Развитие ребенка в замещающей среде

Развитие ребенка в замещающей среде thumbnail

«Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей в замещающих семьях»

Мировой исторический опыт убедительно показал, что институциональное воспитание бессильно в разрешении многих проблем. Воспитанники детских домов в большинстве своём оказываются не готовыми к самостоятельной жизни, сталкиваются с проблемами профессиональной ориентации, создания полноценной семьи, определения своего места в жизни. Значительный процент бывших воспитанников детского дома склонен к проявлению социально-психологической дезадаптации, основная причина которой заключается в отсутствии у них своевременно привитых навыков социализации.

Альтернативной формой воспитания детей-сирот является замещающая семья. По многочисленным данным в замещающей семье, как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребёнка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях.

В настоящее время государственная политика нашей страны в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется устойчивой тенденцией передачи детей на воспитание в семьи граждан, развития семейных форм устройства детей.

В России более 75% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, воспитываются в замещающих семьях.

Интенсификация роста замещающих семей, по всей вероятности, будет продолжаться. Указом Президента РФ показатель семейного жизнеустройства детей-сирот вошел в критерии оценки работы региональной исполнительной власти.

Вместе с тем возникновение психологических, социальных, педагогических и иных трудностей и недостаток специальной подготовки принимающих родителей снижает эффективность их взаимодействия с приемными детьми, может приводить к вторичным отказам от детей, что делает необходимым поиск новых путей разрешения этих проблем, создание научно-обоснованных программ помощи и поддержки замещающих семей.

Для того чтобы адаптация ребёнка прошла более успешно, необходимо готовить ребёнка и родителей до того, как приёмные родители возьмут ребёнка в семью.

Чтобы подготовить ребёнка для проживания в замещающей семье была разработана программа подготовки детей и подростков к жизни в семье.Цель программы — помочь детям освоиться с теми изменениями, которые происходят с ними в процессе передачи в семью.

Упражнения и задания программы пригодны для работы как непосредственно перед передачей в семью, так и в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни. В результате дети учатся:

  • ставить себя на место другого человека;

  • устанавливать границы общения;

  • раскрываться в общении;

  • проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни;

  • управлять своим поведением;

  • выполнять различные роли, связанные с семейным взаимодействием.hello_html_3e856ce.jpg

Граждане, решившие создать замещающие семьи, проходят поэтапную подготовку в школе приёмного родителя «Тёплый дом», где с кандидатами работают специалисты. Будущие замещающие родители получают базовые знания в области семейного права, возрастной психологии, социальной педагогики, профилактической медицине, которые будут применены в повседневной жизни замещающей семьи.

Обучение в школе приёмного родителя охватывают темы:

1. Возрастные особенности. Как определиться с возрастом ребёнка.

Речевое развитие детей.

2. Особенности развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей. 3.Последствия от разрыва с кровной семьей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).

4. Адаптация ребёнка в семье.

5.Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приёмного ребёнка.

6. Поощрения и наказания.

7.Жестокое обращение с ребёнком.

8. Проблемы в поведении. Трудное поведение.

9.Стили воспитания.

10. Обеспечение безопасной среды для ребёнка.

11.Охрана здоровья ребёнка. Генетические заболевания.

12. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.

13.Формы устройства детей.

Для замещающих родителей, которые приняли решение принять в семью ребёнка-подростка, ребенка с ОВЗ или сиблингов были разработаны вариативные блоки по воспитанию в приемной семье детей этих категорий.

Но как показывает практика, этого оказывается недостаточно, так как замещающие семьи сталкиваются с проблемами воспитания и обучения детей после принятия их в семью. То есть семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистами: психологами, социальными педагогами, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных проблем, волнующих семьи.

Со всеми замещающими семьями, вставшими на сопровождение, заключаются договоры. На базовое сопровождение заключаются договоры по заявлению одного из родителей, на кризисное сопровождение — по ходатайству органа опеки и попечительства.

Знакомство с замещающей семьей происходит во время беседы с последующим заполнением анкеты.

Анализ анкет показал:

— нет проблем в адаптационный период у 25 % детей в замещающих семьях;

— поведенческие нарушения: капризы, упрямство –8,3 % детей, агрессивность, аутоагрессия – 12,5 % детей, гипервозбудимость – 8,3 % детей, нарушение привязанностей – 8,3 % детей, демонстративное поведение – 4,2 % детей, девиантное поведение (воровство, ложь) – 12,5 % детей;

Читайте также:  Задачи коррекции психологического развития ребенка

— нестабильное эмоциональное состояние –25 % детей;

-нарушение звукопроизношения, отсутствие речи – 12,5 % детей;

— сложности в привитии культурно-гигиенических навыков – 4,2 % детей;

— нет взаимопонимания с попечителем (взаимная неприязнь, враждебные отношения) – 4,2 %.

Для каждой семьи была разработана индивидуальная программа сопровождения, в которую входит индивидуальный план сопровождения и график проведения мероприятий.

В период сопровождения замещающих семей проводится:

Коллективная работа:

  • Совместные тренинги;

  • Совместные коррекционные занятия (с элементами тренинга) для замещающего родителя и детей;

  • Распространение положительного опыта работы приёмных семей;

  • Организация обучающих лекториев и семинаров для приёмных родителей.

  • Занятия в «Школе воспитания»;

  • Участие в работе клуба замещающих семей «Семейная гостиная».

Индивидуальная работа:

  • Коррекционно-развивающие занятия с детьми;

  • Беседы тематические;

  • Консультации по вопросам воспитания в замещающей семье;

  • Телефонные переговоры;

  • Рекомендации;

  • Анкетирование, тестирование;

  • Ведение дневника приёмного родителя;

  • Посещение семьи;

  • Посещение детских дошкольных, школьных и внешкольных учреждений.hello_html_49fbe3d2.jpghello_html_3c673cb5.jpg

Методическая работа:

  • Разработка памяток, буклетов, брошюр для замещающих родителей по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и адаптации ребёнка в социальной среде.

Индивидуальное сопровождение включает следующие основные моменты:

1. Планирование и осуществление работы по оказанию социально-психологической, социальной, методической и педагогической помощи приёмной семье и детям в замещающих семьях.

2. Посещение замещающими родителями и детьми специалистов согласно спланированному графику.

В ходе такого посещения выясняется динамика развития отношений в приёмной семье, анализируется опыт воспитательных воздействий на ребёнка, даются первичные рекомендации в случае назревания конфликтных ситуаций. Для детей проводятся коррекционно-развивающие занятия с психологом. Такое посещение осуществляется не реже 2-х раз в месяц в течение полугода.

Для замещающих родителей организуются групповые занятия в форме тренингов, подобных тем, которые проводились с приёмными родителями на обучающем этапе. Данные занятия посвящены решению наиболее актуальных конфликтных ситуаций возникающих в приемной семье:

-«Первые этапы взаимодействия ребёнка и принимающей семьи».

-«Приёмный ребёнок и его биологические родители».

-«Адаптация ребёнка в замещающей семье».

-«Развитие чувства привязанности у детей, принятых в семью».

-«Особенности семейного воспитания детей в замещающей семье».

Проводятся групповые консультации, семинары и лекции, на которых успешные замещающие родители делятся опытом:

-«Социально-бытовая адаптация детей в семье»;

-«Как относиться к прошлому ребёнка, его кровным родственникам»;

-«Как предупредить конфликт?»;

-«Трудности воспитания и обучения  приёмных детей»;

-«Поощрение и наказание»;

-«Особенности детей из интернатных учреждений»;

— «Адаптация ребёнка в семье»;

— «Нарушения в поведении ребёнка: капризы, непослушание, упрямство, драки, воровство»;

— «Как воспитывать в детях честность»;

— «Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания».

-«Формирование привязанности у детей – сирот. Эмпатия. Развитие эмпатии замещающих родителей к детям».

Для организации досуга замещающих семей один раз в квартал проводятся заседания Клуба «Семейная гостиная». hello_html_21b53172.jpg

Целью деятельности Клуба является предоставление замещающим семьям площадки для регулярного общения, взаимной психологической поддержки и обмена опытом в решении сходных проблем и задач, возникших в связи с принятием ребёнка в свою семью.

Основные задачи Клуба:hello_html_779503de.jpg

-обеспечение возможности регулярных встреч для обмена опытом;

-обеспечение моральной поддержки семьям, переживающим кризисные периоды, создание для таких семей поддерживающего социального окружения, преодоление самоизоляции;

-оказание помощи участникам Клуба в овладении новыми знаниями и навыками, помогающими воспитывать ребёнка и строить конструктивные семейные отношения; hello_html_6809178d.jpg

-предоставление возможности для общения начинающим замещающим семьям, а также успешным принимающим семьям, имеющим ограниченный круг социальных контактов.

В работе Клуба используются различные формы работы:

  • круглые столы;

  • консультации для родителей; hello_html_m2eba23ed.jpg

  • тренинги детско-родительских отношений;

  • совместные праздники;

  • практические занятия;

  • беседы;

  • дискуссии;

  • семинары;

  • и так далее.

Для целенаправленной работы Клуба «Семейная гостиная» разработан план мероприятий.

В рамках деятельности Клуба для замещающих родителей организована «Школа воспитания», которая проводится один раз в месяц по темам:

  • Развитие мелкой моторики как стимул речевого и интеллектуального развития детей (мастер-класс); hello_html_m2a44ae8.jpg

  • Нетрадиционное рисование как способ развития творческого мышления (мастер-класс);

  • История жизни приёмного ребёнка. Как говорить с ребёнком о его прошлом;

  • Детские страхи: хорошо это или плохо?

  • Сказки, рассказы, истории для приёмных детей;

  • Игра в жизни приёмного ребёнка;

  • Бумагопластика и нетрадиционные техники аппликации (мастер-класс);

  • Как справляться с ленью у ребёнка;

  • Пластилинография как метод развития мелкой моторики и творческого мышления (мастер-класс);

  • Особенности психологической подготовки ребёнка к школе;

  • Как привить любовь к чтению.

Читайте также:  Особенности развития ребенка дошкольного и преддошкольного возраста

Для решения проблем, возникающих при воспитании и обучении детей в замещающих семьях, проводятся индивидуальные консультации по запросу, беседы, даются рекомендации:

-«Как повысить самооценку ребёнка»;

— «Учим ребёнка общаться»;

— «Обучение организации досуга в семье и в не её»;

— «Капризы и упрямство детей»;

-«Готовим руку к письму»;

-«Отношение между сиблингами в семье»;

-«Тревожность у детей»;

-«Воспитание сиблингов в семье»;

-«Что делать, если ребёнок врёт»;

-«Переходный возраст»;

-«Как вести себя с подростком, чтобы не стать его врагом?»;

— «Что делать, если ребёнок не разговаривает?»;

— «Как научить ребёнка обращаться с деньгами?»;

-«Осторожно: подросток!».

Для оказания помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и адаптации для замещающих родителей разрабатываются памятки, брошюры, буклеты по разным темам:

-«Права и обязанности приёмных родителей и опекунов,

-«Первая встреча с ребёнком»;

-«Первые дни ребёнка дома»

-«Тревожность у детей»;

— «Капризы и упрямство детей»;

-«Если ребёнок агрессивный»

-«Игры с агрессивными детьми»

-«Коррекция агрессивного поведения ребёнка»

-«Гиперактивный ребёнок»

-«Игры с гиперактивными детьми»

-«Воспитание сиблингов в семье»

-«Игра в развитии ребёнка»

-«Как привить навыки самообслуживания»

-«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

-«Как найти подход к ребёнку при кризисе трех лет»

-«Поведенческие расстройства детей, проживающих в замещающих семьях: воровство, ложь».

-«Подростковая ложь»

-«Если ребёнок не разговаривает»

-Подборка упражнений для развития артикуляционного аппарата детей 2-3 лет

-«Памятка родителям от ребёнка»

-«Профилактика жестокого обращения»

-«Способы оказания поддержки ребёнку без излишней похвалы»

-«Искусство наказывать и поощрять»hello_html_m6cff3a94.jpg

-«Влияние родительских установок на развитие детей»

-«Сколько раз повторять, или почему дети нас не слышат»

-«Как и когда рассказать ребёнку, что он приемный».

Налажено взаимодействие со школами и ДОУ, которые посещают дети замещающих семей, с социальными партнерами: Советом ветеранов г. Свободного, женсоветом, студентами медицинского училища.

Осуществляется информирование о деятельности отделения по подготовке и сопровождению замещающих семей, помогающего лицам, желающим и имеющим возможность принять в семью осиротевшего ребёнка (статьи в газету, распространение буклета о деятельности Отделения, информационно-агитационные выступления в школах, сельсоветах).hello_html_m6a4624fe.jpg

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение замещающих семей имеет комплексную направленность. Приоритетной задачей является подготовка замещающей семьи к принятию и заботе о ребёнке со сложной судьбой, целым набором медицинских, психологических и педагогических трудностей. Ключевое в нашей деятельности – предупредить возможный возврат в государственное учреждение ребёнка, нуждающегося в родительской любви, внимании и заботе. Выполнение указанной задачи обеспечивается благодаря комплексному подходу, тесному взаимодействию всех специалистов Отделения.

Источник

Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка

Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.

Понятие «развивающая среда» — это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.

Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Читайте также:  Роль воспитания обучения а психическое развитие ребенка

Согласно ФГОС ДО предметно- развивающая среда группы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.

Среда должна быть наполнена:

— содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

— тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

— для отдельных еще и недостижимо.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель — содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

— Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.

— Радости существования (психологическое здоровье).

Развитие индивидуальности ребенка.

— Способы общения — понимание, признание, принятие личности ребенка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

— Тактика общения — сотрудничество.

Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.

Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

К предметному содержанию игрового пространство группы относятся:

— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);

— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Успешность влияния предметно- развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.

В предметно- развивающей среде организовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Предметная среда проектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:

— обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;

— побуждает детей к деятельности;

— способствует развитию самостоятельности и творчества;

— обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.

Таким образом, предметно- развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник