Что необходимо организовать на ранних этапах развития проблемного ребенка

Демографическая ситуация в настоящее время характеризуется низкой рождаемостью, высокими цифрами младенческой смертности и заболеваемости детей, падением естественного прироста населения. Учитывая экономические трудности сегодняшнего времени, самым приемлемым и самым эффективным путем снижения числа детей с нарушениями в развитии и повышения их социальной адаптации была бы организация ранней специализированной помощи. Исследования в области специальной психологии, педагогики доказали, что раннее начало целенаправленной коррекционной работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Максимально раннее коррекционное воздействие обусловлено прежде всего анатомо-физиологическими особенностями ребенка. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья человека. В этом возрасте отмечается становление всех морфологических и функциональных систем организма, происходят первые социальные контакты. Дети раннего возраста являются наиболее чувствительным колнтингентом населения. Кроме того, ранняя комплексная коррекционная помощь способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что, в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ адекватного поведения и социализации. Установление единства психологических закономерностей развития ребенка в норме и патологии позволили Л. С. Выготскому обосновать общую теорию развития личности аномального ребенка. Одним из важнейших достижений Л. С. Выготского является анализ соотношения процессов развития и обучения в детском возрасте, как в норме, так и при патологии, в раскрытии сложных динамических соотношений между ними, в доказательстве ведущей, стимулирующей роли обучения.

Учение выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого (в частности, детского) организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в нем, о зонах актуального и ближайшего развития и другие положения легли в основу организации специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни до трех лет) возраста, выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений Л. С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивного периода для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии (2).

Значительный вклад в создание системы абилитации (первоначального формирования) внесли зарубежные научные исследования по проблемам:

социально-эмоционального развития младенцев; влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие (Р. Болби, Д. Винникотт, М. Айнсворт и др.);

взаимодействия матери и младенца с оценкой их социального поведения (Ф. Фогель, Д. Н. Штерн и др.);

развитие младенцев у матери с психическими расстройствами и из группы социального риска – страдающими алкоголизмом, наркоманией, несовершеннолетних матерей, одиноких женщин с низким прожиточным уровнем (Т.М. Филд, Л. Беквит и др.).

Следовательно, обозначилась теоретическая основа, которую представляет большое количество исследований, посвященных различным аспектам поведения, физиологии и психического развития младенцев и детей раннего возраста, и которую .существенным образом пополнили работы отечественных специалистов (Мастюкова Е. М., Разенкова Ю. А. и др.).

Проведенные научные исследования зарубежных и отечественных ученых в области медицины, специальной психологии и педагогики убедительно доказали эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей. Уникальность этого возраста заключается в его особой чувствительности – сензитивности в формировании большинства специфически человеческих качеств и способностей. Практическое воплощение идеи создания системы ранней коррекционной помощи начинается с определения объекта воздействия. По мнению большинства специалистов, такая работа должна проводиться не только с детьми, имеющими определенные дефекты развития, но и при риске возникновения нарушений социальной адаптации в будущем. Главным инструментом выявления детей, нуждающихся в комплексной междисциплинарной помощи, должна стать система массового скрининга. При патологии развития на основе комплексного обследования необходимо оказание помощи совместными усилиями врачей, психологов, дефектологов, массажистов, диетологов, инструкторов по лечебной физкультуре и других специалистов. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить реализацию абилитационных мероприятий, а также обеспечить возможность некоторой части детей с ограниченными возможностями обучения в общеобразовательной школе. Существенный вклад работа с детьми раннего возраста вносит в коррекцию семейной ситуации.

Скрининг факторов риска проводится при первичном обращении родителей в генетическую или женскую консультацию. В период беременности при тщательном контроле за развитием плода в случае неблагоприятного течения будущей матери могут проводить предупредительное лечение. Также проводится выбор правильной техники ведения родов. В первые часы после рождения у ребенка обследуют состояние его органов, ткани, нервной системы. Все эти мероприятия от мониторинга состояния беременной женщины до выхаживания ребенка с нарушениями в развитии обеспечивают комплексный подход в проведении медицинского аспекта абилитации. В последние годы особую актуальность приобретает проблема отрицательного воздействия на нервно-психическое развитие детей алкоголизм и наркомания родителей. Являясь социальным злом, они приводят в действие чисто биологические механизмы. Вызывая тяжелые повреждения соматического здоровья и генетического аппарата будущих родителей, алкоголь и наркотики могут воздействовать на развитие и дифференцировку нервной системы в период грудного вскармливания, а затем как чисто социальные факторы – в процессе воспитания маленького человека. Следует заметить, что научно-технический прогресс способствует появлению целого ряда новых химических, радиационных воздействий, которые по-разному влияют на организм матери иребенка. Механизм действия негативных экологических факторов связан с развитием врожденных уродств и других генетических и токсических повреждений.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка подросткового возраста

Программа медицинской абилитации тесно связана с программой психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и в своей реализации учитывает вредоносные факторы развития ребенка: болезни матери, патологию беременности, патологию родов, появление всех первых признаков аномального развития. Весь этот анамнез должен быть собран тщательнейшим образом. Абилитационные мероприятия желательно проводить в домашних условиях в тесном контакте с матерью. В организации профилактических мер и лечебного ухода за ребенком большую роль играет семья и семейная обстановка. Следует иметь в виду, что абилитация ребенка должна носить комплексный характер. В ее реализации должны быть задействованы, как уже было замечено, многие специалисты: врач-педиатр, методист по лечебной гимнастике, логопед, психолог, социальный работник (педагог), которые обучают мать специальным коррекционным приемам выработки возрастных навыков у проблемного ребенка, вносят коррективы в предложенные упражнения.

При каждом дошкольном образовательном учреждении может быть организована группа кратковременного пребывания, где будет оказываться комплексная помощь ребенку раннего возраста с отклонениями в развитии, а также квалифицированная помощь его родителям.

Ранняя коррекция включает:

скрининг-диагностику всех новорожденных с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

целенаправленное наблюдение педиатром за темпом психофизического развития ребенка из группы риска по месту его жительства;

оказание психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с отклонением в развитии;

раннее начало систематической коррекционной работы.

Ранняя коррекционная работа решает основные задачи:

Развития, характерных для данного возраста психологических новообразований и ведущих видов деятельности (развитие общения, предметно-игровых действий, самостоятельности в быту, развитие восприятия и наглядно-действенного мышления, развития речи и т.д.);

создание условий для коррекции как общих, так и специфических отклонений в развитии (совершенствовать и развивать общие движения, ручную и мелкую моторику, способствовать социальному развитию, формировать предметную и предметно-игровую деятельность и т. д.).

Если ребенок младенческого возраста, то взрослый должен направлять свои усилия на удовлетворение потребностей ребенка в движениях, эмоциональном насыщении, в знакомстве с новыми предметами. Коррекционная работа с детьми младенческого возраста заключается также в обеспечении функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, в развитии подражания и эмоционально-делового общения, в активизации лепета.

С наступлением раннего возраста, что связано с изменением ведущих мотивов и ведущей деятельности, взрослый создает условия для развития у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональной назначенности (Что можно с ним сделать? В чем его значение?). Решающее значение имеет совместная предметно-игровая деятельность, которая является предпосылкой успешного развития высших психических функций: восприятия, речи, мышления, памяти, эмоций, мотивации; обогащается сенсорный опыт. Значимым компонентом содержания взаимодействия на данном этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я-сознание».

Абилитационную программу помощи следует вести в следующих направлениях: диагностическое, коррекционно-воспитательное. В диагностическом направлении ведущим является медико-психолого-педагогическое изучение ребенка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательной работы, с другой, — разработки индивидуальной программы развития ребенка с постоянной корректировкой программы. Следующее направление – коррекционно-воспитательное должно быть направлено на исправление и развитие компенсаторых механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а также на предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, формирование всех видов деятельности, характерных для данных возрастных этапов, поведения и личностных ориентиров. Коррекционно-воспитательное направление решает также задачи социализации, максимального уровня самореализации, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении. Коррекционные занятия ведут дефектологи, социальные работники, логопеды и носят как групповой, так и индивидуальный характер. Коррекционно-воспитательная работа проводится с психологическим сопровождением, для чего необходимо организовать комнату психологической разгрузки. Коррекционно-воспитательная работа проводится также в тесном контакте с медицинской абилитацией, которая включает медикаментозную терапию, физиолечение, электро-, свето-, лазеро-, магнитотерапию, водолечение, природотерапию, жемчужные ванны, массаж, диетотерапию, фитолечение, лечебную гимнастику. Регулярный врачебный контроль позволит вносить своевременные корректировки в программу индивидуального развития ребенка. Большое внимание должно уделяться развитию двигательных навыков малышей посредством мягких модулей: матов, горок-скаток, бревен, максимально использовать коррекционные игры с гигантскими мячами, мячами-модулями, сухие бассейны. Можно использовать также ходунки, качели, напольные манежи.

Читайте также:  Развитие звукопроизношения у ребенка с ффн

Отмечая ключевую позицию медицинских работников в профилактике детской инвалидности и предотвращения рождения ребенка с нарушениями в развитии, особенно на этапе раннего распознавания, комплексной диагностики и организации полноценного выхаживания младенцев с врожденными дефектами и относящихся к группе повышенного риска, следует обозначить главную роль педагогов-дефектологов, в частности, логопедов в системе абилитации.

Вопросы и задания:

1.Чем вызвана необходимость оказания ранней коррекционной помощи?

2.Почему работу по оказанию ранней помощи должна быть ориентирована на интердисциплинарный подход?

Дополнительная литература:

1.Кожевникова Е. В., Мухамедрахимов В. Ж., Чистович Л. А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» – первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. – 1995. — №4.

2.Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. — №1.

3.Разенкова Ю. А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. — №2.

4.Разенкова Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. — №3.

Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 3193; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9093 — | 7337 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Ранняя комплексная помощь — это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения:

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

2. Определение уровня развития ребенка’ и проектирование индивидуальных программ раннего образования.

3. Обучение и консультирование семьи.

Читайте также:  Дневник индивидуального развития ребенка в доу по фгос

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития).

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи.

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства, но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт, а именно:

— переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

— создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

— налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства;

— создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства, а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

— обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства, как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

— широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства;

— внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

— создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

— создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства;

— развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

Литература

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.

6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Интернет ресурсы:

1.https://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/n4_website.pdfhttp:

2. https://www.autism.ru/read.asp?id=24&vol=0 Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программ раннего вмешательства

3. https://gigabaza.ru/doc/69754-p13.html

4. https://www.studfiles.ru/preview/1722967/

5. https://studopedia.ru/8_113636_programmi-ranney-pomoshchi.html

6. ttps://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf

Источник