Развитие речи ребенка на основе ознакомления с окружающим миром

Марина Новикова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

«Тот день, в который человек не сделал

никакого полезного дела или ничему

не научился, чтобы знать больше чем вчера,

называется потерянным днем».

В. Осеева

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.

Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем мире, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них появляется познавательный интерес, своё отношение к окружающему.

«Детство – каждодневное открывание мира. Нужно, чтобы открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества» — писал В. А. Сухомлинский.

В настоящий период времени познание (формирование целостной картины мира) является одной из ведущих задач воспитания и развития детей в любом дошкольном учреждении. Особенно оно касается старших дошкольников. Ведь ребёнок, придя в детский сад, имеет определённый уровень знаний, данный ему ближайшим окружением, т. е. близкими людьми. Всё меняется, когда ребёнок начинает посещать дошкольное учреждение, определённую группу, учится контактировать с другими взрослыми и, конечно же, со сверстниками. Это уже является совсем другой ступенью развития представления об окружающей действительности и явлениями общественной жизни.

Связная речь-это последовательность органично связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Для того, чтобы в хорошей степени овладеть иностранным языком, необходимо научиться мыслить на этом языке. Можете себе представить, какая идет работа в голове ребенка, когда он учится мыслить, учась говорить. Затем он совершенствует свою речь, научаясь мыслить. Связная речь—это результат развития всех психических процессов, это достижение ребенка в овладении родным языком.

Знакомя с окружающим миром, мы развиваем связную речь детей, формируем познавательные процессы, учим наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Развитие связной речи дошкольников осуществляется в различных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с окружающим, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по обучению грамоте.

Необходимость создания программы и проведения специального обучения родному языку продиктованы тем, что учителя начальной школы подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). В связи с этим только специально речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, Ознакомление с окружающим миром. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания детей в этот период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку и развитие речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи должно рассматриваться не только, как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими и грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями.

Но лишь не многие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на овладение языком. Данные идеи послужили основанием для создания системы работы «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром».

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их речь и жизнь.

В дошкольном возрасте содержание знаний об окружающем интегрируется с развитием речи, развитием грамматической стороны речи, фонематического слуха.

В 7 лет дошкольник становится школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной речевой развивающей среды.

Требования к организации речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении являются составной частью ФГОС. Развитие речевой среды является одним из приоритетных направлений повышения качества работы по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Планируя работу в данном направлении, я, прежде всего, выделила основную проблему, стоящую в моей группе. Определила для себя главную цель и задачи деятельности.

Свою работу на данном этапе я начала с обоснования актуальности темы и изучения литературы по теме: ставя задачу развития речи дошкольника, сформулируем основные типичные проблемы развития речи дошкольника:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь).

-Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, что бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения.

Источник

Рита Шабанова
Развитие речи детей при ознакомлении с окружающим миром

В программе детского сада большое место отведено работе по ознакомлению детей с окружающим и обогащению их словаря.

Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь, что сопровождается быстрым увеличением запаса слов у детей.

Читайте также:  Развитие ребенка как личности в семье

Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними. В семье ребенок на свои вопросы получает ответы от родителей, от других членов семьи. Многие родители, не ожидая вопросов ребенка, сами объясняют ему то, что он видит.

В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их жизненные впечатления. Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений, восприятий, представлений — чувственный опыт, т. е. опыт, приобретаемый через органы чувств.

Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием, слушанием, накоплением представлений. Необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают. Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.

Познавательный процесс — ознакомление с действительностью и обогащение словаря детей — должен захватывать и эмоциональную область их психики, сопровождаться чувством заинтересованности, ярким положительным отношением к людям, к труду, к родному краю, эстетическим отношением к окружающему.

Вся работа по ознакомлению детей с окружающим должна быть в то же время воспитанием у них таких чувств, как любовь к близким, уважение к людям, любовь к родному краю, к родной природе; познание окружающего должно доставлять детям радость. В любой деятельности ребенка дома и в детском саду: в играх и в разговорах, в рассматривании картинок и в удовлетворении материальных потребностей (еда, подготовка ко сну, выполнение действий, связанных с личной гигиеной, умывание) — имеется в какой-то мере познавательный момент. За едой, например, ребенок узнает вкус кушаний, из чего они приготовлены, их названия; во время умывания малыш узнает свойство мыла превращаться в белую мягкую пену; дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка. Это непреднамеренное ознакомление с внешним миром.

Однако в детском саду ознакомление детей с окружающим миром осуществляется и организованно — на занятиях, когда воспитатель расширяет и упорядочивает представления и знания детей, руководствуясь программой. Он систематически планирует эту работу, т. е. заранее намечает, с какими предметами и явлениями окружающей действительности, когда и как он будет знакомить детей. В ходе этих занятий ведется словарная работа, задачей которой является расширение запаса слов детей, уточнение понимания ими значения слова, активизация словарного запаса.

Источник

Алия Хабибуллина
Консультация «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

«Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека в рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребёнку первые знания и умения к взаимодействию. Только вместе, только совестными усилиями родителей и д/с мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.

Во-первых, совершенствуйте её практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослым и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

Нарушение речи отражается на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Всё психическое развитие ребенка зависит от формировании его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или её патология. С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т. д.

Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем.

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего детского возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком?

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение повествованию – связная речь.

Ребенок к 4 годам:

• Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

• У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребёнок овладевает основными грамматическими формами речи.

• Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей отмечаются и другие особенности:

• Дети неверно произносят шипящие (ш, ж, ч, щ) сопорные (р, рь, л, ль, звуки, а некоторые пропускают;

• Дети не способны вычленить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета. Части тела:

• Необходима работа над развитием артикуляции, аппарата, а также над звуками культурной речи, дикцией, темпом, силой голоса.

Вот вы прослушали требования к речи ребенка 4 летнего возраста.

Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит?

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представление ребенка об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой.

Как часто вы бываете на природе. Чем занимаетесь с ребенком?

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим малышом. Но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и преставлениями, наблюдая, например за жизнью бабочек и жуков, вдохнуть глоток чистого воздуха, зарядиться положительными эмоциями. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями. Больше общаться с малышами. Показывайте, что мы их любим. Что они нам дороги. А в союзники возьмем природу – великого учителя. Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывали на него глаза ребенку. Например: (с какого дерева упал лист). Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, весеннее, тёплое.

Читайте также:  Роль познавательной деятельности в развитии ребенка

Скажите, а какими ласковыми словами вы называете своего малыша? Может ли ребёнок их повторить? А знает ли ребёнок. В каком городе он живет? Свой домашний адрес? Свою фамилию, а как зовут родителей?

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, о увлекательных прогулках на природу, за город и т. д. Чем больше мы рассказываем, тем лучше для его развития.

Памятка родителям по развитию речи ребёнка:

• Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела. Своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.

• Знакомьте детей с трудом взрослых: врач. Шофёр, повар, летчик. Расскажите о своей профессии.

• Учите детей узнавать и познавать различные предметы и вещи, которые нас окружают группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.

• В играх вместе с детьми подбирайте к словам – существительные слова, прилагательные, признаки (Ромашка – красивая, великолепная, полевая);

• Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику отвечать на простейшие вопросы

• Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Источник

Ольга Никулина
Родительское собрание «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и развивающими играми»

Родительское собрание на тему:

«Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и развивающими играми»

Подготовила: Воспитатель НикулинаО. В.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Немного науки» К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становиться словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные (папин стул, мамина чашка).

: Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

Правильно, это следующие задачи:

Формирование звуковой культуры речи.

— Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи.

— Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Словесные игры.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра— это основной вид деятельности дошкольников.

Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется звуковая культура речи.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

2. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.

Её можно выполнять в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой. Мы с вами сейчас проведем ряд простых упражнений для языка и губ.

Артикуляционное упражнение «Орешки» (рот закрыт; кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики — «орешки»), «Лошадка», «Дразнилка».

«Свои губки прямо к ушкам растяну я как лягушка».

«А теперь слоник я –хоботок есть у меня»

«Тик- так. Тик- так. Ходят часики у нас»

Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» (улыбнуться; открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы) .Артикуляционное упражнение «Часики» (открыть рот; высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то вправо, то влево).

Покачаться он готов. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот; широким кончиком языка «слизать варенье» с верхней и верхней губы)

Развивающая игра «Машина»

Формирование звуковой культуры речи.

Игры, развивающие звуковую культуру речи (звукоподражание).

Дидактическая игра «Кто как голос подает»

Корова – мычит (му-у)

Собака – лает (гав-гав)

Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

Лошадь – ржет (иго-го)

Овца – блеет (бе-е)

Кошка – мяукает (мяу)

Лягушка – квакает

Курица – кудахчет

Утка — крякает

Жук – жужжит

Волк – воет

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Тигр — рычит

Петух – кукарекает

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, есть у ежа иголки»

Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов — у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (пушистая, шероховатая) ;Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

Читайте также:  Рабочая тетрадь 30 занятий для развития ребенка 6 лет

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу.

Отравляясь с ребенком на прогулку:

1. поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?

2. в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

3. какое сейчас время года?

4. покормить птиц

5. загадать загадку

6. познакомить с народными пословицами и приметами

7. прочитать стихотворение, вспомнить песенку

8. поиграть в игру

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое. Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.

Формирование грамматического строя речи.

Дети должны научиться согласовывать части речи в словосочетаниях и в предложениях. (сущ + прилаг, (сущ с предлогами, (сущ в един. и мн. числе)

Дидактическая игра «Назови ласково»

кошка – кошечка цветок – цветочек

собака – собачка звонок — звоночек

лошадь – лошадка листок- листочек

овца – овечка солнце — солнышко

корабль — кораблик

самолет — самолетик

стул – стульчик звезда — звездочка

стол – столик сын — сыночек

кровать- кроватка мама — мамочка

окно- окошко папа — папочка

дом –домик дочь — доченька

платье- платьице ветер — ветерок

рубашка – рубашечка дождь — дождик

носки – носочки снег – снежок

Дидактическая игра «Назови цвет»:

Морковь (какая) – оранжевая

Капуста (какая) — белая

Помидор (какой) – красный

Огурец (какой) – зеленый

Репа (какая) – желтая

Апельсин (какой) — оранжевый

Лимон (какой) – желтый

Арбуз (какой) – полосатый

Слива (какая) — синяя

Малина (какая) – красная

Чтобы детям было интересно, нужно использовать в словесной игре мяч (бросок- вопрос, бросок- ответ)

ЛОГОРИТМИКА.

Музыкальная логоритмика – это система музыкально–ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово + движение + музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это одно из интересных направлений музыкально–ритмического развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую.

Ритмическая речевая игра «Дождик кап!»

Ведущий: Птица: Дети: Кар, кар, кар

Ветер: дети: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши)

Дождик: кап, кап, кап (хлопают ладонями по коленям)

Ноги: шлёп, шлёп, шлёп (топают попеременно ногами)

Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)

Мама: ах, ах. ах! (качают головой, держась за неё руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопают ладонями по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

Ритмическая речевая игра «Утро», «Дятел»

Музыкально –ритмические упражнения.

Логоритм. упр. «Мышки и кот», «Снежок», «Кошка», «Мы на луг ходили».

Развитие мелкой моторики.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Действия аналогичны первоначальным

«Паучки» ползают на голове.

ПЧЁЛКИ

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять! Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей».

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

«Капуста», «Качалочка», «Шарик», «Пять», «Пластилин».

. Рисование пальчиками по крупе цветочка. Мама дорогая,

Я тебя люблю!

Все цветы весенние

Я тебе дарю.

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпана мелкая крупаили песок. Воспитанники рисуют цветы для мам.

Игры с прищепками «Большая стирка»

С мамой мы белье стирали, Трут один кулачок о другой.

Дружно вместе полоскали. Водят раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.

Выжали, повесили – Сжимают и разжимают кулачки, имитируя развешивание белья.

То-то стало весело! Круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.

Развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Сопровождение работы проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игра «Намотать клубочки».

Тут котенок прибежал

Все клубочки размотал.

Помогаю бабушке, я уже большой.

Улыбнулась бабушка, стала молодой!

Воспитанники заматывают клубочки под музыку и отдают бабушке.

8. Игры с макаронами «Бусы для мамы».

Логопед. Мы подарок мамам

Покупать не стали

Приготовим бусы сами

Своими руками.

Воспитанники делают бусы из вермишели для мам и бабушек, а родители (законные представители) слушают сообщение учителя-логопеда о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей.

1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Вк?