Что считаете наиболее важным в развитии ребенка

Что считаете наиболее важным в развитии ребенка thumbnail

Мы мечтаем о том, чтобы вырастить детей успешными людьми. Прилагаем для этого все усилия: покупаем им лучшие игрушки, отводим как можно раньше на развивающие занятия, потом — заставляем зубрить уроки, взращивая «компьютер» с большим объемом информации, а не личность. Ведь нужно хорошо учиться в школе, потом поступить в престижный вуз, иначе как можно преуспеть в жизни? Хотя в глубине души чувствуем, что не в одной учебе тут дело. Тогда в чем же? В генах, судьбе, везении?

AdMe.ru проанализировал советы многих ученых и психологов и вывел всего три качества, которые принесут вашему ребенку успех в жизни.

Кто из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос заурядным, бедным человеком без большой цели в жизни? Пожалуй, таких родителей нет. Все хотят, чтобы дети стали более успешными, богатыми и счастливыми, чем мы сами. Так что же нужно для того, чтобы малыш рос уверенным в себе, умным и свободным человеком?

Есть много научных исследований на тему успеха, подтверждающих, что врожденные способности, интеллект и наследственность играют далеко не главную роль в жизни. Экономист Джеймс Хекман подтвердил эту теорию: он доказал, что показатель IQ практически не влияет на финансовое благополучие. А вот усердие, настойчивость и способность сотрудничать, напротив, имеют решающее значение. Однако воспитанию этих навыков не принято уделять должного внимания. Но в наших силах все изменить. Вот три главных навыка, развитием которых надо заниматься сегодня, чтобы завтра наши дети преуспевали в жизни.

1. Умение общаться с окружающими

Ученые из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка провели любопытное исследование. Они наблюдали за жизнью около 700 американских детей, начиная с ясельного возраста и до 25 лет, чтобы проследить связь между их социальными навыками в детстве и успехами во взрослой жизни.

Оказалось, что общительные малыши чаще, чем их замкнутые сверстники, добивались успеха в жизни: в большинстве случаев они окончили колледж, получили к 25 годам хорошую работу и не имели судимостей.

Вероятно, причина в том, что социально развитые дети могут спокойно находить язык с окружающими, избегать конфликтных ситуаций, быть полезными другим людям и уважать их чувства.

Причем умение общаться не сводится только к умению говорить. Автор бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови называл умение общаться — то есть не столько говорить, сколько стараться понять собеседника — самым важным умением в жизни человека. «Когда мы не спим, мы почти все время общаемся. Но подумайте вот о чем: мы тратим годы на то, чтобы научиться читать и писать, годы на то, чтобы научиться говорить. А как насчет слушания? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться слушать?»

Важно научить ребенка с уважением относиться к другим, уметь избегать конфликтных ситуаций и не быть эгоистичным. Этот навык пригодится ребенку еще в песочнице: дети, которые умеют договариваться, не будут лезть в драку за чужую лопатку, а придумают, как можно играть вместе на общую радость.

В школе такой ребенок не будет получать «неуды» за поведение и лишний раз портить отношения с учителями и сверстниками. А в случае неуспеваемости по какому-либо предмету просто попросит о помощи одноклассников.

Что тут говорить о взрослой жизни, где обладатели научных степеней зачастую не могут достичь успеха и хорошего дохода из-за своей замкнутости, неумения общаться и работать в команде. А более активные, пусть и не всегда отличающиеся высоким IQ люди занимают серьезные должности и становятся руководителями.

При этом важно помнить, что успех вовсе не измеряется одной лишь работой. Он складывается из многих факторов, главным из которых часто называют поддержку близких людей. Человек считает себя успешным, когда он становится профессионалом в своем деле, заводит крепкую семью и поддерживает отношения с друзьями, которые разделят с ним радость и поддержат в трудные периоды. А без развитых коммуникативных навыков завести близкие отношения бывает нелегко.

2. Целеустремленность

Известный американский психолог и писательница Анжела Дакворт, автор книги «Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей» считает главным в обретении успеха именно страстность и настойчивость в отношении долгосрочных целей.

Ее труд ярко проиллюстровал пословицу «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Вместе со своей исследовательской группой профессор Дакворт потратила несколько лет на наблюдение за кадетами в военной академии Вест-Пойнт, участниками конкурса орфографии, учителями и менеджерами по продажам. Целью исследования было предугадать, кто и благодаря чему окажется успешным в своем деле. У всех этих таких непохожих, на первый взгляд, людей, связанных с разными сферами, было нечто общее. И это не красота, сила или высокий IQ — это то, что профессор Дакворт назвала словом grit, или «твердостью характера».

Врожденные способности и талант почти никак не связаны с реальными достижениями во взрослой жизни, уверена психолог. А настоящий успех приносят целеустремленность и упорство. И помимо многолетнего исследования, существует множество примеров из жизни, когда целеустремленный середнячок достигает более высоких результатов, чем неорганизованный и ленивый человек с задатками гения.

3. Творческое мышление

Альберт Эйнштейн сказал: «Успешный человек — всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение — беспредельно».

Именно творческое мышление помогает нам находить порой неочевидный выход из самых трудных ситуаций и решать проблемы, которые нам подбрасывает жизнь. А это уже половина успеха.

Никто не знает, как будет выглядеть работа будущего, но ясно одно: она будет отличаться от нашей. Креативное мышление позволит нашим детям быстро ориентироваться на рынке труда, идти в ногу со временем и, возможно, создавать свои рабочие места.

Каким образом вы воспитываете в своем ребенке стремление к успеху? Нужно ли это делать вообще? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Иллюстратор Yekaterina Ragozina специально для AdMe.ru

Источник

ВАЖНОСТЬ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с большой скоростью. В первые дни жизни малыш уже умеет улыбаться, узнаёт голос папы и мамы, спустя несколько месяцев он уже держит головку, переворачивается на животик, ползает, ходит… Он настолько быстро развивается, что родители не успевают удивляться возможностям своего малыша. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, умным и всесторонне развитым человеком, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое раннее развитие ребенка и для чего оно необходимо?

Потенциальные возможности ребенка исследовали многие педагоги и психологи.Развитие детей раннего возраста имеет огромное значение для дальнейшего развития. По мнению, многих исследователей характер и способности закладываются в раннем возрасте, а не даются человеку с рождения. Умственные способности ребенка закладываются от рождения до 3-х лет, так как это период развития мозговых клеток. Стимулируя головной мозг ребенка в раннем возрасте можно достигнуть потрясающих результатов. Мозг только родившегося малыша чист как лист бумаги. И только от окружающих близких ребенка зависит, что появится на этом листе и каким одаренным будет ребенок. В период от рождения до трех лет в мозге наиболее активно осуществляются связи между клетками, и мозг достигает около 80 % потенциала взрослого человека. К четырехлетнему возрасту начинают работать «фронтальные доли» мозга, отвечающие за мышление, творчество, чувства, потребности, при этом они основываются на том, что сформировалось в мозге до этого возраста.

Раннее развитие малыша – это формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем. Ранним развитием считают период, во время которого человек развивается быстрей всего. Это возраст од рождения и до 7 лет. В этот период времени малыш учится всему, схватывает всё на лету и узнаёт этот мир, такой интересный и прекрасный. Маленький мозг способен запоминать очень много информации без особых усилий. Кроме этого, в возрасте до 7 лет открываются способности у малыша к определённому виду деятельности, формируется его личность, характер и умственные способности.

Поэтому очень важно развивать его способности, для этого и существует раннее развитие ребенка. Учёные долго исследовали возможности маленького человека и сделали вывод, что 70% навыков формируется именно в младенчестве. Кроме этого, был проведён ряд социологических исследований. В их следствии было выяснено, что потенциал детей, с которыми занимались в раннем возрасте гораздо выше, чем у тех, развитием которых родители не занимались до 7 лет.

Читайте также:  Маршрут индивидуального развития ребенка дошкольника по фгос образец

Кроме этого, учёные изучили биографию известных людей, гениев в той или иной сфере, и было выяснено, что с ранних лет с ними работали и развивали. Поэтому, как гласит поговорка: «гениями не рождаются, ими становятся». Каждый может вырастить со своего малыша гения. Каждый ребенок особенный, талантливый и неповторимый.

Как мы видим, раннее развитие – это незаменимая часть жизни, без неё будет трудно открыть таланты вашего малыша. С первых дней жизни мама даёт своему ребенку заботу, внимание и базовые навыки поведения. После 2 лет малыша можно записывать на специальные курсы раннего развития. Такие занятия помогут открыть и развивать таланты ребенка, учится взаимодействовать с другими детьми и развивать своё «Я». Дети – самое главное в жизни, занимайтесь со своими детьми, и они обязательно вырастут умными и образованными людьми.

Период раннего возраста у детей очень важен. Развитие детей раннего возраста предполагает не сотворение гения, а закладку фундамента для дальнейшего образования, чтобы у ребенка был физически здоровый организм, пытливый ум и сообразительность.

Источник

В этой статье мы расскажем о плюсах и минусах занятий по раннему развитию ребенка.

Что такое раннее развитие ребенка? 

Сегодня в каждом городе можно увидеть школы и центры, которые занимаются ранним развитием ребенка. Но далеко не все понимают, что означает понятие «раннее развитие детей». Оно взяло основу из определения «раннего детства» – это возраст малыша от 1 до 3 лет, хотя некоторые также относят к нему и период младенчества до 1 года. 

Раннее развитие – это организованный процесс обучения ребенка в возрасте до 3 лет, который позволяет получить ему определенные знания, овладеть новыми навыками, необходимыми для успешного процесса взросления. 

Заблуждения по поводу раннего развития ребенка. 

Конечно, многие считают, что обучение в центре полезно его чаду, там он учится чему-то новому и повышает свой интеллектуальный уровень. Но поскольку многие не знают, как проходят обучение и процесс воспитания, формируются определенные мифы. 

Заблуждение 1. В детских центрах учат определенному навыку (рисованию, чтению, счету, пению и т.п.). 

На самом деле педагоги занимаются всесторонним обучением ребенка: его учат речи, математике, творчеству, а разнообразие занятий позволяет поддерживать интерес у малышей, что положительно влияет на их развитие. 

Заблуждение 2. Для обучения используются специально разработанные методики. 

Развитие детей подразумевает не только учебу, дети могут получать новые знания и навыки с помощью игр, чтения сказок и даже простого общения. 

Заблуждение 3. Посещение школы раннего развития лишает ребенка детства, оно не нужно, поскольку его всему научат в детском саду и в школе. 

Это мнение совершенно ошибочно. В подобных центрах дети получают отличную возможность обучаться в дружеской атмосфере, общаться со сверстниками, там проводятся специальные игры, чтобы малыш не заскучал. Дети не воспринимают центр как место для обучения, для них это кружок, где можно весело провести время. 

Почему так важно раннее развитие ребенка? 

Считается, что в первый год жизни мозг ребенка развивается примерно на 50%, а к трем годам – уже на 80%. Именно поэтому малыш нуждается в обучении в таком возрасте. Задача раннего развития заключается не в том, чтобы он научился читать или считать, а в том, чтобы развить его естественные способности. В этом возрасте обучение состоит в улучшении памяти, концентрации, внимания и наблюдательности. 

Раннее развитие поможет ребенку в дальнейшей жизни: ему будет проще обучаться, он будет быстрее адаптироваться ко внешним условиям и легче находить общий язык со сверстниками. 

Стоит ли отдавать ребенка в центр раннего развития? 

Отличным вариантом будет посещение школы раннего развития малыша совместно с родителями. Ребенок будет чувствовать поддержку, не испугается новых людей. Потом постепенно, освоившись, малыш сможет оставаться на занятиях без мамы. Ни для кого не секрет, что ребенок, который проводит время постоянно только наедине с мамой, потом сложнее общается с другими людьми. Когда дети, не посещавшие школу, идут в садик, они сильно переживают, нередко плачут и просятся домой к маме. 

В центре же ребенок постепенно начинает привыкать к новым людям, к общению. Занятия в группах раннего развития ребенка, как правило, проходят несколько раз в неделю по 1-2 часа. Такое расписание будет комфортным для малыша, он понемногу привыкнет проводить время без мамы, поэтому после быстрее адаптируется в садике. 

Для хорошего развития ребенка ему необходимо внимание: проводите время с малышом, играйте в развивающие игры, почаще общайтесь, водите на занятия в центр раннего развития, где он сможет пообщаться со сверстниками и получить новые знания.

Источник

У меня в голове давно крутятся вопросы по поводу развития и воспитания детей. Они касаются не раннего развития, не конкретных методик, а скорее более глобальные. Мне очень интересно узнать и обсудить ваше мнение по такому вопросу:

В чем вы видите цель развития детей (в том числе раннего)? Чему бы вы хотели научить детей, какие навыки привить какими бы вы хотели их видеть, что пригодится им в жизни (по вашему мнению)?

Зачем отвечать на этот вопрос? Не знаю как у вас, а у меня после прочтения кучи книг, статей, блогов в голове просто каша из мыслей по поводу того, как и чем лучше заниматься с детьми в разном возрасте, как научить их тому-этому. Часто я слышу мнение, что нужно просто любить детей, проводить с ними много времени, интересоваться их жизнью. Кто ж с этим спорит-то? Это основа всего. Но кроме основы хочется дать детям больше. Мне кажется, что ответы на эти вопросы помогут прояснить, ЧТО мы хотим дать детям, а уж потом методом проб и ошибок придет и понимание того, КАК это лучше сделать.

Под катом мои размышления о том, какие качества я бы хотела видеть/развивать в своих детях. Мне очень интересно узнать, что вы считаете самым важным в воспитании и развитии своих детей.

А вот и список (все приводится вразнобой без учета важности):

умение обращаться с деньгами (разумно тратить, экономно относиться, откладывать, уметь планировать бюджет, в идеале — уметь инвестировать)

высокий уровень культуры, в том числе в отношениях с людьми (речь идет не о горячей любви к музеем-театрам, а, скорее, о поведении в жизни. Так неприятно видеть мусор на улицах, мат на стенах домов, грубое отношение к людям. Мне хочется, чтобы это не было нормой в жизни моих детей)

оптимизм, вера в собственные силы и умение справляться с негативом (мне это кажется ключевыми навыками для счастливой жизни)

Читайте также:  Подготовка к раннему развитию ребенка

доброта, отзывчивость, крепкие семейные узы

умение управлять своим временем, ставить цели, планировать их достижение, а главное — действовать

любовь к спорту, умение и желание поддерживать здоровый образ жизни

самоуважение, адекватное чувство собственного достоинства, не перерастающее в высокомерие (на мой взгляд, для женщины это очень важно. Самоуважение не позволит девочке выглядеть неряшливо, поможет правильно реагировать на злобную критику и, главное, не позволит ей в будущем быть с мужчиной, который бьет или морально унижает ее)

брать на себя ответственность за свою жизнь, свои поступки, свои отношения с окружающими

умение отстаивать свое мнение и постоять за себя в случае необходимости

проявлять гибкость и уметь адаптироваться под ситуацию (этот пункт в моем понимании не противоречит предыдущему. В каких-то ситуациях можно адаптироваться, в каких-то отстаивать свое мнение. Главное — оценить последствия и выбрать вариант, который принесет большую пользу)

умение разбираться в людях, видеть за словами истинные причины и намерения.

умение дружить — заводить друзей, поддерживать дружбу, расставаться с друзьями, которые тормозят рост и развитие (это звучит кощунственно, знаю, но после прочтения книги Н.И.Козлова «Простая правильная жизнь» я осознала, что с некоторыми людьми нужно расставаться, даже если дружили с пеленок)

умение нравиться людям (на всех не угодишь, это понятно, да и не нужно нравиться абсолютно всем. Но в некоторых ситуациях умение «включать обаяние» крайне полезно)

умение незаметно применять в жизни психологические приемы (это спорный вопрос. Я вижу полезность такого умения, но с другой стороны, и вреда может быть не мало, в том числе манипулирование окружающими. Думаю, прежде чем обучать этому детей, нужно сформировать тот самый «высокий уровень культуры» и «доброту, отзывчивость». Как вариант, учить психологическим приемам, направленным на себя)

регулярные занятия творчеством (я верю, что творчество в любых проявлениях — необходимая часть жизни даже для тех, кто не занимается им профессионально)

умение общаться на иностранных языках (хотя бы на английском, а в идеале на нескольких)

любовь к обучению, экспериментам, чтению, загадкам и широкий кругозор

развитая память, внимание (несомненно, пригодится в школе и в дальнейшей жизни)

Источник

1) Ðîññèÿ, Þðüåâåö: — Ìû âñå ðàçâèâàåì, è áåç äîñóãîâûõ öåíòðîâ

2)

Что считаете наиболее важным в развитии ребенка

Ìàðèíà: — Ó äåòåé ìëàäøåãî âîçðàñòà èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå íàïðÿìóþ çàâèñèò îò ôèçè÷åñêîãî.

————————

Íà ìîé âçãëÿä, â ýòîì êîíòåêñòå èíòåðåñíà êíèãà: Äæîí Òýéëîð Ãàòòî «Ôàáðèêà ìàðèîíåòîê. Èñïîâåäü øêîëüíîãî ó÷èòåëÿ». Íî å¸ ìîæíî áû îáñóäèòü è â îòäåëüíîé òåìå.

Êàê ïðàâèëüíî ðàçâèâàòü ðåá¸íêà?
Êàê ïîäãîòîâèòü åãî ê âûõîäó â Áîëüøîé ìèð çðåëîé è óâåðåííîé â ñåáå ëè÷íîñòüþ, ïàòðèîòîì ñâîåé ñòðàíû è ñâîåãî íàðîäà?

 ÷àñòíîñòè, ÿ äàâíî ïûòàþñü ïîíÿòü: ïî÷åìó ñåé÷àñ òàê ÷àñòî ðóøàòñÿ ñåìüè. È àâòîð êíèãè äà¸ò íà ýòî ïðàâäîïîäîáíûé îòâåò: âèíîâàòû øêîëà è ÑÌÈ. Àâòîð îáúåäèíÿåò âðåä îò ýòèõ íåïîõîæèõ ó÷åáíûõ ñòðóêòóð: îòîáðàòü ðåá¸íêà ó ðîäèòåëåé è ó äðóãèõ óìíûõ è ïðàâèëüíûõ ëþäåé, êîòîðûå ìîãëè áû ÷åìó-òî íàó÷èòü.

«
— ß ðîñ íà áåðåãàõ çåëåíîé ðåêè Ìîíîíãàýëû â ñîðîêà ìèëÿõ ê þãî-âîñòîêó îò ãîðîäà Ïèòñáóðã. È íà áåðåãàõ ýòîé òåìíî-çåëåíîé è âñåãäà òàèíñòâåííîé ðåêè ÿ íà÷àë ó÷èòüñÿ. Ðåêà áûëà ìîåé ëàáîðàòîðèåé: òàì ÿ íàó÷èëñÿ íàáëþäàòü è äåëàòü âûâîäû.
Êàê æå ðåêà ñäåëàëà ìåíÿ ó÷èòåëåì? Ñëóøàéòå. Ïî ôàðâàòåðó âçàä-âïåðåä øíûðÿëè êîëåñíûå ïàðîõîäû, âçäûìàþùèå ëîïàñòÿìè îáëàêà áåëûõ áðûçã, çàñòàâëÿþùèå çåëåíóþ ðåêó âñêèïàòü ÿðêî-îðàíæåâûì öâåòîì òàì, ãäå áûëè ïîòðåâîæåíû õèìè÷åñêèå ïîäâîäíûå òå÷åíèÿ; ñ áåðåãà ÿâñòâåííî ñëûøàëèñü ãðîìêèå øëåïêè ëîïàñòåé ïî âîäå. Ñî âñåãî ãîðîäà ñáåãàëèñü ìàëü÷èøêè ïîãëàçåòü â âîñòîðãå íà ýòî çðåëèùå. Ïî äåñÿòü ðàç â äåíü. Íèêîìó íèêîãäà íå íàäîåäàëî íàáëþäàòü çà ïàðîõîäàìè, ïîòîìó ÷òî íè÷òî âàæíîå íå ìîæåò íàñêó÷èòü.
 Ìîíîíãàýëå ó ðåêè âñå áûëè ìîèìè ó÷èòåëÿìè. Êàæäûé äåíü, êàê òîãäà êàçàëîñü ìàëü÷èøêå, îäèí èç òîâàðíûõ ñîñòàâîâ, äëèíîé â ìèëþ, îñòàíàâëèâàëñÿ â ãîðîäêå, ÷òîáû çàïðàâèòüñÿ ëèáî âîäîé, ëèáî óãëåì, ëèáî ïî êàêîé-òî äðóãîé òàèíñòâåííîé ïðè÷èíå; ìàøèíèñò è èíæåíåð ñïóñêàëèñü ê ÷óìàçîé äåòâîðå è ðàññêàçûâàëè íàì æåëåçíîäîðîæíûå áàñíè, îíè ïîçâîëÿëè íàì çàëåçàòü íà ïëàòôîðìû è ïîä íèõ, êàðàáêàòüñÿ íà öèñòåðíû, çàáåãàòü â òîâàðíûå âàãîíû, ãðóæåííûå óãëåì, à òàêæå â äðóãèå ñïåöèàëüíûå âàãîíû, íàçíà÷åíèå êîòîðûõ ìû çàïîìèíàëè òàê æå ëåãêî, êàê ñèëóýòû âðàæåñêèõ ñàìîëåòîâ. Ïðèìåðíî ðàç â ãîä íàñ ïðèãëàøàëè â ïðîïàõøèé çàòõëûì ïèâîì ñëóæåáíûé âàãîí è óãîùàëè áóòåðáðîäîì èç áåëîãî õëåáà ñ âàðåíîé êîëáàñîé. Íåçíàêîìûå ìóæ÷èíû ó÷èëè, íàñòàâëÿëè è âäîõíîâëÿëè ìàëü÷èøåê Ìîíîíãàýëû – ýòî áûëà äëÿ íèõ òàêàÿ æå ðàáîòà, êàê âîäèòü ïîåçäà.
Èíîãäà íà ñåðåäèíå ðåêè áðîñàë ÿêîðü ïàðîõîä, ñ íåãî â ëîäêó ñïóñêàëàñü êîìàíäà, ãðåáëà ê áåðåãó è ïðèâÿçûâàëà ñâîþ ëîäêó ê ïðèáðåæíîé èâå. Òàêîå ñîáûòèå ñëóæèëî ïîâîäîì äëÿ òîãî, ÷òîáû ëþáàÿ óòëàÿ ëîä÷îíêà âî âñåì ãîðîäå äëèíîé â äâåíàäöàòü êâàðòàëîâ íàïîëíèëàñü äåòüìè, êîòîðûå, êàê âèêèíãè, çàãðåáàÿ èíîãäà ïàëêàìè âìåñòî âåñåë, òóò æå îòïðàâèëèñü íà àáîðäàæ «Êðàñàâèöû Ïèòñáóðãà» èëè «Ðå÷íîé êîðîëåâû».  Ìîíîíãàýëå äåéñòâîâàë íåêèé íåãëàñíûé êîäåêñ, ïðàâèëà êîòîðîãî áûëè âñåì èçâåñòíû: åñëè ó ìóæ÷èí áûëî âðåìÿ, îíè ó÷èëè ìàëü÷èøåê âçðîñëåòü. Ìû íå õíûêàëè, êîãäà ýòî âðåìÿ èñòåêàëî, – ìóæ÷èíàì íàäî áûëî ðàáîòàòü – ìû ýòî ïîíèìàëè è óáåãàëè, áëàãîäàðíûå çà òîò ìèã íàøåãî ñîáñòâåííîãî áóäóùåãî, êîòîðûé ìû óñïåâàëè óâèäåòü áëàãîäàðÿ èì, êàê áû êðàòîê ýòîò ìèã íè áûë.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ äâà îáùåñòâåííûõ èíñòèòóòà êîíòðîëèðóþò æèçíü íàøèõ äåòåé: òåëåâèäåíèå è øêîëà – èìåííî â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè. Îáà îíè íèçâîäÿò ðåàëüíûé ìèð ìóäðîñòè, ñòîéêîñòè, ñäåðæàííîñòè è ñïðàâåäëèâîñòè äî ïîñòîÿííîé íåïðåêðàùàþùåéñÿ àáñòðàêöèè. Íà ïðîòÿæåíèè ïðîøëûõ ñòîëåòèé ïîðà äåòñòâà è îòðî÷åñòâà áûëà âðåìåíåì ðåàëüíîé ðàáîòû, ïîëåçíîé äåÿòåëüíîñòè, íàñòîÿùèõ ïðèêëþ÷åíèé è ïîèñêà íàñòàâíèêîâ, êîòîðûå ìîãëè áû íàó÷èòü òîìó, ÷òî äåéñòâèòåëüíî òðåáîâàëîñü â æèçíè. Áîëüøàÿ ÷àñòü âðåìåíè ïîñâÿùàëàñü îáùåñòâåííûì íà÷èíàíèÿì, âûðàáîòêå ïðèâÿçàííîñòåé, âñòðå÷àì, îáùåíèþ è ïîñòèæåíèþ âñåõ óðîâíåé æèçíè, ïðèîáðåòåíèþ íàâûêîâ îáóñòðîéñòâà äîìà è äþæèíå äðóãèõ îáÿçàííîñòåé, íåîáõîäèìûõ äëÿ ñòàíîâëåíèÿ íàñòîÿùèõ ìóæ÷èí è æåíùèí.
À âîò êàê â ñðåäíåì èñïîëüçóþò âðåìÿ ìîè íûíåøíèå ó÷åíèêè:

• Èç 168 ÷àñîâ, ñîñòàâëÿþùèõ íåäåëþ, äåòè ñïÿò 56. Îñòàåòñÿ, òàêèì îáðàçîì, 112 ÷àñîâ, êîòîðûå ìîæíî ïîòðàòèòü íà ðàçâèòèå ñâîåé ëè÷íîñòè.
• Ïî äàííûì ïîñëåäíèõ èññëåäîâàíèé, 55 ÷àñîâ â íåäåëþ äåòè ñìîòðÿò òåëåâèçîð. Òàêèì îáðàçîì, íà ðàçâèòèå èì îñòàåòñÿ 57 ÷àñîâ.
•  øêîëå äåòè ïðîâîäÿò 30 ÷àñîâ â íåäåëþ, ïëþñ îêîëî 8 ÷àñîâ óõîäèò íà ïîäãîòîâêó ê øêîëå è äîðîãó òóäà è îáðàòíî, îêîëî 7 ÷àñî⠖ íà äîìàøíèå çàäàíèÿ, âñåãî ýòî ñîñòàâëÿåò 45 ÷àñîâ.  òå÷åíèå ýòîãî âðåìåíè îíè íàõîäÿòñÿ ïîä ïîñòîÿííûì íàáëþäåíèåì è êîíòðîëåì âçðîñëûõ. Ó íèõ íå îñòàåòñÿ íè ëè÷íîãî âðåìåíè, íè ëè÷íîãî ïðîñòðàíñòâà, áîëåå òîãî, åñëè îíè ïûòàþòñÿ ïðîÿâèòü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è èñïîëüçîâàòü âðåìÿ èëè ïðîñòðàíñòâî òàê, êàê èì õî÷åòñÿ, èõ íàêàçûâàþò. Èòîãî ó íèõ îñòàåòñÿ 12 ÷àñîâ â íåäåëþ, êîòîðûå îíè ìîãóò ïîòðàòèòü òàê, êàê îíè õîòÿò. Íî êîíå÷íî æå, äåòè åäÿò, è íà ýòî òîæå òðåáóåòñÿ âðåìÿ – íåìíîãî, ïîòîìó ÷òî ìû óòåðÿëè òðàäèöèè ñåìåéíûõ òðàïåç, îäíàêî åñëè ìû îòïóñòèì õîòÿ áû 3 ÷àñà â íåäåëþ íà óæèíû, òî ÷èñòîãî ëè÷íîãî âðåìåíè êàæäîìó ðåáåíêó îñòàíåòñÿ 9 ÷àñîâ.

Читайте также:  Фотографии развития ребенка по месяцам

Ýòîãî íåäîñòàòî÷íî, íå òàê ëè? Êîíå÷íî, ÷åì ñîñòîÿòåëüíåå ñåìüÿ, â êîòîðîé æèâåò ðåáåíîê, òåì ìåíüøå âðåìåíè îí èëè îíà òðàòèò íà òåëåâèäåíèå, íî çàòî åãî âðåìÿ çàíÿòî äðóãèìè êîììåð÷åñêèìè ðàçâëå÷åíèÿìè è íåèçáåæíûìè ÷àñòíûìè óðîêàìè â îáëàñòÿõ, äàëåêèõ îò åãî ñîáñòâåííîãî âûáîðà. Âñÿ ýòà äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ ëèøü áîëåå ìÿãêèì ïóòåì ñîçäàíèÿ çàâèñèìûõ ñóùåñòâ, íå óìåþùèõ ñàìîñòîÿòåëüíî çàíÿòü ñåáÿ, íàéòè ñìûñë è ïðèäàòü çíà÷åíèå è ðàäîñòü ñâîåìó ñóùåñòâîâàíèþ.

Ïîõîæå, ìû ïåðåæèâàåì êðèçèñ. Äåòè è ñòàðèêè áåñïðåöåäåíòíî îòãîðîæåíû îò ðåàëüíîé îáùåñòâåííîé æèçíè; íèêòî ñ íèìè áîëüøå íå ñ÷èòàåòñÿ, à áåç ðåàëüíîãî ó÷àñòèÿ äåòåé è ñòàðèêîâ â ïîâñåäíåâíîé æèçíè ó îáùåñòâà íåò íè ïðîøëîãî, íè áóäóùåãî, îäíî ëèøü ñïëîøíîå íàñòîÿùåå.

Ãëàâíûå óðîêè ïî÷òè â ëþáîé øêîëå

:

Ïåðâûé óðîê — ýòî óðîê áåññèñòåìíîñòè. Âñå, ÷åìó ó÷àò äåòåé, äàåòñÿ âíå âñÿêîãî êîíòåêñòà. Íè÷òî íè ñ ÷åì íå ñâÿçàíî.

Âòîðîé óðîê — ëþäåé ìîæíî è íóæíî äåëèòü íà ãðóïïû: âñÿê ñâåð÷îê çíàé ñâîé øåñòîê. (Åùå äî ïîñòóïëåíèÿ â øêîëó íà÷èíàåòñÿ áîðüáà çà ìåñòî â ïðåñòèæíîì ó÷åáíîì çàâåäåíèè, è äåòè, ïîïàâøèå, ê ïðèìåðó, â ãèìíàçè÷åñêèé êëàññ èëè â ïðèâèëåãèðîâàííóþ øêîëó, ñìîòðÿò ñâûñîêà íà ñâîèõ ìåíåå óäà÷ëèâûõ ñâåðñòíèêîâ.)

Òðåòèé óðîê — óðîê áåçðàçëè÷íîãî îòíîøåíèÿ ê äåëó: êîãäà çâåíèò øêîëüíûé çâîíîê, äåòè äîëæíû òóò æå áðîñèòü âñå, ÷åì äî ýòîãî çàíèìàëèñü, êàê áû íè áûë âàæåí ïðîöåññ, è áûñòðî áåæàòü íà ñëåäóþùèé óðîê.  ðåçóëüòàòå ó÷åíèêè íèêîãäà íè÷åãî íå ïîçíàþò äî êîíöà.

×åòâåðòûé óðîê — ýòî óðîê ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòè. Ñ ïîìîùüþ çâåçäî÷åê, êðàñíûõ ãàëî÷åê, óëûáîê, õìóðûõ âçãëÿäîâ, ïðèçîâ, ïî÷åñòåé è íàêàçàíèé øêîëà ó÷èò äåòåé ïîä÷èíÿòü ñâîþ âîëþ êîìàíäíîé ñèñòåìå.

Ïÿòûé óðîê — óðîê èíòåëëåêòóàëüíîé çàâèñèìîñòè. Ó÷åíèêè æäóò, êîãäà ó÷èòåëü ñêàæåò èì, ÷òî íàäî äåëàòü. Ôàêòè÷åñêè äåòè äîëæíû ïðîñòî âîñïðîèçâîäèòü òî, ÷òî â íèõ âêëàäûâàþò, íå ïðèâíîñÿ íèêàêîé ñâîåé îöåíêè, íå ïðîÿâëÿÿ èíèöèàòèâû.

Øåñòîé óðîê — øêîëà ó÷èò äåòåé òîìó, ÷òî èõ ïðåäñòàâëåíèå î ñåáå îïðåäåëÿåòñÿ ìíåíèåì îêðóæàþùèõ.

Ñåäüìîé óðîê
— ïîëíàÿ ïîäêîíòðîëüíîñòü. Ó äåòåé ôàêòè÷åñêè íåò ëè÷íîãî ïðîñòðàíñòâà, íåò ëè÷íîãî âðåìåíè.

Áîãàòûå èëè áåäíûå, øêîëüíèêè äâàäöàòü ïåðâîãî âåêà íå â ñîñòîÿíèè íè íà ÷åì äîëãî ñîñðåäîòî÷èòüñÿ; ó íèõ âåñüìà ñìóòíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ïðîøëîì è î áóäóùåì. Îíè ñ ïîäîçðåíèåì îòíîñÿòñÿ ê áëèçêèì äîâåðèòåëüíûì îòíîøåíèÿì, ÷òî ïîíÿòíî, ïîòîìó ÷òî ÷àñòî áûâàþò ëèøåíû íàñòîÿùåãî ðîäèòåëüñêîãî âíèìàíèÿ; îíè áîÿòñÿ îäèíî÷åñòâà, îíè æåñòîêè, ïðàãìàòè÷íû, çàâèñèìû, ïàññèâíû, àãðåññèâíû è òðóñëèâû ïåðåä ëèöîì íåîæèäàííîñòè.
Øêîëà ðàçâèâàåò è äîâîäèò äî ãðîòåñêà âñå ñâîéñòâåííûå äåòñòâó íåãàòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ. Íåäåêëàðèðóåìûå, íî ðåàëüíî ñóùåñòâóþùèå öåëè ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ ïðåïÿòñòâóþò ýôôåêòèâíîìó ðàçâèòèþ ëè÷íîñòè.  ñàìîì äåëå, íå ýêñïëóàòèðóÿ áîÿçëèâîñòü, ýãîèñòè÷íîñòü è íåîïûòíîñòü, ñâîéñòâåííûå äåòÿì, íàøè øêîëû âîîáùå íå ñìîãëè áû ñóùåñòâîâàòü, êàê íå ñìîã áû ñóùåñòâîâàòü è ÿ â êà÷åñòâå äèïëîìèðîâàííîãî ó÷èòåëÿ. Ëþáàÿ îáû÷íàÿ øêîëà, ðèñêíóâøàÿ îáó÷àòü øêîëüíèêîâ òîìó, êàê ïîëüçîâàòüñÿ èíñòðóìåíòàìè êðèòè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ (òàêèìè, êàê äèàëåêòèêà, ýâðèñòèêà) è äðóãèìè ðàñêðåïîùàþùèìè óì ïðèåìàìè, áûëà áû ìãíîâåííà ðàñòåðçàíà íà ÷àñòè.  íàøåì ñâåòñêîì îáùåñòâå øêîëà ïîäìåíèëà ñîáîé öåðêîâü, è, êàê öåðêîâü, îíà òðåáóåò, ÷òîáû åå ó÷åíèÿ âîñïðèíèìàëèñü íà âåðó.

Øêîëû, íàõîäÿùèåñÿ â ìîíîïîëèè ãîñóäàðñòâà, ðàçâèâàþòñÿ â òàêîì íàïðàâëåíèè, ÷òî ìîè ìåòîäû, ïîëó÷è îíè ðàñïðîñòðàíåíèå, ïîñòàâÿò ïîä óãðîçó âåñü èíñòèòóò ãîñóäàðñòâåííîãî îáðàçîâàíèÿ.  òî÷å÷íîì æå ìàñøòàáå ëþáîé ïåäàãîã, ïðèøåäøèé ê òåì æå âûâîäàì, ÷òî è ÿ, ÿâëÿåòñÿ â õóäøåì ñëó÷àå âñåãî ëèøü ðàçäðàæèòåëåì äëÿ êîìàíäíîé ñèñòåìû (êîòîðàÿ âûðàáîòàëà àâòîìàòè÷åñêèé çàùèòíûé ìåõàíèçì ïî èçîëÿöèè ïîäîáíûõ ìíå áàöèëë ñ èõ ïîñëåäóþùåé íåéòðàëèçàöèåé è óíè÷òîæåíèåì). Ýêîíîìèêà, ïðè êîòîðîé íûíåøíèì ó÷åíèêàì ïðåäñòîèò æèòü è ðàáîòàòü, íå âûäåðæèò ïîêîëåíèÿ ìîëîäûõ ëþäåé, îáó÷åííûõ, ê ïðèìåðó, êðèòè÷åñêè ìûñëèòü.

 ìîåì ïîíèìàíèè ïåäàãîãè÷åñêèé óñïåõ ïðåäïîëàãàåò áîëüøóþ äîëþ áåçóñëîâíîãî äîâåðèÿ ê äåòÿì – äîâåðèÿ, íå îáóñëîâëåííîãî êàêèìè-ëèáî ïîêàçàòåëÿìè. Íåîáõîäèìî äàòü ëþäÿì âîçìîæíîñòü ñîâåðøàòü ñâîè ñîáñòâåííûå îøèáêè è îñóùåñòâëÿòü íîâûå ïîïûòêè, èíà÷å îíè íèêîãäà íå ñòàíóò ñàìèìè ñîáîé è, õîòÿ âïîëíå ìîãóò ñîçäàâàòü âïå÷àòëåíèå êîìïåòåíòíîñòè, â ðåàëüíîñòè — áóäóò ëèøü ïîâòîðÿòü çàó÷åííîå èëè ïîäðàæàòü ÷óæîìó ïîâåäåíèþ. Ìîå ïðåäñòàâëåíèå î ïåäàãîãè÷åñêîì óñïåõå âîñïðèíèìàåòñÿ îáû÷íî êàê âûçîâ ìíîãèì óäîáíûì îáùåïðèçíàííûì ïîñòóëàòàì î òîì, ÷åìó èìååò ñìûñë ó÷èòü äåòåé è èç êàêîãî ìàòåðèàëà ñîòêàíà ñ÷àñòëèâàÿ æèçíü.

Êîãäà ðàññìàòðèâàåòñÿ îáùèííàÿ ñóùíîñòü òàêèõ èíñòèòóöèîíàëüíûõ îáðàçîâàíèé, êàê øêîëû, êîëëåäæè, âîîðóæåííûå ñèëû, êðóïíûå êîðïîðàöèè è ïðàâèòåëüñòâåííûå àãåíòñòâà, êàê ïðàâèëî, èãíîðèðóåòñÿ òîò ôàêò, ÷òî îíè ÿâëÿþòñÿ íèêàêèìè íå Îáùèíàìè, à Îðãàíèçàöèÿìè.  îòëè÷èå îò Îáùèí Îðãàíèçàöèè ïîçâîëÿþò ëþäÿì îáùàòüñÿ â î÷åíü îãðàíè÷åííûõ ðàìêàõ, â óçêîì ñïåêòðå îäíîãî èëè ìàêñèìóì íåñêîëüêèõ ñïåöèôè÷åñêèõ îáúåäèíÿþùèõ ïðèçíàêîâ.

Ïðîðàáîòàâ âñþ ñâîþ ñîçíàòåëüíóþ æèçíü øêîëüíûì ó÷èòåëåì, ÿ ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî åäèíñòâåííûì ñîäåðæàíèåì øêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ìåòîä ìàññîâîãî îáó÷åíèÿ. Âñå óïîìÿíóòûå âûøå ïàòîëîãèè ïðîèñõîäÿò â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè èç-çà òîãî, ÷òî øêîëüíàÿ ñèñòåìà ïðåïÿòñòâóåò òîìó, ÷òîáû äåòè çàíèìàëèñü ñàìîïîçíàíèåì. Òàêæå ýòî ñëåäñòâèå áîðüáû øêîëüíîé ñèñòåìû ñ òåì, ÷òîáû äåòè ïðîâîäèëè äîñòàòî÷íî âðåìåíè â ñâîåé ñåìüå, â êîòîðîé ìîæíî íàéòè íåîáõîäèìûå æèçíåííûå ñòèìóëû, íàó÷èòüñÿ áûòü óïîðíûì, ïîâåðèòü â ñîáñòâåííûå ñèëû, îáðåñòè ìóæåñòâî, äîñòîèíñòâî, íàó÷èòüñÿ ëþáèòü è ïîìîãàòü äðóãèì – òî åñòü ïîëó÷èòü êëþ÷åâûå óðîêè ñåìåéíîé è îáùèííîé æèçíè.
Òðèäöàòü ëåò íàçàä ýòè óðîêè åùå ìîæíî áûëî ïîñòè÷ü â òî âðåìÿ, êîòîðîå îñòàâàëîñü ïîñëå øêîëû. Íî òåëåâèäåíèå ñúåëî áîëüøóþ ÷àñòü ýòîãî âðåìåíè, à ñî÷åòàíèå òåëåâèäåíèÿ è ñòðåññîâ, õàðàêòåðíûõ äëÿ ñåìåé, ãäå îáà ðîäèòåëÿ ìíîãî ðàáîòàþò, èëè äëÿ íåïîëíûõ ñåìåé ïîãëîòèëî òàêæå áîëüøóþ ÷àñòü ñåìåéíîãî âðåìåíè. Ó íàøèõ äåòåé íåò äîñòàòî÷íîãî ñâîáîäíîãî âðåìåíè, íåîáõîäèìîãî äëÿ ïîëíîöåííîãî ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, à â ñîöèàëüíîì ïëàíå âìåñòî ïëîäîðîäíîé ïî÷âû èì äîñòàëàñü âûææåííàÿ ïóñòûíÿ.
Íà íàøó êóëüòóðó ñòðåìèòåëüíî íàäâèãàåòñÿ áóäóùåå, êîòîðîå ïîòðåáóåò, ÷òîáû ìû âñå ïîñòèãëè ìóäðîñòü íåìàòåðèàëüíîãî îïûòà; áóäóùåå, êîòîðîå â êà÷åñòâå ïëàòû çà âûæèâàíèå ïîòðåáóåò, ÷òîáû ìû âñòàëè íà ïóòü åñòåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, ñîêðàòèâ ìàòåðèàëüíûå èçäåðæêè. Ýòîìó íåâîçìîæíî íàó÷èòüñÿ â øêîëàõ – â òîì âèäå, â êîòîðîì îíè ñåé÷àñ ñóùåñòâóþò.

 êà÷åñòâå ó÷èòåëåé â øêîëàõ ðàáîòàþò òûñÿ÷è äîáðûõ, íåáåçðàçëè÷íûõ ëþäåé, íî àáñòðàêòíàÿ ëîãèêà ýòîãî îáùåñòâåííîãî èíñòèòóòà ïîãëîùàåò èõ èíäèâèäóàëüíûé âêëàä. È õîòÿ ó÷èòåëÿ – ëþäè, êàê ïðàâèëî, íåðàâíîäóøíûå, è ðàáîòàþò îíè î÷åíü è î÷åíü ìíîãî, ñàì ïî ñåáå èíñòèòóò øêîëû áåçíðàâñòâåíåí.
»

Ñîîáùåíèå
îòðåäàêòèðîâàë Âàëåðèé . . [ËÑÈ], Ðîññèéñêàÿ ãëóáèíêà (àâòîð ïîñòà) 2015-11-13 12:27:17

Источник