Развитие ребенка в предречевой период

Развитие ребенка в предречевой период thumbnail

Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.

В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.

I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.

исследование речи ребенка

II этап доречевого развития (2,5—3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).

Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5— 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.

Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.

III этап доречевого развития — период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5—4 мес.

Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это — качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.

В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.

IV этап доречевого развития — это период лепета. Уже в возрасте 5—7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».

Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

— Также рекомендуем «Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка»

Оглавление темы «Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.»:

1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония

2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка

3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы

4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения

5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей

8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте

9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка

Читайте также:  Технология педагогической поддержки ребенка и его развития

Источник

Усова Татьяна
Консультация по развитию речи ребёнка «Раннее речевое развитие. Довербальный период»

«Раннее речевое развитие. Довербальный период

Первый год жизни ребенка называют доречевым, или довербальным, периодом. Он характеризуется морфофункциональным созреванием структур мозга, в том числе и структур, связанных с процессами производства и восприятия речи, формированием речевого тракта, установлением координаций между дыханием и моторными движениями, приводящими к возникновению артикуляций.

Звуковые выражения ребенка первого года жизни называют вокализациями. На протяжении довербального периода развития происходит последовательная смена вокализаций: рефлекторные фонации (плачи) — гуление — лепет -предслова (лепетные слова) — первые слова. При этом появление нового типа вокализаций не исключает использование ребенком уже хорошо освоенных ранее вокализаций.

Стадия 1. Рефлекторные фонации (плачи)— от 0 до 1,5- 2 мес.

Первой звуковой реакцией новорожденного является крик. Крик-это врожденная реакция на различные воздействия- температурные, болевые, тактильные и др. С момента рождения и в первые 1.5-2 месяца жизни плач или крик является основной звуковой реакцией младенца.

Первый крик новорожденного имеет определенное диагностическое значение.

Громкий крик при рождении присущ здоровому новорожденному и сопровождается глубоким вдохом, хорошо расправляющим ранее спавшиеся легкие.

Слабый, писклявый крик или его отсутствие может свидетельствовать о недоношенности ребенка или родовой травме.

Сдавленный, слабый крик, возникающий не сразу, а через какое-то время после рождения, характерен для новорожденных с тяжелыми нарушениями нервной системы.

Здоровый грудной ребенок, правильно одетый, имеющий надлежащий уход и вскармливание, никогда не кричит долго и беспричинно. В первый месяц жизни младенцы плачут от 2 до 4 часов в сутки.

На 2-ом месяце жизни ребенок с помощью плача начинает привлекать внимание взрослого. Привлечение внимания взрослого наиболее доступным способом с помощью плача, является важным для выживания младенца. В животном мире детеныши также используют возможности своего голоса для призыва матери в случае опасности и дискомфорта.

С возраста 5-7 недель плач младенца изменяется в зависимости от его состояния.

Особенности младенческого плача при различных заболеваниях и тревожащих воздействиях:

Длительный постоянный плач: свидетельство дискомфорта — тугое пеленание, мокрые пеленки и т. д.

Периодический, приступообразный плач: возможны кишечные колики, вздутие живота, возникающие из-за неполного переваривания молока. Боли появляются приступами, между которыми ребенок чувствует себя хорошо. При прикосновении к животу боль усиливается, и ребенок плачет сильнее.

Плач при мочеиспускании: признак цистита или накопления солей в моче.

Плач при дефекации: признак раздражения или трещин в области заднего прохода.

Монотонный крик, прерываемый иногда отдельными, более резкими вскрикиваниями: свидетельство явлений нарастающего внутричерепного давления при воспалительных процессах мозга и среднего уха.

Стадия 2. Гуление — от 1.5 до 6 мес.

Гуление (гласоподобные звуки в различных сочетаниях) — это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния.

Время возникновения индивидуально. Для гуления характерно произнесение ребенком звуков, напоминающих по звучанию гласные. Звуки появляются в результате случайного положения языка младенца в ротовой полости, а не в результате четкой артикуляции.

Младенцы разных национальностей в первые месяцы жизни издают одинаковые звуки, и только со второго полугодия жизни появляются звуки, характерные для той языковой среды, в которой воспитывается ребенок. Универсальность младенческих звуков определяется строением голосового аппарата. Вокальный тракт младенца по своему строению больше похож на тракт человекоподобных приматов, чем на речевой тракт взрослого человека.

У детей с нарушением слуха гуление возникает в те же сроки, что и у нормально слышащих детей.

У детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации или страдающих тяжелыми заболеваниями ЦНС, гуление возникает позже, чем у домашних здоровых детей (5-6 месяцев).

Читайте также:  Что необходимо организовать на ранних этапах развития проблемного ребенка

К концу 2-ого месяца жизни ребенок начинает воспроизводить звуки, произносимые взрослым. В трехмесячном возрасте ребенок способен воспроизводить интонацию.

В одном из первых отечественных исследований по данному вопросу

(Кольцова,1979) было показано, что младенец в возрасте нескольких недель способен имитировать интонацию и звуки голоса взрослого человека, и процесс имитации осуществляется более успешно, если ребенок видит мимику говорящего.

В ходе эксперимента взрослый на протяжении 2-3 минут проделывал артикуляционные движения перед двухмесячными младенцами, как бы произнося звуки, но при этом не произносил их вслух. Младенцы, глядя на лицо взрослого, точно воспроизводили его мимику. Затем взрослый произносил уже «настоящие» звуки, и ребенок активно пытался повторить их. А далее взрослый закрывал лицо маской так, что ребенок не мог видеть движение его губ, но при этом вслух произносил звуки, и ребенок молчал. Этот пример ярко демонстрирует, что дети правильнее реагируют на звуковой сигнал, если он сопровождается соответствующей зрительной информацией, то есть характерным для данного звука расположением артикуляционных органов. Следовательно, вокальная имитация первоначально развивается на основе имитации мимики. Ребенок, имитируя артикуляционную мимику взрослого, непроизвольно издает соответствующий звук.

Одной из важнейших моторных предпосылок для развития речи является сосательный рефлекс. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания интенсивно происходит развитие губных и языковых звуков.

Стадия 3. Лепет- от 5 до 12 мес.

В возрасте 4-5 месяцев в строении голосового аппарата ребенка происходят значимые изменения: появляется перегородка между полостями рта и носа; увеличивается в объеме полость рта. Это создает условия для более разнообразных движений языком и четкой согласованности между различными структурами голосового аппарата при произнесении звука.

Изменения, происходящие в строении артикуляционного аппарата младенца, обеспечивают возможность произнесения разнообразных звуков. Ребенок осваивает произнесение почти всех гласных и части согласных. Включение в вокализации согласных звуков приводит к образованию слогов, появляется лепет.

Типы лепета:

Простой лепет (5-7 мес.)— звукосочетания типа слогов, с более длительным произнесением гласного или согласного («ба», «да». «та»)

Канонический лепет (7-11 мес.) — повторение двух или трех одинаковых слогов

(«ба-ба», «па-па», «ба-ба-ба», «па-па-па»)

Слоговой или словесный лепет (9 мес.) — усложнение (в артикуляционном плане) звуковых комбинаций. Появлчяются сложные звукосочетания типа «гласный- согласный-гласный» («аба», «огу», «ата»,а также звукосочетания, начинающиеся с гласного или согласного( «бабаб», «татаб») и другие.

Стадия 4. Предслова и первые слова — от 10 до 12 мес.

Лепетное слово или предслово образуется во время лепета при соединении двух одинаковых слогов. К концу первого года жизни, наряду с лепетными словами, появляются первые истинные слова.

Отличие лепетного слова от истинного в том, что у лепетного слова отсутствует значение. Например, ребенок может обозначать словом «мама» и маму, и папу, и кошку. Истинное слово отличается от лепетного тем, что его звукоформа соответствует значению (Цейтлин,2000)

Некоторые рекомендации по развитию звуковой стороны речи на первом году жизни:

1. С первых дней жизни для младенца важно присутствие близкого человека, физический и эмоциональный контакт с ним. У здорового, в срок рожденного малыша количество времени, в течение которого он плачет, и интенсивность плача полностью зависят от близкого взрослого, ухаживающего за ним. Обращайте внимание на особенности плача малыша. Стремитесь создать для ребенка максимально комфортные условия — берите малыша на руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, понижая и повышая голос.

2. Соблюдайте режим кормления. Следите за тем, чтобы ребенок правильно захватывал соску у бутылочки, не отрывался от нее во время кормления. Нормализация процесса кормления является одним из основных условий правильного раннего речевого развития. Во время сосания ребенок осуществляет движение губами и языком, которые затем будут использоваться им при произнесении звуков. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания происходит развитие губных и язычных артикуляций.

3. Поощряйте произнесение ребенком звуков. Общаясь с ребенком, поощряйте любой произносимый им звук. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно возникнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра- основа для дальнейшего развития четкости и легкости произнесения звуков и слов, тренировка для речевого аппарата ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка сказки с движением

4. Для ребенка важно не только слышать обращенную к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, иметь возможность следить за движениями губ, изменяющейся мимикой. Если вы и ребенок в процессе взаимодействия фиксируете взгляд только друг на друге, то такое взаимодействие называется симметричным. При такой форме взаимодействия вы можете попробовать менять мимику лица, произносить звуки, четко их артикулируя. Ребенок будет подражать вам. Так как время, в течение которого ребенок может сосредоточить взгляд на вашем лице, очень непродолжительно — от 30 секунд до 2 минут,- постарайтесь использовать его с пользой для ребенка.

Симметричное взаимодействие — лучшая форма привлечения внимания ребенка. Именно при такой форме взаимного внимания младенец учиться произнесению звуков вслед за вами. Стремитесь строить свое поведение таким образом, чтобы ребенок был заинтересован в общении с вами. После шестимесячного возраста младенцы отдают предпочтение окружающей обстановке, а не лицу взрослого.

5. Разнообразьте звуковое окружение ребенка. Разговаривайте с ребенком, меняя интонации и высоту голоса. Наряду с вашим голосом младенцу полезно слушать и другие звуки. На короткое время (на несколько минут) включайте радио, но лучше не громко, а так, чтобы его звук был приглушенным.

6. Постоянное шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и радио, его речевое развитие замедляется. Младенец перестает издавать звуки, его голосовые реакции развиваются медленно и характеризуются бедностью звуков, звукосочетаний и интонаций.

7. Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук, используйте пальчиковые игры.

8. Развивайте у ребенка понимание речи. Проявите интерес к тем игрушкам, на которых фиксирует взгляд ребенок, а также вводите во взаимодействие с ребенком новые предметы (особенно это важно со второго полугодия его жизни, комментируйте свои действия. Показывая ребенку предмет и называя его, старайтесь продемонстрировать свойства этого предмета — так малыш лучше его запомнит. Старайтесь повторять такие «уроки» по несколько раз в день. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи.

Сопровождайте словесными комментариями все, с чем сталкивается малыш в процессе активного познания окружающего мира. Благодаря повторению определенных слов и демонстрации того, что они обозначают, ребенок постепенно будет запоминать их значение. Еще до того, как он сможет сам произносить слово, он уже будет знать его значение. Способность ребенка искать взглядом предмет, о котором его спрашивает взрослый, свидетельствует о том, что он начал понимать значение слова.

9. Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за вами.

10. Приучайте ребенка к выполнению простых указаний. Постепенно усложняйте задания. В ходе общения с ребенком вводите новые для него требования, четко выражайте свои просьбы, пожелания, указания с помощью конкретных слов, то есть ставьте перед ребенком речевые задачи.

11. Занимаясь с ребенком, развивайте и понимание речи, и произнесение слов. От ваших усилий зависит способность ребенка озвучивать свои желания или потребности. Если вы проявите настойчивость, побуждая ребенка к активному использованию речи, не станете потакать его желаниям, а на собственном примере продемонстрируете желаемый способ общения, вы добьетесь положительных результатов. Через некоторое время ребенок научится выражать свои желания и потребности с помощью речи.

12. Важным условием обучения ребенка правильному произношению звуков и слов является правильность речи взрослых. При общении с малышом учитывайте его речевые возможности. Требования, предъявляемые к речи ребенка, должны соответствовать его возрасту. При обучении ребенка нельзя перегружать его трудными для произношения и малопонятными словами.

Постарайтесь стать для детей хорошим учителями и помощниками на сложном и долгом пути овладения языком.

Источник