Развитие речи ребенка от рождения до школы

Развитие речи ребенка от рождения до школы thumbnail

Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений(спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).

Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим   в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите:„Хотите посмотреть…“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»).

В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире»,«Скажи:„Стыдно драться! Ты уже большой“»).

В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей .Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья—рукава ,воротник ,карманы, пуговицы),качества(цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая),некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы

Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у,  и, о, э) и некоторые согласные звуки:   п—б—т—д—к—г; ф—в; т—с—з—ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы ,говорить спокойно, с естественными интонациями.

Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного   и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей(утка—утенок—утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже(ленточек, матрешек, книг, груш ,слив).Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; и тигра»). составлять предложения с однородными членами(«Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру

Развивать диалогическую форму  речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов ,картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него ,говорить в нормальном темпе ,не перебивая говорящего взрослого.

Напоминать детям о необходимости говорить«спасибо»,«здравствуйте», «до свидания» , «спокойной ночи»(в семье, группе).

Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Источник

Речевое развитие  в программе Н.Е.Веракса  «От рождения до школы»  Жаркова М.А. Учитель-логопед  Антипова О.В. воспитатель  Томск 2016

Речевое развитие в программе Н.Е.Веракса «От рождения до школы»

Жаркова М.А.

Учитель-логопед

Антипова О.В.

воспитатель

Томск 2016

           « Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование обучения звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»    См.пункт 2.6 ФГОС ДО

« Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование обучения звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» См.пункт 2.6 ФГОС ДО

 Речевое развитие  Основные цели и задачи.  Развитие речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей, грамматического строя речи, связной речи- диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.   Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия .

Речевое развитие Основные цели и задачи. Развитие речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей, грамматического строя речи, связной речи- диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия .

Это важно!   Восприятие художественной литературой  относится к художественно-эстетическому развитию

Это важно! Восприятие художественной литературой относится к художественно-эстетическому развитию

Содержание психолого-педагогической работы речевого развития    Развитие речи  Развивающая среда  Формирование словаря  Звуковая культура речи  Грамматический строй  Связная речь

Содержание психолого-педагогической работы речевого развития Развитие речи Развивающая среда Формирование словаря Звуковая культура речи Грамматический строй Связная речь

Развитие речи 2-3 года

Развивающая среда

Формирова-ние словаря

Способствовать развитию речи как средства общения

Звуковая культура речи

Давать поручения, способствующие общению

Расширять ориентиры ближайшего окружения и развивать понимание речи, активизировать словарь

Грамматический строй

Давать рассматривать самостоятельно картинки, книги

Отчетливое про-изношение изо-лированных гласных и со-гласный звуков реннего онтоге-неза

Учить понимать взрослых без наглядного сопро-вождения

Развитие артику-ляционного и го-лосового аппара-та, речевого ды-хания, слухового внимания

Рассказывать детям об интересных событиях

Развивать умение детей по словесному указанию нахо-дить предметы

Согласование сущ. и местоим. с глаголами в буд. и прош. времени, изменение по лицам

Связная речь

Ответы на простые вопросы

Использование предлогов В,На,У, ЗА, ПОД

Обогащение словаря

Формировать умение пользо-ваться по подра-жанию высотой и силой голоса

Употребление вопросительных слов и

Способствовать употреблению усвоенных слов

Поощрять попытки расска-за о чем-либо

Фраз из 2-4 слов

Игры-инсцени-ровки с неслож-ными фразами

Слушать рассказы без наглядного сопровождения

Развитие речи3-4 года

Развивающая среда

Формирова-ние словаря

Продолжить ра-боту над обще-нием посредст-вом поручений

Звуковая культура речи

Подсказывать образцы обра-щения развитие инициативной речи, обогаще-ния и уточнения представлений о предметах предоставлять детям самос-тоятельно рассматривать картинки, Продолжать приучать детей слушать рассказы

продолжать расширять и активизировать словарный запас

Грамматический строй

Уточнять названия и назначение предметов, деталей и части предметов материалов и их свойства понимание обобщенных слов

Произношение гласных и согласных звуков раннего онтогенеза

Согласование сущ. с прилаг. в роде, числе и падеже

Связная речь

Развитие арти-куляционного и голосового аппарата, ре-чевого дыха-ния, слухового внимания

Развитие диалогической формы речи

Использование предлогов В НА ПОД ЗА ОКОЛО

Формировать умение пользо-ваться высотой и силой голоса

Употребление сущ. ед. и мн.ч;

Выработка правильного темпа

Вовлечение в разговор во время рассматривания предметов

Мн.ч Р.п.

Формировать потребность делиться впечатлениями

Словотворчество

Распространять предложения определениями

Развитие речи 4-5

Читайте также:  Зону ближайшего развития ребенка определяют такие характеристики как

Развивающая среда

Формирова-ние словаря

Обсуждать информацию выходящую за пределы бли-жайшего обсуж-дения

Пополнение и активизация словаря

Звуковая культура речи

Выслушивать и уточнять ответы детей

Правильное произношение звуков

Употребление в речи предме-тов, частей и материалов

Способность развивать лю-бознательность

Грамматический строй

Помогать доброжелательно общаться со свертсниками

Согласование слов в предло-жение

Вводить в сло-варь сущ. обо-значающие про-фессии, место-положение предмета

Связная речь

Работа над дикцией,

Совершенствование диало-гической речи. участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы

Правильное использование предлогов

Употребление антонимов, обобщающих слов

Развитие фонематического слуха

Различение на слух и называние слова на определенный звук

Сущ. В В.П.,

Рассказывание и описание предмета составлении рассказов Упражнять детей в умении пересказывать отрывки из сказок.

Мн.ч Р.П.,

Правильной формы повелит. наклон. глаг., несклон. Сущ.-х

Словотворчест-во

Побуждать к уотреблению сложносочин. И сложноподчин. предложений

Развитие речи 5-6 лет

Развивающая среда

Формирова-ние словаря

Продолжить развивать речь

Звуковая культура речи

Обогащать речь детей сущ.,; прилаг.,; наречиями, Упражнять в подборе сущ. к прилаг. с противоположным значением Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Рассматривание народных промыслов, мини-коллекций, репродукций

Закреплять правильное, произнесение звуков. Различать на слух и отчет-ливо произ-носить сходные по артикуляции и звучанию со-гласные разви-вать фонемат-ический слух. Учить опреде-лять место звука в слове Отрабатывать интонационную выразитель-ность речи

подсказывать детям формы выражения вежливости Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять

Грамматический строй

Связная речь

Совершество-вать согласова-ние слов в предлож.

Работа над уда-рением, разны-ми способами словообразова-ния, образова-ние однокорен-ных слов

Совершенствовать диалогичес-кую и развивать монологичес-кую речь

Составление по образцу прос-тых и сложных предлож.. Совершенство-вание исполь-зование прямой и косвенной речи

Пересказ сказки. Рассказа, рассказывание по плану, составление небольших творческих рассказов

Развитие речи 6-7 лет

Развивающая среда

Приучать де-тей прояв-лять инициа-тиву с целью получения новых зна-ний. Материалы для самос-тоятельного восприятия с обсуждением

Формирова-ние словаря

Звуковая культура речи

Побуждать детей инте-ресоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи Помогать детям осваивать выразительные средства языка

Осваивание форм этикета

Различение на слух ив произношении всех звуков родного языка

Приучать к самостоятельности суждения

Грамматический строй

Связная речь

Нахождение слов с определенным звуком в словах, в предложении

упражнять в согласовании слов в пред-ложении. Об- разование (по образцу) однокоренных слов, сущ. с суффиксами, глаг. с приставками, прил. в сте-пенях. построение сложнопод. предл. ис- пользовать языковые средства для соединения их частей

Грамота

Определение места звука в слове

Совершенствование форм речи

Составление разных видов рассказов, пересказ

представление о предл. Упражнять в составлении предлож.

Сочинение коротких сказок

членении простых предложе-ний на слова Деление слов на части, составление слова из сло-гов (устно). Выделение последовате-льности зву-ков в прос-тых словах

Приобщение к художественной литературе  2-3 года  Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе вос- питателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Приобщение к художественной литературе 2-3 года Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе вос- питателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Приобщение к художественной литературе  3-4 года  Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы.  Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации .

Приобщение к художественной литературе 3-4 года Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации .

Приобщение к художественной литературе  4-5 лет   Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.  Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Приобщение к художественной литературе 4-5 лет Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Приобщение к художественной литературе 5-6 лет Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.

Приобщение к художественной литературе  6-7 лет   Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Приобщение к художественной литературе 6-7 лет Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 года саратов

Целевые ориентиры:  достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

Целевые ориентиры: достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Источник

ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района

СТАТЬЯ

«Развитие речи детей от рождения до школы»

Составила:  Федянина Ольга Олеговна

Санкт-Петербург-2017

Введение

Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка.

Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе общения с другими людьми.

Развитие речи дошкольника является очень важным этом подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно полноценное обучение в школе. Это обязательно должно учитываться как педагогами в дошкольном обучении, так и родителями в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста.

К одному году дети начинают произносить отдельные слова. В два года ребенок уже может говорить предложения из двух, трех слов. К четырем годам ребенок способен разговаривать достаточно свободно. На шестом году жизни ети используют практически все части речи, могут активно заниматься словотворчеством, пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Дети осваивают и совершенствуют свою речь путем подражания окружающим людям, путем формирования условно рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов. Так же дети начинают придумывать новые слова и произносит фразы, которых взрослый никогда раньше не слышал. Среди важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста одной из главных задач является обучение родному языку. Эта задача состоит из нескольких задач: обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, обучение разговорной речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте. Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, описывать предметы, события, явления. Дети учатся слышать и понимать речь взрослого, уметь отвечать на вопросы, высказываться, уметь выслушать других детей. При развитии всех этих компонентов развития речи можно говорить о том, что дошкольник подготовлен к освоению школьной программы.

Основная часть

Развитие речи ребенка начинается с грудного возраста. С первых дней малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет, произносит непроизвольные звуки. Конечно, это не является речью, но оказывает огромное влияние на последующее речевое развитие малыша. При этом ребенок не только прислушивается к своим звукам, но и с удовольствием слушает голос взрослого.

Первые три месяца ребенок произносит нечленораздельные сочетания – он гулит. Родителям необходимо обращать внимание на эти звуки малыша, повторять их за ним, складывать эти звуки в короткие слова, кивать ребенку в ответ, улыбаться.

К четырем месяцам звуки, которые произносит, похожи на элемент слов, например, ма, ба и т.д. В этом возрастном периоде малыш не вкладывает в них никакого смысла, они непроизвольны. Родителям необходимо продолжать разговаривать с малышом, петь ему, показывать и назвать игрушки. Но к 8 месяцам они становятся более четкими, к 10-11 месяцам ребенок произносит первые простые слова: мама, би-би, гав-гав и т.д. Ребенок понимает и с удовольствием выполняет простые поручения. Общение родителей с ребенком в этот период является залогом того, что ребенок как можно раньше начнет произносить первые слова. Для ребенка важно видеть губы взрослого, когда тот говорит и иметь возможность потрогать их, исследуя источник звука.

В 4-5 месяцев ребенок с ребенком можно поиграть, показывая игрушку, называя ее несколько раз, а затем спрятать со словами: «Где зайка?», после этого показать: «Вот зайка».

В 6-7 месяцев ребенок уже с удовольствием рассматривает небольшие детские книги, выбирает наиболее привлекательные для него. Он с удовольствием прислушивается, если родитель прочитает ребенку книжку несколько раз, называет ребенку, что нарисовано на иллюстрациях в книжке.

В 8-9 месяцем необходимо обращать особое внимания на развитие мелкой рук. Уровень физического и психического развития ребенка определяется уровнем развития движений малыша. Учеными доказано, что «двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка». В современном мире большинство детей отстают в развитии мелкой моторики, что, конечно же сказывается на речевом развитии. Уровень развития моторики рук —  важный диагностический фактор в дошкольном возрасте, который определяет который определяет уровень развития общей моторики и речи. Именно поэтому очень важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.

К двум годам в речи детей появляются простые предложения

Например, при рассматривании игрушки лисы, зайчика с ребенком можно поиграть в игры «Лиса и зайчик». На вопрос взрослого: «Кто это?». ребенок уже отвечает предложением из 2 – 3 слов. Дети с удовольствием играют со взрослыми в игры, направленные на развитие речи, типа с игрушками», «Назови игрушку» и др. Внимание детей легко привлечь разнообразными иллюстрациями животных, птиц. Речь детей развивается в процессе разнообразной деятельности: в общении со взрослыми, детьми, в процессе наблюдение за окружающими. Дети 2-3 лет очень наблюдательны и эмоциональны.  Рассказывая детям о животных, птицах, необходимо использовать иллюстрации, маски и т.д. Можно использовать игры типа «Угадай, кто это?»

Читайте также:  Характеристика развития ребенка в раннем возрасте при дцп

Дети третьего года могут заучивать короткие детские стихи, потешки. Необходимо проводить работу и по звуковой культуре речи, так как ребенок произносит остаточно много звуков, но также многие звуки произносит не чисто или не произносит совсем. Для этого можно использовать игры типа «Ауканье» «Ветер, «Комарики», «Свисток» и др.

Речь детей четвертого года жизни становится более разнообразна, осмыслена. Внимание детей становится более произвольным, слова взрослого являются стимулом, и речевая инструкция для ребенка становится более приоритетна, чем другие.

На четвертом году дети уже с большим удовольствием осмысленно слушают сказки участвуют в их обыгрывании, рассказывании. Они способны отвечать на вопросы по содержанию.

В возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо владеет речью, может беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, ребенок начинает грамматически правильно строить фразы, достаточно хорошо произносит звуки. На вопросы взрослого ребенок способен отвечать развернутыми фразами. Но не следует прекращать работу по развитию речи детей.

Следует продолжать с детьми много говорить и беседовать. Спрашивать у детей впечатления о событиях, например, прошедшего дня, увиденного. На прогулках с детьми следует обращать внимание детей на окружающую природу: деревья, птицы, небо и т.д., на одежду людей, на интересные события. Происходящие по пути следования. Обговаривать это с ребенком, интересоваться его впечатлениями, придя домой спросить, что ребенок запомнил, что понравилось, о чем может рассказать. После посещения парка можно составить с ребенком рассказы об увиденных растениях, о животном, например, о собаке, о белке. Побуждать ребенка к тому, чтобы он употреблял как можно больше описательных прилагательных, задавая детям вопросы, например, «какой у белки был хвост», «какая была шерстка» и т.д.

В этом возрасте можно для развития речи детей можно использовать игры типа: «Бывает – не бывает» «Какая, какой, какое», «Закончи предложение», «Загадай, я отгадаю»

Пять лет – это наиболее активный период, в плане речевого развития. В возрасте 5-6 лет словарь детей очень активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарный запас детей насчитывает 3000 – 4000 слов. В словаре детей появляются родовые понятия, например. Растения – это деревья, кустарники, травы, цветы. По данным А.Гвоздева, к 5 годам дети овладевают сложной системой грамматики. Развивается лексическая сторона речи. В ней появляются синонимы, антонимы, дети свободно употребляют существительные с разными суффиксами. Дети используют много описательных прилагательных, возрастает число глаголов с разной эмоциональной окраской. Продолжается развитие диалогической и монологической речи, но на этом возрастном этапе наиболее важным считается овладение диалогической речью, так как диалог позволяет ребенку легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста легко овладевают диалогической речью при условии, если взрослые относятся к ним с уважением, считаются с ребенком. Прислушиваются к его мнению, учитывают его интересы. Когда взрослые не только говорят сами, но умеют внимательно выслушать ребенка. С детьми этого возраста нужно много говорить, спрашивать. Некоторые дети этого возраста еще могут испытывать трудности в произношении звуков, например, сонорных (л, н), шипящих. Поэтому задачей взрослых является помочь детям. В настоящее время справиться с этой задачей детям помогают логопеды, педагоги в дошкольных учреждениях. Родители так же могут поучаствовать в этом процессе, при этом взрослые должны быть терпеливы. «Подбираем рифмы», «Кузовок», «Наоборот» и др.

Для развития речи детей в этом возрасте можно использовать игры «Если я», «Рифмы», «Загадки», «Угадай сказку», «Кто больше» «Противоположности».

Развитие детей 6-7 лет настолько высоко, что позволяет быть ребенку интересным собеседником. Дети могут строить достаточно сложные предложения. Дети осваивают много новых видов деятельности. Что сказывается на психическом, речевом развитии детей. Дети становятся более самостоятельны, рассудительны. Без помощи взрослого ребенок может передать содержание сказки, фильма, описать события. Ребенок способен правильно построить предложение. Он часто употребляет в речи союзы «потому что», «тогда» и др. Дети в этом возрасте способны анализировать, сравнивать, делать выводы. Но тем не менее взрослым необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей. Задача родителей и педагогов – научить ребенка пользоваться многообразием синонимов, закрепить умение правильно произносить звуки. Расширять словарный запас детей. В этом им помогут игры типа «Закончи предложение», «Ласковые слова». Взрослые должны как можно больше с ребенком читать, заучивать, придумывать рассказы, истории сказки. Дети еще могут затрудняться в подборе слов, и им еще необходима в этом помощь взрослых.

Так же необходимым этапом в развитии речи и в подготовке к школе является «Обучение грамоте». В данный раздел развития речи входит обучение ребенка умению слышать звук в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине), определять гласный и согласный: мягкий, твердый, звонкий, глухой звуки. Умению проговорить слово, четко выделяя звуки, назвать звук, если взрослый просит, например: «Назови третий звук в слове».  Важно научить ребенка умению делить слова на слоги, предложение на слова, рассказ на предложения. В этом помогут игры «Где наш дом», «Построим пирамиду», «Стол находок», «Рассыпанные буквы» и др

Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться. Умение высказываться и передавать свои мысли – прочный фундамент для овладения школьными знаниями.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод: если родители и педагоги стремятся к тому. чтобы их ребенок владел родной речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками. успешно овладевал школьной программой, их задача развивать речь детей с момента рождения и до школы.

Литература:

С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от1 года до 3 лет»,

Я.Затулина «Комплексные занятия по развитию речи»,

О.С.Рудик «Развитие речи детей в свободнойдеятельности».

Источник