенными звуками и отдельными слогами – но это уже огромнейший шаг. Да и работа в такой небольшой группе тоже намного плодотворнее, чем нахождение в специальном заведении (проходили на занятия год, и без существенных достижений) (Лилия)

Вывод

ООП для детей с ТНР позволяет проводить коррекцию не только речевых навыков, но и психологических отклонений и физиологических, так как работа проводится комплексная с задействованием разнообразных форм и методик, начиная с дошкольного возраста.

Видео — Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Видео — Проведение коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

Источник

Особенности развития речи детей школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Устная речь у детей с тяжелыми формами речевой патологии характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи.

При анализе патологии речи у детей специалисты учитывают не только особенности общего состояния здоровья ребенка, его двигательной сферы, интеллекта, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы, темперамента, его конституцию, но и актуальный уровень развития ребенка, социальный статус семьи, которые имеют большое значение при изучении этиологических и патогенетических факторов возникновения речевых расстройств. Поэтому очень важно, чтобы родители с первых лет жизни фиксировали этапы развития ребенка, его достижения или некоторые особенности и могут обратить на это внимание специалиста. Важно, чтобы на консультации логопеда родители могли рассказать, в каких именно ситуациях ребенок испытывает особые затруднения, как это проявляется, и как они выходят из сложившегося положения.

Несформированность речевых и неречевых психических функций негативно отражается на формировании такого сложного вида деятельности, как учебная, являющейся ведущей в школьном возрасте. Усвоение учебного материала, базовых знаний, овладение практическими умениями и навыками, особенно в области языка, предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых способностей, психологическую готовность к выполнению учебной деятельности.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти. Специальными психолого-педагогическими исследованиями доказано наличие у детей с ТНР отклонений в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, а также нарушений мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Несовершенство устной речи учащихся с речевой патологией препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи, как необходимого элемента социальной культуры и общения.

Читайте также:  Наблюдаем за ростом и развитием ребенка

Ситуация длительного неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только имеющегося речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом. Если родители своевременно не акцентируют должного внимания на негативных проявлениях речевого недоразвития и не обращаются за помощью к специалистам, то может наблюдаться неблагоприятная картина в формировании психики и поведении ребенка. Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у обучающихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

Адаптация учебной программы при включении коррекционно-лингвистического курса позволяет проводить коррекцию речевых нарушений, оптимизировать коммуникативных навыков обучающихся и готовить их к успешному усвоению различных разделов основной общеобразовательной программы. Недостаточный лингвистический опыт у детей с ТНР не позволяет им усвоить материал учебных дисциплин без дополнительной подготовки (специальные дисциплины, логопедические занятия) и создания специальных условий, направленных на преодоление имеющегося речеязыкового дефицита и обогащение речевого опыта в разных формах речевой деятельности.

Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать опорные сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания.

При структурировании учебного материала важно выделять существенное и опустить второстепенное. В зависимости от конкретной цели урока отбирать языковый материал, определять виды речевой деятельности, создавать речевые ситуации, которые максимально приближаются к обиходно-бытовой и изучаемой тематике. Важно соблюдать функциональный подход к отбору и подаче материала в процессе обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать, что язык можно изучить с двух позиций: как он устроен и действует и как им практически пользоваться. Необходимо упреждающее повторение изученного и на этой основе должно вестись изучение нового материала.

Например, обязательным компонентом образования обучающегося с ТНР в условиях инклюзии при изучении общего курса «Русского языка» является развитие способности к словесному творчеству и воспитание языкового чутья. Обязательным условием освоения первого варианта обучения является систематическая логопедическая помощь, оказывающая пропедевтическое и коррекционное воздействие на появление школьных трудностей в усвоении программы русского языка и формирования, необходимых социально-коммуникативных компетенций, соответствующих возрасту ребенка. Работа по освоению синтаксиса и пунктуации осуществляется за счет использования в речи различных синтаксических конструкций и в то же время доступных для индивидуального усвоения каждым обучающимся, создавая тем самым оптимальные предпосылки к обогащению и качественному улучшению речевой практики учащихся данной категории.

Для качественного и полноценного усвоения комплексной общеобразовательной

программы и дальнейшего обучения в школе, с этими детьми необходимо проводить

ежедневную комплексную оздоровительную и коррекционно-образовательную работу.

Активные методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей школьного возраста с ТНР. Цель использования активных методов и приемов – научить детей с ТНР связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Использование нетрадиционных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ТНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.

Эффективно применяются в работе здоровьесберегающие технологии, например:

– упражнения с использованием психогимнастики, релаксации;
– упражнения на развитие речевого дыхания;
– комплексы артикуляционных упражнений;
– упражнения для профилактики нарушений зрения;
– упражнения на развитие мелкой моторики;
– комплексы физминуток для профилактики гиподинамии, сколиотической 
осанки и предупреждения утомления.

Упражнения с использованием психогимнастики оказывают положительное влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Практический материал помогает создать на организованных занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость.

Таким образом, ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ учебных дисциплин и программы коррекционной работы, которые обеспечат реализацию его специальных образовательных потребностей.

Литература

1. Баранова Ю.Ю.. Солодкова М.И., Яковлева Г.В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС. М., Просвещение, 2014г.

2. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

3. Войтас С.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. М., МГППУ, 2011г.

4. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов.- М.: Дрофа, 2008г.

5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. — М.: АРКТИ, 2003. 

Читайте также:  Выготский развитие речи и мышления ребенка

Принципы инклюзивного образования

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать. При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежений.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Международные правовые акты, как и современное российское законодательство  утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.

4. Все люди нуждаются друг в друге.  Главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам. Кроме того, инклюзивное образование способствует нравственному оздоровлению общества.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки. 

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Инклюзивные школы растят людей, которые уважают многообразие, ценят различия и принимают способности и возможности каждого. Сегодняшние дети завтра станут работодателями, работниками, врачами, учителями, политиками. Дети, обучающиеся с непохожими на них сверстниками, будут ожидать разнообразия в обществе и станут использовать его для общей пользы.

8. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Процесс инклюзивного образования – это процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает гуманные образовательные условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача инклюзивного образования не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом. Шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих, потому что ему не выжить без них, это и есть суть инклюзии. Это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это такой образовательный процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу одноклассников или сокурсников, но и само сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду.

Литература

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья., Красноярск, 2013г

2. Дмитриев А.А. Интегрированное обучение детей: «за» и «против». Народное образование.- 2011г. №2.

3. Малофеев Н.Н Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна .Альманах ИКПРАО, №11/2007г.

4. Назарова Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образование, № 3 (27), 2012.

5. Назарова Н.М., Моргачёва Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика.- М., «Академия», 2012.

6. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения., М., 1987г.

7… Специальная педагогика. В 3-х томах: Уч. пособие для пед. вузов / Под ред. Н.М.Назаровой.- М.:Академия, 2007-2008

8. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

9. Юнина В.В. Воспитательная среда специального образовательного учреждения, как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация, С-Пб, 2009г.
10. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М., РООИ «Перспектива», 2011г.

Источник