Развитие ребенка в обществе человека

Развитие ребенка в обществе человека thumbnail

Появившись  на свет, каждый человек (индивид)  начинает  постепенно  усваивать  человеческую  культуру,  приобретать  свои  особенности, входить  в  общество, самоутверждаться  среди  других  людей  и  становиться  личностью – т.е., происходит  его  социализация, которая  включает  в  себя  следующее:

—         приобщение к  культуре;

—          обучение  и  воспитание;

—         взаимодействие  с  другими  людьми;

—         освоение  им  ценностей   норм общества, различных   социальных  ролей  и  видов  совместной  деятельности;

—           приобретение  определенных  прав  и  обязанностей  взглядов,  привычек   и т.д.

В результате  человек  из биологического  существа  постепенно  превращается  в  существо  социальное, способное  жить  и  действовать  в  обществе.

Социализация  начинается  в  самом  раннем  детстве  и  не  прекращается  по  существу  до  глубины  старости.

В  раннем  детстве  закладывается  основа  человеческого характера, начинают  формироваться  определенные  черты  его  личности. Никогда  потом  ребенок  не  меняется  и  не  развивается  так  стремительно, как  в  первые  3-4 года. За  это  время  он  совершает  громадный  скачок  от  бессмысленного  создания, умеющего  только  пищать, сосать  соску  и  пачкать  пелёнки, к  человеку, конечно, маленькому  еще  и  беспомощному, но  обладающему  уже  всеми  человеческими  качествами: разумом, речью, чувствами, стремлением  к  познанию  и  даже  творчеству. В  применении  к раннему  детству  психологи  и  ученые  чаще  произносят  слово   «старт» и  придают  ему  все  большее  значение. Некоторые  ученые   считают, что

«половина  общего  развития  умственных  способностей  человека  происходит  в  течение  первых  четырех  лет  жизни, 30 % – между  четырьмя  и  восемью  годами, а  остальные  20%   – между  восемью  и  семнадцатью.

Маленький  человек  ко  всему  присматривается  с  жадным  вниманием, он  чрезвычайно  наблюдателен, все  схватывает  на  лету, все  подличает, старается  как – то  «переварить»  и увязать  в  своей  голове, чтобы  разобраться  в  окружающей  действительности.

Глядя  вокруг, он  день за  днем  вырисовывает  для себя  картину  мира, решает, что  важно, а  что нет, что  хорошо, а  что  плохо, как  следует  вести  себя  в  той  или  иной   ситуации.  Воспитывая  малыша, важно постоянно  помнить, что  он  рядом, все  видит  и  слышит; помнить, что молчаливый  собственный  пример  вдесятеро  важнее, чем  самый  умный совет, чем  самые   красноречивые   словесные   поучения. Слова  могут,  что  называется,  пролетать  мимо ушей (особенно, если  все  время  надоедливо  твердить  одно  и  тоже), а  поступки  окружающих  врезаются  в  сознание  прочно  и  глубоко. Социализация в детстве  и  главным образом  в  семье, характеризуется  наибольшей  глубиной  эмоциональных  связей.       Воздействие  семьи  во  многом  определяется  последующее  участие ребенка  в  жизни  общества.

Другим  важным фактором  социализации личности  является  творчество.

« Творчество  является  уделом  всех  в  большей  или меньшей  степени, оно  же  является  нормальным  и  постоянным  спутником   детского  развития»   (Л.С. Выготский). Одним  из  основных  условий развития  творческой  личности  ребенка  является  игра  и  творческая  деятельность. Благодаря  творчеству  люди совершенствуют  себя  и  окружающий  мир. Создание  субъективно  нового  в  процессе  деятельности  порождает  оригинальные  идеи,  и  при  этом  возникают  нестандартные  способы  деятельности  и  человек  включается  в  процесс « познавательной  самодеятельности».

Важную  роль  на отдельных  этапах  становления  и развития  личности  ребенка  оказывают  детские  общественные  объединения. Влияние  их является  временным  и  продолжается  на  протяжении  всего  нескольких  лет.  Но годы  эти  приходятся  на самый  важный  период  жизни  человека.

Центры  детского  творчества  и  другие   УДО  ориентированы  на  реализацию  процесса  социализации  детей и  подростков. Способности  детей  формируются  и развиваются  в  деятельности. Поэтому для  развития  способностей  необходимо  включать    ребенка  с  ранних лет  в  доступную  его  возрасту  деятельность. Уже  в дошкольном  возрасте  дети  учатся  рисовать, заниматься  лепкой, учатся  правильно  петь  и  узнавать  мелодии, чувствовать  их  ритм.

Одна  из  задач  системы  воспитания – всестороннее развитие  способностей  детей.  Для  того, чтобы творческая  деятельность  положительно  влияла  на  развитие  способностей  она  должна  удовлетворять  некоторым  условиям:

1. Деятельность должна   вызывать  у  ребенка  сильные  и  устойчивые  положительные  эмоции, удовольствие.

2. Деятельность  ребенка должна  быть  по  возможности  творческой.

3. Организовать  деятельность  ребенка  так, чтобы  он  преследовал цели, всегда  немного  превосходящие  его  наличные  возможности, уже  достигнутый  им  уровень  выполнения  деятельности.

В  подростковом возрасте  ведущей  становится общественно – полезная, социально – значимая, индивидуально – личностная  деятельность. Именно  она  является  способом  самоутверждения  для  подростка.

В связи  с  этим  передача  социального  опыта  должна  осуществляться  в  объединениях  УДО  посредством  организации  совместной  общественно – полезной  и  культурно – досуговой  деятельности   детей  и  взрослых (экологическая, познавательная, техническая, спортивно – оздоровительная, эстетическая, прикладная).

Ведущий  тип  деятельности подростков  должен  быть организован  как творчество, в  процессе  которого  развиваются  их  способности. Основной  мотив   такой  деятельности – социальное  самоутверждение  среди  сверстников  и  взрослых. Участвуя  в сознательной  деятельности, подросток  решает  жизненно  важные  задачи: познает  себя, утверждается  в  среде  сверстников, определяется  в  плане  будущей  профессии, создает  круг  своего  общения  с  окружающими. Деятельность  подростка  в  объединении, где  собираются  близкие  по  духу  люди, способствует  самораскрытию  внутреннего  мира личности,  выявлению  в  нем  главного,  устойчивого,  и  внешнего —  того, от чего  можно  отказаться. На  занятиях  в  объединениях  происходит  знакомство  ребенка  с  ценностями  культуры, с  учетом  его  личных интересов, национальных  особенностей, традиций  его  микросоциума. Так  появляется  возможность  «погружения»   в  культуру.

Читайте также:  Гленн доман гармоничное развитие ребенка содержание

На  занятиях  в  объединении  не  должно  творчество  подменяться  простой  учебной  работой  по  образцу  «делай, как  я». Педагог  д.о.  всей  своей  деятельностью  должен  побуждать  ребенка  к  творчеству. Нередко в  общении с  детьми  преобладает  авторитарный  стиль – все  держится  на  голосе  педагога. Необходимо  обращать  внимание  на  манеру  держаться, этические  нормы  поведения, правильную  и  образную  речь. Все  это, в конечном  счете, достигается  каждодневной  работой  над  собой, повышением уровня  образования  через  самообразование. 

Творческая  деятельность  в  большой  мере  способствует     социализации. В  процессе  творческой  деятельности  школьник  приобретает  качества, необходимые  ему  для  жизнедеятельности  в  обществе.

Активная  преобразующая  деятельность  учащихся  во  внешкольной  среде – реальная  сфера  проявления  социально  активной  позиции  личности, а  её  общественные  организации  и  коллективы   – реальные  и  социальные  явления, поле  тренировки  социально  — общественного  поведения  учащихся.

Источник

 РЕБЁНОК   И  ОБЩЕСТВО

Отношения с другими людьми зарождаются  и  наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения  ребенка  в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Как показали исследования, на разных этапах генетического развития ребенка, главная коммуникативная потребность изменяется и усложняется. Так, у детей 2 – 4 лет главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в одновременных и одинаковых действиях детей. У детей в возрасте 4 – 6 лет возникает потребность в совместной деятельности со сверстником. В возрасте 6 – 7 лет складываются устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Проблема в том, что дети эгоцентричны, как правило, в отношении к другим людям у них часто преобладает значение собственного «Я».

Задача педагога, взрослого помочь ребенку — дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, научить осознанно, воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также выстраивать отношения во взаимодействии.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Маленький человечек сталкивается с многообразием окружающего мира: предметами, событиями, людьми. Родители знакомят его со всем тем, что его окружает. Взрослые всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам и явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов и речи. Познавая окружающий мир, ребенок, получает эталоны отношений, проявляет выраженное и избирательное отношение, как к предметам, так и к людям. Четко ребенок выделяет из окружающих ему людей своих близких, проявляя свое эмоциональное состояние, дает понять близким, что ему нравится, что сердит.

В последние годы происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. На это влияют многие факторы: с одной стороны стрессовые ситуации, проблемы взрослых, низкий жизненный уровень, а с другой стороны — технологизация жизни. Все больше появляется детей с нарушением в психо-эмоциональном развитии, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность и тревожность.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или выплеснуть свою агрессию на сверстников.

Главная цель моей деятельности — способствовать психическому и личностному росту ребенка, создание эмоционального благополучного настроения в группе.

Но воспитателю нужна ещё и помощь родителей, ведь мать и отец – первые и главные воспитатели. Они учат детей понимать людей и ценить жизнь. Они передают детям лучшее. Общество – это огромный дом, сооружённый из маленьких кирпичиков – семей. А крепкие кирпичики – это крепкий дом.Интересы отца и матери должны быть направлены на общую цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми.

Родственные чувства становятся для детей школой личных душевных свойств. На этих чувствах дети учатся любви, дружбе, подчинению и руководству, учатся быть мужчиной и женщиной.

Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.Чувства, на которые опирается хорошая семья хороших людей, похожи на строительные кирпичики счастья, и из них можно создать островок «домашнего рая». Семья может быть главным месторождением счастья в нашей жизни, но при одном условии: относиться к другим как к себе, стараться давать другим и себе это счастье.

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Читайте также:  Развитие ребенка английские буквы карточки

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Читайте также:  Что считаете наиболее важным в развитии ребенка

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник