Аутизм и физическое развитие ребенка

Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом

Э.В. Плаксунова, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва (обучение и воспитание 3.2011).

В настоящее время признано, что по­мощь средствами образования тре­буется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. С другой стороны, аутич- ного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не ре­шают его проблем. Известно, что разви­тие аутичного ребенка не просто задер­жано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Именно поэто­му ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения. Всем детям с расстройствами аутистического спек­тра, при значительной неоднороднос­ти этой группы по составу, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмыс­ленного взаимодействия с окружающим миром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2000).

Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навы­ков, нарушениями мелкой и крупной мо­торики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тя­желая, порывистая походка, импульсив­ный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопы­ренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке

с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скован­ны и механистичны, с отсутствием плас­тичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что свя­зано с нарушениями сенсомоторной ко­ординации и мелкой моторики рук.

У многих детей на уроке адаптивной физкультуры проявляются стереотип­ные движения: раскачивания всем те­лом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машу­щие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, круже­ния вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У учащихся с аутизмом отмечаются нарушения ре­гуляции мышечной деятельности, свое­временно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправлен­ных движений, страдает пространствен­ная ориентировка.

Практика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приво­дит в первую очередь к нарушению коор­динации движений. Устойчивость верти­кальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизме­рять и регулировать свои действия в про­странстве, выполняя их свободно, без из­лишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нор­мальной жизнедеятельности, удовлетво­рения личных, бытовых и социальных потребностей. Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лими­тирует двигательную деятельность.

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, явля­ется не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития* но и мощным «агентом соци­ализации» личности. Для развития дви­гательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обуче­ния. Аутичному ребенку сложно регули­ровать произвольные двигательные ре­акции в соответствии с речевыми инс­трукциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью под­чинить движения собственным речевым командам. Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адап­тивной физической культуры являются:

§         развитие имитационных способностей (умения подражать);

§         стимулирование к выполнению инс­трукций;

§         формирование навыков произвольной организации движений (в простран­стве собственного тела и во внешнем пространстве);

§         воспитание коммуникационных функ­ций и способности взаимодействовать в коллективе.

Исследование особенностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра на уроках адаптивной физичес­кой культуры проводилось на базе под­разделения ГОУ «Центр психолого-меди­ко-социального сопровождения детей и подростков» Москвы.

Для обучения детей с аутизмом движе­ниям и с целью коррекции имеющихся у них нарушений двигательной сферы ис­пользуется программа «Моторная азбу­ка». Эта программа основывается на зако­номерностях формирования уровней пос­троения движений, описанных Н.А. Берн- штейном (1947), на методике обучения движениям детей дошкольного возраста С.В. Маланова (2001) и на методах дви­гательной коррекции нарушений разви­тия Е.В. Максимовой (2008). В программу входят следующие классы действий:

§         действия, требующие ориентировки в пространстве тела;

§         действия, обеспечивающие различ­ные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;

§         точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.

На занятиях по этой программе, по­мимо отработки указанных классов дей­ствий, важно развитие двигательной рефлексивности аутичных детей: уме­ния осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые дви­жения, рассказывать о том, с какой це­лью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигатель­ные действия, и т. п. Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком ус­пешного развития их восприятия и навы­ков воспроизведения.

Кроме того, в ходе занятий адаптивной физической культурой ведется работа по формированию Я-концепции у аутичных детей. Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, «Я ползу», «Я марширую», «Я бегу»). Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я» (К.С. Ле­бединская, О.С. Никольская, 1991).

Методика обучения

Детей с аутизмом сначала рекоменду­ется обучать восприятию и воспроизве­дению движений в пространстве соб­ственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям ту­ловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном тонизировании ребен­ка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавли­вается прямой взгляд, он начинает раз­глядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и назы­вать их,  необходимо:

  • медленно и четко выполнять движе­ния, комментируя их;.
  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одина­ковой терминологией для повторяю­щихся движений;
  • проговаривать выполняемые движе­ния, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;
  • растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
  • одновременно работать над неболь­шим количеством упражнений, пов­торяя их;
  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  • помогать ребенку и ободрять его, ис­правлять неправильные движения, по­ощрять даже малейшие успехи.
Читайте также:  Примерный индивидуальный маршрут развития ребенка в доу

Если ребенок демонстрирует страх пе­ред телесным контактом или отказыва­ется от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например гим­настическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

Обучать детей с аутизмом выполне­нию движений во внешнем простран­стве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упраж­нениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распреде­ляются на 4 группы, по степени нарас­тания координационной сложности: уп­ражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным ви­дам перемещений и движений во внеш­нем пространственном поле, необходи­мо:

§         начинать обучение с коротких переме­щений по прямой;

§         постепенно переходить к передвиже­нию на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направ­ления движения: по круту, дуге, зигза­гообразно и др.;

§         облегчить выполнение заданий, разме­тив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «фи­ниш», а также «зону отдыха»;

§         формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребен­ка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;

§         показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инс­трукцию;

§         сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ла­доши и т. д., что является существен­ной помощью ребенку;

§         формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;

§         не утомлять ребенка, чередовать вы­полнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в про­странстве;

§         собственного тела, дозиро­вать нагрузку;

§         двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;

§         поощрять даже малейшие успехи.

Обучив ребенка движениям на пе­ремещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространствен­ном поле.

Развивать умение выполнять точные действия в пространственном полере­комендуется с помощью, во-первых, уп­ражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во- вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в простран­ственном поле с предметами.

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

§         сопровождать образцы движений ко­ротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из ас­пектов движения или к одному дей­ствию;

§         выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;

§         использовать для облегчения выполне­ния заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения уп­ражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;

§         давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;

§          

§         создавать интересные ситуации и по­буждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчи­ком внутри; попади в него другим мя­чиком — и он зазвенит»;

§         исправлять неправильные движения ребенка;

§         радоваться вместе с ребенком его ус­пехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

В процессе обучения детей с аутиз­мом необходимо соблюдать определен­ные правила:

§         предъявлять учебный материал в со­ответствии с индивидуальными осо­бенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);

§         » соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет дви­жение вместе с ребенком, комменти­руя каждое его пассивное или актив­ное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое имен­но движение выполняется в данный момент;

§         соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых дви­жений в пространстве тела и постепен­но переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;

§         соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сна­чала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;

§         соблюдать проксимодистальный за­кон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребе­нок учится сначала опираться на лок­ти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямлен­ных ногах и т. д.);

§         обеспечивать последовательное освое­ние ребенком различных уровней про­странства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);

§         соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выпол­няться ребенком пассивно или пассив- но-активно, первоначально с макси­мальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного вы­полнения движения.

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания де­тей с аутизмом является обучение аутич­ного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Сле­дует придерживаться последовательно­го структурированного однообразного порядка, а в программу обучения вклю­чать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентриро­вать внимание только в течение корот­кого периода времени.

Для успешного проведения занятий ре­комендуется использовать перечислен­ные ниже приемы.

1.        Необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия. Иначе говоря, ребенок должен усвоить последовательность совершае­мых двигательных действий, зная при этом время или количество упражнений каждого вида.

2.        Каждое упражнение обыгрывается и привязывается, по возможности, к ин­тересам и пристрастиям ребенка.

3.        Используется такой понятный при­ем, как правильно выбранное положи­тельное подкрепление: «честно зарабо­танное» яблоко или печенье, баллы или очки, «победа» над воображаемым сопер­ником (роль которого  может сыграть иг­рушка) и, наконец, просто эмоциональ­ное поощрение со стороны педагога или мамы. Из этого набора рекомендуется выбирать наиболее значимое для ребен­ка поощрение.

Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является од­ним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому таким детям необходи­мы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Наряду со специальными занятиями по психомоторной коррекции и развитию двигательной сферы детям с расстрой­ствами аутистического спектра рекомен­дуются занятия адаптивным спортом.

Читайте также:  Консультация условия необходимые для развития ребенка дома

Литература:

Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагнос­тика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.

Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн- штейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.

Маланов С.В. Развитие умений и способ­ностей у детей дошкольного возраста. Тео­ретические и методические материалы. — М.: Московский психолого-социальный инс­титут; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. — 160 с.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ- линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помо­щи. — М.: Теревинф, 2000. — 336 с.

Плаксунова Э.В. Использование програм­мы «Моторная азбука» в процессе коррекци- онно-развивающей работы с аутичными де­тьми // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2008. — № 2. — С. 2-5.

Плаксунова Э.В. Влияние занятий по про­грамме адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психо­моторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и наруше­ния развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.

Источник

Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.

Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.

Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.

Для оценки физического развития и двигательного развития детей данной нозологической группы можно применить следующие тесты.

Проба Ромберга – ортостатическая проба. При выполнении этой пробы испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.

Отбивание мяча от пола – оценивается координация движений рук, скорость выполнения упражнения.

В занятия необходимо включить:

  1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
  2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
  3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
  4. В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
  5. При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.

Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т.д.)

Плаксунова Э.В. дает следующие рекомендации по физическому развитию детей с аутизмом. «Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.

При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

  • медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
  • проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
  • одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  • помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:

  • начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
  • постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
  • облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «финиш», а также «зону отдыха»;
  • формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;
  • показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
  • сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
  • формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
  • не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
  • формировать ощущение собственного тела, дозировать нагрузку;
  • двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
  • поощрять даже малейшие успехи.
Читайте также:  Развитие речи первого года ребенка по тихеевой

Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.

Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью, во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

  • сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
  • выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
  • использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения упражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;
  • давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
  • создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит»;
  • исправлять неправильные движения ребенка;
  • радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

  • предъявлять материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
  • соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
  • соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
  • соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
  • соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);
  • обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
  • соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени».

Комплекс занятий для детей с РАС

  1. Занятия с мячом, которые развивают моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом, а также зрительные навыки при становлении зрительного контакта за объектом:
  • перекатывание мяча к себе — от себя;
  • ловля мяча двумя руками, подбрасывание мяча, усложнение – отбивание мяча от пола.
  1. Укрепление мышц ног и развитие их координации:
  • ходьба на месте, усложнение – ходьба с продвижением вперед;
  • -катание на велосипеде/ велотренажере;
  • прыжки на месте на двух ногах, усложнение – прыжки на одной ноге;
  • прыжки на двух ногах с продвижением вперед-назад;
  • прыжки на батуте.
  1. Развитие чувства равновесия:
  • стоять с закрытыми глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;
  • ходьба по линии, усложнение – ходьба по скамейке, ходьба по линии с препятствиями.
  1. Развитие навыков лазания и перелезания:
  • лазание по лестнице;
  • перелезание через скамью.

Дети с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта. Для них больше подходят индивидуальные, а не командные виды спорта: они не могут понять, зачем необходимо отдавать пас в хоккее и футболе, с трудом взаимодействуют в команде.  Особенно детям данной нозологической группы полезно плавание: оно успокаивает, позволяет снизить сенсорные перегрузки, оптимизировать мышечный тонус. Также полезно занятие конным спортом, верховой ездой: зачастую таким детям проще взаимодействовать с животными, чем с людьми. Среди детей с РАС встречаются прекрасные наездники.

Легкая атлетика также очень подходит для занятий с детьми с аутизмом, прежде всего потому, что имеет индивидуальную форму. Бег, прыжки, ходьба помогают ребенку стать сильнее и выносливее. Очень нравится детям данной нозологической группы боулинг, они даже могут играть в него с нейротипичными сверстниками.

Успешно занимаются дети с РАС и боевыми искусствами. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.

Источник