Особенности развития ребенка дошкольного и преддошкольного возраста

Особенности развития ребенка дошкольного и преддошкольного возраста thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Особенности развития ребенка дошкольного и преддошкольного возраста

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции

Период преддошкольного возраста

Лекция №7

1. Физическое развитие

2. АФО преддошкольного возраста

3. Нервно-психическое развитие

4. Гигиена, питание, закаливание ребенка преддошкольного возраста

5. Диспансерное наблюдение

Преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет. Характеризуется дальнейшим развитием органов и систем, более совершенной адаптацией ребенка к условиям окружающей среды.

Физическое развитие мальчиков и девочек в протекает одинаково. За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год масса тела — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см.

Анатомо-физиологические особенности.Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки), их толщина не превышает 0,2 мм. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха.

Подкожная клетчатка хорошо выражена. Дальнейшее увеличение массы жировой ткани происходит в основном за счет увеличения размеров жировых клеток.

Мышечная система. В 1—3 года быстро нарастает масса мышечной ткани, увеличивается диаметр мышечных волокон, развивается соединительнотканный каркас мышц. Одновременно с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие и увеличение количества нервных окончаний и проприоцепторов мышц. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Половых различий в развитии мышечной системы нет.

Костная система. В старшем Я. в. продолжаются оссификация и перестройка структуры костной ткани. скелет содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. Надкостница толще, чем у взрослых в ней активно протекают процессы костобразования. К 2 годам интенсивность кровоснабжения костной ткани достигает максимума, в последующем количество сосудов в ней заметно уменьшается.

К 2—21/2 годам полностью прорезываются молочные зубы, промежутки между ними отсутствуют.

Увеличивается длина и ширина трубчатых костей. В результате увеличения объема грудной клетки ребра располагаются более косо, их передние концы постепенно опускаются, что обеспечивает к 3 годам достаточно эффективное участие грудной клетки в дыхании. По мере развития двигательных навыков у детей Я. в. происходит формирование физиологических изгибов позвоночника — грудного кифоза и поясничного лордоза, но завершается этот процесс в более старшем возрасте. Продолжается рост костей таза, форма его еще не имеет половых различий и остается воронкообразной.

Органы дыхания. Увеличивается длина и ширина носовых ходов, продолжается формирование нижнего носового хода. Придаточные (околоносовые) пазухи носа сформированы не полностью. Голосовая щель узкая, голосовые складки короткие. Постепенно увеличивается длина (с 4,5 см до 5,3 см) и диаметр (с 6,5 мм до 8,3 мм) трахеи. По сравнению со взрослыми трахея, а также бронхи и бронхиолы относительно узкие, покрыты нежной, интенсивно кровоснабжаемой слизистой оболочкой. Нарастает масса легких, на 2-м году жизни она равна в среднем 170—175 г, на 3-м — около 245 г. Увеличивается количество альвеол и их размеры (особенно интенсивно к 2 годам). К 2 годам соотношение размеров отдельных долей легкого становится таким же, как у взрослых. С 1 года до 3 лет увеличиваются функциональные возможности легких, например дыхательный объем (с 60 мл до 95 мл), минутный объем дыхания (с 2200 мл до 2900 мл). Число дыханий к 3 годам составляет 25—30 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система. Масса сердца заметно увеличивается: в возрасте 1 года она составляет 42 г, в 2 года — 56 г, в 3 года —70 г (к 3 годам масса сердца по сравнению с массой при рождении примерно утраивается). Миокард утолщается, усиливается поперечная исчерченность его мышечных волокон.

Происходит постепенный рост сосудов, но просвет артерий относительно размеров сердца и диаметра вен уменьшается. В сосудах увеличивается количество мышечных волокон и соединительной ткани, развивается клапанный аппарат. Капиллярная сеть становится более выраженной. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела.

Изменяются и функциональные показатели: пульс постепенно урежается со 120 ударов в 1 мин в возрасте 1 года до 105 ударов в 1 мин в возрасте 3 лет, но остается лабильным; систолическое АД постепенно увеличивается и достигает к 3 годам 95 мм рт. ст. (диастолическое АД в этом возрасте —около 60 мм рт. ст., т.е. примерно такое, как у годовалого ребенка); ударный и минутный объем крови возрастают, а скорость кровотока уменьшается.

Органы пищеварения. Длина пищевода увеличивается с 12 см в возрасте 1 года до 14 см в 3 года, диаметр — соответственно с 12 мм до 13 мм. Формируется физиологическое сужение пищевода, утолщаются его стенки и эпителий слизистой оболочки. Возрастает площадь поверхности слизистой оболочки желудка, количество желудочных желез, функциональная емкость желудка увеличивается с 250 мл в возрасте 1 года до 400—600 мл к 3 годам. Увеличивается длина кишечника. Слизистая оболочка тонкой кишки обильно кровоснабжается, сосуды ее более широкие, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от кишечника, поступает непосредственно в кровь, минуя печень. Длина восходящей ободочной кишки больше нисходящей, поперечная ободочная кишка к 2 годам занимает горизонтальное положение, Сигмовидная кишка длинная и располагается относительно высоко, вне полости малого таза. Прямая кишка с 2 лет занимает такое же положение, как у взрослых, слизистая оболочка ее недостаточно фиксирована к подслизистому слою. В первые 3 года после рождения интенсивно увеличиваются размеры и масса поджелудочной железы, печени (до 3 лет она на 2—3 см выступает из-под реберного края по среднеключичной линии).

Читайте также:  Уроки развития ребенка 2 лет

Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным, суточная масса его в 1—3 года составляет 80—100 г. Частота дефекаций обычно 1—2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок).

Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение: после 2 лет нефрон становится более дифференцированным, клубочки увеличиваются в размере (особенно в 2—3 года) и приближаются по структуре к клубочкам взрослого, заметно возрастают клубочковая фильтрация и диурез (с 450 мл в возрасте 1 года до 520 мл в 2—5 лет). Расположение почечных лоханок чаще внутрипочечное. Лимфатические сосуды почек и кишечника тесно взаимосвязаны. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых. Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90—100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2—3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания.

Кроветворная система. Продолжает совершенствоваться кроветворение — увеличивается масса костного мозга, изменяется гемограмма. Увеличиваются размеры селезенки и ее масса (до 37 г в 3 года). Показатели свертывающей системы крови приближаются к показателям взрослого.

Иммунная система. Совершенствуется иммунитет. Увеличиваются размеры и масса вилочковой железы (в 1—3 года она весит примерно 23 г). Возрастает количество лимфатических узлов и объем лимфоидной ткани носоглотки и кишечника. Наряду с ростом миндалин в них формируется все больше крипт. Постепенно усиливается образование иммуноглобулинов. Происходит становление гуморального звена иммунитета — после перенесенных кишечных и острых респираторных вирусных инфекций антитела образуются к 2 годам у 60% детей.

Эндокринная система. Продолжается развитие основных эндокринных органов. Масса и размеры гипофиза в 1—3 года остаются относительно стабильными. Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Надпочечники еще недостаточно дифференцированы, но строение их совершенствуется, возрастает продукция гормонов, устанавливается суточный режим их секреции. В возрасте 1—2 лет отмечается особенно активная функция паращитовидных желез, что связано с интенсивным фосфорно-кальциевым обменом.

Нервная система. Отмечается дальнейшее развитие центральной и периферической нервной системы. К 3 годам увеличивается масса головного мозга в среднем до 1012 г у девочек и до 1076 г у мальчиков (т.е. утраивается по сравнению с массой головного мозга у новорожденного), возрастая масса (до 13 г) и длина (до 21 см) спинного мозга, в основном завершаются дифференцировка нервных клеток и миелинизация проводящих путей. Головной мозг обильно кровоснабжается, проницаемость гематоэнцефалического барьера повышена.

В старшем Я. в. происходит бурное нервно-психическое развитие ребенка: полностью осваивается самостоятельная ходьба, происходит дальнейшее совершенствование условно-рефлекторной деятельности, речи, эмоций и форм общения (табл.).

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8194; Нарушение авторских прав?; Особенности развития ребенка дошкольного и преддошкольного возраста

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

  • замедление
    темпов прибавки массы и длины тела;

  • значительное
    повышение двигательной активности,
    улучшение координации движений и
    дальнейшее развитие моторных функций;

  • быстрое
    развитие моторной речи; к концу второго
    года формируется фразовая речь, связно
    говорит, быстрое развитие психических
    функций;

  • все органы
    укрепляются, повышается их работоспособность;

  • развиваются
    и укрепляются мышцы, скелет;

  • заканчивается
    прорезывание молочных зубов;

  • усиливается
    деятельность пищеварительных ферментов;

  • отношение
    к окружающей среде и опасности
    несознательное, ребенок нередко
    подвергается большому риску и получает
    повреждения (ушибы, падения);

  • основные
    физиологические системы обладают
    большей степенью зрелости: частота
    дыхания урежается до 35-25 в 1 мин, частота
    пульса – 120-100 в 1 мин, мочеиспускание
    произвольное, стул 1-2 раза в день.

    1. Дошкольный
      период (от 3 до 7 лет):

  • более
    медленное, по сравнению с предыдущими
    периодами, увеличение массы тела;

  • первое
    физиологическое вытяжение (6-8 лет),
    значительное увеличение длины
    конечностей;

  • начало
    замены молочных зубов на постоянные
    (5-7 лет);

  • достижение
    иммунной системы определенной степени
    зрелости, значительное улучшение
    памяти;

  • совершенствование
    речи: правильное построение фраз,
    правильное произношение звуков родного
    языка, увеличение запаса слов;

  • появление
    различий в поведении детей разного
    пола, возникновение сложных взаимоотношений
    с разными детьми и взрослыми, формирование
    самолюбия,

  • появление
    сдержанности эмоций;

  • к концу
    данного периода по уровню интеллекта,
    развитию речи, произношению звуков
    родного языка, развитию моторики, в том
    числе и тонкой пальцев рук, ребенок
    готов к обучению в школе;

  • организм
    продолжает укрепляться;

  • интенсивный
    рост лимфоидной ткани;

  • завершение
    формирования придаточных пазух носа.

    1. Младший
      школьный период (7-11 лет):

  • завершена
    структурная дифференцировка тканей,
    усиленно развивается скелет и
    увеличивается мышечная сила;

  • молочные
    зубы сменяются постоянными;

  • ребенок
    из условий домашней среды или детского
    сада переходит к школьной жизни,
    овладевает необходимыми трудовыми
    навыками;

  • возрастает
    влияние сверстников;

  • к 12 годам
    появляется способность к абстрактному
    мышлению;

  • формируются
    вторичные половые признаки к концу
    периода.

Читайте также:  Ребенок 4 месяца развитие рук

2.6.Старший школьный период (подростковый 12-18 лет):

  • ускорение
    роста (пубертатный скачок роста);

  • значительная
    перестройка эндокринного аппарата:
    усиление функции половых желез,
    щитовидной железы, гипофиза;

  • время
    полового созревания;

  • более
    развивается абстрактное мышление;

  • чаще
    выявляются эндокринные нарушения,
    нарушения осанки, ВСД;

  • значительно
    повышается мышечная сила, работоспособность;

  • для каждого
    ребенка характерен индивидуальный
    темп биологического развития.

Возрастная патология в различные возрастные периоды

Педиатрия имеет дело с развивающимся
организмом, постоянно меняющимся и
совершенствующимся. Все внешние вредности
и болезнетворные агенты вызывают в
детском организме различные реакции
вследствие его морфологического,
функционального и биохимического
своеобразия, при этом, чем моложе ребенок,
тем выраженнее особенности:

  • быстрые
    темпы физического и психического
    развития, что требует более напряженных
    энергетических и обменных процессов,
    определяет нестабильность и легко
    наступающие нарушения, обмена у детей.

  • снижение
    специфической и неспецифической защиты
    в связи с физиологической недостаточностью
    иммунитета и функциональной незрелостью
    кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментных
    систем.

Внутриутробный этап

  • Эмбриопатии
    патология эмбрионального периода
    – с 16 – го дня беременности до 75 – го
    дня включительно. Эмбриопатии
    заканчиваются либо гибелью эмбриона
    и спонтанным абортом, либо формированием
    врожденных пороков развития.

  • Фетопатии
    патология фетального периода – с
    76 –го дня до окончания беременности.
    В этот период развитие плода зависит
    от состояния плаценты. При различных
    повреждениях плацента становится
    проницаемой для микробов, вирусов и
    других неблагоприятных агентов, которые
    могут привести к заболеванию плода,
    нарушить его развитие, вызвать
    преждевременные роды. Поздние фетопатии
    характеризуются развитием генерализованной
    внутриутробной инфекции с поражением
    ЦНС, внутренних органов, а также
    формированием хронических воспалительных
    процессов.

Винтранатальномпериоде может произойти нарушение
кровообращения в плаценте, что нередко
приводит к асфиксии плода, возможны
родовая травма, заражение плода,
условно-патогенной флорой из родовых
путей, а при наличии инфекции у матери
воспалительных заболеваний органов –
патогенными возбудителями.

Внеутробный период

Период новрожденности

  • Выявляются
    пороки развития, наследственные
    заболевания, болезни, обусловленные
    антигенной несовместимостью матери и
    плода (гемолитическая болезнь по резус
    – или групповой несовместимости),
    проявления асфиксии, травмы, внутриутробного
    инфицирования;

  • В первые
    дни жизни возникают гнойно-септические
    заболевания, пиодермия, бактериальные
    и вирусные поражения дыхательных путей
    и кишечника;

  • В позднем
    неонатальном периоде могут выявляться
    заболевания, связанные с патологией
    внутриутробного и раннего неонатального
    периодов.

Грудной
возраста.

  • Интенсивный
    рост и дифференцировка органов, большая
    напряженность обменных процессов
    становятся фоном, на котором легко
    развиваются: гипотрофия, паратрофия,
    анемия, рахит, острые расстройства
    пищеварения, диспепсии, диатезы.

  • Функциональная
    недостаточность дыхательного аппарата
    при нарушении режима и отсутствии
    закаливания способствуют возникновению
    воспалительных процессов в верхних
    дыхательных путях, бронхиты, пневмонии;

  • Пассивный
    иммунитет, полученный от матери,
    постепенно ослабевает, и во второй
    половине первого года жизни дети могут
    тяжело заболеть корью, ветряной оспой
    и другими детскими инфекционными
    заболеваниями;

Преддошкольный период.

  • Острые
    расстройства пищеварения, пневмонии,
    бронхит, анемия, диатезы встречаются
    часто, но протекают легче, чем у детей
    грудного возраста;

  • На фоне
    физиологической гиперплазии лимфоидной
    ткани развиваются тонзиллит, аденоиды,
    лимфаденит;

  • Наиболее
    частой патологией становятся ОРВИ,
    кишечные инфекции, острые детские
    инфекции (менингококковая, коклюш,
    краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина
    и др.);

Дошкольный
период.

  • Сохраняется
    высокая заболеваемость острыми
    респираторными и другими инфекционными
    заболеваниями с более легким течением
    и меньшим количеством осложнений

  • Появляются
    аллергические заболевания (бронхиальная
    астма, ревматическая лихорадка,
    геморрагический васкулит и др)

Младший школьный возраст.

  • Остается
    высокой частота инфекционных,
    желудочно-кишечных, аллергических
    болезней.

  • Появляются
    проблемы нарушения осанки, ухудшения
    зрения;

  • Обнаруживаются
    очаги хронической инфекции (кариес,
    тонзиллит).

Старший школьный возраст.

  • Часто
    встречаются функциональные расстройства
    сердечно-сосудистой системы, вегетативной
    нервной системы («юношеское сердце»,
    «юношеская гипертония», дисциркуляторные
    расстройства в виде акроцианоза и
    обморочных состояний);

  • Широко
    распространены расстройства питания
    (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ
    (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь);

  • Выявляются
    дефекты развития полового аппарата;

  • Могут
    обостриться инфекционно-аллергические
    заболевания, туберкулез;

  • Возможны
    отклонения в функционировании
    эндокринного аппарата (зоб, гипо- или
    гипертиреоз и др.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Дошкольники

Дошкольный возраст – это время приобретения и организации чувственного опыта ребенка, постижения особых форм восприятия и мышления, присущих человеку, стремительного развития воображения, становления основ произвольного внимания и смысловой памяти.

Эти достояния личности зарождаются в результате разумного обучения, воспитания и любви к детям.

Далее разберем детальнее психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст

Детская пора с 3 до 6-7 лет имеет название дошкольное детство. Возрастная периодизация данного возраста включает следующие этапы:

  • младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
  • средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
  • старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Читайте также:  Игры для развития памяти у ребенка компьютерные игры

Дошкольный возраст способствует общему развитию крохи, содействует созреванию его личности. Благодаря помощи старших ребенок получает личный жизненный опыт. Закладывается фундамент более доскональных форм социальной компетентности. Создается основа для будущей школьной зрелости.

Возникают специфические особенности, которые удостоверяют процессы физического, психического и социального роста дошкольника. Психологические особенности дошкольного возраста характеризуются расширением круга общения малыша, развитием сюжетно-ролевой игры. Усложняются виды деятельности по содержанию и форме, более интеллектуальна практическая активность, совершенствуются умения действовать самостоятельно, изменяется род взаимодействия ребенка с взрослыми, формируется детское сообщество с его субкультурой.

Социальная ситуация развития

В период дошкольного детства происходит расторжение общей деятельности между взрослым и малышом. Приоритетными становятся отношения со сверстниками. Ровесники оказываются важной частью детского окружения. Взаимоотношения дошкольников обусловлены игрой. Малыши дублируют поступки взрослых, реализуя стремление быть и действовать как старшие. Сюжетно-ролевая игра обогащает мир крохи новыми отношениями между людьми.

Ведущая деятельность

Типы дошкольной деятельности еще не являются для крохи обязательными, он выполняет их по собственному желанию или по просьбе взрослого. Игра, рисование, конструирование и прочее характеризуются эмоциональной насыщенностью, предоставляют пространство для творческого воображения, а также свободно выявлять жизненные впечатления и отношения к окружающему миру. Взаимоотношения малыша с взрослыми и другими детьми строятся преимущественно на интимно-личных контактах – привязанности, симпатии, любви.

На протяжении дошкольного возраста происходит фактическое становление личности, совершенствуется речь крохи, обогащаются навыки общения, формируются базовые качества, растут физические возможности, расширяется жизненное пространство. Важная особенность развития дошкольника – общий, неспециализированный характер полученных им знаний, действий, способностей. Юной личности предстоит стать человеком, приобрести все то, что необходимо каждому в любой сфере жизни.

Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра. Эта форма игры устанавливает положение ребенка, его восприятие мира и отношений. Благодаря игре происходит становление разнообразных сфер психической деятельности. Игра представляет собой вид социализации дошкольника, помогает освоиться в социальных и межличностных отношениях.

Психические новообразования

Не все, что развивается в дошкольном возрасте, имеет равноценное значение для настоящего и будущего малыша.

Первым приобретением являются образные формы познания окружающего мира, расцвет которых приходится именно на дошкольный период. Предметная деятельность, сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование и другие виды «детской деятельности» строятся на основе восприятия, наглядно-образного мышления, воображения и постоянно требуют их усовершенствования. Эти виды деятельности снабжают кроху внешними формами ориентированных, поисковых действий, составляют основу его внутреннего плана действий, способствуют усвоению сенсорных эталонов и наглядных моделей для решения новых жизненных заданий, развивают творческие способности.

Второе, важное достижение дошкольного возраста – моральные чувства, которые связывают ребенка сначала с родными людьми, а со временем и с более широким кругом взрослых и сверстников. Дошкольник учится сопереживать, выражать симпатию, привязанность, уважать права и своеобразность других людей, дружить, у него формируется чувствительность и отзывчивость как важные базовые качества, чувство своей причастности к людям, элементарное умение брать других во внимание. Эти качества сохраняются на протяжении всей дальнейшей жизни, в значительной степени влияют на нее, определяют лицо школьника и взрослого человека, составляют основу гуманной направленности человека на окружающую среду, самого себя.

Творческие способности вместе с моральными качествами являются фундаментом, на котором строится личность.

На протяжении дошкольного возраста также развиваются и такие способности, которые служат только основой, так называемой «заготовкой», со временем они меняются, перестраиваются, приобретают новые, более доскональные формы. К таким качествам относятся познавательные интересы, произвольное управление поведением, основы логического мышления. Их основы закладываются к концу дошкольного периода, а пик развития начинается на более поздних этапах жизни.

Физическое развитие

У детей происходит первый период активного скачка в росте, при этом с набором веса наблюдается замедление. Явно растет длина конечностей. Приметно меняется контур лица. Молочные зубы начинают меняться на постоянные.

Первый этап энергичного роста у мальчиков отмечается с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Рост нижних конечностей способствует увеличению длины тела. С 3 до 5 лет масса тела постоянно увеличивается на 2 кг в год.

Объем головы до 5 лет каждый год увеличивается на 1 см, а после пяти лет — на 0,5 см в год.

Объем груди растет на 1,5 см ежегодно.

Мышечная система дошкольника не окрепшая и требует особого внимания со стороны старших. Не правильное положение тела малыша, несоответствующая мебель приводят к нарушению осанки, патологическому развитию скелета. Иммунная система постепенно приобретает определённую зрелость.

Дошкольный период жизни играет важную роль в становлении личности. С 3 до 6-7 лет малыш активно познает мир, интенсивно накапливает информацию. Психические особенности детей дошкольного возраста способствуют всестороннему развитию крохи, подготовке к предстоящим ступеням жизни. Родителям очень важно не упустить этот момент и приложить все возможные усилия, чтобы ребенок рос гармоничной личностью.

Источник