Развитие ребенка в ситуации успеха

Ольга Мястковская
Создание ситуации успеха деятельности дошкольников

Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу — создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.

Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития,одна из которых:

создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.

Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.

В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтобы все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если этого не происходит, если ребенок ощущает, что он по положению ниже кого-то из детей, он непременно – открыто или скрыто – проявляет негативизм, непослушание и т. п.

Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в образовательной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а дошкольное заведение стать детским садом радости.

Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.

Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в образовательной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

Психологи разделили эти два понятия,и вот что получилось :

СИТУАЦИЯ — это сочетание условий, которые обеспечивают успех;

УСПЕХ — это результат подобной ситуации;

ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях педагог должен стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.

У детей при этом формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Дети при этом не боятся оказаться у всех на виду и делают это адекватно ситуации, в которой находятся.

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания и чувства.

Адекватная самооценка и уверенность в себе базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в то же время отличается от других людей. Эти различия зависят от пола, возраста, особенностей внешности, национальной принадлежности и т. д.

Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, необходимо создавать для каждого ребенка ситуацию успеха.

Каждый ребенок должен знать, что хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому я постоянно поддерживаю каждого ребенка в различных ситуациях и помогаю ему поверить в свои силы.

Чтобы создать ситуацию успеха мне важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания.

Высокая самооценка подкрепляется успешностью в обучении, популярностью среди сверстников, поэтому для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давая понять, что для меня — педагога он важен и значим.

Этому способствуют созданныеусловия в предметно-развивающей среде: портфолио на каждого ребенка, экран «Поляна добрых дел» стимулирующая желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.

Групповая среда для моих дошкольников организована с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка и отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. При ее создании ориентируюсь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Читайте также:  Роль активности самого ребенка в его психическом развитии

Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

Для обеспечения каждому ребенку спокойных и дружеских отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных отношений между всеми детьми и уверенности в искреннем, личном расположении друг к другу в группе создан свой стиль жизни.Традиционными стали: «Утренние встречи», с использованием коммуникативных игр, групповые праздники, подведение итогов дня, коллективное обсуждение проблем.

ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяю успешности и самореализации каждого ребенка.

Участие в конкурсах, групповые праздники, Дни здоровья, спортивные олимпиады, выставки, встречи с интересными людьми развивают не только эмоциональную сферу дошкольников, но и формируют уверенность в своих возможностях, углубляют позитивное отношение к миру и принятие других, самостоятельность, автономность, способствуют самосовершенствованию.

Организация совместных проектов («Чудеса из коробок», «Театральная планета», «И девчонки, и мальчишки все на свете любят книжки», «Помоги птицам», «Воздух-невидимка», посещение музеев, организация выставок открывают для детей не только удивительные моменты в окружающем мире, но и тем самым создают для воспитанников ситуации успеха.

Необходимые условия для раскрытия талантов, возможностей и индивидуальных способностей ребенка, роста его самостоятельности и уверенности в себе, развития познавательной и творческой активности.

Деятельность воспитателей для создания ситуации успехастроится на основе следующих принципов:

•Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

•Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

•Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

•Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

•Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

•Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

•Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

•Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

Насыщенная событиями жизнь для моих дошколят способствует формированию успешности и самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.

Источник

Методическая учеба для педагогов:

«Как создать ситуацию успеха и помочь ребенку поверить в себя»

Цель: повысить мотивацию педагогов к созданию ситуации успеха.

Задачи:

  • Проанализировать влияние ситуации успеха.
  • Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха.
  • Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.

Успех — значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы.

Успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо. Быть хорошим педагогом — это значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. Предлагаю поговорить о том, как создать ситуацию успеха для учащихся.

Что же такое, ситуация успеха?

Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось:

СИТУАЦИЯ — это сочетание условий, которые обеспечивают успех;

УСПЕХ — это результат подобной ситуации;

ОЖИДАНИЕ УСПЕХА – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно

УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,
удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий педагога.

Действия педагога на уроке:

Останавливаем внимание на негативном

Улыбка, добрый взгляд

Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому

Даёт прозвища (плохой, ленивый …)

Сравнение одного ребёнка с другим

Отмечает персональную исключительность

Аргументирует надобность действий

Учит алгоритму действий

Оценка действий ученика с акцентом на детали

Педагог много говорит за детей

Выражает недовольство учеником, группой учеников

Читайте также:  Развитие воспитание и социализация личности ребенка

Верит в способность ученика

Предупреждение и угрозы по невыполнению требований

Как создать на занятии ситуацию успеха?

Основная парадигма в работе педагога — «Дать каждому ребенку шанс проявить себя».

Для реализации основной цели своего педагогического творчества педагог большое внимание уделяет созданию ситуации успеха на занятии.

Алгоритм создания ситуации успеха

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Задание довольно легкое, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата

Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его учащийся обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…». «Выполняя работу, не забудьте о…».

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы…». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение

Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу… «. «Так хочется поскорее увидеть…».

7. Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Приемы создания ситуации успеха

1. «Эмоциональное поглаживание»

Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит «молодец», «умница «, «Ребятки, я горжусь вами!». Мы с вами знаем, каков преобладающий тон отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3. «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5 . «Эскалатор»

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

6. «Шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

7. «Сопереживание»

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

8. «Взлет»

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.

9. «Следуй за нами»

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

10. «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

Читайте также:  Развитие ребенка как научная область

11. «Заражение»

В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих»

12. «Горизонт»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

13. «Отсроченная отметка»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!

14. «Интеллектуальная инверсия»

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.

Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.

15. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Успех воспитаннику может создать педагог, который сам переживает радость успеха. Счастливого человека может воспитать только счастливый. Успешный учитель – успешный ученик!

Успешный человек живет собственной жизнью, идет собственным путем, ставит перед собой цели и добивается их реализации. Невозможно избежать трудностей, неприятностей, неодобрения – важно не опускать руки и идти дальше.

Есть качества, которые приводят к достижению поставленных целей:

  • уверенность в себе;
  • трудолюбие;
  • оптимизм;
  • упорство;
  • стойкость;
  • позитивное мышление.

Психологи утверждают: если у человека есть хотя бы 2 качества из списка – он способен
достичь всего. Желательно мыслить позитивно и избегать мыслей, которые тормозят движение вперед.

В заключении предлагаем рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы и созданию ситуации успеха на протяжении всего занятия.

Предлагаем рецепт приготовления

Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день. Добавьте в каждое занятие по одной порции:

  • мудрости;
  • терпения;
  • храбрости;
  • работоспособности;
  • оптимизма;
  • преданности своему делу;
  • доброты;
  • отдыха и заботы о здоровье;
  • доброго юмора;
  • такта;
  • веры в каждого ребёнка.

Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Долейте любви к детям. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!

А для того, чтобы ваши занятия проходили успешно и эффективно, предлагаю памятки – рекомендации, которые помогут в работе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Золотые правила учительской похвалы

  1. Хвалите действия, а не личность! В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение.
  2. Четко обозначайте, за что хвалите! Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.
  3. Хвалите в меру и по делу! Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия.
  4. Хвалите не только «любимчиков»!
  5. Останавливайтесь на хорошем! Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте.
  6. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!
  7. Хвалите без сравнений! Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников.
  8. Подкрепляйте похвалу! Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.
  9. Запаситесь «Я-посланиями»! Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.

Источник