Развитие речи что должен знать ребенок

Развитие речи что должен знать ребенок thumbnail

Уровень владения речевыми умениями и навыками

 в разных возрастных группах

Возраст 3-4 года.

Словарь.

  1. Называет слова, обозначающие предметы, выраженные существительными (кошка, собака, кукла) и отвечающие на вопросы:  Кто это? Что это?  (Дает имя кукле, кошке… одним словом)
  2. Обозначает признаки и качества предметов, выраженные именам прилагательными (пушистая, круглый, красивое) и отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?  (1-2 слова).
  3. Называет действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: Что делает? Что можно с этим делать? (называет 2 действия).
  4. Обобщает (одежда, игрушки)
  5. Понимает противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо, бежать-стоять)

Грамматика.

  1. Образует  наименования животных и их детенышей в единственном и множественном числе, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот – кошка – котенок – котик – котята).
  2. Согласует существительные и прилагательные в роде, числе (пушистый котенок, маленькая собачка)
  3. Составляет простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Фонетика.

  1. Произносит звуки родного языка (согласно возрасту), правильно артикулирует в звукосочетаниях и словах.

Связная речь.

  1. Отвечает на вопросы по содержанию картины и составляет рассказ совместно со взрослым.
  2. Воспроизводит текст хорошо знакомой сказки по вопросам воспитателя.
  3. Может составить рассказ из личного опыта (например, перечислит игрушки, которые есть дома, может назвать несколько действий с ними).
  4. Умеет пользоваться «вежливыми» словами (спасибо, пожалуйста, здравствуйте…)

Возраст 4-5 лет.

Словарь.

  1. Понимает близкие и противоположные по смыслу слова и разные значения многозначного слова.
  2. Понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, посуда, овощи)
  3. Подбирает признаки, качества к названию предметов и действий (Кошка какая? Пушистая, красивая… У чашки есть ручка. А еще какие ручки ты знаешь? (3-4 ручки).
  4. Сравнивает и называет предметы по цвету, размеру и величине (картинка с разной посудой: Чем отличаются эти предметы?)

Грамматика.

  1. Соотносит названия животных и их детенышей (лиса – лисенок, корова – теленок)
  2. Употребляет глаголы в повелительном наклонении (побега, помаши).
  3. Правильно согласует существительные и прилагательные  в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза?)
  4. Составляет предложения разных типов.

Фонетика.

  1. Произносит звуки родного языка (согласно возрасту), правильно артикулирует в звукосочетаниях и словах.

Связная речь.

  1. Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее ребенку содержанием.
  2. Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым.
  3. Описывает предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку.
  4. Пользуется разнообразными вежливыми формами речи.

Возраст 5-6 лет.

Словарь.

  1. Активно использует прилагательные и глаголы, подбирает точные по смыслу слова к речевой ситуации.
  2. Подбирает синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.
  3. Понимает и употребляет разные значения многозначных слов (Что называют словом «ручка»? – называет несколько значений: у ребенка, для письма, у двери)
  4. Дифференцирует обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматика.

  1. Образует названия детенышей животных, подбирает однокоренные слова, согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже («Кто детеныш у зайца? (зайчонок), А как называют детенышей зайца? (зайчата))
  2. Образует различные формы повелительного и условного наклонения глаголов (спрячься, потанцуй, искал бы);  форму родительного падежа множественного числа (зайчат, жеребят, ягнят).
  3. Строит сложные предложения разных типов.

Фонетика.

  1. Дифференцирует пары звуков С-З, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ, Л-Р (основные); различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие.
  2. Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
  3. Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь.

  1. При пересказе литературных произведений интонационно передает диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
  2. Составляет повествование, описание или рассуждение
  3. Развивает сюжетную линию в серии картинок, соединяя части высказывания разными типами связи.

Примерные упражнения для развития речи

детей разных возрастов.

Работа над развитием речи включает следующие разделы:

  1. Пополнение словаря.
  2. Усвоение грамматического строя.
  3. Обучение рассказыванию.
  4. Выработка правильного произношения звуков.

Возраст 3-4 года.

  1. «Вот какая кукла!»

Оборудование: кукла в одежде и обуви.

Беседа:

— Как зовут куклу?

— Какая Марина?

— Что на ней надето?

— Как это назвать одним словом? (вещи, одежда)

— Что можно делать с куклой?

— Давайте попросим вежливо, чтобы Марина встала, села. (Речевой этикет)

Составление совместного рассказа.

Читайте также:  Упражнения для развития речи ребенка 9 месяцев

Это… (кукла). Она … (красивая). Ее зовут … (Марина). У нее есть … (красное платье, белый бант…). С куклой можно … (играть).

  1. «Пушистая семейка» (составление рассказа по картинке).

Оборудование: картина «Кошка с котятами».

Беседа:

— Кто это?                                                  (Кошка)

— Какая кошка?                                                 (большая, пушистая…)

— Как назвать детеныша кошки?                        (котенок)

— А здесь много детенышей? Как сказать?                 (котенки — поправить, котята)

— Сравним кошку и котят  (образование антонимов. Игра «Скажи наоборот»):

        Кошка большая, а котята …

        У кошки хвост длинный, а у котенка …

        Кошка бегает быстро, а котята …

        Кошка мяукает громко, а котята …

Совместное рассказывание:

Это … (кошка). Она … (большая). У кошки есть … (котята). Кошка любит … (своих котят, играть, лакать молоко…)

3.  «Вспомни сказку»

«Репка»

Кто стоит за внучкой?

За кого держится бабка?

Кто стоит между Жучкой и мышкой?

Кто стоит перед кошкой?

Что тянет Дедка?

Кто тянет за Мышку?

Кто пришел после кошки?

Кто пришел перед Внучкой?

Возраст 4-6 лет.

«Гном и Великан»

(Словообразование  суффиксальным способом)

Задание: преврати предметы в очень маленькие, как у Гнома, и в очень большие, как у Великана.

у Человека                        у Гнома                        у Великана

комар                                комарик                        комарище

сковорода                                …                                …

помидор                                …                                …

огурец                                …                                …

арбуз                                …                                …

портфель                                …                                …

«Скажи грамотно»

(Нужно убрать лишнее слово из предложения)

В деревне живут старые старики.

Сережа переночевал ночь у друга.

Мама достает жирный жир.

На горке краснеют красные ягоды брусники.

У обрывистого берега крутой обрыв.

Артем нарисовал на рисунке осенний лес.

Вера любит встречать утренний восход солнца.

Грузовик едет по средней середине дороги.

«Сравни два предмета»

Пример:  по цвету: картошка и помидор. – Картошка коричневая, а помидор – красный.

По вкусу: горчица и торт.

По высоте: береза и ромашка.

По ширине: дорога и тропинка.

По возрасту: ребенок и старик.

По температуре: лёд и батарея.

По весу: гиря и шарик.

На ощупь: яблоко и огурец.

По размеру: вишня и арбуз.

«Пара к паре» — продолжи цепочку слов.

(развитие логического, ассоциативного мышления)

Пример: ручка – пенал, тетрадь — …. (портфель)

А)        Трамвай – метро, табуретка — … (кухня, кресло, дерево)

Тарелка – посуда, абрикос -… (груша, фрукт, огород)

Корова – рога, черепаха — … (панцирь, море, ящерица)

Б)          Хорошо – лучше, быстро — …

        Человек – ребенок, тигр — ….

        Пальто – пуговица, кроссовки — …

        Зима – мороз, лето — …

(Слова для справок: быстрее, тигренок, шнурки, жара)

«Назови ласково»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Альбом – альбомчик                        стул –

Пальма –                                         туфля —

Пальто –                                         апельсин —

Тюльпан –                                 дождь —

Палец –                                         крокодил —

Капля –                                         шкаф —

Вафля –                                         ковер —

Вариант: «Назови ласково детей»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Люда – Людочка                        Коля – Коленька                        Илья – Илюша

Лена –  …                                Оля — …                                Алиса — …

Леня — …                                Галя — …                                Олег — …

Лина — …                                Толя — …                                 Лева — …

Лиза — …                                Валя — …                                Полина — …

Люба — …                                Леша — …                                Алена — …

«Слова – родственники»

(словообразование приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами)

Объясни смысл, и составь предложение с каждым словом.

   МОРОЗ                                       МОРе

   МОРОЗить                               МОРской

   МОРОЗилка                           заМОРский

   МОРОЖеное                        приМОРье

ЗаМОРОЗить                               МОРяк

заМОРОЗки                            взМОРье

заМОРОЖенный                            поМОР

«Изменяй предложения по образцу»

(изменение глагола по лицам и числам)

Я поливаю малину.         Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Я иду в магазин.                 Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Я вижу синичку.                 Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

Я хочу в кино.                 Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

«Исправь ошибку»

(работа над слоговой структурой слова, развитие речевого внимания)

Скажи слово правильно.

Пример: пирбор – прибор

Пирмер –                                 роптрет –

Тернер —                                 маграрин –

Рербо —                                 тернажер –

Втарарь —                                 ретсоран –

«Закончи слово правильно»

(Согласование существительных с прилагательными)

Пример: горь______редька  —   горькая редька

Горь________огурец –

Горь________корешки

Горь________лекарство

Серьез_____парень

Читайте также:  Влияние игры развитие ребенка дошкольного возраста

Серьез_____препятствие

Серьез_____критика

Серьез_____намерения

«Изменяй по образцу»

(образование прилагательных от существительных)

Салат с креветками – креветочный салат

Каша из гречки –

Суп из грибов –

Палатка из брезента –

Компот из слив –

Варенье из абрикосов –

Брюки из трикотажа –

Слон из Африки –

«Мы писатели»

(Придумай предложение со словами… (изучаем предлоги)

Пример: переплыл через – Сережа переплыл через реку.

Вариант 1.   Перешел через…, перешагнул через…, перебежал через…, переполз через…,      переехал через…,  перескочил через…

Вариант 2.      Из рюкзака…, на рябине…, у рябчика…, на ремне…, из-за ремонта…, между чашками…, из-под ресниц…, над решением…

Вариант 3.      Приедет от…, приедет в…, приедет на …, приедет с …, приедет из…, приедет без…, приедет к …

Вариант 4.     Подлетели к …, лежали на…, лечились от …, наливали в …,  залезали под …, шлепали по …,  летали над …,  гуляли с …

«Ответь правильно»

(Задание: подумай и ответь полным ответом на вопросы. ИЛИ Выбери нужный ответ из предложенных, зачеркни ненужные слова).

Кого мы видели в лесу?                                        Что мы видели в лесу?

Мы видели в лесу…        лиса                        липа

                                лев                        клен

                                дельфин                салют

                                олень                        земляника

                                клёст                        шлюпка

«Назови действие по предмету»

Молния — … сверкает

Солнышко — … светит

Рыба — … плавает

Дождь  — … льет

Часы — … идут…

Источник

Малыш от года до 3 лет должен научиться многим вещам, в том числе и речи. Развитие речи у детей – важный аспект воспитания. Необходимо, чтобы ребёнок овладел речевыми навыками в нужное время, потому что это важно для его целостного развития. Речь помогает совершенствовать мыслительную деятельность, расширяет кругозор детей, имеет позитивное влияние на психологическую составляющую ребёнка, регулирует его поведение. Поэтому важно знать, как развивать речь детей дошкольного возраста. Ведь именно в этот период формируется навык устного общения.

Если речь хорошо развита, малышу и взрослым легче общаться, они быстрее понимают друг друга, отсутствуют неловкие моменты, при которых мама не может понять, что её малыш говорит.

Некоторые взрослые считают, что речь формируется сама по себе и не нужно прикладывать усилий, чтобы помочь созданию этого навыка. Но это не так. Родители должны с самого рождения разговаривать с младенцем, развивать его речь.

Также важно создавать с ребёнком условия, в которых он сможет потренировать свои коммуникационные навыки. Если не развивать речь ребёнка, то он может очень поздно заговорить. А ещё существует риск отклонения в комплексном развитии. Поэтому родители должны знать, как развить речь у ребёнка.

развитие речи у детей

Какие факторы влияют на развитие речи?

Речь детей зависит от следующих факторов:

  • наследственность;
  • строение и функционирование внутренних органов и систем;
  • физическое и психическое здоровье;
  • речь окружающих (родителей, бабушки и дедушки, воспитателей в яслях и детском саду, учителей в школе);
  • постоянная речевая практика;
  • семейная атмосфера;
  • воспитание;
  • учеба в развивающих центрах.

Этапы развития речи

  • Подготовительный, или пассивный. Начинается, когда рождается ребенок, а заканчивается, когда ему исполняется 1 год. В это время младенец реагирует на общение, понимает, откуда идет звук, он готов к игре.
  • Преддошкольный, или автономный. Начинается, когда вашему сыну или дочери исполняется год, и заканчивается в 3 года. Первые звуки и слова ещё не совсем понятны, но малыш уже пытается строить фразы. В это время накапливается словарный запас. Ребенок понимает слова и использует их.
  • Дошкольный, или активный. Пока ребенок готовится к школе, у него активно развивается речь, увеличивается количество людей, с которыми он общается. Малыш уже может связно, четко и развернуто говорить. Речь становится средством познания окружающего мира.
  • Школьный. Самый важный, ответственный и серьезный период развития речи. До 18 лет ребенок усваивает базовые правила грамматики, пунктуации, орфографии. В это время развивается уже не устная речь, а письменная. Школьник начинает овладевать литературной речью. Кроме того, у него формируется определенный сленг, связанный с возрастом и компанией, в которой он находится.

развитие речи у детей

Как развить устную речь у ребенка дома?

Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально. Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий.

Читайте также:  Аутизм и физическое развитие ребенка

Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.

  • С рождения до 6 месяцев.

У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.

особенности развития речи ребенка

Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.

  • С полугода до года.

Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.

Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.

  • С года до 2-х лет.

Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.

После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.

  • С двух до трёх лет.

В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:

  • Запас слов и понятий увеличивается.
  • Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
  • Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).

В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.

как развить речь у ребенка

Способы развить речь у ребенка

  • «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
  • «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.

Источник