Развитие речи ребенка через развивающую игру
Наталья Бородина
Статья «Развиваем речь ребенка через игры»
Развиваем речь ребенка через игры
Детей, имеющих недостатки речи, на сегодняшний день много. И в большинстве случаев виноваты в этом родители. Они мало разговаривали с грудничком, не пели ему колыбельных песен, не развивали слуховое внимание, ограничивали в движениях, поздно начинали приобщать к твердой пище. Слышащий ребенок воспринимает правильную речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из 2-4 слов, зато такие малыши примерно к одному году восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребят бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, вероятно, это обусловлено их более пластичной нервной системой. К 1,5 годам возникает период вопросов, в активном словаре уже до 30-35 слов. А к 2-м годам словарь малыша достигает около 300 слов. Он активно употребляет наречия, прилагательные, глаголы. На третьем году жизни ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы и предложения с предлогами.
Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на 4 и 5 году жизни. Это период вопросов «почему»» и «зачем?». Словарный запас и в целом система словообразования формируются в семье и складываются к 7-ми годам, достигая 3000 слов. Дальше ребенок будет добирать новые слова за счет прочитанных книг, услышанного или увиденного в жизни. Просите чаще рассказывать ребенка об увиденном или попросите поделиться своими впечатлениями. На протяжении всего развития ребенка очень важно показывать пример речи своим образцом. Мы знаем, что с самых первых дней внимание малышей обращается на ближайшее окружение: мир предметов и явлений, взаимоотношений – всё то, с чем сталкивается ребенок дома, в детском саду и на улице. Прежде всего, детям предлагаются натуральные предметы, действия и явления для наблюдения или в них: игры с картинками, игрушками, наборы и все это оречевляется.
В работе по картинкам правильно поставленный вопрос заставляет ребенка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета, но это не значит, что он будет вскоре использовать их в своей речи. Сначала он будет их копить в памяти, а лишь взрослея и узнавая значение слов, будет использовать их. С целью активизации словаря новые для детей слова следует повторить в сочетании с другими словами. Повторяя слова несколько раз, малыш его запоминает и начинает употреблять самостоятельно. Таким образом, они из пассивного словаря переходят в активный. Очень важно при подборе словесных и дидактически игр учитывать возрастные особенности ребенка. В период формирования словарного запаса важно грамотно строить взаимодействие с ребенком, продумывать, о чем спросить, как объяснит; где, когда и в какие игры играть. Начинать предлагается с игр названий предмета.
«Поваренок»
Взрослый предлагает ребенку догадаться из чего приготовлены соки, варенье и компоты. Например, «Этот сок сделан из слив, он сливовый, а варенье из слив – сливовое».
«Посчитай»
Взрослый предлагает сосчитать сколько предметов нарисовано. При счете надо обязательно следить за правильным и четким произнесением окончаний. Например: «Одно платье, два, три, четыре, пять платьев. Много чего? Много платьев». Добиваясь полного ответа.
«Кто как передвигается?» (игра с мячом)
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Взрослый. Кто летает?
Ребенок. Летают птицы, бабочки, мухи, жуки.
Взрослый. Кто плавает?
Ребенок. Плавают рыбы, киты, акулы.
«Что делает?»
Лампочка… (горит).
Корова… (мычит).
Доктор… (лечит).
Вариантом этого задания служит игра «Подумай и отгадай», когда ребенок по набору слов-действий узнает объект.
Желтое, круглое, сочное, сладкое, из него готовят компот и варенье… (яблоко).
Прыгает, лакает, мяукает, ловит… (кошка).
«Небылица»
Бабочка плавает, а рыбка летает.
Мышка рычит, а медведь пищит.
Метла рубит, а топор подметает.
Гусь кудахчет, а курица гогочет.
«Игра с мячом»
Ребенок получает мяч и называет обратное действие:
залезть — слезть …;
вбежать — сбежать…;
въехать — съехать…;
(И т. п.)
«Назови одним словом»
Рубашка, майка, свитер, брюки – это… (одежда).
Картошка, капуста, свекла – это… (овощи).
Сандалии, ботинки, сапоги, тапочки — … (обувь).
«Расскажи о предмете»
Ложка какая? (Большая). А еще какая? (Железная, твердая, легкая)
Стол какой? (Деревянный).
Лопата какая? (Тяжелая).
Ваза какая? (Стеклянная, прозрачная, высокая, красивая, легкая).
Через игры словесные или дидактические взрослые помогают ребенку освоить грамматические нормы русского языка, расширять его представление об окружающем мире, развивать его память, мышление и воображение, но и формировать доверительные, теплые отношения.
Выполняя увлекательные задания в игровой форме, ребёнок научится правильно различать и употреблять местоимения, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, понимать и называть числительные, согласовывать прилагательные с существительными.
г. Сургут МБДОУ «Машенька» №11 Бородина Наталья Николаевна
Источник
Татьяна Слуцкая
Развитие речи через игру.
Развитие речи через игру
Речь — это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
«Игра» ведущий вид деятельности в педагогике
Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.
Виды игр
1. Предметные игры
2. Сюжетно — ролевые игры
3. Подвижные игры
4. Дидактические игры
Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку, развитие речи в играх является главной, центральной задачей.
В игре дети порой демонстрируют богатство речи.
На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы. И явления этого мира и имеют определённо^ значение, что для точного выражения мысли нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.
Проблема дефекта речи дошкольника
Дефекты речи в возрасте до четырех лет, а иногда и до четырех с половиной, логопеды называют «физиологическим косноязычием».
Исправлять дефекты в этом возрасте считается нецелесообразным, но тренировать малыша, развивать возможности произношения звуков необходимо.
Решение данной проблемы состоит в том, что нужно прослеживать ребёнка, чтобы не торопился, чтобы темп речи не опережал его возможности.
Развивающие игры, направленные на развитие речи
Дети очень любят игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться и тем, кто что делает, а не только где что и где кто.
Игры и развитие речи
• Выбор игры для педагога — дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и пробуждать к усвоению нового.
• Так же дети через игру развивают речь, у них появляются новые слова в лексиконе формируется интонационная выразительность речи. Дети в игре полностью раскрываются, демонстрируя свои возможности, зачастую не ожидая этого от себя.
Игра «Чудесный сундучок»
Задача настоящей игры — научить детей ясно, громко и отчётливо произносить знакомые слова.
Игровая ситуация включает также требования к интонационной стороне речи.
Кроме того, дети учатся вести диалог, т. е. слушать высказывания сверстников и отвечать на них своими словами и действиями.
Игра «мешочек впусти»
Эта игра направлена на расширение и уточнение активного словаря детей и упражнение в правильном произнесение звуков таких как «Ш. «, «ж», «Щ. «, «ч», «л», «р. «„которые многие дети плохо выговаривают.
Кроме того, в игре дети учатся внимательно слушать ответы сверстников, и смело, громко чётко произносить слова при всех.
Игра «зайчик и мишка»
Цель данной игры заключается в том, что бы приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами.
Играя дети приобретают новые знания и представление и тут же применяют их в действиях.
Это имеет важное, значение, как для обогащения словаря, так и для развития пространственного воображения.
Игра «день рождение куклы Алёнушки»
Основная обучающая задача этой игры — развитие связной речи у детей.
Дети учатся передавать свои представления о назначении предметов, с которыми они постоянно встречаются в повседневной жизни. Этому способствует сюжетный характер игровой ситуации.
Источник
нина пахомова
Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «Речевое развитие» включает в себя:
• владение речью, как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте.
Правильная речь — важное условие в развития личности ребёнка.
Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.
В игре ребенок получает возможность:
• обогащать и закреплять словарь;
• формировать грамматические категории;
• развивать связную речь;
• расширять знания об окружающем мире;
• развивать словесное творчество;
• развивать коммуникативные навыки.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
• игры с предметами (игрушками, природным материалом,
• настольно-печатные
• словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника
Игры с предметами, такие как: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Магазин игрушек», «Подбери игрушку», различные игры с мячом и т. д.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра «Что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали», дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 — 4 части, то в средней и старших группах, целое делят на 8 — 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших, на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомыхдетям.
Настольно печатные игры: «Рассели по домикам», «Где я это видел», «Веселая азбука», «Где спрятались буквы», «Скажи по другому», «Что не так?» и т. д.
Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Словесные игры «Закончи слово», «Закончи предложение», «Назови правильно», «Придумай конец сказки», «Повтори скороговорку», «Незнайка прислал письмо», «Назови первый звук своего имени» и т. д.
Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – это количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.
В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами. Игра в этом возрасте направлена на общее ознакомление с окружающим миром.
Это и игры на развитие речевого дыхания, в которых необходимо добиваться длительного и отчетливого произношения конкретного звука: «Кто как кричит?», «Часы тикают», «Лошадки», «Отгадай,кто к нам пришел?», «Барабан», «Ослик», «Дождик», «Чей одуванчик улетел дальше?» и так далее.
В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и их свойств.
В этом возрасте идет дальнейшее развитие связной речи, внимания, мышления и активизация словаря ребенка. Здесь уже и игры посложнее: «Подбери овощи по цвету», «Что изменилось?», «Вкус и запах», «Угадай звук», «Что у вас?», «Узнай по описанию», «Игра в слова», «Отгадайка», «Наоборот» и т. д.
Основная задача, дидактических игр по развитию речи, в старшем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря – это обучение ребенка диалогической и монологической речи. В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок. Это еще кукольный театр, выступления на мероприятиях и праздниках.
Дидактические игры:
• образование множественного числа существительных («Один – много»,
• на образование прилагательных от существительных («Кто это?», «Чье это?»,
• упражнять в использовании местоимений «Подбери правильно»,
• работа по составлению предложений из отдельных слов («Придумай необычный рассказ», «Сказка на новый лад»,
• упражнять в изменении глаголов по числам, родам, временам,
• работа над выразительностью речи (это различные виды театра, выступления на мероприятиях и праздниках).
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.
Источник