Развитие ребенка в схемах и таблицах

Развитие ребенка в схемах и таблицах thumbnail

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.

Что умеет ребенок к 3 месяцам

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители  могут замечать первые проявления характера ребенка.

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

 Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

Развитие малыша к 4 месяцам

Развитие ребенка в схемах и таблицах

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый. 

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Развитие ребенка в схемах и таблицах

Физическое развитие

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.

Что умеет малыш в 7 месяцев

Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.  Физическое развитие

  • Хорошо ползает;
  • Уверенно сидит с прямой спиной;
  • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
  • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».
Читайте также:  Тест на соответствие возраста развития ребенка

Психоэмоциональное развитие

  • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
  • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
  • Долго занимается с игрушками;
  • Тянется к своему отражению в зеркале.

В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Развитие ребенка в схемах и таблицах

Физическое развитие

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания.  Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.

Как развивается малыш в 10 месяцев

Развитие ребенка в схемах и таблицах

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Физическое развитие

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!

Малышу 11 месяцев: что он умеет

Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!Физическое развитие

  • Самостоятельно стоит;
  • Хорошо ходит за одну руку;
  • Делает первые шаги;
  • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
  • Приседает без опоры.

Психоэмоциональное развитие

  • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
  • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
  • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
  • Пытается сам себя кормить с ложки.

Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Читайте также:  Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру

Развитие ребенка в схемах и таблицах

Физическое развитие

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Источник

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №2»

КУРС

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»:

в схемах и таблицах

Челябинск

2018

Курс «Теория и методика развития речи у детей»: в схемах и таблицах: методические материалы для студентов педагогических колледжей / сост. В.Л.Сиротина. – Челябинск, 2018. – 36 с.

Актуальность проблемы организации речевого развития детей дошкольного возраста подчеркивается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выделением образовательной области «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Данное обстоятельство подчеркивает значимость курса «Теория и методика развития речи у детей» в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных организаций.

Методические материалы составлены на основе основных положений классической методики развития речи детей, а также с учетом современной стратегии речевого развития детей дошкольного возраста в детском саду (О.С.Ушакова), содержат ключевые положения развития разных сторон детской речи.

Методические материалы адресованы студентам педагогических колледжей, могут быть полезны при организации речевого развития детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.

Система работы

по развитию речи детей

в дошкольной образовательной организации

речь педагога

лексико-семантическая сторона речи

фонетическая сторона речи

грамматическая сторона речи

связность речи

грамотная речь

ребенка дошкольного возраста

Развитие речи детей

дошкольного возраста

общение

взрослых

и детей

речь

окружающих взрослых

благоприятная языковая среда

обучение

на занятиях

художест-венная

литература

различные

виды

искусства

Цель и задачи развития речи

детей в дошкольной образовательной

организации

развитие

развитие

качественной устной речи

и навыков речевого общения

Развитие

лексико-семантической стороны речи

детей дошкольного возраста

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

планомерное

расширение активного словаря детей

за счет незнакомых для них слов

обогащение

лексического запаса

закрепление и уточнение лексики

активизация

детской лексики

устранение из речи нелитературных слов

качественный

рост словаря

количественный рост словаря

Ведущие направления словарной работы

с детьми дошкольного возраста

основные методы и приемы работы

овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия

Наблюдение

Показ предметных, сюжетных, пейзажных картин

Использование художественной литературы

Дидактические игры

Дидактические упражнения

освоение содержания слова на уровне его значения

Первичное ознакомление детей с предметами окружающей действительности

Введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства и отношения предметов и явлений

Введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам

усвоение слова как единицы языка на уровне смысла

Лексические упражнения, раскрывающие многозначность, синонимические и антонимические отношения

Методы словарной работы

Непосредственное ознакомление с окружающим и развития словаря

Рассматривание и обследование предметов

во всех

возрастных группах

Рассматривание игрушек

во всех

возрастных группах

Наблюдение за животными, растениями, деятельностью людей

Рассматривание картин знакомого содержания

Осмотры помещений, целевые прогулки

со средней группы

Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками

Экскурсии

Словесные

игры

со средней группы

Опосредованное ознакомление с окружающим и развитие словаря

Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием

со

старшей группы

Лексические (словарные) упражнения

во всех

возрастных группах

Чтение и рассказывание произведений художественной литературы

во всех

возрастных группах

Загадывание и отгадывание загадок

Показ видеофильмов, просмотр телепередач

Рассказывание детьми

со средней группы

Развитие

грамматической стороны речи

детей дошкольного возраста

развитие

грамматической

стороны речи

формирование

практических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования

исправление

грамматических

ошибок

формирование грамматически правильной речи

Грамматический строй речи

м о р ф о л о г и я

с и н т а к с и с

с л о в о о б р а з о в а н и е

пути формирования

грамматически правильной речи

детей в доу

создание

благоприятной

языковой среды

специальное

обучение трудным

грамматическим формам

формирование

навыков в практике

речевого общения

исправление

грамматических

ошибок

Развитие

фонетической стороны речи

детей дошкольного возраста

воспитание звуковой культуры речи

обучение правильному

звуко — и словопроизношению

+

воспитание орфоэпической правильности речи

+

выработка четкой дикции

+

формирование выразительности речи

+

воспитание культуры речевого поведения

Формирование

интонационной

выразительности речи

формирование формирование

Читайте также:  Что способствует развитию ребенка в детском саду

навыков навыков ее

восприятия использования

интонации в речи

Компоненты интонации

мелодика

повышение и понижение голоса

темп

ускорение или замедление скорости произнесения

ритм

чередование ударных слогов

тембр

эмоциональная окраска голоса

логическое ударение

выделение наиболее важного по смыслу слова

Последовательность уточнения и дифференциации звуков

у детей младшего дошкольного возраста

в течение года

месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

1неделя

[А]

[О]

[М]

[М’]

[Т]

[Т’]

[К]

[К’]

[Й]

[С]

[З]

[Ц]

Подготовка артикуляционного аппарата

к правильному произношению звуков

[ш] [ж] [ч] [щ]

2 неделя

[У]

[Э]

[П]

[П’]

[Д]

[Д’]

[Г]

[Г’]

[Ф]

[Ф’]

[С]

[С’]

[З]

[З’]

[Ц]

3 неделя

[И]

[Ы]

[Б]

[Б’]

[Н]

[Н’]

[Х]

[Х’]

[В]

[В’]

[С]

[С’]

[З]

[З’]

[Ц]

4 неделя

Закрепление изученных звуков

Последовательность уточнения и дифференциации звуков

у детей среднего дошкольного возраста

в течение года

месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

повторение

[З]

[З’]

[Ц]

[Ш]

[Ж]

[Ч’]

[Щ’]

[Л]

[Л’]

[Р]

[Р’]

Закрепление

всех звуков

Последовательность уточнения и дифференциации звуков

у детей старшего дошкольного возраста

в течение года

Группы

месяцы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Старшая группа

[С] [С’] [З] [З’]

[С] [Ц]

[Ш] [Ж]

[Ч’] [Щ’]

[С] [Ш]

[З] [Ж]

[Ц] [Ч]

[С] [С’] [Щ’]

[Л] [Р] [Л’] [Р’]

Закрепление и дифференциация звуков, исправление недостатков звукопроизношения

Подготовительная

К школе группа

[С] [Ш]

[З] [Ж]

[С] [З]

[Ш] [Ж]

[С] [С’]

[З] [З’]

[Л] [Л’]

[Р] [Р’]

[Л] [Р]

Развитие связной речи

детей дошкольного возраста

связная речь

смысловое развернутое высказывание,

обеспечивающее общение и взаимопонимание

сложная форма

социального взаимодействия;

разговор двух или более лиц, направленный на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей

Развитие связной диалогической речи

детей дошкольного возраста

диалогические умения:

собственно

речевые

умения

вступать в общение

-поддерживать и завершать общение

говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога

умения

речевого

этикета

речевые этикетные формулы обращения, знакомства, приветствия, привлечения внимания, приглашения, согласия и др.

умения общаться в паре, группе, коллективе

не перебивать, ожидать своей очереди, следить за ходом разговора и др.

умения общаться для планирования совместных действий

договариваться, распределять обязанности, планировать совместные действия, их результат и др.

невербальные умения

уместное использование мимики, жестов, правильная поза и др.

Беседа – метод развития связной

диалогической речи детей в ДОО

беседа

вводная

тематическая

этическая

начало беседы

основная часть

конец беседы

сопутствующая

заключительная

Развитие связной монологической речи

детей дошкольного возраста

умение строить

самостоятельное связное высказывание

описание

повествование

рассуждение

характеристика предмета

в статике

общий тезис

характеристика существенных признаков

характеристика второстепенных признаков

характеристика качеств, действий

оценочное суждение

связный рассказ

о каких-либо

событиях

структура:

начало события

развитие события

конец события

логическое

изложение

материала

в форме

доказательства

тезис

доказательства выдвинутого тезиса

вывод-заклю-чение

Виды занятий

по обучению самостоятельному рассказыванию

пересказ

художественных

произведений

осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи

рассказывание

по игрушкам

и предметам

связный последовательный (описательный или сюжетный) рассказ про игрушку (группу игрушек)

рассказывание

по картинам

связный последовательный рассказ в виде описания предметных картин; описания сюжетных картин; рассказывания по серии сюжетных картин; повествовательного рассказа по сюжетной картине; описания пейзажной картины или натюрморта

рассказывание

из опыта

связный последовательный рассказ о событиях, участниками которых были сами детей (из личного или коллективного опыта)

творческое

рассказывание

связный логически последовательный рассказ, созданный по замыслу ребенка

Обучение рассказыванию

детей дошкольного возраста

Методы и приемы

Образец рассказа

Оценка рассказа

Составление рассказа по частям

Совместное рассказывание

Вопросы

Анализ образца

План

рассказа

Моделирование

Коллективное составление рассказа

Указания

Пересказ

подробный

краткий

(сжатый)

выборочный

с перестановкой текста

с творческими дополнениями

Структура занятия

Вводная часть

Совместный пересказ

Первичное чтение

Отраженный пересказ

Беседа (анализ произведения)

Подсказ слова или фразы

Повторное чтение

Вопросы, Указания

Руководство пересказом

Пересказ по частям (ролям)

Итог

Игры — драматизации

рассказывание по игрушкам

описание

игрушки

сюжетный

рассказ

по игрушке

сюжетный рассказ

по набору

игрушек

Младший

дошкольный

возраст

— сосредоточение внимания детей на игрушке

— ответы детей на вопросы по описанию игрушки

— повтор описания игрушки (образца педагога)

— совместное составление описания

Средний

дошкольный

возраст

— целенаправленное (последовательное) рассматривание игрушки

— обсуждение внешнего вида игрушки

— дидактические игры на описание игрушки

— самостоятельное рассказывание с опорой на схему

Старший

дошкольный

возраст

— самостоятельное описание игрушки

— самостоятельное составление повествования по одной игрушке

— самостоятельное составление повествования по набору игрушек

рассказывание по картинам

Младший

дошкольный

возраст

— закрепление и углубление детского опыта

— целенаправленное (последовательное) рассматривание картины

— беседа по картине

— пояснения, игровые приемы

— рассказывание по картине с помощью вопросов педагога

Средний

дошкольный

возраст

— детальное рассматривание картины

— описание предметных и сюжетных картин по образцу педагога (частичный образец)

— рассказывание по серии (из трех картин) сюжетных картин

Старший

дошкольный

возраст

— самостоятельное описание предметных и сюжетных картин

— самостоятельное рассказывание по картинам

— описание пейзажных картин и натюрмортов

рассказывание из опыта

из личного опыта

из коллективного опыта

Младший

дошкольный

возраст

— полуразговор, полубеседа на близкую детям тему;

— обеспечение наглядной основы

Средний

дошкольный

возраст

— рассказывание из коллективного и личного опыта

— рассказывание по вопросам педагога

— рассказывание по образцу педагога

Старший

дошкольный

возраст

— самостоятельное рассказывание из коллективного и личного опыта

— рассказывание по плану

— усложнение тематики рассказов

Обучение

творческому рассказыванию

Накопление детского опыта

Процесс словесного творчества

(возникновение замысла, поиск средств его реализации, выстраивание композиции и др.)

Появление новой

качественной продукции

Ознакомление

с художественной литературой

детей дошкольного возраста

цель и задачи

ознакомления детей дошкольного возраста

с художественной литературой

формирование будущего

талантливого читателя,

культурно образованного человека

воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечивать усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него

формировать первоначальные представления об особенностях произведений разных жанров, о композиции, о простейших элементах образности языка

воспитывать литературно-художественный вкус, развивать поэтический слух

формировать умения элементарного анализа содержания и формы произведений разных жанров

.

особенности

восприятия литературного

произведения детьми дошкольного возраста

Младший

дошкольный

возраст

— тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка;

— установление наиболее легко осознаваемых связей, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего;

— в центре внимания главный персонаж, действия и поступки которого ребёнок выделяет прежде всего, не понимая мотиво?