Роль познавательной деятельности в развитии ребенка

Статья

«Роль познавательного развития детей дошкольного возраста»
 

Подготовила:

воспитатель Зиганшина Анна Петровна

ГБДОУ д/с № 19 комбинированного вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга

С ранних лет ребенок является исследователем всего, что его окружает. Через ощущения, действия, наблюдения, переживания юного первооткрывателя раскрывается весь мир. К важным качествам детского поведения можно отнести постоянный интерес наблюдать и экспериментировать, узнавать новую информацию о мире.

Роль познавательного развития ребенка занимает одно из самых важных мест в его жизни. Крайне важно сформировать у ребенка мышление, речь, привлечь внимание к окружающему миру, научить совершать открытия.

В течение дошкольного возраста, наравне с игровой деятельностью большой смысл для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая предполагает самостоятельный поиск знаний или под руководством взрослого.

Основной задачей познавательного развития ребёнка является формирование потребности и способности активно мыслить, справляться с трудностями при решении различных задач.

Познавательное развитие предусматривает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), о традициях и праздниках, о планете Земля т.д.

Познавательное развитие можно разделить на следующие этапы: любопытство, любознательность, формирование познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Первый этап – любопытство. Для него характерно предпочтительное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

Ко второму этапу можно отнести любознательность, представляющая собой ценное состояние личности, активное видение мира. На этом этапе интереса проявляются сильные эмоции удивления, восторга, удовлетворённости деятельностью.

Третий этап рассматривается как формирование познавательного интереса, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.

Четвертым этапом представлено развитие познавательной активности. Основой активности является целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Работая с дошкольниками, следует использовать такие методы познавательного развития, как применение познавательных задач, которые представляют собой учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения, которые могут быть и правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их может выдвинуть сам воспитатель.

Также актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста считают экспериментирование. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышлении.

Существует две категории знаний, которые активно проявляются в дошкольном возрасте:

– знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

– знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Одним из показателей развития мышления у детей являются их вопросы. Вопросы о функциях предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

Читайте также:  Игры для развития интеллекта ребенка

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.

Все это – одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира ).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

Источник

ИРИНА АБАКШИНА
Консультация «Познавательное развитие дошкольников»

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

Познавательная активность является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает. Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Особое внимание уделяется развитию у детей поисково -познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Задачи познавательного развития:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы,которая состоит из трех компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Экспериментирование — считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание

Читайте также:  Влияние семьи на духовно нравственное развитие ребенка

свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц проводятся экскурсии (по детскому саду, знакомят детей со строением собственного тела, аквариумом и его обитателями, предметами (игрушки, мебель, птицами, комнатными растениями. Дети любят подарки, в первой младшей группе в основном это были подарки воспитателей, теперь — это подарки осени, зимы, весны (осень — красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима — снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна — ласковое солнышко, первые листья и цветы и т. д.). Все сотрудники детского сада своим собственным примером должны показывать внимательное отношение друг к другу, к детям, к предметам, природе. Вводится традиция » исправляем — помогаем (кто-то расстроился — утешаем, что-то сломалось — ремонтируем, что-то требуется — делаем). Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательнойактивности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения «сокровищницы» детей, уход за комнатными растениями.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения,которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.

Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить его к восприятию информации на словесном уровне.Здесь выделяется два этапа: 1 этап — педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении; 2 этап — педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем. Информацию, полученную на первом этапе, можно подтвердить экскурсией.

Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания — восприятие сведений на уровне слов — позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. Содержание, которое вы предлагаете детям, может быть самым разнообразным, вы вправе отбирать его самостоятельно,но необходимо учитывать некоторые условия: — предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире; — детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания; — отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции; — рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас. В средней группе как можно чаще должны предлагаться детям познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. В средней группе вводится и закрепляется понятие «последовательность». показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни. Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми. Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов («Лес», «Улица», «Река», «Озеро» и т. п.).Работа над ними включает 3 этапа: 1 этап — воссоздание общего вида земной поверхности конкретного места (почва, горы, вода, снег, лед.) + некоторые существенные связи и зависимости (низкие температуры, лед и снег); 2 этап — заселяем воссозданный ландшафт характерными представителями флоры и фауны + некоторые существенные связи и зависимости; 3 этап — включаем в данную систему человека и определяем его взаимоотношения с окружающей средой. к людям, природе, планирование хороших дел, создание альбома, где записываются, зарисовываются добрые дела. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому открывается выставка «Моя коллекция», в которой участвуют сотрудники д/с, родители и дети, а в группе создаются условия для работы детей с коллекциями,собранными по личным интересам: фантики, вкладыши, календари, пуговицы и т. п.

Читайте также:  Рекомендации ребенок с задержкой развития

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Средства и способы познания мира: — через действия, через собственный практический опыт; — посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; — благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.

В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними. Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы? Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время». Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов «Улицы, по которым мы ходим», климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами («Удивительное место на земле»). Очень серьезная тема «время», т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам [Живая природа:царство растений и царство животных: царство растений — дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных — дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс,а крупными блоками: «Атмосферные явления», «Климатические зоны», «Времена года», «Солнечная система», «Камни».В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят: — беседы с детьми на познавательные темы; — разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок; — просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; — своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Содержательное упорядочивание — это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная

Источник