Развитие ребенка в возрастной психологии
Ольга Астахова
Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии
Введение
Возраст (в психологии) — категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Психологический возраст — физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.
Актуальность темы высока, т. к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста, зависимость уровня заболеваемости от состояния психики, того, насколько человек себя чувствует.
Цель работы – исследование психологического возраста
Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии
— изучение основных периодов развития человека и теории возраста;
— рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста.
Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
— закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;
— детство — предмет возрастной психологии по Обуховой — период усиленного развития, изменений и обучения.
В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.
1.2. Проблемы современной возрастной психологии
Проблема органической и следовой обусловленности психики и поведения человека;
Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа);
Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
— детская психология (от рождения до 17 лет);
— психология взрослых, зрелых возрастов;
— геронтология или психология пожилого возраста.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст — совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т. п.);
3) Психологический возраст — определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст
Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент:
умственный возраст x 100%
IQ = хронологический возраст
б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Л. С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для 1 группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ.
1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов.
0-8 мес. — 2,5 года — беззубое детство
2,5 — 6,5. лет — детство молочных зубов
6,5 и старше — детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
1)Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.
Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т. д.
0 — 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши — собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я»).
1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).
3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс, девочки к отцу (комплекс Электры).
Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».
5 — 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.
2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.
Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.
Основной критерий — интеллект.
— от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
— от 2 до 7 лет дооперациональная стадия — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
Существуют и другие периодизации развития.
ВЫВОДЫ
Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.
Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды: детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы. Особое значение возраст имеет в детстве, т. к. в этот момент закладываются основные черты личности.
Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология.
Каждый человек по своему воспринимает свой возраст и относится к нему, также человек по разному воспринимает болезнь и ее проявления.
Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический. Это проблема также была затронута в работе. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека, благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Стоит отметить два очень тесно связанных между собой феномена – личностное время личности и концепция жизненного пути.
Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике, но и во многих других областях.
Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики, однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.
Будущее медицины за психологией, поэтому исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно для того, чтобы медицина могла опираться на новые научные данные в этой области и применять их для своих целей.
В данной работе я проанализировала особенности развития человека, на всех этапах его жизни. Особое внимание уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.
Цель и поставленные задачи были достигнуты и реализована.
Практическая значимость моей работы заключается в возможности
использовать предложенный материал в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -М., 1997
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979
3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — К.: Наукова думка, 1984. — С. 173–175.
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. -М., 1997;
5. Немов Р. С. Общие основы психологии. Т. 2.-М., 1994;
6. Обухова Л. Ф. Детская психология. -М., 1996;
7. Мухина В. С. Возрастная психология. -М., 1998;
8. Хрестоматия по детской психологии / Сост. Г. В. Бурменская. -М., 1996.
Источник
33
ВП
изучает особенности психического
развития человека в онтогенезе.
Так как она делает акцент на динамике
развития, ее иногда называют генетической
психологией (от греч. «генезис» –
происхождение, становление).
Предметом
исследования ВП
является возрастная динамика, ведущие
закономерности и факторы развития и
формирования личности на разных этапах
его жизненного пути – от рождения до
старости. В возрастной психологии обычно
выделяют следующие разделы: детская
психология (психология дошкольника),
психология младшего школьника,
подростковая и юношеская психология,
психология взрослого человека и
геронтопсихология (геронтология –
наука о старости).
ВП
тесно связана с другими областями
психологии: общей психологией, психологией
личности, социальной, педагогической
и дифференциальной психологией.
Как
известно, в общей психологии исследуются
психические функции – восприятие,
мышление, речь, память, внимание,
воображение. В ВП прослеживается процесс
развития каждой психической функции и
изменение межфункциональных связей на
разных возрастных этапах. В психологии
личности рассматриваются такие личностные
образования, как мотивация, самооценка
и уровень притязаний, мировоззрение и
т.д., а ВП отвечает на вопросы, когда эти
образования появляются у ребенка, каковы
их особенности в определенном возрасте.
Связь ВП с социальной дает возможность
проследить зависимость развития и
поведения ребенка от специфики тех
групп, в которые он входит: от семьи,
группы д/с, школьного класса, подростковых
компаний. Целенаправленное воздействие
взрослых, воспитывающих и обучающих
ребенка, изучаются в рамках пед.
психологии. В и ПП как бы смотрят на
процесс взаимодействия ребенка и
взрослого с разных сторон: ВП с точки
зрения ребенка, ПП – с точки зрения
воспитателя, учителя.
Итак,
ВП – особая область психологических
знаний. Рассматривая процесс развития
ребенка, она дает характеристику разных
возрастных периодов и, следовательно,
оперирует такими понятиями, как «возраст»
и «детство».
Возраст– определенная
эпоха, ступень развития, относительно
замкнутый период развития, который
характеризуется качественным своеобразием
(Л.С. Выготский). Границы возраста
подвижны.
Новообразования
– психические
и социальные изменения, которые впервые
возникают на определенной возрастной
ступени и которые в самом главном и
основном определяют сознание ребенка,
его отношение к среде, весь ход развития
в данный период.
В
систематике возрастных этапов оправданно
использовать метод «перехлестывания»
возрастных периодов, а главным является
последовательность стадий. Каждая
стадия является периодом эволюции
психики и одновременно типом поведения
человека.
В нашей стране
принята следующая периодизация возраста:
младенчество
– от рождения до конца первого года
жизни;раннее
(преддошкольное) детство – от 1 до 3 лет;дошкольное
детство – от 3 до 6-7 лет;младший
школьный возраст – от 6 до 10 лет;подростковый
возраст – от 10 до 15 лет;юность
– от 15 лет до 21 года, включает:
а) первый период
(старший школьный возраст) от 15 до 17 лет;
б) второй период
– от 17 до 21 года;
зрелый
возраст:
а) первый период
– от 21 до 35 лет;
б) второй период
– от 35 до 60 лет;
пожилой
возраст – от 60 до 75 лет;старческий
возраст – от 75 до 90 лет;
10) долгожители
– от 90 лет и старше.
Начальный
возрастной период образует детство
– целая
эпоха, которая по своей сути является
подготовкой к взрослой жизни,
самостоятельному труду. Детство –
явление историческое и его содержание
и продолжительность изменялись на
протяжении веков.
Детство
в первобытном обществе было коротким,
в средневековье оно изменялось
(удлинялось), на современном этапе
растянулось во времени, наполнилось
сложными видами деятельности, которые
копируют в своих играх отношения взрослых
– профессиональные, семейные отношения
и осваивают основы наук.
Специфика
детства определяется уровнем
социально-экономического и культурного
развития общества, в котором живет,
воспитывается и обучается ребенок.
Традиционно
детство, как первая часть ВП, охватывает
процесс развития ребенка от 0-7 (6) лет,
но современное детство продолжается и
после поступления в школу. Ряд психологов
рассматривают и подростковый возраст
как «затянувшееся детство».
Какой
бы точки зрения мы не придерживались
по данному вопросу, приходиться
констатировать факт, что настоящая
взрослость ждет ребенка только за
школьным порогом в 15-17 лет.
Детство
период самого интенсивного человеческого
развития. Ни в каком другом возрасте
человек не приобретает так много, как
в раннем и дошкольном возрасте: за 5-6
лет он превращается из беспомощного
младенца в достаточно сформировавшегося
человека со своими интересами, чертами
характера, взглядами на жизнь. Быстрота
успехов и скорости проявления новых
способностей, не сравнимы ни с каким
другим периодом.
Детство
период парадоксов и противоречий, без
которых невозможно представить процесс
развития (Вильям Штерн, Жан Пиаже).
«Парадоксы
в детском возрасте – загадки развития,
которые ученым еще предстоит разгадать»
– Д.Б. Эльконин.
ОСНОВНЫЕ ПАРАДОКСЫ
ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Человек,
появляясь на свет, наделен лишь самыми
элементарными механизмами для поддержания
жизни, но по физическому строению,
организации НС, типом деятельности и
способом ее регуляции – наиболее
совершенное существо в природе. Чем
выше стоит живое существо в ряду
животных, тем дольше длиться его детство,
тем беспомощнее это существо при
рождении. Таков один из парадоксов
природы, который предопределяет историю
детства.В
ходе исторического развития происходит
обогащение материальной и духовной
культуры общества. За тысячелетие
человеческий опыт возрос во много раз,
но за это же время новорожденный ребенок
практически не изменился. Опираясь на
данные антропологических исследований
об анатомо-морфологическом сходстве
современного европейца и кроманьонца,
можно предположить, что новорожденные
не отличались друг от друга внешне, но
их уровень психического развития
разный.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.
Психология дошкольника: особенности возрастного развития
Дошкольный период подразделяется на три этапа:
- младший дошкольный возраст (3–4 года);
- средний (4–5 лет);
- старший (5–7 лет).
Психологические особенности ребенка во многом зависят от того, к какой возрастной группе он относится. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выступает потребность в любви и внимании взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и пытается ему подражать. Для старших дошкольников большое значение приобретает формирование самосознания, самооценки, общение со сверстниками, развитие творческих задатков. Соответственно, подход к воспитанию должен претерпевать изменения.
Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов
Развитие мышления проходит в несколько этапов.
- Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) — мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
- Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
- Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.
Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.
Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.
Произвольная память начинает формироваться в возрасте 4–5 лет. Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.
В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.
В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь — комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.
Овладение ребенком речью — важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.
Не ограничивайтесь только бытовой речью. Разучивайте вместе скороговорки, стишки — все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.
Игра, как ведущая деятельность
Игры дошкольников можно разделить на три категории:
- подвижные (мяч, салочки, жмурки), в первую очередь способствующие развитию физического тела;
- образовательные (пазлы, лото) — развивающие интеллект;
- сюжетно-ролевые — наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.
В ролевой игре детьми формируются представления о различных социальных ролях, развиваются навыки нормативного поведения в распространенных жизненных ситуациях. Психология дошкольника такова, что до него легче донести смысл каких-то моральных принципов и норм через игру, чем через разъяснительную беседу.
Очень благоприятное влияние на развитие малыша оказывает драматическое обыгрывание конфликтных ситуаций как внутрисемейных, так и в компании сверстников. Например, крохе предлагается сыграть роль мамы или папы, в то время как родители изображают детей. Такой обмен ролями в игре помогает малышу преодолеть эгоцентрическое мышление, научиться соотносить собственную позицию с чувствами окружающих.
3–4-летние малыши играют, заимствуя персонажей и сюжеты из сказок. Дети среднего дошкольного возраста предпочитают игры, содержащие бытовые сцены: дочки-матери, магазин, больница. В старшем возрасте идеи для сюжета игр черпаются из мультфильмов, детских книг.
Если в игре самых младших ребят можно заметить демонстрацию характерных черт реального знакомого им человека, то по мере взросления дошкольники изображают уже не конкретных личностей, а только социальные роли — мать, дедушка, почтальон, милиционер.
Сюжетно-ролевая игра в своих наиболее продвинутых формах представляет собой коллективную деятельность. Ни при каких других занятиях общение у дошкольников не достигает такого уровня взаимодействия, как в игре.
Малышам 3–4 лет межличностное общение пока дается нелегко. Их совместные игры носит эпизодический характер, и часто заканчиваются спорами и слезами. Как правило, они объединяются в небольшие группки по несколько человек и их игры носят непродолжительный характер — не более 20 минут.
По мере взросления дошкольники начинают все больше стремиться к совместным играм. В 4–5 лет сверстник становится гораздо более желанным партнером по играм, чем взрослый. Старшие дошколята гораздо лучше младших товарищей справляются с распределением ролей и, как правило, не нуждаются в помощи взрослых. Старшие дошкольники легко собираются в большие группы (до 15 детей) и способны играть вместе часами напролет, изображать довольно сложные социальные события: свадьбу, войну, праздник.
В процессе игры дошкольники учатся координировать свои действия друг с другом, включаются в отношения лидерство/подчинение. Отказываться от сиюминутных желаний, дабы не нарушать установленные правила игры. Таким образом, развивают навыки самоконтроля и межличностного общения.
Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте: кризисные периоды
Психика дошкольника формируется неравномерно. Периоды плавного развития сменяются своего рода скачками в психологическом развитии, когда у ребенка резко меняется восприятие действительности и поведение. На дошкольное время приходятся два таких возрастных кризиса.
Кризис 3 лет
В возрасте 2–4 лет малыш начинает осознавать, что он не одно целое с мамой, а отдельная личность. Возникает стремление по любому поводу действовать наперекор родительской воле, чтобы утвердить свою самостоятельность. Ребенок становится практически неуправляемым. Ни уговоры, ни крики, ни угрозы обычно не приносят никакого результата. Малыш устраивает родителям своеобразный экзамен, чтобы прощупать границы своей свободы. В небогатом словаре крохи самыми популярными словами становятся: «не хочу», «не буду», «я сам».
Каждый ребенок легко чувствует «слабые места» родителей и может попытаться сыграть на них. Нельзя полностью идти на поводу у маленького бунтаря. Важно четко сформулировать правила, которые нельзя ни при каких обстоятельствах нарушать.
При этом ни в коем случае нельзя сердиться на ребенка за проявления упрямства и своеволия, пытаться сломить его характер. Вы можете повлиять на малыша, переключив его внимание на что-то интересное. Чтобы ребенок реже закатывал истерики, старайтесь облекать свои запреты и указания в более «дипломатичную» форму. Например, вместо категоричного заявления «надевай шапку», предоставьте малышу выбор: «Сегодня будешь в зеленой или синей шапке?».
Кризис 6–8 лет
Основными симптомами данного кризисного периода являются:
- возникновение интеллектуальной компоненты между эмоцией и действием; потеря легкости, непосредственности;
- замкнутость, скрытность в отношении своих чувств (симптом «горькой конфеты»);
- развитие «социальных» эмоций (чувство гордости за хороший поступок, стыда — за плохой);
- обесценивание прежних интересов (развивающие возможности игр исчерпали себя), формирование мотивации к учебе.
У ребенка формируется способность мыслить логически, абстрактно. Он начинает требовать от родителей более серьезной аргументации их требований. Например, в ответ на напоминание почистить зубы, может заявить: «Зачем это надо? Они молочные — все равно выпадут».
У малыша могут проявиться в поведение черты, направленные на подчеркивание взрослости. Например, девочка подражает старшей сестре и красит ногти, делает взрослую прическу, мальчик пытается всерьез рассуждать о политике.
Справиться с очередным кризисом может подготовка к поступлению в школу. В первую очередь школа привлекает дошкольников возможностью быть, как старшие ребята, а также приобрести знания, доступные «всемогущественным» взрослым.
К ребенку приходит осознание, что общество предъявляет к нему определенные требования. Ощущение благополучия начинает зависеть от характера отношений с окружающими, одобряют ли его в социальной группе. Перед поступлением в школу ребенок, как правило, имеет завышенную самооценку. Однако в учебном заведении ему предстоит заниматься новой, незнакомой деятельностью, совсем непохожей на игровую. В результате при первых трудностях и неудачах в обучении у бывшего дошкольника может резко упасть самооценка. Ребенок осознает, что может не все.
Детская психология дошкольника: формирование здоровой самооценки
В основе самооценки взрослого человека лежит «Я-концепция» — комплекс представлений о самом себе, результат оценки своего поведения в разнообразных жизненных ситуациях, сравнения с другими личностями. Когда речь идет о самооценке дошкольника, то правильнее было бы рассуждать о «Ты-концепции». Так как отношение к собственной личности у ребенка формируется на основе того, как к нему относятся в раннем детстве значимые взрослые, в первую очередь родители.
Если родители не поддерживают естественную активность, непосредственность дошкольника, то у него может сформироваться нереалистичная самооценка, как правило, заниженная. Всегда поощряйте инициативность и любознательность малыша, не отмахивайтесь от его бесконечных вопросов «почему?», «зачем?». Помните: все то, что вам кажется обыденным, элементарным и понятным, ваш ребенок воспринимает впервые.
Важно донести до ребенка особенности учебного процесса, его хода, значения промежуточных и итоговых результатов, чтобы неопытный ученик не впадал в панику из-за случайной двойки. Научить не бояться неудач, вместе разбирать ошибки и делать выводы. Нужно создать такую атмосферу, чтобы малыш чувствовал, что его любят и одобряют, несмотря на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Не забывайте демонстрировать ребенку уверенность, что в будущем он сможет добиться высоких результатов.
Важно, чтобы стандарты, которые прививают родители детям, не были чрезмерно завышенными. Похвала и наказание должны быть адекватны возрасту и индивидуальным особенностям малыша. Сравнивать ребенка можно только с ним самим — его вчерашние и сегодняшние достижения. Приведение в пример успехов сверстников, братьев и сестер больно бьет по самооценке. Ребенок должен воспринимать свои результаты как вариант нормы. Лишь в таком случае он сможет спокойно относиться к успехам других детей.
Помочь поднять самооценку дошкольника можно привлекая его к самостоятельному выполнению повседневных дел. Успешно выполняя несложные домашние обязанности, помогая старшим, он будет ощущать свою значимость и полезность.
Нужно следить, чтобы негативная оценка поведения ребенка не распространялась на его личность. Допустимо сказать: «Мама расстроена тем, как что ты не убрал игрушки в комнате. Теперь комната выглядит грязной и неуютной». Но не стоит называть ребенка лентяем или неряхой. Помните, что малыш понимает, как к нему относятся папа и мама не только исходя из сказанных ими слов, но и по интонации, мимике, жестикуляции родителей.
Психологические особенности дошкольного возраста: трудности развития
Психология дошкольного возраста занимается изучением ряда проблем:
- замедленное развитие интеллектуальной сферы (сложности с запоминанием, невнимательность, задержка речевого развития);
- нарушения в поведенческой сфере (стремление главенствовать, гиперактивность, лживость, агрессивность);
- неврологические расстройства (нарушение сна, мигрени, повышенная утомляемость, нервные тики, энурез, заикание);
- эмоциональные и личностные проблемы (тревожность, робость, быстрая смена настроения, страхи).
При появлении подобных проблем стоит обратиться за консультацией психологу-гипнологу, например, к Батурину Никите Валерьевичу.
Психология детей дошкольного возраста пристальное внимание уделяет детским страхам и фобиям, так как их специфика может указать на характер имеющихся проблем в психологическом развитии малыша. Например, повторяющие ночные кошмары с участием негативного женского персонажа (баба Яга, чужая тетя), могут указывать на неприятие ребенком некоторых особенностей поведения матери. Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев.
Психологические особенности детей таковы, что они могут использовать страхи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение может спровоцировать недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, ревность ребенка к младшему братику или сестричке.
Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери. Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак: