Развитие ребенка как объекта педагогики
Нижегородский Губернский колледж
Статья по педагогике на тему
«Ребенок как объект педагогики»
Выполнила:
Студентка 246 группы
Отделения преподавание
в начальных классах
Плещеева Дарья
Проверила:
Преподаватель педагогики
Козлова С.А
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот довольно продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека разделен на два больших периода — ранний возраст и дошкольный возраст. Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранний возраст — на 7 этапов, дошкольный возраст — на 4. С чем же связано такое «дробление»? Прежде всего с особенностями психофизиологического роста и развития детей.
Темп и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны, что для того, чтобы проследить это развитие и создать адекватные этому развитию условия, действительно, нужно выделить определенные этапы и их границы. Такая детализация рассмотрения и изучения возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования. Но хотя каждый ребенок и развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младенца, то, что не составляет труда в 5 лет, невыполнимо в 3 года и т. д. Необходимость ориентироваться в этих закономерностях и как-то их упорядочить по отношению к развитию привела к возникновению возрастной периодизации. Весь период жизни человека состоит из смысловых отрезков, внутри которых и осуществляется накопление, вызывающее новообразование и качественный переход на очередной этап.
В науке разработано несколько разных подходов к возрастной периодизации. В каждом из них сделана попытка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы. Например, П. П. Блонский в основу периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что дентиции — появление и смена зубов — не только характеризуют физический рост и укрепление организма, но непосредственно связаны с умственным развитием человека, с процессом его социализации. Были и другие попытки выделить единое основание для рассмотрения возрастных изменений: сексуальное развитие (К.Штратц), темп психического развития (А.Гезелл) и др.
Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная характеристика каждого этапа и представление о продолжительности детства. Как известно, детство человека — самое продолжительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле (пожалуй, только слониха опекает своего малыша до 5 лет, преобладающее большинство других мам выполняют свои родительские функции в течение нескольких месяцев, а еще чаще — дней и даже часов и минут, а затем расстаются со своим потомством и больше не помнят о нем). На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в структуру образовательных учреждений: ясли, детский сад, школа. А внутри каждого типа учреждений — еще более детальное разделение на группы: от рождения до 3 мес; 3-5 мес; 5-9 мес; 9 мес — 1 год; 1 год — 1,5 года; 1 год 6 мес — 2 года; 2-3 года; 3-4 года; 4 года — 5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет. Задачей педагогической науки и практики является разработка стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей. Чтобы помочь становлению и развитию личности, нужно знать возрастные возможности и особенности ребенка. Итак, каков же он, объект дошкольной педагогики? Ребенок рождается на свет маленьким и беспомощным существом — это привычная для всех характеристика новорожденного. Но таким ли уж маленьким и таким ли уж беспомощным? Все относительно возраста. В зависимости от того, с кем сравнивать младенца. Вес новорожденного ребенка составляет примерно 2500-4500 г. А новорожденный кенгуру весит всего от 1 до 5,5 г, длина его тела — 25 мм; слоненок при рождении весит 100 кг при длине до 1 м. Так большой или маленький человеческий ребенок? Малыш значительно меньше родителей, но за двадцать с лишним лет (до возраста родителей) будет быстрыми темпами набирать вес — к концу дошкольного возраста его средний вес будет составлять примерно 25 кг, ну а к 20 годам все 50 кг, а то и больше! Конечно, ребенок вырастет: с 55 см при рождении до 180 см к моменту вхождения в «сан» родителя. Конечно, если продолжить сравнение человека с животным, то в темпах физического (точнее, антропометрического) развития человек явно проигрывает.
Как правило, мальчики рождаются с большим весом, чем девочки, но зато девочки на 3-4 недели опережают мальчиков в развитии, что приводит к тому, что их половое созревание проходит быстрее, а детство становится короче, чем у мальчиков примерно на два года. По-разному проходит развитие мышления, речи, воображения, эмоциональной сферы. Например, для мальчиков бесполезны долгие «нотации». Они быстро улавливают суть речи взрослого, реагируют сразу, а все наши долгие последующие нравоучения попросту не слушают и могут вдруг задать вопрос, совсем не относящийся к ситуации. Мама, воспитательница возмущены таким невниманием к воспитывающим воздействиям. А возмущаться не стоит. Просто нужно понимать, что и ругать, и хвалить мальчика нужно совсем не так, как девочку. Ученые (Т.П.Хризман, В. Д. Еремеева и др.) доказали, что мальчикам на всех этапах развития не хватает положительных эмоций, ласкового слова, взгляда, поглаживания. Пытаясь «воспитать мужчину», мы воспитываем жесткого, иногда озлобленного неудовлетворенного человека. И причиной тому — недостаток любви и форм ее выражения в детстве. И девочки, и мальчики любят похвалу. Но для мальчика значимо, за что его похвалили, а для девочки — кто и в присутствии кого похвалил. Конечно, бывает и наоборот, но все же определенная закономерность в реагировании на внешние воздействия существует. По-разному развиваются у детей разного пола и познавательные интересы. В одном и том же предмете или объекте их интересует разное. Мальчикам интересна марка машины, ее технические характеристики, а девочкам — внешний вид, возможность покататься, нажать на разные кнопки. Мальчиков интересуют выдающиеся поступки героев, а девочек — причины огорчений, страданий и т.д. Различий много, они проявляются во всем. Их нельзя игнорировать и не учитывать при изучении ребенка и при организации процесса воспитания и обучения. Дети отличаются друг от друга не только полом. Они различны по темпераменту, по уже сложившемуся характеру, по приобретенному жизненному опыту и т. д. Все эти различия нацеливают вдумчивого воспитателя на дифференцированный подход к организации воспитания.
Развивается человек и в физиологическом отношении: совершенствуются по мере взросления физиологические процессы, протекающие в организме. Значительно усложняются и стабилизируются к концу школьного обучения кровообращение и пищеварение, процессы нервной деятельности. Особое значение имеют процессы, определяющие половое развитие и созревание.
Значительные изменения происходят и в психике человека: изменяется скорость протекания психических процессов, формируется характер, развивается воля и др. Развиваются память и мышление детей: память — от механической к смысловой и логической, мышление — от конкретных (наглядных) ее форм к абстрактным, отвлеченно-теоретическим. Развиваются также воображение, внимание, эмоции, способности.
Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом в целом. Младенец вступает в очень простые отношения почти исключительно с одним человеком — матерью. Затем круг его общения расширяется. Характер взаимоотношений с окружающими людьми изменяется, они становятся все более осознанными и разносторонними. Ребенок становится все в большей степени субъектом отношений: он не только воспринимает направленные на него воздействия, но и сам сознательно оказывает воздействия на окружающих с целью изменить свое положение. Начинается это в достаточно раннем возрасте, уже с первых месяцев жизни.
В последующем ребенок включается в регулярные отношения в системе собственно общественных связей: он становится членом коллектива детсадовской группы, потом идет в школу и помимо учебы выполняет там некоторые общественные обязанности, от класса к классу все более значительные и усложняющиеся, готовясь к выбору и освоению профессии, полноправному участию в общественной жизни страны.
Поскольку педагогика — наука о воспитании, а воспитание осуществляется в значительной мере ради развития, следует подробнее рассмотреть взаимосвязь воспитания и развития, соотношение между ними в различные возрастные периоды.
Мы пришли к выводу, что развитие личности зависит от наследственности, среды, воспитания и собственной преобразующей деятельности человека. Но развитие не одномоментный акт, оно продолжается всю жизнь и особенно интенсивно — в первые годы жизни. Естественно, что в неодинаковые по интенсивности периоды развития действие различных факторов неодинаково. Профессиональных педагогов и родителей интересует, прежде всего, как влияют эти факторы на развитие детей дошкольного и школьного возраста. Причем не все факторы интересуют нас одинаково: наследственность и среда не зависят от воли и мастерства педагогов. Воспитание — та сфера, где влияние педагогов и родителей наиболее действенно. И собственная деятельность воспитуемого не есть нечто совершенно изолированное — она обусловлена она воздействиями педагогов (прямо или косвенно).
Выготский особо подчеркивает, что действия детей, выполняемые ими под руководством учителя, в том числе действия по образцу, не являются нейтральными по отношению к уму ребенка, развитию мышления. Путь к самостоятельному решению лежит через действия в сотрудничестве и по образцу. Этим позиция Выготского отличается от распространенного мнения, что репродуктивные действия не способствуют развитию мышления.
Этим отнюдь не принижается роль воспитания — целенаправленного формирования, личностных качеств: «Педагог только тогда мог бы ограничиться ролью служителя процесса саморазвития, когда человеческий организм не имел бы никаких недочетов и дисгармонии в своем строении, когда человек и по духу и по телу был бы совершенен, без недостатков…». Поэтому воспитание и призвано способствовать усовершенствованию человека, личности, а не только саморазвитию. Усовершенствование же имеет три направления: 1) устранение препятствий; 2) прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей; 3) искоренение недостатков и насаждение ценных свойств…
Очевидно, развитие и усовершенствование сливаются в один поток; усовершенствование предполагает развитие ценных свойств и подавление ими недостатков, причем слабые, но ценные свойства усиленно культивируются, а недостатки не допускаются до развития и укрепления.
Современная наука рассматривает несколько возрастных периодов в развитии ребенка, школьника. По продолжительности эти периоды неодинаковы, так как их выделение проведено по признаку основного, ведущего вида деятельности, которой занимается ребенок. Учитываются и новообразования, характерные для воспитанника в этом возрасте по сравнению с предыдущим.
Самый короткий период — период непосредственно-эмоционального общения. Он продолжается от рождения до 1 года. Считается, что в этот период ребенок еще не выполняет вполне осознанных действий.
Второй период продолжается два года (от 1 до 3 лет) и называется периодом предметно-манипулятивной деятельности. В этот период ребенок осваивает мир его ближайшего окружения путем манипулятивных действий с предметами. Центральное новообразование этого периода — чувство Я, осознание своей «отделенности» от других людей.
Третий период — от 3 до 6 лет, период игровой деятельности. Конечно, дети играют и раньше, но в возрасте от 3 до 6 лет игровые действия выполняются на новом уровне: игра становится средством познания и освоения действительности. В игре развивается воображение как психологическая основа творчества, возникают обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них. На этой основе формируются отношения к предметам и явлениям. Центральным новообразованием этого возраста, вероятно, следует назвать способность предвидеть и понимать последствия своих действий и осознанно выполнять их, зная последствия. С.Л.Рубинштейн утверждал, что в этом возрасте не игра является ведущим видом деятельности, а развитие поступка, регулируемого общественными нормами: «Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода».
Четвертый период — от 6 до 10 лет, период учебной деятельности. В это время дети учатся в школе, и основным видом их деятельности является учение. Естественно, они не забыли игру и очень любят играть. В игре они продолжают проводить значительную часть времени и осваивать в ней окружающий их мир предметов, явлений, чувств. Но все же основную часть времени и главный свой труд они отдают учению. Центральным новообразованием этого периода является осознание и переживание себя в качестве существа социального.
Пятый период называется периодом общественно полезной деятельности. Он продолжается от 10 до 15 лет. В этом возрасте дети выполняют разнообразные виды деятельности, среди которых основным остается учение. Наряду с этим школьники этого возраста действуют в трудовой, общественно-организационной, спортивной, художественной и других видах деятельности. Но следует отметить, что любая из них осознается и выполняется подростком именно как общественно полезная. Д. Б. Эльконин утверждал, что в этом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками. Центральным новообразованием этого возраста, называемого трудным, переходным, является чувство взрослости, осознанное стремление к самостоятельности и самоутверждению.
Шестой период — от 15 до 17-18 лет, период учебно-профессиональной деятельности. Это период ранней юности, когда учебная, трудовая и другие виды деятельности, выполняемые учащимися, осознаются ими как предпосылка будущей профессиональной деятельности на фоне осознания своей жизненной перспективы. Центральным новообразованием этого периода, вероятно, следует назвать активно формирующееся мировоззрение как систему взглядов на окружающую действительность и свое место в обществе.
Следует помнить, что это разделение на периоды (как и любое другое) весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания самого себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития. Наконец, здоровье ребенка тоже оказывает существенное влияние на продвижение от одного периода к другому.
Ясно и другое: границы периодов тоже весьма условны. Даже столь резкое на первый взгляд разделение периодов, как по классам школьного обучения (начальные, средние, старшие), не имеет строгих, четких границ: один ребенок пришел в I класс в шестилетнем возрасте, а другой — когда ему исполнилось 7 лет, да еще потом остался в IV классе на второй год; IX класс он закончит в 17 лет, когда некоторые его сверстники получат полное одиннадцатилетнее среднее образование. В последние десятилетия наблюдается явление, которое получило название акселерации, проявляющейся в том, что дети по сравнению со своими родителями, например, быстрее достигают определенного веса, роста, вступают в период физиологического созревания. Обусловлено это многими причинами, действующими в совокупности: социально-экономическими условиями, распространением гетеролокальных браков, ростом концентрации активных реагентов в воздухе, воде, пище и др. Проявление ускорения в развитии требует от педагогов учета этого явления, внесения корректив в воспитание детей того или иного возраста.
Источник
Алина Коновалова
Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения
Как жаль, что взрослые подчас
Совсем не понимают нас.
А детство, сами говорят,
Бывает только раз!
Сергей Владимирович Михалков
Детство – самый важный период в жизни человека. Это даже не период, а самая настоящая, яркая, неподражаемая жизнь! И очень важно, кто будет рядом в детские годы, кто будет вести этого малыша за руку, что войдет в его ум и сердце из мира вокруг нас, от этого в главной степени зависит каким он станет взрослым.
Так как же стать тем человеком, который будет достоин идти рядом с этим ребенком и показывать ему, что же такое жизнь? Как заинтересовать его, что именно стоит ему рассказать прямо сейчас, а что оставить на потом? Как не ущемить интересы и права малыша? Об этом я узнала в теме «Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения».
Как сказал А. Г. Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». А это значит, что на плечи воспитателя ложится тяжелый груз ответственности. Ему необходимо правильно воспитать и обучить ребенка, заложить в его, пока еще, чистую голову необходимые знания. Ведь личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает при жизни.
Понятие субъекта очень важно в педагогике, поскольку субъект – это носитель деятельности сознания и познания. Субъект – это индивид активно познающий мир и воздействующий на него. Субъект активно проявляет себя в познании, вносит поправки в свои действия, ставит перед собой цели и разрабатывает пути их реализации. Ребенок же, как субъект воспитания – это индивид с развивающимся самосознанием.
Но ребенок является не только субъектом, но и объектом воспитательного процесса. Ребенок как объект воспитательного процесса – это индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний.
Также в педагогике очень важен принцип субъектности. Педагог должен помочь ребенку самостоятельно раскрыть свое «Я», чтобы ребенок научился видеть свою связь с этим миром и другими людьми, чтобы он научился осмысливать свои действия, понимать, как эти действия повлияют на окружающий мир и судьбы людей. Не стоит забывать, что принцип субъективности исключает жёсткий приказ, он подразумевает взаимодействие педагога и ребенка при принятии решений, но, чтобы ребенок при этом сам осмыслил, будет ли это решение правильным, не принесет ли оно вреда другим.
В нашем МАДОУ № 19 «Сказка» огромное внимание отводится социальному развитию детей. Правильно отметил Л. С. Выготский, что в детстве ребенок врастает в человеческую культуру, ведь дошкольный период является самым значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. К тому же не стоит забывать, что люди – общественные существа. И еще важно помнить, что ребенок, который посещал детский сад, будет больше подготовлен к стрессу, который поджидает его в первый же день в школе, чем домашний ребенок.
Также, в нашем детском саду большая роль отводится индивидуальному подходу. Он важен в двух отношениях: 1) он дает возможность максимального развития всех имеющихся способностей ребенка; 2) без знаний индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказаться иным, чем было рассчитано. Особенно важное значение индивидуальный подход имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицательные.
Вывод. Таким образом, развитие личности – это прежде всего социальное развитие. А суть подлинного гуманистического отношения к воспитанию ребенка выраженно в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Воспитатель должен создать благоприятные условия для развития личностных качеств ребенка. Педагог должен руководить деятельностью ребенка так, чтобы дошкольник сам научился осмысливать свои действия и принимать правильные решения. Очень важно помочь малышу пройти этот путь, стать неповторимой личностью.
1. Ананьев Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 305
2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2011. — 203с.
3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.
Источник