Игры и упражнения способствующие развитию моторики ребенка

Игры и упражнения способствующие развитию моторики ребенка thumbnail

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник: сайт Развитие.ру

Источник

Разбираемся с понятиями мелкой и крупной моторики и предлагаем игры для их развития по возрастам, начиная с рождения.

Сегодня вряд ли найдётся мама, которая не слышала про важность развития моторики у детей. Но что это такое и почему о ней столько разговоров?

Что такое моторика

Моторика – от лат. motus – «движение». Это совокупность анатомических и физиологических механизмов организма, осуществляющих двигательные функции. Каждое двигательное проявление организма представляет собой реакцию на внешнее раздражение и выражается мышечным сокращением. Различают моторику крупную и мелкую. И если про мелкую моторику мы что-то где-то слышали, то про крупную, возможно, и не доводилось.

Крупная моторика – это способность человека двигать руками, ногами, сохранять равновесие при ходьбе, беге. Она позволяет развивать более тонкие движения пальцев, позволяющих человеку работать с мелкими предметами. Именно эту возможность управляться с мелкими предметами и называют мелкой моторикой.

Читайте на нашем канале статью «Почему полезно ходить босиком».

Проведено множество исследований детскими психологами, логопедами и педагогами, которые помогли выявить прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи: речь ребёнка развивается хорошо, если хорошо развиты движения пальцев. И наоборот, если движения пальцев неуверенные, вялые, то очень часто наблюдаются и проблемы с развитием речи.

Взаимосвязь речи и мелкой моторики кисти объяснима историческим развитием человека, а также с точки зрения анатомических особенностей строения головного мозга человека.

Читайте статью «Между строк. Что важно знать о дислексии» и узнайте о том, как бороться с нарушениями письма и речи.

Язык наших самых далёких предков был далеко не так богат и разнообразен. Люди в основном общались с помощью жестов и звуков, подобных зову животных. Постепенно развивались способности людей выполнять более мелкую тонкую работу руками, а, следовательно, развивалась и увеличивалась площадь мозга, отвечающая за эту способность. Анатомические исследования мозга помогли выявить тот факт, что треть коры головного мозга человека отвечает за двигательные функции кисти руки. В непосредственной близости расположены зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.

Всем читателям Дзена мы дарим 1000 баллов (1 балл = 1 руб) на покупку детской одежды Lucky Child: при регистрации на https://lucky-child.com укажите промокод DZEN.

Все знают о пользе пальчиковых игр, но задумывался ли кто-то, что конкретно развивают эти игры? Игры с пальчиками способствуют развитию внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, памяти и речи… Согласитесь, внушительный набор!

Попробуем разобраться, когда начинать занятия с малышом. Рассмотрим развитие ребёнка в каждом возрасте, чтобы понять, какие занятия на моторику будут наиболее эффективны.

От рождения до 3 месяцев

В первые месяцы жизни малыш спит около 20 часов в сутки и совсем немного бодрствует. Кажется, что малыш совершенно не осознаёт, где он и что с ним происходит. Тем не менее он уже фокусирует взгляд на ярких предметах, понимает интонацию голоса.

В этом возрасте кисти ребёнка, как правило, сжаты в кулачки, и он постепенно познаёт азы крупной моторики: учится хватательным движениям, тянется к игрушкам, которые раньше разглядывал, трогает игрушки. Упражнения для развития моторики в столь раннем возрасте заключаются в лёгком массаже кистей рук и пальчиков малыша.

От 4 до 6 месяцев

До 3 месяцев ребёнок – наблюдатель. Начиная с 4 месяца жизни, он тянется к игрушкам ручками и ножками, может перекатиться к заинтересовавшему его предмету. Расширяется набор подвластных ему движений. Разговоры о развитие мелкой моторики малыша начинаются как раз в этом возрасте. Производители детских игрушек предлагают массу интересных вариантов: музыкальные, разных форм и размеров, с разнообразными поверхностями. Всё это действительно помогает развить мелкую моторику.

В этом возрасте ребёнка учат играть в «Ладушки», которые помогают ему научиться координировать свои ручки и ножки, вовремя хлопать в ладошки, топать ножками:

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут – поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш – полетели!
На головку сели.

Крупная моторика ребёнка постепенно развивается, и у него уже получается самостоятельно сидеть, ползти. Параллельно появляются более чёткие звуки в речи, гуление.

Прекрасным тренажёром для мелкой и крупной моторики для деток от 5 месяцев станет пирамидка: надеть колечко на стержень далеко не так просто! Чтобы помочь малышу расслабить кулачки и раскрыть ладошку, нужно играть с ним в «Сороку-ворону»:

Сорока-ворона кашку варила (круговыми движениями проводите указательным пальцем по ладошке ребёнка – «каша перемешивается»),
Кашку варила, деток кормила.
Этому дала (отогните большой пальчик),
И этому дала (отогните указательный пальчик),
Вот этому тоже дала (отогните средний пальчик),
И этому дала (отогните безымянный пальчик),
А вот этому – не дала! (отогните мизинец, пощекочите ладошку)
Ты кашу не варил, дров не рубил, воду не носил – не дам тебе каши!

От 7 до 9 месяцев

Малыш растёт и развивается с невероятной скоростью. Если до 6 месяцев он только осваивал разнообразные движения, то к 7 месяцам он обычно уже свободно ползает, сидит, учится вставать. Главная особенность движений в этом возрасте – они становятся целенаправленными. Малыш уже усвоил причинно-следственную связь.

Прекрасными тренажёрами для развития моторики являются мячи, книжки с разнообразными на ощупь поверхностями. Малыши разбрасывают игрушки, и мамы часто ворчат по этому поводу, хотя при этом малыш тренирует свою моторику.

Читайте статью «Песочная терапия для детей» о полезных во всех смыслах играх с песком.

Эффективным способом тренировки моторики могут стать подвешенные на верёвочке предметы разных форм и размеров: шарик, бусинка, палочка и другие. Хватая их, малыш понимает, что пальчики нужно располагать по-разному: чтобы ухватить и удержать мячик, ладошка должна быть открыта, верёвочку надо брать пальчиками, бусинку – только двумя пальцами.

Пирамидка из разноцветных стаканчиков, которые нужно вкладывать один в другой, или объёмные геометрические фигуры, которые нужно вставлять в подходящие по форме окошечки, всяческие механизмы, требующие кручения, верчения и других новых и трудных движений ручками – всё это позволит развить координацию ребёнка, а вместе с тем и мелкую моторику.

Игры с пальчиками не теряют своей актуальности:

Плыл карасик по реке (пальцы складываете щепоткой, руки вытягиваете и делаете волнообразные движения от плеча),
И увидел щуку! Испугался (поднимаете руки вверх),
А потом разжался (растопыриваете пальцы в стороны),
В камыши закопался (опускаете руки, пальцы складываете щепоткой, поочередно каждой рукой копаете),
Дрожал, дрожал, а щука-то уплыла! (трясёте кистями рук, как дрожит карасик, а потом снова волнообразные движения от плеча)

Игра на любом музыкальном инструменте – это прекрасный способ развить координацию, мелкую моторику и чувство ритма, поэтому смело вручайте ребёнку дудочку или бубен.

От 9 месяцев до 1 года

Каких-то девять месяцев назад малыш только родился, его было страшно переворачивать на животик, а сейчас он уже вовсю ползает, пытается вставать и ещё много чего умеет делать самостоятельно. Но впереди ещё столько всего, чему нужно научиться!

Малыш учится ходить – тренирует свою крупную моторику, координацию. Поначалу это выходит довольно неуклюже, и на помощь приходят машины-каталки, за которые можно держаться и идти. Когда шаги становятся увереннее, малышам полезно гулять с игрушками-каталками на длинных ручках, которые они катят перед собой.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут развивающие книжки и коврики со множеством деталей (липучки, шнурки, кармашки), игрушки, которые нужно заводить ключом.

Для тренировки навыка ходьбы подойдут подвижные игры: собирание игрушек, прятки, полоса препятствий, игра в кегли, игры с мячом, рисование специальными пальчиковыми красками, крупные пазлы.

От 1 года до 3 лет

Дети развиваются стремительно, и к трём годам они должны уже очень многое делать самостоятельно, а, значит, тренировать крупную и мелкую моторику нужно практически постоянно. Существует множество программ раннего развития и обучения детей. Какую выбрать – зависит от родителей и их возможности уделять малышу определённое количество времени. Ясно одно: родителям необходимо заниматься физическим развитием своих детей – учить их лазить по шведской стенке, танцевать, прыгать, плавать, играть в футбол, кататься на велосипеде и самокате.

Невероятное количество игр и игрушек для развития мелкой моторики просто сбивает с толку родителей. Хочется купить все и сразу. Ребёнок растёт и игрушки должны быть более изобретательными. Один из вариантов – объёмные лабиринты, которые являются не просто игрушкой, но и логической головоломкой. Такие лабиринты помогают развить и мелкую моторику, и умственные способности малыша.

Множество игр с мелкими предметами можно найти на просторах интернета и в книгах. Можно смешать горох с фасолью или макароны разных форм и предложить ребёнку разобрать эту смесь.

Довольно часто малыши рвут книги. Мамы ворчат, а между тем малыш опять-таки тренирует мелкую моторику! Безусловно, книжки рвать совсем не нужно, а вот предложить крохе порвать лист бумаги на ленточки – отличный вариант для тренировки.

Простые и действенные способы развития мелкой моторики – наматывание клубка, лепка, рисование, вырезание ножницами, завязывание шнурков, нанизывание бусин, театр на пальчиках и многое другое.

Практически в любом возрасте остаются актуальными пальчиковые игры:

Мы делили апельсин (показываем кулачок),
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа (отгибаем большой пальчик),
Эта долька – для чижа (отгибаем указательный пальчик),
Эта долька – для утят (отгибаем средний пальчик),
Эта долька для бобра (отгибаем безымянный пальчик),
А для волка – кожура! (трясём ручками)
Разозлился волк – беда.
Разбегайтесь кто куда (разводим ручки в стороны).

К трём годам ребёнок уже хорошо развит – и физически, и умственно. Всё это результаты ежедневной тренировки крупной и мелкой моторики. Теперь малыш готов к новому этапу в своей жизни – к детскому саду. Выберете ли вы одну из программ раннего развития или предпочтёте ориентироваться на способности и потребности своего малыша – выбор будет правильным, потому что вы мама, и только вам известно, какой путь станет лучшим для вашего ребёнка.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные и увлекательные статьи о детях и родителях: https://zen.yandex.ru/luckychild

А какие игры на моторику любимые у вашего малыша? Поделитесь в комментариях!

Источник

Составила: Костюшко Наталья Николаевна

воспитатель группы компенсирующей направленности

I квалификационная категория

г. Новосибирск

Картотека

Игровых упражнений

( способствующих развитию мелкой моторики рук детей)

.

                                Игры  —  упражнения

                                      (c карандашом.)

                           «Весёлый карандашик»

Цель:    Формирование  двигательной  активности  и  гибкости  пальцев  кистей  рук,  развитие  слухо  —  моторных  координаций,  чувства  ритма.

Учить  подражать  действиям  педагога , понимать  его  словесные  установки.  

Возьмите  неотточенный  карандаш  ( или два  карандаша), зажмите  его  между  ладонями  и  потрите  (  см.  фото  1  )

(Дети  перекатывают  карандаш  между  ладонями. )

-Послушайте , как  он “ шуршит.”  

.”  Разогреем  ладошки. “Пошумим “ у  правого  уха  ,у  левого.  А  теперь  я  послушаю,  как  он”  шумит “ у  вас(наклоняется  то  к  одному , то  к  другому  ребёнку).  Молодцы!

Дети , поставьте  локти  на  стол.  Возьмите  карандаш    за  кончики  тремя  пальцами  правой  руки  и  тремя  пальцами левой  руки  и  покрутите  его  вперёд и  назад ( см.  фото2)

Отложите  карандаш,  опустите  руки, встряхните  ими.

Зажмите  карандаши  в  четырёх  пальцах  правой  и  левой  рук , согнутых  к  ладоням( см.  фото5)

Наклоните  пальцы  с  карандашами  к  ладошкам ( см.  фото  6)  и  снова  верните  их  на  место.  (Повторить  3-  4раза.)

 4. Прыгали  лягушки  по  опушке  и  громко  квакали.   Услышал их  ветер , пригнал  тучку , и  пошел  из  неё  дождик….   Кап  да  кап ,  кап  да  кап, тук  да  тук….

Дети , давайте  покажем,  как  идёт  дождик  ,как  стучат  его  капли.   Возьмите  , пожалуйста , неотточенный  карандаш  и  постучите  им  то  тише  ,то  громче.     Дети  держат  карандаш   тремя  пальцами  правой  руки,  как  при  письме.   Стучать   нужно  только  ребром  карандаша , усиливая  или  ослабляя  стук  постепенно .   (см.  фото  7-8)

5. Поверните  левую  руку  с  ней  карандашом  ладонью  в  верх , согните  кисть  руки  вместе  с   карандашом на  себя  и  разогните  её . ( см.  фото  16-17.)

(Игру  повторить  каждой  рукой  по  два  раза.)

6. Возьмите  карандаш  и  зажмите  его  между  указательными пальцами  обеих  рук.  А  теперь  вращаем  руки  с  карандашом  то  в   одну  сторону , то   в  другую  сторону.

(Карандаш   вращается  в  горизонтальной  плоскости.  Повторить  2-3  раза.  )

7. Ножницы

Поставьте,  пожалуйста  ,локти  на  стол , возьмите  один  карандаш  между  указательными  пальцами  обеих  рук , а  другой  — между  средними  пальцами и  соедините  их.  ( См.  фото  29.)

Раздвиньте  указательные  и  средние  пальцы  обеих  рук  одновременно  вместе  с  карандашами  и  снова  соедините   их. ( См.  фото  30. )

(Движения  выполняются  в  свободном  темпе  не  более  одной  минуты.)

8. Возьмите  карандаш  между  указательными  пальцами  обеих  рук,  а  другой  —  между  средними  пальцами  и  соедините  их. (  см.  фото  29.)

Поверните  зажатые  между  пальцами  карандаши  вертикально  так  ,чтобы  два  пальца   правой  руки  были  сверху , а  два  пальца  левой  руки  поддерживали  карандаши  снизу(  см.фото  31.)

А   теперь  поверните  зажатые  между  пальцами  карандаши  так,  чтобы  два  пальца  левой  руки  оказались  сверху , а  два  пальца  правой  руки поддерживали  карандаши  снизу  (см.  фото  32. )     Карандаши  вращаются  в  вертикальной  плоскости. (Повторить  4  раза.)                                                                                                                                            

                                  Игры  —  упражнения  

                            «Умелые ладошки»

Цель: 

 Развитие  мелких  движений  пальцев  рук  ,сгибательных  и  разгибательных  мышц,  их  гибкости , согласованных  действий  обеими  руками.

Упражнения с ладонями

1. Поверните  развёрнутые  ладошки  ко  мне , согните  по  четыре  пальца  на  каждой  руке  до  начала  ладони.  Пальцы  плотно  прижаты   друг к  другу,  большой  палец  отогнут  и  направлен  в  сторону(  см.  фото 3-3 а .)

Молодцы,  все  согнули,  а  теперь  разогните  четыре  пальца.  Раскрыта  ладошка,  раскрыты  все  пальцы.  Согните  четыре  пальца  ,разогните.

(Повторить  2-3  раза.)

Покажите  мне  раскрытые  ладошки  (см.  фото  4.    )  Согните  и  разогните  большой  палец  .(  Повторить  2  -3  раза.)

2. Поверните  развёрнутые  ладошки  ко  мне , согните  по  четыре  пальца  на  каждой  руке  до  начало  ладони.  Наклоните  согнутые  пальцы  к  ладошкам  и  снова  верните  их  на  место.  Выполните  упражнения   сначала  правой , затем  левой  рукой.

3. Прижмите  ладони  друг  к  другу.  Пальцы  рук  соединены  вместе  и  направлены  вверх  (  см.  фото  12.)

Покачайте  сложенными  ладошками  влево  и  вправо  (см.  фото  13.  )

Сделать  эти  движения  ещё  раз.

4. “Мячики”

Дети  изображают  руками  сначала  маленькие ( см.  фото14  ),потом  большие  мячи ( см.  фото  15)  .  При  изображение  маленького  мяча , пальцы  рук  расслаблены  ,а  большого  мяча  —  напряжены.  (Повторить  3  раза.)

5. Прижмите  ладони   друг  к  другу,  пальцы  рук  соедините  и  направьте  вверх(  см.  фото  12.),  наклоните  сложенные  ладони  вправо  и  нажмите  верхней  ладонью  на  нижнюю ( см.  фото  13.)  Наклоните  сложенные  ладони  влево  и нажмите  верхней  ладонью  на  нижнюю.  Сделайте  эти  движения  ещё  раз.

6. Дети  ставят  локти  на  стол.  Руки  в  вертикальном  положении  на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга  ,ладони  повёрнуты  вовнутрь. Пальцы  правой  руки  сжаты  в  кулак,  а  пальцы  левой  выпрямлены  и  соединены(  см  фото  35 ) .  Затем  пальцы  левой  руки  сжимаются  в  кулак  и  одновременно  выпрямляются , и  соединяются  пальцы  правой  руки.  (Повторить  игру”  кулак  —  ладонь “ несколько  раз.)

7. Поставьте  локти  на  стол  руки  на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга , ладони  повёрнуты  вовнутрь  Разведите  и  сведите  пальцы обеих  рук  одновременно  (Повторить  несколько  раз).  Теперь  пальцы  правой  руки  разведите , а  пальцы  левой  руки  оставьте  соединенными. Сделайте  это  поочерёдно  пальцами  то  правой,  то  левой  руки.  (Повторить  несколько  раз.)

8. Поставьте  локти  на  стол  .Руки  на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга  ,ладони  повернуть  вовнутрь.  Сожмите  ладошки  в  кулак,  разожмите  их,  поверните  ладони  ко  мне.   Движения  кистей  рук  сопровождаются  словами  педагога  “кулак  —  ребро  —  ладонь”.  В дальнейшем  эта  игра  выполняется  на  счёт  1, 2, 3. ( Повторите   движение  несколько  раз.)

9. Педагог  выбирает  ритмический  рисунок  по  собственному  усмотрению.  Дети  сначала  слушают  ,как  это  делает  педагог  ,затем  выполняют  с  ним  одновременно.

  Игровые  упражнения

                                   (с  массажным  мячом.)

                                 « Дружные мячики»

Цель:

 Развитие  сгибательных  и  разгибательных мышц  пальцев  и кистей  рук ,формирование   моторных  умений  и  гибкости  рук , слаженных  движений  и  действий  правой  и  левой  руками,  хватательных движений    пространственной ориентации.

1.

Возьмите  резиновый  мяч  в  правую  руку,  сожмите  и  разомните  его.Повторите  4  раза.Переложите  мяч  в  левую  руку  ,сожмите  и  разожмите  его.  Повторите 4  раза. Затем  вся  игра  повторяется  каждой  рукой  по  2  раза.

2. Поверните  правую  руку  ладонью  вверх  ,положите  на неё  мяч  и  обхватите  его  пальцами,  согните  кисть  руки  с  мячом  на  себя  и  разогните  её ( см.  фото 22 -23 ).  повторить  4  раза. Переложить  мяч  в  левую  руку  и  повторите  упражнение. Игру  повторить  каждой  рукой  по  2  раза.

3. Возьмите  мяч , зажмите  его  между  ладонями , пальцы  рук  соедините  вместе  и  направьте  вверх ( см.  фото  20 ), наклоните  сложенные  ладони  с  мячом  вправо  и  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч. Возьмите  мяч , зажмите  его  между  ладонями , пальцы  рук  соедините  вместе  и  направьте  вверх ( см.  фото  20 ), наклоните  сложенные  ладони  с  мячом  вправо  и  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч.

4. Возьмите  по  одному  мячу  в  каждую  руку : сожмите  и  разожмите  мячи  правой  и  левой  рукой,  одновременно сделайте  это  несколько  раз.

5. Зажмите  массажный  мяч  между  ладонями , пальцы  рук  соедините  вместе  и  направьте  вверх , наклоните  сложенные    ладони  с  мячом  вправо,  и  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч ( см.  фото  25).Теперь  наклоните  сложенные  ладони  с  мячом  влево , и  снова  нажмите  верхней  ладонью  на  мяч.  Повторить  4  раза. Положите  мяч  на  стол. Опустите  руки  и  встряхните  ими.

6. Поставьте  локти  на  стол .Положите  мячи  на  большие  пальцы  правой  и  левой  рук и  зажмите  сверху  остальными  пальцами.   Сжимайте  и  разжимайте  мяч  (см. фото 26 ) .Повторить  4  раза.

7. Возьмите  массажный  мяч , зажмите  его  и  покатайте    между  ладонями. Положите  его  в  правую  руку , обхватите  его  пальцами , сожмите  и  разожмите  мяч  несколько  раз.  Повторить  каждой  рукой  2  раза.

8. Возьмите  мяч,  зажмите  его  между  ладонями.  Сожмите  и  разожмите  мяч  в  ладонях  (см.  фото 27) .Повторить 4 раза. Зажмите  мяч  в  пальцах  рук.  Сожмите  и  разожмите  его. ( см.  фото  28)  Повторить  4  раза. Вращайте  мяч,  перехватывая  пальцы  рук  и  одновременно  надавливая  на  него.  Повторить  4  раза.  Отложить  мячи , опустите  и  встряхните  руки.

9. Держите  руки , согнутые  в  локтях  ,перед  собой  мячами  вверх  (см.  фото 22).Сгибайте  кисти  рук  на  себя , и  разгибайте  их (см.  фото23).  Сделайте  это  4  раза 

и  опустив  руки с  мячами  ,встряхните  ими.

10. Зажмите  массажный  мяч  между  ладонями , пальцы  обеих  рук сцепите  «в  замок»( см.  фото  39). Сжимайте  и  разжимайте  его  в  ладонях  , не  расцепляя  пальцев  рук.  Повторить  5  раз. Затем , разожмите  пальцы  и  покатайте  мяч  между  ладонями,  круговыми  и  прямыми  движениями.

11. Зажмите  массажный  мяч  между  ладонями , сложенным  домиком  (см.  фото  40).  Не  разжимая  сведённых  над  мячом  пальцев , нажмите  большими  пальцами  на  мяч  несколько  раз  и  разведите  их  в  стороны  (см.  фото  41).  Повторить  2  раза.

     Оставив  большие  пальцы  разведёнными  в  стороны , согните  указательные  пальцы,  нажмите  ими  на  мяч  несколько  раз ( см.  фото 42)  и  разведите  их  в  стороны  (см.  фото  43).  Повторить  2  раза.  Не  разжимая  ладоней,  согните остальные  пальцы  обеих  рук , надавите  ими  на  мяч  несколько  раз  и  разведите  их  в  стороны.  Повторить 2 раза.  Большие  и  указательные  пальцы  при  этом , остаются   разведённые  в стороны. ( см.фото  44).

     Затем  покатайте  мяч  между  ладонями  круговыми  и  прямыми  движениями.

                          Игровые упражнения

                   для  развития  мелкой  моторики.

                         ( С  различными  предметами. )

Цель:  

 Развивать  и  формировать  внимание, мелкие  движения пальцев  рук, их гибкость; ориентацию  в  пространстве, умение  брать  предметы, учитывая  их  форму, поочерёдно действовать  правой  и  левой  руками.

1. Возьмите коробочки  со  счётными  палочками. Выложите на  стол пять  штук.  Брать  их нужно  правой  рукой  по  одной. А  теперь  левой  рукой  берите  по  одной  палочке  и  складывайте  их  обратно  в  коробочку. Повторить 2 раза. При  повторном  выполнении  дети  выкладывают  палочки  левой  рукой ,а  складывают  правой.

2. Поиграем с  фасолью. Правой  рукой  переложите  фасоль  из  одной  тарелки  в  другую.  Брать  её  нужно по  одной  штучке. Левой  рукой  переложите  фасоль  обратно.  А теперь  одновременно  правой  и  левой  руками  возьмите фасоль по  одной  штучке  и  разложите её в  две  тарелки.

3. «Строим забор»(счётные  палочки. )

Забор нужно  строить  слева  направо,  от  домика.  Брать  нужно  по  одной  палочке  правой  рукой  и  выкладывать  их на  полоску  на  расстоянии  друг от друга. Выложенный  забор  собирают  левой  рукой  по  одной  палочке  также  слева  направо  от  домика.

4. «Выгладим  платочки»( лист   фольги. )

Возьмите  со  стола  лист  фольги  и  сомните  его  двумя  руками, превращая  его  в  комок. Скомканный лист «разгладьте»,пользуясь  всеми  пальцами  обеих  рук , так , чтобы он  не  топорщился ,и  не  один  его  край не  остался  загнутым.Повторить 2 раза.

5. Возьмите  тарелочки  со  смешанными в них  фасолью и мелкими камешками разложите  их  на  две  пустые  тарелочки. Левой  рукой  берут  фасоль , а  правой-  камешки,  по  одной  штучке,  с  одновременным  действием  обеих  рук. А затем  из  двух  тарелок  одновременно  правой  и левой рукой  складывают  камешки и фасоль  по  одной  штучке  обратно.

6. «Автомобиль». Педагог предлагает выложить левой рукой по одной счётной палочке (всего8 шт.) на плоскость стола, располагая их, на небольшом расстоянии друг от друга. Возьмите шашечку (можно пробку от газ. воды) переверните её, положите на стол слева от счётных палочек. Указательный палец правой руки вставьте в углубление и проведите этот «автомобиль» между палочками  слева направо, не задевая их. Возвращаемся  по этой же дорожке справа налево, с помощью указательного пальца той же руки. Затем эти же движения выполняются указательным пальцем левой руки. Закончив игру, дети складывают счётные палочки по одной штуке правой рукой в коробку.

7. Возьмите клубок ниток в левую руку, размотайте правой рукой нитку и снова смотайте её. Затем переложите клубок  в правую руку. Левой рукой размотайте нитку и снова смотайте

8. Приготовьте две тарелочки с пятью  пуговицами на каждой. Правой рукой каждый ребёнок набирает в кулачок по одной штуке. Собрав все пять, он держит их в кулаке . То же самое он делает левой рукой. Когда все пуговицы собраны, он высыпает их обратно на тарелки и снова набирает, но теперь двумя руками одновременно. Затем высыпает пуговицы  и отодвигает тарелки.

                 Самомассаж кистей и пальцев рук.

  1. 1. Левой рукой поглаживать правую, затем правой- левую (поглаживание , похлопывание,  разминание до появления ощущения тепла, до 1 минуты).

  2. Руки – на краю стола, ладонями водить по краю стола, массируя их.

  3. Руки сжать в кулаки; кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки, и наоборот (молоток ).

  4. Прокатывать карандаш между ладонями, затем между пальцами.

  5. Надавливать крепко прижатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца. Середину ладони, основание пальцев другой руки.

  6. Тереть ладони друг о друга движениями вверх- вниз.

  7. Сцепить пальцы обеих рук и тереть их друг о друга.

Разминать, затем растирать каждый палец сначала вдоль, потом поперёк.

                        Упражнения за столом

                     для мелкой мускулатуры пальцев.

Цель: Развитие  мелких  движений  пальцев  рук, сгибательных  и  разгибательных  мышц,  их  гибкости , согласованных  действий  обеими  руками.

  1. 1. «Червячки шевелятся». Поочерёдно приподнимать и опускать пальцы (ладони лежат на столе ).

  2. «имитация игры на фортепиано».

  3. Разводить пальцы и сводить их вместе (ладони на столе ).

«Бегают человечки». Указательными и средними пальцами сначала правой, затем левой, потом обеих рук быстро бежать по столу.

4«Дождик идёт». Руки лежат на столе. Кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Ногтями постучать по столу.

5« Пальчики танцуют». Три пальца(любые) обеих рук одновременно лёгкими движениями « передвигаются» в разных направлениях.

  1. Поочерёдно сгибать пальцы обеих рук.

«Ладонь – ребро – кулак». Сначала правой , затем левой, потом одновременно менять положение обеих рук в указанном порядке.

  1. «У киски Царапки мягкие лапки». Руки на столе. Расслабиться, растопырить пальцы , напрячь их, собрать в кулак.

  2. « Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать к друг другу. Не размыкая их, сгибать пальцы на встречу к  друг другу.

  3. Показывать пальцами и кистями рук:  « гнёздышко», «лодочку»,            « крышу», « очки», «козу», « ножницы» и др.

«Кулак – кольцо». Пальцы одной руки  сжать в кулак, пальцами другой(указательный, средний. Безымянный. Мизинец по очереди) образовать кольцо с большим. Затем то же, но руки поменять.

  1. «Щелчок». Сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.