Развитие ребенка в первой младшей группе

Развитие ребенка в первой младшей группе thumbnail

Марина Сокуренко
Возраст первой младшей группы

Дети от года до двух посещают ясельную группу. Дети от двух до трех лет – первую младшую группу, а от трех до четырех – вторую группу. Средняя группа формируется из детей в возрасте от четырех до пяти лет, а старшая – от пяти до шести.

Необходимость деления детей на группы связана с различными возрастными особенностями – психическими, физическими, эмоциональными и т. д. В разные периоды в развитии детей уделяется внимание определенной ведущей форме деятельности, решаются свои задачи и развиваются определенные функции.

Если для воспитанников ясельной группы в первую очередь важны сенсорные способности, развитие речи, памяти и самообслуживания, то спектр навыков и умений воспитанников группы существенно шире.

В младшем возрасте ведущей деятельностью является игра, причем к концу третьего года жизни игра сюжетно-ролевая. Игра для ребенка — это и способ познания мира, и способ постижения навыков социального взаимодействия, и метод освоения норм и правил, принятых в обществе.

1 младшая группа — возраст детей от 2 до 3 лет, 2 группа – возраст детей от 3 до 4 лет.

Особенности воспитанников

• Происходит активное формирование речи, пополняется словарный запас, малыш учится строить предложения и к концу третьего года жизни может составлять небольшие рассказы, например, о том, как прошел его день;

• Формируется потребность в общении, причем как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Ребенок запоминает тех, кто ему симпатичен, выделяет их;

• Период от двух до трех лет считается переходным и кризисным. К концу младшего дошкольного периода ребенка начинает складываться характер и личность. Еще сильна привязанность к маме, но потребность к познанию и самостоятельности растет и выходит за пределы. Появляется фраза «Я сам!» и связанные с этим капризы и истерики;

• У детей этого возрастауже вполне отточены многие навыки: самообслуживания, действий с различными предметами, обучения и творчества;

• Также у детей этого возраста активно начинает развиваться воображение и способность фантазировать;

• В этот период детей интересует решительно все – почему облака не падают, почему тигр рычит и т. д. ;

• Основная деятельность – игра, действия с предметами. С помощью игровой деятельности дети могут развиваться и в умственном, и в психическом, и в эмоциональном плане. Неспроста игру называют ведущей деятельностью – она как бы ведет различные сферы развития ребенка за собой. Малыш сначала просто копирует с игрушками то, что видит вокруг себя, а в дальнейшем начинает разыгрывать роли, выполняет действия мамы, папы и т. д. ;

• Совершенствуется память – ребенок демонстрирует способность запоминать стихи, песни, потешки и считалки. Он может вспомнить даже случайно произнесенную взрослыми фразу, какие-то яркие моменты из недавнего прошлого;

• К началу третьего года жизни совершенствуются физические навыки, действия с предметами становятся более сложными.

Подытожим основные области, в которых развиваются дети в младшем дошкольном возрасте:

• Освоение окружающего мира и постижение социальных норм;

• Освоение основных навыков обихода;

• Развитие речи;

• Развитие логического мышления, памяти и воображения;

• Начинает складываться характер.

Соответственно, обучающая программа, которая разработана и внедрена для воспитанников младшей дошкольной группы, для детей этого возраста, должна быть направлена на развитие именно этих сфер жизни.

Во-первых, нравственное воспитание и первые этапы социализации должны проходить в рамках развития и формирования социального и эмоционального интеллекта. Должны формироваться такие эмоции как сопереживание, готовность помочь, уважение и отзывчивость по отношению к сверстникам, доброжелательность.

Во-вторых, в рамках освоения и постижения окружающего мира должны формироваться первичные представления об объектах – их форме, цвете, материале, свойствах. Таким образом, начинает складываться и воспитывается внимание, память, наблюдательность. Важно показывать картинки с изображением животных, предметов, изображение человека с указанием частей тела (голова, руки, ноги и т. д.).

В-третьих, в младшем дошкольном возрасте речь должна стать основным инструментом общения между детьми и между ребенком и взрослым. Это значит, что в возрасте двух-трех лет ребенок может понимать обращенные к нему просьбы и выполнять их, сам способен обращаться к взрослым и сверстникам, строить предложения их разных частей речи и с разной интонацией. С этой целью детям читают художественную литературу, разучивают с ними стихи и песни, а также используют наглядные средства обучения.

Далее, для развития художественного вкуса и эстетического воспитания важно знакомить детей с народным творчеством, воспитывать в них интерес к музыке, картинам, скульптуре. Причем, не только показывая им объекты творчества, но и вызывая у них интерес к рисованию (карандашами, красками, мелками, лепке (из глины, песка, пластилина, разучиванию песен и танцев и т. д.

Наконец, важно формировать в этом возрасте представление о здоровом образе жизни, а также способствовать гармоничному физическому развитию детей. В это время начинает складываться представление о возможностях тела, ребенок начинает увереннее двигаться, бегать, прыгать, лазать, играть с мячом, совершать действия с предметами и т. д. Важно показывать изображение человека и рассказывать о том, что умеют руки, ноги, для чего плечи, шея и т. д. Таким образом, формируется правильное представление о собственном теле, расширяется словарный запас. Часто изображение человека используют в сочетании с песней или стихом, что способствует лучшему запоминанию.

Для успешного усвоения ребенком программы формируется развивающая предметно-пространственная среда, которая оснащается различными дидактическими материалами (пособия, тетради, изображение человека, игрушками и книгами.

Источник

В разделе «Младшая группа» опубликованы материалы для детей раннего и младшего дошкольного возраста. 1-2 лет (ранний возраст, ясли), 2-3 лет (первая младшая), 3-4 лет (вторая младшая).
Конспекты занятий и прогулок, сценарии развлечений и досугов, дидактические игры и пособия. 

Читайте также:  Понятия развития и социализации личности ребенка

Группа раннего возраста. Знания и умения

Занятия, игры и развлечения для наших малышей.

Включает в себя разделы:

  • Подвижные игры в младшей группе. (2-4 года)

Показаны публикации 1-10 из 34505.
Все разделы
| Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Новое

Конспект занятия в ОДО для 2–4 классов «Как люди научились летать. Рассказ о первых самолетах и других летательных аппаратах» Конспект занятия в ОДО для 2–4 классов «Как люди научились летать. Рассказ о первых самолетах и других летательных аппаратах»
Рассказ о первых самолетах, как люди научились летать. Показов (воздушный шар, дирижабль. (2–4 классы) 11.04.2020 Группа №5 2-й год обучения (3 класс) 15.04.2020 Группа№4 2-й год обучения (2б класс) 24.04.2020 Группа №9 2-й год обучения (4 класс) Задание для дистанционного…

Конспект организации исследовательской деятельности дошкольников в первой младшей группе «Чудо-краски»
Конспект по организации исследовательской деятельности дошкольников в первой младшей группе (2 – 3 года. Тема: Чудо краски. Возрастная группа: первая младшая группа. Цель: Дать представления о красках (трех основных цветах «красный, желтый, синий») и их свойствах (возможность их…

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет — Мастер-класс «Лэпбук «Безопасность дорожного движения» для детей 2–3 лет»

Публикация «Мастер-класс «Лэпбук «Безопасность дорожного движения» для детей 2–3…» Мастер-класс «Лэпбук «Безопасность дорожного движения» для детей 2–3 лет»
Для создания лэпбука нам понадобиться: картон, самоклеющая плёнка 4 основных цветов, цветной картон, картинки по дорожному движению, раскраска, книжка, клей, фломастеры, изолента, файлы, конверты с кнопкой. 1.Склеиваем 4 листа картона в виде папки-раскладушки, затем обклеиваем…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий праздника для детей 2–3 лет «Выпускной бал у малышей»
«ВЫПУСКНОЙ БАЛ У МАЛЫШЕЙ» (сценарий праздника для детей 2-3 лет) Музыкальный руководитель МАДОУ «ДС «Мальвина» Христосова Наталья Сергеевна ФОНОГРАММА: «ДИНЬ-ДИНЬ, ДЕТСКИЙ САД» Дети входят в зал, останавливаются полукругом, лицом к зрителям. ВЕДУЩИЙ 1: Сияет солнышко светлей,…

Педагогический проект по экспериментированию «Маленькими шагами в прекрасный мир» для детей раннего возраста
Педагогический проект По ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Тематика: Формировать элементарные представления о предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы. Тип проекта: Практико-информационный, игровой. По…

Консультация «Речь детей раннего возраста» Консультация «Речь детей раннего возраста»
В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; на втором…

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет — Конспект занятия для детей 2–3 лет совместно с мамами на тему «Божья коровка»

Статья «Конспект занятия для детей 2–3 лет совместно с мамами на тему «Божья…»
Конспект занятия для детей 2-3 лет совместно с мамами на тему «Божья коровка!» Задачи: -Формировать у детей общее представление о жучке Божья коровка; -Развивать мелкую и крупную моторику; -Формировать математические представления «большой -маленький»; -Обогащать активный…

Консультация для родителей «Физическое воспитание детей 2–3 лет»
Группа: младшая (2-3 года) общеразвивающей направленности Для малышей в возрасте от 2 до 3 лет физическое воспитание особенно значимо. В ежедневном режиме дневной сон остается главным условием сохранения здоровья и работоспособности ребёнка. В 2-2,5 года он должен спать днем до…

Фотоотчет «Огород на окне» во второй группе раннего возраста Фотоотчет «Огород на окне» во второй группе раннего возраста
«Малыши лучок сажали. Урожаем угощали, Витаминов целый клад Приходите все к нам в сад» Мир вокруг себя дети познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Только познавая природу и ее законы, ребенок начинает сознательное и бережное отношение к ней. Малыши…

Занятие по аппликации в самоизоляции «12 апреля — день Космонавтики» для детей 4-х лет Занятие по аппликации в самоизоляции «12 апреля — день Космонавтики» для детей 4-х лет
Сейчас когда все и взрослые и дети находятся в самоизоляции, мы не забываем что вся страна 12 апреля отмечает день Космонавтики. Все с радостью откликнулись на мое предложение сделать :аппликацию, поделку, нарисовать рисунок, использовать любой подручный материал. Мы тоже…

Знания умения и навыки детей младшего дошкольного возраста.

ЗУН (знания, умения и навыки) детей в первой младшей группе сводятся к открытию всего неизвестного и интересного. Детки в возрасте 2-3 лет легко подражают манере общения взрослых и их отношению к окружающей действительности.

В это же время малыши 3-4 лет проявляют больше самостоятельности и настойчивости, в своих действиях используют любимое словосочетание «Я сам!»

Развитие речи

Примерно с двух лет ребенок начинает осмысленно называть близких по именам, себя обозначает от первого лица и уже ближе к трем годам варьирует окончаниями прилагательных. Понимает слова обобщения, но не всегда их употребляет. Потихоньку с трех лет дошкольник начинает кратко описывать любимый предмет, игрушку или лакомство. Взрослые в свою очередь помогают в общении с малышом, закреплять приобретенные навыки в беседе, наблюдении, играх. С 3-4 лет оттачиваются навыки четкого произношения звуков, сложность вызывают Р., Ш., Щ. Малыши составляют простые предложения и упражняется в составлении сложных.

Интеллектуальное развитие.

В период с трех до четырех лет ребенок умеет воспринимать зрительные образы и учится оформлять речью свои наблюдения. Педагогами используются множество предметных и сюжетных картинок с целью выделить характерные особенности и признаки изображений. Дошкольники этой возрастной группы учатся сопоставлять свойства предметов по цвету, размеру, форме, различать времена года по основным признакам (снег — зима, желтые листочки — осень).

Культурно-бытовые навыки.

Поступая в детский сад, не все дети успели распрощаться с подгузниками, и не имеют привычки проситься на горшок. Связано это в первую очередь с тем, что в действиях малыша не хватает осознанности. В период с 2-3 лет малыш должен развить привычку пользоваться горшком, взрослые регулярно напоминают и помогают в этом малышу. К четырем годам дошколенок учится одеваться самостоятельно без помощи взрослого.

Читайте также:  Буклет для родителей развитие речи ребенка в семье

Источник

Екатерина Владимировна Кучеренко
Особенности речевого развития детей первой младшей группы

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основная форма педагогического процесса в детском саду — НОД (в данном случае по речевому развитию). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, которые они приобрели практическим путем или получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

Какая же деятельность может обеспечить развитие активной речи ребенка?

Прежде всегосовместная деятельность взрослого с ребенком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для малыша поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи.Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер: ребенок говорит лишь то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Следовательно, организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагогунеобходимо быть готовым к импровизации, к встречной активности ребенка. В процессе совместной деятельности у ребенка постепенно формируется позиция младшего партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить некоторые особенности детей раннего возраста:

• им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

• их внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

• их поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

• им свойственна подражательность, легкая внушаемость;

• у них преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление[1].

Воспитатель обязан помнить, что при решении задач речевого развития детей раннего возраста деятельность, которую он организует,должна быть:

— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта) и ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

—процессуальна (дети раннего возраста испытывают большуюпотребность в развитиинавыков в бытовых процессах: им нравится сам процесс умывания, одевания, приема пищи и т. д. Для развития активной речи ребенка воспитателю необходимо сопровождать действия ребенка словами, побуждать его к их проговариванию).

В своей работе по развитию речи детейраннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

— наблюдение и элементарный труд в природе;

— сценарии активизирующего общения;

— разговор с самим собой, параллельный разговор;

— игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

— слушание художественной литературы с использованием красочных картинок;

— инсценирование и элементарную драматизацию литературных произведений;

— игры на развитие мелкой моторики рук;

— дидактические игры и упражнения;

— бытовые и игровые ситуации;

— элементарное экспериментирование;

— средства устного народного творчества [4].

Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности, поэтому мы расскажем о тех, что, на наш взгляд, наиболее интересны и действенны.

Игра — ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Игра, отвечая естественным потребностям ребенка, способствует нормальному развитиюего познавательных процессов: восприятию, мышлению, речи, памяти, воображению.

Учиться, играя! Эта идея всегда увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребенка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, отношение к нему взрослого. Именно взрослым принадлежит ведущая роль в речевом развитии малыша: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Для обучения через игру созданы дидактические игры. Мы проводим их с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные).Игровые действия позволяют активизировать имеющийся запас слов ребенка:малыш попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек»,мы помогаем своим воспитанникам закреплять знания о названии одежды, столовой посуды, активизируя и обогащая их речь.

Используя настольно-печатные игры «Парные картинки», «Лото» и т. д. ,мы формируем речь детей, закрепляем их знания о растениях, животных и их детенышах, овощах и фруктах. Таким образом, в процессе накопления существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные).

Манипулируя с игрушками в процессе игры,обозначаем действия: идет, спит, кушает т. п., т. е. учим детей употреблению глаголов. С помощью игр «Больше — меньше», «Чудесный мешочек» формируем умение детей видеть особенности предметов и выделять их характерные признаки и качества, закрепляя знания о цвете и величине, обогащая словарьмалышей прилагательными.

Читайте также:  Карта развития ребенка раннего возраста

В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для обогащения и активизации словарного запаса малышей используем дидактические упражнения «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Обогащаем словарь детей и с помощьюдидактических игр «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришел», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит». Таким образом, дидактические игры — это обучающие игры, которые способствуют уточнению и обогащению словарядетей раннего возраста,активации их речи.

Создание эмоционально-благоприятной ситуации помогает вызвать у ребенка желание активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра способна создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

Следовательно, театрализованная игра, оказывая большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует его активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). Разумеется, в таких играх тема, содержание и последовательность отображаемых явлений не определяются заранее взрослыми, а основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми.

Первые совместные игры воспитывают в детях чувство коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступая в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Парикмахерская», «На приеме у врача», мы знакомим ребят с названиями профессий, учим брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причесывать, лечить, делать уколы и т. д.). Изначально дети подражают тому, что им показываешь, затем начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаем детей к называнию предметов, которые они используют, проговариванию действий, которые они выполняют.

Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.

Проводя подвижные игры с текстом,мы используем соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаем к повтору текста. Обязательно вовлекаем в игру и застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, они учатся общаться с окружающими. В подвижных играх для принятия сюжета малышом мы даем характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаем правдивую игровую ситуацию.

Развивающая предметно-пространственная среда способствуетне только творческому, но и речевому развитию детей на основе игровой деятельности. Эта среда обеспечивает игровую деятельность, а также призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом. Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы с его помощью ребенок в любое времямог легко включиться в игровую ситуацию.

Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Кроме того, игровая деятельность выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребенком.

Работу по приобщению детей к играм мы проводим и среди родителей. В уголке для родителей выставляем папку с играми, где сообщаем цель и ход игры. На формирование детских интересов заметно повлиялоположительноеотношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями. Родители прислушиваются к нашим консультациям, часто сами обращаются за советом. Такой диалог между воспитателями и родителями способствует доверительному общению родителей с детьми.

Работа, систематически проводимая в детском саду и подкрепляемая дома, дает положительный результат. Уже можно отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договориться об использовании игрушек. Участие воспитателя в игре теперь вполне естественно.

В заключение необходимо отметить, что мы постоянно работаем с детьми младшего дошкольного возраста и в конце учебного года свои результаты предоставляем воспитателям старших групп, к которым переходят наши воспитанники.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте[Электронный ресурс]. —

Режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/konsultac13.htm#_ftnref1

2. Арушанова,А. Г. Речьиречевоеобщениедетей: книга для воспитателей детского сада. — М.:Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

3. Карпухина,Н. А. Конспектызанятийвпервоймладшейгруппе детского садапрактическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж, 2007. — 207 с.

4. Колычева, Т. И. Развитие речи детей раннего возраста на занятиях ив повседневной жизни[Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac146.htm

Источник